Сошенко и Тарас оказались земляками. Вскоре после встречи в Летнем саду, в первый же свободный день, Тарас пришел, по приглашению художника, к нему домой.
Сошенко был одинокий человек. Он жил на одной из длинных, прямых улиц Васильевского острова, на 4-й линии, в полуподвальном помещении. Вокруг — обычный васильеостровский пейзаж. Строгие улицы, серые высокие мрачные здания. В узких дворах играли бледные, заморенные дети. Но Тарасу здесь нравилось: в первый раз за долгое время он почувствовал себя дома. Обычная угрюмая настороженность и застенчивость уступили место веселости, которой он был щедро наделен.
Тарас начал прилежно заниматься, ловя каждое слово своего нового учителя, и наконец дерзнул сам писать масляными красками.
Сошенко показывал Тарасу копии картин великих художников, рассказывал о мастерах, их создавших. Он заметил, что хотя Тарас много ходил по городу, но по-настоящему его не знает. Сошенко решил показать юноше Петербург.
На берегу Невы высилась Петропавловская крепость — оплот деспотической власти русских царей. За непроницаемыми ее стенами томились борцы за свободу, о которой и думать не разрешалось. Пушки, ядра и часовые у ворот крепости возбуждали чувство настороженности и тревоги.
Манили Тараса вдаль мачты многочисленных кораблей на Неве. Видел он и бедные деревянные домики окраин, представлявшие разительный контраст с великолепными жемчужно-серыми, фисташково-зелеными й бледножелтыми домами парадных кварталов. Редко-редко появлялась здесь нарядная городская коляска, зато часто можно было встретить крестьянина, погоняющего тощую лошаденку.
Особенно пленяли Тараса набережные Екатерининского канала « Мойки. Отсюда, «азалось ему, идут пути в какие-то неведомые страны, открывается окно в огромный мир. К тому же он знал, что где-то на Мойке живет Пушкин. Юноша глубоко чувствовал силу пушкинского гения. Он еще не смог бы выразить словами это чувство, но, читая Пушкина, хотел творить, рисовать, писать стихи, петь...
У него на глазах выступали слезы, когда он, наслаждаясь музыкой пушкинского стиха, вслух самому себе читал и перечитывал на
темном своем чердачке:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
Во время масленицы Сошенко повел Тараса на Адмиралтейскую площадь, где происходило гулянье.
Вокруг наскоро сколоченных пестрых балаганов толпился народ. Под звуки нехитрой шарманки веселились ремесленники, люди с канатного и прядильного дворов, складов пакли, корабельные мастера, девушки из предместий.
Тарас чувствовал себя спокойно — не то, что год назад, когда, прослышав о красоте петергофских фонтанов, отправился туда в праздничный день, не спросясь у хозяина. Тарас знал, что Ширяев его не отпустит. Юноша пошел в Петергоф в своем единственном на все случаи жизни тиковом халате, захватив кусок черного хлеба и полтину меди. Желание побывать на празднике было сильнее страха перед хозяином, но когда он увидел в толпе самого Ширяева с супругой, то сломя голову бросился бежать, так и не повидав как следует всех петергофских фонтанов и статуй. К тому же он был усталый, голодный и, прибежав домой, тотчас заснул на своем чердачке. Там и нашел его утром хозяин, ничего не узнавший о самовольной отлучке Тараса.
Теперь Сошенко выпросил у Ширяева разрешение Тарасу уйти на несколько часов. В конце концов, после долгих уговоров, Ширяев позволил. Решено было отправиться в праздничный день на гулянье.
Сошенко важно шествовал под сенью своей широкополой шляпы. Тарас весело поглядывал на танцующих. И он бы не прочь был покружиться, да стеснялся.
Миловидная девушка в простенькой шляпке с поднятыми полями ласково взглянула на Тараса, как бы приглашая танцевать, но он смущенно отвернулся, хотя сердце его забилось сильнее. Ее приветливое лицо напомнило ему Дуню Гусиковскую, скрасившую тяжелую, подневольную жизнь в Вильне. Он теперь и сам не разбирался, чего больше было в его чувстве к ней: любви или благодарности за участие. Она нередко снилась ему. Проснувшись, он с горечью вспоминал, что разлучен с нею не по своей воле, что, может быть, никогда не придется свидеться.
В такие минуты с особой силой в нем закипал гнев против панов. Ни творить, ни любить он не имел права по собственному выбору и вкусу. Человек с душой поэта и художника был вещью в руках бездушного крепостника. Он мог только урывками заниматься любимым искусством. Его вечно угнетала мысль: «Я себе не принадлежу».
Сошенко, видя успехи Тараса в живописи, посоветовал ему делать портреты акварелью с натуры.
Иван Ничипоренко, дворовый Энгельгардта, понравился Тарасу своим характерным лицом, и это лицо вдруг ожило на полотне. Тарас сам не ожидал, что у него так хорошо получится. Энгельгардт случайно увидел портрет, и на миг в его холодных глазах вспыхнул интерес. Через несколько дней Тараса вызвали из ширяевского дома к хозяину и велели принести краски.
В пышно убранной гостиной сидела дама, одетая модно и нарядно. Энгельгардт, находившийся тут же, приказал Тарасу сделать ее портрет. Голубые пустенькие глаза женщины манерно прищурились при виде молодого художника: невысокий, круглолицый, в своем замасленном халате, он казался почти мальчиком. Лицо женщины не нравилось Тарасу, но он послушно водил кистью, уверенно смешивая краски.
Портрет вышел похожим, но неживым.
С этих пор Энгельгардт довольно часто заказывал Тарасу портреты своих знакомых. Шевченко рисовал женские лица — смуглые, розово-белые, яркорумяные; его рука приобретала все больший опыт, но это не было искусством. Принудительная работа над этими портретами хзставляла его холодным и лишний раз напоминала: «Ты себе не принадлежишь».
Сошенко решил во что бы то ни стало вырвать Тараса из рабства. Это он открыл его, и он не даст пропасть молодому таланту.
Он рассказывал всем своим друзьям о прекрасном даровании юноши, крепостного помещика Энгельгардта. Они захотели увидеть Тараса. Так познакомился Шевченко с украинским писателем Евгением Гребенкой, с конференц-секретарем Академии художеств Григоровичем. Григорович помог устроить его в Общество поощрения художников, которое поддерживало молодые дарования.
Литература, искусство, наука с небывалой силой захватили Тараса, учившегося ранее лишь урывками и тосковавшего по книге. Ему захотелось все прочесть, все узнать.
Наконец-то Тарас почувствовал радость общения с умными, талантливыми, гуманными людьми! Гребенка много говорил с ним о литературе. Это был талантливый украинский писатель, завоевавший широкую известность своими баснями. В этих баснях, сохранивших национальное своеобразие, он шел по стопам великого русского баснописца Крылова; многие строки его басен стали народными выражениями. Гребенка писал и русскую прозу, был и переводчиком Пушкина на украинский язык.
Талант и сердечность молодого украинского писателя притягивали к нему многих. В широкий круг его знакомых входили и русские и украинцы, которых было немало в Петербурге. «Петербург есть колония образованных малороссиян», — писал Гребенка своим друзьям на Полтавщину.
С Гребенкой Шевченко чувствовал себя легко, он забывал о подневольном положении, хотя и не решался заговорить о своих поэтических опытах.
Как-то Гребенка дал Тарасу небольшую книжку, отпечатанную в петербургской типографии на украинском языке. Тарас прочитал на обложке: «Энеида, на малороссийский язык перелицованная И. Котляревским. Санкт-Петербург, 1798 год».
— «Энеида»? — радостно спросил Тарас. — Давно, еще школьником, я ее читал украдкой от учителя...
— Превосходная вещь, — сказал Гребенка.
Он с жаром стал рассказывать об авторе этой книги — Иване Петровиче Котляревском, сердечном и чутком человеке и талантливом писателе, глубоко ценившем народный язык. Гребенка, который и сам любил записывать украинские народные сказки, песни, легенды и думы, говорил о том, как молодой Котляревский толкался на базарах и ярмарках, на сельских праздниках и гуляньях, изучая живую, народную речь, жадно ловя и записывая меткое словцо, красочный образ, пословицу, поговорку.
Перед Шевченко вставала вся жизнь Котляревского. Он узнал, что Котляревский был домашним учителем в семье богатых помещиков, затем участником русско-турецкой войны 1806 года, одним из создателей конного украинского полка в 1812 году для борьбы с полчищами Наполеона. Выйдя в отставку, Котляревский обосновался в Полтаве и занял скромную должность инспектора полтавского Дома воспитания детей бедных дворян. Он руководил одно время полтавским театром, для которого написал комедии «Наталка-полтавка» и «Москаль-чарiвник». Они принесли славу Котляревскому. Но главным его произведением была комическая поэма «Энеида». Над ней он работал почти всю жизнь.
— А где теперь Котляревский? — спросил Шевченко. Гребенка подробно описал свое недавнее посещение в Полтаве престарелого автора «Энеиды», который жил уже на покое, уединенно, в маленьком домике. Тарас ясно представил себе высокого худощавого старика в белом полотняном халате и в простой соломенной крестьянской шляпе, гуляющего с книжкой в руках по своему садику или сидящего за скромной трапезой в маленькой кухоньке.
В эту ночь Шевченко не спал. Он снова, с увлечением читал «Энеиду», по временам громко смеялся, хлопал в ладоши и выкрикивал, как в детстве: «Вот это здорово!»
Древнеримский поэт Вергилий в поэме «Энеида» описал приключения многострадального троянского героя Энея. После разрушения Трои греческим войском Эней со своими друзьями долго странствовал по морям, прежде чем прибыл к берегам Италии, где основал город Рим. Гребенка рассказал Тарасу содержание этой поэмы, но у Котляревского Шевченко нашел нечто другое: он увидел пародию на торжественное повествование древнеримского поэта. Олимпийские боги — Зевс, Юнона, Венера и другие — служили Котляревскому для осмеяния дворянского общества, а в Энее и его спутниках проступали черты запорожских казаков. Шевченко нравился живой народный юмор поэмы Котляревского, шутки и остроты, сверкавшие на страницах «Энеиды». Отдельные строки Тарас записывал на клочке бумаги. Не раз повторял он:
Мужича правда есть колюча,
А панська на вci боки гнуча.
Особенно нравилось Шевченко описание ада, куда автор «Энеиды» поместил чиновников-взяточников, панов-крепостников, «що людям льготи не давали i ставили ix за скотiв».
Шевченко читал также книги и других украинских писателей. Ему нравились рассказы и повести Квитки-Основьяненко. Писатель изображал сельский быт, рисовал портреты простых честных крестьян, сатирически осмеивал пройдох и мошенников из сельского начальства, вроде волостного писаря Шельменко. Квитка-Основьяненко не посягал на основы самодержавия, но осуждал жестокость крепостников, в комических тонах изображал моральное убожество панов Халявских и Пустолобовых.
Григорий Федорович Квитка жил в Харькове, занимал судейскую должность; он писал на русском и украинском языке.
«Пиши о людях, видимых тобою, — советовал писателям Квитка, — а не вымышляй характеров небывалых, неестественных, странных, диких, ужасных».
Простота и жизненность рассказов и повестей Квитки пленяли Шевченко. Его трогала судьба крестьянской девушки Маруси, которая умерла, не дождавшись приезда любимого; его волновал рассказ о честном батраке Левке, которого несправедливо обвинили в краже денег: деньги взял беспутный сын его хозяина, Тимоха. Шевченко при этом вспомнил, как мачеха заподозрила его когда-то в краже.
У Тараса было мало времени для чтения, но он каждую свободную минуту брался за книгу. Он радовался новым басням Гребенки, выучил наизусть басню Гулака-Артемовского «Пан и собака», в которой автор зло высмеял самодурство крепостников.
Верный пес Рябко, олицетворяющий крепостного, всегда оказывается виноватым. Его бьют и за то, что он, всю ночь сторожа барский дом, мешал спать своим лаем, и за то, что он, охраняя покой пана, не лаял и допустил вора. Положение у Рябка безвыходное, и пес приходит к горькому выводу:
Той дурень, хто дурним iде панам служити,
А больший дурень — хто iм дума угодити!
Да, Тарас хорошо знал, что панам не угодишь, но он никогда и не хотел угождать — против этого возмущалась вся его вольнолюбивая натура.
Читая книги, беседуя с образованными людьми, Тарас искал ответа на мучивший его вопрос: неужели всегда так было? Неужели всегда Украина томилась под панским гнетом? И он стал читать книги о прошлом своей родины. Прочитал о славной Запорожской Сечи в низовьях Днепра, о том, как храбро отстаивали запорожские казаки свою независимость и отбивали опустошительные набеги турок и польской шляхты. Тарас с особенным волнением читал о тех временах, когда крестьянские повстанцы — гайдамаки — поднимались против польских панов, огнем и мечом уничтожая насильников.
Гребенка читал Тарасу свои украинские стихи. До него словно опять доносились напевы кобзарей; они будили воспоминания о родине, и ему самому захотелось писать.
Отдыхая украдкой в Летнем саду, Тарас в рисовальную тетрадку рядом с контуром какой-нибудь статуи записывал строки стихов. Он вспоминал широкий Днепр, его спокойствие, его бури:
Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер листья рвет,
До долу клонит лес высокий
И волны грозные несет.
А бледный месяц той порою
За темной тучею блуждал,
Как челн, застигнутый волною,
То выплывал, то пропадал.
Еще в селе не просыпались,
Петух зари еще не пел...
Сычи в лесу перекликались,
Да ясень гнулся и скрипел
Так впоследствии сложились первые строфы поэмы «Порченая». В романтическую историю несчастной любви молодой крестьянской девушки и казака вплетались народные поверья и песни о русалках и леших. Все, что смутно в детстве запечатлелось в сознании Тараса, всплыло теперь на поверхность и складывалось в певучие строки. Стихи были грустные, и хотя их содержание не отражало жизни поэта, но грусть, звучавшая в них, была вызвана именно ею. Он не мог больше молчать и изливал в стихах скорбь и гнев подневольного человека на свою судьбу.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.