Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Радищев и русская литература


"Радищев в русской критике". Пособие для учителей. Под ред. В. Д. Кузьминой
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1952 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Великая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была рождена атмосферой пугачёвского восстания, до самых основ потрясшего пышное здание дворянской монархии.
Радищев в своё время явился единственным русским писателем из дворян, кто не только не ужаснулся восставшего народа, но признал его историческую и моральную правоту. Сочувственное отношение к пугачёвскому восстанию резкой гранью отделяет Радищева от остальных просветителей XVIII века. Ни один из них не достиг высоты его революционной мысли, никто из них не преодолел ограниченности политических представлений, свойственных просветительству XVIII века, как сделал это Радищев.
Французские просветители и философы-материалисты, идеологически подготовившие революцию 1789 года, тем не менее были достаточно умеренны в области непосредственно политических требований. Как правило, они мирились на компромиссной форме «просвещённого абсолютизма». Радищев же начисто отверг самый принцип абсолютизма.
Радищев не питал решительно никаких иллюзий на счёт «философа на троне», он разоблачил реакционную суть «просвещённого абсолютизма», якобы воплощённого в политике Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» нанесло сильнейший удар по легенде о «просветительстве» Екатерины, кюторую, по ее собственной инспирации, создавали на Западе такие видные и авторитетные писатели, как Вольтер, Дидро, Гримм и др. Знаменитый «Сон» Радищева (в главе «Спасская Полесть») направлен непосредственно против Екатерины и зло разоблачает демагогическую ложь официального «просветительства», которым она пыталась замаскировать своё самовластие. Недаром этот «Сон» особенно возмутил Екатерину; тут Радищев попал ей не в бровь, а в глаз...
Величие Радищева состоит в том, что он явился вершиной революционной мысли XVIII века в масштабах не только русского, но общемирового идейного движения. В то время за рубежом России не было никого, кто мог бы встать вровень с Радищевым по глубине, решительности и последовательности революционных выводов, сделанных им применительно к условиям русской действительности и в интересах закрепощённого народа.
Признав за народом право на насильственное свержение самодержавия и уничтожение рабства, признав высшую, правду и справедливость народного мщения за все преступления деспотизма против природы и человечества, Радищев отразил в своей идеологии революционные настроения и чаяния широких масс русского народа, с оружием в руках поднимавшегося на своих угнетателей.
Радищев был человеком громадной учёности, редчайшей, поистине энциклопедической эрудиции, источниками которой служили не только наука и литература, но и превосходное знание действительности и богатый личный опыт. Необыкновенна широта его интересов. Хозяйственное положение и культурное состояние России, беззаконие и произвол государственной власти, злодейства рабовладельцев, нищета и бесправие рабов, вопросы гражданской морали и общественного воспитания, просвещения, печати и цензуры, реакционная роль церкви и вред религиозных суеверий, положение писателя в обществе и вопрос о его предназначении, специальные проблемы философии, истории, политической экономии, права, искусства и литературы, естественных наук, астрономии, химии, медицины, агрономии и т. д. — решительно всё интересовало Радищева, на всё он откликнулся, и в каждой области он был вооружён точным знанием и сумел сказать новое слово — слово материалиста и революционера.
Замечательной чертой Радищева было сознание неразрывной связи теории с действием. Он ни в малейшей мере не склонялся к отвлечённому умозрению, но стремился найти практическое осуществление воодушевлявших его идей в борьбе за свободу народа и преобразование русской жизни на новых началах. Он был всецело охвачен желанием служить России мыслью, словом и делом. Ревнуя о свободе и счастье русского народа, «рожденного к величию и славе», но обездоленного и униженного царями и помещиками, Радищев всю свою деятельность подчинил ясно осознанным задачам освободительной борьбы.
Ещё задолго до появления «Путешествия из Петербурга в Москву», в одной из своих первых напечатанных работ — переводе книги Мабли «Размышления о греческой истории» (1773) — Радищев сделал революционные выводы из социальной теории просветителей и заявил себя убеждённым сторонником республиканской формы правления. В примечании к тексту Мабли он сказал: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Не разделяя либеральных иллюзий, характерных для большинства просветителей, он не возлагал никаких надежд на «мирное» перерождение самодержавия, на добровольный отказ его хотя бы от крупицы своей неограниченной власти. В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (написанном в 1782 г., анонимно изданном в начале 1790 г., ещё до выхода в свет «Путешествия») Радищев писал: «... нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь успустил добровольно что либо из своея власти, седяй на престоле» (I, 151).
С такими убеждениями Радищев приступил к созданию великой книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В основном книга была закончена в 1788 году, но впоследствии Радищев внёс в неё важные дополнения. За издание этой книги Радищев был приговорён самодержавием к смертной казни, заменённой ссылкой в Илимский острог.
В посвящении, предпосланном «Путешествию», Радищев писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала» (I, 227). Страдания угнетённого человечества и борьба за его освобождение стали главной темой Радищева. Желая образно охарактеризовать русское самодержавие, он поставил эпиграфом к своей книге стих из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». И он с замечательным мужеством, с великолепной отвагой выступил один на один против этого огромного чудища и нанес ему сокрушительный удар.
Книга Радищева дышит страстной, неугасимой ненавистью к насилию над человеком, к поруганию человеческого достоинства. Он создал потрясающую картину народного горя. Реалистическая верность этой картины волнует доныне.
На ярких впечатляющих примерах Радищев с громадной разоблачительной силой показал страшный и отвратительный облик крепостничества. Описав нищенскую, задымленную, заросшую грязью крестьянскую избу, он говорит: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние». Помещиков он называет «зверями алчными, пиявицами ненасытными», которые оставляют крестьянам «один воздух», — и то потому лишь, что отнять его не могут.
«...Помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме...» (I, 378).
С болью и гневом рассказывает Радищев о продаже крестьян с молотка, излагает историю проданного старика, некогда спасшего жизнь своим барам (глава «Медное»), говорит о варварской рекрутчине, о трагической дудьбе крепостных интеллигентов — людей, случайно, по прихоти помещика, получивших образование, но оставшихся бесправными рабами («Городня»), об отчаянном положении крестьянских девушек, ставших жертвами похоти своих господ («Едрово»), о насильственных браках между крестьянами, заключённых по приказу барина («Чёрная грязь»), и т. д. С неменьшей силой разоблачал Радищев свору царских чиновников — больших и малых, грабителей и лихоимцев, казнокрадов и разных мирских захребетников, сидевших на шее народа и наживавшихся за его счёт.
Охваченный чувством жгучей, непримиримой ненависти к крепостничеству, Радищев прямо и внятно сказал в своей книге, что этот страшный мир насилия и унижения должен быть уничтожен без остатка и что на его обломках нужно построить новый мир, основанный на «вольности частной», поскольку «человек во всём от рождения свободен» и «порабощение есть преступление». В показаниях на следствии он не обинуясь признал: «Желание моё стремилось всех крестьян от помещиков отобрать и сделать их вольными». Освобождение крестьян Радищев мыслил с предоставлением им полного и неотчуждаемого права на земельную собственность.
Народ в представлении Радищева является источником и носителем верховной власти. Это была точка зрения наиболее радикальных и демократических идеологов эпохи Просвещения. Но Радищев пошёл дальше. Не в пример другим просветителям, он поднялся до постижения идеи народа как творца истории и её главной движущей силы. Только так следует понимать высказанную в «Путешествии» мысль о бурлаке (то-есть крестьянине, на языке XVIII века), который «многое может решить доселе гадательное в Истории Российской» (I, 230). Не случайно... этот образ бурлака произвёл глубокое впечатление на нескольких русских писателей, в том числе на Герцена.
Откликаясь на самые насущные запросы русской жизни, Радищев был полон размышлений об исторических судьбах родины и родного народа. Думая о будущем России, он видел залог её экономического, государственного и культурного прогресса только в свободе народа. И он был проникнут убеждением, что русский народ достоин свободы. В творчестве Радищева патриотические идеи слились воедино с идеей революции.
Глубокая вера в творческие возможности народа, в его созидательную энергию, в его волю к борьбе за свободу — составляет существо пламенного патриотического чувства, владевшего Радищевым. Он не упускал случая, чтобы не «отдать справедливость народному характеру»: «Твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский... О, народ, к величию и славе рождённый, ежели они обращены в тебе будут на снискание всего того, что соделать может блаженство общественное!» (II, 146—147).
В последних словах Радищев выразил свою заветную мысль о том, что сила и энергия русского народа должны быть приложены к его борьбе за свободу.
Народность Радищева заключалась не только в том, что он открыто выступил в защиту интересов народа, но и в том, что он увидел и показал величие и благородство народа, его неистребимую духовную силу, его героизм и самоотверженность. В русском крестьянине, придавленном крепостническим гнётом, забитом помещиками и чиновниками, Радищев увидел человека в полном и подлинном смысле этого слова, — человека, высокие моральные качества которого он противопоставил растленной «морали» крепостников, «недостойных носить имя человеческое».
В «Путешествии» Радищев многократно возвращается к этой теме, на ряде примеров показывает трудолюбие, ум и талантливость русского крестьянина, присущее ему чувство собственного достоинства. В рассказе о крестьянской девушке Анюте и её женихе (глава «Едрово») Радищев с особенной убедительностью запечатлел силу и глубину человеческих чувств, свойственных простым русским людям: «Я не мог надивиться, нашед толико благородства в образе мыслей у сельских жителей» (I, 307).
Увидев источник нравственной силы в народе, Радищев увидел в нём и залог лучшего будущего. Он понял, что народ получит свободу только в том случае, если сам завоюет сё. Отсюда — убеждение Радищева в том, что революционеру надлежит опереться на народные массы и возложить свои надежды на крестьянскую революцию. В одной из центральных глав «Путешествия» («Медное») он прямо и недвусмысленно провозгласил право народа на восстание против его поработителей, заявив, что крепостному крестьянству следует ожидать свободу не от «советов» либеральных народолюбцев, которые остаются «великими отчинниками» (то-есть собственниками), но единственно «от самой тяжести порабощения» (1,352).
Это был ничем неприкрытый призыв к крестьянской революции, и именно так поняла Радищева Екатерина II. В своих заметках о «Путешествии» она записала по поводу данного места: «то есть надежду полагает на бунт от мужиков». Самого Радищева царица назвала «бунтовщиком хуже Пугачёва», подозревая, что «он себя определил быть начальником, книгою ли или инако исторгнуть скиптра из рук царей».
Радищев открыто грозил крепостникам новым Пугачёвым. Он писал, что крестьяне только «ждут случая и часа», и предрекал помещикам «меч и отраву, смерть и пожигание» как справедливое возмездие за их «суровость и бесчеловечие». Рассказывая об одном рабовладельце — «варваре, недостойном носить имя гражданина», Радищев отверг право подобных «кровопийц» на их собственность, нажитую на поте и крови народа: «Богатство сего кровопийца ему не принадлежит. Оно нажито грабежом и заслуживает строгого в законе наказания».
И далее Радищев призывает обрушить «на ceгo общественного злодея» «человеколюбивое мщение»: «Сокрушитеорудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы, и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство» (I, 326). В другом случае Радищев оправдывает расправу крестьян над помещиками, надругавшимися над крепостными девушками (глава «Зайцово»).
Оправдывая революционное насилие над тиранами, Радищев поднялся на такую высоту политического сознания, которая была недоступна ни одному из мыслителей и писателей его времени. Замечательна его вера в созидательную силу революции. Он высказал твёрдую уверенность в том, что истребление «племени» крепостников не несёт никакого ущерба русской государственности и культуре, потому что народ, завоевав свободу, сумеет выделить из своей среды новых и более достойных руководителей: «О, если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы сваи! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени: но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны, — Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие» (I, 368—369).
С программной отчётливостью Радищев изложил свои политические убеждения в знаменитой оде «Вольность», помещённой (в извлечениях) в «Путешествии из Петербурга в Москву». Это — вдохновенный гимн свободе:

О, дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О, вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Исполни сердце твоим жаром,
В нём сильных мышц твоих ударом
Во свет рабства тьму претвори,
Да Брут и Телль ещё проснутся,
Седяй во власти, да смятутся
От гласа твоего цари.

Революционная сила этого замечательного произведения, сыгравшего громадную роль в развитии русской политической поэзии, была такова, что ещё в начале XX века царская цензура не разрешала публиковать его полностью.
В оде «Вольность» Радищев задался целью изложить свой философско-исторический взгляд на развитие «духа свободы» в различные эпохи и поэтически сформулировал своё представление о будущем свободном мире, который должен возникнуть на обломках деспотизма.
С исключительной силой разоблачён в оде «Вольность» политический и духовный гнёт феодализма, союз самовластия и церкви. Церковь для Радищева — «чудовище ужасно», «покрывши разум темнотою и всюду сея ползкий яд», она была, есть и будет «вечный источник» рабства:

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут;
Одна сковать рассудок тщится,
Другая волю стерть стремится...

Центральная тема оды — тема народного мщения тиранам. «Трепещи!» — так обращается Радищев к царю, который «в народе зрит лишь подлу тварь»: «Се мститель грядет, прорицая вольность...» Далее Радищев ярко рисует картину революционного восстания и народного суда над царём:

Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает,
В различных видах смерть летает
Над гордою главой паря.
Ликуйте, склепанны народы
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя...

От имени народа Радищев судит тирана и присуждает его к мучительной казни:

Злодей, злодеев всех лютейший,
Превзыди зло твою главу,
Преступник, изо всех первейший,
Предстань, на суд тебя зову!
Злодействы все скопил в едино,
Да ни едина прейдет мимо
Тебя из казней, супостат.
В меня дерзнул острить ты жало.
Единой смерти за то мало,
Умри! умри же ты сто крат!

Радищев осуждает Кромвеля — вождя английской буржуазной революции XVII века — за то, что тот сам стал тираном и «твердь свободы сокрушил». Но вместе с тем он чтит Кромвеля, потому что тот подал народам «великий и благотворный пример», казнив короля Карла.

Но научил ты в род и роды,
Как могут мстить себя народы,
Ты Карла на суде казнил...

Во времена Радищева никто другой ни на Западе, ни в России не говорил о царях-тиранах с такой непримиримой ненавистью. Понятно, что ода «Вольность» окончательно привела Екатерину в смятение и бешенство. «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою, — писала она в своих замечаниях о книге Радищева. — Кромвелев пример приведён с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские». «Это набат революции», так отозвалась об оде «Вольность» княгиня Дашкова.
Радищев сочувственно откликнулся в оде «Вольность» на революционную войну североамериканских колоний против английского владычества (1776—1783), которую В. И. Ленин охарактеризовал как одну из «...действительно освободительных, действительно революционных войн...»
Похвала американской революции, однако, не помешала Радищеву в том же «Путешествии» (глава «Хотилов») с замечательной прозорливостью разглядеть подлинный облик североамериканской буржуазной демократии, оставившей в рабстве миллионы негров.
С горячим негодованием писал Радищев об европейцах-колонизаторах, которые, «опустошив Америку, утучнив нивы её кровию природных её жителей, положили конец убийствам своим новою корыстию»; эти «проповедники миролюбия... к корени яростного убийства завоевателей прививают хладнокровное убийство порабощения». «Несчастные жертвы знойных берегов Нигера и Сенегала... под тяжким жезлом благоустройства вздирают обильные нивы Америки».
И Радищев отказывается назвать «блаженною страною» Северо-Американские Штаты, «где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надёжного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова». Он проклинает это государство рабовладельцев, поняв всю ложь их мнимой демократии: «О, дабы опустети паки обильным сим странам! дабы терние и волчец, простирая корень свой глубоко, истребил все драгие Америки произведения!» (I, 316—317).
Но мысль Радищева в оде «Вольность», равно как и во всех главах «Путешествия», вращалась прежде всего в кругу национальных проблем. В финальных строфах «Вольности» воображение Радищева переносится к грядущему и неизбежному (хотя и отдаленному, как он понимает) освобождению «отечества драгого», когда человечество «возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природы правом, двинется...», когда власть деспотизма «приведена будет в трепет» и «развеется в одно мгновенье», когда «иссякнут все беды» и над Россией воссияет «день, избраннейший всех дней». При этом Радищев ясно выразил своё представление о будут щем государственном устройстве освобождённой родины. Он предполагал, что на развалинах старого мира возникнет республиканский союз народов, основанный на их дружбе и согласии:

Из недр развалины огромной,
Среди огней, кровавых рек,
Средь глада, зверства, язвы тёмной,
Что лютый дух властей возжег —
Возникнут малые светила;
Незыблемы свои кормила
Украсят дружества венцем,
На пользу всех ладью направят
И волка хищного задавят,
Что чтил слепец своим отцем.

Радищев в своей жажде свободы обмолвился в оде «Вольность», что ему хотелось бы, чтобы хотя прах его покоился пусть в чужой, но свободной стране. Но он тотчас же отметает эту мысль: «Но нет! где рок судил родиться, да будет там и дням предел...»
И своё право на благодарную память потомства он видит в том, что был первым глашатаем русской свободы:

Да хладный прах мой осенится
Величеством, что днесь я пел;
Да юноша, взалкавый славы,
Пришед на гроб мой обветшалый,
Дабы со чувствием вещал:
«Под игом власти сей рожденный,
Нося оковы позлащенны,
Нам вольность первый прорицал».

Радищев-писатель продолжил традиции прогрессивной русской литературы XVIII века. Он унаследовал патриотический пафос Ломоносова и социальную направленность обличительной сатиры Новикова и Фонвизина, творчество которых уже было обогащено элементами реализма. Своим творчеством Радищев ознаменовал новый этап исторического развития национальной художественной культуры. Он положил начало русской революционной литературе. И как художник, он твёрдо стоял на почве революционного мировоззрения...
Активный, революционный сентиментализм Радищева вёл к жизни, к народности, к реализму, к глубокому раскрытию противоречий социально-исторической действительности, к борьбе с самодержавием и крепостничеством.
Рассматривая литературу как единственно доступную ему в условиях того времени политическую трибуну, Радищев стремился поставить своё творчество на службу делу общественного и культурного преобразования русской жизни в интересах народных масс. Он первый в русской литературе выдвинул и обосновал взгляд на писателя как на общественного деятеля, которому принадлежит ответственная роль в деле политического просвещения и морального воспитания народа в духе передовых идей века.
Он говорил, что если писатель показывает «шествие разума человеческого», «преследует истину», разоблачает «предрассудки и суеверие», «труд сего писателя бесполезен не будет: ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению, устранит хотя некоторых от пагубныя стези и заградит полёт невежества».
И далее следуют знаменитые слова Радищева: «Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого; блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель» (1,261).
Радищев настойчиво обосновывал понимание литературы как острого оружия идейной борьбы, ставил перед писателем прямые агитационно-пропагандистские задачи, видел его призвание в активной борьбе с деспотизмом: «Не достойны разве признательности мужественные писатели, восстающие на губительство и всесилие, для того, что не могли избавить человечества из оков и пленения?» (I, 391).
Именно так осмыслял Радищев и свой собственный писательский подвиг: «Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению и, — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь», — с такими словами обратился он к своему читателю в посвящении к «Путешествию», ожидая, что «подъятый им труд» даст «сугубый плод» (1,227).
Эта мысль о необходимости связать своё дело писателя с освободительной борьбой, освещающая особым светом всё, что писал Радищев, предопределила характер и направление его творческих исканий...
Революционный сентиментализм Радищева открыл в рубской литературе путь к социальному реализму. В произведениях Радищева, и прежде всего в «Путешествии из Петербурга в Москву», очень сильны и весомы (в наибольшей степени, нежели у кого-либо из русских писателей XVIII века) элементы реализма в изображении человека, общественных отношений и быта.
«Я обратил взоры мои во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы», — писал Радищев в посвящении к «Путешествию» (1, 227).
Величайшая историческая заслуга Радищева как писателя и заключается в том, что, воодушевлённый чувствами гражданского долга и социальной правды, он прямо взглянул на окружавшую его жизнь.
В своей книге Радищев воспользовался готовой литературной формой «путешествия», но наполнил её новым и необыкновенно богатым содержанием, подняв такие пласты материала и выдвинув такие темы, которых до него не знала русская и мировая литература. Многое, о чём рассказывает Радищев, вероятно, было взято им из жизни, из тогдашнего быта, из запаса личных впечатлений. По поводу «Систербецской повести» (глава «Чудово») он заметил: «Происшествие было на самом деле», по поводу казни, учинённой пугачёвцами распутному помещику (глава «Едрово»), — «повесть сия нелжива». Но при всём том художественный метод Радищева не имеет ничего общего с бескрылым натурализмом.
Радищев обобщает конкретные факты, стремится изображать «натуру» (действительность) так, чтобы в частном и единичном показать общее и типическое. Принцип реалистической типизации широко применён Радищевым в образах многочисленных персонажей «Путешествия». Он внёс в русскую литературу новый метод изображения человека во всей конкретности его чувств и переживаний — как человека социального, жизнь, деяния, характер и психика которого обусловлены окружающей его обстановкой, общественной средой, исторической действительностью. В «Путешествии» перед нами проходит целая галерея индивидуально-выразительных и вместе с тем социально-типических характеров (помещики, крестьяне, бюрократы, мелкие чиновники, купцы, интеллигенты). Принципы реалистического художественного мышления Радищева с особенной отчётливостью проявились в рассказе о крестьянке Анюте.
Радищев был талантливым и самобытно-оригинальным поэтом. Пушкин высоко оценил его стихи. Для творческой работы Радищева в области поэзии характерны настойчивые поиски индивидуального стиля. В своём решении проблем поэтического стиля Радищев исходил из стремления сделать поэзию формой выражения и пропаганды философских, моральных, исторических и общественно-политических идей в интересах борьбы за передовое революционно-демократическое мировоззрение.
«Нововводитель в душе», как назвал его Пушкин, Радищев смело нарушал установившиеся традиции, нормы и правила. Он отчётливо сознавал свою роль поэта-новатора, назвав в «Путешествии» автора оды «Вольность» (то-есть самого себя) «новомодным стихотворцем». Однако смелое новаторство Радищева в области поэзии не имело ничего общего с узким эстетским экспериментаторством ради обновления самих поэтических форм. В основе радищевского новаторства лежала тенденция присвоить стиховой речи новые качества в целях более полного и точного выражения мысли.
Роль, которую сыграл Радищев в деле обновления русской поэзии, была велика и плодотворна. Он заложил на русской почве основы как гражданской, политической поэзии, отвечавшей конкретным задачам освободительной борьбы («Вольность»), так и «поэзии мысли», преследовавшей цели пропаганды прогрессивного мировоззрения и передовых научных идей и выражавшей целую философскую концепцию («Осьмнадцатое столетие»).
В поэтическом творчестве Радищева нашли первое теоретически осознанное осуществление принципы «высокого» гражданственного стиля. Вслед за Радищевым этот гражданственно-героический стиль культивировали многие поэты 1800—1810-х годов (Пнин, Востоков, Гнедич, поэты-декабристы, молодой Пушкин, отчасти ранний Вяземский).
(Вл. Орлов, Радищев и русская литература, ГИХЛ, М., 1942 (в извлечениях).

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +