В мае 1790 г. в С.-Петербурге в собственной домовой типографии таможенного советника А. Н. Радищева вышла анонимная замечательная книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Это был страстный памфлет, направленный против крепостного права, против екатерининской монархии. То обстоятельство, что книга вышла через год после начала революции во Франции, ещё более усиливало впечатление от этой книги. Эпиграфом к своему «Путешествию» Радищев взял слова: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Этими словами Радищев характеризовал и царскую монархию, и крепостной строй — основу монархии.
Радищев писал свою книгу частями, а форму описания путешествия он избрал, как чисто внешний приём, который помогал ему показать различные уголки Российской империи между Петербургом и Москвой. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала» — писал Радищев в предисловии к «любезнейшему другу». И весь его труд пронизан этим страданием человеческим, вызванным невыносимым положением народа.
Радищев был последовательным революционным демократом конца XVIII столетия. Это был пропагандист, республиканец, который в этот острый период начавшейся в Европе буржуазной революции осторожно начал сколачивать кадры единомышленников.
Книга Радищева произвела огромное впечатление на современников, хотя только незначительное количество
экземпляров книги успело разойтись, остальные же были уничтожены. Как только стало известно о выходе книги, царица Екатерина II занялась внимательно её изучением, и секретарь её Храповицкий записывает 26 июня 1790 г.: «Говорено (Екатериной II) о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы» — «Тут рассеивание заразы французской, отвращение от начальства: автор мартинист ...» Открывается подозрение на Радищева.
2 июля Храповицкий записывает: «Продолжают писать примечания на книгу Радищева; а он, сказывают, препоручен Шешковскому и сидит в крепости». Шешковский был палач, которого иначе не называли, как «кнутобоец». Через пять дней после этого Храповицкий записывает:
«Примечания на книгу Радищева посланы к Шешковскому. Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачёва, показав мне, что в конце хвалит он Франклина, как начинщика...»
Екатерина очень нервно реагировала на книгу Радищева. Она напугана была смертельно начавшейся во Франции революцией: «Сочинитель оной, — пишет Екатерина, — наполнен и заражён французским заблуждением, ищет всячески и выискивает всё возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства».
Екатерина чувствует, что Радищев подрывает основы монархии, что он также подрывает доверие к религии, как оплоту монархии; она отмечает, что сочинитель совершенный деист, и «несходственны православному восточному учению размышления сии».
Радищев выступил в своей книге против монархии, он дал резкую, разрушительную критику монархического строя, он писал насмешливо о том, что «многие государи возмнили, что они суть боги...»
Екатерина, прочитавши эти изобличительные страницы, записывает в своих замечаниях: «Тут царям достается крупно... Сие думать можно, что целит на французской развратной нынешной пример. Сие тем более вероятно становится, что сочинитель везде ищет случай придраться к царю и власти». Её возмущает, что Радищев написал в своей книге: «Он был царь, скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, ежели не в царской?» Она добавляет к этому: «Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прищепляется с редкою смелостью».
Екатерина чувствует призыв к восстанию против царизма в страстном памфлете Радищева. Она читает страницы, где Радищев воспевает свободу:
«О! Дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О! Вольность, вольность, дар бесценный!..»
Царица отмечает, что эта ода Радищева «совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою. Кромвелев пример приведён с похвалою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские».
С одной стороны, Екатерина пытается показать, что она совершенно беспристрастно, объективно относится к произведению Радищева, как к литературному произведению, но она не может скрыть своего страха перед революцией... И этого достаточно Екатерине, чтобы она записала: «Сочинитель не сущий христианин, и вероподобие оказывается, что он себя определил начальником книгою ли, или инако, исторгнуть скипетра из рук царей; но как сие исполнить един не мог, показываются уже следы, что несколько сообщников имел, то надлежит его допросить как о сем и о подлинном намерений и сказать ему, чтоб он написал сам, как он говорит, что Правду любит, как дело было; ежели же не напишет правду, тогда принудить сыскать доказательство, и дело его сделается дурнее прежнего».
Мы упомянули уже, что дело Радищева было поручено «кнутобойце» Шешковскому. 13 июля 1790 г. издан был царский рескрипт графу Брюсу следующего содержания: «Граф Яков Александрович! Как известная зловредная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в благопристойном государстве отнюдь терпима быть не может, то и прикажите наблюдать, дабы она нигде в про даже и напечатании здесь не была, под наказанием, преступлению сему соразмерным. Пребываем вам благосклонная Екатерина».
Посаженный в крепость, Радищев дал подробные показания. Хотя он внешне выразил раскаяние, тем не менее он не выдал им ни одного из соучастников своей революционной работы. Он был приговорён за издание этой книги к смертной казни, которая заменена была ему десятилетней ссылкой в Илимский острог. Екатерина лицемерно писала в именном указе сенату о замене смертной казни Радищеву: «И хотя, по роду той важной вины заслуживает он сию казнь по точной силе законов..., но мы, последуя правилам нашим, чтоб соединять правосудие с милосердием, для всеобщей радости, которую верные подданные наши разделяют с нами в настоящее время, когда всевышний увенчал наши неустанные труды в благо империи, от него нам вверенной, вожделенным миром с Швециею, освобождаем его от лишения живота, и повелеваем его вместо того, отобрав у него чины, знаки ордена св. Владимира и дворянское достоинство, сослать его в Сибирь в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание».
Радищев и в ссылке оставался тем же непреклонным республиканцем, демократом, революционным просветителем конца XVIII столетия. Уже в Тобольске на вопрос о том, что он представляет собой политически, он отвечал стихами:
«Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был, и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду»
И это было действительно так. В сознании современников Радищев был непреклонным борцом против крепостников.
В переписке и литературных произведениях современников мы находим ряд интересных характеристик Радищева.
Канцлер А. А. Безбородко писал в письме В. С. Попову во время суда над Радищевым:
«Здесь по уголовной палате производится нашего примечания достойный суд. Радищев советник таможенный..., заразившись, как видно, Франциею, выдал книгу: «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненную защитою крестьян, зарезавших помещиков, проповедью равенства и почти бунта, противу помещиков, неуважения к начальникам, внёс много язвительного и, наконец, неистовым образом впутал оду, где излился на царей и хвалил Кромвеля... Сочинитель взят под стражу... Теперь его судят, и, конечно, ему выправиться нечем».
О Радищеве писал А. С. Пушкин в одном из вариантов к «Памятнику»:
«..вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел».
О нём же Пушкин писал: «Радищев, рабства враг, цензуры избежал...» (Пушкин, Послание цензору.)
Высокую оценку находим мы в стихотворении современника Радищева, известного материалиста-просветителя Ивана Пнина. Он благословляет Радищева, кто
«...смело правду говорил,
Кто ни пред кем не изгибался,
До гроба лестию гнушался».
Больше всего внимания Радищев уделяет в своём «Путешествии» положению крестьянства. Известный исследователь крестьянского вопроса в России В. И. Семевский даёт очень высокую оценку книге Радищева. «Ни в одном из мнений по крестьянскому вопросу, — пишет Семевский, — не исключая и Поленова, мы не найдём таких полных и обстоятельных указаний на дурные стороны крепостного права. Естественно, что при обрисовке положения крепостных Радищев ограничивается одною мрачною стороною их быта, но тем не менее труд его не превращается в злостный Памфлет со всевозможными преувеличениями; напротив, всё, что он говорит, подтверждается и другими источниками...»
Радищев приводит многочисленные данные относительно крепостной работы крестьян, которых гоняли на барщину шесть дней в неделю, а в некоторых случаях и по воскресеньям. Радищев рассказывает, как крестьяне жили полуголодной жизнью, бесправные, подвергались зверским истязаниям. Читая эти проникнутые гневом и ненавистью к угнетателям строки книги Радищева, царица Екатерина узнавала и себя и помешдков, описанных в книге. Так, по поводу описания одного из насильников-помещиков Екатерина заметила: «Едва ли не история Александра Васильевича Салтыкова». Радищев описывает продажу 75-летнего ветерана войны... Этот крестьянин спас во время войны жизнь отцу своего господина и самого помещика вытащил из реки. И этого-то крестьянина, вместе с 80-летней старухой-женой, вскормившей своим молоком мать помещика, продавали, как скотину!
Какой же выход видел Радищев из этого положения? Выход Радищев видел в освобождении крестьян с землёю. Он набрасывает замечательный для своего времени проект уничтожения крепостного рабства. Историк Семевский отмечает, что этот проект Радищева «по широте и определённости превосходит все ему предшествовавшие». Радищев, выставляя требования об освобождении крестьян с земельным наделом... предлагает ряд практических мер, не отказываясь, однако же, от главной своей мысли, что освобождение должно совершиться с дарованием крестьянину земли, и основывает это требование на том, что крестьяне, а не помещики платят подати».
И даже после 6-летней ссылки в Сибирь Радищев остался при своих убеждениях и с неменьшей страстностью защищал необходимость освобождения крестьян.
В «Путешествии» мы находим изумительной силы обличения крепостничества: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем — воздух».
«С одной стороны почти всесилие, с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судья, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного в узах, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме!»
Выход из тяжёлого положения Радищев видит в крестьянской революции. Он знает, что эта революция будет кровавой расправой с помещиками; но он считает, что государство ничего не потеряет от гибели помещичьего класса, что народ из своей среды выделит великих мужей, которые будут воспитаны в совершенно иных понятиях, установят ийьне отношения между людьми. Радищев уверен, что это не мечта.
«О, если бы рабы, тяжкими узами отягчённые, яряся в отчаянии своём, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ и кровью обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени, но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие!»
Радищев хорошо видел сквозь целое столетие.
Ленин высоко ценил Радищева как предшественника декабристов. Во время войны Ленин писал в статье «О национальной гордости великороссов» по поводу насилий царизма над народом: «Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика» (Соч., т. 21, изд. 4, стр. 85).
Но революционная партия масс, партия большевиков, это было уже самым последним завоеванием рабочего класса, обеспечивающим ему победу в социалистической революции. А в начале этого пути Ленин выдвигает Радищева, революционного демократа, просветителя, врага рабства, защитника интересов крестьянских масс.
«Путешествие из Петербурга в Москву» издано 150 лет тому назад. А недавно ленинградские пионеры с помощью газеты «Ленинские искры» организовали своё путешествие по тем же местам, какие 150 лет тому назад описал Радищев. В № 40 газеты «Ленинские искры» (30.IV. 1940) мы находим выдержки из записей, относящихся к этому путешествию. Поучительная картина! Теперь это был путь от Ленинграда до Москвы, путь от первого города революции до центра социалистического государства, путь по социалистическим городам и колхозным сёлам.
Теперь школьники изучают труд Радищева и учатся ценить роль этого русского просветителя. Они знают: то, о чём мечтал Радищев — полное освобождение крестьян, полное раскрепощение народа, уничтожение монархии — всё это осуществлено было именно потому, что из среды того народа, в силу которого и в победу которого так горячо верил Радищев, поднялся новый класс — революционный рабочий класс. Авангард этого класса — большевистская партия, руководимая Лениным и Сталиным — осуществил величайшие исторические задачи. Советский народ должен знать, что в воспитание революционных поколений, которые расшатали царскую монархию, внёс свою заметную долю и революционный просветитель конца XVIII века, «рабства враг» А. Н. Радищев.
(«Правда», № 143, 24 мая 1940 г.)
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.