...Самым ярким представителем освободительных стремлений нашего восемнадцатого века был, без сомнения, Радищев. Его знаменитое Путешествие из Петербурга в Москву показывает, как сильно возмущали его «алчность дворянства, грабёж, мучительство и беззащитное нищеты состояние». Он называет помещиков алчными зверями и ненасытными пиявицами; он спрашивает у них, что оставляют они крестьянину, и отвечает: «То, чего отнять не можете, воздух. Да, один воздух. Отъемлете нередко у него не токмо дар земли: хлеб и воду, но и самый свет... Вот жребий заклепанного во узы! Вот жребий заключенного в смрадной темнице! Вот жребий вола во ярме!»
Ненавидя крепостное право, Радищев ненавидел и царскую власть. В его оде «Вольность», замечательной во многих отношениях, особенно поражает нынешнего читателя следующая строфа, очевидно навеянная воспоминанием об английской революции семнадцатого века и оказавшаяся пророческой по отношению к Франции, где в то время всё более и более разыгрывалась революционная буря:
Восстанет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает;
В различных видах смерть летает
Над гордою главой царя!
Ликуйте, склепанны народы!
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя!
В лице Радищева мы, может быть, впервые встречаемся с убеждённым и последовательным русским револю-
------------------------
Г. В. Плеханов ошибочно цитирует «Вольность» Радищева: «Над гордою главой царя» вместо «Над гордою главой паря» по лейпдигскому изданию 1876 года. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), Лейпцигское издание 1876 г., стр. 219—220.
------------------------
ционером из «интеллигенции». И не даром Екатерина II говорила о нём, что он бунтовщик хуже Пугачёва...
Известно, что Радищев погиб, можно сказать, дважды, но то стремление, которого он был одним из самых первых представителей, не погибло, а росло и крепло в последующие царствования.
(Г. В. Плеханов, Соч., т. X, стр. 356—357, «14 декабря 1825 года» {Речь, произнесённая на русском собрании в Женеве 14-го (27-го) декабря 1900 года).
2.
Миросозерцание Радищева, хотя и не тождественно с миросозерцанием передового человека нашего времени, — по весьма понятной причине тождество является здесь, очевидно, невозможностью, — однако связано с ним узами близкого родства. Идеи, на которых он воспитался, были теми идеями, под знаменем которых совершился плодотворный общественный переворот конца XVIII века и которые частью до сих пор сохранили своё значение, а частью послужили теоретическим материалом для выработки нынешних наших понятий...
...В 1765 г. Екатерина приказала отправить в Лейпцигский университет двенадцать молодых людей для изучения наук. Радищев попал в их число...
«Мы не столько помышлять начали о нашем учении, — рассказывал впоследствии Радищев, — как о способах освободиться от толико несносного ига. Подобно как в обществах, где удручение начинает превышать пределы терпения, и возникает отчаяние, так и в нашем обществе начиналися сходбища, частые советования, предприятия и всё, что при заговорах бывает: взаимные о вспомоществовании обещания, неумеренность в изречениях. Тут отважность была похваляема, а робость молчала, но скоро единомыслие протекло всем души». Короче, произошло то, что мы называем теперь студенческими беспорядками. По приговору своих товарищей, один из студентов дал
--------------------------
Товарищами Радищева были, по словам его сына Николая: Янов, Челищев, Кутузов, Рубановский, кн. Несвицкий, Ф. Ушаков, М. Ушаков, Насакин, кн. Трубецкой, Олсуфьев. Потом на место умерших кн. Несвицкого, кн. Трубецкого и Ф. Ушакова присланы были Козодавлев и Волков.
--------------------------
пощёчину Бокуму, а тот, с своей стороны, обрушился на непокорных молодых людей, как на уголовных преступников...
...Они должны были обучаться латинскому, немецкому, французскому и, по возможности, славянскому языкам, моральной философии, римскому праву, «а наипаче праву естественному и всенародному». Но, помимо этих предметов, Радищев по собственному желанию много занимался естествознанием, особенно химией и медициной.
Как всегда бывает там, где существуют хотя бы весьма небольшие группы молодёжи, усердно работающей над выработкой своего миросозерцания, между нашими лейпцигскими студентами нашёлся человек, которому досталась роль духовного руководителя своих товарищей. Это был Фёдор Васильевич Ушаков...
...Радищев, написавший «житие» Ушакова и сохранивший для нас его, разобранные выше, статьи, был согласен с ним в очень многом, если не во всём. Разбирая взгляды Ушакова, мы в то же время узнаём воззрения Радищева.
Наиболее характерной чертой этих воззрений является большая или меньшая близость их к теориям передовых французских мыслителей. Поэтому мы должны заботливо отмечать все отступления от этих теорий, замечаемые нами как в воззрениях самого Радищева, так и во взглядах его старшего товарища, Ушакова...
...В ноябре 1771 г. Радищев вернулся в Россию. Он ехал на родину с горячим желанием посвятить ей все свои силы. В написанном им «Житии Ф. В. Ушакова» он говорит, обращаясь к своему другу, будущему мистику А. М. Кутузову: «Воспомни нетерпение наше видеть себя паки на месте рождения нашего, воспомни о восторге нашем, когда мы узрели межу, Россию от Курляндии отделяющую. Естьли кто, бесстрастный, ничего иного в восторге не видит, как неумеренность или иногда дурачество, для того не хочу я марать бумаги: но естьли кто, понимая, что есть исступление, скажет, что не было в нас такового и что не могли бы мы тогда жертвовать и жизнию для пользы отечества, тот, скажу, не знает сердца человеческого». Родина не нашла такого приложения для его молодых сил, при котором нужна была бы значительная доля восторженного героизма.
Вместе с А. М. Кутузовым и другим своим товарищем по пребыванию за границей он был определён на службу в Сенат, в звании протоколиста. Сын его Николай сообщает, что немного радости принесла эта служба Радищеву... Вследствие этого сначала Кутузов, а потом Радищев перешёл в военную службу. Он причислен был, в чине капитана, к штату тогдашнего петербургского главнокомандующего гр. Брюса, при котором отправлял должность обер-аудитора. По словам его сына, эта новая служба была самой приятной эпохой в жизни А. Н. Радищева. Это возможно. Однако факт тот, что при петербургском главнокомандующем Радищев прослужил только три или четыре года и вышел в отставку.
В 1776 г. мы опять видим его на службе. Теперь он выступает перед нами в роли асессора коммерц-коллегии. Роль эта, конечно, тоже не имела в себе ничего героического. Но пословица не без основания говорит: не место красит человека, а человек место.
Как только бывшему лейпцигскому студенту удалось вникнуть в дела коммерц-коллегии, он выступил на борьбу за правду. Первым нам известным поводом для этого послужило дело «пеньковых браковщиков», обвинявшихся в упущениях по должности. Президент, вице-президент и все остальные сослуживцы Радищева считали их виновными. Один он, — бывший тогда самым младшим членом коллегииг — составил себе противоположное мнение об этом деле и не преминул его высказать. Это вызвало целый переполох. Перепуганный вице-президент коллегии долго убеждал Радищева замолчать, чтобы не ввести во гнев президента, гр. А. Р. Воронцова. Радищев твёрдо стоял на своём, и дело дошло до его личного объяснения с президентом. К удивлению перепуганных чиновников, этот последний признал его доводы убедительными, и «браковщики» были оправданы. С этих пор А. Р. Воронцов обратил внимание на своего умного и смелого подчинённого, а потом в годы тяжёлых, обрушившихся на него преследований оказывал ему весьма серьёзную поддержку. Вообще всё, что мы знаем о служебной деятельности Радищева, рисует нам его как умного, деятельного и совершенно бескорыстного чиновника. Иначе и быть не могло... Радищев стремился к литературной работе и уже вскоре после возвращения в Россию принялся за перевод весьма известного в своё время сочинения Мабли «Размышления о греческой истории». Его перевод появился в 1773 году под названием: «Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков. Сочинения г. аббата де-Мабли». Издан был он «Обществом, старающимся о напечатании книг», которое основал Новиков в самом начале 1773 года... «Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же, и более, над ним право, какое ему даёт закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества».
Одновременно с переводами наш автор занимался поэзией. Однако уже вскоре после выхода на русском языке книги Мабли, А. Н. Радищев надолго прервал свою литературную деятельность...
... Радищев, вспоминая о том восторге, который овладел лейпцигскими русскими студентами при возвращении их на родину, меланхолично прибавлял: «Признаюсь, и ты, мой любезный друг (он обращался здесь к А. М. Кутузову. — Г. П.), в том же признаешься, что последовавшее по возвращении нашем жар сей в нас гораздо умерило». Далее у Радищева следовал горячий упрёк по адресу власть имевших. «О, вы, управляющие умами, колико вы бываете часто кратковидцы и близоруки, колико кратно упускаете вы случаи на пользу общую, утушая пламень, объемлющий сердце юности! Единожды смирив юношу, нередко навеки соделаете его калекою»... ... Это очень ясно видно из брошюры Радищева: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».
Брошюра эта помечена 8 августа 1782 г.; в ней речь идёт о предмете, в течение весьма долгого времени имевшем самую тесную связь с «идеалистическими стремлениями» передовых русских людей. Говоря об открытии в Петербурге памятника Петру, Радищев ставит вопрос: за что собственно дают этому государю название великого? Такого названия заслуживают только те государи, которые оказали услуги своему отечеству. Какую же услугу оказал Пётр I России? Радищев говорит, что хотя бы этот государь «не отличился различными учреждениями, к народной пользе относящимися, хотя бы он не был победитель Карла XII, то мог бы и для того великим называться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая яко первенственное вещество была без действия...»
...Достойно замечания, что при этом, в отличие от молодого Карамзина, Радищев отнюдь не забывает о тёмных сторонах деятельности Петра. «И я скажу, — сознаётся он, — что мог бы Пётр славнея быть, возносяся сам и вознося отечество своё, утверждая вольность частную». Но Радищев был убеждён, что вообще невозможно ждать от монархов добровольного утверждения вольности.
«Если имеем примеры, что Цари оставляли Сан свой, дабы жить в покое; что происходило не от великодушия, но от сытости своего Сана; но нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы Царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на Престоле». Это замечание о психологической невозможности добровольного отказа монархов от своей власти показывает, каково было политическое настроение Радищева.
...Но живой о живом и думает. Радищев, всегда внимательно следивший за передовыми течениями западноевропейской литературы, не мог не ощутить, так или иначе, приближения революционной бури во Франции. И вполне естественно, что ощутив её приближение, он почувствовал усиленную жажду литературной деятельности. Вот почему он опять взялся за своё перо, давно уже лежавшее без употребления.
В 1789 г. вышло его, не раз уже упомянутое мною, «Житие Ф. В. Ушакова», заключающее в себе драгоценные данные для его собственной биографии. Если судить по этому сочинению, то главным его интересом был тогда интерес политический. Он метко характеризует нравы нашей бюрократии, рассматривая их как неизбежный результат нашего политического строя. «Пример самовластия Государя, не имеющего закона на последование, ниже в расположениях своих других правил, кроме своей воли или прихотей, — говорит он, — побуждает каждого начальника мыслить, что, пользуяся уделом власти беспредельной, он такой же властитель частно, как тот в общем...»
...Радищев говорит, что эта «несчастная» мысль губит тысячи любящих отечество граждан, теснит дух и разум. Но при данных условиях мысль эта, по его мнению, совершенно неизбежна...
Что же делать? Неужели мириться с деспотическими привычками лиц, власть имеющих?.. Нужно бороться; нужно научиться давать отпор более или менее высокопоставленным деспотам. ...Гражданин служит своей стране, но не прислуживается к начальству. На этот счёт Радищев выработал себе целый ряд правил, которым юн следовал в своей практической жизни и которые были изложены им в его сочинениях. Мы уже знаем, как независимо держал он себя на службе по отношению к своему начальству; теперь посмотрим, как внушал он чувство независимости своим читателям.
В своём «Путешествии» он выводит некоего дворянина, будто бы встреченного им на станции «Крестьцы». Дворянин этот провожает своих детей на службу и, расставаясь с ними, преподаёт им уроки практической мудрости. Вот эта мудрость, не имеющая ничего общего с «пошлым опытом глупцов».
... Как видим, здесь выводимый Радищевым дворянин предупреждает своих детей против того же холопского недуга, который бичевал впоследствии Некрасов в первой части своих «Размышлений у парадного подъезда». Обычай посещения знатных особ по праздникам имеет целью снискание их расположения, А это недостойно уважающего себя чиновника...
...Интересно, что, стараяеь внушить своим читателям чувство независимости и наставляя их насчёт того, как нужно вести себя по отношению к знатным боярам, Радищев осуждал также страсть к щегольству, подвергавшуюся беспощадному осуждению в кружках передовой молодёжи шестидесятых годов...
...Вообще, читая наставления крестицкого дворянина своим детям, невольно вспоминаешь некоторые статьи Добролюбова, преподававшие молодым читателям правила о том, как следует им вести себя в жизни, и особенно о том, как давать отпор самодурам. Радищев явился у нас первым в ряду тех передовых учителей жизни, между которыми такое видное место заняли потом Чернышевский и Добролюбов. Сходство его практических правил с правилами, выработанными этими последними, тем более достойно внимания, что в теории он весьма часто опирался на посылки, имевшие очень много общего с философскими посылками Чернышевского и Добролюбова...
...Крестицкий дворянин предупреждает своих детей: «Не воображайте себе, что бы я хотел изторгнуть из уст ваших благодарность за моё о вас попечение, или же признание, хотя слабое, ради вас мною соделанного...» ...Совершенно такой же взгляд на всякого рода альтруистические свои действия высказывают,— только гораздо лучшим языком, — герои знаменитого романа Чернышевского «Что делать?». Каждый из них утверждает, что им руководят исключительно эгоистические побуждения (побуждения корысти, как выражается крестицкий дворянин), и это на том основании, что, собираясь совершить альтруистические поступки, каждый ждёт от них большого для себя удовольствия...
...Но если Лопухов и Кирсанов впадали в романе Чернышевского в точно такую же терминологическую ошибку, какую гораздо раньше их делал крестицкий дворянин в «Путешествии» Радищева, то ведь это вовсе не значит, что Чернышевский или Радищев устами своих героев про-поведывали эгоизм. Напротив, проповедь их была проповедью самого возвышенного альтруизма... Это мы лучше всего видим на примере как самого Радищева, так и его крестицкого дворянина... По словам этого последнего, правила общежития относятся или к подчинению нравам и обычаям народным, или к исполнению закона, или же, наконец, к поведению, согласному с добродетелью...
...Под обязанностью человека Радищев понимает, как видно, обязанность по отношению к тому, что должно быть, т. е. к идеалу. Обязанностью гражданина называется у него обязанность по отношению к тому, что есть, иначе — к существующему порядку вещей. Когда действительность противоречит идеалу, когда её требования идут вразрез с требованиями добродетели, и когда, следовательно, приходится выбирать между теми и другими, тогда добродетель становится высшим законом...
...Эти строки показывают, что, оставаясь строгим блюстителем законности в своём качестве чиновника, Радищев нимало не был расположен приносить интересы прогресса в жертву закона. Чиновник охотно уступал в нём дорогу гражданину. Но нарушать требования закона во имя требований прогресса — значит навлекать на себя преследования. Радищев хорошо сознавал и это. Он хотел, чтобы передовые русские люди, служа «добродетели», заранее научились не бояться опасности. «Если бы, закон или Государь, или бы какая-либо на земле власть, подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебим...» ...Это уже совсем недвусмысленная проповедь самоотвержения в борьбе с общественной несправедливостью. Радищев отдавал себе ясный отчёт в том, в какое безвыходное положение может попасть в России верный слуга прогресса. Он указывал на самоубийство, как на последнее прибежище человека, подвергающегося гонению за свою добродетель...
...Теперь уже неопровержимо установлено, что ещё раньше появления этой книги Радищев довольно полно и последовательно изложил в печати свои революционные взгляды.
(Г. В. Плеханов, Сочинения, т. XXII, Гиз, М. Л., 1925, стр. 333—355. «История русской общественной мысли», ч. III. Движение русской общественной мысли после Петровской реформы, гл. XIII. Радищев.)
3.
Версия к главе XIII (А. Н. Радищев).
Что же делать? По своему образу мыслей Радищев не мог мириться с деспотическими замашками людей, облечённых властью. Мы уже знаем, что, желая и умея служить, он не желал и не умел прислуживаться. Он поставил себе за правило «непреступать порога, отделяющего раболепство от исполнения должности». Но этим он не мог удовлетвориться...
Радищев сознаёт, что потребность борьбы с этими неизменными, но очень вредными привычками, неизбежно возникает и будет возникать в сердцах любящих свою родину русских людей. Выражаясь словами Белинского, мы можем сказать, что, в данном случае, Радищев сумел психологически развить идею отрицания. Больше того. Он развил (психологически) эту идею и позаботился о том, чтобы преподать своим читателям правила для её проведения в жизнь...
...Но если деспотические привычки лиц, облечённых властью, неизбежны при данных общественных и политических условиях, то отсюда ещё не следует, что надо мириться с ними. И Радищев никогда не делал такого вывода.
Мы видели, что, как чиновник, он справлялся с законом, а не с настроением своих начальников. Само собою понятно, что, когда он находил нужным и возможным выступать в роли публициста, то показывал себя ещё менее склонным входить в сделку с общественным злом...
...Что же касается такой правдивости, то ею не только пропитана каждая страница «Путешествия из Петербурга в Москву», но и вся практическая деятельность Радищева. Вспомните, как вёл он себя в деле пеньковых браковщиков. Все его сослуживцы, включительно до президента коммерц-коллегии, находили нужным подвергнуть их наказанию; он один пришёл к убеждению в их невинности и упорно отстаивал это убеждение. Таким смелым правдолюбом остался он до конца своей жизни, и именно потому, что «Путешествие из Петербурга в Москву» явилось выражением такого правдолюбия, оно представляет собою одно из самых замечательных явлений в истории русской литературы XVIII столетия...
...Самый главный недостаток знаменитой книги Радищева, это — плохой язык...
...И хуже всего то, что, чем более увлекается Радищев, чем большее значение имеет в его глазах предмет, о котором он пишет, тем охотнее облекает он свои мысли в тяжеловесное церковно-славянское одеяние... Но не все современные Радищеву русские писатели употребляли такой «штиль»...
Другим недостатком этой книги является в глазах нынешнего читателя избыток «чувствительности». Но в то время сентиментальное настроение распространялось, как поветрие, и возможно, что чувствительность Радищева казалась скорей достоинством, чем недостатком.
Приступая к чтению «Путешествия», сильно чувствуешь эти два его недостатка. Но, по мере того как вчитываешься в эту книгу, впечатление, производимое недостатками, ослабевает, а впечатление, получаемое от её содержания, наоборот, всё более и более усиливается.
(Г. В. Плеханов, Соч., т. XXII, стр. 359—362.)
4.
...Тут Рад. — материалист и — следующ. страницы. Заметить особенно вывод на стр. 214, II...
...«Если бы материя была бездействующая и находилась в покое смертном, то всегда пребыла бы мёртвой». Но выше это «если» решительно отвергнуто...
(Г. В. Плеханов, Соч., т. XXII, Гиз, М.-.Л., 1925, стр. 363. Приложение.)
Удивительно, как Пушкин не заметил у Радищева (Едрово, 120) того же настроения, которое выразилось в «Цыганах»...
...Замечания. — Като хотела, чтобы наши лейпцигские студенты изучали «наипаче право естественное и всенародное» (4 стр.). Радищев хорошо изучил их: какие выводы он сделал?
2) Сравнить оду Капниста «На рабство» с мнением Радищева о том, кто может дать свободу крестьянам...
(Литературное наследство Г. В. Плеханова, т. VI, Соцэкгиз, М., 1938, стр. 321—323. Разбор книги Радищева.)
5.
...Не захотите ли вы вместе со мной написать книжечку под названием «The Governement and Literature in Russia». Мы изложили (бы) в ней мартиролог русской литературы, начиная с Новикова и Радищева (предварительно в нескольких словах упомянувши о Крижаниче и Посошкове). Мы рассказали (бы) о лицемерном либерализме Екатерины II, о неистовствах павловской цензуры, о ссылке Пушкина, Лермонтова, об аресте Тургенева за похвальную статью о Гоголе, о ссылке Грибоедова, об отдаче в солдаты Полежаева, о преследованиях Костомарова, Шевченко, Достоевского, М. Михайлова, Чернышевского, о том, что лишь смерть спасла Белинского от «квартиры у Дубельта», о том, наконец, что почти все талантливые писатели настоящего времени перебывали или ещё остаются в ссылке... (Литературное наследство Г. В. Плеханова, т. VI, Соцэкгиз, М., 1938, стр. 388. Письмо к С. М. Степняку-Кравчинскому.)
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.