Василий Васильевич Голубков принадлежит к числу старейших и авторитетнейших советских методистов-словесников. Его преподавательская деятельность началась задолго до Великой Октябрьской социалистической революции, но и в условиях буржуазного строя он проявил себя как передовой учитель и методист, ищущий новых путей в преподавании литературы. После Октября В. В. Голубков одним из первых включается в число строителей новой школы. Он принимает деятельное участие в составлении учебных программ, выступает на всех крупных совещаниях и конференциях по вопросам преподавания литературы, руководит рядом коллективных работ по методике, разрабатывает коренные вопросы методической науки. В. В. Голубкову принадлежит заслуга создания систематического курса методики преподавания литературы в советской школе. Он первым из методистов литературы был удостоен ученой степени доктора, первым избран членом-корреспондентом, а впоследствии действительным членом Академии педагогических наук РСФСР.
В очерке о В. В. Голубкове мы не ставим перед собой цели охватить всю его многообразную методическую деятельность. Наша задача — осветить наиболее значительные факты творческой биографии заслуженного методиста и дать краткую характеристику его научной работы, успешно продолжающейся и в наши дни.
В. В. Голубков родился 8 января 1880 года. Его отец был помощником начальника железнодорожной станции Вичуга в Кинешмском уезде Костромской губернии (ныне Ивановской области). Начальное образование В. В. Голубков получил в сельской школе. Вместе с крестьянскими ребятишками он учился в сельской школе. Вместе с крестьянскими ребятишками он учился по книжкам Ушинского, читал и перечитывал полюбившиеся ему народные рассказы Л. Н. Толстого.
Десяти лет Голубков поступает в I класс Шуйской гимназии. Классическая гимназия с ее строгими порядками, двумя древними языками и неважным учителем-словесником не могла возбудить в нем каких-либо симпатий. Постепенно официальные школьные интересы отходят в сторону. В гимназии создается тайная ученическая библиотека, состоящая преимущественно из сочинений писателей-демократов и Писарева. По ночам юноша тайком от начальства читает в рукописи «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.
В старших классах общественные интересы В. В. Голубкова углубляются. В гимназии организуется нелегальный кружок, в котором ученики VII—VIII классов изучают политическую экономию. Завязываются связи с Иваново-Вознесенском, откуда идет нелегальная литература. Весть о «беспорядках» в Шуйской гимназии вскоре доходит до Москвы, и в Шую для расследования приезжает помощник попечителя Московского учебного округа Исаенков. После его посещения порядки в гимназии становятся еще более суровыми.
В 1898 году, окончив гимназию, В. В. Голубков поступает в Московский университет. Воодушевленный мыслью стать земским врачом, он сначала подает прошение на медицинский факультет, во потом переходит на историческое отделение историко-филологического факультета. Здесь он особенно увлекается лекциями знаменитого проф. В. О. Ключевского, под руководством которого пишет сочинение о земских соборах. Наряду с лекциями по своему отделению он слушает и литературные курсы.
В университете, как и в гимназии, В. В. Голубков отдает много внимания общественно-политическим вопросам. Он читает работы Г. В. Плеханова, позднее знакомится с отдельными сочинениями В. И. Ленина. На первом курсе за участие в студенческой сходке его высылают «на родину». Вскоре он восстанавливается в университете, но на четвертом курсе вновь подвергается репрессиям, на этот раз более строгим. Его арестовывают и после четырехмесячного содержания в Бутырской тюрьме высылают в Архангельск. В эти годы Голубков увлекается современной литературой, особенно М. Горьким, отчасти Л. Андреевым, в то время примыкавшим к демократическому лагерю писателей. После годичного перерыва Голубков получает возможность продолжать образование и заканчивает университет в 1903 году.
По окончании Московского университета В. В. Голубков направляется на работу в Кострому. Здесь он преподает русский язык и литературу в мужской гимназии и методику начального обучения в VIII классе женской гимназии. Вскоре его преподавательская деятельность вновь прерывается из-за ареста. Выпущенный из тюрьмы, он уже не может устроиться в казенной школе. Он служит земским статистиком и сотрудничает в газете.
После 1906 года В. В. Голубков переезжает в Москву. Здесь он после долгих мытарств получает место преподавателя в частной женской гимназии Потоцкой, где ведет русский язык и литературу, а также методику и психологию. С 1914 года он состоит преподавателем и председателем педагогического совета в женской гимназии Львовых.
Преподавание в частных учебных заведениях В. В. Голубков совмещает с просветительной деятельностью среди рабочих. Он ведет занятия по литературе в рабочей школе при фабрике Тилля и на широко популярных в то время Пречистенских рабочих курсах, где в разное время преподавали такие крупные ученые и общественные деятели, как И. М. Сеченов, В. П. Потемкин, А. Я. Вышинский. Проводит он занятия по методике и на летних учительских курсах.
Научно-методическая деятельность В. В. Голубкова начинается в 1909 году, когда он выпускает свое первое пособие для учителей «Новый путь изучения художественной литературы и составления письменных работ». В книге пропагандировался «новый путь» и в отборе произведений, и в методике их изучения. Пособие заключало в себе пять разделов. В разделе «Устный и письменный анализ рассказов» для разбора рекомендовались писатели, отвергавшиеся в то время официальной методикой: М. Горький («Емельян Пиляй», «Озорник»), А. С. Серафимович («Сцепщик», «Под землей»), Л. Андреев («Петька на даче»), В. Г. Короленко («Страстная суббота»). В разделе «Устный и письменный анализ характеров» на переднем плане были образы свободолюбивых героев: Мцыри, Тараса Бульбы, Инсарова, Челкаша. В разделе «Составление рассказов по картинкам» популяризировались картины художников-демократов Н. А. Ярошенко («Всюду жизнь»), Н. В. Неврева («Смотрины»), П. А. Федотова («Приезд жениха»). Составление конспектов и анализ критических статей проводился на материале литературных работ В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгунова, Н. К. Михайловского. В прогрессивном духе был составлен раздел «Письменные работы на историко-литературные темы».
В традициях передовой демократической методики была также выдержана предлагавшаяся В. В. Голубковым система анализа литературного произведения. Требование непосредственного знакомства с текстом, остро поставленные вопросы для разбора, широкое применение революционно-демократической критики, развернутая классная беседа с привлечением примеров и иллюстраций, взятых из жизни, — все это далеко выходило за рамки действующих программ и официально одобренной методики. Эта же система работы получила отражение и в другой книге методиста, примыкавшей к первой его работе, — «Пособие к изучению художественных произведений».
С начала своей деятельности В. В. Голубков уделял большое внимание методике письменных работ в школе. Освещению этой проблемы он посвятил статью «Письменные работы в младших классах средней школы», опубликованную в 1912 году. Голубков критикует в ней известных авторов методических пособий Е. Белявского и В. Истомина за их одностороннее увлечение развитием логического мышления детей. «Не следует ли рядом с этим развивать образное мышление и способность художественной речи?» — спрашивает он. Методист осуждает также Белявского и Истомина за абстрактность предлагаемых ими тем, далеких от интересов и потребностей учащихся. «Их приемы, — утверждает он, — основываются на выдуманной теории, а не на изучении душевной жизни учащихся».
Многими своими достоинствами В. В. Голубкоза привлекала методика сочинений, разработанная известным педагогом-словесником А. Д. Алферовым. Но его не удовлетворяет то, что у Алферова многообразные виды письменных работ не приведены в систему и не раскрыты в их взаимных отношениях и связях. Дать такую систему и составляет основную задачу молодого методиста.
В. В. Голубков устанавливает два типа самостоятельных письменных работ. Это — а) сочинения, основанные на передаче личных впечатлений, и б) самостоятельно придуманные рассказы. Наиболее доступными письменными работами, соответствующими конкретному мышлению учащихся младших классов, он считает сочинения с преобладанием повествовательного элемента. Их постепенно усложняющуюся тематику и методику работы над ними Голубков обстоятельно освещает в статье. Описания, как более сложный вид сочинений, должны быть введены в школу на следующей ступени обучения. Полностью отвергаются в младших классах сочинения на отвлеченные темы, так называемые «рассуждения». «Рассуждения» в известных условиях полезны, но надо иметь в виду, что это наиболее сложный вид сочинения: ими должна увенчиваться система письменных работ в средней школе. Кроме того, эти сочинения должны опираться на конкретные знания учащихся, быть интересными для них по своей теме и посильными по содержанию.
В. В. Голубков предлагает целую систему методических приемов, облегчающих учащимся овладение техникой письменных работ. Сюда относятся коллективные устные сочинения, разрабатываемые в классе под руководством учителя, изучение образцовых повествований и описаний, принадлежащих перу писателей-классиков, разбор лучших ученических сочинений, составление «сопутствующего» плана в процессе коллективной разработки темы и др.
Особо останавливается методист на пересказах. Он отвергает механические пересказы, умертвляющие своеобразие художественного текста. Пересказы должны быть результатом основательного изучения и глубокого восприятия поэтического произведения. Но и такими переложениями не следует злоупотреблять. Разве можно «переложить» произведение Пушкина, сохранив при этом обаяние его поэтического рассказа?
Обращаясь к творческим письменным работам, В. В. Голубков и здесь отвергает работы односторонне логического типа, например сочинения по пословице. Но он признает вполне приемлемыми сочинения по картине, по образцу прочитанного отрывка, а также «продолжение» рассказов. «Цель письменных работ,— подчеркивает он,— развивать логическое мышление, творческое воображение и приучать к ясному, правильному и художественному изложению мыслей».
Рассмотренная выше методика была положена В. В. Голубко-вым в основу его «Пособия для ведения устных и письменных сочинений»8. В книге давались задания для изложений различных видов и сочинений повествовательного и описательного характера. Проблеме постановки письменных работ в старших классах методист посвятил также свой доклад на I Всероссийском съезде преподавателей русского языка, состоявшемся в декабре 1916 — январе 1917 годов.
Широко развертывается общественно-педагогическая деятельность В. В. Голубкова после Великой Октябрьской социалистической революции. Он становится преподавателем трудовой школы, организованной на базе бывшей гимназии Львовых и одной из московских мужских гимназий. Стремясь непосредственно участвовать в повышении культурного уровня народа, он идет работать в губернский отдел народного образования, где вскоре назначается руководителем курсов по подготовке ликвидаторов неграмотности.
С большим воодушевлением В. В. Голубков отдается преподавательской работе со взрослыми. После Октября Пречистенские рабочие курсы реорганизуются в рабфак. Старший цикл курсов преобразуется в высшее учебное отделение — Практический институт. В. В. Голубков ведет преподавание и на рабфаке и в институте. В последнем он, кроме того, руководит одним из трех отделений — внешкольным.
Педагогическую деятельность В. В. Голубков сочетает с работой в научно-исследовательских учреждениях — в Гуманитарно-педагогическом институте, Институте методов школьной работы, Институте научной педагогики. Вместе с тем он не порывает связи со средней школой и рабфаком, в котором продолжает работать до начала 30-х годов. В 1925 году он становится преподавателем 1-го Московского государственного университета.
В качестве сотрудника научно-исследовательских институтов Наркомпроса В. В. Голубков принимал активное участие в создании учебных программ по литературе и их внедрении в практику школьного преподавания. По поручению Института методов школьной работы он составляет большую литературно-художественную хрестоматию «Город и деревня», основанную на материале программы 1923 года и построенную по комплексному принципу. Под его редакцией выходит методическое пособие для школ «Писатели-современники», включавшее темы и вспомогательный материал (биографические справки, критические отзывы, библиографию) для лабораторного изучения произведений советской литературы. Пособие примерно такого же типа он создает и для рабфаков. Наконец, тогда же выходит из печати его «Рабочая книга по литературе для V группы», выдержавшая десять изданий.
Все эти пособия, основанные на методических принципах программ ГУСа 1923—1925 годов, уже к началу 30-х годов безнадежно устарели. Но в свое время они принадлежали к числу лучших учебных книг. Книга «Писатели-современники» наряду с пособием известного воронежского методиста И. П. Плотникова «Революционная литература» и методической работой М. А. Рыбниковой «Год занятий по современной литературе» пользовалась большой популярностью у учителей. Правда, все три пособия содержали в себе существенные недостатки: нечеткие социальные характеристики писателей, переоценку творчества Н. Клюева и Б. Пильняка, ошибки в рекомендации критических пособий. Однако при всех этих недочетах они все же способствовали проникновению в школу советской литературы и давали некоторую ориентировку в этом незнакомом большинству тогдашних учителей материале. Следует отметить, что и рабочие книги Голубкова при всей ошибочности их исходных методических позиций давали полезные материалы и указания для самостоятельных наблюдений над текстом. Эти книги, как и другие лучшие пособия того же типа (например, мастерски составленные «рабочие книги» П. О. Афанасьева, Н. Л. Бродского и Н. П. Сидорова), были закономерным явлением на пути развития советской методики литературы.
Важнейшей методической идеей В. В. Голубкова с середины 20-х годов становится идея создания марксистской системы анализа литературного произведения в школе. Путь самого методиста к овладению марксистской методологией не был прямым и легким. Как работник, близко связанный с Наркомпросом, особенно в области программного творчества, Голубков не мог не испытать на себе воздействия со стороны некоторых его влиятельных руководителей и консультантов, методологические взгляды которых были далеки от подлинного марксизма. В первое пятилетие Советской власти на программу и практику преподавания оказывал большое влияние проф. П. Н. Сакулин, который рекомендовал учителям свой «социологический метод» как «почти марксистский». Работая над комплексными программами, Голубков сталкивался с вульгаризаторскими установками одного из вдохновителей этих программ проф. М. Н. Покровского. В 1926-1928 годах ему пришлось столкнуться с переверзианством, оказывавшим в то время сильное влияние на преподавание литературы. Нужно также иметь в виду, что в течение ряда лет (1927—1931) В. В. Голубков довольно близко общался с В. М. Фриче, участвуя в подготовке серии изданий зарубежных и русских классиков, выходивших под редакцией этого ученого. Так в процессе овладения марксистской теорией методисту приходилось преодолевать воздействие разнообразных вульгаризаторов и исказителей марксизма.
В 1924 году в сборнике «Теория и практика словесника» появляется обзор В. В. Голубкова «Марксисты о литературе». Центральное место в этой обширной аннотированной библиографии занимал Плеханов. Но наряду с ним под видом ортодоксальных марксистов здесь выступали А. Богданов и В. Шулятиков, Е. Соловьев (Андреевич) и П. Коган, В. Переверзев и В. Фриче. Ленинские работы о литературе в разборе не упоминались вовсе. Такой же в общем характер носила и «Марксистская хрестоматии по литературе», изданная несколько позднее В. В. Голубковым в сотрудничестве с группой видных московских преподавателей-словесников, хотя в этой хрестоматии заметное место заняли статьи В. И. Ленина о Л. Толстом.
Вопросам перестройки преподавания литературы на базе марксизма В. В. Голубков посвящает в 1925 году статью «О преподавании литературы в школе II ступени». Он констатирует, что «марксистское истолкование» литературных произведений в современных пособиях и преподавательской практике проводится обычно в двух планах: «иллюстративно-обществоведческом», канонизированном в программах ГУСа, и «формально-социологическом». Не отвергая полностью этих методов, Голубков приводит ряд возражений против каждого из них. В первом он отвергает наивно-реалистическую трактовку отношения литературы к действительности, игнорирование классовой природы и художественной специфики литературы. «Иллюстративно-обществоведческий» метод не использует всех образовательных и воспитательных возможностей, заключенных в литературе как особом виде идеологии. Наоборот, сторонники «формально-социологического» метода переоценивают значение художественной специфики. Их «социология» сводится к попыткам социального осмысления художественной формы, идейное содержание произведения их не интересует. Такое изучение литературы также далеко от нужд школы.
В. В. Голубков делает попытку найти путь литературного анализа, свободный от ошибок обоих рассмотренных им методов. Он предлагает такую схему: 1) характеристика эпохи создания произведения, 2) определение темы, 3) анализ системы образов и идеи, 4) какими художественными средствами выражено содержание произведения, 5) его объективное художественное значение. Статья Голубкова представляла собой еще очень робкую, во многом непоследовательную и нечеткую попытку осмыслить новые, марксистские пути изучения литературы в школе. Но его инициатива уже сама по себе имела положительное значение. Если М. А. Рыбникова в статье «Голос словесника» (1924) ставила перед учительством задачу овладения марксизмом, то В. В. Голубков стремится практически применить марксистскую методологию к преподаванию литературы.
К этой же проблеме методист возвращается в статье «Современное литературоведение и школьная методика» (1929). Он констатирует, что марксизм начинает занимать господствующие позиции в литературной науке. Но в какой мере принципы марксизма могут быть применены к преподаванию литературы? И далее он указывает на ряд ограничений» и трудностей, которые возникают перед учителем, впервые знакомящемся с новыми принципами изучения литературы.
Легко заметить, что говоря об «ограничениях», В. В. Голубков фактически имеет в виду не подлинный марксизм, а переверзианство, проникшее под видом марксизма в программы 1927 года. Трудности, на которые он указывает, действительно создавались у учителей, которые пытались перенести вульгаризаторские установки новой программы в практику преподавания. Так, Голубков жалуется, что без основательных исторических знаний ученик не может глубоко понять произведение; но ведь именно переверзианцы отрицали необходимость конкретно-исторического изучения эпохи и жизни писателя. Он сетует на то, что отвлеченное теоретизирование непосильно ученикам средней школы с их склонностью к конкретному мышлению; здесь также имеются в виду абстрактно-социологические формулы переверзианской программы. Наконец, он правильно указывает, что для школы неприемлем установленный программой дедуктивный путь разбора — от анализа всего творчества писателя к истолкованию отдельного произведения. Высказывая эти недоумения и ставя ряд «наболевших вопросов», В. В. Голубков, может быть, сам того не сознавая, искал путей преодоления вульгарного социологизма, путей выхода к подлинно марксистскому пониманию литературы. Знаменательным в этом отношении был доклад В. В. Голубкова на Всероссийской конференции словесников в январе 1928 года. В докладе были собраны и в достаточно решительной форме высказаны основные педагогические возражения против методологии переверзианства и ее отражения в программах и преподавании. В то время, когда в литературной науке критика переверзианства по существу еще не начиналась, В. В. Голубков, продолжая линию, проводившуюся на конференции Н. К. Крупской
и А. В. Луначарским, указал на такие пороки переверзианства, как антиисторизм, отрицание идейности, извращенное понимание познавательной и воспитательной значимости литературы. В докладе методиста, прозвучал голос учительской массы, отвергавшей переверзианскую вульгаризацию марксизма.
Однако, возражая против наиболее очевидных пороков вульгарной социологии, В. В. Голубков еще сам в значительной мере находился во власти вульгаризаторских теорий. Его новая работа «Изучение литературы в школе II ступени», составленная им в сотрудничестве с М. А. Рыбниковой, отражала сложную позицию методиста, пытавшегося сочетать конкретный, текстуальный анализ литературных произведений с неизжитыми еще упрощенными толкованиями их «социологического эквивалента».
В духе программы 1927 года В. В. Голубков предлагал рассказывать ученикам VII класса о четырех основных группах дворянства, «психоидеология» которых отразилась в творчестве русских писателей. При этом выяснялось, что, кроме обычных мелкопоместных дворян, имевших менее 20 душ крепостных, существовала «более обеспеченная мелкопоместная группа, владевшая от 21 (!) до 100 душ». Каждый из писателей-классиков первой половины XIX века в соответствии с этой схемой прикреплялся к той или иной «классовой прослойке»: Пушкин характеризовался как «представитель упадочной аристократии», Тургенев и Гоголь разносились по рубрикам среднепоместного и мелкопоместного дворянства, Некрасов попадал в группу «кающегося, деклассированного дворянства».
Разумеется, такое упрощенное понимание исторического процесса и социальной обусловленности литературы не могло не отразиться на конкретных методических разборах, особенно таких сложных произведений, как «Медный всадник» или «Рудин». И тем не менее Голубкову в большинстве случаев удается, опираясь на передовой опыт школы, дать конкретный и в основном правильный анализ произведения. Таковы, в частности, его разборы произведений Гоголя («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинель»), Некрасова («Рыцарь на час»), Салтыкова-Щедрина («Сказки»).
Многообразны методические приемы В. В. Голубкова. Каждое произведение анализируется при помощи своеобразной системы приемов, соответствующих особенностям текста и возрасту учащихся. Вся работа направлена на то, чтобы вызвать у школьников интерес к произведению, стимулировать их активность и самодеятельность.
Перечислим некоторые методы, рекомендуемые автором пособия для V и VII классов. Методы ознакомления с текстом: выразительное чтение учителя и ученика, инсценировки («Мороз, Красный нос»), чтение по ролям («Недоросль»), коллективное чтение («Рыцарь на час»), двукратное чтение с комментариями («Медный всадник»). Методы анализа: развернутая беседа, групповая проработка отдельных тем, доклады («Кому на Руси жить хорошо»), диспут («Дубровский), коллективное обсуждение по материалам экскурсии («Борис Годунов»), сопоставление литературного произведения с картиной («Два помещика»), составление литературного графика (композиция «Рудина»). Творческие письменные работы: сочинение в стиле изученного произведения (сатирические сказки Салтыкова-Щедрина), «продолжение» рассказа («Муму»), письменный рассказ на аналогичную тему (рассказ на тему ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, но с современными героями).
Весьма искусно использовался в книге старый стоюнинский прием сопоставления двух произведений. Интересные наблюдения могли сделать учащиеся в результате сравнения картин старого Петербурга в поэме «Несчастные» Н. А. Некрасова и «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Хороший материал для обсуждений давали темы «Сатирический смех Салтыкова и юмор Гоголя», «Сказки Салтыкова и народные сказки». К полезным выводам приходили школьники, сопоставляя «Железный поток». А. Серафимовича с книгой Е. Ковтюха «От Кубани до Волги и обратно».
Не все эти методические приемы сохранили свое значение для нашего времени. В некоторых из них («лабораторная проработка заданий») чувствуется неизжитое влияние так называемого «бригадно-лабораторного метода». Но последовательное стремление В. В. Голубкова, как и его соавтора М. А. Рыбниковой, внести в преподавание дух активности и самодеятельности заслуживает внимания созременого учителя и методиста.
В. В. Голубков почти не откликнулся на учебные программы 1930—1931 годов и преподавание по «методу проектов». Он отказался популяризировать систему преподавания, чуждую его представлениям о значении и месте литературы в школе.
Программа 1933 года восстановила в правах урок как основную форму организации учебной работы. В старший классах вновь был введен элементарный курс истории литературы. Учебник, систематически излагающий-основы науки, пришел на смену рабочим книгам. Был поставлен вопрос о научной разработке вопросов преподавания литературы, о создании систематического курса методики. В разрешении этих задач живейшее участие принял Голубков.
В. В. Голубков был одним из основных авторов новых программ. Вместе с видным московским методистом Л. С. Мирским он издает учебник для V класса, который был признан стабильным и вышел в 1933—1938 годах шестью изданиями. Рецензентом первого издания учебника была Н. К. Крупская. Она чрезвычайно внимательно отнеслась к книге, особенно интересовалась вопросами отбора материала из повестей «Детство» и «В людях» и по этому поводу специально беседовала с А. М. Горьким. В статьях, опубликованных в 30-х годах в периодической печати, В. В. Голубков стремится разрешить поставленные жизиью методические проблемы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.