Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Идеологические течения в период между восстаниями 1831 и 1863 годов


С. Н. Драницын, "Польское восстание 1863 года и его классовая сущность"
Гос. соц.-экономич. изд-во, Л., 1937 г.
OCR Detskiysad.Ru

Тридцатилетие, отделяющее восстание 1863 года от восстания 1831 года, нельзя целиком рассматривать как период упадка польской промышленности. Без сомнения разгром ноябрьского восстания, уничтожение конституции 1815 года, увеличение таможенных пошлин нанесли сильный удар по различным отраслям польской промышленности. Однако, нельзя преуменьшать того реального положения, что, несмотря на стеснения, создание таможенного барьера, отделившего польский экспорт от восточных рынков, промышленность Царства Польского стала медленно оправляться от этих ударов, в особенности после 1850 года, когда был отменен таможенный тариф. В самой Польше умственная жизнь буржуазно-шляхетского общества замерла, благодаря распоряжениям Паскевича, закрывшего общество друзей наук, варшавский университет, ряд журналов, количество которых сократилось с двадцати до трех. Гнет цензуры принял чудовищные размеры: не только сочинения, но даже имена таких писателей, как Мицкевич, Красинский, Словацкий, Мохнацкий, Лелевель, — были под самым суровым запретом. Дух романтизма, витавший над шляхетской Польшей, сменился повседневной борьбой за отвоевание себе места в хозяйственной жизни. Сам Паскевич стремился поднять Варшаву в экономическом отношении, расширить промышленность, поощряя импорт капиталов французских и немецких, вместе с иностранной технической интеллигенцией. В эмиграции распространение получили другие идеи. Образование классовых группировок приняло в эмиграции еще более обостренный характер, усилившийся благодаря неудачам восстания, которые объяснялись грубым классовым эгоизмом дворянства, ярко выразившимся в крестьянском вопросе, когда польское правительство инсуррекции издало положение о наделении крестьян землею только в государственных имениях и то на чрезвычайно тяжелых условиях выкупа. Здесь, в эмиграции, в условиях подымающегося капитализма в таких странах, как Англия, Франция, дух дворянской идеологии витал только в тесных кругах отеля Ламберт. Суровая действительность заставила выступить мелко-шляхетскую часть эмиграции против феодалов в дальнейшей борьбе за независимость с лозунгами буржуазной революции. Против этой буржуазной оппозиции мы наблюдаем появление социалистической оппозиции, из которой уже после восстания 63 года вышли богатыри, кованые из чистой стали, воины-подвижники, ставшие на борьбу не только за национальное освобождение Польши, но также и за коммунизм, а именно: Домбровский, Врублевский и др.
Социалистические течения в польском повстанческом движении необходимо отметить, так как «социализм», как теоретическое движение, отражает в себе буржуазно-демократическую сторону восстания 1863 года. Давно известно, что революционные группы после 1831 года — общество «Grudziaz», в его позднейшей организации Lud Polski», кружок Сцегенного — соединяли в себе идею переворота социально-экономического с идеей борьбы за независимость Польши. Само собой разумеется, что эти социалистические течения отнюдь не имели ничего общего с научным социализмом Маркса и Энгельса. В русской Польше в этот период пролетариат почти совсем еще не выделился из общей трудящейся массы неимущего населения и, следовательно, неспособен был к самостоятельному политическому действию. К так называемому польскому социализму вполне применимо то мнение, которое высказал Энгельс по поводу сущности утопического социализма в Европе: «Незрелому капиталистическому производству, невыясненности взаимного положения классов соответствовали и незрелые теории». (1) Если о «со-
--------------------------
1. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке, 1933, стр. 16.
--------------------------
циализме» Герцена можно говорить как о прекраснодушной фразе, как о добром мечтании, «в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия» - (1) — говорит В. И. Ленин, то угнетенная, страстно стремившаяся к национальному освобождению польская демократия была проникнута идеями мелкобуржуазного и просто буржуазного социализма, бесчисленные разновидности и формы которого совпадают с кануном 48 года. Отрешившаяся от дворянских традиций, вышедшая главным образом из рядов шляхты польская интеллигенция искала разрешения национальных и социальных проблем в теориях утопического социализма.
В своей статье «Польский митинг в Сен-Мартинсхолле» Маркс рассказывает о борьбе между аристократическим Литературным обществом и демократической Централизацией, в которой выразилось со всей силой отрицательное отношение польской демократии к дипломатически-аристократическим «восстановителям» Польши. «Мимоходом, — говорит Маркс, — необходимо отметить, что события 1846, 1848 и 1849 годов выдвинули третий элемент польской эмиграции, социалистическую фракцию, которая вместе с демократами выступает против Чарторыйских». (2) Эта «социалистическая фракция», однако, не знала борьбы пролетариата с буржуазией. Пролетариат и для Сен-Симона не существует как класс, способный играть самостоятельную роль в истории.
Социалисты-утописты, хотя и не закрывали глаз на факт борьбы классов, но, с другой стороны, констатируя факт борьбы классов, они не считали возможным опираться на него для осуществления плана общественного преобразования. «Им, — говорит справедливо Плеханов, — казалось, что борьба классов явится препятствием на пути к осуществлению их программы и что эта последняя гораздо легче и скорее осуществится при дружном содействии всех общественных классов». (3) Враг аристократии и банкиров, вождь радикальной демократии Мерославский считал себя сен-симонистом и остался одновременно до самой смерти бонапартистом. Один из «социалистических» пи-
------------------------------
1. Ленин, Соч., т. XV, стр. 465.
2. Маркс и Энгельс, Соч., т. X, стр. 520, 521.
3. Плеханов, Соч., т. V, ГИЗ, стр. 269.
------------------------------
сателей Б. Лимановский, доказывая близость члена Демократического общества Дараша к социалистической фракции, приводит следующую мысль последнего: «Цель будущего восстания Польши состоит не только в том, чтобы добиться независимости, изменения и преобразования политического здания, основанного на всевластии народа, а в том, чтобы перейти потом к внутренним улучшениям; другими словами, сначала сделать политическую революцию, а потом только социальную, которая должна следовать за первой. Желая обладать второй, необходимо добиться осуществления первой, а этого нельзя иначе совершить, как только возвышая достоинство человека, уничтожая гнет, строя товарищеское общество не на насилии и бесправии, а на праве и справедливости, на идее национальной, демократической». (1) Подписывая вместе с Ледрю-Ролленом, Руге и Маццини договор о взаимной поддержке в национально-революционном движении, Дараш полагал, что этим путем может быть осуществлена «всемирная демократическая и социальная («социалистическая») революция». Маркс, анализируя книгу Мерославского «Histoire de la Commune polonaise», (2) в которой решительно указывается,что социальная революция в Польше является основным условием революции политической, показал, что польский демократ стремился посредством исторической дедукции доказать, «что истина — в восстановлении старой земельной общины (гмина — латинизированная русская община)». (3) Это положение польского народничества так же далеко от марксизма, как далеки были от последнего русские «социалисты»-народники.
Увлечение польской революционной демократии взглядами утопических социалистов не могло не повлиять на более радикальное разрешение крестьянского вопроса и, естественно, вызвало отрицательное отношение к польским феодалам со стороны демократов. Благодаря, однако, тому, что общественное учение Сен-Симона отличалось двойственным характером, и, на ряду с намечавшимися
-----------------------------
1. Limanowski, Szermerze wolnosci, стр. 183 и 212. Pismo Tow. Dem. Polskiego, zesz. l, Статья «О glownych przyczynach bezskutecznosci powstan polskich».
2. Berlin, 1856.
3. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 159.
-----------------------------
элементами нового материалистического мировоззрения, далеко не освободилось от старых предрассудков и идеологических форм, польская революционная демократия сочетала диалектическое учение Сен-Симона о классовом строении общества с чисто идеалистическим представлением предшествовавшего века о прогрессе человеческого разума и не раз обращалась с призывами к «гуманным» чувствам дворянства.
Ученики же Сен-Симона, развивая далее учение своего наставника о классовом строении общества, несколько приблизились к историко-материалистической концепции. В составленном Базаром, в сотрудничестве с другими сен-симонистами, «Изложении учения Сен-Симона» (1828—1829 гг.) уже вполне отчетливо выступает мысль об антагонистичности всех предшествовавших общественных эпох, о последовательной смене различных форм эксплоатации, в направлении их постепенного смягчения, в борьбе эксплоатируемых классов за свое освобождение, причем самое развитие этой борьбы, ход и исход ее понимается почти диалектически. Однако, в своем представлении о путях к установлению грядущей на смену эксплоататорского общества ассоциации они остаются чистыми утопистами. Признавая и правильно оценивая значение и роль классовой борьбы в прошлом, они в настоящем отказывались от классовой борьбы и обращались со своими призывами не к пролетариату, а к добрым чувствам «человечества». Отсюда становится понятным, что польские демократы и творец христианского социализма — Мицкевич и радикал-атеист Мерославский вместе с националистом-мистиком Траугуттом верили в добрые чувства Луи-Наполеона Бонапарта, что было едко высмеяно в свое время К. Марксом. Влияние левых сен-симонистов, в общем, отразилось на идеологии польской революционной демократии, которая вела борьбу против аристократии и хотя во имя национального освобождения отказывалась от принципа классовой борьбы, во всяком случае не допускала своих феодалов к руководящей роли в восстании 1863 года. Лучшей иллюстрацией этого положения может служить резолюция о значении и программе восстания, зачитанная на публичном собрании, устроенном в 1867 году генеральным советом I Интернационала в память годовщины восстания 1863 года:
«Поляки, собравшиеся здесь для чествования годовщины своего восстания, заявляют, что остаются верными манифесту польского национального правительства от 22 января 1863 года. Манифест этот отменял все привилегии, делая крестьян свободными землевладельцами, объявляя всех жителей без различия свободными и равными перед законом. Они твердо убеждены, что это является единственным целесообразным средством для противодействия настойчивым попыткам московского царя разложить польское общество на отдельные группы различных классов, религий и рас; что это представляет собою единственный справедливый принцип для упрочения народного единства и для организации национальной силы, способной завоевать свободу и независимость Польши». (1) Таковы были отголоски мелкобуржуазного социализма, нашедшие место в этой резолюции. В то же время в этой резолюции польские эмигранты «приглашают настоящее собрание провозгласить, что поляки в преследовании этих своих задач имеют право рассчитывать на сочувствие и содействие всех свободных и цивилизованных народов, в особенности же рабочих масс всего мира». Резолюция же, принятая собранием, говорит о том, что никто, кроме пролетариата, не в состоянии выступать за восстановление Польши и что такое выступление является священным долгом рабочих. Таким образом вопрос о Польше и ее независимости вступил в новый период для своего разрешения.
Несмотря на тяжелое положение польской буржуазно-шляхетской интеллигенции в период николаевской реакции и управления Царством Польским кн. Паскевича, несмотря на цензурно-полицейские меры, которые принимались правительством по отношению к заграничным изданиям, демократические идеи и творения величайших польских писателей — поэтов Мицкевича, Словацкого и др. проникали в русскую Польшу. Из военно-судного дела о 28 лицах, принадлежавших к открытому в Варшаве в 1839 году обществу под названием «Союз польского народа», мы узнаем о массовом провозе через границу эми-
-----------------------------
1. Kalendarz Knmynistyczny, 1922.
-----------------------------
грационной литературы, сочинений социалистов-утопистов и демократических произведений, в роде сочинения Токвиля «О демократии в Америке», и др. Польские демократы не могли не сочувствовать рассуждению Токвиля о том, как произошла «демократизация» крупного землевладения в южных штатах благодаря действию закона о наследствах, раздроблявшего имения между наследниками. Для польской демократии была вполне приемлема и та мысль Токвиля, что в демократической стране не может быть возражений против частной собственности, потому что всякий имеет собственность и что пролетариата нет. Члены общества «Lud Polski» брали для себя из Токвиля именно то, что совпадало с их взглядами, в роде таких его положений, как «уравнение общественного положения людей», благодаря которому «общество блестящее» преобразуется в «общество благоденствующее» и т. д. (1)
Самый поверхностный наблюдатель может заметить, что, несмотря на гнет цензуры и упадок умственной жизни после восстания 31 года, в большинстве изданий проявляются определенные демократические настроения национально-освободительного характера, антифеодальные рассуждения об отношении помещика к крестьянину, буржуазные рассуждения о «предрассудках классовой борьбы», с проповедью сохранения религиозно-национальных традиций, так характерных для большинства польских повстанцев. (2)
В эпоху всеобщейполитической реакции 30—40-х годов, в эпоху отмирания феодальных форм хозяйственной жизни, когда развитие капиталистических производственных отношений захватывает и отсталые страны, среди господствующих групп появляются и элементы прогрессивные, передовые. С другой стороны, происходит контакт передовых мыслящих дворян и разночинцев, который приводит к созданию своеобразной поэзии, в которой сен-симонизм
----------------------------
1. Дело № 9 Аудиториатского отделения, ЛОЦИА. Бестужев Н. А., Статьи и письма, изд. Об-ва политкаторжан, М. 1933, стр. 81, 82.
2. Kucharzewski Jan, Czasopismiennictwo polskie wieku XIX w Krolewstwie, na Litwie i Rusi, oraz na emigracji, 1911. Kraushar A., Zarysy literacko-historyczne (Naukowosc polska w trzydzestolecie 1831—1861). 1911. Погодин, История польского народа в XIX в., стр. 171, 172.
----------------------------
уживался рядом с тайной, а иногда и явной тоской о патриархальных формах феодального быта. Чрезвычайно характерно, что, вступая в полосу капитализма, польская литература не освободилась от дворянского стиля романтизма, но противопоставила дворянской и крупно-буржуазной идеологии идеологию мелкобуржуазных групп города и деревни.
Хотя польская философия не могла итти в сравнение с блестящим состоянием литературы, представленным так называемым «триумвиратом», (1) однако и она, выйдя из летаргии после разгрома 31 года, сохраняла в себе тот же двойственный характер, который носила польская литература. Философское учение Гегеля и отчасти Шеллинга, отличавшееся двойственным характером и перенесенное в условия национально-угнетенной страны с слабо развитым капитализмом, наряду с намечавшимися элементами нового мировоззрения, было воспринято обществом, которое не освободилось от старых предрассудков и религиозно-мистических форм.
Пятидесятые годы, самый канун восстания, т. е. период непрерывных и качественно различных блоков между буржуазией и пошедшим по буржуазному пути дворянством и коалиций между городской мелкой буржуазией и шляхетской демократией, не могут быть поняты без учета и истолкования философско-литературных течений польского общества.
Господствовавшая в то время в Германии гегелевская философия, в особенности в промежуток времени от 1830 до 1840 года, «заразила», по мнению Гегеля, и ее противников. Философия Гегеля увлекла и буржуазно-дворянскую молодежь других стран, в том числе и Польши. Так, например, в 1842 году возник журнал «Przeglаd Naukowy», который издавал гегельянец Дембовский. Писали о гегельянизме, правда, достаточно поверхностно. Нельзя, конечно, преувеличивать значение философии в тогдашней Польше, но, с другой стороны, необходимо подчеркнуть влияние созданной Гегелем философской системы на польское образованное общество. Философия Гегеля впервые смело заявила о себе в те годы, когда под влиянием
--------------------------
1. Так называли Мицкевича, Словацкого и Красинского.
--------------------------
наполеоновских побед рушились в Германии и Польше старые феодальные отношения. После поражения польского восстания 1831 года, вместе с ростом капиталистических отношений, вместе с дальнейшим распадом помещичьего класса, польская мелкобуржуазная и разночинная интеллигенция в немецких университетах усердно посещает лекции по философии.
По правильному замечанию Энгельса, учение Гегеля, взятое в целом, оставляло много свободного места для практических взглядов самых различных партий, причем практическое значение имели в тогдашней Германии прежде всего две вещи: религия и политика.
Вполне естественно, что обе эти стороны в философской системе Гегеля имели большое значение в Польше, где идея борьбы за национальное освобождение мирно уживалась с религиозно-патриотическими идеями. Гегель оказался противоречивым в своей философии, но это противоречие было отражением противоречивого положения той самой буржуазии, идеологом которой был он сам. Гегеля-диалектика питал опыт французской революции, Гегеля-метафизика — отсталое буржуазное общество. Таким образом, в философии Гегеля уживались рядом революционный метод и реакционная система. Благодаря такой двойственности своего содержания гегелевская философия стала политической идеологией как революционных групп буржуазии, так и консервативных, преимущественно дворянских, групп Польши. Каждая классовая группировка стремится иметь свою идеологию и теоретически обосновать свою практическую деятельность. Поэтому и среди философски образованных людей в Польше мы встречаем последователей Гегеля, или всецело находившихся под влиянием его системы и метода, или отступивших от системы и сохранивших его метод, или, наконец, отказавшихся от его метода и принявших консервативную сторону его философии.
Так известный польский философ Либельт, сын бедных родителей и участник восстания 1831 года, в 30-х годах находился под влиянием Гегеля-диалектика.
Известно, что государство, по Гегелю, есть осуществление свободы каждого в единстве всех, что государство вообще есть абсолютная самоцель. Этот антифеодальный взгляд на природу государства Гегель углубляет учением о национальной сущности нового буржуазного государства: «Национальные же государства, как и те духовные свойства народов (Volksgeister), которые в этих государствах воплощаются, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует все та же диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своей ограниченности и односторонности и достигает своей безусловной самосознательной свободы». (1) А это положение и означает, что Гегель требовал, чтобы государство было национальным, что он клеймил, как преступление против природы, присоединение к данному государству другой национальности и угнетение им этой национальности, как это имело место по отношению к Польше. Но одновременно Гегель говорил, что государство представляет собою известные идеи, ради которых оно может жертвовать интересами индивидов, что, следовательно, бывают такие народы, которые уже не представляют собою никакой идеи, а, потеряв таким образом свое бытие, справедливо становятся добычей другого.
Либельт, исходя из первого постулата, пропагандировал среди польской буржуазно-демократической молодежи национально-освободительные идеи. По учению Гегеля, народ, представлявший собою высшую ступень развития всемирного духа, имеет право смотреть на другие народы, как на простые орудия достижения его исторических целей.
Со времени Гегеля и Шеллинга часть интеллигенции в Польше стала усердно заниматься вопросом о том, какую именно ступень развития всемирного духа суждено представлять польской нации. Под влиянием Гегеля, но против второго гегелевского постулата, Либельт стремился создать «славянскую философию», при чем роль гегемона должен был играть польский народ. В сочинении «Filosof ja i krytyka» (1845 г.) Либельт исходит из мысли о несостоятельности разума для решения вопросов о личности и бессмертии души. Идеализм, основанный на разуме, во
---------------------------
1. Соловьев В. С., Гегель, статья в Н. Э. С. Брокгауза, т. XII, стр. 811. Grundlinien der Philosophie des Rechts, т. 8, Berlin 1840, стр. 417, 352.
---------------------------
всех системах, с Декарта до Гегеля, приводил лишь к подрыву основ национальности и религии. Необходима поэтому новая, основанная на совершенно новом принципе, философия, которая может возникнуть лишь среди новых народов, а следовательно, у нового народа, представляющего молодую Польшу. А это и есть философия образов и действий, в отличие от устаревшей философии разума и абстрактной мысли. (1)
Отказываясь от гегелевского детерминизма, Либельт, будучи членом Централизации, призывал молодежь к вооруженному восстанию (2) и в «Dziejach Polski» провозглашал, что нации угнетенные должны стремиться достигнуть своих прав путем революции, чтобы получить через нее то, что принадлежит народам по праву. (3) В социально-экономической области Либельт требовал развития промышленности и торговли, обеспечения зажиточности населению города и деревни, а также просвещения народных масс.
Проповедуя «облагорожение» национальных стремлений польской нации, Либельт оказался типичным представителем национального буржуазно-революционного движения в Польше, требуя введения в учебные планы, вместо греческого и латинского языков, математики и естествознания.
Другой философ, Иосиф Кремер, также как и Либельт, слушал лекции Гегеля и также принимал участие в восстании 1831 года. В начале своей преподавательской деятельности он был последовательным гегельянцем, что и выразилось в его труде «Rys fenomenologji ducha, czyli nauka о duchowych zjawieniach», написанном в 1837 году. Но впоследствии он создает путаную философскую «мешанину», состоящую из эклектического пантеизма, связанного с индивидуализмом, на верху своей «системы» ставя не гегелевскую абсолютную идею, а субстанцию бога в духе позитивиста Огюста Конта. Характерно, что в 1848 году, в разгар революции, краковская революционно-демократическая молодежь стала резко выступать против фидеизма
------------------------------
1. W. Kozlowski, Wyklady о filosofii wsp61czesnej, passim, Lwоw 1906, H. Э. С. Брокгауза — «Либельт».
2. Его сын был убит под Бредовой в восстании 1863 года.
3. Pismiennictwo polskie w zarysie, E. D. Poznaii, 1845, стр. 383. Struwe H., Wstep krytyczny do filozofii, Warszawa 1896, стр. 669.
------------------------------
и бойкотировать его, и только приход Либельта на кафедру восстановил спокойствие в университете. Когда Кремер приехал в 1859 году в Варшаву, то и здесь был принят холодно. Причиной этого равнодушия, проявленного учащейся молодежью, нужно полагать, послужило и то обстоятельство, что он в противоположность Либельту, высказывался против вооруженной орьбы. Став среди правых гегельянцев сторонником скорее чувственного созерцания, чем разума, тяготея к эстетике, к искусству ради искусства, приемлемый для высшего духовенства и крупной буржуазии, как предшественник теории органического труда, Кремер оттолкнул от себя молодое поколение, стремившееся к вооруженной борьбе, исходившей из национально-классовых побуждений, против дворянства и духовенства и за единство нации.
Третий философ Трентовский, подобно первым двум, слушавший Гегеля и участвовавший в восстании 31 года, написал книгу «Chowanna czyli system pedagogiki narodowej» (1842—1846 гг.), содержание которой произвело сильное впечатление на демократическую молодежь и возбудило негодование со стороны консерваторов, в особенности в лице землевладельческого класса. Вместе с Либельтом он пытался доказать значение польской нации, как вождя передового демократического панславизма. В это именно время К. Маркс начал борьбу с этим демократизмом и показал истинный смысл революционного движения в Польше: «В продолжение восьмидесяти лет угнетаемые, порабощаемые, разоряемые, они всегда становились на сторону революции и неразрывно связывали революционизирование Польши с ее независимостью. В Париже, Вене, Берлине, Италии и Венгрии поляки участвовали во всех революциях и революционных войнах, не считаясь с тем, приходилось ли им сражаться против немцев, славян, мадьяр или даже против поляков. Поляки — единственная славянская нация, чуждая всяким панславистским вожделениям. Но они имеют для этого и достаточно причин: они угнетены главным образом своими собственными же славянскими так называемыми братьями...». (1)
-------------------------------
1. Маркс и Энгельс, Соч. т., VII, стр. 216, 217.
-------------------------------
Во второй и третьей части «Chowanny» Трентовский выдвинул на первый план не филологическое изучение древних языков, а изучение аттической и римской культуры, требуя изучения истории и естественных наук для образования нового буржуазного поколения. Демократический панславизм Трентовского был непоследователен. Перед демократическими панславистами всегда стояла дилемма: либо отказ от революции и, следовательно, по крайней мере частично спасение своей национальности при помощи русского царизма, либо спасение революции путем борьбы с угнетателями. На Трентовском, снявшем с себя «путы» гегельянизма, особенно сильно сказалось влияние философии Шеллинга. И у Кремера и у Либельта и в особенности у Трентовского в его «Listach nankowych о Szellingu» ясности и логичности мысли была противопоставлена фантазия и мистика. (1) Шеллинг в качестве исходного пункта правовой политики выдвигает свободную волю индивида; в то время как эта «свободная воля» у Канта, несмотря на все его противоречия, является разумной волей в соответствии с рационалистическими тенденциями теорий естественного права, философия Шеллинга склонна подчеркивать в ней волюнтаристические (волевые) моменты. Объединение индивидуальных воль в духе шеллингианства должно быть противно всякому произволу и образует ту национальную организацию, которая должна бороться против всякого угнетения и произвола, нарушающего естественную свободу жизни нации. Отсюда сближение мещанской философии с католическим учением о свободе, воли. Поэтому и польским шеллингианцам была понятна мысль Новалиса, что «философия это тоска по родине, стремление быть во вселенной, как у себя дома». Немудрено, что находившейся под влиянием Трентовского молодежи была понятна и доступна и вера в тождество бытия и мышления, жизни и смерти, и что самое чувство борьбы за родину внушало мысль о желанной смерти, «как обновляющей волне, которая превращает кровь в бальзам и эфир». (2)
-----------------------------
1. Pismiennictwo polskie, стр. 385.
2. У Тренторского: jednosc umyshi i zmyshi wprowadzona przez niego jest szellingowskirri intellectuelle Anschauung.
-----------------------------
Революционные же элементы гегельянства напротив глубоко претили буржуазно-дворянской части польского общества и поэтому понятно насколько мало популярен был среди радикально-демократических кругов крупный ученый, философ и экономист Цешковский.
Незадолго до своей смерти Маркс писал Энгельсу об экономисте Бюркли, который удивлялся, во-первых, тому, что Маркс нигде не говорил «...о том роде денег, который предлагает он, Бюркли, а именно «процентные ипотечные банковские свидетельства», и никогда не упоминал «...поляка Августа Цешковского («Du credit et de la circulation», Париж, 1839), хотя «суровый Прудон» в «Systeme des contradictions economiques» много, но с почтением, полемизирует против Цешковского...». (1)
В письме к Шрамму Бюркли называет Цешковского доктором философии, гегельянцем и земляком Маркса, так как он, дескать, был депутатом от Познани в прусском национальном собрании. Маркс в своих «теориях прибавочной стоимости» доказывал, что «изобретатели» «реальных» кредитных денег, имевших целью служить средством обращения, в противоположность тому, что они называют «персонально» кредитными деньгами, пытали счастье, но тщетно, уже во время основания Английского банка, в интересах и по поручению земельной аристократии. «Во всяком случае, по мнению Маркса, Бюркли сильно ошибся относительно исторической даты рождения «идеи» Цешковского, вновь самостоятельно им открытой». В упомянутой Марксом работе Цешковский, как яркий представитель польской крупной буржуазии и дворянства, пытался доказать, что в качестве средства повышения производительности труда необходимо использовать новый, по его мнению, способ приведения в движение капиталов и сделать их, таким образом, более рентабельными в интересах землевладельческого класса и капиталистов. «Граф Цешковский желал всеми средствами сохранить аристократию, но не в старой, а в современной «гегелевскому духу» форме». (2) «Модернизация» польской аристократии и должна была состоять в развитии капиталистических
-------------------------------
1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 539, 540.
2. Pismiennictwo polskie, 1845, стр. 383.
-------------------------------
отношений в деревне. В своих «Prolegomena zur Historiosophie» (1838г.) Цешковский признал метод Гегеля; в то же время он, как и другие польские философы, говорит в этом сочинении об окончании «периода мысли»и наступлении периода воли и практического действия. В 1845 году вместе с учеником Гегеля профессором Михелетом (Michelet) он учреждает в Берлине философское общество, которое ставило своей задачей разработку гегелевских положений в дальнейшем идеалистическом направлении. Нужно было дать ответы на вопросы: 1) как понимать по принципам Гегеля бессмертие, — есть ли оно индивидуальное положение бытия единичных душ или только вечность всеобщего разума, 2) видеть ли в богочеловеке личность Христа или же весь человеческий род — так сказать, идею человечества, 3) было ли божество личным уже до сотворения мира, и, наконец, 4) теистом или пантеистом был Гегель, проповедывал ли он трансцендентность или имманентность бога? За ортодоксальное объяснение этих вопросов стояли старо-гегельянцы, против него младо-гегельянцы. Михелет вместе с Цешковским образовали, по парламентскому сравнению, которое употребил первый, центр по отношению к правым — старо-гегельянцам, признавшим идею личного бога и личное бессмертие, и по отношению к левым, отрицавшим и то и другое.
Цешковский пытался примирить трансцендентальную и имманентную точки зрения, склоняясь к пантеизму, следовательно, возбуждая против себя католическое духовенство в Польше. Он искал примирения между спекулятивной философией и опытным знанием. С энтузиазмом ярого проповедника буржуазных идей в аграрно-капиталистических отношениях он говорит о том, что наука и искусство хромали бы без соответствующего развития техники; промышленность погибла бы, если бы ее не поддерживали наука и техника. Представитель умственной, чисто теоретической деятельности, презирающий индустрию, оказался бы в комическом положении, по меньшей мере утопистом; всякий же промышленник, с увлечением отдающийся своему делу в практической работе, если, в свою очередь, стал бы относиться с пренебрежением к теории, то оказался бы торгашом или негодным дельцом.
Цешковский целиком принимал диалектический метод Гегеля и в своих философских работах применял закон «отрицания отрицания». Однако, придерживаясь «золотой середины» в толковании гегелевской философии, Цешковский критиковал гегелевскую диалектическую схему истории.
Цешковский видит в схеме Гегеля нарушение им своего собственного метода — знаменитой «триады». В своем метафизическом произведении «Ojcze nasz» Цешковский дает другую схему: первая эпоха была до Христа, вторая после Христа. Эпоха античности (тезис) сменяется христианством (антитезис). В первой эпохе мы знаем чувственную летаргию, во второй — рассудочное бессилие. Там вечная неподвижность того, что есть, что стоит; здесь вечное движение того, что долженствует быть, что есть в устремлении. Что было в древности внешним, то в христианском мире стало внутренним, что было там объективным, здесь становится субъективным, что было материальным, то стало духовным, что было конкретным, то стало абстрактным. Синтезом этих двух эпох по Цешковскому является будущее, т. е. мир капитализма. Так писал польский гегельянец-идеалист в конце тридцатых годов. (1)
В качестве идеолога аграриев и банкиров Цешковский не мог иметь влияния на революционно-демократические элементы польского общества. Он был против вооруженного восстания, как почти вся польская аристократия. В то время, когда Цешковский издавал свои «Prolegomena», уже существовали теории (Вронского, Трентовского) о великой исторической миссии славянских народов (у Гегеля—германского), которые должны осуществить великую задачу возрождения философии и иметь цивилизующее влияние в жизни народов. Цешковский, стоявший наточке зрения развития капитализма, которому необходим расширенный рынок, высказывался в панславистском духе за единство славянского мира. Не даром Маркс в письме к Энгельсу от 18 мая 1859 года громит Цешковского за то, что этот «доктор философии» и «гегельянец»,
-------------------------------
1. Wielka Encyklopedja, wyd. Orgelbranda. Pigmennictwo polskie, passim. Фалькенберг, История новой философии, СПБ. 1894, стр. 512, 513.
-------------------------------
в качестве депутата, «назвал в прусской палате Николая «великим славянским союзником» поляков». (1)
Граф Цешковский был одним из тех представителей польской земельной аристократии, которые стремились устроить из своих имений «фабрики для производства хлеба». Характерно, что философствующий экономист Цешковский хотел добиться в своем проекте роста прибавочного продукта не только путем химических или механических усовершенствований в сельском хозяйстве, а главным образом эксплоатацией сельскохозяйственных работников. Журнал польской эмиграции «Demokrata Polski» подверг проект Цешковского строгой критике, как антидемократический и не разрешающий основного вопроса об освобождении крестьян и наделении их землей. Цешковский говорит в своем проекте 0б улучшении положения рабочего класса в имениях» о коммерческом значении барского хозяйства. Он прежде всего стремится создать земледельческую «кооперацию» с личной заинтересованностью работников из дворовых и крепостных крестьян. «Дивиденды каждого работника, взятого в отдельности, будут тем большими, чем больше дохода будет приносить хозяйство и чем меньше оно будет подвергаться убытку вследствие халатности, расхлябанности, недосмотра, плохой и медленной работы».
Основанное на коллективной трудовой дисциплине хозяйство, по Цешковскому, должно связать всех одним общим интересом, и каждый обязан для него работать, как в частице своей собственности. «Следовательно,— продолжает он, — всякий будет остерегаться, чтобы по его вине не было ущерба в живом и мертвом инвентаре, так как будет знать, что это принесет убыток и его дивиденду. Он будет стараться следить добросовестно за пашней, за исправностью сбруи во время жатвы, заботиться о хорошем умолоте, улучшении инвентаря, вообще обо всем, что может увеличить доходы имения, так как знает, что от общего дохода увеличится и его дивиденд». За помещиком остается jus dominium directum, т. е. распоряжение всем хозяйством, как экономической и юридической
--------------------------------
1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 407 и т. XXIV, стр. 539, 540.
--------------------------------
единицей. «А чтобы никому не было сделано ущерба или обиды,- рассуждает Цешковский, — это будет делом доверия со стороны челяди к владельцу имения, который каждому из них назначит оплату труда, следуемую им по договору. Этот порядок вознаграждения (gratyfikacji) имеет ту выгоду, — говорит автор проекта, — что челядь не приобретает права на управление хозяйством, на контроль и учет его вообще, абсолютно ничем не ограничивает прав господина и собственника». Оригинальный предшественник потогонной системы Тэйлора, состоящей в том, чтобы в минимум времени извлечь из работника максимум «полезного» труда не путем усовершенствования машин и т п. а путем «усовершенствования» мускулов и нервов работника, Цешковский хочет добиться выгод для землевладельца путем наград в виде так называемой тантьемы. «Необходимо приохотить каждого из челяди к работе посредством тантьемы. При этом следует избегать того положения, когда, при получении тантьемы со всей прибыли, отдельные работники оставляли бы работу, надеясь на других». Автор проекта рекомендует, «во избежание подобного рода случаев, во время праздника окончания жатвы назначить для рабочих и работниц награды первой, второй и третьей категорий. Вместе с тем присуждение награды и выборы из своей среды тех, которые будут признаны самыми трудолюбивыми, должны происходить на общем совещании челяди и служащих (urzednikow)».
Орган польской революционной демократии, «Demokrata Polski», критикуя проект Цешковского, делает такие замечания: «В проекте Цешковского нет основной идеи о радикальной реформе, которая была бы способна так изменить отношения рабочих к собственнику (работодателю), чтобы из новой основы возникли и новые лучшие результаты, а лежит мысль поднять хозяйственную культуру, не касаясь вообще этих отношений, оставляя их в прежнем болезненном состоянии, найти паллиатив, чтобы только на время и чуть-чуть улучшить условия труда сельских работников и сделать их долю более или менее сносной. Мало того, — пишет упомянутый журнал, — чистая прибыль может быть снижена дешевизной продуктов, постройками и непредвиденными случаями неурожая, градобития, мора скота. Затем эта прибыль может быть уменьшена, благодаря расходам на господский двор, и нет гарантий для работающей на дивиденде челяди, что пан помещик, как неограниченный собственник имения, не будет ограничивать себя в своих расходах или, учтя доход с прибыли (zysku), работников может и не допустить». Орган эмиграции, враждебной фольварочному дворянству, называет аграрный план Цешковского чрезвычайно умеренным, замечая, что посредством него можно только кое-где и частично ввести улучшения в сельское хозяйство. Сам же Цешковский считает свой способ капиталистической реорганизации хозяйства радикальным, и у себя в хозяйстве он его осуществил и результатов будет теперь ждать в ближайшем будущем», — заключает «Demokrata Polski». (1)
Когда мы знакомимся с польской литературой изучаемой эпохи, то апологию феодализма или проповедь в пользу гегемонии дворянства в революционном движении и вообще в политической жизни Польши встречаем лишь как редкое исключение. Вступая в полосу капитализма, польская литература носила еще следы дворянского происхождения. С другой стороны, гениальные писатели, в лице Мицкевича и Словацкого, после восстания 31 года, в котором играло руководящую роль дворянство, не оплакивали разложения дворянства. Оба поэта являются борцами с крепостничеством, а не только требуют, чтобы землевладельческий класс мягче обращался с крестьянами.
В условиях мрачной политической реакции и национального гнета, в особенности после поражения ноябрьской инсуррекции, романтическое направление в Польше приняло характер революционно-демократический, правда с рецидивами дворянской психоидеологии. Выступление на сцену романтизма было тем «литературным восстанием», которое опередило восстание политическое (Мохнацкий, Каменский). Наивно рассуждение буржуазного историка польской литературы Фельдмана о том, что после смерти Николая I совершилось чудо: «прилетели птицы — вестники романтизма, прибыли из-за границы запрещенные
--------------------------
1. «Demokrata Poleki» от 16 августа 1845 г., стр. 23, 24.
--------------------------
книги, эмигранты и сибирские изгнанники. И вот в большой стране, в громадном городе, где сердца были давно холодными, а современный индустриализм глубоко охватил умы общества, во всем Царстве Польском и в особенности в Варшаве поэты, мечтатели победили всех представителей рационализма, взяли верх над всей мудростью трезвых и практических людей. И весь народ, вся нация сразу почувствовала ненависть к политике утилитаризма, не говоря уже о вражде к Велёпольскому. И Варшава, столица плутократии, богачей и утилитаристов, подобных английским графам, стала городом Польши ангельской, Польши, жаждущей быть Христом народов». (1) Каменский, автор троцкистской «Polwieku literatury polskiej», антидиалектически подошел к анализу польского романтизма, рассматривая всю польскую литературу изучаемой эпохи как выразительницу идеологии повстанческой шляхты. Между тем, К. Маркс еще в 1849 году обратил большое внимание на необходимость учитывать диференциацию польского общества. Маркс указывал на факт борьбы не только низшего дворянства, но и буржуазии против польской аристократии и не только в более развитой в капиталистическом отношении русской Польше, а даже в отсталой австрийской Галиции. (2)
Для анализа значения произведений Мицкевича недостаточно знать его «Ksiеgi Narodu Polskiego» (1832 г.), исполненные крайнего мистицизма, христианского социализма и содержащие в себе призывы к объединению всех четырех групп польской эмиграции для успеха восстания. Польский романтизм, в отличие от романтизма французского, английского и немецкого, неизбежно должен был сделаться революционным. Романтизм, как явление антифеодальное, дал сильный толчок революционному движению в первые десятилетия XIX века. Воспевая свободу страстей, счастливую идеальную жизнь, поэты-романисты выступали на защиту дела свободы и счастья для всех, включая сюда и обездоленных людей. Гюго, Жорж Занд, Евгений Сю, Беранже во Франции, Мицкевич и другие польские писатели высказывали «гуманные» чувства.
-------------------------------
1. Wilhelm Feldman. Wspolczesna literatura polska, Lvоw 1908, стр. 6.
2. Маркс и Энгельс, Соч., т. VII, стр. 273.
-------------------------------
Красивые слова о любви к угнетенным и обездоленным, проклятия по адресу тиранов, подражание народной поэзии, прославление народных добродетелей, воспевание труда — производителя всех благ — составляли содержание этих описаний.
Бесподобные мелодии Шопена были почерпнуты из народных песен. События века не прошли мимо него. Конкретным слухом гениального художника, оказавшегося вне родины, в мировом центре истории и движущих сил своего времени, он слышал их голоса, ощущал их значение, далеко выходящее за рамки искусства. Та же конкретность художественного слуха и вкуса поставила Шопена, в противоположность Мицкевичу, вне влияния болезненного мистического и доктринерского польского мессианизма, распространившегося в то время в кругах польской националистической интеллигенции. Народность вошла в искусство Шопена как тяготение к разработке выразительных возможностей, заложенных в народных танцевальных и песенных формах. Духом этой народности взлелеяны мазурки Шопена: народность слышится здесь в имитации острой простоты и наивности напевов деревенской скрипки, лихого пляса крестьянских пирушек, распевов пастушеской свирели, порывистого и неуклюжего топота тяжелых кованых каблуков.
Ламенэ, написавший «Слова верующего», под влиянием «Книг польского народа» Мицкевича, был проникнут демократическими тенденциями христианского социализма. Польские демократы были связаны с демократами Запада в лице Ледрю-Роллена — рупора тогдашней буржуазной демократии, который писал: «Народ, это «Ессе Homo» нынешних времен... Но будьте уверены, что его воскресение близко! Он также встанет с креста и потребует отчета в делах у тех, кто его слишком долго не хотел признавать». Как быв унисон с этой декламацией, читаем у Мицкевича в «Книгах польского народа»: «И как с воскресением Христа прекратились по всей земле кровавые жертвы, так прекратятся войны во всем христианстве по воскресении Народа Польского». (1)
-----------------------------
1. Мицкевич А., Книги Польского народа и его пилигримство, Москва 1917, стр. 23.
-----------------------------
Все эти поэтические и политические декламации польского романтизма, как и романтиков других наций, проникнутые «социализмом» и богом, не могли изменить социально-экономического положения эксплоатируемых буржуазией и помещиками масс, так как идеологи буржуазной демократии сохраняли в неприкосновенности частную собственность.
Искать социалистических взглядов в сочинениях Мицкевича было бы излишним занятием, но считать этого величайшего писателя идеологом дворянства и дворянской революции также было бы неправильным и натянутым положением. Мицкевич интересовался сочинениями Сен-Симона и Фурье и был проникнут теми утопическими взглядами, которые всего больше соответствовали его мистическому мировоззрению. Он в религиозной организации требует новой христианской церкви, новой веры, которая была бы дальнейшим развитием христианства; в философии он признает индивидуального, личного бога; в области социальной политики он высказывается за устройство общества на основе старославянской польской гмины. (1) В некрологе, посвященном памяти Пушкина, Мицкевич пытался проникнуть в тайны мыслей своего друга, задаваясь вопросом, куда были направлены сокровенные думы Пушкина в последние годы его жизни. «Погружался ли он в «дух Манцони и Пеллико, в размышления Томаса Мора, — спрашивает себя Мицкевич,— а может быть его воображение работало над идеями в роде идей Сен-Симона или Фурье? Неизвестно. В его разговорах и летучих стихах встречались следы того и другого направления». (2)
Несмотря на то, что Р. Люксембург была далека от признания буржуазно-национального характера последнего польского восстания, она считала, однако, что Мицкевич был искренним демократом. (3) Что Мицкевич не был идеологом дворянства, что он был вдохновителем повстанческого национального движения в духе демократическом,
------------------------------
1. Pismennictwo polskie, стр. 385.
2. Poezye A. Mickiewicza, Novre wydanie. Tom czwarty, Artykuly terackie, A. Puszkin, стр. 309, 310. Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. I, 1922. стр. 409.
3. «Nowy Przeglad» № 6, 1930, стр. 72. Artyk. R. Luksemburg o Mickiewiczu.
------------------------------
которым была проникнута городская и деревенская мелкая буржуазия, по нашему мнению, имеются достаточно убедительные данные. Самый романтизм Мицкевича, хотя и своеобразный и индивидуальный (в 4 ч. «Dziadow»), однако, в некоторых балладах и романсах, благодаря обращению к народу (ludu), в особенности в основном замысле «Dziadow», поднимается высоко над уровнем байроновской, чисто индивидуальной романтики. Этот более коллективистический характер польской романтики, представленный также Словацким и Красинским, составляет известное отличие польской романтики от романтики других наций... В XII книге «Pan Tadeusz» Мицкевич в блестящей форме, устами Тадеуша и Зоей, высказывается против крепостничества, за «свободную» крестьянскую поземельную собственность:
«Sami wolni, uczynmy i wtoifcian wolnymi
Oddajmy im w dziedzictwo posiadanie ziemi,
Na ktоrej sie zrodzili, ktоra krwawa praca
Zdobyli, z ktоrej wszystkicn zywia i bogaca»... (1)
В той же главе Мицкевич высказывает мысли о свободе и полном равенстве крестьянина с помещиком, которые дворянство ему не могло никогда простить. (2) Никогда польское дворянство не могло забыть сочувствия Мицкевича угнетенным крестьянам и молчаливого одобрения им избиения в 1846 году помещиков крестьянами в Галиции. Упомянутая поэма «Пан Тадеуш», по мнению Ворцеля, члена Демократического общества, была «тем надгробным камнем, который положила рука гения на старую дворянскую нашу Польшу». (3) Насколько христианский социалист Мицкевич был далек от социализма Маркса в конце 40-х годов и насколько он вместе с тем был далек от дворянства и близок к мелкобуржуазной демократии, свидетельствуют его заключительные слова в его «Symbol Legionu»: «Социализм, современный нам, — выражение чувства столь старого, как мир... Чувство социализма есть полет нашего духа к лучшему существованию, не индивидуальному, но коллективному и солидарному».
-----------------------------
1. Pisma Adama Mickiewicza, т. 4, Lipsk 1897, стр. 297.
2. Tadeusz krzyknal do chlopow «zdrowie sp61obywateli, wolnych rоwnych Polakow (там же, стр. 300 и след.).
3. Limanowski, Stanislaw Worcell, Krakоw, стр. 157. См. характеристику Ворцеля, данную ему Марксом в письмах к Энгельсу.
-----------------------------
«Чувство социализма не станет страстью, делом и истиной по тех пор, пока не отзовется в людских сердцах искренно религиозных патриотов». (1)
Когда вспыхнула революция 1848 года, Мицкевич, как основатель республиканско-демократического легиона, отправился с завербованными добровольцами в Милан, где и заключил договор с временным ломбардским правительством об использовании этого быстро усиливавшегося легиона. У Мицкевича, конечно, тщетно искать последовательности в политической деятельности. Так, например, Мицкевич, участвуя в «Tribune des peuples» — республиканской и радикально-демократической газете (впоследствии закрытой Кавеньяком за призыв к мятежу), произнес речь, в которой выразил надежду, что демократическая Франция пойдет освобождать народы под руководством кого-нибудь из наполеонидов. Идеи христианского социализма и радикального демократизма Мицкевич соединял с верой в братство народов и одновременно с наполеоновской легендой, которую поэт понимал, как продолжение революции, которая захватит и Польшу и Россию («Skiad zasad»). Идеологом дворянства следует считать другого гениального писателя — Красинского. Романтик ортодоксального католицизма осудил в своей «Небожественной комедии» революционную польскую демократию, как носительницу новых начал и новых идей. Хотя его символический Панкратий, воплотивший в себе новые народные движения, психологию и цели демоса, не содержит в себе творческих способностей, однако, и «он,— по правильному замечанию покойного т. Воровского, — сумел правильно оценить и изобразить два мира данной эпохи: отживающий мир аристократии и новый мир демократии. Он свел их в решительной борьбе, и в последней стадии этой борьбы торжествующая демократия берет последний оплот аристократов». (2) Но, придя к этому пессимистическому для дворянина выводу, он в «Псалме любви» высказывает ненависть к «демократам»; по его мнению польский народ (lud) не может обойтись без польской шляхты.., народ один мертв..., без шляхты нет народа... (3) У поэта Красинского в названном произведении мы не
------------------------
1. Воровский В. В., Соч., т. II, стр. 408 и др. Ср. Feldman, Dzieje polsk. mysli politycz., стр. 220.
2. Там же, стр. 417.
3. Там же, стр. 433.
------------------------
встречаем в стане аристократии финансовой буржуазии. Торговая и промышленная буржуазия («купцы и директора фабрик») находятся в одном лагере с демократией, за исключением банкиров. «Очевидно, — говорит В. В. Воровский,—в образе демократии у Красинского смешивается демократия великой французской революции, т. е. третье сословие, с новейшими факторами классовой борьбы». (1)
Польша же демократическая (в эпоху восстания 31 года еще слабая), считавшая необходимым привлечение трудящейся массы (Мохнацкий, Шанявский и др.), нашла своего идеолога в лице другого замечательного поэта — Словацкого. «Польша эпохи 30-х годов, подобно Европе, быстро демократизировалась; поднимала голову буржуазия; значение аристократии, дворянства безусловно падало. Труд и капитал выдвигались на первый план, вытесняя родовитость и так называемые исторические заслуги» (Воровский). Словацкий, согласно с общим духом времени, исповедовал республиканско-демократическне убеждения, в частности согласно с теоретическими взглядами лелевелевской исторической школы. Словацкий в ответ на «Три псалма» гр. Красинского, призывавшего бросить «гайдамацкие ножи», откликнулся как революционный борец. Он с едким сарказмом высмеивает «дворянского сына» за его боязливость и половинчатость. Когда в 1848 году началось революционное движение во Франции, в государствах Германии, Словацкий, уже умирающий, горячо приветствовал последнее, как начало восстановления польской государственности в ее демократических формах.
На смену титанам романтизма пришли менее яркие представители польской литературы, из которых одни вышли из среды шляхты, а другие из городской буржуазии. Мелкобуржуазное демократическое движение нашло соответствующее отражение в произведениях многочисленных писателей 50-х и начала 60-х годов XIX столетия.
Демократизация шляхты в канун восстания 1863 года особенно усилилась, вместе с подъемом польской промышленности, после отмены таможенного тарифа в 1850 году. Поэтому становится понятным, что бытописатели «кающих-
-------------------------
1. Воровский В. В., Соч., т. II, статья «Сигизмунд Красинский».
-------------------------
ся дворян» не могли найти отклика в массах и были весьма немногочисленны. Писатели же демократической Польши становятся народниками и идеализируют крестьянина.
Участник восстания 1863 года Милковский всецело стоит на стороне «детей века» — трудовой демократии. В своих романах и повестях из крестьянского быта Милковский рисует тяжелую картину существования бесправного хлопа, и в каждой строке этих произведений чувствуется протест против помещиков. Многочисленных читателей подкупали те демократические симпатии, которые высказаны были в стихотворениях А. Плуга, написанных под влиянием «сельского лирника» Владислава Сырокомли. Плуг выводит в своих произведениях и бедных учителей, которых помещики трактовали как прислугу. Врагами и непримиримыми обличителями землевладельческого дворянства являются умерший в 1894 году «лирник» Вл. Высоцкий и львовский беллетрист Вацлав Кошиц. (1) Дальше Сырокомли, Поля, Ленартовича пошел в поэзии польского народничества талантливый Корнелий Уейский. Ученик Мицкевича и Словацкого, он идеализирует в своих произведениях зажиточное крестьянство. На смену «больному человеку» — польскому помещику идет здоровая мелкая буржуазия, — таков лозунг демократической литературы накануне восстания 1863 года (Милковский — Еж). Двойственный характер эпохи, когда происходит заметное перерастание национально-дворянской революции в революцию национально-буржуазную, отражает поэзия выдающегося лирика изучаемой переходной эпохи — Адама Асныка, писателя исключительного по поэтическому дарованию. Член того революционного правительства, которое отличалось наиболее радикальным, «якобинским» характером, Аснык ни в коем случае не мог быть «синтезом шляхетского и буржуазного прогрессиста», как это утверждает троцкист Каменский. Сын торговца, чуждый шляхетским традициям деревни, Аснык был одним из ярких представителей национальной демократической Польши. В своей ранней юности он следовал
------------------------
1. Яцимирский А., Новейшая литература от восстания 1863 года до наших днзй, т. I, стр. 198. Feldman, Wspolczesna literatura polska, passim. Krakow.
------------------------
своему любимому поэту Словацкому. В своем замечательном стихотворении «Odpowiedz», написанном в 1864 году под влиянием Словацкого, он шлет проклятия аристократии, которая была враждебна восстанию. Таким образом процесс борьбы национальной и классовой нашел свое отражение в идеологии польского шляхетско-буржуазного общества, когда польская литература выдвинула против дворянского стиля романтизма стиль неоромантизма, еще носившего в себе следы дворянского происхождения, но противопоставлявшего свою мелкобуржуазную идеологию идеологии крупной торгово-промышленной буржуазии и банкиров и крупного землевладения.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +