Руководители начинавшегося восстания в Польше, в лице Центрального национального комитета, возлагали большие надежды на помощь русских революционеров. Поляки, однако, не создавали себе иллюзий относительно русского революционного движения. Они не верили в возможность революции в России, а только рассчитывали, что отдельные вспышки и бунты крестьян, связанные с реформой 1861 года, и волнения в крупных городских центрах отвлекут часть войск, необходимых для подавления польского восстания.
Хотя полной общности взглядов между представителями русской и польской революционной теории и тактик не было, однако поляки из Центрального комитета пытались договориться по злободневным вопросам — крестьянскому, национальному и другим,— попутно выяснив различное положение русских и поляков в революционном движении переживаемого момента.
Варшавский комитет утверждал, что национальная революция должна предшествовать социальной. (1)
Далее Центральный комитет высказывался за само определение национальных меньшинств, вопреки взглядам крупной польской буржуазии и дворянства: «Исход из идеи восстановления Польши в ее исторических границах, мы оставляем народам, в них обитающим, т. е. литвинам и русинам, полную свободу остаться в союзе с Польшей или распорядиться собою согласно их собственной воле». (2)
Связь польских революционеров с русскими в лице Бакунина, Герцена, Огарева и с обществом «Земля и воля» устанавливается в канун восстания 1863 года.
Роль М. А. Бакунина в узле революционных событий, завязавшихся вокруг польского вопроса, была очень значительной. Надежды польских революционеров на развитие революционного движения в России были несомненно связаны с именем Бакунина. Еще в марте 1846 года Бакунин напечатал в радикальной газете «Gonstitutionnel»
--------------------------
1. А. И. Герцен, статья о Польше (Из «Колокола»), изд. Павленкова, СПБ. 1912, стр. 91, 92.
2. Там же, стр. 93.
--------------------------
статью, в которой писал, что угнетение Польши — позор для России, а свобода Польши, быть может, начало ее освобождения. «В ноябре 1847 года в Париже, на банкете в годовщину польского восстания 1831 года, Бакунин произнес блестящую речь, сущность которой заключалась в приведенной цитате из «Constitutionnel», и предложил польским повстанцам союз от имени растущего нового русского общества — «этой настоящей нации русской». (1)
Прошло несколько лет с того момента, когда Бакунин произнес эту речь. Выданный Австрией Николаю I, он после продолжительного заключения бежал из Сибири и явился в конце 1861 года в Лондон. В первом же своем «манифесте» к русским, польским и всем славянским друзьям Бакунин выставил целью своей революционной деятельности разрушение «колосса на глиняных ногах» — российской империи и освобождение от гнета всех еще порабощенных национальностей. Будучи панславистом, вплоть до окончания польского восстания, Бакунин не мог не принять в нем горячего участия. Однако из переписки его с поляками видно, что последние неохотно допускали слишком близкое его участие в их национальном деле, не разделяя его панславистских и социальных взглядов. Действительно, ненависть к славянской царской России жива была среди поляков, немцев и мадьяр со времени национально-буржуазных революций 1828—49 гг.
Тогда именно Маркс объявил беспощадную борьбу не на жизнь, а на смерть «с славянством, предающим революцию», (2) другими словами «революционный панславизм» Бакунина приводил к своей противоположности, т. е. к предательству революции.
Панславистски разрешая самоопределение наций, Бакунин, обратив внимание и на вопрос о границах Польши, осуждал польских патриотов за их непомерные требования: «Поляки требуют, может быть, слишком много. Они не удовольствуются одним Царством Польским, изъявляют исторические притязания на Литву, Белоруссию, включая Смоленск, на Лифляндию, Курляндию и на всю Украину, включая Киев». Он предлагал тогда решить
-----------------------------
1. «Каторга и ссылка» № 5/42, 1928, стр. 120
2. Маркс и Энгельс, Соч., т. VII, стр. 219, 220.
-----------------------------
самому населению вопрос «быть самостоятельным или соединиться на федеративных началах». В своем «Письме к неизвестному» от 12 мая 1862 года из Лондона Бакунин заявляет, что «российское государство должно быть безусловно разделено и федерализовано, и Польша должна отказаться от русинов в Галиции, от Литвы, от Белой и Малой России; исключая того, чем теперь насильственно владеет Россия, она должна быть в федеративном отношении к этим землям. Историческое право ничего не значит, и мы его не признаем». (1) В письме к Гарибальди 10 мая 1862 года Бакунин высказал уверенность в неизбежности в России революции и союза с революционно-демократической Польшей.
Для характеристики классовой сущности польского восстания небезынтересно привести следующее рассуждение Бакунина: «Из самой Польши прислан к нам поляк. Мы в лице его нашли то, чего искали так долго в польской эмиграции: сердце и ум широкий и ясный, не романтический; одним словом, истинного представителя нынешних интересов и положения Польши». «Представитель молодого поколения, — продолжает Бакунин, — которое поняло, что весь польский вопрос в крестьянине. Мы подадим друг другу руки и с той минуты будем работать вместе». (2) Что предлагал вождь мелкой буржуазии — Бакунин? Он призывал стать под знамя «Народного дела», по пунктам перечисляя требования революционеров: вся земля составляет собственность всего народа, самоуправление местное и государственное, восстановление полной свободы Польши, Литвы, Украины, финляндцев, латышей, грузин и добровольный федеративный союз между названными национальностями. (3)
В период восстания Маркс одобрял участие Бакунина в польском восстании, что и высказал в письме к Энгельсу от 4 ноября 1864 года. (4)
Однако между Марксом и Бакуниным никогда не было одинаковых взглядов на польский вопрос. Баку-
------------------------------
1. «Былое» № 8, 1906, стр. 263.
2. Лемке М. К., Дело о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами, «Былое» № 9, 1906, стр; 82.
3. Бакунин, Избр. соч., т. I, стр. 30, 31.
4. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 210.
------------------------------
нин был несогласен с Прудоном по вопросу независимости Польши. Его главной задачей становится освобождение Польши. Будучи панславистом, он мечтал об объединении славян в фантастическую федерацию всех славян. Маркс высмеял его панславизм, который был ненавистен и польским демократам, не говоря о том, что противоречил идеям, поставленным в порядок дня образовавшимся вскоре после восстания I Интернационалом.
Бакунин направил всю свою энергию на организацию помощи польским инсургентам. Рассматривая польское восстание как пролог к всероссийской, а затем к всеславянской революции, он безуспешно пытался организовать в помощь Польше русский легион. Он принял участие в экспедиции на пароходе «Ward Jakson», отправившейся под командой полковника Лапинского с оружием и волонтерами, с целью поддержки восстания в Литве.
В письме к виленскому генерал-губернатору от 3 апреля 1863 года кн. В. А. Долгоруков уведомляет последнего относительно проезда в Швецию «некоего Генри Соль (Saule), вернее Suley, который, по догадкам нашего посланника в Копенгагене, есть не, кто иной, как Бакунин. Предположение это подтверждается сведениями, сообщенными по этому предмету и посланником нашим в Стокгольме, куда Бакунин действительно приехал и где, по некоторым олухам, он намерен временно поселиться». Благодаря шпионажу и содействию шведско-датских властей русским агентам, эта экспедиция потерпела неудачу. Кроме того, это неудачное предприятие, по объяснению Маркса, говорит о том, что польская аристократия, вместе с Наполеоном III, мешала в поддержке восстания революционному комитету в Варшаве, Лондоне и Париже (1). А сам Бакунин, в личной беседе с Марксом,
объяснял вообще неудачи Польши в восстании, во-первых, влиянием «...Бонапарта и, во-вторых, из-за того, что польская аристократия медлила с самого начала с ясным и осмысленным провозглашением крестьянского социализма». (2)Рассказывая об этом разговоре с Бакуниным
-----------------------------
1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 162.
2. Там же, стр. 211.
-----------------------------
в письме Энгельсу, Маркс не высказывает своего взгляда на эти объяснения. Описывая причины неудачи морской экспедиции в письме от 31 марта 1863 года к Герцену из Гельсингфорса, Бакунин заявляет пессимистически настроенному Герцену: «Я принял бы участие в этой экспедиции даже и тогда, когда бы знал, как мало было оставлено ей шансов успеха, принял бы в ней участие потому, что всем существом знал, чувствовал, понимал мой долг во что бы то ни стало итти в Польшу, — по той же самой причине, которая меня и теперь стремит, как можно скорее, туда, но, кроме этого, я был уверен, что дело, в котором вы, мои умные, осторожные и вечные критики, приняли такое деятельное и живое участие, не могло быть иначе предпринято и исполнено, как с соблюдением величайшей тайны и всех условий успеха. Я ошибся». (1)
Увлеченный мыслью о создании независимой Польши и глубоко веря в возможность революционного восстания по всей России, Бакунин представлял себе сущность общества «Земля и воля» довольно-таки фантастически. Вся нереальность этого представления о «Земле и воле» выявляется в его речи на стокгольмском банкете, когда Бакунин сказал, что «в России теперь образовалось обширное патриотическое общество, консервативное, либеральное и демократическое вместе. Оно носит имя «Земля и воля». Оно обнимает все классы общества русского, всех сочувствующих русских, каково бы ни было их имущество и положение: генералы и офицеры в массе, высшие и низшие чиновники, помещики, купцы, священники, сыновья священников и крестьяне и миллионы сектантов-раскольников, которые, желая того же, что и мы, действуют, часто сами о том не думая, с нами заодно. Это общество, правильно и крепко организованное, стремится составить, так сказать, государство в государстве. Оно организует свои финансы, свою администрацию, свою полицию и скоро, я надеюсь, будет иметь свою армию». Вместе с этой абстрактной характеристикой «Земли и воли» он говорит о заключении формального союза этого общества с Центральным комитетом в Варшаве. В этой же речи, как о совершившемся факте, который отрицает Л. Ф. Панте-
----------------------------
1. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 222.
----------------------------
леев в своих мемуарах, Бакунин говорит о признании общества «Земля и воля» польским революционным комитетом.
По Бакунину, это общество заключило формальный союз с Центральным варшавским комитетом, признавая за каждой провинцией, большой и малой, абсолютное неограниченное право располагать собою, согласно с ее выгодами.
«На тех же основаниях, — продолжает Бакунин, — оно заключило союз с патриотами Малороссии и, когда финляндцы пожелают, оно протянет им руку на тех же условиях». (1) В своих письмах к «Земле и воле» он описывает свою работу в русско-польской революции. В письме от 29 декабря 1863 года Бакунин говорит о том, что он неоднократно пытался попасть в Польшу. «Мне не посчастливилось. А теперь расположение поляков к нам до такой степени переменилось, что, не переставая желать им успеха, мы, русские, должны, кажется, воздержаться от прямого участия в их деле, к тому же слишком запутавшемся в последнее время с западно-европейскими интересами, враждебными не только императорской системе, но и русскому народу».
Неудачи, постигшие в сентябре 1863 года польское восстание, приход к власти «диктатора» Траугутта, находившегося некоторое время под влиянием французской ориентации отеля Ламберт, нерешительность в аграрно-крестьянском вопросе, претившая Бакунину, охладили его пыл. Он теперь наивно надеется на помощь Польше со стороны Франции, Англии и Австрии, «которые признают ее, comme une partie belligerante». «Я думаю, что поляки продержатся зимой с помощью оружия и другой помощи, которые к ним прибудут тогда открыто через Галицию, а весной война, мне кажется, несомненна». (2)
Однако, Бакунин жестоко ошибся, так как Австрия не только не хотела помогать Польше дипломатическим путем, но даже вскоре запретила организацию повстанческих отрядов на территории Галиции. Бакунин ошибся и на этот раз... Отношение Бакунина
-----------------------------
1. Герцен, Соч., т. XV, стр. 495, 496.
2. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 497, 498.
-----------------------------
к польской революции в целом и та связь, которую он проводит между революционным движением в России и в Польше, очень хорошо сформулированы в его замечательной статье, опубликованной Полонским в «Неизвестной статье Бакунина о России» от 10—18 мая 1863 г.
«Опыт нас научил, — писал Бакунин, — что каждый действует хорошо лишь дома, на своей земле, и у нас право же слишком много дела в России, чтобы иметь время и материальную возможность заниматься делами других. Мы делаем исключение только для одной чужой страны — Польши. А это происходит от того, что Польша прикована к той же цепи, что и мы... Мы, как и поляки, презираем эту, так называемую, императорскую власть, потому что, подобно страшному кошмару, это жестокое, деспотическое положение, основанное исключительно на рабстве, на брутальной циничной эксплоатации всех сил народа, с единственной целью — завоеваний, в течение более двух веков, давило на жизнь народа... Мы презираем ее за гнусности, которые она сегодня совершает в Польше, и за все то хорошее, что она подавляет в России... Между нами и властью война на жизнь и смерть. Поляки протянули нам руку, нам — партии национального возрождения, потому что они убеждены, что мы, как и они, желаем радикального уничтожения этой немецкой коварной императорской власти». (1)
----------------------------
1. «Былое» № 27—28, 1926, стр. 24.
----------------------------
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.