Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Чернышевский и польский вопрос


С. Н. Драницын, "Польское восстание 1863 года и его классовая сущность"
Гос. соц.-экономич. изд-во, Л., 1937 г.
OCR Detskiysad.Ru

Чернышевский, вместе с Белинским и Герценом, является одним из предшественников русской социал-демократии, как в свое время характеризовал его Ленин. (2) Но в отличие от Герцена, он более правильно подходил к решению национального вопроса, выдвигая на первый план классовую точку зрения в исторической борьбе за независимость Польши. Утопический социалист в теории, революционный демократ на практике, боровшийся с консерваторами и либералами, он вскрыл классовую сущность крестьянской реформы в России, а следовательно, и значение крестьянского вопроса в борьбе поляков за независимость. (3) Чернышевский, по мнению Ленина, сумел, подобно Марксу, оценить значение польского освободительного движения, в противоположность мелко-буржуазным демократам типа Драгоманова, которые, с своей стороны, не могли понять значения освободительной борьбы польских революционеров для всероссийской демократии и содействовали реакционерам в лице Катковых и Леонтьевых. (4) Однако,
----------------------------
2. См. Ленин, Соч., т. IV, стр. 381.
3. Ленин, Соч., т. I, стр. 184, 186.
4. Ленин, Соч., т. XVII, стр. 457.
----------------------------
несмотря на участие дворянства в революциях 1831 и 1863 годов, имевших огромное политическое значение, борьба сторонников сохранения феодальных и полуфеодальных отношений и либералов была оценена с достойной Чернышевского критикой. Дворяне-крепостники и либералы из шляхты и буржуазии стояли за незыблемость собственности, за признание «высокой миссии» помещика в польской деревне и осуждали социалистические тенденции своего времени. Чернышевский, проповедуя идею крестьянской революции, не одобрял повстанцев 63 года за то, что они отрицали, во имя национального единства, крестьянское революционное движение и боялись «социальной» революции, подобно демократам 31 года в лице Мохнацкого и Лелевеля. Чернышевский был арестован 7 июля 1862 года и поэтому, находясь в тюрьме, был лишен возможности даже эзоповским языком высказываться о восстании 1863 года. (1) Но среди его многочисленных работ встречаются отдельные высказывания по национальному вопросу, в частности и польскому. Эти высказывания носят отнюдь не абстрактный, идеалистический характер, а, напротив, материалистический, классовый. Так, в статье «О различиях между народами по национальному признаку» (2) Чернышевский говорит о том, что хотя каждый из народов имеет свой особый язык и особый национальный патриотизм, но этих двух особенностей, по его мнению, недостаточно. Каждый из народов З. Европы имеет сословные или классовые и профессиональные различия или группы, на языке Чернышевского «отделы». «Эти сословные и профессиональные особенности так важны, что каждый сословный или профессиональный отдел западноевропейского народа, помимо своего языка и патриотизма, менее похож умственно и нравственно на другие отделы своего народа, чем на соответствующие отделы (или классы) другого западно-европейского народа.
-----------------------------
1. Маркс в письме к Энгельсу от 5 июля 70 г., вспоминая о суде над Чернышевским, говорит, что «...Сенат, по императорскому приказу, отменил этот приговор и послал в Сибирь этого хитрого человека, который «так ловок», как значилось в приговоре, что «сохраняет в своих сочинениях неуязвимую с точки арения закона форму и вместе с тем открыто изливает в них яд» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 849).
2. Чернышевский, Соч., т. XI, ч. 2, стр. 153, 154.
-----------------------------
По образу жизни и по понятиям земледельческий класс всей З. Европы представляет как будто одно целое; то же нужно сказать о ремесленниках, о сословии богатых простолюдинов, о знатном сословии». Таким образом Чернышевский приходит к выводу, что аристократия и «негоцианты» разных наций так же похожи друг на друга по образу жизни и идеологии, как похожи крестьяне тех же наций, что национальные интересы поглощаются классовыми и что господствующие классы, во имя национального единства, пытаются использовать «низшие сословия» в своих интересах. В этих словах, на эзоповском языке, было высказано Чернышевским предупреждение польским либералам и демократам относительно своевременности более радикального разрешения крестьянского вопроса в интересах успешного развития и завершения революционно-освободительного движения в Польше.
В двух других его статьях: «Национальная бестактность» и «Народная бестолковость» (1) мы знакомимся с редким по глубине содержания анализом национальных и социальных отношений польско-украинских и польско-русских. В этом диалектическом анализе Чернышевский приближается к марксистско-ленинскому разрешению национальной проблемы.
В борьбе с польскими, русскими и украинскими социал-националистами работы Чернышевского и теперь полезны, так как он борется и против узкого национализма и великодержавного шовинизма, которыми проникнуты социал-демократы фашистской Польши и польской Украины. Чернышевский (в противоположность современным польским Дашинским, Недзялковским, украинским Турянским, Ганкевичам, Шуйским) требует объединения угнетенных национальностей Польши и Украины против австрийского гнета, следовательно и против великорусского национализма, представленного в лице Катковых, Кавелиных, Градовских. Говорить против российских обрусителей Чернышевскому мешала и цензура и ненависть правительства крепостников и либералов к великому революционному писателю и мыслителю-материалисту. Чернышевский был далек и от гегелевского
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII.
----------------------------
понимания избранной нации, хотя прекрасно понимал революционное значение диалектики Гегеля. Он призы вает и «русин» и поляков Галиции объединиться в борьбу против своих угнетателей, а не поддаваться предательской политике немецкого и русского правительств, тактика которых покоилась на принципе divide et impera. Во имя национального предрассудка, — говорил он, — в период нарастания революционного движения в Польше, австрийские украинцы считают первостепенным вопросом, с точки зрения международных отношений, борьбу русин с поляками при поддержке первых против последних австрийской бюрократией. В качестве же руководителей этой борьбы украинцы приглашают клерикалов, во главе с православным митрополитом. Материалист Чернышевский отрицательно относится к революционному национально-освободительному движению, если в нем принимают участие люди мистического направления и в особенности духовенство. Русинское крестьянство не может ждать ничего для себя хорошего от православного духовенства, как польское — от католического. «Следовало бы «Слову», пишет в статье «Национальная бестактность» Н. Г. Чернышевский, повнимательнее подумать также — надобно ли считать за спор между национальностями тот спор, в который оно бросается с такой готовностью, и который оно понимает, как спор национальностей? Очень может быть, что при точнейшем рассмотрении жизненных отношений львовское «Слово» увидело бы в основании дела вопрос, совершенно чуждый племенному вопросу, — вопрос сословный. Очень может быть, что оно тогда бы увидело и на той и другой стороне и русинов и поляков, людей разного племени, но одинакового общественного положения». (1) Одновременно Чернышевский приходит к выводу о классовой солидарности польского крестьянина с украинским, а польского землевладельца — с украинским помещиком. По Чернышевскому, корень галицийского спора кроется не в национальных отношениях, а в экономических и классовых. Сочувствуя национальному освобождению Польши и начавшемуся революционному движению в Царстве Польском, Чернышевский возмущается бес-
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII, стр. 282, 283.
----------------------------
тактным поведением украинских националистов, выступаюших против поляков в тот момент, когда последние вступили в неравный бой с царизмом. С другой стороны, он предостерегает поляков, что социальный вопрос требует немедленного и преимущественного разрешения перед национальным. Он остается верным своему классовому принципу. Он видит лучший выход из положения в борьбе с угнетателями (у Чернышевского с австрийскими) в радикальном разрешении аграрно-крестьянского вопроса. Дело не в различии языка и религии между поляками и украинцами, замечает Чернышевский: язык и религия здесь не при чем, а дело в том, что польский и русинский землевладельцы угнетают каждый своего крестьянина (русин или поляк безразлично). Позднее, «украинский мещанин», — по меткому определению Ленина, — Драгоманов, которого кадетские профессора сопричислили к своему сонму, пытался опровергнуть классовую точку зрения Чернышевского, пустив в качестве аргумента легендарное отсутствие украинских помещиков вообще и полную общность интересов русинского духовенства с крестьянством.
В другой своей статье, критикуя славянофильскую газету «День», расписавшую политическую демонстрацию в Варшаве как безумное предприятие, Чернышевский остроумно высмеял «патриотический гнев» московских славянофилов. В блестящей форме, искусно замаскированной от внимания российской цензуры, Чернышевский издевается над тогдашними захватническими тенденциями помещичъе-буржуазнсго мира в следующих словах: «освободить из-под материального и духовного гнета народы славянские и даровать им дар самостоятельного, духовного и, пожалуй, политического бытия под сенью могущественных крыл русского орла, — вот историческое призвание, нравственное право и обязанность России». (2)
«Нам кажется,— ядовито замечает Чернышевский, — что у могущественного русского орла очень много своих домашних русских дел»; «было бы гораздо полезнее для
-------------------------
2. Там же, стр. 327.
-------------------------
самой России, — говорит он в другом месте, — когда бы нынешние беспокойства в Царстве Польском успокоились развитием дружеских чувств к русским в поляках». Великий революционный демократ 60-х годов прошлого века высказывается за независимость Польши и советует современным ему обрусителям не мешать устраивать самостоятельную жизнь полякам и другим национальностям. Он изобличает славянофилов в том, что они «стараются из всех сил прикрыть свои эгоистические расчеты словами любви к славянам, а на самом деле, желание господствовать постоянно проглядывает в их речах». (1) Недаром Маркс и Энгельс, так высоко ценившие Чернышевского, неоднократно подчеркивали справедливую ненависть польских демократов к славянофилам и высмеивали их «эпигонов»-панславистов, которые, исходя из тенденций к захватам, пытались, хотя и тщетно, прикрыть и узаконить эти захваты идеей объединения славян, в том числе и польских. (2)
Каковы были отношения Чернышевского к польским революционным организациям — сказать трудно, тем более, что Н. Г. за год до восстания был лишен свободы. Но хорошо известно, что землевольческая организация в России возникла в кругу тех людей, которые были близки к Чернышевскому и к «Современнику». Революционеры из «Земли и воли» помогали делу польского восстания. Русский офицер Потебня создал в Варшаве офицерскую организацию «Земля и воля» и вскоре погиб в бою с русскими войсками за независимость Польши. Во главе самой сильной и активной казанской организации стоял близкий к Чернышевскому землеволец Н. И. Уткин. А эта именно, организация, по мнению польских историков, задалась целью, вместе с польскими товарищами, вызвать народное восстание в Поволжье, чтобы помочь польскому восстанию. (3) Наконец, из записки петербургского ген.-губер-
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII, стр. 323.
2. Там же, стр. 332. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 223, 224. Энгельс в письме от 30 июля 69 г. требует панславистов исключить из Интернационала.
3. Казанское восстание описано в Historji Ruchu Narodowego, т. II, Lwоw 1882. Пантелеев Л. Ф., Из воспоминаний прошлого, СПБ. 1905, стр. 64, 65.
----------------------------
натора князя Суворова мы узнаем о роли Чернышевского в движении в пользу польской независимости: В I860 году, когда Польша приготовлена была к мятежу в Царстве Польском, тут (в Петербурге — С. Д.) польские студенты для пробы снеслись с русскими студентами для сделания уличной демонстрации, чтобы узнать, как им это удастся. И действительно нашли в то время поддерживавших их Чернышевского и Михайлова и иных еще». Записка имеет в виду Шевченко, сочувствовавшего освободительному движению в Польше. (1) Шевченко вместе с русской революционной демократией, вместе с Чернышевским отстаивали свободу Польши, выступая против многочисленной клики русских и украинских крепостников и либералов, которые старались запятнать освободительное движение угнетенной царизмом Польши. «Есть данные утверждать, что Шевченко знал, сочувствовал и, можно думать, брал даже деятельное участие в сочинении прокламаций и подготовке нового польского восстания, которое вспыхнуло позднее». (2) Шевченко вместе с Чернышевским присоединился к польскому освободительному движению, высоко ценя это движение в общей борьбе против царской России. Он был другом Сераковского, организатора польских отрядов. Освободившись от влияния националистических панславистских теорий, Шевченко, критикуя Костомарова в этом вопросе, в значительной мере был под влиянием той оценки, которую давали Костомарову революционные демократы во главе с Чернышевским. «Его (Костомарова) идеал, — писал Чернышевский, — федерация всех славянских племен — казался мне идеалом ошибочным, влечение к которому дает результаты, вредные для русских, вредные и для других славян... Поэтому идея о федерации всех славянских племен была тогда (и остается теперь) ненавистна мне». (3)
------------------------------
1. Из бумаг кн. А. А. Суворова, ЛОЦИА.
2. Е. Шаблиовский, Шевченко и росийска революцийна демократия, ВУАН, Киев 1935, стр. 80-81.
3. Плеханов, Литературное наследие, т. III, стр. 525, 529. См. критику Марксом и Энгельсом панславизма, т. VII, стр. 204, 230.
------------------------------





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +