Чернышевский, вместе с Белинским и Герценом, является одним из предшественников русской социал-демократии, как в свое время характеризовал его Ленин. (2) Но в отличие от Герцена, он более правильно подходил к решению национального вопроса, выдвигая на первый план классовую точку зрения в исторической борьбе за независимость Польши. Утопический социалист в теории, революционный демократ на практике, боровшийся с консерваторами и либералами, он вскрыл классовую сущность крестьянской реформы в России, а следовательно, и значение крестьянского вопроса в борьбе поляков за независимость. (3)
Чернышевский, по мнению Ленина, сумел, подобно Марксу, оценить значение польского освободительного движения, в противоположность мелко-буржуазным демократам типа Драгоманова, которые, с своей стороны, не могли понять значения освободительной борьбы польских революционеров для всероссийской демократии и содействовали реакционерам в лице Катковых и Леонтьевых. (4) Однако,
----------------------------
2. См. Ленин, Соч., т. IV, стр. 381.
3. Ленин, Соч., т. I, стр. 184, 186.
4. Ленин, Соч., т. XVII, стр. 457.
----------------------------
несмотря на участие дворянства в революциях 1831 и 1863 годов, имевших огромное политическое значение, борьба сторонников сохранения феодальных и полуфеодальных отношений и либералов была оценена с достойной Чернышевского критикой. Дворяне-крепостники и либералы из шляхты и буржуазии стояли за незыблемость собственности, за признание «высокой миссии» помещика в польской деревне и осуждали социалистические тенденции своего времени. Чернышевский, проповедуя идею крестьянской революции, не одобрял повстанцев 63 года за то, что они отрицали, во имя национального единства, крестьянское революционное движение и боялись «социальной» революции, подобно демократам 31 года в лице Мохнацкого и Лелевеля. Чернышевский был арестован 7 июля 1862 года и поэтому, находясь в тюрьме, был лишен возможности даже эзоповским языком высказываться о восстании 1863 года. (1) Но среди его многочисленных работ встречаются отдельные высказывания по национальному вопросу, в частности и польскому. Эти высказывания носят отнюдь не абстрактный, идеалистический характер, а, напротив, материалистический, классовый. Так, в статье «О различиях между народами по национальному признаку» (2) Чернышевский говорит о том, что хотя каждый из народов имеет свой особый язык и особый национальный патриотизм, но этих двух особенностей, по его мнению, недостаточно. Каждый из народов З. Европы имеет сословные или классовые и профессиональные различия или группы, на языке Чернышевского «отделы». «Эти сословные и профессиональные особенности так важны, что каждый сословный или профессиональный отдел западноевропейского народа, помимо своего языка и патриотизма, менее похож умственно и нравственно на другие отделы своего народа, чем на соответствующие отделы (или классы) другого западно-европейского народа.
-----------------------------
1. Маркс в письме к Энгельсу от 5 июля 70 г., вспоминая о суде над Чернышевским, говорит, что «...Сенат, по императорскому приказу, отменил этот приговор и послал в Сибирь этого хитрого человека, который «так ловок», как значилось в приговоре, что «сохраняет в своих сочинениях неуязвимую с точки арения закона форму и вместе с тем открыто изливает в них яд» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 849).
2. Чернышевский, Соч., т. XI, ч. 2, стр. 153, 154.
-----------------------------
По образу жизни и по понятиям земледельческий класс всей З. Европы представляет как будто одно целое; то же нужно сказать о ремесленниках, о сословии богатых простолюдинов, о знатном сословии». Таким образом Чернышевский приходит к выводу, что аристократия и «негоцианты» разных наций так же похожи друг на друга по образу жизни и идеологии, как похожи крестьяне тех же наций, что национальные интересы поглощаются классовыми и что господствующие классы, во имя национального единства, пытаются использовать «низшие сословия» в своих интересах. В этих словах, на эзоповском языке, было высказано Чернышевским предупреждение польским либералам и демократам относительно своевременности более радикального разрешения крестьянского вопроса в интересах успешного развития и завершения революционно-освободительного движения в Польше.
В двух других его статьях: «Национальная бестактность» и «Народная бестолковость» (1) мы знакомимся с редким по глубине содержания анализом национальных и социальных отношений польско-украинских и польско-русских. В этом диалектическом анализе Чернышевский приближается к марксистско-ленинскому разрешению национальной проблемы.
В борьбе с польскими, русскими и украинскими социал-националистами работы Чернышевского и теперь полезны, так как он борется и против узкого национализма и великодержавного шовинизма, которыми проникнуты социал-демократы фашистской Польши и польской Украины. Чернышевский (в противоположность современным польским Дашинским, Недзялковским, украинским Турянским, Ганкевичам, Шуйским) требует объединения угнетенных национальностей Польши и Украины против австрийского гнета, следовательно и против великорусского национализма, представленного в лице Катковых, Кавелиных, Градовских. Говорить против российских обрусителей Чернышевскому мешала и цензура и ненависть правительства крепостников и либералов к великому революционному писателю и мыслителю-материалисту. Чернышевский был далек и от гегелевского
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII.
----------------------------
понимания избранной нации, хотя прекрасно понимал революционное значение диалектики Гегеля. Он призы вает и «русин» и поляков Галиции объединиться в борьбу против своих угнетателей, а не поддаваться предательской политике немецкого и русского правительств, тактика которых покоилась на принципе divide et impera. Во имя национального предрассудка, — говорил он, — в период нарастания революционного движения в Польше, австрийские украинцы считают первостепенным вопросом, с точки зрения международных отношений, борьбу русин с поляками при поддержке первых против последних австрийской бюрократией. В качестве же руководителей этой борьбы украинцы приглашают клерикалов, во главе с православным митрополитом. Материалист Чернышевский отрицательно относится к революционному национально-освободительному движению, если в нем принимают участие люди мистического направления и в особенности духовенство. Русинское крестьянство не может ждать ничего для себя хорошего от православного духовенства, как польское — от католического. «Следовало бы «Слову», пишет в статье «Национальная бестактность» Н. Г. Чернышевский, повнимательнее подумать также — надобно ли считать за спор между национальностями тот спор, в который оно бросается с такой готовностью, и который оно понимает, как спор национальностей? Очень может быть, что при точнейшем рассмотрении жизненных отношений львовское «Слово» увидело бы в основании дела вопрос, совершенно чуждый племенному вопросу, — вопрос сословный. Очень может быть, что оно тогда бы увидело и на той и другой стороне и русинов и поляков, людей разного племени, но одинакового общественного положения». (1) Одновременно Чернышевский приходит к выводу о классовой солидарности польского крестьянина с украинским, а польского землевладельца — с украинским помещиком. По Чернышевскому, корень галицийского спора кроется не в национальных отношениях, а в экономических и классовых. Сочувствуя национальному освобождению Польши и начавшемуся революционному движению в Царстве Польском, Чернышевский возмущается бес-
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII, стр. 282, 283.
----------------------------
тактным поведением украинских националистов, выступаюших против поляков в тот момент, когда последние вступили в неравный бой с царизмом. С другой стороны, он предостерегает поляков, что социальный вопрос требует немедленного и преимущественного разрешения перед национальным. Он остается верным своему классовому принципу. Он видит лучший выход из положения в борьбе с угнетателями (у Чернышевского с австрийскими) в радикальном разрешении аграрно-крестьянского вопроса. Дело не в различии языка и религии между поляками и украинцами, замечает Чернышевский: язык и религия здесь не при чем, а дело в том, что польский и русинский землевладельцы угнетают каждый своего крестьянина (русин или поляк безразлично). Позднее, «украинский мещанин», — по меткому определению Ленина, — Драгоманов, которого кадетские профессора сопричислили к своему сонму, пытался опровергнуть классовую точку зрения Чернышевского, пустив в качестве аргумента легендарное отсутствие украинских помещиков вообще и полную общность интересов русинского духовенства с крестьянством.
В другой своей статье, критикуя славянофильскую газету «День», расписавшую политическую демонстрацию в Варшаве как безумное предприятие, Чернышевский остроумно высмеял «патриотический гнев» московских славянофилов. В блестящей форме, искусно замаскированной от внимания российской цензуры, Чернышевский издевается над тогдашними захватническими тенденциями помещичъе-буржуазнсго мира в следующих словах: «освободить из-под материального и духовного гнета народы славянские и даровать им дар самостоятельного, духовного и, пожалуй, политического бытия под сенью могущественных крыл русского орла, — вот историческое призвание, нравственное право и обязанность России». (2)
«Нам кажется,— ядовито замечает Чернышевский, — что у могущественного русского орла очень много своих домашних русских дел»; «было бы гораздо полезнее для
-------------------------
2. Там же, стр. 327.
-------------------------
самой России, — говорит он в другом месте, — когда бы нынешние беспокойства в Царстве Польском успокоились развитием дружеских чувств к русским в поляках». Великий революционный демократ 60-х годов прошлого века высказывается за независимость Польши и советует современным ему обрусителям не мешать устраивать самостоятельную жизнь полякам и другим национальностям. Он изобличает славянофилов в том, что они «стараются из всех сил прикрыть свои эгоистические расчеты словами любви к славянам, а на самом деле, желание господствовать постоянно проглядывает в их речах». (1) Недаром Маркс и Энгельс, так высоко ценившие Чернышевского, неоднократно подчеркивали справедливую ненависть польских демократов к славянофилам и высмеивали их «эпигонов»-панславистов, которые, исходя из тенденций к захватам, пытались, хотя и тщетно, прикрыть и узаконить эти захваты идеей объединения славян, в том числе и польских. (2)
Каковы были отношения Чернышевского к польским революционным организациям — сказать трудно, тем более, что Н. Г. за год до восстания был лишен свободы. Но хорошо известно, что землевольческая организация в России возникла в кругу тех людей, которые были близки к Чернышевскому и к «Современнику». Революционеры из «Земли и воли» помогали делу польского восстания. Русский офицер Потебня создал в Варшаве офицерскую организацию «Земля и воля» и вскоре погиб в бою с русскими войсками за независимость Польши. Во главе самой сильной и активной казанской организации стоял близкий к Чернышевскому землеволец Н. И. Уткин. А эта именно, организация, по мнению польских историков, задалась целью, вместе с польскими товарищами, вызвать народное восстание в Поволжье, чтобы помочь польскому восстанию. (3) Наконец, из записки петербургского ген.-губер-
----------------------------
1. Чернышевский, Соч., т. VIII, стр. 323.
2. Там же, стр. 332. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 223, 224. Энгельс в письме от 30 июля 69 г. требует панславистов исключить из Интернационала.
3. Казанское восстание описано в Historji Ruchu Narodowego, т. II, Lwоw 1882. Пантелеев Л. Ф., Из воспоминаний прошлого, СПБ. 1905, стр. 64, 65.
----------------------------
натора князя Суворова мы узнаем о роли Чернышевского в движении в пользу польской независимости: В I860 году, когда Польша приготовлена была к мятежу в Царстве Польском, тут (в Петербурге — С. Д.) польские студенты для пробы снеслись с русскими студентами для сделания уличной демонстрации, чтобы узнать, как им это удастся. И действительно нашли в то время поддерживавших их Чернышевского и Михайлова и иных еще». Записка имеет в виду Шевченко, сочувствовавшего освободительному движению в Польше. (1) Шевченко вместе с русской революционной демократией, вместе с Чернышевским отстаивали свободу Польши, выступая против многочисленной клики русских и украинских крепостников и либералов, которые старались запятнать освободительное движение угнетенной царизмом Польши. «Есть данные утверждать, что Шевченко знал, сочувствовал и, можно думать, брал даже деятельное участие в сочинении прокламаций и подготовке нового польского восстания, которое вспыхнуло позднее». (2) Шевченко вместе с Чернышевским присоединился к польскому освободительному движению, высоко ценя это движение в общей борьбе против царской России. Он был другом Сераковского, организатора польских отрядов. Освободившись от влияния националистических панславистских теорий, Шевченко, критикуя Костомарова в этом вопросе, в значительной мере был под влиянием той оценки, которую давали Костомарову революционные демократы во главе с Чернышевским. «Его (Костомарова) идеал, — писал Чернышевский, — федерация всех славянских племен — казался мне идеалом ошибочным, влечение к которому дает результаты, вредные для русских, вредные и для других славян... Поэтому идея о федерации всех славянских племен была тогда (и остается теперь) ненавистна мне». (3)
------------------------------
1. Из бумаг кн. А. А. Суворова, ЛОЦИА.
2. Е. Шаблиовский, Шевченко и росийска революцийна демократия, ВУАН, Киев 1935, стр. 80-81.
3. Плеханов, Литературное наследие, т. III, стр. 525, 529. См. критику Марксом и Энгельсом панславизма, т. VII, стр. 204, 230.
------------------------------
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.