Восстание 1863 года в Польше вызвало горячее сочувствие А. И. Герцена, который в многочисленных статьях в «Колоколе» высказывался за независимость Польши. Любопытно, что социал-националисты в лице, например, Лимановского, Кульчицкого и других (1) почти совсем не упоминают имени Герцена в своих писаниях о борьбе поляков за независимость, несмотря на то, что Герцен вызвал по отношению к себе ненависть не только крайних русских реакционеров в лице Каткова, Леонтьева и других, но и славянофилов, и либеральных кругов современного восстанию «образованного общества» за защиту польского освободительного движения.
Герцена не удовлетворяла голая идея национального освобождения. Так, например, он писал по поводу итальянского освободительного движения против Австрии: «Идеал итальянского освобождения беден, в нем опущен, с одной стороны, существенный, животворный (т. е. социалистический) элемент, и как назло, с другой, оставлен элемент старый, тлетворный, умирающий и мертвящий (т. е. религиозный )». То же самое отношение было у Герцена и к польскому движению, которое носило в себе немало элементов религиозного романтизма и мистицизма, так претивших
-----------------------------
1. Сто лет борьбы польского народа за свободу. По Лимановскому, Кульчицкому и др., под ред. Подвинского, 1907.
-----------------------------
Герцену и жестоко высмеянных в свое время Марксом в письмах к Энгельсу. Однако Герцен мужественно выступил на защиту польских повстанцев против висельной политики царизма, чем и вызвал еще большую ненависти не только со стороны явных реакционеров, но и со стороны дворянских либералов-хлеботорговцев. Многие его былые друзья и сотрудники из кругов дворянской интеллигенции отвернулись от него.
Русский народник Герцен, однако, не был согласен с польскими демократами («красными») в вопросах социального характера. В письме Центрального национального комитета к издателям «Колокола» польские революционеры подчеркивали разницу во взглядах, существовавшую, по их мнению, по крестьянскому вопросу. «Эта разница происходит от различия общественных начал и условий, в которых мы находимся. Русское движение земское (социальное), наше — национальное. В России социальное движение разовьет политическую свободу; у нас же реорганизация общества может быть только последствием освобождения и восстановления нашего края», — писали «красные». (1)
Для польских революционеров, таким образом, и в 60-х годах на первом плане стоял вопрос национально-государственного освобождения. «Социальная революция», которая для большинства мелкой и средней буржуазии сводилась к раскрепощению крестьян с наделением их землею за выкуп и к уничтожению сословных привилегий, была в ее глазах преимущественно политической, как неизбежный, необходимый результат или следствие национального освобождения. Герцен же, напротив, требовал раскрепощения крестьян с наделением их землей без выкупа. Он рассчитывал на создание этим путем более благоприятных условий для успеха восстания, ибо для мелкобуржуазного руководства крестьянство составило бы огромный резерв.
Хотя в упомянутом письме, sui generis декларации прав человека и гражданина, и говорится о создании единой нации из вольных и равноправных граждан, в нем, однако, было высказано и мнение, что «крестьянам следует
-----------------------------
1. Герцен, Собр. соч., под ред. М. К. Лемке, т. XV, стр. 504.
-----------------------------
отдать их поземельный надел на основании выкупа» (1862 год). (1)
Приветствуя обещание польских революционеров сохранить народам, обитающим в восстановленной в прежних пределах Польше, право на самоопределение, т. е. «предоставить литвинам, русинам полную свободу остаться в союзе с Польшей или распорядиться собою согласно их собственной воле», приветствуя также манифест временного правительства, в особенности в той части, где говорилось о признании прав крестьянства на землю, — Герцен отвечает польским революционерам: «Мы посвятили свою жизнь служению народу, а у вас на первом плане далеко не народные интересы. Если я ошибаюсь, докажите мне противное: отпустите крестьян на волю, отпустите их со всей землей».
Герцен, несмотря на все свои симпатии к революционному романтизму, «идеальновосторженному воззрению на судьбы народов Маццини, Ворцеля», требует от революционного руководства в Царстве Польском прежде всего твердого, четкого решения экономических вопросов. «Необходимо свести кровавые религиозные вопросы на человеческие, кровавые национальные и политические вопросы на экономические, — в этом вся задача современности». (2) Обращаясь с воззванием к русским офицерам в Польше, он указывает, что необходимо поддержать поляков, которые в борьбе за свою независимость «готовы признать права крестьян на землю, ими обрабатываемую», что мужественный открытый язык Варшавского центрального комитета «снял камень с нашей груди, так как отвергает всякий характер сословно-шляхетский». «Скажем вместе с поляками — быть Литве, Белоруссии и Украине, с кем они хотят быть, или ни с кем, лишь бы волю их узнать не поддельную, а действительную». (3)
При известной своей непоследовательности в разрешении национальной проблемы, Герцен правильно оценил современные ему политические отношения, отметив в статье «Польско-русский революционный союз», что «освобо-
-----------------------------
1. Там же.
2. Герцен, Соч., т. X, стр. 237.
3. Там же, и стр. 261, т. VII, стр. 126.
-----------------------------
ждение Польши есть половина освобождения России». В ряде статей, современных польскому восстанию, в частности в «Обращении к русскому воинству», он предсказывает, что, «если русские не поймут необходимости восстановления Польши, последняя, при развитии европейской войны, все-таки отделится, или ее отделят». (1) Герцен убеждает русскую демократию в необходимости отделения Польши и соединения Польши и России на федеративном принципе, понимая федерацию как свободный союз равноправных государств.
Ленин в статье «Памяти Герцена» одобряет отношение Герцена к польскому восстанию, когда Герцен в «Колоколе», касаясь верноподданического письма Тургенева к Александру II, писал о «седовласой Магдалине (мужеского рода)». (2)
Герцен, в противоположность Прудону, до конца своей жизни стойко защищал дело самоопределения демократической Польши. «С 1853 года наша деятельность шла рядом с вашей. — говорил он польской буржуазной интеллигенции. — С первых статей нашей русской пропаганды в Лондоне мы ясно изложили свои взгляды и не разу не сбились с пути... Абсолютное, не отчуждаемое право польской национальности было всегда для нас «догмой», — пишет А. И. Герцен в 1866 году, (3) хотя его успели разочаровать польские «демократы» своей «бестактной тактикой в социально-экономических вопросах.
Несмотря на все свои симпатии к польскому национально-освободительному движению в его мелкобуржуазной сущности и на строгое осуждение, граничащее с ненавистью, либерально-дворянского «патриотизма» русского общества, Герцен в своем отношении к польскому восстанию был не всегда последователен. Не был он последователен и в анализе национального вопроса, и эта его непоследовательность и вызывала справедливые подозрения со стороны Маркса и Энгельса. Находясь в известных вопросах под влиянием Прудона, который еще в 1861 году высказывался против восстановления Польши, а в 1863 году
-----------------------------
1. Герцен, Соч., т. VIII, стр. 70.
2. Ленин, Соч., т. XV, стр. 467.
3. Герцен, Соч., т. XIX, стр. 97.
-----------------------------
советовал полякам примириться с русским владычеством, (1) Герцен совершенно расходился с ним в разрешении польского вопроса, в чем встретил авторитетную и решительную поддержку со стороны Маркса и Энгельса. Маркс, зная о симпатиях, которые питал Герцен к Прудону, не особенно доверял искренности Герцена по отношению к полякам. «...Ты,— пишет Маркс Энгельсу,— должен теперь внимательно следить за «Колоколом», ибо теперь Герцену. .. представляется случай доказать свою революционную честность, хотя бы в той мере, в какой она совместима со славянскими симпатиями». (2) Чуждый пролетарского мировоззрения и научного социализма, связанного с делом и именем Маркса, не сумевший стать на точку врения классовой борьбы современного ему пролетариата, Герцен, высказываясь против великорусского мессианизма в освобождении угнетенных славянских народов, оказался предшественником позднейших мелкобуржуазных социалистов, которые в Польше, Германии и России покатились по дороге «исторических» стремлений, сводившихся по существу к завоеваниям, империализму. В письме, адресованном «польскому патриоту», он пишет: «Вы полагаете лучше и естественнее разделиться на две отдельные части, то-есть по одну сторону Россия — славяне, смешанные с чудью и туранскими племенами, по другую — Польша и старые славяне. Призвание и поприще деятельности одних — «огромные плоскости Азии до Тихого океана», назначение других — «отпор германскому владычеству и завоеваниеТурции». Мы и в этом с вами согласны, — говорит Герцен, — но я вас спрашиваю: что за шум поднялся бы, если б это сказал русский». (3) Согласившись с польским националистом о праве Польши (еще не ставшей самостоятельным государством) на завоевание Турции, Герцен оказался непоследовательным и в воззвании к «Русскому воинству в Польше», в котором он говорит: «Ваша участь в Польше всех хуже. Товарищи
----------------------------
1. Прудон, Война и мир, ч. II, 1861, стр. 48
2. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 134, сравн. стр. 319, где Маркс пишет: «Подлинным нервом всей полемики является польский вопрос. Все эти господа примкнули к прудоновско-герценовскому московитизму.
3. Герцен, Соч., т. X, стр. 240.
----------------------------
ваши в Турции — солдаты, вы в Польше будете палачами, когда польский народ подымет восстание». (1) Несмотря на завоевательную войну, которую царизм вел тогда в Турции, Герцен не осуждает его и таким образом лишний раз как бы подчеркивает право на завоевание более отсталых стран со стороны более передовых, как Польша и Россия. Это по всей вероятности и дало повод украинскому националисту Драгоманову сказать, что «Герцен начал, по примеру польских «исторических» патриотов, определять границу России, т. е. Великороссии от Польши, тогда как, по духу его идей, он должен был бы определять границу ее от Латышии, Белоруссии и Украины, так как, ведь, великорусская нация нигде с польской не соприкасается».
15 апреля 1868 года в «Колоколе» Герцен писал,что «Киев такой же русский город, как и Москва»; в другом месте он спрашивает: «какой русский не считает, и притом, совершенно справедливо, Киев таким же русским городом, как Москву?» Неудивительно, что эти взгляды вызвали критику со стороны польского национализма, стремившегося доказать, что Киев — польский город. (2)
В канун 1863 года Герцен желал разрешения польско-русского вопроса мирным путем и не только не возлагал никаких надежд на успех восстания, но опасался так же, как и Кавелин, что восстание поведет лишь к вврыву русского патриотизма и шовинизма, могущих, дескать, столкнуть Россию с пути реформ на путь реакции. «Оставьте мысль о восстании, много крови прольется даром. Россия сильнее Польши, лучше пользуйтесь тем, что она сделает для себя; возмущением вы не выиграете ничего, но вы затормозите ход развития России», писал Герцен. (3)
Однако, после получения сообщения о провокационном декрете о рекрутском наборе, Герцен счел неизбежным и необходимым восстание. На вопрос, что «должно делать русским офицерам, находящимся в Польше, в случае польского восстания», Герцен дает совет «...итти под суд в арестантские роты, быть расстрелянным, как Сливицкий, Арнгольт и Ростковский, быть поднятым на штыки,... но
----------------------------
1. Герцен, Соч., т. VIII, стр. 68.
2. Герцен, Соч., т. XXI, стр. 85 и т. XV, стр. 515.
3. Левин Кирик, Герцен, стр. 138.
----------------------------
не подымать оружия против поляков,... отыскивающих совершенно справедливо свою независимость». (1)
Вопреки утверждению К. Левина, Герцен не был принципиальным сторонником восстания. Он считал, что восстание неизбежно, что предотвратить его нельзя. В своем обращении к русским офицерам еще 10 октября 1862 года он писал: «вряд можно ли уклониться от участия (в восстании.— С. Д.), —в этом все трагическое вашего положения, но, участвуя в нем по роковой необходимости, вы должны стремиться к тому, чтоб ваш союз с Польшей двинул бы наше земское дело». (2) Другое дело, что он сочувствовал восстанию, желал победы польским инсургентам; он думал однако, что «преждевременный взрыв в Польше ее не освободит и непременно остановит наше русское дело».
Герцен считал своим нравственным долгом помогать революционному движению, что видно из письма его к Игн. Пиотровскому от 12 апреля 1863 года. (3) Поэтому его позднейшие высказывания в статье «Нашим врагам» в 1868 году («Мы были против восстания 1863. Ни одного ободрения, ни одного обещания не было дано с нашей стороны. Мы требуем представить нам хоть одно доказательство») (4) нужно понимать в том смысле, что Герцен не был сторонником восстания, но оказывал моральную поддержку в своем журнале фатально свершившемуся событию. Со всей ясностью он высказывается против восстания в письме к И. Цверцякевичу: «Если Вы хоть сколько-нибудь сочувствуете русской свободе, и если ваша любовь к свободе Польши перевешивает ваше горе; если вы боитесь напрасных жертв, — я вас умоляю не совершать выступления, ибо оно не имеет ни малейшего шанса на успех и лишь подвергнет свободу обеих стран опасности, подготовив новое торжество царскому кабинету министров». (5)
Не дав четкой, определенной постановки вопроса о территориальных границах будущей Польши, Герцен не понял классовой сущности современного ему восстания. Характеризуя начавшееся революционное движение в Польше как
-----------------------------
1. Герцен, Соч., т. XV, стр. 514.
2. Там же, стр. 516.
3. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 209.
4. Герцен, Соч., т. XXI, стр. 204.
5. Герцен, Соч., т. XV, стр. 534.
-----------------------------
движение буржуазное («сколько нам известно, господские дома, города, капиталы, образование, сила умственного и промышленного развития со стороны Польши; народ, села, массы, если не против Польши, то, вероятно, и не за нее»), (1) он, после подавления восстания, рассматривает последнее как дворянское и говорит языком романтика, прославляя «побитую царизмом польскую дворянскую нацию». В большой статье «Что же дальше» он противопоставляет Польше, ратующей за независимость и католицизм, Польше рыцарской и набожной, демократической и революционной — Польшу отстраненную, бедную, крестьянскую, (2) не понимая, что капитализм утвердился в Польше, что «дворянская нация» давно уже стала разлагаться и не представляла монолитного класса. Мало того, далекий от классового анализа развертывающихся перед ним событий Герцен идеализировал польское дворянство, отказавшееся будто бы в пользу крестьянства от своих привилегий. «Как величественно начала Польша, — восклицает Герцен, — свое новое воскресение, если в самом дейе в заседании земледельческого общества в Варшаве польские помещики решили отдать крестьянам полный надел земли». (3) «Какое прошедшее не искупится таким принесением себя в жертву, — говорит о дворянстве Герцен. — Их очистительный, примирительный подвиг пойдет из века в век, будя юношу и мужа и заставляя биться всякое благородное сердце». (4) Не замечая противоречия, он, через несколько страниц того же номера «Колокола», рассказывает о многих русских солдатах, расстрелянных за переход на сторону восставших поляков. Приписывая главные жертвы польскому дворянству, не понимая, что дворянство (вернее — шляхта) по происхождению изменилось в социальном отношении под влиянием города и развивающегося капитализма, Герцен неожиданно высказывает такие мысли: «Правительство стало выдавать польское восстание за враждебное крестьянам и греческой церкви, за восстание исключительно шляхетское и католическое; таким образом, оно станови-
---------------------------
1. Герцен, Соч., т. XV, стр. 516.
2. Герцен, Соч., т. XVII, стр. 409.
3. Герцен, Соч., т. XI, стр. 50.
4. «Колокол» № 187, 15 июля 1864 г.
---------------------------
лось защитником масс и греческого православия, придавая себе вид более революционный и демократический». Несмотря на известные противоречия, характерные для многогранного мировоззрения Герцена, объясняемого всей сложностью классовых противоречий так называемой эпохи реформ в России, заслуга его состояла в признании идеи восстановления и самоопределения Польши. «Что бы с Польшей ни было, но это восстание, эти десять месяцев борьбы - пишет Герцен 10 ноября 1863 года, — ставят ее на необыкновенную высоту». (1) Поэтому-то его содействие польским повстанцам выразилось не только в материальной помощи восстанию, но и в распространении национально-освободительных идей его могучим пером.
-----------------------------
1. Герцен, Соч., т. XVI, стр. 546.
-----------------------------
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.