Русская музыкальная классика создала новый тип оперы. Реализм, народность, возвышенность и простота стиля, гуманистическая идейность, демократическая направленность — вот лучшие черты классических русских опер. Именно эти черты определили мировое значение русской оперной школы, ее воздействие. «Русская и вообще славянская культура сыграла большую положительную роль в развитии подлинно национальной американской музыки», — писал известный американский музыкальный критик С. Финклстайн. Видный французский музыкальный деятель Бурго-Дюкудрэ говорил в своей лекции студентам Парижской консерватории: «Русские указали нам совершенно новый путь. Они окунулись в народ и вынесли оттуда новое живительное начало». Слова эти сказаны Бурго-Дюкудрэ о всей русской музыкальной классике, но в первую очередь их следует отнести к русской классической опере — именно в русской опере «живительное начало» народности проявилось с наибольшей широтой и глубиной. Родина и русский народ — важнейшая, главенствующая тема оперного творчества русских композиторов-классиков. Народная русская песня — важнейший источник музыкального стиля русских классических опер.
В русском музыкальном театре, в творческой работе над русскими операми, в непосредственном общении с великими русскими композиторами складывалась русская вокальная школа. Ее лучшим представителям свойственны, говоря словами Даргомыжского, «естественность и благородство пения». Высокое вокальное мастерство русские певцы органически сочетали с глубокой, правдивой сценической игрой. Реализм, народность, демократизм присущи русской вокальной школе так же, как и русскому оперному творчеству. Чтобы подтвердить эту мысль, достаточно назвать несколько крупнейших русских оперных артистов, имена которых хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Это О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, И. А. Алчевский, Д. А. Смирнов, К. Г. Держинская, Н. А. Обухова. Можно было бы назвать и ряд других певцов и певиц.
Русская классическая опера — предшественница советской оперы. Опираясь на лучшие классические традиции, советская опера разрешает стоящие перед ней сложнейшие задачи: показать новую жизнь, показать советских людей в их революционной борьбе и труде, по-новому, глазами советского человека, взглянуть на прошлое.
Путь советской оперы не был простым и легким. Развитию советской оперы порой мешали модернистские, формалистические тенденции, с другой стороны, вредило упрощенное понимание проблемы доступности музыки, приводившее к обеднению стиля. В борьбе против этих тенденций развивалось и крепло подлинно реалистическое, народное советское оперное искусство.
Партия постоянно оказывала помощь развитию советской оперной культуры, поддерживая новое, передовое, ценное, направляя советское оперное творчество по пути социалистического реализма. Вместе с тем партия в специальных постановлениях, в руководящих статьях советской печати указывала на ошибки композиторов, на отклонения их от реалистического пути. При этом партия указывала, как на образец, на русскую оперную классику, которая отличается, как сказано в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, «внутренней содержательностью, богатством мелодий и широтой диапазона, народностью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире, любимым и доступным широким слоям народа жанром музыки».
В лучших советских операх по-новому и по-разному претворены традиции русской оперной классики. Одна из этих традиций — воплощение на оперной сцене образов русской литературной классики. Эту традицию развивает С. Прокофьев в своей замечательной опере «Война и мир». Если Глинка в «Руслане и Людмиле» положил начало русской оперной «пушкиниане», если Чайковский в «Евгении Онегине» перенес на оперную сцену величайшее произведение Пушкина, то Прокофьев воплотил в музыкально-сценических образах бессмертное творение Толстого. Задача, стоявшая перед Прокофьевым, была чрезвычайно сложной, композитор разрешил ее на высоком идейном и художественном уровне. К другому классическому произведению русской литературы — к повести Горького «Мать» — обратился Т. Хренников в своей опере, носящей то же название. Можно назвать еще ряд советских опер, созданных по произведениям великих русских писателей.
Советские композиторы обращались и к произведениям зарубежных писателей. По повести Ромена Роллана написана опера «Кола Брюньон» Д. Кабалевского, по комедиям Шеридана и Шекспира — оперы «Дуэнья» С. Прокофьева и «Укрощение строптивой» В. Шебалина.
Как творческое развитие традиций русской оперной классики можно рассматривать обращение советских композиторов к выдающимся произведениям советской литературы. Большое значение имела в истории советского оперного творчества опера И. Дзержинского «Тихий Дон». Нет сомнения, что этой творческой удачей композитор в немалой мере обязан художественной силе романа Шолохова. По другому роману Шолохова написана вторая опера Дзержинского — «Поднятая целина». Последняя, недавно законченная опера Дзержинского «Судьба человека» написана по широко известному рассказу Шолохова. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого легла в основу одноименной оперы Прокофьева. Опера Кабалевского «Семья Тараса» написана по повести Б. Горбатова «Непокоренные». На сюжет пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» Кабалевский написал оперу «Никита Вершинин». «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса перенесла на оперную сцену героические события, развертывающиеся в романе Фадеева. Примеров опер такого рода можно привести очень много. Беря сюжеты из произведений советских писателей, советские композиторы разрешают важнейшую задачу — показать на оперной сцене наших современников, советских людей.
Обращаясь вслед за классической русской оперой к прошлому, советские композиторы воскрешают страницы героической борьбы против угнетателей, против иноземных захватчиков. «Декабристы» Ю. Шапорина, «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Кёр-оглы» У. Гаджибекова, «Алмаст» А. Спендиарова, «Восстание Восэ» С. Баласаняна, «Огни мщения» Э. Каппа, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича — это лишь незначительная часть советских опер, посвященных борьбе за свободу и независимость.
Народная поэзия, эпос русского народа не раз вдохновляли русских композиторов-классиков. И советские композиторы часто обращаются в своих операх К народной поэзии, к древним легендам. Здесь нужно говорить прежде всего о композиторах братских республик. Одна из важнейших особенностей советской музыкальной культуры — расцвет музыкального искусства всех народов СССР. Особое значение приобретает опера как синтетический художественный жанр. В очень многих операх, созданных в союзных и автономных республиках, авторы их берут сюжеты из народных преданий, народных сказок. Назовем лишь несколько опер: «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского (на сюжет народной казахской поэмы), «Айчурек» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере (по киргизскому эпосу «Манас»), «Тариэль» Мшвелидзе (по поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), «Абесалом и Этери» З. Палиашвили, «Шах-Сенем» Р. Глиэра (на сюжет азербайджанской сказки об Ашик-Керибе), «Зохре и Тахир» А. Шапошникова и В. Мухатова (по мотивам туркменского фольклора), «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыкова (по поэме Навои), «Алтынчеч» Н. Жиганова (по мотивам татарского фольклора, на стихи Мусы Джалиля).
В своем оперном творчестве композиторы братских республик опираются на опыт советской музыкальной культуры и на традиции русской музыкальной классики. Большое значение здесь имело и имеет непосредственное личное общение с русскими композиторами. Классик грузинской музыки З. Палиашвили учился в Москве у Танеева. Выдающийся армянский композитор А. Спендиаров — ученик Римского-Корсакова. Русские советские композиторы оказали немалую помощь композиторам братских республик в их творческой работе. В числе авторов названных опер мы видели и русских композиторов.
Если работа русских композиторов в братских республиках помогла развитию национального искусства в этих республиках, то, в свою очередь, и русские композиторы обогащали свой опыт, изучая творчество братских народов. Опера «Шах-Сенем» признана выдающимся произведением азербайджанского искусства. Вместе с тем эта опера — значительное и оригинальное достижение крупного русского советского композитора, обогатившая его творческую палитру.
Опираясь на традиции русской оперной вокальной школы, складывается советская оперная вокально-исполнительская
культура. Некоторые из оперных артистов, названные нами, приняли активное участие в деятельности советских театров. После революции в советских оперных театрах работали Собинов, Нежданова, Держинская, Обухова, Ершов, Касторский. Несколько лет в Москве и Петрограде выступал Шаляпин. Эти артисты явились, таким образом, живым связующим звеном между русским классическим и советским вокальным искусством.
За годы советской власти выросли многочисленные советские оперные артисты. Достаточно назвать В. Барсову, М. Максакову, А. Пирогова, М. Рейзена, И. Козловского, A. Кривченю, Н. Ханаева, С. Преображенскую, С. Лемешева, B. Давыдову, И. Паторжинского, М. Литвиненко-Вольгемут, З. Гайдай, Д. Андгуладзе, Бюль-Бюля (Мамедова), Шевкет Мамедову, А. Даниэлян, П. Лисициана, А. Малдыбаева, К. Байсеитову, М. Михайлова, Г. Отса, Т. Куузика, Г. Нэлеппа, А. Иванова, А. Орфенова, П. Амиранашвили, С. Киизбаеву, Л. Александровскую, Э. Пакуль, Т. Чебан, М. Кулиеву, X. Насырову, К. Петраускаса, А. Муллокандова, Т. Фазылову, И. Масленникову, Н. Соколову. К этим именам можно прибавить много других.
Советская оперная культура, и прежде всего оперное творчество советских композиторов, имеет блестящие достижения, которыми гордится наша страна. Но народ ждет от советских композиторов новых, еще более высоких достижений. В борьбе за эти достижения путеводной звездой остается для советских композиторов русская классическая опера. Разрешая в своих операх новые творческие задачи, воплощая в музыкально-сценических образах новую жизнь, жизнь советского народа, советские композиторы всегда помнят о благородных традициях русской оперной классики. Русская классическая опера служит для советских композиторов примером глубокого, подлинно реалистического искусства, корнями своими уходящего в народную жизнь и выражающего лучшие, передовые идеалы народа.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.