«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Мой «Манфред» будет сыгран раз-другой и надолго скроется, и никто, кроме горсти знатоков, посещающих симфонические концерты, не и узнает его. Тогда как опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».
Так писал П. И. Чайковский в 1885 году. С тех пор музыкальная жизнь в нашей стране преобразилась. Творчество великих композиторов стало достоянием всего народа. В концертных залах, по радио, в телевизионных передачах звучат квартеты и романсы, фортепьянные пьесы и симфонии. Хорошо знают советские слушатели и великолепную симфонию Чайковского «Манфред», написанную на сюжет Байрона. И все же слова Чайковского не утеряли своего значения и в наши дни. Оперные театры всегда заполнены зрителями. У телевизоров и радиоприемников собирается особенно много слушателей, когда транслируется опера. Лучшие оперные артисты любимы всем народом.
В чем же секрет поистине всенародной любви к опере? Чтобы понять это, надо прежде всего отчетливо представить себе, что такое опера. Конечно, всякий любитель музыки, которому будет задан такой вопрос, сумеет на него ответить. Но ответы будут разные. Одни ответят верно и обстоятельно, другие — приблизительно, третьи — неточно, а иные и просто неверно. Потому наша книга, посвященная русской опере, и начинается с разговора о том, что такое опера.
Прежде всего это один из видов театрального искусства. Поэтому вполне естественно, что между оперой и пьесой, предназначенной для драматического театра, между оперным спектаклем и спектаклем в драматическом театре много общего. Но, пожалуй, еще больше различий.
Представим себе человека, который много раз бывал в драматическом театре, но никогда не слышал оперы и впервые пришел в оперный театр. Естественно, что он будет сравнивать свои впечатления с впечатлениями от драматического спектакля.
Еще до поднятия занавеса он обратит внимание на довольно большое помещение, расположенное в углублении перед сценой. Здесь расставлены стулья, пульты с нотами, лежат музыкальные инструменты. Ясно, что это помещение для оркестра. Действительно, после второго звонка углубление перед сценой заполняется музыкантами, которые садятся перед пультами, берут инструменты, начинают их настраивать. А когда гаснет свет, появляется дирижер и занимает место на возвышении перед оркестром. Все как в симфоническом концерте. Разница только та, что в концерте дирижер стоит, а в опере сидит.
Взмах дирижерской палочки. В зале наступает тишина. Начинается увертюра — довольно большая оркестровая пьеса, которой открывается обычно опера. В некоторых операх увертюру заменяет небольшое, тоже оркестровое, вступление. К концу увертюры (или вступления) поднимается занавес, и зритель видит сцену.
Внешне все как в драматическом спектакле: декорации, обстановка, костюмы. Но стоит прозвучать первым словам, и зритель понимает, что он не в драматическом театре. В опере действующие лица не разговаривают, а поют с сопровождением оркестра. Из этого основного признака оперы вытекают другие весьма важные ее особенности.
В опере слово звучит медленнее, чем в драматической пьесе. Чтобы прочитать довольно большой монолог, артисту драматического театра потребуется пять-шесть минут. За это время оперный артист сможет спеть лишь сравнительно небольшую арию. Поэтому в опере меньше текста, меньше событий, смен сценических ситуаций, чем в драматической пьесе.
В этом отношении опера, безусловно, уступает произведениям, написанным для драматического театра. В этом смысле возможности оперного композитора значительно уже, чем возможности драматурга. Зато в опере все время звучит музыка, и это дает оперному композитору весьма разнородные средства художественного воздействия.
Начнем с одного из важнейших — различия между голосами. В драматическом театре та или иная роль не требует, чтобы актер, исполняющий ее, обладал голосом определенной высоты. Когда говорят, например, о комедии «Горе от ума», никому не придет в голову спросить: для какого голоса написана роль Фамусова — для баса или баритона?
Совершенно иное в опере. Каждая оперная роль, или, как обычно говорят, партия, написана для вполне определенного голоса. Разделение голосов по высоте общеизвестно. Женские голоса делятся на высокие — сопрано, средние — меццо-сопрано и низкие — контральто. Трем женским голосам соответствуют три мужских: тенор, баритон и бас. Для этих голосов и пишутся оперные партии. В «Евгении Онегине» партию Ленского поет тенор, Онегина — баритон, Гремина — бас; партию Татьяны — сопрано, Лариной — меццо-сопрано, Ольги — контральто. И никакими иными голосами эти партии не могут быть исполнены. Если бы даже постановщик оперы вздумал поручить партию Ленского басу или партию Татьяны контральто, он не смог бы выполнить своего намерения: для этого пришлось бы внести очень серьезные и нарушающие замысел композитора изменения в музыку оперы.
Различие между голосами имеет очень большое художественное значение. Представим себе оперу, написанную для одних мужских голосов, и притом исключительно для низких. В этом случае целый вечер, в продолжение четырех или пяти актов, на сцене пели бы одни басы. Ясно, что музыка получилась бы чрезвычайно однообразной по звуковому колориту. А сочетая различные мужские и женские голоса, композитор достигает богатства звуковых красок.
Но дело не только в этом, не только в колоритной «вокальной инструментовке». Поручая оперные партии певцам с разными голосами, композитор имеет возможность рельефнее, глубже выявить характеры действующих лиц.
Лирические мужские роли часто поручаются тенорам с мягкими голосами — так называемым лирическим тенорам. Общеизвестные примеры таких ролей: Ленский в «Евгении Онегине», Владимир Игоревич в «Князе Игоре», Альфред в «Травиате». Более активные и драматические роли чаще поручаются тенорам с сильными, яркими голосами, иначе говоря — драматическим тенорам (Герман в «Пиковой драме», Канио в «Паяцах» Леонкавалло), а также баритонам и басам.
Лирические женские партии чаще всего пишутся для высоких голосов с мягким, нежным звучанием — лирических сопрано. Пример: Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Образу задорной, кокетливой, жизнерадостной девушки больше соответствует легкий, подвижный голос — колоратурное сопрано. Общеизвестный пример блестящей колоратурной партии: Розина в «Севильском цирюльнике» Россини.
В драматических женских ролях хорошо звучат контральто, сильное меццо-сопрано, а также драматическое сопрано — высокий голос с ярким, насыщенным звуком. Для драматического сопрано написана, например, партия Ортруды в вагнеровском «Лоэнгрине». Встречаются и сопрано смешанного типа: лирико-драматические (партия Лизы в «Пиковой даме»), лирико-колоратурные (партия Виолетты в «Травиате» Верди). В репертуар многих теноров входят и драматические и лирические роли.
Не следует, однако, думать, будто определенные голоса всегда связаны в опере с определенными характерами. Многообразие человеческих натур неисчерпаемо, и его нельзя «втиснуть» в несколько типов певческих голосов. И композиторы часто отдают одинаковым голосам чрезвычайно различные по характеру роли. В «Царской невесте» тенорам поручены роли невинного страдальца Ивана Лыкова и готового на любую гнусность Бомелия. В «Борисе Годунове» мудрый летописец Пимен и пьяный бродяга Варлаам — басы. Глинка в «Руслане и Людмиле» поручает тенору роль доброго волшебника Финна, а Римский-Корсаков в «Кащее Бессмертном» для тенора же пишет партию злобного чародея Кащея.
Лишь в небольшой степени характеры персонажей оперы могут определяться типами голосов. Образы действующих лиц, весьма разнородные, подчас очень сложные, создаются прежде всего основными художественными средствами, которыми располагает оперный композитор. Чувства и мысли своих героев он раскрывает именно в музыке; особенно в музыке вокаль ной, связанной со словом, иначе говоря — в пении.
Нет ни одного вида музыкального искусства, где пение применялось бы так же разнообразно, как в опере. Сказать здесь придется о многом; в первую очередь о различных видах пения: о собственно пении и о речитативе.
Речитатив — это своего рода напевная декламация. В одних случаях в речитативе больше напевности, в других — больше декламационности; такие речитативы очень близки к разговорной речи.
Речитативы встречаются в операх всех народов. Богаты выразительными речитативами русские оперы, в особенности оперы Мусоргского. Два вида речитатива Мусоргский применяет, например, в сцене, которая происходит в келье Чудова монастыря. Григорий Отрепьев произносит свое зловещее пророчество: «Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца. А между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет. И не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от божьего суда». Взволнованная речь Григория — своего рода «музыкальный говор». По-иному звучит плавная, неторопливая, величавая речь Пимена «Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя». И трудно решить, написан ли монолог Пимена очень певучим речитативом, или же это пение с декламационным оттенком.
В речитативном стиле пишутся весьма различные по характеру оперные сцены, но чаще всего — разговоры, диалоги. Примеров можно привести очень много. Напомним хотя бы разговор приятелей Германа в первой картине «Пиковой дамы» и разговор Татьяны и Няни во второй картине «Евгения Онегина».
Речитатив занимает важное место в опере. Но все-таки по своему художественному значению он, безусловно, уступает собственно пению. Основа оперного вокального стиля — широкое, мелодическое пение, так называемая кантилена. Художественные возможности кантилены чрезвычайно многообразны. В кантилене композитор передает самые разнородные чувства и мысли. Это может быть и глубокая печаль, как в ариозо Лизы «Откуда эти слезы», и пылкий порыв, как в начале сцены письма Татьяны «Пускай погибну я», и грустное раздумье, как в арии Руслана «Времен от вечной темноты». И тысячи иных чувств и мыслей композитор может выразить в кантилене.
Скромнее художественные возможности колоратурного пения — вокального стиля с подвижными мелодиями, с изящными украшениями и блестящими пассажами. В отличие от речитатива и кантилены колоратурное пение ограничено лишь одним типом голоса: за редкими исключениями колоратурные партии, колоратурные арии пишутся для высокого женского голоса, по природе своей очень подвижного. Когда поет хорошее колоратурное сопрано, кажется, будто голос превращается в музыкальный инструмент, соперничающий с виртуозностью скрипки или флейты.
Задор, веселье, грация — вот тот круг образов, который чаще всего воплощается оперными композиторами в колоратурном пении. Кроме партии Розины, о которой уже говорилось, напомним популярный вальс Виолетты из «Травиаты» — «Быть свободной и беспечной». И светлая лирика доступна колоратурному стилю; чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить восторженное признание Джильды (ария из «Риголетто» Верди) «Сердце радости полно».
Встречаются, хотя и очень редко, и драматические арии, написанные для колоратурного сопрано (ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта).
Оригинален колоратурный стиль в операх Римского-Корсакова. Прихотливые мелодические узоры создают образы сказочных существ: Морской царевны (в опере-былине «Садко»), Лебедь-птицы (в «Сказке о царе Салтане»), Шемаханской царицы (в «Золотом петушке»).
Три вокальных стиля, о которых мы говорили, очень различны. Но они часто сближаются, а еще чаще переплетаются. В одних случаях кантилена переходит в речитатив, который вновь сменяется кантиленой (письмо Татьяны); в других случаях кантилена чередуется с колоратурными пассажами и украшениями (ария Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки).
Одна из самых существенных черт оперного стиля — богатство вокальных форм. Чтобы читатель ясно представил себе, что здесь имеется в виду, еще раз сравним оперу с пьесой, предназначенной для драматического театра.
В драматической пьесе основная речевая форма — диалог, разговор. Монологи имеют значительно меньший удельный вес: они «останавливают» действие, и драматурги не могут часто ими пользоваться. В опере, наоборот, особо важное место занимают те вокальные формы, которые соответствуют монологу. Причины этого понятны. Опера — произведение не только театральное, но еще больше музыкальное. И в опере монолог лучше, чем диалог, дает возможность создать богатую, выразительную мелодию, которая получает широкое развитие.
Основной вид оперного монолога — ария, которая обычно представляет собой род законченного музыкального произведения; поэтому многие арии исполняются на эстраде или по радио как отдельные сочинения. Небольшие монологи часто носят название ариозо (например, ариозо Ленского «В вашем доме», ариозо Германа «Я имени ее не знаю»). Есть и другие названия для оперных монологов: ариетта (ариетты Снегурочки в опере Римского-Корсакова), каватина (каватины Берендея в той же опере). Рассказу Томского о тайне графини в «Пиковой даме» Чайковский дал название «баллада». Сцена, где Татьяна пишет Онегину, так и называется «сцена письма». Нет возможности, да и нет надобности перечислять все названия и виды вокальных монологов, встречающихся в операх.
Вокальный монолог — это та форма, в которой оперный композитор с наибольшей полнотой раскрывает образ своего героя. Когда мы вспоминаем о Ленском, нам прежде всего вспоминается его ария «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?». Эта ария создает облик мечтателя-поэта, который в песнях «сохранил всегда возвышенные чувства» и «пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Вместе с тем ария Ленского — самый глубокий по музыке эпизод во всей сцене поединка. Когда мы думаем о «Царской невесте» и о героине этой оперы страдалице Марфе, вспоминается ее ария из последнего акта: «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем». Эта ария — важнейший по драматургии и сильнейший по музыке эпизод во всей опере. Мысль о Татьяне тотчас же вызывает в памяти сцену письма. Облик Ивана Сусанина неотделим от его арии «Чуют правду». Облик Бориса Годунова столь же неразрывно связан с его монологом «Достиг я высшей власти». Опять-таки и сцена письма, и ария Сусанина, и монолог Бориса — все это вершины музыкального искусства.
Итак, диалог (обычно в виде речитатива) и монолог (чаще всего ария) — вот две вокальные формы, в которых высказывают свои мысли действующие лица оперы. Эти вокальные формы, как уже сказано, более или менее соответствуют диалогу и монологу в драматической пьесе, хотя удельный вес их в опере иной, чем в пьесе. Но есть в опере и свои, совершенно самостоятельные формы высказывания действующих лиц, такие, каких нет и не может быть в драматической пьесе.
Представим себе снова нашего зрителя, но на этот раз не в оперном, а в драматическом театре. Открывается занавес. На сцене — двое действующих лиц. Они начинают разговор, и говорят оба одновременно. Через некоторое время появляются еще два человека и тоже начинают говорить одновременно, причем первые двое продолжают свой разговор. Как будет реагировать наш зритель вместе с прочими посетителями спектакля на эту странную «беседу» четырех человек? Сначала она вызовет недоумение, затем смех, а потом, несомненно, решительный протест. Конечно, в драматическом театре ничего подобного никогда не происходит. А вот в оперном театре такой одновременный разговор нескольких действующих лиц никого не удивит. Поднимается занавес — теперь мы опять в оперном театре, — перед зрителями сад; налево дом с террасой. Две девушки поют романс, а две старушки, слушая их, вспоминают о своей далекой молодости. Именно так — квартетом Татьяны, Ольги, Лариной и Няни — начинается всем знакомая первая картина «Евгения Онегина».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.