А. Н. Алексеева. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
Это формирование Горьковского театра в советское время проходило под влиянием и непосредственным руководством Народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, который вернулся в наш театр в 1924 году и с тех пор до самой своей смерти (1945) был главным режиссером, художественным руководителем и консультантом в театре.
Н. И. Собольщиков-Самарин (1868 - 1945) - крупнейший режиссер периферийных театров, замечательный мастер реалистического сценического искусства. На русской сцене он работал свыше 60 лет. Его творческая жизнь в дореволюционный период была связана больше всего с волжскими городами: он работал в Твери, Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Симбирске, Саратове, Царицыне, Астрахани. Советский период его работы безраздельно принадлежит Горьковскому театру драмы, который по справедливости гордится традициями, завещанными ему большим режиссером.
Творческий метод Н. И. Собольщикова-Самарина связан с традициями последовательного сценического реализма Малого театра. Талант его отличался демократичностью, жизненной полнокровностью, сочными, яркими красками. Как режиссер Н. И. Собольщиков-Самарин был сторонником большой активности сценического действия, добивался действенного изображения характера. Соединяя в себе таланты режиссера-реалиста и великолепного организатора, Самарин всегда бережно ценил актерскую индивидуальность, делал актерскую работу основой спектакля, не подавляя личности актера, не нарушая его творческой самобытности. Вместе с, тем, относясь к искусству с благоговением, как к суровому долгу и единственному содержанию своей жизни, он предъявлял актерам большие требования и поддерживал высокую дисциплину творческого труда в коллективе. Здоровый оптимизм, брезгливая ненависть ко всякой мещанской слякоти и ограниченности, непосредственность, богатая и широкая чисто народная фантазия, любовь к ярким краскам и сочный юмор - все эти свойства режиссерского дарования Самарина придавали ему истинно русский, демократический характер, чем-то сходный с вольным течением великой русской реки, на берегах которой прошла жизнь артиста.
Вершиной творчества Н. И. Собольщикова-Самарина всегда были русская классическая драматургия и драматургия М. Горького. С особым творческим удовлетворением ставил он пьесы А. Н. Островского. «Волки и овцы», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Бешеные деньги», «Сон на Волге», «Женитьба Белугина», «Бедность-не порок» были поставлены им лично на горьковской сцене и под его руководством другими режиссерами - «Последняя жертва», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты». Примечательно, что две последние работы Самарина - это как раз спектакли «Бедность-не порок» и «Волки и овцы». Творчество Островского было наиболее близко режиссеру по духу и стилю. Недаром кто-то из театральных работников назвал Самарина «Островским русской режиссуры». С большим успехом прошли на горьковской сцене и получили всесоюзную известность спектакли, поставленные Самариным, - «Горе от ума», «Ревизор», «Мещане». Последний спектакль шел бессменно в течение 10 лет.
Режиссера привлекала и западноевропейская классическая драматургия. Заново были открыты им бессмертные трагедии Шиллера «Коварство и любовь», Шекспира - «Гамлет». Революционный дух великих классиков драматургии нашел в Самарине своего вдумчивого и оригинального интерпретатора. На фоне тогдашних формалистических постановок трагедии Шекспира на столичной сцене, «Гамлет» у Самарина отличается строгим и благородным реализмом сценической формы, дававшим возможность актерам - А. А. Дубенскому (Гамлет) и П. Б. Юдину (Клавдий) - наиболее полно раскрыть свое дарование. Горьковчане с благодарностью вспоминают также другой шекспировский спектакль Самарина - «Зимнюю сказку».
Вместе с тем Н. И. Собольщиков-Самарин очень вдумчиво и с большим интересом относился к советской драматургии, выбирая среди советских пьес наиболее проблемные, острые и полнокровные по своей социальной и психологической насыщенности. С 1928 по 1944 г. режиссер поставил в нашем театре всего 65 спектаклей, среди них 25 - по советским пьесам. Внимание режиссера привлекали такие пьесы, как «Рельсы гудят» В. Киршона, «Ненависть» И. Шухова, «Ледолом» К. Горбунова, «Страх» А. Афиногенова, «Интервенция» Л. Славина, «Бойцы» Б. Ромашева, «Таня» В. Арбузова, «Москвичка» В. Гусева - острые и значительные по конфликту, по сюжету и характерам. До сих пор сохранились в памяти жителей города спектакли «Страх» и «Таня», в которых режиссер сумел раскрыть полноту и значительность идейной жизни советских людей, новый мир человеческих отношений.
В соответствии с этим общим направлением работы Н. И. Собольщикова-Самарина в театре складывался и весь театральный репертуар. Театр в 1928 - 1945 годах поставил 191 новый спектакль, из них советские пьесы составили 102 спектакля, русская классика, в том числе пьесы М. Горького, - 62 спектакля, западноевропейская классика - 22 и пьесы современных зарубежных авторов - 5 спектаклей (в том числе пьеса Ф. Вольфа «Профессор Мамлок» и другие). Преимущественное внимание и интерес театра к советской Пьесе выразились в том, что театр ставил и злободневные, несовершенные пьесы, имеющие временное значение, и замечательные создания советской драматургииг такие, как пьеса К. Тренева «Любовь Яровая», Билль-
Белоцерковского «Шторм», «Темп», «Мой друг», «Аристократы» и «Человек с ружьем» Погодина, «Страх» Афиногенова, «Разлом» Б. Лавренева, «Платон Кречет» Корнейчука, «Беспокойная старость» Рахманова, «Таня» Арбузова, «Парень из нашего города» Симонова, «Нашествие» Леонова и другие. Многие из этих спектаклей имели для театра этапный характер, знаменуя собой рост его художественного мастерства.
В довоенные годы вместе с Н. И. Собольщиковым-Самариным работал талантливый режиссер Е. А. Брилль, у которого, наряду с некоторым увлечением формальными и условными приемами работы, было острое чутье театральности, умение тонко раскрывать психологический подтекст драматургического произведения (известен в г. Горьком как один из организаторов и первых руководителей театра юного зрителя); занимались режиссерской работой и ведущие актеры театра: В. А. Освецимский, Н. А. Левкоев, П. Б. Юдин и другие. В довоенные годы театр бывал на гастролях в Москве и Ленинграде.
Послевоенный период в жизни нашего театра ознаменован творческим подъемом и новыми художественными поисками. В связи с решениями партии по вопросам литературы и искусства театр очень серьезно занялся своим репертуаром и добился достаточно углубленной идейно-художественной линии в его осуществлении. Репертуар послевоенных лет характеризуется прежде всего планомерной работой по освоению русской классической драматургии. Естественно, что театр повторял при этом многое из того, что уже было показано прежнему зрителю в довоенные годы, но с новыми художественными силами и чаще всего в новой трактовке. В 1946 - 1956 гг. театром поставлены пьесы Тургенева - «Нахлебник» и «Провинциалка», А. Н. Островского - «Горячее сердце», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Лес», «Поздняя любовь», «На бойком месте», «Последняя жертва», «Бешеные деньги», «Сон на Волге», «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не все коту масляница», «Светит, да не греет»; «Дворянское гнездо» (инсценировка романа И. С. Тургенева), «Живой труп» Л. Толстого, «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Униженные и оскорбленные» (инсценировна романа Ф. Достоевского). Из этих спектаклей зрителям особенно запомнились «Сон на Волге», интересно поставленный молодым режиссером С. Г. Микаэляном и эффектно оформленный Заслуженным деятелем искусств РСФСР В. Я. Герасименко; «Живой труп» (режиссер Народный артист РСФСР Н. А. Покровский, художник В. Я. Герасименко) - по точности и реалистической силе режиссерской работы и замечательному, вдохновенному мастерству Народного артиста РСФСР В. А. Соколовского в роли Феди Протасова; большие споры вызвали «Бешеные деньги» в постановке Н. А. Покровского, интересной, совершенно не трафаретной, без каких бы то ни было привычных штампов, но и с очень спорной трактовкой отдельных персонажей и сюжетных ситуаций пьесы.
Весьма существенное место в послевоенном репертуаре заняла драматургия М. Горького, с которой неразрывно связана вся творческая жизнь театра. Главный режиссер театра Н. А. Покровский оживил и укрепил традицию театра - ежегодно ставить пьесы М. Горького. В театре осуществлены постановки почти всех пьес Горького, кроме «Вассы Железновой» и «Фальшивой монеты». В послевоенный период поставлены «Дачники», «Мещане», «Последние», «Мать» (в инсценировке Н. А. Покровского), «Старик», «Варвары», «Чудаки» и знаменитая трилогия «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» и «Сомов и другие». Наиболее интересные и смелые решения драматургических замыслов Горького предлагал в своих спектаклях Н. А. Покровский. Большой успех на нашей сцене имела трилогия Горького и особенно «Егор Булычев и другие», где горьковская философская глубина мысли, острый реализм, суровая беспощадность к злому прошлому и горячая вера в будущее народа нашли себе достойное воплощение в режиссерской и актерской работе. В смысле последовательного освоения драматургического наследия Горького театр драмы, носящий его имя, несомненно стоит на первом месте среди всех театров страны.
В послевоенном репертуаре театра в количественном отношении преобладают советские пьесы. Из 95 премьер 1946 - 1956 гг. 51 спектакль - по советским пьесам. Театр стремился ставить пьесы лучших драматур
гов современной эпохи: Тренева («Анна Лучинина»), Симонова («Русский вопрос»), Вишневского («Оптимистическая трагедия»), Лавренева («Голос Америки», «Разлом», «За тех, кто в море»), Арбузова («Встреча с юностью»), Ромашова («Великая сила»), Светлова («Двадцать лет спустя»), Штейна («Закон чести», «Персональное дело», «Флаг адмирала»), Леонова («Обыкновенный человек»). Одновременно театр смело брал пьесы молодых и начинающих драматургов и во многом способствовал созданию их прочной театральной репутации. Так, театром были поставлены пьесы
Г. Березко «Мужество», И. Попова «Семья», «Директор» Алешина, «Шестьдесят часов» 3. Аграненко, «Забытый друг» А. Салынского, «В добрый час!» В. Розова. Ставились в послевоенный период и пьесы местных авторов, являющиеся плодом длительной совместной работы театра и драматургов: Г. Федорова «Пути-дороги», «Знатный гость», «В нашем доме», Тищенко «Ранняя весна», Т. Лондона «Настоящий человек» (инсценировка повести Б. Полевого).
Обращает на себя внимание стремление театра пропагандировать и драматургию народов СССР. После войны в театре были поставлены пьесы классиков этой драматургии - Яна Райниса («Вей, ветерок!»), Ивана Франко («Украденное счастье»); крупных современных драматургов - А. Якобсона («На грани ночи и дня», «Шакалы»), А. Корнейчука («Крылья»), К. Крапивы («Кто смеется последним»); молодых авторов - Минко («Не называя фамилий»), Каххара (Шелковое сюзанэ»), Ярослава Галана («Любовь на рассвете»), С. Голованивского («Солнечная сторона»).
Знаменательно и обращение театра к своеобразному и еще слабо использованному драматургическому наследию замечательного советского поэта Маяковского (спектакль 1956 г. «Баня»).
В работе театра с советским репертуаром имеется немало просчетов. Прежде всего театр еще слабо использовал золотой фонд советской драматургии: лучшие пьесы К. Тренева, В. Иванова, В. Вишневского, отличные пьесы Афиногенова, Крона (например, «Глубокая разведка»), Л. Леонова; Маяковский только начинает свою сценическую историю на горьковской сцене. Кроме того, театр не проявил достаточной художественной чуткости и потратил много времени на постановку пьес, идейно и художественно слабых, примитивных, «однодневных», как, например, пьесы Утевского «Памятные встречи», Малюгина «Старые друзья», «лакировочные» пьесы А. Сурова, ошибочное произведение Кожевникова («Огненная река»), Софронова («Карьера Бекетова», «Московский характер»), примитивные детективы: «Белая лилия» Мариенгофа, «Тайная война» Михайлова и Самойлова.
Из спектаклей по советским пьесам на горьковской сцене особенным успехом пользовались те, в которых наиболее полно выразились лучшие традиции театра: героическое начало, полнокровный, суровый реализм и светлый оптимизм, яркая действенная линия, жизненность, конкретные, сочные характеристики персонажей. Такими были спектакли «За тех, кто в море!», «Молодая гвардая» режиссера Е. Т. Асеева, «Семья», «Персональное дело» режиссера Н. А. Покровского, «Настоящий человек» и «Баня» режиссера Н. Н. Аноевой, «В добрый час!» режиссера А. Д. Никитина. Удачным был и спектакль «В нашем доме» Н. Н. Аноевой по пьесе драматурга Федорова.
В этих спектаклях большая идея одинаково плодотворно воплощалась и в обычной реалистической бытовой манере («Персональное дело», «В добрый час!», «В нашем доме», «Семья»), и в приподнятой, романтической («Молодая гвардия», «Настоящий человек», «Оптимистическая трагедия»). Кроме того, спектакли эти были отмечены рядом больших, принципиальных актерских удач, новых талантливых работ представителей старшего поколения и молодых актеров: Гертруды Двойниковой (Уля Громова - «Молодая гвардия»), Глеба Писарева (молодой Ленин - «Семья», Андрей - «В добрый час!»), А. Н. Самариной (Мария Александровна Ульянова - «Семья»), Д. А. Андреева (Хлебников - «Персональное дело», комиссар Воробьев - «Настоящий человек», Тихон Полозов - «В нашем доме»), А. Н. Горянской (Анастасия Ефремовна - «В добрый час!»), В. В. Симановского - (Победоносиков - «Баня», Сиплый - «Оптимистическая трагедия»), В. А. Мазенкова (Оптимистенко - «Баня») и многих других.
В послевоенном репертуаре еще очень недостаточно представлена зарубежная драматургия. Театр за эти десять лет поставил пьесы: В. Шекспира «Виндзорские насмешницы» и «Отелло», Шиллера «Коварство и любовь» и «Заговор Фиеско», Лопе де Вега «Девушка с кувшином» и «Учитель танцев», Кальдерона «Даманевидимка», Ван Ши-фу «Пролитая чаша», очень плохую инсценировку повести Ч. Диккенса и У. Коллинза «В тупике» и пьесы современных драматургов: Гоу и д'Юссо «Глубокие корни», Назыма Хикмета «Легенда о любви» и Эдуарде де Филиппо «Филумена Мартурано». Никак нельзя считать достижением обращение театра к когда-то «модной», теперь справедливо забытой пьесе Сарду «Мадам Сан Жен» (в новой переделке - «Жена солдата»).
Примечательно, что большинство из этих спектаклей оказались настолько низкого качества, что удержались на сцене не долго. Некоторый интерес представляли только спектакли «Заговор Фиеско» (главным образом, из-за свежей нетрафаретной трактовки по «дрезденскому» варианту текста), «Пролитая чаша» (как спектакль нового для театра жанра) и «Глубокие корни» (прежде всего социальной остротой характеристик главных героев).
Зрители справедливо предъявляют театру претензии, что до сих пор нет на горьковской сцене интересных пьес современных прогрессивных драматургов : Шоу, Голсуорси, Миллера, Нушича и многих других.
В театре послевоенных лет сложился прочный, творчески интересный коллектив, основное ядро которого образовалось до войны. В эти годы в театре работают: главный режиссер Народный артист РСФСР Н. А. Покровский, очень своеобразный актер и режиссер, современный в лучшем смысле этого слова, с ярко выраженной волей и подчеркнутым психологизмом в режиссерской работе, которому лучше всего удаются спектакли с большой авторской мыслью, действенно насыщенные психологически и со стремлением наиболее четко подчеркнуть линию действия, разработать тонкие и сложные сценические приемы, выделить ироническую окраску драматургического материала; Е. Т. Ассеев - вдохновенный труженик, чуткий к актерам, помогавший им раскрывать свои дарования; молодые талантливые режиссеры В. А. Менчинский, С. Г. Микаэлян; превосходные театральные художники, широко известные в нашей стране, с ярко выраженной творческой индивидуальностью - Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Я. Герасименко, отличающийся особенным талантом в конструкциях сценических экспозиций, и Заслуженный деятель искусств РСФСР К. И. Иванов, отличный рисовальщик и живописец.
Творческий коллектив театра отличается богатством дарований, состоит из больших мастеров сцены, талантливых артистов среднего поколения и творческой молодежи, успешно выдвигающейся за последние годы. Среди актеров нужно в первую очередь отметить Народных артистов РСФСР Н. А. Левкоева, В. И. Разумова и В. А. Соколовского.
Н. А. Левкоев-воспитанник и соратник Собольщикова-Самарина, как актер отличается высокой профессиональной требовательностью к своему творческому труду, высокой культурой сценической жизни и широтой творческого диапазона. Лучшие роли Н. А. Левкоева чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, форме, краскам: это В. И. Ленин в ряде спектаклей, инженер Суслов в «Дачниках» Горького, Перчихин в «Мещанах», японский самурай-жандарм Мадзимура в пьесе Барянова «На той стороне», выразительные персонажи А. Н. Островского и многие другие. Н. А. Левкоев известен в городе и за его пределами своей театрально-педагогической и общественной работой.
В. И. Разумов, кроме высокого художественного мастерства, отличается особым обаянием простоты и юмора, большой творческой наблюдательностью, меткостью глаза, очень точной и полнокровной бытовой и психологической достоверностью всех своих персонажей. По стилю, по творческой манере это - актер высокой комедии, нигде и никогда не впадающий в фарс, в пустое комикование. Наибольший успех выпадает на долю В. И. Разумова в комедиях А. Н. Островского, в пьесах Горького. Из последних ярких работ В. И. Разумова горьковские зрители особенно оценили образы дяди Феди («Персональное дело»), деда Григория («В нашем доме»), Вукола Потехина («Чудаки») и другие.
В. А. Соколовский - актер высокого романтического плана, особой интеллектуальной манеры, в совершенстве владеющий своими богатыми актерскими данными, обладающий умением перевоплощаться в совершенно различные социально-психологические характеры. Высокая эмоциональность и превосходная актерская техника позволяют артисту создавать жизненно-убедительные и впечатляющие образы. О разнообразии актерской работы В. А. Соколовского говорит уже один перечень наиболее удачных его ролей послевоенного периода: Федя Протасов («Живой труп»), Пушкин («Наш современник» Паустовского), «старик» в одноименной пьесе Горького, Павел I («Флаг адмирала» Штейна), Хааке («На грани ночи и дня» Якобсона), Монахов («Варвары» Горького), Яго («Отелло»), Туляга («Кто смеется последним» К. Крапивы), Микола («Украденное счастье» И. Франко), старый доктор («Одна» Алешина), бухгалтер Ночкин («Баня» Маяковского). От самой едкой сатиры до высот тончайшей лирики и романтики - таков диапазон любимого горьковским зрителем талантливого артиста.
Заслуженные артисты РСФСР старшего и среднего поколения - ведущие актеры театра. Среди них зритель особенно ценит Д. А. Андреева, актера, обладающего пафосом и глубиной в изображении положительного героя наших дней; А. Н. Самарину - мастера комедийного жанра, однако отлично раскрывающую свою творческую индивидуальность и в больших ролях драматического плана (Мария Александровна Ульянова в «Семье», Филумена Мартурано и др); А. Н. Горянскую, актрису широчайшего диапазона; О. Д. Кашутину, создавшую большую галерею душевных, простых и сильных женщин из народа; Т. П. Рождественскую, превосходную комедийную актрису острой характерности; В. Ф. Васильева, особенно сильного в воплощении русского народного характера; Р. М. Батурину, темпераментную и яркую актрису; В. А. Мазенкова, обладающего разнообразными и богатыми актерскими данными.
Любимы публикой также давнишние актеры театра: А. Д. Александров, В. Н. Вольская, Н. А. Вельская,, Б. В. Костин, С. А. Филиппов, В. В, Симановский, Е. В. Черник и др.
В послевоенный период труппа пополнилась новыми опытными актерами (Народный артист УССР А. М. Таршин, Заслуженная артистка Якутской АССР Е. С. Иванова, артист М. А. Зинин) и большой группой талантливой молодежи, выпускников театральных институтов и училищ, в том числе и недавно существовавшего Горьковского театрального училища и студии театра драмы (Г. Я. Демина, В. Т. Ермилов, Г. Н. Двойникова, В. В. Ермольева, Ю. Н. Лебедев, Е. Я. Новиков, С. Ж. Петрунина, Г. Е. Писарев, Э. В. Суслова, С. М. Ушаков, Л. И. Хитяева и другие). В театре молодым актерам сразу поручают ответственные роли, и их сценическая практика проходит при активной помощи ведущих актеров старшего поколения.
У Горьковского театра драмы большие возможности дальнейшего развития и совершенствования. Но ему не хватает еще очень многого. Зритель обеспокоен тем, что театр слабо борется за высокое качество режиссерской работы, что спектакли не всегда отличаются творческим своеобразием, индивидуальностью стиля, богатством и разнообразием форм, что подчас имеет место небрежность, штамп, невыразительность в актерской работе. Дальнейшая работа театра по строительству репертуара должна отличаться большей четкостью, принципиальностью и художественным вкусом. Эти недостатки вполне преодолимы в будущем, и усилия коллектива театра направлены к этому.
Театр юного зрителя имени Н. К. Крупской в городе Горьком существует с 1928 года и служит задачам воспитания детей и юношества. Эти особые педагогические функции театра с самого начала определили его репертуар. Нужно отдать справедливость театру в том, что он очень строго придерживается специфической направленности своего репертуара, чем и отличается выгодно от других периферийных ТЮЗов. Театру приходится чаще всего осуществлять постановку инсценировок классических произведений зарубежной и русской, а также советской; литературы. Из «чистой» классики за эти 28 лет были поставлены: «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба» Гоголя, «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена», «Лекарь поневоле» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова, «Разбойники» Шиллера, «Ночь ошибок» Гольдсмита, «Бедность - не порок», «Свои люди - сочтемся», «Доходное место», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Женитьба Бальзаминова», «Не все коту масляница» Островского, «Забавный случай», «Слуга двух господ» Гольдони, «Испанцы» Лермонтова, «Замужняя невеста» Грибоедова и Шаховского, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Мещане» Горького; большинство из этих спектаклей возобновлялось неоднократно.
На сцене ТЮЗа осуществлена инсценировка известных произведений зарубежной литературы для детей и юношества: «Хижина дяди Тома», «Том Сойер», «Дон Кихот», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Овод», «Жестокий мир» (Крошка Доррит), «Три мушкетера», «Отверженные»; русской классической и советской литературы: «Кому на Руси жить хорошо», «Школа» Гайдара, «Обломовщина», «Сказка о царе Салтане», «Белеет парус одинокий», «Шел солдат с фронта» Катаева, «Тимур и его команда» Гайдара, «Алеша Пешков», «В людях» (по повестям Горького), «Как закалялась сталь», «Два капитана» Каверина, «Сын полка» Катаева. ТЮЗ поставил также немало хороших пьес советских авторов: «Наше оружие» А. Крона, «Христофор Колумб» Шаповаленко, «Созвездие гончих псов» Паустовского, «Гимназисты» К. Тренева, «Голубое и розовое» А. Бруштейн, «Сказка» М. Светлова, «Давным-давно» А. Гладкова, «Юность отцов» Горбатова, «Сказка о правде» М. Алигер, «Красный галстук» и «Я хочу домой» С. Михалкова, «Двенадцать месяцев» С. Маршака «Аттестат зрелости» Гераскиной, «Ее друзья» и «Страницы жизни» В. Розова, «Суворовцы» Моторика и Рысс, «Воробьевы горы» Симукова, «Машенька» Афиногенова, «Иван Рыбаков» Гусева, «Чудесный сплав» В. Киршона и другие.
Горьковский ТЮЗ привлекает современная тема, прежде всего, связанная с жизнью советской школы и семьи, вопросы морали, дружбы, героизма, романтики жизни. Только за последнее время ТЮЗ стал расширять тематику, показывая жизнь рабочей молодежи, однако, делается это еще довольно робко и ограниченно. Это связано, разумеется, и с недостатками драматургии для детей и юношества.
За время своей работы Горьковский театр юного зрителя накопил много хороших традиций, завоевал авторитет в детской и юношеской, главным образом, школьной среде, добился многих творческих успехов. Хорошо известен зрителям спектакль сезона 1947-48 гг. «Алеша Пешков» (инсценировка И. Груздева и Ольги Форш по повести Горького «Детство») режиссеров Е. Т. Асеева и Н. А. Левкоева. В спектакле очень точно, правдиво и с большим чувством художественного такта и меры воспроизведена жестокая обстановка детства Алеши Пешкова и передана волнующая и бодрящая вера писателя в хорошего русского человека, в великое будущее народа. Успеху спектакля немало способствовала отличная и тонкая актерская работа Заслуженной артистки РСФСР А. Г. Луговой в роли бабушки Акулины Ивановны, искренность и темперамент артистов А. Н. Крыловой в роли Алеши и особенно Н. М. Тареева в роли Цыганка. Театр не оставляет мысли продолжать свою работу над горьковской автобиографической трилогией, подыскивает инсценировки и работает с несколькими авторами в этом направлении.
Из старых спектаклей театра популярностью пользовались: «Хижина дяди Тома» (инсценировка А. Бруштейн по роману Г. Бичер-Стоу) в постановке режиссера Е. Н. Брилль, благодаря большому эмоциональному наполнению спектакля; его же спектакль «Мещанин во дворянстве» - очень острый, с яркой театральной формой, роль Журдена в котором исполнял хорошо известный в Горьком Заслуженный артист респустановке В. Л Витальева; «Юность отцов» Б. Горбатова - его же; «Далекий край» Е. Шварца - в постановке Е. Н. Ярошенко; «Овод» - в постановках Е. Н. Ярошенко и В. Л. Витальева (разные сезоны) - все эти спектакли ценились зрителем прежде всего за удачно переданную, хорошо сценически воплощенную юношескую романтику, острую сюжетность, удачно найденную режиссером динамику спектаклей.
Своеобразным этапом развития для театра явились спектакли по пьесам, в которых передается поэтическое содержание будничной, обыкновенной жизни и внутренний смысл раскрывается не через прямую действенность, а через глубокий, психологический подтекст. В детской и юношеской аудитории такого рода драматургический материал воспринимается трудно и не сразу, и на этом пути у театра были свои трудности, ошибки и просчеты - появлялась дурная сентиментальность, не хватало актерской техники для передачи сложных переживаний, и многое другое еще мешало театру на этом нужном пути. Однако можно отметить несомненный успех таких спектаклей для старшеклассников, как «Ее друзья» (постановка В. Л. Витальева), «Суворовцы» (постановка В. Л. Витальева), «Воробьевы горы» (постановка М. А. Микаэлян), «Страницы жизни» (постановка В. Л. Витальева), «Машенька» (режиссер В. Л. Витальев). Во всех этих пьесах речь идет об обыкновенных, простых девушках и юношах, детях-подростках, в жизни которых не происходит никаких особо замечательных событий, не совершается никаких необыкновенных, героических подвигов, но спектакли сделаны так, что юному зрителю становится отчетливо понятно, как значительна и трудна эта простая, повседневная жизнь, как поэтична и романтична она в своей кажущейся обыденности. В этом отношении особенно ярок спектакль «Аттестат зрелости» (режиссер В. Л. Витальев); он хорошо раскрывает основную мысль пьесы, жизнерадостен, показывает хороший вкус и хорошую фантазию режиссера.
Были у театра удачи и в постановке русской классики, особенно пьес А. Н. Островского «Бедность - не порок», «Свои люди - сочтемся», «Не все коту масляница», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова». Правда, эти постановки возобновлялись не раз, и разными режиссерами, и, разумеется, с разными достоинствами. Так, последняя постановка О. Б. Эллинским пьесы «Свои люди - сочтемся» значительно ослабляет главный конфликт этого, некогда очень хорошего спектакля, классовая сущность капиталистического принципа жизни затушевана, в характеристике героев подчеркнуты качества внешнего комизма. Этот упрек не относится к А. Г. Луговой в роли свахи и Н. М. Тарееву в роли Подхалюзина, очень остро раскрывающим зловещие черты своих героев. У режиссеров ТЮЗа вообще есть тенденция для детской и юношеской аудитории несколько смягчать, приглушать остроту конфликтов в спектаклях, что приводит в отдельных случаях к сентиментальности и лакировке жизни (спектакль «Жестокий мир» - пьеса А. Бруштейн по Диккенсу).
Неудачна работа театра над спектаклями для маленьких («Волшебный колодец» Правдина, «Новогодний сон» Маляревского и многие другие). Сказка играется не всерьез, с полной верой в происходящее, как только и должна она звучать в детской аудитории, а легкомысленно, нарочито, без настоящих оценок, чувств и логически целесообразных поступков. Правда, этот упрек относится ко многим детским театрам.
В Горьковском театре юного зрителя за время его существования сложился достаточно крепкий исполнительский коллектив, могущий решать серьезные творческие задачи. Давно связан с театром главный его режиссер В. Л. Витальев. До войны в театре работали режиссеры Е. А. Брилль, А. К. Ледаков, К. П. Хрящев, Н. К. Теппер, К. А. Ведерников, Л. Мейсель, Н. А. Градовский, М. Ф. Данилевский, А. А. Некрасова и другие. В театре способные художники Б. М. Спорышев и С. А. Рожков. Многие актеры театра работают здесь давно. Только в последний сезон значительно изменился творческий состав. Интересной в театре была деятельность хорошей актрисы и способного режиссера Е. Н. Ярошенко. Давно работают Заслуженная артистка РСФСР А. Г. Луговая, создавшая целый ряд замечательных образов русских женщин, воплотивших в себе лучшие черты национального характера; Заслуженный деятель искусств ЧАССР М. С. Бурмистров, очень вдумчивый и проникновенный актер; артисты - В. А. Сергеева, хорошая исполнительница ролей в пьесах А. Н. Островского; К. А. Кузнецова, И. А. Зеленецкая, И. С. Неганов, И. А. Доронин, способные «травести» - А. Н. Крылова, 3. П. Крячкова, В. П. Болховитинова; ведущие актеры - О. Я. Думпэ, Н. М. Тареев, Р. Я. Лоицкая. В настоящее время в театр пришло новое молодое пополнение, как это неизбежно бывает в детских театрах, требующих определенного возраста исполнителей.
В работе нашего театра юного зрителя еще немало недостатков, из которых главный - блуждания в поисках репертуара, пристрастие к определенной, довольно узкой тематике и недостаточная творческая собранность коллектива в работе над спектаклем. Еще слабы режиссерские силы в театре-режиссеры в большинстве случаев приглашаются извне, поэтому бывают случайными, не связанными прочно с коллективом. Предстоит значительная работа в дальнейшем и над улучшением творческого состава театра, над расширением материальной базы его.
К театру юного зрителя по характеру своей работы тесно примыкает Горьковский городской театр кукол, существующий с 1928 года в виде театрального коллектива в системе народного образования, а с 1935 года - как самостоятельный театр. Театр носил сначала передвижной характер, а с 1954 года имеет отличный стационар, одно из лучших зданий театра кукол в федерации.
Маленький работоспособный коллектив театра кукол имеет в своем составе опытного, квалифицированного режиссера Н. А. Соколоверову, очень хороших, широко известных за пределами города и области художников Н. М. Дрягину и А. П. Колесникову и талантливых актеров-кукловодов Ю. М. Копылова, А. И. Калухина, А. И. Харчевникову, К. П. Копылову, Ю. Н. Елисеева, Т. А. Григорьеву, Л. Г. Артуньянц, И. И. Скороходову, А. П. Панову и других. Репертуар театра предназначен в основном для дошкольников и младших школьников и очень обширен: в каждый сезон он включает не менее 24 действующих спектаклей. Спектакли театра отличаются прежде всего прекрасным художественным оформлением и высокой культурой специфической кукольной скульптуры; что же касается исполнения, то некоторым актерам еще не хватает мастерства в кукловождении, кроме того, зрители замечают подчас существенные недостатки сценической речи.
В сезоне 1955-1956 гг. театр поставил свой первый спектакль для взрослых пьесу И. Штока «Чертова мельница» (по мотивам произведения чешского писателя Яна Дрды). Необычный жанр и высокое мастерство оформления привлекли большое внимание и интерес горьковского зрителя. В ближайшее время театр замышляет осуществить новые спектакли для взрослых, так как первый опыт показал, как интересен этот театральный жанр и какие возможности он открывает для театра. Горьковский театр кукол на смотре театров федерации получил высокую оценку своей работы.
Горьковский театр комедии - самый молодой в городе. Он существует с, 1947 года и в юбилейном 1957 году отмечает свое десятилетие. Долгое время театр был передвижным и только в текущем году получает постоянную сцену. Несмотря на сложные и трудные условия, жизнеспособный и трудолюбивый коллектив театра упорно преодолевает свои творческие и организационные недостатки и борется за укрепление театра, за создание полноценного репертуара.
Профиль театра определен уже самим его названием - это театр комедии. Стремясь сохранить рамки жанра, его специфику, коллектив театра прошел за эти годы довольно сложный путь исканий. Первым спектаклем театра была пьеса А. Корнейчука «Приезжайте в Звонковое». Вторым - пьеса прогрессивного югославского драматурга Б. Нушича «Госпожа министерша», затем - комедия Дыховичного и Слободского «Одиннадцать неизвестных». Этими спектаклями театр уже делал заявку на острый публицистический репертуар, на высокую комедийность его. Однако вскоре после этого театр сбился на дешевую развлекательность и в репертуарных поисках, и в самом исполнении. Примером первого явилась постановка низкопробной пьесы В. Полякова «Не ваше дело» и подобных ей, примером второго - испорченная театром превосходная, острая
и умная пьеса Б. Шоу «Дома вдовца» («Лондонские трущобы»), в которой политическая острота сатиры была почти совсем снята дешевым комикованием.
На верный путь театр вернула постановка режиссером В. А. Менчинским комедии В. Дьяконова «Свадьба с приданым», которая оказалась полнокровным реалистическим спектаклем, удержавшимся в репертуаре театра надолго. После этого театр несколько лет подряд ставил пьесы А. Н. Островского - «Сердце - не камень», «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Невольницы». Особой оригинальности в раскрытии мыслей драматурга эти спектакли не представляли, но имели целый ряд актерских удач и нравились поэтому зрителям. Можно пожалеть, что театр не продолжает своей работы над пьесами Островского.
Театр пробовал свои силы в жанре героической французской комедии («Дон Сезар де Безан» Дюмануара и Деннери), классической комедии «Тартюф» Мольера), специфического испанского классического жанра («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега), лирической комедии («Сады цветут» Масса и Куличенко, «Хорошая песня» П. Когоута, «До новых встреч» А. Гладкова, «Девицы -красавицы» Симукова, «Стрекоза» М. Бараташвили), сатирической социально-бытовой комедии («Домовой» Э. Вильде, «Извините, пожалуйста!» А. Макаенка, «Наследники Рабурдена» Э. Золя, «Д-р» Б. Нушича), комедии-гротеска («Воскресение в понедельник» Дыховичного), комедии-буфф («За двумя зайцами» Старицкого), водевиля («Свадебное путешествие» Дыховичного и Слободского, «Друзья-сочинители» Н. Венкстерн). В поисках комедийных жанров театр иногда совершенно напрасно брался за постановку явно никчемных в идейном отношении и беспомощных по форме произведений, вроде пьес Ю. Мячева «Размолвка» или «Сельские вечера» В. Леканова. Была попытка вообще выйти за рамки специфики театра - постановка драмы В. Собко «Жизнь начинается снова». В последнее время театр сделал интересную попытку воспроизвести на своей сцене комедию современного испанского драматурга Алехандро Касона «Деревья умирают стоя», пьесу чрезвычайно сложную и тонкую по своему содержанию и оригинальную по форме. Актерские удачи в этом спектакле показывают, что в своей основной части коллектив созрел для решения и трудных идейно-эстетических задач, хотя, разумеется, многим работникам театра и в первую очередь режиссерам не хватает профессионального мастерства и творческого
кругозора.
В театре работают со дня его основания Заслуженные артисты РСФСР Е. Ф. Волкова и М. И. Зорин, актеры Л. Шароградский, А. Добкевич, М. Сбитнева, М. Морозова, П. Галкин, В. Савельев, Е. Лещинская, А. Чеботаева, К. Шитова, М. Кручинин, М. Георгиевский, И. Бунин и другие, составляющие спаянный коллектив, смело берущийся за осуществление своих
планов.
В прошлом сезоне труппа пополнилась способными молодыми актерами: Н. А. Славинской и В. В. Вихровым, а также актером и режиссером О. Б. Эллинским. Гораздо сложнее обстоит дело в театре с режиссерскими кадрами, которые беспрестанно меняются, и это накладывает определенный отпечаток на работу коллектива. Борьба за стилевое единство спектаклей в театре комедии поэтому только начинается.
Театр ведет большую работу во многих районах области и, в силу своей хорошей подвижности и оперативности, обслуживает отдаленные колхозы нашей области. Недавно в г. Семенове состоялось открытие филиала театра в районном доме культуры.
В Горьковской области в довоенный период существовали передвижные колхозные театры. На базе этих театров в разное время возникли 4 городских театра: в Павлове, Дзержинске, Балахне и Арзамасе. Старейшим в области является Павловский драматический театр. Театральная традиция в г. Павлове ведет свое начало с дореволюционных времен. До 1923 года существовали любительские драматические кружки, в дальнейшем - небольшие профессиональные драматические коллективы, а с 1933 года открылся городской драматический театр, которому три года спустя было присвоено имя М. Горького. В 1953 году театр отметил свое двадцатилетие. Состав театральной труппы сильно менялся в течение этих лет, но наиболее длительное время работали в театре актеры: Т. Д. Арбенина, В. Соколов, М. Савина, В. Трифонов, П. Громов, режиссер Г. В. Константинов. За двадцать с лишним лет своего существования театр накопил огромный репертуар: поставлено 200 советских пьес, 108 произведений русской классики (в том числе 9 пьес Горького, 24 пьесы А. Н. Островского), 38 произведений зарубежной классики и другие пьесы. Наибольшим успехом пользовались спектакли по пьесам Горького «Егор Булычев и другие», «Мещане», «На дне», «Враги», «Последние». Театр интересуется большой проблемной советской драматургией, о чем свидетельствует тот факт, что почти все лучшие произведения Тренева, Лавренева, Погодина, Леонова, Афиногенова, Вишневского, Корнейчука, Симонова, Арбузова, Крона и других драматургов поставлены театром. Успех имели такие спектакли, как «Любовь Яровая», «Беспокойная старость», «Голос Америки», «Русский вопрос», «Кремлевские куранты». (Спектакль «Кремлевские куранты» демонстрировался в г. Горьком и заслужил одобрение зрителей, так как театр в меру своих сил правильно решил сложную творческую задачу, поставленную перед ним этой пьесой.) Правда, театр не отличается особенной разборчивостью, и в число пьес для постановок попали и такие слабые пьесы, как «Синий платочек» Катаева, «Капитан Коршун» Собко, некоторые произведения Сурова и Софронова, «Ошибка Анны» Финна и другие. Но в коллективе театра есть творческая дисциплина и слаженность, что помогает ему преодолевать свои недостатки.
Балахнинский городской драматический театр открылся в 1940 году на базе Дома культуры рабочего поселка ГОГРЭС и 3-го колхозного театра, размещенного в нем. В Балахне еще до 30-го года существовали различные профессиональные и полупрофессиональные драматические коллективы, в среде которых воспитывались многие большие периферийные и столичные актеры (в частности, Народная артистка РСФСР Галина Пашкова из театра им. Вахтангова).
В первый сезон театра на сцене преобладал классический репертуар: «На дне», «Власть тьмы», «Свадьба Кречинского», «Без вины виноватые». Во время войны театр был расформирован (образовались передвижные театры), а в 1944 году вновь восстановлен на базе транспортного театра. С 1940 по 1955 год театр осуществил постановку 127 премьер, из которых советских пьес-75, произведений русской классики - 33, произведений западной классики - 15, современной западной драматургии - 2 и украинской классической драматургии - 2 (пьесы И. Франко и П. Мирного). Театр поставил шесть пьес Горького: «Мещане», «На дне», «Зыковы», «Последние», «Старик», «Васса Железнова» и семнадцать лучших пьес А. Н. Островского. Из советских пьес наиболее значительными были спектакли: «Парень из нашего города», «Молодая гвардия», «Обыкновенный человек» Леонова, «Счастье» Павленко и Радзинского, «Люди доброй воли» Г. Мдивани, «Платон Кречет» Корнейчука, «Беспокойная старость» Рахманова, «В добрый час!» Розова.
Однако театр в последние годы ослабил борьбу за четкость репертуарной линии и берется чаще всего за «лжепроблемные» пьесы, примитивные с художественной точки зрения: «Несчастный случай» Маклярского и Холендро, «Доктор Воронов» Шаповаленко, «Семейное дело» Лютовского, «Сто миллионов» Балабана и Собко, «Дочь прокурора» Яновского и прочие. Установка на облегченную развлекательность и мнимую проблемность, на «модные» для обывателей темы сильно мешает Балахни некому театру поднять уровень своей художественной работы. Удачной постановкой последнего времени является «Клоп» (по пьесе Маяковского), что свидетельствует о некотором изменении репертуарной политики театра в лучшую сторону.
Актерский состав театра очень подвижен и почти каждый сезон меняется, что также мешает сложиться определенному творческому стилю и лицу театра. Из наиболее постоянного состава выделяется талантливый и опытный актер В. П. Забирунов.
Самый молодой в Горьковской области - Дзержинский драматический театр имени ХХХ-летия Ленинского комсомола. Он организован в 1946 году на базе переведенного в Дзержинск Елецкого драматического театра. По своему творческому составу, возможностям и замыслам это самый интересный и способный театр в области. За время своего существования театр ставил весьма разнообразный репертуар: советских пьес - 62, русских классических - 24, произведений зарубежной классики - 14, современных зарубежных пьес - 3, пьес украинской драматургической классики-2. У театра свой собственный подход к репертуару с учетом возможностей и склонностей коллектива, что обеспечило известную оригинальность репертуара. Так, например, из западноевропейской классической драматургии театр поставил: «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера, «Хозяйку гостиницы» Гольдони, «Севильского цирюльника» Бомарше, «Дуэнью» Шеридана, «С любовью не шутят» и «Даму-невидимку» Кальдерона, «Ночь ошибок» Гольдсмита, «Забавный случай» Гольдони, «Мачеху» Бальзака и инсценировку романа Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн. Театр поставил также «Вей, ветерок!» Яна Райниса, «Земной рай» Орлина Василева.
Лучшими спектаклями по советским пьесам в Дзержинске были: «За тех, кто в море!», «Русский вопрос», «Молодая гвардия», «Любовь Яровая», «Парень из нашего города», «В добрый час,!». Большим событием в жизни коллектива театра стали постановки двух инсценировок известных произведений советской литературы - «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и «Поднятой целины» Шолохова, - сделанных актером театра, Заслуженным артистом РСФСР Т. И. Лондоном. Спектакль «Настоящий человек», поставленный режиссером Ф. А. Лещенко, Заслуженным артистом республики, в 1954 году, был много раз показан в Горьком, Горьковской области и в Москве и заслужил всеобщее признание. Инсценировка, не повторяя подлинник буквально, очень точно передает дух повести Полевого, и светлое, романтическое, героическое ее звучание хорошо воспроизведено в спектакле. Роль Мересьева верно, реалистично и в то же время романтически-взволнованно исполнял Заслуженный артист РСФСР Т. И. Лондон; хорошо, продуманно до деталей и проникновенно играл роль комиссара Семена Воробьева Заслуженный артист РСФСР В. И. Мачкасов. Режиссер Ф. А. Лещенко нашел соответствующую форму для спектакля, на первый план выдвинув наиболее патетические элементы пьесы. И спектакль, и инсценировка заслужили горячее одобрение общественности, пьеса широко распространена в театрах страны и получила признание за рубежом.
Менее значительное, но все же знаменательное явление представляет собой спектакль по другой инсценировке Т. Лондона - «Поднятая целина». Успех в театре пьес героико-романтического плана позволяет утверждать, что этой линии и следует придерживаться театру Для создания собственного, оригинального стиля.
В театре Дзержинска значительно слабее, чем в других театрах области, представлен горьковский репертуар (всего 4 спектакля) и пьесы А. Н. Островского. Тем не менее, спектакли «Дети солнца» и «Гроза» в сезоне 1951 года завоевали признание зрителей. В 1952 году коллектив театра встречался в Дзержинске с мастерами МХАТ. Был проведен творческий семинар по освоению системы Станиславского в советском театре.
Коллектив театра прочно сложился, и за небольшой срок своего существования приобрел некоторые традиции. В театре давно работают Заслуженный артист РСФСР Т. И. Лондон, Заслуженная артистка МАССР Н. А. Конакова, артисты Г. В. Рубайлова, М. А. Горская, Г. Л. Дмитриев, Б. Г. Соколов, А. В. Савинов, Л. А. Станиславов, Р. И. Ангарова, Я. Г. Хомутов, Е. Белянкина, В. Ляпунова и другие.
История оперы, как и драмы, в Нижнем Новгороде начинается в конце XVIII столетия, когда в городе был открыт первый публичный театр Шаховского. Крепостные актеры театра разыгрывали не только драмы, комедии, но и водевили с музыкой, оперы и балеты. В составе труппы были музыканты, певцы и танцоры.
Одним из этапов развития оперы в Н. Новгороде был конец 40-х годов XIX столетия, когда в театре работали талантливые певцы Олонов, Э. Шмитгоф и другие и ставились оперы: «Аскольдова могила», «Норма», «Фра-Диаволо», «Волшебный стрелок», «Любовный напиток», «Жизнь за царя» (отдельные акты). В это время, по свидетельству Гациского, «опера затмевает драму».
Во второй половине XIX века постоянной оперной труппы в Нижегородском театре нет. В Нижний Новгород периодически приезжают оперные и балетные группы артистов из Петербурга, Москвы или иностранцы.
С конца 70-х годов прошлого столетия такие гастроли приобретают систематический характер. Почти ежегодно во время ярмарки в Большом ярмарочном театре выступают в оперных спектаклях крупнейшие русские и иностранные певцы. На рубеже XIX и XX столетий на Нижегородской сцене поют Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, В. Собинов и многие другие.
В 1896 году новый Нижегородский театр (ныне театр драмы им. Горького) был открыт спектаклем «Жизнь за царя» Глинки, поставленным петербургскими артистами оперы с участием Ф. И. Шаляпина в роли Сусанина.
В начале XX века гастрольные оперно-балетные спектакли организуются, помимо ярмарочного (летом) и городского театра, также и в Народном доме. Одновременно возникают местные кружки любителей-артистов, эпизодически ставящих любительские оперные спектакли.
Больше чем столетняя практика оперной деятельности воспитала традиционную любовь и интерес нижегородцев к этому виду театрального искусства. Однако театр вообще, и музыкальный театр в частности, в условиях дореволюционного Нижнего Новгорода оставался привилегией господствующих классов обществами широким массам народа был мало доступен.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции театральная жизнь в Нижнем Новгороде оживилась.
Первым оперным спектаклем, состоявшимся в Нижнем Новгороде после революции, был «Евгений Онегин», поставленный 26 января 1918 года в зале общественного собрания (ныне клуб им. Ворошилова) местным коллективом «Молодая опера», во главе которого стояла известная нижегородская преподавательница пения Н. Н. Соколова-Мшанская. В дальнейшем этот же коллектив под наименованием «Оперная студия Соколовой-Мшанской» систематически ставил в различных клубах города оперные спектакли.
В 1919-1921 гг. в Нижнем Новгороде работал вновь организованный «Театр военного пролеткульта», поставивший пять опер и регулярно 2 - 3 раза в неделю дававший свои спектакли в помещении театра на Грузинской улице (ныне здание ТЮЗа).
В период 1927-1933 гг. в Нижнем Новгороде существовал другой оперный коллектив-Оперконанс (Оперно-концертный ансамбль), состоявший из местных артистических сил и ставивший свои оперные спектакли преимущественно на театральных площадках в рабочих районах города, а также в районных центрах области.
Активным пропагандистом оперы было и местное музыкальное училище, ежегодно силами учащихся готовившее несколько оперных спектаклей. Кроме того, эпизодически силами местных любителей с привлечением известных московских артистов ставились отдельные оперные спектакли. Наиболее деятельным организатором и дирижером таких спектаклей был местный любитель музыки нижегородский брандмайор Т. С. Чапин.
Одновременно ежегодно летом в Н. Новгороде (Горьком) проходили традиционные гастроли московских или ленинградских оперных артистов. Но и это, значительно возросшее против дореволюционного периода, количество оперных спектаклей не могло удовлетворить запросов трудящихся города.
В 1931 году было принято решение местных советских и партийных организаций о создании в Горьком стационарного театра оперы и балета.
Новый театр был открыт в капитально переоборудованном здании Народного дома 1 июня 1935 года спектаклями Московского оперного театра им. В. И. Немировича-Данченко. Собственная труппа Горьковского театра оперы и балета начала первый сезон 24 октября 1935 года. В этот день шел спектакль «Князь Игорь» Бородина. Составленная из приглашенных из разных городов квалифицированных артистов вместе с главным дирижером В. П. Пирадовым и главным режиссером - известным оперным деятелем В. А. Лосским, труппа театра представляла собою большой, профессионально крепкий оперно-балетный коллектив.
За 22 года своего существования Горьковский театр оперы и балета, которому в 1937 году было присвоено имя А. С. Пушкина, сыграл крупную роль в пропаганде и развитии музыкальной культуры гор. Горького.
За эти годы театр показал на своей сцене в различных постановках 58 опер, 20 балетов и 20 оперетт, т. е. всего около 100 спектаклей. Из них свыше сорока опер и балетов раньше никогда не шли на горьковской сцене. Семь опер и один балет горьковский театр первым из-музыкальных театров страны показал советскому зрителю.
10 опер, 8 балетов и 5 оперетт советских авторов были поставлены театром, причем 2 оперы и 1 балет были созданы местными композиторами в творческом содружестве с артистами и постановщиками театра («Степан Разин» и «Фома Гордеев» Касьянова и «Тимур и его команда» Нестерова).
В разные годы своей деятельности театр создавал спектакли, выделяющиеся своей художественной значительностью. Так, к числу лучших постановок театра в начальный период его работы относятся «Князь Игорь» (1935), «Тихий Дон» (1936) «Борис Годунов» (1937), в последние годы наиболее удачными творческими работами театра были постановки балетов «Лебединое озеро» (1951), «Лауренсия» (1954) и опер «Семья Тараса» (1951), «Пан воевода» (1954), «Кармен» (1956). Одним из творчески продуктивных периодов деятельности театра является то время, когда в нем работал режиссер Б. А. Покровский (1933 - 1942). Именно к этому времени относятся некоторые лучшие постановки театра, в том числе «Чародейка» ,«Юдифь» «Холопка» и др.
Состав творческого коллектива театра за истекшие два десятилетия не был постоянным и изменялся за счет пополнения новыми артистами, дирижерами и режиссерами и ухода некоторых исполнителей на сцены других театров. Сильным составом группы солистов-певцов театр располагал в первые 10 лет существования. В эти годы на горьковской оперной сцене пели артисты А. П. Иванов (Народ, артист СССР), С. И. Колтон (Народ, артист Каз. ССР), Е. В. Иванов (Народ, артист Каз. ССР), Н. Ф. Щегольков (солист БАГБТ), А. М. Соломяк и М. Л. Крутяков, в дальнейшем перешедшие в ленинградскую оперу, О. П. Калинина (Засл. арт. РСФСР) и ряд других. Со сцены горьковской оперы перешли в ГАБТ артистки - воспитанницы театра - Н. И. Гусельникова, ныне Заслуженная артистка РСФСР, и К. В. Леонова.
В предвоенные годы в театре выдвинулась группа молодых певцов-горьковчан - В. П. Симанская, М. Л. Чиненкова, В. В. Викторова, Н. А. Дружков, в дальнейшем занявших ведущее положение среди солистов оперы.
Большой след в творческой деятельности театра оставила работа видных дирижеров И. А. Зака, В. И. Пирадова, В. В. Любимова, хормейстера С. К. Глаудана, режиссеров В. А. Лосского, С. Д. Масловской и в особенности Б. А. Покровского. Серьезную работу провел балетмейстер Г. И. Язвинский.
В числе видных старейших творческих работников театра, работавших в нем более 10 лет, Засл. арт. РСФСР И. Я. Струков, Засл. деят. искусств РСФСР А. Г. Ерофеев, Засл. деят. искусств РСФСР художник А. М. Мазанов, Засл. артистка Арм. ССР С. Г. Мелик-Беглярова, дирижер П. М. Резников, хормейстер П. С. Скаковский, засл. арт. Каз. ССР 3. Н. Никитина, арт. М. М. Гвоздев, арт. С. М. Тухнер.
На сцене Горьковского оперного театра неоднократно выступали крупнейшие оперные и балетные артисты Советского Союза: И. Козловский, С. Лемешев, В. Давыдова, Г. Уланова и многие другие.
В последние годы в составе труппы театра выдвинулось новое поколение артистической молодежи, в том числе выпускники Горьковской консерватории: М. Аллагулова, В. Собковская, А. Суханов, 3. Дынкин, воспитанник Московской консерватории В. Райцев и Саратовской консерватории И. Малинина, а также солистки балета Засл. артистки РСФСР Н. Золотова и Л. Семенова.
Помимо спектаклей на стационаре, Горьковский оперный театр почти ежегодно выезжает на гастроли в разные города страны, а также дает выездные спектакли в рабочих районах гор. Горького.
Горьковский театр оперы и балета за последние годы во многом вырос идейно и художественно. Репертуар театра включает в себя такие шедевры русской оперной классики, как «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского и лучшие произведения зарубежного оперного искусства. Театр проявил стремление к самостоятельности и оригинальности в выборе репертуара, проведя большую и успешную работу над постановкой оперы горьковского композитора А. Д. Касьянова «Степан Разин», возродив на русской сдене оперу Римского-Корсакова «Пан воевода», создав интересный спектакль по опере чешского композитора Сметаны «Проданная невеста». Спектакли театра - «Степан Разин», «Пан воевода», «Иван Сусанин», «Кармен», «В бурю» - свидетельствуют о художественном росте театра, о значительных улучшениях в творческой работе солистов и оркестра. Следует отметить, однако, что театр очень редко обращается к советской опере и балету, слабо отражает современную героическую тему. Так, из репертуара театра исчезли осуществленные им постановки оперы Кабалевского «Семья Тараса» и балета Чулаки «Юность». Только постановка оперы Т. Хренникова «В бурю» и балета «Тимур и его команда» Нестерова несколько восполнила этот пробел в репертуаре.
Нашему оперному театру во многом еще не хватает мастерства и особенно сильной и квалифицированной режиссерской работы.
Укрепление театра, расширение его материальной базы - большая задача в настоящее время.
Музыкальная жизнь города и области в значительной мере определяется также работой Горьковской филармонии, которая существует с июня 1937 г. Первые концерты филармонии были симфоническими - выступал Большой симфонический оркестр СССР под управлением проф. Гаука. Основное направление работы филармонии - музыкальное воспитание населения города и области, пропаганда классической и советской музыки.
За последние сезоны в г. Горьком побывали с концертами такие исполнители, как Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Оборин, М. Растропович, Д. Шафран, Галина Баринова, Л. Коган, 3. Долуханова, Л. Масленникова, Н. Гусельникова, И. Петров, А. Иванов, А. Огнивцев, Андрей Иванов, Мария Гринберг, чтецы С. Балашов, Д. Журавлев и многие другие.
В Горьком на сцене филармонии выступали лучшие хоровые коллективы страны (им. Свешникова, им. Пятницкого, Воронежский, Волжский, Уральский, Сибирский, Северный и др.), хореографические коллективы (ансамбль Игоря Моисеева, «Березка» и др.).
Организовывались концерты и выступления лучших театральных коллективов (в частности, неоднократно в Горьком гастролировала группа мастеров МХАТ им. Горького.
Филармония предприняла важное дело пропаганды творчества советских композиторов, организовав концерты-отчеты композиторов Дм. Шостаковича, Т. Хренникова, Милютина, А. Хачатуряна, Дм. Кабалевского, В. Соловьева-Седого.
Симфонический оркестр филармонии в составе 60 человек имеет обширнейший симфонический репертуар, постоянно участвует в исполнении новых произведений советских композиторов, в смотрах творчества горьковских композиторов.
Эстрада филармонии, существующая сравнительно недавно, имеет вокальный, разговорный и оригинальный жанры, ставит эстрадные спектакли и обозрения.
Филармония организовала музыкально-литературный лекторий, обслуживающий рабочую аудиторию, школьную и студенческую молодежь. В лектории есть музыкально-просветительная тематика (о музыкальных формах, жанрах и т. п.), и абонементы, знакомящие глубоко и всесторонне с творчеством русских и зарубежных композиторов (циклы инструментальной музыки, вокала, симфонической и камерной и др.). Лекторий по 5 основным циклам работает в городе и области.
Рассматривая все стороны литературно-художественного и музыкального творчества и исполнительской деятельности, представленные в г. Горьком и Горьковской области, необходимо подчеркнуть, что сравнительно короткий исторический срок - 40 лет - внес коренные, решающие изменения в духовную жизнь трудящихся.
В условиях советского общественного строя созданы все необходимые предпосылки для всестороннего эстетического развития советских людей, и история формирования различных видов художественного творчества в нашем крае подтверждает этот вывод.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.