Н. В. Скворцов. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
Одним из завоеваний, обеспеченных Великой Октябрьской социалистической революцией, является право народа на образование. И в числе достижений, которые мы отмечаем в дни славного сорокалетия Советского государства, мы с гордостью можем назвать широкий размах дела народного просвещения.
В настоящее время на территории Российской Федерации имеется свыше 31 тысячи семилетних школ, причем в пятых — седьмых классах обучается свыше семи миллионов учащихся. Особенно отрадно отметить бурный рост средних школ и контингента учащихся в восьмых — десятых классах. В период с 1952 по 1955 год число учащихся по восьмым — десятым классам возросло почти в четыре раза.
В текущем пятилетии среднюю школу окончит огромная армия молодежи, которая примет практическое участие в созидательном труде, заполнит аудитории высших учебных заведений.
И это еще раз подчеркивает преимущества нашей социалистической системы перед капиталистической. В капиталистических странах образование получают дети буржуазии, к школам же, учреждаемым буржуазией для трудящихся, полностью относятся слова В. И. Ленина: «В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали, в интересах той же буржуазии».
Царское правительство всеми мерами ограничивало просвещение широких народных масс. Не лишне вспомнить, что в объяснительной записке проекта школьного устава 1804 г. было сказано: «Полезно также не вдруг открывать приходские училища, дабы лучпросвещения постепенно проникал в состояния народные». В царском рескрипте 1827 г. дано такое указание по подготовке школьного устава: «Чтобы каждый через меру не стремился возвыситься над тем положением, в каком по обыкновенному течению дел ему суждено оставаться». Впоследствии некий царский министр просвещения издал специальный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором говорилось о всяческом ограничении приема в средние учебные заведения детей из народа: «при неуклонном соблюдении этого гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п., людей, детей коих, за исключением обладающих необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, коей они принадлежат».
И чтобы понять, каких вершин достигли мы за наши славные сорок социалистических лет, сравним лет пятьдесят «царских» с нашими сорока.
В 1864-65 учебном году в Н. Новгороде действовало четыре приходских училища с общим числом учащихся 378. Закончило же эти школы только 46 человек. Годовой бюджет одного из этих училищ — Благовещенского — составлял всего 272 руб., из коих учителю — 200 руб., на отопление, освещение и уборку — 25 руб., на библиотеку и учебные пособия — 5 руб. и на жалование служителю 42 руб.
В отчете смотрителя школ Лукояновского уезда за 1864-65 учебный год промелькнуло свидетельство о тяжелом положении учителя Лукояновского уездного училища Тибрина. Этот учитель получал 9 р. 78 к. в месяц, а по смете на 1865 г. ему намечалось 30 руб. в год. Директор народных училищ, стараясь сохранить для школы этого дельного учителя, исхлопотал ему награду в 40 руб. и добавочное жалование на 1865 год по 12 руб. в месяц.
В селе Стексове Ардатовского уезда на все расходы по училищу, в том числе и на жалованье учителю, отпускалось всего 100 руб. в год из дохода с Базарной площади. По этому поводу штатный смотритель писал в «Нижегородских губернских ведомостях» (№ 3, от 19/1 1864 г.): «Это жалованье при настоящей дороговизне на все жизненные припасы так мало, что оно не ограждает учителя от крайней бедности».
В связи с потребностями развивающегося капитализма царское правительство положением 1872 года ввело городские училища с четырехгодичным курсом обучения. Это было школа для «кухаркиных детей», школа с крайне узкими возможностями дальнейшего образования.
Обратимся к последнему десятилетию капиталистической системы в России. В 1908 г. известный прогрессивный деятель народного образования, инспектор народных училищ по Нижегородской губернии Н. Н. Иорданский составил проект школьной сети, рассчитанный на осуществление в течение 10 лет (с 1908 по 1917 г.) всеобщего начального обучения по Н. Новгороду.
Если бы надежды Иорданского осуществились, охват учащихся школой за десятилетие возрос бы с 6768 человек до 8462.
Если сопоставить это с одним из наших, советских десятилетий, например, 1931—1941 гг., то увидим следующее.
В 1931 г. в нашем городе проходило I ступень обучения в школах всех соответствующих типов 20 419 учеников, а в 1941 г. — 30 842.
Но проект Иорданского не был осуществлен. В частности, не была открыта и начальная школа с пятью учителями в Благовещенской слободе. Только уже в наше время здесь, на Комсомольском съезде, построена средняя школа. И в ней не пять, а 37 учителей, у которых в 18 классах обучается 615 учеников.
Возьмем состояние народного образования по Нижегородской губернии в тех цифрах, что указаны в отчете губернатора в год наивысшего, предвоенного подъема (см. статистические материалы «Обзор Нижегородской губ. за 1913 год»).
На 1 января 1914 г. в городе и губернии действуют 1460 училищ, в том числе 26 высших начальных. Учатся в них только 96 370 детей. Следовательно, более половины детей оставалось вне школы. Свыше 25 лет потребовалось бы царскому правительству, чтобы охватить первоначальным, образованием детей Нижегородской губернии.
В «Нижегородском ежегоднике» за 1915 г. в разделе «Народное образование» по поводу некоторого роста
школьной сети приведено такое важное сообщение: «Но, конечно, это все мало утешительно, если в особенности вспомнить еще, что в эти цифры приняты не только земские школы, но и церковно-приходские со школами грамоты, а кроме того, даже там, где школ достаточно, обучается не вс,е количество детей школьного возраста, особенно девочек, по так называемым бытовым причинам: бедность и невежество населения, отвлечение детей для занятий на дому и в промысле родителей и т. п.».
И из этих же сугубо официальных материалов приведем такие строки: «Из 1460 начальных училищ имеют собственные помещения 1150, а 310 занимают наемные квартиры, причем около Уз училищных зданий следует отнести к разряду неудобных». «Худшими помещениями являются наемные; но в числе собственных зданий многие страдают крупными недостатками: одни холодны и угарны, другие темны, третьи сыры и с неудобными ретирадами, а некоторые школы совмещают одновременно два или даже несколько из указанных недостатков».
Из 806 учителей и 1593 учительниц, обучающих в указанных 1460 училищах, только 1296 имели специальную педагогическую подготовку и образование, 1071 лишь общее среднее и даже начальное, а 32 совсем не имели образования.
Был народный учитель бесправен и загнан, и помыкали им все «власти», от большой до самой мизерной. Но этот скромный учитель творил свое великое дело, просвещал народ. В черные годы царизма русские учителя, работавшие в гуще народа, зажатые в тисках полицейского надзора и нужды, стяжали себе славу подлинно народных просветителей. Когда в 1898 году в Н. Новгороде были созваны краткосрочные учительские курсы, на которых присутствовало 173 сельских учителя, то сам факт появления в губернском городе такой группы народных учителей был воспринят как своеобразная демонстрация прогрессивных сил. Это с неприязнью отметил один из гласных Арзамасского уездного земства: «Катают учителей на пароходах, овации устраивают им. А это ведет к высокомерию, — каждый учитель и нивесть что о себе возмечтает».
В Н. Новгороде были институт благородных девиц, дворянский институт, сеть государственных и частных гимназий и т. д. Таких учебных заведений насчитывалось в Н. Новгороде и в уездных городах губернии тридцать пять. В эти учебные заведения пролетарские и крестьянские дети или совсем не могли поступить, или поступали лишь в небольшом числе, если обстоятельства складывались особенно удачно. В. И. Ленин с гневом отмечал: «Да, девяти десятым населения России правительство заграждает путь к образованию». Таким образом, в области народного образования мы получили от царизма тяжелое наследство. В Нижегородской губернии в 1917 г. по самым скромным подсчетам имелось до 400 тысяч неграмотных в возрасте от 15 до 50 лет.
Великая Октябрьская социалистическая революция смела преграды на пути народа к знанию. Коммунистическая партия и Советское правительство с первых же дней Советской власти окружили вниманием и заботой дело народного образования, и в невиданно короткие сроки наша страна добилась огромных успехов в расширении школьной сети, перестройке системы обучения и в полной ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Эта борьба за грамотность и культуру протекала в тяжелых условиях гражданской войны, когда молодая социалистическая республика напрягала все силы в боях с иностранной империалистической интервенцией и внутренней контрреволюцией. И чтобы понять всю силу горячего стремления народа к знанию, достаточно вспомнить огромную сеть школ и групп ликвидации неграмотности и славную армию культармей-цев того времени, достаточно вспомнить, что среди бойцов Нижегородского гарнизона в 1919 г. обучалось грамоте 9372 человека. Эти рабочие и крестьяне в солдатских шинелях в полном смысле слова одной рукой держались за винтовку, а другой — за букварь: и то и другое являлось грозным оружием в борьбе за счастье человечества.
Уже первый год деятельности Советского правительства ознаменован решениями, свидетельствующими об исключительном внимании к делу народного просвещения.
В декабре 1917 г. Совнарком издал декрет о введении нового правописания, так как старое правописание тормозило работу школы. В январе 1918 г. издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В мае 1918 г. введено совместное обучение мальчиков и девочек, знаменовавшее в то время серьезный шаг в борьбе с пережитками женского бесправия. Летом 1918 г. были повсеместно созданы отделы народного образования и начали работу губернские отделы народного образования.
Это были годы напряженной работы по созданию школ в отдаленных уездах и волостях. В первые два года советской власти в Нижегородской губернии были организованы 121 начальная школа и 61 школа повышенного типа.
А ведь это были самые трудные годы, когда железное кольцо интервенции смыкалось вокруг нас!
В 1918-19 гг. было уничтожено различие между < разноведомственными школами. Перешли в ведение губОНО бывшие частные и земские школы. В основу | перестройки положены опубликованные 16 октября 1918 г. правительственные документы: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Декларация о единой трудовой школе».
Весной 1918 г. на Нижегородском губернском съезде учителей были разработаны основные разделы программы новой школы. Дополнительно к обычным предметам были введены: ручной труд, практические познания в области земледелия, садоводства и огородничества, основы землемерия, практические знания по счетоводству и т. д.
Советская трудовая школа призвана была воспитать нового человека, активного участника социалистического строительства, привить ему любовь к социалистической родине, к труду, чувство товарищества, гуманность, честность и ряд других высоких качеств.
Исключительного уважения заслуживает деятельность учительства в незабываемые двадцатые годы. Чтобы представить себе типичный образ учителя этого времени, прочитаем маленькую характеристику, помещенную в газете «Нижегородская коммуна» (№ 180 от 8 августа 1924 года) об учителе Борисов-Покровской школы 2-й ступени Нижегородского уезда Григории Ивановиче Борисове:
Образцовый педагог
Школа 2-й ступени, которой заведует Г. И. Борисов, является образцово-показательной, на опыте которой учатся много окрестных школ. Она дает Советской республике работников, которые не дрогнут ни перед какими препятствиями...
Зубрежке и мертвому формализму в школе нет места; здесь царит творческий живой дух, идет осмысленная напряженная работа.
Заведующим школы т. Борисов, назначенный сюда сразу по окончании учительского института, состоит с 1914 года. За время своей работы он заслужил себе такую любовь учеников, какой может похвалиться редкий учитель. Всегда ласковый, внимательный, стремящийся проникнуть во все тайники детской души, бережно охраняющей ее первые радости, он является для детей старшим товарищем, которому они беззаветно верят. Как ценят его ученики, можно видеть из того, что в этом году выпускники школы, прощаясь с Григорием Ивановичем, плакали.
В школе функционирует ученический комитет, члены которого участвуют на заседаниях педагогического совета, наблюдают за хозяйственной жизнью школы, работают в школьной библиотеке и т. д.
Школьное преподавание Г. И. Борисов связывает с трудовой жизнью деревни. Для этого используются все возможности: на уроках уделяется внимание выяснению гибельности трехполки и выгод многополья, улучшенного луговодства, мелиорации, огородничества и садоводства; совершаются экскурсии в поле и в лес, составляются коллекции и гербарии, из которых постепенно вырастает школьный музей, имеющий уже в настоящее время большое количество экспонатов. Проведен ряд экскурсий, например: 1) в совхоз «Родник», где учащиеся наглядно знакомились со способами ведения двенадцатипольного хозяйства, рационального животноводства и с работой сельскохозяйственных машин; 2) в город, где осмотрены несколько заводов, музеи и исторические достопримечательности.
Попутно с этим изучается жизнь местного края: обычаи, песни,— особенно во время летних каникул. Из производств за год изучена подробно Безводнинская металлоткацкая промышленность.
Революционные праздники все проходили в стенах школы: «День Парижской коммуны», «День свержения самодержавия», «Октябрьские торжества».
Много времени отдает Г. И. Борисов и борьбе с религиозными предрассудками: разъясняет вред религиозного дурмана, приводит научные объяснения темных явлений природы.
Многие учащиеся школы под влиянием Г. И. Борисова вступили в комсомол. В школе издается ученический журнал, в котором ученики учатся корреспондентской и журналистской работе. Замечательно проведен в конце учебного года «День учета». В этот день большое, просторное помещение школы едва могло вместить всех желающих. Классные стены, коридоры и даже лестницы были заполнены ученическими работами, поражавшими своей продуманностью и художественным вкусом. Посетители остались очень довольны выставкой. Представители партийных и общественных организаций дали высокую оценку деятельности школы, руководимой Г. И. Родители подчеркивали, что они спокойны за своих детей, руководимых Борисовым.
Хозяйственная часть в школе поставлена образцово: ни одна копейка не пропадает даром, и Г. И. Борисов прилагает все заботы, чтобы школа была обеспечена всем необходимым.
В качестве общественного деятеля Г. И. Борисовым развернута обширная работа... Им организован Народный дом. Тов. Борисов читает доклады, лекции, режиссирует.
Существующий кооператив создан Г. И. Ни одна кампания не проходит без участия Борисова: он разрабатывает планы, вносит свой большой опыт. Население по всем вопросам идет к Г. И. Он даст совет, скажет куда обратиться, утешит и успокоит. Местные волостные комитеты РКП и ЛКСМ ценят т. Борисова как преданнейшего и честнейшего работника и дорожат им.
Одним словом, Григорий Иванович Борисов — это один из скромнейших, незаменимых тружеников, которые творят великое дело и работа которых дает неисчислимые результаты.
Слава таким Красным учителям!
На проведенном во втором полугодии 1924 г конкурсе, организованном губОНО и губернским правлением союза работников просвещения, Г. И. Борисов признан лучшим учителем губернии.
Школа и учительство вместе с народом переживали все трудности, все последствия гражданской войны. В декабре 1921 г. IX губернский съезд Советов, отметив-тяжелое экономическое положение губернии, в частности, указал и на тяжелое состояние дела народного образования. Тем знаменательнее дальнейшие успехи нашей советской школы.
Происходят некоторые изменения в типах школ. Если в 1921 г. до 50% начальных школ губернии имели пятые классы, то в 1922 г. получила общее признание школа-четырехлетка. В этом же году введен новый тип школы—девятилетка, дающая законченное общее среднее образование. С 1925 г. старшим классам этих школ был придан профессиональный уклон в связи с большой потребностью народного хозяйства в специалистах средней квалификации. В 1930 г. школы-девятилетки переходят на десятилетний курс обучения.
Развивающееся сельское хозяйство нуждалось в кадрах, знающих агротехнику, умеющих вести культурное сельское хозяйство. С целью подготовки таких кадров в 1924 году были созданы школы крестьянской молодежи (ШКМ). Каждая из таких школ имела свой земельный участок, где учащиеся проводили сельскохозяйственную практику. В нашей губернии в 1927 г. таких школ было 14. Опыт их заслуживает пристального внимания и в наши дни.
Важной исторической вехой в развитии народного образования в нашей стране явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это знаменовало величайшую победу советского народа, возможную только при социалистическом строе.
В 1930 году по Нижегородскому краю 97,5 % детей школьного возраста было охвачено начальным обучением.
В течение одного только 1931 года в Нижегородском крае было построено 292 новые школы и передано для нужд школы 2558 помещений.
Число семилетних и средних школ в учебном году составляло 99, а к 1939-40 учебному году достигло внушительной цифры 688, то есть возросло более чем в 6 раз.
Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием и проверкой нашего народа. Несмотря на то, что все силы были направлены на разгром врага, культурная жизнь в стране не только не приостановилась, но приобрела еще широкий размах. Что касается народного образования, то все типы массовых детских школ не только продолжали свою деятельность, но и провели ряд мероприятий по улучшению учебно-воспитательного процесса.
И учителя и учащиеся с честью выполняли свой долг перед Родиной.
В переписке с фронтовыми друзьями школьники дают обязательство учиться как можно лучше. «Товарищ боец, вы извините, что я получил плохую оценку по русскому языку и выговор от Анны Александровны за небрежность. Простите меня, мне стыдно перед вами, я обязательно исправлюсь»,— читаем мы в сохранившемся письме-треугольнике, написанном одним из учащихся г. Горького.
Значительная часть учительства области ушла в армию, и на их место встали товарищи с педагогическим образованием, работавшие до этого в других учреждениях и предприятиях. Школы по мере сил помогали производству. Школьники в первый год войны выработали свыше двух миллионов трудодней, а в следующем году — до шести миллионов трудодней. Учащиеся и учителя оказывали разнообразную помощь семьям фронтовиков, помогали в госпиталях уходу за ранеными...
Советская школа в годы Великой Отечественной войны показала себя достойной своего героического народа.
И как свидетельство заботы о народном просвещении следует отметить, что число школ в военные годы в области возросло с 2936 до 3065.
Особый интерес представляют некоторые данные о развитии общеобразовательной школы по такому мощному индустриальному центру, как г. Горький. Начальным обучением здесь в 1933 году было охвачено 34 209, в 1944 г. — 48 268, а в 1945 г. — до 59 тысяч детей. Резкий скачок в росте в 1945 г. свидетельствовал о начавшемся бурном послевоенном подъеме в жизни г. Горького.
Говоря о нашем городе, полезно оглянуться в прошлое. В Сормове в 1913 году образование выше начального получили 280 человек, а в 1945 году — 4897 человек. До Великой Октябрьской революции на территории Молитовки не было ни одного среднего учебного заведения. Ныне здесь, в Ленинском районе, 3 начальных и 15 семилетних и средних школ, в которых в пятых-десятых классах обучается 5992 человека. Наконец, на месте Автозаводского района до революции был огромный пустырь с болотами и песчаными дюнами. Сейчас здесь жизнь бьет ключом, и в 35 школах обучается 24 593 человека.
Отметим, что в городе преобладают крупные школы. Например, между Канавином и Сормовом, там, где до революции располагались истощенные полевые участки, теперь высится средняя школа № 67 — большое трехэтажное светлое здание, с восемнадцатью классными комнатами, двумя большими залами, прекрасным вестибюлем и рядом вспомогательных учебных помещений. Все здесь пронизано светом, создает доброе настроение, располагает к школьному труду. Эта — наша обычная, типовая школа.
На основе общих успехов послевоенного восстановления и развития народного хозяйства возникли условия для перехода к всеобщему семилетнему обучению, к укреплению и расширению среднего образования.
Горьковская область одной из первых в Российской Федерации приступила к осуществлению семилетнего всеобуча, введя его в городах и поселках еще до 1948 г.
За период с 1948 по 1952 г. 118 начальных школ реорганизованы в семилетние, а на базе семилетних школ открыто вновь 26 средних.
Ярчайшее выражение заботы нашей партии и правительства о дальнейшем развитии нашей социалистической культуры, о просвещении народа мы видим в исторических решениях XIX съезда партии. В директивах XIX съезда была поставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего на всеобщее среднее образование (десятилетнее) в столицах республик, городах республиканского подчинения, областных, краевых и крупных промышленных центрах, а также подготовить условия для перехода в следующей пятилетке к всеобщему среднему образованию в остальных городах и сельской местности.
Перед партийными, советскими органами и отделами народного образования области была поставлена громадной государственной важности задача — расширить и укрепить сеть средних школ, значительно увеличить число школьных интернатов, принять меры по укреплению учебно-материальной базы школ и обеспечить вновь открываемые средние школы квалифицированными учительскими и руководящими кадрами.
В период с 1950 по 1957 год число средних школ возросло на 154. Выпуск учащихся из 10 классов школ Горьковской области возрос с 1916 человек в 1950 году до 15 443 человек в 1956 году.
Неузнаваемо изменилась за эти годы сеть средних школ в сельских районах области. В связи с расширением среднего образования и проведением мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению, улучшилась учебно-материальная база школ, значительная часть зданий капитально переоборудована. За последние два года школы области получили оборудование на сумму свыше 2 миллионов рублей.
Одновременно с расширением сети массовых школ растет в области число школ рабочей и сельской молодежи, позволяющих юношам и девушкам получить законченное семилетнее или среднее образование без отрыва от производства. Только за последние три года в нашей области получили аттестаты зрелости свыше 5000 выпускников школ рабочей молодежи и закончили семь классов школ сельской молодежи свыше 4000 человек.
В г. Горьком сейчас действует 32 школы рабочей, молодежи с контингентом учащихся 12 466 человек. В области в настоящее время 108 школ рабочей и сельской молодежи, охватывающих 16 510 учащихся.
XX съезд КПСС, наметив дальнейшее расширение среднего и высшего образования, предусмотрел также расширение вечерних общеобразовательных школ.
Рядом с советской школой и в неизменном содействии с ней развивает свою деятельность сеть Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников и юных натуралистов, детских экскурсионных туристических станций, спортивных школ, театров, клубов, кружков художественной самодеятельности, библиотек-читален, отделений Общества по распространению политических и научных знаний и других культурных учреждений.
Рассмотренное в самых сжатых цифровых характеристиках бурное развитие советской школы в Горьковской области является лишь одним из частных явлений в общем росте социалистической культуры. Забота партии и правительства о просвещении трудящихся нашла отражение и в других замечательных явлениях, совершающихся в сфере народного образования.
Взглянем на дело подготовки учительских кадров. До революции в Н. Новгороде учителей для городских (высших начальных) училищ готовил учительский институт с контингентом (1914 г.) 82 человека. Жиденькую сеть начальных школ обеспечивали учителями малочисленные учительские семинарии: в 1914 г. Нижегородская женская семинария имела 97 воспитанниц. Приспособлялись к учительской работе некоторые из окончивших гимназии, епархиальные училища и т. п.
Вполне понятно, какие большие задачи в обеспечении школ учительскими кадрами возникли перед нами после революции, а особенно в 30-х гг., когда вводился начальный всеобуч и прокладывались пути семилетнему всеобучу. В это время наряду с подготовкой учителей, проводимой педагогическим институтом и сетью педагогических техникумов, была развернута система заочного обучения и курсовых мероприятий. В 1934 — 1935 гг. по Горьковской области (тогда — краю) — без г. Горького — обучалось в этой системе при педагогическом институте и институте повышения квалификации кадров народного образования 3119 человек. А в настоящее время два Горьковских педагогических института, университет и соответствующая сеть педагогических училищ полностью удовлетворяют потребности школы в учительских кадрах.
Но советские учителя не ограничиваются получением образования в институте: они непрерывно повышают свою квалификацию. И курсы, о которых мог только мечтать учитель дореволюционного времени, стали системой.
В настоящее время с учительством работают два института усовершенствования: областной и городской. Кроме организации всевозможных курсов, они изучают качество учебно-воспитательной деятельности школ, содействуют обобщению и распространению лучшего опыта, помогают учительству в разрешении важнейших проблем, возникающих в процессе развития советской педагогики. Под руководством институтов усовершенствования лучшие учителя участвуют в научной работе,
одной из форм которой являются городские, областные и центральные педагогические чтения. Последние проходят при Академии педагогических наук, которая возникла в годы Великой Отечественной войны и является одним из конкретных выражений роста советской культуры.
На педагогических чтениях в городе и области ежегодно обсуждается до ста пятидесяти работ, а на центральные чтения Академии принимается свыше сорока работ.
Под руководством институтов усовершенствования учителя пишут книги, участвуют в сборниках, освещающих лучшие достижения школы. Широкую известность приобрела книга Заслуженного учителя С. А. Селифонова о школьном земельном участке, выдержавшая два издания в Горьком и выпускаемая в текущем году Учпедгизом. Глубокое внимание учительства привлек освещенный в сборниках и отдельной брошюре опыт Заслуженной учительницы О. И. Чупровой. Ряд работ горьковских учителей помещен в изданиях Академии педагогических наук и Учпедгиза.
Высокое признание заслуг учительства нашло выражение в присвоении лучшим учителям звания Заслуженного учителя школы РСФСР. К настоящему времени этого почетного звания удостоены 93 учителя г. Горького и Горьковской области. Тысячи учителей награждены орденами и медалями Советского Союза. Одновременно с широким развертыванием школьной сети на протяжении всех сорока лет существования советской школы творчески разрешались проблемы содержания обучения и методики его, изменялись программы, учебные планы, совершенствовались учебники, изыскивались наилучшие методы учебно-воспитательной работы. В процессе своего развития советская педагогическая наука неизменно использовала богатое наследство дореволюционной прогрессивной педагогики, а наследство это исключительно велико. Много глубоких педагогических открытий завещали нам Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский, славянский педагог Ян Амос Коменский и, наконец, создатель самобытной русской педагогической системы, отец русской педагогики Ушинский, идеи которого, как отметил М. И. Калинин, только в наше социалистическое время и могли быть полностью осуществлены.
Неоценимые заслуги имеют перед советской педагогикой Н. К. Крупская, М. И. Калинин, А. С. Макаренко, чью плодотворную, действительную помощь всегда ощущали учителя Нижегородской губернии, края, Горьковской области и г. Горького.
Оглядываясь на пройденный советской педагогикой огромный путь, мы умеем замечать и ошибки и заблуждения и, устраняя их, развивать дальше педагогическую науку.
Так, например, в конце 20-х годов возникло прожектерское течение, утверждавшее исследовательский метод и так называемый «метод проектов» единственно достойными внимания, универсальными, а леваки от педагогики пошли еще дальше, выдвинув ложную «теорию отмирания школы». Партия терпеливо выправляла эти ошибки. В решении ЦК партии от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» четко указано, что «основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся». И учителя, сосредоточив свое внимание на улучшении урока, на глубоком усвоении и совершенствовании накопленной педагогики, дидактики и частных методик, значительно подняли эффективность учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время учительство творчески разрешает задачи, поставленные XX съездом КПСС по дальнейшей политехнизации школы.
В докладе на XX съезде КПСС Н. С. Хрущев подчеркивал необходимость перестройки учебной программы средней школы с учетом того, чтобы учащиеся, окончившие среднюю школу, имели хорошее общее образование, открывающее дверь в высшую школу, и в то же время были подготовлены к практической деятельности, ибо большинство выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства.
И наша общеобразовательная школа идет по пути укрепления связи с жизнью, давая учащимся основы знаний о важнейших отраслях производства, систематически приобщая школьников к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на учебно-опытных участках и в школьных мастерских. В. И. Ленин в свое время говорил: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состояния научного знания».
Теперь на уроках учителя стараются раскрыть перед учащимися основные принципы современного производства, привить практические умения и навыки политехнического характера, а знакомя учащихся с законами природы, показывают, как эти законы используются в производстве.
В. И. Ленин на III съезде комсомола, говоря о развитии промышленности и сельского хозяйства, указывал: «Здесь недостаточно понимать, что такое электричество, надо знать, как технически приложить его к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение».
Попытки ввести в школе труд в качестве отдельного учебного предмета, предпринимавшиеся в прошлом, имели тот недостаток, что труд был оторван от изучения основ наук и научных основ производства и имел узко-ремесленнический характер. Теперь труд как учебный предмет учителя связывают с активной работой мысли, с сознательным применением научных знаний. В 1957-58 учебном году четверть всех средних школ в Федерации работает по новым экспериментальным программам, знаменующим дальнейшее развитие политехнического обучения.
В докладе Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС выдвинута жизненно важная задача, решение которой необходимо для дальнейшего успешного развития советской школы: создание нового типа воспитательного учреждения — школы-интерната. Учебно-воспитательный процесс и вся организация жизни в этих учреждениях призваны обеспечить наиболее полное и всестороннее развитие индивидуальных способностей и дарований детей, всестороннее физическое и духовное развитие молодого поколения советской страны. Школа-интернат—прообраз новой системы общественного коммунистического воспитания. Начало этому великому делу уже положено, и испытание новой формы учебно-воспитательного учреждения повсеместно проводится как в городских, так и в сельских условиях. В частности, в г. Горьком и в Горьковской области уже работают 4 школы-интерната. Чтобы судить о дальнейшем размахе развития этой системы, отметим, что в 1960 году в школах-интернатах Советского Союза должно обучаться не менее миллиона воспитанников.
Вместе со всем советским народом под славным знаменем марксизма-ленинизма, под испытанным боевым руководством Коммунистической партии Советского Союза, окруженная любовью и вниманием всего народа, советская школа приходит к сорокалетней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции с большими победами, идейно закаленная, способная преодолевать трудности, имеющая безграничные перспективы дальнейшего роста и развития.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.