Г. С. Домбаев. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
3 января 1947 г. начала учебные занятия третья на Волге — Горьковская государственная консерватория.
Десять лет для высшего учебного заведения, особенно музыкального, срок слишком незначительный, чтобы можно было говорить о накопленном опыте и созданных художественно-творческих традициях. Можно говорить лишь о первом этапе становления консерватории, ее составе, первых выпусках, скромных успехах и дальнейших устремлениях коллектива.
Консерватория готовит музыковедов, пианистов, исполнителей на всех струнных и духовых оркестровых инструментах, дирижеров хора и вокалистов. По мере роста консерватории увеличивалось количество кафедр. Сейчас их десять: марксизма-ленинизма, истории музыки, теории музыки, специального фортепиано, оркестровых инструментов, хорового дирижирования, сольного пения, камерного ансамбля, оперной подготовки и общего фортепиано.
В составе кафедры оркестровых инструментов—студенческий симфонический оркестр, а при кафедре хорового дирижирования — смешанный хор.
В консерватории имеются отлично оборудованная лаборатория звукозаписи со студией, нотно-книжная библиотека, фониатрический кабинет.
Коллектив педагогов консерватории в первые годы насчитывал лишь нескольких -специалистов, имевших опыт работы в вузе. Задача состояла в том, чтобы приглашать крупных и опытных педагогов высокой квалификации, помогать повышению квалификации уже работавших педагогов и всемерно способствовать росту педагогической молодежи.
С 1950 по 1954 г. на кафедре специального фортепиано последовательно преподавали профессора Московской консерватории: Я. В. Флиер, Г. Р. Гинзбург и Я. И. Зак, которые руководили профессорским классом, содействовали творческому росту молодых ассистентов: О. С. Виноградовой, О. А. Лебедевой, С. В Поляковой и В. В. Шауба. На кафедру пришел молодой, талантливый пианист И. И. Кац. С переездом в г. Горький крупного и опытного педагога-пианиста проф. Б. С. Маранц кафедра специального фортепиано стала одной из лучших и передовых кафедр в консерватории.
Огромный вклад в деятельность консерватории внес безвременно скончавшийся крупнейший советский педагог-скрипач проф. В. П. Португалов, воспитавший группу отличных скрипачей и профессионально организовавший работу кафедры оркестровых инструментов. Коллектив консерватории глубоко чтит память и другого преподавателя — кандидата искусствоведения И. А. Лесмана.
На кафедре истории и теории музыки крупную роль сыграли: выдающийся советский теоретик, покойный проф. И. В. Способин, крупнейший музыковед проф. М. С. Пекелис, заменивший его талантливый музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Д. В. Житомирский. Хотелось бы назвать также высококвалифицированных и опытных педагогов — доцента Е. Н. Гаркунова, доцента А. Г. Корсунскую, доцента О. К. Эйгеса, М. Я. Болотову, А. А. Нестерова. В налаживании учебного процесса участвовал бывший заместитель директора по научной и учебной работе проф. И. Я. Полферов.
В консерватории успешно работают и старейшие местные музыкальные деятели: Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор профессор А. А. Касьянов, Заслуженная учительница школы РСФСР, доцент Н. Н. Полуэктова и С. Л. Лазерсон.
Наряду с большой группой опытных, высококвалифицированных педагогов, пополненной отличным музыкантом-виолончелистом, доцентом А. В. Броуном и недавно избранным по конкурсу скрипачом, доцентом М. Б. Рейсоном, в консерватории работает и молодежь, успешно овладевающая педагогическим мастерством. Особо хочется отметить молодых педагогов, воспитанных нашей консерваторией: Г. С. Афанасьева, И. В. Елисеева, А. А. Лебединского, В. В. Моренова, 3. Н. Петропавловскую, О. В. Соколова, К. В. Студникова, А. И. Сытова, В. М. Цендровского, а также К. М. Ладилова, удостоенного первой премии на конкурсе Международного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.
За последние годы защитили кандидатские диссертации и получили ученую степень кандидата искусствоведения О. С. Виноградова, И. И. Кац и заведующий кафедрой хорового дирижирования Е. Н. Гаркунов, который, кроме того, был утвержден в ученом звании доцента.
Молодые педагоги — питомцы нашей консерватории К. М. Ладилов, А. А. Лебединский, О. В. Соколов и В. М. Цендровский, обучая студентов, сами учатся в заочной аспирантуре Московской консерватории.
Вместе с укреплением профессорско-преподавательского состава улучшался и состав студентов. Если первый прием консерватории почти сплошь состоял из выпускников одного только Горьковского музыкального училища, что не могло обеспечить конкурсного отбора, то в последние годы к нам поступают выпускники более чем 40 музыкальных училищ Советского Союза.
Горьковская консерватория выпустила 206 молодых специалистов, успешно работающих в музыкальных училищах, оперных театрах и филармониях многих городов страны. Около 100 выпускников нашли применение своим силам и знаниям в учреждениях искусств и в музыкальных учебных заведениях г. Горького и Горьковской области и играют серьезную роль в повышении музыкальной культуры нашего города и области.
В 1950-1951 учебном году было создано Научное студенческое общество и научные кружки при специальных кафедрах. Несмотря на имеющиеся в этом деле недостатки, привлечение студентов к научно-творческой деятельности уже дало положительные результаты: ряд работ студентов консерватории был премирован Министерством высшего образования СССР и обкомом, союза работников культуры.
Производственная практика студентов-исполнителей протекает в виде закрытых, открытых и выездных концертов, которых ежегодно проводится более ста.
Педагогическую производственную практику студенты консерватории проходят в детской музыкальной школе № 8 Советского района г. Горького и в музыкальном училище.
Студенты-музыковеды, под руководством педагогов, ежегодно совершают фольклорные экспедиции в районы Горьковской области для собирания и записи русских народных песен. Регулярно выпускается научный бюллетень « Музыковед ».
Располагая большой группой высококвалифицированных специалистов, коллектив консерватории считает своим прямым долгом всемерно помогать музыкальным организациям г. Горького и таким образом способствовать повышению уровня музыкальной культуры города. Работники консерватории входят в состав художественных советов городского управления культуры, филармонии, принимают участие в смотрах художественной самодеятельности, в семинарах самодеятельных композиторов и руководителей хоровых кружков, выступают со статьями и рецензиями в печати, с докладами и лекциями перед населением.
Несколько лет назад все музыкальные училища Российской Федерации были раскреплены между консерваториями РСФСР. Педагоги Горьковской консерватории ежегодно выезжают в подшефные училища, оказывают на месте методическую помощь, председательствуют в государственных квалификационных комиссиях. По заданию Министерств культуры СССР и РСФСР кафедры консерватории составляли проекты новых учебных планов консерваторий, рецензировали учебные программы, проекты учебников и учебных пособий.
Активна композиторская деятельность педагогов консерватории. Старейший наш композитор А. А. Касьянов за последние годы создал новую редакцию оперы «Степан Разин», успешно воплощенную на сцене Горьковского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина, закончил оперу «Ермак», поставленную Новосибирским оперным театром, создал серию романсов, хоров и произведений других жанров. Композитор А. А. Нестеров написал симфоническую поэму «Белая береза», концерт для тромбона с оркестром, «Молодежную увертюру», балет «Тимур и его команда», поставленный Горьковским оперным театром, подготовил к печати сборник русских народных песен Горьковской области. Композитор О. К. Эйгес написал концерт для скрипки с оркестром, Десятую и Одиннадцатую симфонии, «Волжскую рапсодию» на темы народных песен Горьковской области.
Симфонии, концерт для фортепиано с оркестром и другие инструментальные произведения создал композитор М. Н. Симанский. Успешно занимается композиторской деятельностью и воспитанник нашей консерватории В. В. Владимиров.
Разнообразную и широкую концертно-пропагандистскую деятельность ведет большая группа педагогов-исполнителей. Они участвуют в концертной деятельности Горьковской филармонии, а главным образом в открытых концертах консерватории, посвященных творчеству крупнейших русских и иностранных классиков и советских композиторов, а также различным музыкально-юбилейным датам.
За 40 лет Советской власти до неузнаваемости преобразился музыкально-культурный облик нашего города.
Если до Великого Октября в Нижнем Новгороде было всего лишь одно профессиональное музыкальное заведение — музыкальное училище, — то сейчас мы имеем: театр оперы и балета, филармонию с симфоническим оркестром и музыкальным лекторием, детскую хоровую капеллу мальчиков, 12 детских музыкальных школ, музыкальное училище, наконец, музыкальный вуз, не говоря уже об огромной сети музыкальной самодеятельности.
Перед всеми музыкальными учреждениями города стоит большая задача по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня своей деятельности.
Коллектив консерватории полон решимости всемерно добиваться улучшения качества обучения и воспитания молодых деятелей советской музыки и оправдать доверие партии и правительства, присвоивших консерватории славное имя основоположника русской классической музыки М. И. Глинки.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.