Н. А. Лавров. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
Знание иностранных языков в старой царской России было привилегией буржуазии и помещиков. Великая Октябрьская социалистическая революция сделала образование достоянием широких масс трудящихся. Дети рабочих и крестьян получили возможность изучать иностранные языки.
Советский Союз, верный ленинским принципам миролюбивой внешней политики, борется за мирное сосуществование государств с различными социальными системами, за расширение культурных, экономических и торговых связей со всеми странами мира на основе равенства и взаимной пользы. В укреплении и расширении интернациональных связей, в улучшении взаимопонимания между народами весьма значительное место занимает знание иностранных языков.
С целью планомерной подготовки квалифицированных учителей иностранных языков в 1937 году на базе курсов иностранных языков был создан Горьковский педагогический институт иностранных языков.
Институт готовит учителей для средних школ по английскому, немецкому и французскому языкам. Срок обучения в институте был четырехгодичный, с настоящего года — пятигодичный; институту предстоит выпуск преподавателей широкого профиля, со знанием, двух языков.
В составе института три факультета — английского, немецкого и французского языков. Коллектив преподавателей состоит из 172 человек; со дня основания института он увеличился в 17 раз. Значительно выросла и окрепла партийная организация, которая активно участвует во всей деятельности института.
В институте обучается в настоящее время 1504 студента. Комсомольская организация и профком под руководством партийной организации ведут большую работу по идейному воспитанию студентов, борются за высокую успеваемость, дисциплину и культуру поведения. Летом минувшего года двести студентов-комсомольцев работали на полях Казахстана и за свой благородный труд были награждены Красным знаменем совхоза, значками ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» (28 чел.), почетными грамотами ЦК ВЛКСМ (19 чел.), получили благодарность и ценные подарки (23 чел.).
При институте организовано заочное отделение, на котором сейчас обучается 508 человек, главным образом преподаватели, работающие в школах. Дирекцией института с целью лучшей подготовки абитуриентов организованы 3-месячные курсы иностранных языков.
Институт имеет библиотеку, насчитывающую 108 000 томов, кабинеты истории КПСС и диалектического и исторического материализма, политэкономии, педагогики и методики, а также кабинеты английского, немецкого и французского языков. За годы своего существования институт выпустил 3905 квалифицированных учителей для средней школы, в том числе без отрыва от производства 471 человека. Значительная часть питомцев института успешно работает в вузах г. Горького и других городах РСФСР. Ряд выпускников института выросли в серьезных авторитетных научных работников, которые читают в институте теоретические курсы, ведут семинарские и практические занятия. Так, из 172 преподавателей института его воспитанниками являются 106 человек.
Таким образом пополнение педагогических кадров идет в основном за счет окончивших институт. Часть из них уже защитили кандидатские диссертации (А. С. Ненюкова, В. Е. Ярнатовская, О. Н. Пономарева, Л. П. Иванова, А. В. Степанова, Л. М. Скрелина и др.) или успешно готовят их (Н. Н. Зыкова, О. С. Красильникова, Г. В. Милюкова, А. В. Потехин, А. М. Архангельская, Е. А. Крайнова, Т. И. Колова, А. В. Припорова, Н. И. Михайлов и др.). Деканы всех трех факультетов— В. А. Санжар, М. П. Данкова и М. М. Федорова, а также заведующие кафедрами — Н. М. Лобода, Л. М. Скрелина, Е. А. Щелок, Н. К. Козлова, Т. Г. Лашкина и Е. А. Крайнова—питомицы института. Заместители директора по учебной части и по заочному обучению В. Е. Ярнатовская и А. П. Сенаторова — тоже выпускницы института. В процессе работы в институте защитили свои диссертации: П. И. Шульпин, М. Ф. Фролов, Ф. И. Архипов, 3. Ф. Теплова, М. Г. Серебров, И. М. Гурьев, Н А. Лавров. Из них М. Ф. Фролов, 3. Ф. Теплова и Н. А. Лавров возглавляют кафедры.
Большую научно-исследовательскую, научно-методическую, педагогическую и общественную деятельность ведут 13 кафедр института, на которых работают 21 кандидат наук, 12 доцентов, один профессор и 55 человек, сдавших кандидатские экзамены.
За последние годы особенно выросли и усилили деятельность кафедры общественных наук — истории КПСС, диалектического и исторического материализма и политэкономии. На кафедрах проделана значительная работа по укреплению состава преподавателей и повышению их научно-педагогической квалификации (из 15 человек — 9 защитили диссертации и 3 подготовили их). Члены кафедр общественных наук успешно ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу. Они выступают с докладами, лекциями на предприятиях города и области, организуют теоретические конференции и семинары преподавателей и студентов, проводят политбеседы, читают студентам лекции на политические и естественно-научные
темы.
В 1955 г. при кафедре немецкой филологии открыта аспирантура. Она возглавляется высококвалифицированным специалистом доцентом Е. Н. Риттер.
Научная работа института направлена в основном на подготовку докторских и кандидатских диссертаций, написание статей в «Ученые записки» института, а также отдельных монографий и рецензий и создание учебных пособий для институтов иностранных языков и средней школы.
Над докторскими диссертациями работают доценты, кандидаты наук: П. И. Шульпин, М. Ф. Фролов, Ф. И. Архипов, С. В. Третьякова и 3. Ф. Теплова, причем особенно успешно работают доценты П. И. Шульпин, и Ф. И. Архипов. На основе материалов своих диссертаций они подготовили к печати монографии: П. И. Шульпин — «Под знаменем Октября» (Революционное движение в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии в Октябрьские дни 1917 г.), Ф. И. Архипов — «Парижская коммуна и ее историческое значение». Кроме указанного, доцент П. И. Шульпин имеет еще ряд уже изданных работ.
Кандидатские диссертации пишут 40 человек.
В 1955 г. институт издал первый выпуск своих «Ученых записок», в который вошли статьи историко-партийного и филологического характера. В нем приняли участие доценты и кандидаты наук: П. И. Шульпин, Ф. И. Архипов, Н. А. Лавров, А. С. Ненюкова, В. Ю. Цареградская, В. Е. Ярнатовская, И. Л. Финкельштейн и И. К. Кузьмичев. Выпуск получил положительный отзыв специалистов. Второй выпуск «Ученых записок» посвящен проблемам грамматики и лексики иностранных языков, методике, психологии, литературе и работе лаборатории звукозаписи и кино. В нем приняли участие 13 научных работников института. В 1957 г-намечено издать три выпуска «Ученых записок»: один — историко-партийного содержания (посвящен 40-летию Советской власти), второй — лингвистический и третий — студенческих научных работ, утвержденных Министерством просвещения РСФСР к изданию. В целях оказания непосредственной помощи учебно-педагогическому процессу, наиболее эффективному изучению языков, ряд наиболее опытных преподавателей занят научно-методической работой: созданием учебников и учебных пособий для институтов иностранных языков и школ. Так, ст. преподаватель Г. А. Мешкова составила сборник упражнений по грамматике немецкого языка. Под руководством доцента Т. Г. Корсунской работают ст. преподаватели Е. Ф. Лазаревич, Н. К. Козлова, Л. X. Ишо и Е. Л. Сивере над сборником упражнений по грамматике английского языка. Кандидат филологических наук А. В. Степанова совместно со ст. преподавателем С. Н. Медовщиковой написали курс лекций по теоретической фонетике. Доцент Е. Н. Риттер создает курс лекций по истории немецкого языка. Кандидат филологических наук В. Е. Ярнатовская со ст. преподавателем А. Д. Райхштейном начали работать над учебным пособием «Имя существительное в немецком языке». Следует отметить, что с 1955 г. в институте специальные теоретические дисциплины — грамматика, лексикология и фонетика — читаются на иностранном языке. В этом отношении много сделали лекторы: О. А. Колдунова, Л. В. Серебровская, А. В. Припорова, В. Е. Ярнатовская, Г. Г. Шаленков, О. Н. Пономарева, Г. В. Милюкова, А. В. Потехин.
В качестве пособий для учителей средней школы напечатаны книги: доцента Н. А. Лаврова «Изучение частиц НЕ и НИ в средней школе» (4 издания, Учпедгиз и Академия педагогических наук), кандидата филологических наук В. Е. Ярнатовской «Грамматический род имен существительных в немецком языке» (Учпедгиз).
Подготовлены к печати брошюры: «Исторические объяснения английской орфографии» кандидата филологических наук А. С. Ненюковой, «Методика объяснения артикуляции английских звуков в средней школе» ст. преподавателя С. Н. Медовщиковой, «Обучение переводу в V классе на уроках немецкого языка» ст. преподавателя В. А. Коноплевой, «Изучение предлогов в средней школе» доцента Н. А. Лаврова.
Названия работ свидетельствуют о том, что институт поддерживает тесную связь со школами, знает их трудности и помогает решать ряд актуальных проблем в обучении школьников иностранным языкам.
Значительная работа проводится по пересмотру учебных планов, тематики научных исследований, программ, особенно в связи с изучением второго иностранного языка.
Научно-исследовательская и научно-методическая работа, в организации и росте которой большую роль играет Ученый Совет института, значительно повышает квалификацию преподавателей, способствует усовершенствованию организационных форм и методов преподавания иностранных языков в средней и высшей школе, повышает научный уровень всего учебно-педагогического процесса.
С целью обмена опытом и популяризации лучшего опыта в 1956 г. институт провел межвузовскую кустовую конференцию, на которой были представители 11 педагогических институтов разных городов, а также преподаватели иностранных языков вузов г. Горького. На конференции было прочитано и обсуждено 30 докладов научно-методического содержания. Такая же конференция организована и в январе 1957 г. на тему: «Развитие устной речи студентов на иностранном языке».
В институте работает научное студенческое общество — НСО. Цель его — привить студентам навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. В минувшем году 28 студентов за свои работы получили похвальные грамоты от Горьковского областного комитета профсоюза работников высшей школы и научных учреждений.
В 1951 г. при институте организован кабинет звукозаписи.
В первый период в кабинете имелся один магнитофон и один проигрыватель. В течение пяти лет из кабинета звукозаписи организована лаборатория звукозаписи и кино. Она оснащена современной электронно-акустической и оптической аппаратурой. При лаборатории имеется 62 магнитофона, радиокоммутатор, телефонная станция на 100 номеров, 2 киноаппарата, несколько мощных трансляционных усилителей. Все аудитории института соединены с лабораторией двумя линиями: одна — для трансляции образцовых текстов, другая — для телефонной связи. В каждой аудитории установлен телефонный аппарат и два динамических репродуктора. В десяти аудиториях имеются микрофонные установки (конструкция лаборатории), позволяющие слушать не только образцовые тексты, но и вести запись. В этих же аудиториях установлены экраны и стойки
для киноаппаратуры и фильмоскопов. Кабинет частичной компенсации слуха и синхронного перевода оборудован четырнадцатью компенсационными установками; студенты самостоятельно работают здесь над овладением иностранным языком при помощи электронно-акустической аппаратуры.
При лаборатории также имеются кабинеты кино, фотографии и экспериментальной фонетики. Они оснащены измерительной и кинофотосъемочной аппаратурой, позволяющей вести экспериментальные работы по фонетике и изготовлять тематические фильмы и диафильмы.
Лаборатория имеет мастерскую с соответствующим оборудованием и инструментом, достаточным не только для ремонта аппаратуры, но и изготовления новой аппаратуры, проектируемой лабораторией.
В фонотеке лаборатории имеется около 800 наименований образцовых текстов.
Лаборатория ведет запись занятий с последующим прослушиванием, трансляцию образцовыхтекстов, запись контрольных посеместровых работ всех студентовГ изготавливает и демонстрирует тематические кинофильмы и диафильмы, производит озвучение на иностранном языке кинофильмов и даифильмов как изготовленных лабораторией, так и промышленных.
За период с 1951 по 1956 г. лабораторией, в тесном содружестве с преподавателями института, были разработаны новые методы и приемы по изучению иностранных языков, имеющие большое теоретическое и практическое значение; например, введены контрольно-семестровые тексты, записаны на пленку а транслируются образцовые тексты с интервалами, произведён отбор первично-активного словаря студента с учетом политической и технической литературы, а также и бытовой разговорной речи, разработан цифровой учет навыков студентов в области иностранного языка, изготовлены и применяются тематические кинофильмы и диафильмы для развития беглой речи, разработана и введена в действие установка по улучшению самослышимоети (электронно-акустическая кбмпенсационная аппаратура), введены в действие микрофонные установки, позволяющие вести запись по телефонным линиям без искажения из любой аудитории института.
Содержание большинства указанных научно-исследовательских работ опубликовано в печати сотрудниками лаборатории института: В. М. Тарановым, Г. В. Ви-цинским, ст. преподавателем Б. А. Бенедиктовым и другими.
Лаборатория звукозаписи и кино Горьковского института иностранных языков считается лучшей лабораторией среди языковых факультетов и институтов Министерства просвещения РСФСР.
Лаборатория консультирует другие институты и
факультеты иностранных языков. С работой лаборатории ознакомились представители институтов Москвы, Ленинграда, Иванова, Пятигорска, Чебоксар и ряда других городов. Ведется переписка с пединститутом г. Лейпцига Германской Демократической Республики по вопросам применения в учебном процессе звукозаписи и кино.
За последнее время укрепилась связь института со школами городов Горького и Дзержинска и некоторых районов Горьковской области. Так, факультеты немецкого и французского языков проводят работу в школах Уренского и Володарского районов, факультет английского языка — в Володарском и Павловском, кафедра методики — в Уренском и Борском районах.
Наибольшего успеха в установлении контакта со школой достигла кафедра методики преподавания иностранных языков, которая изучает опыт работы некоторых выпускников нашего института, добившихся хороших результатов не только в учебной, но и в воспитательной работе. Материал, собранный преподавателями И. Ю. Маленевой и Т. Н. Добронравовой, был оформлен в виде докладов, с которыми авторы выступали на городских педагогических чтениях. Доклады получили положительный отзыв жюри. Члены этой кафедры оказывают помощь методическим объединениям школ по основным вопросам воспитательной и учебной работы, помогают городскому и областному институтам усовершенствования учителей в деле проведения педагогических чтений, семинаре учителей города и области, учительских конференций.
В настоящее время кафедра проводит в школах экспериментальную работу по использованию на уроках магнитофона, аллоскопа, кинофильмов, диафильмов с целью улучшения качества обучения иностранным языкам.
Совместно с комитетом комсомола института кафедра наладила постоянную помощь студентов школам города в проведении внеклассной работы по иностраным языкам и в работе с отстающими. Свыше 150 студентов, следуя почину московских комсомольцев, уже работают во многих школах города.
Активно участвует в работе школ и кафедра педагогики. Заведующий кафедрой доцент И. С. Комаров принимает участие в деятельности Совета по народному образованию при Горьковском облоно. Силами членов кафедры для учителей, родителей и учащихся читаются лекции. Преподаватели кафедры в своих диссертациях, научных статьях и докладах используют опыт , передовых школ.
Значительную работу институт проводит в базовой школе г. Горького № 13. Сотрудники кафедры педагогики, методики и филологических кафедр активно помогают, в связи с переходом на политехническое обучение, перестраивать учебно-педагогический процесс школы.
В январе текущего года институт совместно с городским и областным институтами усовершенствования учителей организовал конференцию преподавателей иностранных языков школ и техникумов, посвященную вопросам развития устной разговорной речи учащихся, повышения качества обучения учащихся иностранным языкам.
Дирекция, партийная организация, коллектив преподавателей обращают большое внимание на идейную направленность учебного процесса, на учет запросов школы, на воспитательную работу со студентами, на развитие у студентов коллективизма и товарищества, профессиональных навыков и любви к своему делу.
Институт ставит своей задачей — выпускать таких учителей иностранных языков, которые были бы вооружены марксистско-ленинским мировоззрением, свободно владели иностранными языками и современными научными знаниями в области языкознания.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.