С. А. Орлов. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
В ряде своих рассказов, дающих яркое и жизненно правдивое отображение предреволюционной русской действительности, А. П. Чехов зарисовал и образ педагога в лице Беликова, Ипполита Ипполитыча Рыжицкого и Никитина.
Зловещ и жалок одновременно образ монархиста и доносчика, человека в футляре Беликова; жалок и скучен откровенно тупой преподаватель географии Ипполит Ипполитыч с его афоризмами: «Волга впадает в Каспийское море...», «Лошади кушают овес и сено»; выразительна и фигура Никитина — героя рассказа «Учитель словесности».
Сиротство, бедность несчастное детство, тоскливая юность — таково прошлое Никитина. Богатая женитьба, карты, мещанское «счастье», и наконец, прозрение, осознание того, что он, Никитин — и не педагог вовсе, а чиновник, умевший скрывать свою тупость и ловко обманывать всех, делая вид, что у него все идет хорошо. Замечательно, что, прозрев, этот человек не хочет
больше обывательского «счастья», стремится порвать с пошлостью, «бежать отсюда, бежать сегодня же»...
Рассказанное Чеховым глубоко типично для предреволюционной школы. Характерно оно и для условий быта, в каких протекала жизнь учителя бывшей Нижегородской губернии. Произвол «власть предержащих», грубость, недостаток книг и школьных зданий, тяжелые условия быта — все это определяло облик нижегородской школы в прошлом.
«Нижегородский ежегодник» за 1915 год в разделе «Народное образование — школьное дело в Нижегородской губернии» сообщал: «Число всех школ Нижегородской губернии равнялось к 1 января 1917 г. 1989. Можно подумать, что имеющегося числа школ достаточно. На деле, если взять отношение числа школ по уездам к пространству отдельных уездов и по губернии ко всему населению, положение окажется крайне неблагоприятным. В среднем по губернии одна школа приходится на 22,6 квадратных верст.
...Достижение всеобщности обучения, таким образом, отодвигается на очень далекое время, так как количество вновь открываемых школ за последние годы в среднем по губернии не превышает 75—76.
...Даже там, где школ достаточно, обучается не все количество детей школьного возраста, особенно девочек, по так называемым бытовым причинам: бедность и невежество населения, отвлечение детей для занятий по дому и в промысле родителей и т. п.»
Вспоминая условия дореволюционной работы учителя, Н. Н. Нардов пишет: «Всякая инициатива, исходящая непосредственно от учителя, подавлялась. Всему учительству в целом и каждому учителю в отдельности давалось понять, что учитель — ничто, что учитель «не должен сметь свое суждение иметь» и что за него думает начальство. А ведь среди учительства было не мало светлых голов, мечтавших дать темной тогда деревне возможно больше, расшевелить её мозги, пробудить ее сознание».
Великая Октябрьская социалистическая революция не оставила камня на камне от деспотического самодержавного строя, привела к коренным изменениям всех видов школ и самой системы образования, открыв трудящимся дорогу к знанию и культуре, к подлинно светлому будущему.
В. И. Ленин уже в первые годы советской власти говорил о необходимости готовить новые кадры учителей, тесно связанных с нашей партией, проникнутых идеями коммунизма. Он подчеркивал, что учительство должно стать «главной армией социалистического просвещения». В. И. Ленин считал необходимым поставить народного учителя в нашей стране на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».
Кузницей педагогических кадров в области явился Горьковский государственный педагогический институт имени А. М. Горького.
Он возник на базе учительского института, организованного в октябре 1911 года, и женской учительской семинарии. В дореволюционное время учительские институты не являлись высшими учебными заведениями, в их задачу входила подготовка учителей для городских школ и высших начальных училищ. И только после Великой Октябрьской социалистической революции учительский институт в Н. Новгороде был реорганизован в педагогический институт со всеми правами высшего учебного заведения.
За сорок пять лет своего существования институт дал стране около 12 000 квалифицированных учителей. Институт по праву гордится тем, что среди его питомцев немало высококвалифицированных специалистов, мастеров своего дела, таких, как заслуженные учителя РСФСР Н. Н. Хрулев, А. М. Шатрова, М. С. Сколдина, С. П. Краснов, а также М А. Тихонова, А. А. Вишнякова, Е. Н. Домрачева, М. А. Потехина, Л. А. Васютина и другие.
Из числа окончивших институт некоторые товарищи стали видными научными работниками, работниками печати, искусства.
Б. С. Рюриков — член Союза советских писателей, автор ряда работ по литературоведению; А. С. Каплин — дипломатический работник, редактор датско-русского словаря; А. И. Дементьев — литературный критик и автор вузовского учебника; Н. Н. Баутин — зав. кафедрой математики института инженеров водного транспорта; В. Г. Базанов — доктор наук, автор ряда научных трудов по вопросу о декабристах; Н. И. Кочин, А. И. Патреев — писатели; Е. Рябчиков - - журналист, участник экспедиции в Антарктиду.
В течение многих лет в институте работали крупные ученые — член-корреспондент АН СССР проф. С. И. Архангельский; профессора математики И. Р. Брайцев, А. В. Леонтьев; историки В. М. Лавровский, Н. П. Соколов; архитектор В. Т. Илларионов; зоолог проф. А. А. Соболев.
Работавший несколько лет тому назад заместителем директора института Г. Д Обичкин в настоящее время является директором института марксизма-ленинизма в Москве. Несколько лет преподавателями физико-математического факультета являлись математики В. В. Адрианов и В. Беллюстин.
В настоящее время на пяти факультетах института (историко-филологическом, физико-математическом, естественно-географическом, физического воспитания и спорта и педагогическом) обучается на стационаре около 2000 студентов, на отделении заочного обучения — свыше 2000 человек. По контингенту студентов институт занимает третье место в Российской Федерации, уступая лишь педвузам Москвы и Ленинграда.
Педагогической институт готовит преподавателей для средней школы и техникумов по предметам: история, русский язык и литература, физика, основы промышленного производства, математика, естествознание, география, педагогика, психология, логика, физическое воспитание и спорт.
Кроме теоретической подготовки по специальным дисциплинам, студенты всех факультетов получают широкую общепедагогическую подготовку как теоретическую, так и практическую. Студенты старших курсов проходят систематическую педагогическую практику в школах г. Горького и области под руководством методистов института и лучших учителей. На 24 кафедрах преподавательскую и научную работу ведут 193 преподавателя, в том числе семь профессоров (С. И. Архангельский, Д. А. Валика, С. М. Василейский, И. П. Егоров, В. П. Кустов, Ф. Н. Морозов, С. В. Беллюстин), пятьдесят доцентов, семьдесят девять кандидатов наук.
На ряде кафедр имеется аспирантура, целью которой является подготовка научно-педагогических кадров.
Наряду с учебной работой кафедры института проводят значительную научно-исследовательскую работу по всем отраслям научных знаний. Институт систематически печатает «Ученые записки», издает монографии и учебные пособия. В послевоенные годы вышли из печати труды факультетов естествознания, исторического, физико-математического, историко-филологического, кафедр педагогики и психологии.
Член-корреспондент Академии наук проф. С. И. Архангельский опубликовал «Очерки по истории промышленного пролетариата Н. Новгорода и Нижегородской области» (1950).
За последние несколько лет вышли из печати пять работ доцента В. В. Репьева: «Практические работы по математике на местности», «Очерки по общей методике математики», «Этюды по методике решения стереометрических задач», «Анализ и синтез в преподавании математики», «Очерки по методике преподавания алгебры». Первые две работы привлекли внимание зарубежных ученых; книги и труды В. В. Репьева известны учителям области и за ее пределами.
В издании Учпедгиза вышел ряд учебных пособий доцента П. А. Фролова, а также пособие для учителей Г. П. Сенникова «Решение задач на построение в V — VIII классах» (1955). Доцентом М. Н. Онищенко написаны работы «Кольца и поля и их основные свойства», «Эквивалентность уравнений и их систем», «Неравенства и их приложения».
На факультете естественно-географическом опубликованы труды проф. А. С. Фатьянова «Почвы Горьковской области» (1949), доцента Н. М. Шомысова «Геология и полезные ископаемые Горьковской области (1950), «Геологические экскурсии в окрестностях города Горького» (1952), «Геологические экскурсии по Горьковской области» (1954), экономико-географический очерк Л. Л. Трубе «Наши города», «Карст Горьковской области» А. И. Маркина, книга В. Н. Мощанской «Путешествия А. В. Елисеева по белу свету» (1956).
На факультете языка и литературы создано несколько учебных пособий. Среди них — лекции по истории зарубежной литературы новейшего времени доцента С. А. Орлова, лекции по зарубежной литературе XVIII века доцентов 3. Е, Либинзона и И. Финкельштейна, лекции о глаголе доцента И. А. Калинина, научные работы и труды доцентов Б. И. Александрова, С. А. Червяковского, Л. М. Фарбера, А. А. Тиховодова.
Многие из этих лекций получили положительную оценку научно-методического кабинета по заочному обучению учителей Министерства просвещения РСФСР.
Лекции И. А. Калинина, 3. Е. Либинзона, Б. И. Александрова, контрольные и курсовые работы по методике литературы А. А. Тиховодова приняты научно-методическим кабинетом к переизданию для педагогических вузов страны. В текущем году вышли в свет труды доцента Б. И. Александрова о Чехове, А. А. Тиховодова (спецсеминар по творчеству Л. Н. Толстого) и С. А. Червяковского (спецсеминар по творчеству Н. А. Некрасова).
Доцент кафедры философии Ф. Ф. Кальсин после защиты докторской диссертации печатает книгу «Основные вопросы теории познания».
Доцент А. К. Дремов опубликовал труд по вопросам эстетики — «О художественном образе». Доцент Н. М. Добротвор успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Революционная работа большевиков в III Государственной думе» и опубликовал труд на эту тему.
Высшая школа призвана не только сообщать студенту определенные знания, но и воспитать из него специалиста, умеющего самостоятельно мыслить и творчески решать практические задачи в своей деятельности. Научно-исследовательская работа студентов должна стать одним из важнейших методов обучения.
В каком же состоянии находится работа студентов в институте? На смотр студенческих научных работ,
проходивший в институте в апреле 1957 года, были представлены 54 студенческие научные работы. Из них 28 работ получили первую премию, 19 —вторую и 7 — третью. Темы, в основном, являются актуальными; в выполнении многих из них студенты проявили самостоятельность в собирании и анализе фактического материала. Часть тем тесно связана с научной работой той или иной кафедры.
Представляет определенный интерес ряд студенческих работ по психолого-педагогическим и методическим вопросам. К числу их можно отнести, например, работы студентов: Т. Виткина (III курс) «Пионерский лагерь «Елховка» ; Э. Буцбах (IV курс) «Обучение детей элементам грамоты (чтению) в детском саду»; Р. Виноградовой (III курс) «Психологическая характеристика развития единственного ребенка в семье»; Н. Буровой (III курс) «Некоторые особенности процессов сравнения у детей дошкольного возраста» ; А. Гаранина (IV курс) «Пришкольная географическая площадка»; Л. Мало-вой (IV курс) «Решение стереометрических задач в 10 классе средней школы» и другие.
Большая и серьезная научная работа, где использованы архивные документы, написана студентом М. Бутусовым на тему: «Лукояновский район за 40 лет Советской власти». Хорошую работу написал Ю. Булаев (II курс) «Комбеды Нижегородской губернии».
Кафедры института имеют прекрасно оборудованные кабинеты, лаборатории, физкультурный зал, учебные мастерские, киноустановки. Фундаментальная библиотека института насчитывает около 200 тысяч томов по всем отраслям знаний.
Созданы необходимые условия для подготовки высококвалифицированных учителей, способных к ответственному и почетному труду советского педагога.
В институте, носящем имя великого пролетарского писателя А. М. Горького, проводится научная работа по горьковедению.
Серьезный вклад внес здесь ныне покойный доцент. А. Н. Свободов, изучавший преимущественно раннее творчество Горького; темой кандидатской работы Т. А. Мараховой явилась автобиографическая трилогия А. М. Горького. Систематически организуются ежегодные научные конференции, посвященные А. М. Горькому, в проведении которых принимают участие Е. П. Пешкова, доктор филологических наук Б. А. Бялик, доцент Е. С. Тагер (Москва), научные работники Казани и других городов Поволжья.
В недавнее время силами научных работников кафедры литературы педагогического института и Горьковского университета опубликован сборник статей, посвященных творчеству А. М. Горького. В текущем году вышла в свет книга доцента Л. М. Фарбера — «Горький в Н. Новгороде (1889 — 1940)».
Над изучением творчества Горького работают в институте также И. И. Ермаков, 3. Е Либинзон, Д. А. Балика и другие. И. И. Ермаков возглавляет деятельность Горьковской комиссии при исполнительном комитете депутатов трудящихся г. Горького.
Историко-филологический факультет располагает кабинетами по истории народов СССР, всеобщей истории, русскому языку и русской литературе. Среди книг и пособий кабинета истории народов СССР — полное собрание «Русских летописей», «Новгородские летописи», «Собрание государственных грамот и договоров», Русская правда» и другие. Кабинет всеобщей истории имеет свыше 5000 экземпляров книг (без журналов) и более 1000 наглядных пособий.
Среди редких книг кабинета литературы «Современник», издаваемый Пушкиным (1836 года издания), «Российский Театр, или Полное собрание российских театральных сочинений» (1787), «Оперы и водевили» (1835), «Кобзарь» Шевченко (1860) и многое другое.
Естественно-географический факультет готовит высококвалифицированных преподавателей средней школы по биологии, химии и географии.
Кафедры естественно-географического факультета ведут работу в хорошо оборудованных кабинетах и лабораториях и на агробиологической станции.
Активно проявила себя кафедра зоологии, возглавляемая доктором наук, профессором Ф. Н. Морозовым. Тема его докторской диссертации «Гетерофиды человека, домашних и диких животных».
Плодотворно работает зав. кафедрой физической географии С. Б. Кульвановский. Им подготовлена к изданию монография «Климатограммы (климограммы) как один из методов сравнительной наглядной характеристики климатов».
Большая экспериментальная работа проведена зав. кафедрой ботаники 3. Е. Тихоновой в области биологии леса (сосны).
Представляют интерес методические труды С. В. Логинова, М. М. Лапшина, Л. Л. Трубе, Н. М. Шомысова.
Воспитанники естественно-географического факультета работают в средних школах различных областей Советского Союза: от Дальнего Востока до Западной Украины и Молдавии. Многие из них стали научными работниками и преподают в высших учебных заведениях.
Математическое отделение, входящее в состав физико-математического факультета, готовит педагогов-математиков средней школы и техникумов. По окончании учебы лучшие воспитанники рекомендуются в аспирантуру для подготовки к научной деятельности, к педагогической работе в вузах.
Кроме общеобразовательных и педагогических дисциплин, студенты получают более основательную подготовку по математическому анализу, геометрическим дисциплинам, алгебре, методике преподавания математики. Кроме того, они изучают физику, механику, астрономию.
Проведена значительная работа по укреплению учебно-материальной базы физмата.
В учебной мастерской физмата имеются хорошо оснащенные слесарное, механическое, столярное, стеклодувное и электролитическое отделения. Намечается оборудовать и кузнечное отделение. Имеется кабинет автотракторного дела, оборудованный стендами, на которых размещены все детали современных отечественных автомашин — грузовых и легковых.
Физмат располагает большим количеством хорошо оснащенных лабораторий и кабинетов : радиотехники, электротехники, оборудована фотолаборатория, кинолаборатория, электричества, вычислительной математики, основ машиноведения, физических основ механики, светлой и темной оптики и другими.
Обучение физике проводится на кафедрах общей и теоретической физики. В курсе общей физики студенты изучают физические основы механики, молекулярную физику и теплоту, электричество и оптику, закрепляют изучаемый теоретический материал занятиями в лаборатории и решением задач.
Кроме этого, на кафедре изучаются основы электротехники и радиотехники. Обучение этим наукам производится на базе лаборатории, оборудованной современными новейшими аппаратами и приборами.
На кафедре теоретической физики студенты изучают термодинамику, статистическую физику, теорию поля, строение атома, астрономию и др. При изучении методики физики студенты приобретают навыки к практической работе в школе. Старейшими преподавателями факультета являются доценты, кандидаты наук М. Н. Онищенко и В. В. Репьев. Первый работает с самого основания института. Оба эти преподавателя тесно связаны со школой и учительством, участвуют в работе институтов усовершенствования учителей в качестве лекторов и консультантов, деятельно помогают учителям.
1947 году организован факультет физического воспитания, задача которого — готовить высококвалицированных преподавателей физического воспитания, анатомии и физиологии для средних школ. Основными предметами учебного плана на факультете физпитания, кроме общеинститутских дисциплин, яв
ляются: анатомия и физиология человека и методика преподавания этих дисциплин, лечебная физкультура, теория и методика физического воспитания, история и организация физической культуры в СССР, а также цикл практических дисциплин: гимнастика, плавание, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, музыкально-ритмическое воспитание и другие.
Система организации занятий на факультете обеспечивает возможность достижения высоких спортивно-технических показателей для занимающихся многими видами спорта. Коллектив факультета пользуется заслуженным уважением и занимает ведущие места по основным видам спорта не только в городских, но и республиканских соревнованиях. В стенах факультета выросли многие ведущие спортсмены — чемпионы и рекордсмены города и республики и Советского Союза: Н. Авдонина, Н. Малышева, А. Гугин, мастера спорта Квашнин, Фельдгун, Симонова, Солдатов и др.
За десять лет существования факультет подготовил около четырехсот квалифицированных специалистов — учителей средних школ, которые успешно трудятся в различных школах нашей страны.
Реализуя указания XX съезда КПСС, институт усилил работу по связи со школами города и области. Организованы школьные практикумы и семинары для учи-телей, проводится изучение и обобщение педагогического опыта школ г. Горького и области.
Коллектив научных работников института ставит задачей тщательное изучение опыта работы передовых учителей города и области. Подготовлено два сборника методических статей в помощь учителю, а также сборник в помощь воспитателю детских садов. По заявкам: областного и городского институтов усовершенствования учителей силами наиболее квалифицированных научных сотрудников института читаются лекции и организуются семинарские занятия для учителей, семинары для директоров школ, работающих по экспериментальному плану, семинар по обмену опытом для преподавателей основ производства, семинар по ручному труду для учителей третьих и четвертых классов и т. д.
Институт принимает активное участие в проведении областных «педагогических чтений».
Для совершенствования профессиональной педагогической подготовки весь контингент студентов института распределен для практической работы в школах г. Горького: часть студентов работает здесь в качестве пионервожатых, другие — руководят кружками художественной самодеятельности, обеспечивают работу предметных кружков, ведут занятия с неуспевающими учащимися и т. д.
В целях помощи учащимся старших классов средних школ г. Горького в течение ряда лет при институте работает воскресный лекторий, организованный кафедрой литературы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.