В. П. Чухлин. Сб. "Культурное строительство Горьковской области 1917-1957",
Горьковское книжное издательство, 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с некоторыми сокращениями
На всех этапах социалистического строительства водный транспорт играл важную роль в перевозках грузов промышленности и сельского хозяйства.
XX съезд КПСС, уделив большое внимание работе транспорта, отметил, что народнохозяйственное значение водного транспорта еще более возрастает в шестой пятилетке. В директивах XX съезда партии предусматривается рост грузооборота речного транспорта на 80%, морского транспорта примерно в два с половиной раза по сравнению с 1955 годом.
Большую роль играет водный транспорт в жизни Горьковской области, по которой проходит важнейшая для Европейской части СССР водная артерия. В городе Горьком и области сосредоточено значительное количество предприятий водного транспорта: один из крупнейших в СССР портов внутренних водных путей — Горьковский порт, заводы: «Теплоход», им. Карла Маркса и ряд других. В Горьком находится управление Волжского объединенного речного пароходства. Здесь же расположен и один из институтов, готовящих инженерные кадры для водного транспорта.
Нижегородский институт инженеров речного транспорта основан в 1930 году. Одновременно были созданы Одесский институт инженеров морского флота и Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Открытие Нижегородского института и других высших учебных заведений, готовящих кадры для водного транспорта, отвечало назревшим потребностям советского хозяйства. Оно вызывалось необходимостью резкого улучшения работы транспорта внутренних водных путей. Процентный состав инженерно-технических работников на водном транспорте в то время был ниже, чем в промышленности, поскольку в дореволюционной России не было специальных высших учебных заведений, которые готовили бы кадры высшей квалификации для морского и речного флота.
Осенью 1930 года вновь организованный Нижегородской институт речного транспорта провел свой первый прием в количестве 220 человек на три курса. 17 декабря этого же года состоялся первый день учебных занятий в доме на Почаинской улице. Этот дом был единственным в то время учебным зданием.
В новом 1931-1932 учебном году институт начал занятия в здании, ранее принадлежавшем медтехникуму, на бывшей Тихоновской улице (ныне улица Ульянова), а затем, после организации в 1932 году учебного комбината водного транспорта, занятия были перенесены в здание речного техникума (угол улиц Пискунова и Лядова). В это же время коллектив института принимал самое деятельное участие в строительстве собственного учебного корпуса.
Профессорско-преподавательский коллектив института в то время состоял из 17 штатных преподавателей и 30 совместителей, в том числе 4-х профессоров и 13 доцентов. Из этого состава по настоящее время в институте работают: Н. И. Соловьев, А. М. Яковлев, Г. Капитальный и пришедшие в институт вскоре после его организации: В. Л. Лычковский, М. Я. Алферьев, Н. К. Пономарев, М. И. Волский, А. А. Союзов, А. Ф. Кузнецов, И. Н. Сиверцев и ряд других. Из числа служащих по настоящее время работают: В. Малышев, С. А. Цылбова, И. В. Авдонин и некоторые другие.
В 1933 году институт был выделен из учебного комбината и получил полную самостоятельность.
В 1933-34 учебном году занятия начались в новом учебном корпусе. Открывались лаборатории, кабинеты, налаживалась полнокровная учебная, научная, культурно-массовая и воспитательная работа.
17 декабря 1935 года Горьковский институт инженеров водного транспорта отметил первое пятилетие своего существования. В этот день на имя директора института из Москвы пришла телеграмма, в которой говорилось, что постановлением Комитета соревнования, утвержденным ЦК ВЛКСМ, Горьковский институт отмечен в числе 24 лучших вузов страны и награжден грамотой и денежной премией.
В период Великой Отечественной войны в Горький был эвакуирован Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Оба института в трудный период для нашей Родины вели совместную подготовку инженеров по ряду специальностей. В это время большая группа преподавателей, сотрудников и студентов института ушла в ряды Советской Армии и Военно-Морского Флота. За боевые заслуги в период Великой Отечественной войны 25 преподавателей, сотрудников и студентов награждены орденами и 42 — медалями Советского Союза.
По мере развития института и организации кафедр рос и укреплялся профессорско-преподавательский коллектив, насчитывающий ныне около 150 человек. За это время 11 преподавателей института получили ученое звание профессора и 6 человек защитили диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. За это же время 37 человек получили ученое звание доцента и 59 человек защитили кандидатские диссертации. Большая группа выпускников работает ныне преподавателями на разных кафедрах института. Этому в большой мере способствовало открытие в 1933 году аспирантуры при кафедрах института, которую окончили с защитой диссертаций и присуждением ученой степени кандидата технических наук 46 человек.
Работа многих преподавателей удостоена правительственных наград: 33 человека награждены орденами Советского Союза, 94 — медалями, значками и грамотами Министерства.
Институт за 27 лет своего существования подготовил для водного транспорта около четырех тысяч квалифицированных специалистов по девяти различным специальностям, в том числе: инженеров-механиков, инженеров-эксплуатационников, инженеров-судостроителей, инженеров технологической, гидротехнической, механизаторской и других специальностей. Кроме этого, отделением заочного обучения, открытым в 1947 году, подготовлено 50 инженеров без отрыва от производства. В настоящее время на заочном факультете обучается более 1200 человек. За последние годы при институте работает учебно-консультационный пункт этого факультета.
Профессорско-преподавательский коллектив уделял большое внимание созданию высококачественных учебников, учебных пособий и другой учебно-методической документации. К настоящему времени работниками института написано более 50 учебников по различным дисциплинам, около 100 учебных пособий и более 50 монографии.
Кроме написания учебников и учебных пособий, коллективом института проведена большая методическая работа по составлению учебных планов, программ, разработке заданий на дипломное и курсовое проектирование, по разработке методических пособий к лабораторным и курсовым работам и т. п. Большая методическая работа проведена кафедрами: графики, руководимой доцентом А. П. Миронычевым, иностранных языков (зав. каф. 3. М. Иванова), физики (зав. каф. Ф. Ф. Орлов), деталей машин (зав. каф. Н. И. Соловьев) и другими.
Политико-воспитательная и культурно-массовая работа среди студентов всегда рассматривалась коллективом института как неотъемлемая часть всей его деятельности. Наряду с изучением истории КПСС, философии и политической экономии, вооружающих студентов знанием революционной теории, знанием законов общественного развития, в институте проводится политико-воспитательная работа в различных видах. Большую роль сыграл институт агитаторов академических групп. К каждой группе, начиная с 1-го курса, прикрепляется агитатор-пропагандист, который ведет систематическую работу. Агитаторы помогают общественным организациям и студентам групп организовать самостоятельное изучение материала, систематически следят за выполнением текущих заданий и домашних работ. Этот большой кропотливый труд агитаторов несомненно дает свои плоды. Одновременно с работой в академических группах для студентов института по факультетам и курсам читается большое количество лекций и докладов; проводятся теоретические конференции.
Значительна роль в политико-воспитательной и культурно-массовой работе комсомольской организации института. Она объединяет в своем составе 94 процента всех студентов и ведет большую политико-просветительную и культурно-массовую работу. Более тысячи студентов ежегодно занимаются в кружках художественной самодеятельности: хоровом, сольного пения, художественного чтения, струнном, балетном, драматическом и других. Силами студентов и профессорско-преподавательского состава было проведено более 500 вечеров отдыха и вечеров, посвященных различным событиям. Комсомольской организацией проведено около 600 культпоходов в театры и кино, более 250 экскурсий на заводы, суда, в порты, в музеи и организовано более 200 общеобразовательных лекций.
Профсоюзная организация института совместно с комсомольцами также принимает активное участие в повышении качества учебного процесса и в проведении культурно-массовой работы.
Печать и наглядная агитация содействуют делу лучшей организации учебы и быта. Начав выходить под названием «За реконструкцию транспорта», общеинститутская стенная газета в дальнейшем была переименована и в настоящее время издается в виде многотиражной газеты «Маяк». За время существования института выпущено более 300 номеров этой газеты. Большую роль играют также стенные газеты факультетов, курсов, добровольных спортивных обществ и др.
Серьезное внимание уделяется в институте спортивно-массовой работе, ставящей целью воспитание у студентов моральной стойкости, физической выносливости, дисциплинированности и других качеств, необходимых в учебной работе и последующей деятельности на производстве. Кафедрой физического воспитания и спорта совместно с ДСО «Водник», комсомольской и профсоюзной организациями за последние десять лет подготовлено 1200 значкистов ГТО первой ступени, более 600 значкистов второй ступени, 95 перворазрядников, 250 спортсменов второго разряда и более 800 — третьего разряда по различным видам спорта. Институтом проводится ежегодная традиционная весенняя эстафета, которая неизменно привлекает большое количество участников и зрителей.
Результатом большой систематической идейно-политической и культурно-массовой работы является то, что студенты института за время пребывания в высшем учебном заведении, помимо разносторонних специальных знаний получают значительную политическую подготовку. Выпускники становятся проводниками культуры на производстве.
Одновременно с учебно-методической и воспитательной работой, которую вел коллектив профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала, с первых дней существования института начала развертываться научно-исследовательская деятельность. Научная работа ведется по трем направлениям: по заданиям Министерства речного флота, по тематике, выдвигаемой на кафедрах, и по линии связи с производством. Проведенные научные исследования обобщаются и публикуются в виде монографий, сборников трудов института и статей в периодической печати. Институтом выпущено 14 томов научных трудов. Опубликовано около 50 монографий, более 500 журнальных статей. Кроме того, в рукописях, хранящихся в библиотеке, имеется более 600 научных исследований. Весьма значительны результаты научной работы, проводимой под руководством профессора, доктора технических наук И. Н. Сиверцева в области железобетонного судостроения. Профессор И. И. Краковский возглавляет комплекс исследований по судам технического флота, судовым устройствам и вспомогательным механизмам. Важные научные изыскания ведутся под руководством профессора, доктора технических наук В. В. Давыдова по прочности судов. Доктор технических наук А. А. Союзов руководит исследованиями по организации работы флота и др.
Сотрудники кафедр института решают крупные вопросы, актуальные для водного транспорта.
Кафедры эксплуатационного факультета успешно разрабатывают и внедряют методику планирования и организации работы флота и портов по графику, по системе тяговых плеч и без баржевых команд, работают над освоением принципа работы портов и железной дороги по единому технологическому процессу.
К числу наиболее крупных работ, выполненных кафедрами эксплуатационного факультета, следует отнести испытания судов, что дало возможность издать научно-обоснованный диспетчерский справочник с тяговыми характеристиками самоходных судов, плавающих в бассейнах Сибири, Средней Азии и Европейской части СССР. Эти справочники являются в настоящее время руководящими материалами для пароходств при эксплуатации флота.
Работа по изучению скоростей течения, потерь и приращений скоростей движения буксирных составов завершена разработкой инструкции по расчетам норм потерь и приращений скоростей, которая утверждена Министерством и предложена пароходствам для руководства. Исследования и опытные наблюдения вождения судов методом толкания способствовали распространению и внедрению в жизнь этого прогрессивного способа движения судов. Научно-исследовательские работы по совершенствованию транспортных качеств плотов получили практическое применение в ряде пароходств и лесосплавных организаций.
Серьезные исследования проведены кафедрой экономики и планирования, сотрудники которой, занимаясь изучением специализации и кооперирования производства в Горьковском промышленно-экономическом районе, в частности промышленности водного транспорта, внесли ряд ценных предложений.
В части путевого хозяйства большой научный и хозяйственный интерес представляют работы, выполненные кафедрой водных путей, на темы: «Кривые дифференцированной гарантии глубин», «Прогнозирование глубин плеса», «Регулирование перекатов с затонской частью» и ряд других.
Лабораторные исследования перекатов на реках Оке, Волге, Ветлуге, Каме и других были использованы бассейновыми управлениями пути при землечерпательных и выправительных работах на затруднительных участках.
Кафедрами кораблестроительного факультета ведет, ся большая работа в области постройки судов индустриальными методами, по разработке технологии секционного метода ремонта речных судов, по изысканию оптимальных обводов корпусов судов; разрабатываются новые конструкции стальных и композитных судов.
К числу наиболее крупных, имеющих большое научное и практическое значение работ, выполненных кафедрами кораблестроительного факультета, необходимо отнести работы проф. И. Н. Сиверцева и его сотрудников по применению легких бетонов в судостроении, по постройке судов из сборного железобетона и постройке железобетонных судов секционным методом. Одним из частных вопросов, над которыми работают сотрудники кафедры строительной механики корабля, является вопрос об усилении речных судов для плавания по водохранилищам. Кафедра приняла самое непосредственное участие в выработке норм расчета прочности таких судов, в разработке конструкций их подкрепления, методики расчета прочности. В решении этой проблемы нашло применение большинство научно-исследовательских работ кафедры.
В связи с постройкой бассейна при кафедре теории корабля ее коллективом развернута большая работа по улучшению качества судов речного флота. В настоящее время намечается ряд интересных решений вопроса повышения эксплуатационной скорости транспортных судов и, в частности, по выбору обводов двухкорпусного судна.
Кафедрами механического факультета ведутся разработки по применению переменного тока в судовых электроустановках, по применению на судах новых типов движителей, по увеличению износоустойчивости деталей машин и механизмов и внедрению новых прогрессивных методов технологии в механических, кузнечных и других цехах.
Большинство работ проводится по просьбе пароходств и предприятий и по заданию различных организаций. Научными работниками кафедры судовых силовых установок выполнено более 60 научных исследований по заданиям Главсевморпути, Иссык-Кульского агентства госпароходства, по просьбе заводов «Теплоход» и «Ленинская кузница», по заявкам ВОРПа и т. д.
Сотрудниками кафедры судовых устройств и вспомогательных механизмов, помимо написания ряда учебников, учебных пособий, и монографий, выполнено большое количество разного рода исследований и дано около 160 различных заключений, отзывов, консультаций и экспертиз. Например, проф. И. И. Краковским опубликованы: «Расчет рамы башенного крана для Сормовской судоверфи», «Эволюция буксирной лебедки на речных судах», «Новые идеи в области очистки черпаков», «К определению величины грузового момента для палубных механизмов», «Исследование работы буксирной лебедки», «Конструктивное развитие дноуглубительных снарядов на Сормовском заводе» и ряд других. Кафедра имеет тесную связь с такими организациями, как завод «Красное Сормово» им. А. А. Жданова, завод Ульянова-Ленина, завод «Теплоход», пароходство «Волготанкер».
Как видим, свою научную работу кафедры увязывают с нуждами пароходств, портов, предприятий и конструкторских бюро, оказывая им большую помощь при решении конкретных задач.
Большая научно-исследовательская работа ведется кафедрами общеинженерных и социально-экономических дисциплин.
Сотрудники кафедры марксизма-ленинизма и политической экономии систематически выступают в печати по отдельным вопросам марксистско-ленинской теории и политической экономии.
Коллектив кафедры химии выполнил более 30 тысяч исследований по определению характеристик вод и составлению химико-технологических карт рек Москвы, Волги, Дона, Камы, Оки, Днепра, Волго-Донского канала им. Ленина, канала им. Москвы. Значение этих карт очень велико для механико-судовых служб пароходств, так как дает возможность правильно рассчитать дозировку антинакипина при внутрикотловой очистке и нормально регенерировать катионитовые
установки.
Кафедра физики в течение ряда лет ведет исследования по определению потерь при транспортировании нефтепродуктов в наливных судах. Создан метод измерения плотности и давления насыщенных паров нефтепродуктов, сконструирована соответствующая аппаратура. Разработан метод определения потерь нефтепродуктов от испарения при всех транспортных операциях в зависимости от технических и метеорологических условий речных перевозок. Этот метод был использован для установления норм естественной убыли нефтепродуктов на речном транспорте.
Перспективными работами кафедры высшей математики являются работы Н. Н. Баутина в области динамической теории часовых ходов, на базе которой имеется возможность производить инженерные расчеты всех основных типов спусковых регуляторов скорости, применяемых в приборостроении. Одним из результатов этой работы явилось указание на возможность усовершенствования наиболее распространенного свободного анкерного хода, применяемого в часах и многих приборах, созданного около 200 лет назад и претерпевшего до настоящего времени лишь незначительные изменения. Научно-исследовательским институтом часовой промышленности в настоящее время ведется экспериментальная проверка модернизированного анкерного хода и производство нескольких вариантов модернизированных морских, «палубных» часов.
Коллектив кафедры сопротивления материалов, совместно с работниками Горьковской научно-исследовательской лаборатории под руководством проф. М. И. Волского проводит испытания материалов. По заявкам предприятий Министерства речного флота и других организаций, выполнено более 100 тысяч механических испытаний, около 15 тысяч металлографических исследований и 11 тысяч химических анализов. На базе экспериментального материала лаборатории закончено 7 диссертационных работ.
Активное участие в научно-исследовательской деятельности института принимают студенты — члены научного общества, которое организовано в 1949 году. По результатам научных исследований студентов ежегодно проводятся научные технические конференции, на которых заслушиваются доклады на различные темы. Только за последние годы институтом было представлено на городской смотр после предварительного отбора 70 докладов студентов — членов общества.
Этот большой объем научных исследований выполнялся на базе имеющегося лабораторного оборудования. Кафедры института провели большую работу по созданию собственной лабораторной базы, и в настоящее время институт располагает лабораториями физики, химии, сопротивления материалов, гидротехнической, электротехнической, диспетчерской, металлографической, сварки, неметаллических материалов, строительной механики корабля и другими. Кроме этого, при кафедрах института имеется 23 кабинета, в том числе марксизма-ленинизма, рентгеновский, водных путей и портов, теории механизмов и деталей машин, судовождения, технических измерений, судовых устройств и вспомогательных механизмов и др. В институте функционируют мастерские, оснащенные слесарным и станочным оборудованием для холодной обработки металлов. Начиная с 1955 года, мастерские полностью обеспечивают проведение учебного процесса и выполняют большой объем работ по изготовлению приборов и установок для научных исследований.
Большую роль в научно-исследовательской работе, так) же как и в учебном процессе, играет библиотека института, которая насчитывает в настоящее время около 180 тысяч экземпляров книг и обслуживает более двух тысяч читателей. Библиотека в своих фондах имеет уникальные издания: журнал Министерства путей сообщения, «Морской сборник», труды съездов русских деятелей по водным путям за ряд лет, показания водомерных постов первого разряда.
Свыше двадцати лет при институте работает музей речного флота, который к настоящему времени располагает большим количеством экспонатов, демонстрируемых стационарной выставкой. За время существования музея его сотрудниками прочитано в помещении музея и на производстве около двух тысяч лекций, организовано более 150 технических выставок, оборудовано 9 технических кабинетов на производстве, проведено около тысячи массовых экскурсий.
Перед Горьковским институтом инженеров водного транспорта — перспектива дальнейшего расширения и улучшения учебной и научной деятельности. С этой целью руководством Министерства речного флота принимаются меры к расширению учебного корпуса за счет пристроя крыла по ул. Пискунова. Это даст возможность увеличить учебные площади, предназначенные для лекционных и аудиторных занятий, расширить чертежные и читальные залы и реорганизовать Музей речного транспорта. В этом же корпусе будут расположены новый актовый зал и помещения для мастерских. Кроме этого, планируется постройка лабораторного корпуса по Больничной улице, в котором будут размещены вновь организуемые и расширяемые лаборатории, а также круглые лекционные залы. В соответствии с приказом Министра речного флота по улучшению научной работы институт предполагает создать лабораторий: топлива, воды и смазки, судового машиностроения, технологии судоремонта, железобетонного судостроения, технологии перевозок и грузовой работы, судовождения и ряд других.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.