Кулешов В. И. "История русской критики XVIII—XIX веков"
Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов.
Москва, «Просвещение», 1972 г.
Публикуется с небольшими сокращениями. OCR Detskiysad.Ru
Приблизительно с 1840-х годов на общественной арене начали появляться либеральные литературные деятели и критики. Либерализм этих людей заключался в том, что они личной порядочностью были непохожи на служителей «официальной народности» и иногда шли против них в союзе с подлинно прогрессивными писателями.
Таков был, например, А. А. Краевский, издатель «Отечественных записок», с которым временно сотрудничал Белинский. После ухода Белинского из «Отечественных записок» тон журнала снизился и Краевский сделался типичным деятелем либеральной прессы. С 1863 по 1884 год он издавал газету «Голос», в которой проводил правительственные воззрения на все главные вопросы реформ и внешней политики. Время от времени вспыхивавшая полемика Краевского с «Московскими ведомостями», «Русским вестником» М. Н. Каткова, «Гражданином» кн. В. П. Мещерского имела второстепенный характер, главные его удары были направлены против реалистической, демократической критики.
Особенно резко обозначились противоречия между демократами и либералами к 60-м годам. Борьба этих двух сил определила «исход борьбы за новую Россию» и накладывала печать на всю литературную жизнь ряда эпох. В критике и публицистике формировались и будущие политические партии. Борьба крепостников и либералов была борьбой внутри господствующего класса за формы и меры уступок. К 1905 году либерально-монархическое течение создало партию кадетов и октябристов, которые славословили «выдающееся» значение известного манифеста Николая II от 17 октября 1905 года. Эти партии были соглашательскими, предательскими по отношению к буржуазно-демократической революции в России, не говоря уже о революции социалистической. Разумеется, между либералами были некоторые различия. Но всем им пришлось пережить «метаморфозы», рано или поздно сбросить маску оппозиционеров и убедить правительственные верхи в своей полной лояльности.
Самыми наглядными примерами эволюции русского либерализма в сторону реакции могут послужить биографии журналистов и критиков Каткова и Суворина.
По окончании Московского университета (1838) Катков стал московским рецензентом петербургских изданий Краевского —
«Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» и «Отечественных записок». Первые его статьи: «Песни русского народа», «История древней русской словесности» М. Максимовича», «Сочинения Сарры Толстой» — хвалил даже Белинский. Уезжая за границу в начале 1841 года, Катков оставил Белинскому свои конспекты эстетики Гегеля, которые тот использовал в ряде статей того же года. Из Берлина Катков присылал в «Отечественные записки» информации о немецкой литературе, отзывы о лекциях Шеллинга по «философии откровения». Однако с кругом Белинского Катков не сошелся.
В 1845—1850-х годах Катков — адъюнкт Московского университета, преподаватель философии. С 1851 года он завладел газетой «Московские ведомости», а с 1856 года начал издавать журнал «Русский вестник», в которых широко развернул пропаганду своих либерально-буржуазных взглядов. Он поддерживал реформаторские мероприятия правительства, обличал ретроградов среди высшей бюрократии, помещиков и чиновников. Пресловутая «эпоха гласности» (1858—1862) была с большой помпой использована Катковым. Тонкий дипломат, человек, свободно владевший несколькими европейскими языками, Катков был талантливым публицистом. К его голосу все больше начинали прислушиваться в верхах. Никогда еще самодержавие не приобретало такого помощника-демагога, действительно увлекавшего за собой массу читателей.
Этот критик бравировал тем, что ставил прямо самые острые вопросы: например, одна из его статей называется: «К какой принадлежим мы партии?» («Русский вестник», 1862). Ответ был — ни к какой. Но это была ложь, которая обставлялась сложной философской и либеральной фразеологией. Заявлялось, например, что в России, строго говоря, еще нет политической жизни, а поэтому все партийные «исты», т. е. прогрессисты, реформисты, материалисты, нигилисты, социалисты,— все они существуют только в воображении. То, о чем долго пеклись революционеры, намекал Катков, случилось само собой: царь провел реформу. Какой же смысл теперь может иметь межпартийная борьба? Все должны быть довольны, объединиться вокруг трона, вокруг общей работы. Партийные пристрастия только мешают видеть вещи в их подлинном свете. Охранительное начало — сущность и цель прогресса. При этом Катков оговаривался, что, конечно, плохи те консерваторы, которые мечтают только о сохранении существующего. Но и всякое улучшение, продолжал Катков, происходит только на основании существующего. Без монархизма будет анархизм, диктатура выскочек. Но как бы ни уверял Катков: «Мы никогда не искали чести принадлежать к какой-нибудь из наших партий», на самом деле он возглавлял партию либералов, реформистов, соглашателей.
Поэтому Катков вел решительную борьбу с реалистическим направлением, партией «Современника» и «Русского слова», ловко обставляя пышными фразами свои заурядные эстетические требования, сводившиеся к насаждению послушного, казенно-благоприличного искусства.
В статье «Пушкин» (1856) Катков, с одной стороны, отверг «чистое искусство» и «бессознательность» творчества, с другой — высмеял тех, кто хотел вручить поэтам «метлу». Катков заботился только об «истине» в поэзии, а польза, считал он, придет сама.
Катков брал искусство в плен и уводил его под знамена своей «беспартийности».
В 1861 году, открывая в «Русском вестнике» отдел современной летописи, Катков выступил против журнальных браней между «Современником» и «Отечественными записками», но роль миротворца он не выдержал и сам тут же сделал недвусмысленный выпад против «свистунов», т. е. Добролюбова и поэтов «Современника». Вскоре Катков набросился на материализм в статьях Антоновича, заодно объявив мертвой систему Гегеля. На прицел был взят и «главный вождь дружины» материалистов Чернышевский, автор статьи «Антропологический принцип в философии». Катков противопоставлял материалистическим убеждениям Чернышевского сочинения преподавателя Киевской духовной академии П. Д. Юркевича и перепечатал в своем журнале его реакционную книгу «Из науки о человеческом духе». Не оставлен был в стороне и Герцен. Против него была направлена статья Каткова «Старые боги и новые боги» (1861).
Наиболее важной литературно-критической статьей Каткова является статья «О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева» (1862).
Известно, что «Отцы и дети» впервые появились в «Русском вестнике» Каткова. Какую же цель преследовал Катков, публикуя роман и свой отзыв о нем? Катков надеялся — и в этом духе внушал Тургеневу соответствующие редакторские поправки — использовать роман в борьбе с нигилистами. Катков высмеивал Базарова как псевдоученого, нахватавшегося знаний по книжечкам Фейербаха и Бюхнера... Катков хотел доказать, что нигилизм не фаза человеческого развития, а только временная болезнь, именно русская, разрушающая одни авторитеты, но впадающая в поклонение другим. Сила нигилизма в незрелости русской среды, Базаровы блещут лишь на фоне Ситниковых. Они, конечно, на мизерную подлость не пойдут, а на большую пойдут. Убить Базаровых сможет только настоящая цивилизация. Реформа как раз и дает ей простор. Базаровых выживут усилия положительных, деятельных людей. Пусть же скорее эти люди займут все поприща общественной жизни. Катков выступал как постепеновец, реформист, ненавидящий демократов и революционеров.
Маску либерала Катков окончательно сбросил в 1863 году, когда прошли крестьянские бунты, вызванные реформой, и вспыхнуло польское восстание. Катков сделался шовинистом, черносотенцем, сторонником «энергических мер». Он подсказывал, чтобы усмирителем польского восстания был назначен М. Н. Муравьев («вешатель»). Катков даже упрекал министров в нерешительности действий во внешней и внутренней политике. На этой почве у него была стычка с министром народного просвещения Головниным и министром внутренних дел Валуевым. Выстрел Каракозова подогрел рвение Каткова. Последний требовал свертывания реформ, выступал против суда присяжных, настаивал на жестоких приговорах революционным народникам. Он заметил начинающееся рабочее движение в России и выступал за суровое наказание участников Морозовской стачки (1885). Катков пользовался поддержкой царей — Александра II, Александра III. Он заправлял общественным мнением, опираясь на помощь нового министра внутренних дел Толстого и обер-прокурора святейшего Синода Победоносцева.
Имя Каткова вызывало справедливую ненависть в революционных кругах России. Его клеймил Герцен, указывая на то, что «разношерстное стадо Каткова» погрязло в предательстве, лицемерии, прислужничестве перед царизмом.
Не менее ярким представителем этой же «миссии» эпохи буржуазного подъема России был выходец из воронежских однодворцев Суворин.
С 1861 года Суворин сотрудничал в московском журнале «Русская речь» графини Салиас (Евгении Тур). Потом переехал в северную столицу и публиковал фельетоны в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Биржевых ведомостях». Суворин был знаком с Чернышевским. За несколько дней до выстрела Каракозова он выпустил роман «Всякие» (1866), в котором с сочувствием нарисовал образ Чернышевского под именем Николая Гавриловича Самарского и сцену гражданской казни над ним. За этот роман Суворин подвергся преследованиям со стороны властей. Он враждебно относился к антинигилистическим выпадам Крестовского, Лескова, холодно, ядовито обличал продажного Каткова и его подручного по журнальной деятельности профессора Леонтьева («Письмо к современнику», 1870). Суворин в фельетонах выводил на свет банковские и биржевые проделки русских воротил и плутократов, акционерных обществ, железнодорожных компаний («Очерки и картинки», 1875).
В 1876 году Суворин пристроился к шумной пропагандистской кампании в связи с войной на Балканах против турок, поддерживал притязания царизма на Босфор и Константинополь, клеймил Дрейфуса и Бейлиса, поляков, конкурируя в этом с «Голосом» Краевского и «Московскими ведомостями» Каткова. Угодничество суворинской газеты «Новое время», в которой видную роль играл консервативный критик В. Буренин, вошло в пословицу. Салтыков-Щедрин заклеймил эту газету названием «Чего изволите?». А между тем, либералы кричали, что «Новое время» — это «парламент мнений», Суворин — это «король печати», «величайший журналист XIX века и начала XX века», «гениальный русский самородок», «богатырское детище своего народа».
В связи с кончиной Суворина В. И. Ленин написал убийственный памфлет под названием «Карьера», в котором дал исчерпывающую характеристику этого деятеля: «Либеральный журналист Суворин во время второго демократического подъема в России (конец 70-х годов XIX века) повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими». Еще большее сползание либеральной буржуазии к контрреволюции наметилось после 1905 года, что позволило В. И. Ленину сделать широкое обобщение: «Катков — Суворин — «веховцы», это все исторические этапы поворота русской либеральной буржуазии от демократии к защите реакции, к шовинизму и антисемитизму».
Литературно-критические взгляды Суворина не отличались оригинальностью. Он не был способен понять глубокий реализм и демократизм некоторых современных ему писателей.
В статье «По поводу «Отцов и детей» (1870) Суворин ложно трактовал образ Базарова, полагая, что едва ли среди молодежи были такие люди. В духе Каткова автор статьи заявлял: «Таким образом, у нас, собственно говоря, никаких нигилистов не было, а было то же, что бывало всегда, то есть, что молодое поколение шло дальше отцов и предъявляло к жизни большие требования». Мирный, «естественный» прогресс вполне устраивал Суворина. Писарев, по его словам, хотя и узнал себя в Базарове, но сделал это напрасно. Суворин видел в Базарове лишь образ сильного характером человека, своего рода предприимчивого «янки» (так буквально сказано у Суворина).
В статье «Историческая сатира» (1871) Суворин напал на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, на его слишком безнравственные, неисторические, непатриотические портреты «глуповцев». Гротеск, сатира, карикатура и реализм, по мнению Суворина, несовместимы.
Характеризуя литературный портрет Л. Толстого (середина 70-х годов), Суворин был шокирован «руссоизмом» Толстого, тем, что писатель был «противником прогресса». Идеалом Толстого, говорил Суворин, является русская патриархальная семья, работа на земле, простота отношений, родовые, а не индивидуальные качества человека. Суворин не почувствовал народности романа «Война и мир», не придал значения пафосу социального обличения аристократии и официальной жизни.
Суворин не понял значения романа «Анна Каренина». Большой талант Толстого, по его мнению, потрачен на обрисовку «пошлых» великосветских типов: «блонд, кружев, обнаженных плеч с их холодной мраморностью», «нагло милых» обманов Анны, «растительной» жизни Левина и Кити.
Довольно сложными были у Суворина отношения с Чеховым. Последний долгое время доверял своему, как верно определил один из критиков, «ласковому врагу». Но в конце концов Чехов увидел, каким неискренним человеком был Суворин, каким отвратительным шовинистом, душителем свобод все чаще и чаще он выступал. Чехов решительно порвал с ним отношения.
Но «благополучный россиянин» Суворин, как видно из случайно дошедшего до нас его интимного дневника, не предназначавшегося для печати (опубликован в 1923 году), предчувствовал, что буржуазно-помещичья, монархическая Россия катится к пропасти. Он не раз выражал тревогу по поводу коррупции двора, бездарности царя Николая II, его министров. Уже кровавая Ходынка во время коронации была зловещим предзнаменованием. Суворин пережил первую русскую революцию и чувствовал, что надвигается новая гроза. Все честные люди ополчались против самодержавия. «Два царя у нас,— записывал Суворин,— Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай Второй ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии».
Суворин признавал популярность Максима Горького и, в отличие от некоторых современников, верно почувствовал, что влияние этого писателя будет с годами все больше расти. Но Горький рос вместе с революционной бурей. А этой бури Суворин боялся больше всего.
Если в эпоху непосредственно после смерти Белинского еще можно было провести различия между прямыми защитниками существующего режима, славянофилами-романтиками и сторонниками «чистого искусства», то после эпохи Чернышевского и Писарева грани между этими типами критиков сильно стерлись, произошло их сближение на общей для них антиреалистической платформе. Славянофилы переродились в «почвенников» (Страхов), реакционную роль начали играть либералы — бывшие «западники», они становились охранителями (Катков), растлителями нравов, «нововременцами» (Суворин). Невозможность создания на этой основе целостной эстетической программы хорошо видна из деятельности А. Григорьева.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.