...Как при учреждении гимназий по Устазу 1804 г., так и при преобразовании их по Уставу 1828 г., в виду правительства были цели исключительно нравственного свойства, а именно: доставление юношеству познаний, необходимых для дальнейшего изучения наук в университете, а вместе с тем, и общего образования, необходимого «для благовоспитанного человека», как сказано в Уставе 1804 г., или доставление «приличного, по званию их воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в университетах», как значится в Уставе 1828 г. Признав учреждением Академии наук, университетов и гимназий существенную для государства и общества пользу науки вообще, независимо от практических ее приложений, правительство наше долгое время не вступало на опасный в этом деле путь предпочтения практических или, что то же, материальных выгод, которые может доставлять наука, тем нравственным пользам, которые она приносит, и, по крайней мере, в уставах и гимназиях всегда ставило на первый план нравственные интересы — достижение высшего научного образования и благовоспитанности. Только в 1849 г. возникла мысль приноровить гимназии, эти приготовительные к университетам училища, эти ученые школы (Gelehrtenschulen), как справедливо называют их в Германии, к непосредственному служению практическим, материальным целям. Но так как практические цели по самому существу своему разнообразны, то и гимназии, приноровленные к их достижению; не могли остаться везде одинаковыми и цельными учебными заведениями, а распались, в высших своих классах (начиная с IV) на специальные отделения, из коих одни (с курсом законоведения) приготовляли будущих гражданских чиновников, другие (начиная с 1825 г.), с более обширным курсом математики и с курсом наук естественных, должны были приготовить будущих военных людей, и только третьим дозволено было служить истинной цели гимназии, т. е. приготовлению юношества к университетскому учению, причем однако же и этим отделениям не были предоставлены способы достигать этой цели и доводить учеников до надлежащей умственной зрелости, ибо предмет, наиболее тому содействующий (именно — древние языки), был введен в курс этих отделений в таком объеме, который был почти равносилен как бы совершенной его отмене, а именно: латинский язык по 20 часов в неделю, начиная с IV класса (вместо прежних 39 часов, начиная с I класса), и греческий язык — по 10 часов с IV же класса (вместо прежних 30 часов). Последнему впрочем нанесен был еще дальнейший удар в 1852 г., и преподавание его, введенное уже в 45 гимназиях, было уничтожено в 40 из них; те же гимназии, в коих оно было сохранено, хотя учебный их курс и был более удовлетворителен, ибо латинский язык преподавался в них, начиная со II класса по 22 урока (27 1/2 часов) в неделю, а греческий — по 19 уроков (23 3/4 часа), и они не распадались на отделения, тем не менее не могли достигать вполне удовлетворительных результатов по недостаточности времени, назначенного на древние языки; да и таких более правильно устроенных гимназий было всего пять во всех учебных округах Империи, не считая Дерптского. Вместе с тем, сокращением продолжительности каждого урока на четверть часа (с 1 1/2 часа на 1 1/4) было уменьшено учебное время во всех классах гимназии на 30 часов в неделю, т. е. был как бы убавлен в гимназиях целый класс с годичным курсом.
Все эти нововведения, предшествовавшие ограничению числа студентов в университетах комплектом 300 и состоявшие с этою мерою в прямой связи, не вызывались никакою внутреннею необходимостию и были следствием лишь самых прискорбных недоразумений и случайностей. В свою очередь, они имели самые прискорбные и даже пагубные последствия, влияние которых чувствуется еще и доселе. В этом почти совершенном изгнании древних языков и особенно языка греческого из наших школ, в этом приноровлении гимназического курса к практическим целям, которые должны быть чужды учащемуся юношеству в том возрасте, в котором ему приходилось делать выбор между университетом и гражданскою или военного службой (по переходе лишь в IV класс, т. е. 13 или 14 лет от роду), заключалась если не единственная, то одна из важных причин так сильно охватившего наше юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения, ибо вопрос между древними языками, как основою всего дальнейшего научного образования, и всяким другим способом обучения есть вопрос не только между серьезным и поверхностным учением, но и вопрос между нравственным и материалистическим направлением обучения и воспитания, а следовательно, и всего общества. В самом деле, материал обучения может быть таков, что он или действует на все стороны человеческого духа, облагораживая и возвышая его (таковым именно оказывается изучение древних классических языков и их литератур), или же он развивает учащихся односторонне и, не оказывая влияния ни на их нравственное, ни на их эстетическое образование, привлекает их внимание исключительно и преждевременно или к вопросам политическим и социальным (таково, без сомнения, было влияние курсов законоведения в наших гимназиях), или же к вопросам мира материального (курсы естествоведения). Наконец, при обучении древним языкам, так же как отчасти и математике, вся совокупность познаний учеников по этим предметам подлежит непрерывной и почти безошибочной проверке, препятствующей развитию в учениках самомнения, тогда как надлежащее понимание учениками преподанного им из всех других наук, особенно же из естествоведения, почти уходит из-под учительского контроля, почему здесь и возможно, с одной стороны, развитие крайнего самомнения, а с другой — образование самых превратных воззрений. Таким образом, реформы 1849 и 1851 гг., заменяя в одних отделениях гимназий изучение древних языков законоведением и естествоведением, а в других крайне ослабляя его, пролагали путь тому безотрадному умственному и нравственному направлению учащегося юношества, которое и доселе еще не совсем исчезло и которое, не ограничиваясь одними лишь учебными заведениями, должно было проникнуть и в литературе и более или менее распространиться во всех слоях общества. В самом деле, это отрицание умственных и нравственных начал и интересов человеческой жизни, это признавание одних лишь грубых материальных инстинктов и потребностей, этот низкий, оскорбляющий столько же нравственное, сколько и эстетическое чувство тон, — все эти явления, отличавшие значительное число наших литературных органов в конце 50-х и в начале 60-х годов и до сих пор еще нередко унижающие достоинство нашего печатного слова, конечно, не были бы возможны для умов, воспитанных на произведениях классической древности и освоившихся с тем высоким изяществом и строгим нравственным достоинством, коими большею частию запечатлены лучшие произведения древних классиков. Но в довершение зла те же самые меры 1849 и 1851 гг. должны были доказать полную свою несостоятельность расстройством всей нашей учебной системы в самой ее основе. Как только одни из учеников гимназий были вовсе уволены от изучения древних языков, другие же изучали один лишь латинский язык, и то в крайне слабой и недостаточной степени, и лишь в пяти гимназиях была предоставлена возможность учиться и греческому языку, то тотчас же должно было обнаружиться весьма значительное уменьшение числа молодых людей, желающих и могущих поступить на историко-филологический факультет в университетах или способных изучать основательно римское право, этот основной предмет юридического факультета. Если последнее обстоятельство, ставя наши университеты в крайнее затруднение всякий раз, когда дело идет о замещении способными преподавателями кафедр римского права и его истории, еще и до сих пор грозит нам упадком солидного юридического образования, то совершенное оскудение студентами наших историко-филологических факультетов, от коего они только теперь, и то лишь мало-помалу, начинают освобождаться, грозило нам совершенною несостоятельностью, совершенным банкрутством во всей сфере умственного образования, банкрутством, которое до некоторой степени и наступило, ибо и до сих пор не только университетам и духовным академиям при замещении кафедр древних языков, философии, русского языка и словесности, русской истории, всеобщей истории, но и всем ведомствам, при коих стоят средние учебные заведения, при приискании для них вполне достойных преподавателей по всем означенным предметам приходится бороться с величайшими затруднениями до такой степени, что и теперь, по прошествии 116 лет от основания первого русского университета, оказывается необходимость приглашать ученых и учителей из-за границы и их определять в должности, как только они усвоят себе русский язык. Трудно сказать, до какой степени несостоятельности в деле науки, литературы и всего умственного образования дошла бы Россия под влиянием мер, принятых в 1849 и 1851 гг., если бы действие этих мер с самого начала нынешнего благополучного царствования не было сначала ослаблено до некоторой степени административными распоряжениями, а потом и вовсе прекращено изданием Устава гимназий и прогимназий 19 ноября 1864 г. Наибольшая заслуга Устава 1864 г. заключается в признании, что только те учебные заведения могут приготовлять учащееся юношество к университетскому образованию, в коих нераздельно преподаются оба древние языка — латинский и греческий. Хотя временно, ввиду недостатка преподавателей греческого языка, Устав 1864 г. и допустил существование университетских гимназий с одним древним языком — латинским, хотя и до сих пор число таких латинских школ несколько больше числа настоящих университетских гимназий, но тем не менее этот Устав составит достопамятную эпоху в истории нашего просвещения в том отношении, что он впервые ввел греческий язык в нормальный учебный курс наших университетских гимназий, признав его обязательным предметом учения для всех ищущих высшего университетского образования. Таким образом, то, к чему безуспешно стремился Комитет 14 мая 1826 г., было достигнуто Уставом 1864 г.,. и в этом заключается его несомненная заслуга. Притом же, полагая классическое образование в основу собственно научного, университетского образования, Устав 1864 г. давал ему довольно широкое, хотя и не вполне достаточное, развитие, ибо назначал на латинский язык 34 урока, или 42 1/2 часа, вместо 16 уроков, или 20 часов, в неделю, назначенных в 1849 г., а на греческий язык — 24 урока, или 30 часов. Даже сравнительно с Уставом 1828 г. Устав 1864 г. пошел в этом отношении несколько далее, ибо, сохранив за греческим языком прежнее число часов (30), он прибавил на язык латинский 3 1/2 часа в неделю, так как по Уставу 1828 г. латинский язык преподавался по 39 часов в неделю. Восстановляя серьезное учение в наших гимназиях, Устав 1864 г. вместе с тем позаботился и о том, чтобы обеспечить надлежащим образом его успешность. В этом отношении было всего важнее принять меры для привлечения к преподавательскому званию достойных и способных лиц. С этою целью Уставом 1864 г. были возвышены как оклады жалованья, так и класс должности учителей, воспитателей, инспекторов и директоров; вместе с тем было отменено разделение учителей на старших и младших, основанное не на их личных заслугах, а на том, какие предметы были ими преподаваемы, а также введено более соразмерное с трудом вознаграждение, исчисляемое для каждого преподавателя по числу даваемых им уроков, тогда как прежде был назначен постоянный оклад жалованья — один для старших, другой для младших учителей, независимо от числа даваемых ими уроков. В тех же видах обеспечения успешности учения было определена нормальное число учеников в классе не свыше 40, и постановлено, чтобы ученики, не оказавшие успехов в продолжение 2 лет в одном и том же классе, были увольняемы из заведения, а также было усилено значение педагогических советов гимназий, что впоследствии только вследствие случайных обстоятельств повлекло за собою и некоторые неудобства. Заслуживает также полной признательности мысль о привлечении директоров и инспекторов (§ 18 и 22) к преподавательской деятельности и, наоборот - преподавателей к делу воспитания (§ 33), хотя эта мысль осталась не развитою в уставе и вследствие сего не могла получить большого применения и на практике. Устав 1864 г. облегчил также доступ ученикам в гимназии, отменив требования относительно представления детьми, принадлежащими к податным состояниям, увольнительных от их обществ свидетельств, а также и всеми вообще — свидетельств медицинских; но в то же время, к сожалению, был понижен уровень требований относительно познаний, с коими дети принимались в I класс гимназий. Точно так же было делом несомненно полезным — предоставить избрание почетных попечителей гимназий не одному дворянству, но и другим сословиям и обществам, которые примут на себя содержание или воспособление гимназиям или их пансионам, и, таким образом, уничтожить исключительно сословный характер этой должности; но, к сожалению, при этом было понижено и самое значение этой должности. Наконец, безусловно полезным и важным по своим практическим последствиям оказывается то постановление Устава 1864 г., в силу которого низшие четыре класса гимназии могут быть учреждаемы в качестве самостоятельных учебных заведений под именем прогимназий: это постановление дало уже и теперь весьма хорошие результаты и обещает еще большие впоследствии. Но признавая, что Устав 1864 г. во всех этих отношениях и особенно вследствие восстановления на более широких основаниях классического учения в наших университетских гимназиях принадлежит к числу полезнейших законоположений нынешнего царствования, нельзя вместе с тем умолчать и о тех недостатках и неудобствах его, которые обнаружились после введения его в действие. Так как настоящее представление мог в Государственный совет вызвано именно неотложною необходимостию освободить Устав 1864 г. от этих более или менее случайных его неудобств и недостатков, то здесь было бы излишне полное их исчисление и совершенно достаточно упомянуть лишь о некоторых из них. Имея в виду восстановление настоящего серьезного учения в наших университетских гимназиях, бывший министр народного просвещения в представлении своем от 27 февраля 1864 г. ходатайствовал о том, чтобы гимвазический курс продолжался восемь лет вместо семи, и при этом продолжительность каждого урока определял в 1 час; но когда первое из сих предложений не было принято, то, дабы не уменьшить чрезмерно количество учебного времени, пришлось попрежнему назначить на каждый урок по 1 1/4 часа и только в I классе ограничить число недельных уроков 24, а во втором 25, в остальных же назначить по 27, т. е. по 4 урока в три дня и по 5 — в остальные три дня недели. Таким образом, при продолжительности каждого урока в 1 1/4 часа, ученикам приходилось ежедневно учиться в классах от 5 до 6 1/2 часов одним обязательным предметам, не считая времени, потребного на приготовление к этим урокам. Попечители всех учебных округов, основываясь на замечаниях состоящих при них советов, а также и педагогических советов почти всех гимназий, не замедлили войти с представлениями в министерство о том, что столь продолжительное учение в классах не под силу ученикам и, несомненно, окажет вредное влияние как на их успехи, так и на их физическое развитие. Вследствие того, 27 сентября 1865 г. было исходатайствовано высочайшее повеление о сокращении продолжительности каждого урока на одну четверть часа; но таким образом общее количество учебного времени в неделю во всех классах было уменьшено на 46 часов, т. е. было как бы отнято с лишком полтора учебных года на прохождение гимназического курса без всякого, однакоже, сокращения последнего, каковое и невозможно по главнейшим предметам учения. Естественным последствием такого положения дел могло быть только, как то и не замедлило оказаться в действительности, поспешное прохождение всех предметов учения, соединенное с задаванием слишком больших уроков, что, препятствуя вообще основательности обучения, вместе с тем клонилось к вящему обременению учеников и должно было вызвать не лишенные основания жалобы родителей. Недостаточное количество учебного времени, назначенного ныне на прохождение гимназического курса, составляет само по себе столь существенный недостаток, что им парализуются благие последствия всех других, даже вполне рациональных, постановлений Устава 1864 г. Но недостаток этот был еще усилен, — во-первых, тем, что Устав 1864 г. понизил и без того уже слишком незначительные прежние требования от поступающих в 1 класс гимназии, вследствие чего на последние пала забота еще и об элементарном образовании своих учеников, между тем как и на гимназическое их образование было назначено слишком мало времени, и, во-вторых, тем, что тот же Устав возложил на педагогический совет каждой гимназии в отдельности, и в сущности на отдельных преподавателей, составление программы преподавания, вследствие чего весьма естественно обнаружилось стремление к расширению области каждого из предметов, что должно было послужить к дальнейшему обременению учеников. Правда, что Устав предоставил министерству народного просвещения определить объем преподавания предметов учебного курса в гимназиях и прогимназиях; но мера эта не устранила всего вреда, ибо и при всех возможных сокращениях объема преподавания различных предметов назначенных 184 часовых уроков в неделю не может быть достаточно для прохождения и самого необходимого. Наконец, в-третьих, в приложенных к уставу таблицах недельных уроков хотя древние языки и математика и были, по количеству назначенного на них времени, признаны главнейшими предметами учения, однако же не в той мере, как бы следовало, в видах сосредоточения на них умственных сил учащихся и доведения их до возможно большей зрелости. Указанные здесь недостатки требуют безотлагательного устранения, или иначе, несмотря на многие благодетельные постановления Устава 1864 г., наша учебная система не оправится вполне от своего расстройства.
Сверх того Устав 1864 г. и по отношению к университетским гимназиям не был в состоянии вполне отказаться от печального наследия 1849 и 1851 гг. и принял в состав учебного курса, с одной стороны, естественную историю для низших трех классов, а с другой — законоведение для оканчивающих курс учения. Таковое усложнение гимназического курса вообще не может не почитаться по меньшей мере излишним; что же касается в особенности до законоведения, то преподавание его ученикам высшего класса перед выпуском директором, или, по его выбору, инспектором, или одним из учителей оказалось на практике и вовсе невозможным. Вышеуказанные недостатки и неудобства Устава 1864 г., а равно и некоторые другие, им подобные, обнаружились уже при самом введении в действие сего Устава и вызвали представления попечителей учебных округов, а равно и заявления как некоторых земских и дворянских собраний и городских обществ, так и некоторых наиболее серьезных органов нашей периодической печати. В существовании этих неудобств Устава 1864 г. я имел случай неоднократно лично убедиться при обозрении мною гимназий учебных округов Казанского, Одесского, Московского и Харьковского. Не довольствуясь этим и желая собрать как можно более данных для разъяснения вопроса о нынешнем состоянии наших гимназий и способах к их улучшению, я обратился к попечителям учебных округов с общим предложением представить, по основательном обсуждении дела в попечительских советах, их мнения и соображения как о всех вообще неудобствах, которые оказались на практике при выполнении нового Устава гимназий и прогимназий, так и о способах и средствах к устранению оных, и сверх того из департамента народного просвещения были разосланы ко всем попечителям округов и директорам гимназий статистические таблицы о числе учившихся в наших гимназиях, числе выбывших из низших четырех их классов и числе окончивших полный в них курс за десятилетие с 1857 по 1866 гг., с выводами и замечаниями, сделанными, к сим таблицам редакцией «Журнала министерства народного просвещения», причем было предложено пояснить замеченные изменения и колебания в означенных числах. Все эти данные и указания, разъясняющие вполне вопрос о нынешнем состоянии наших гимназий и о том, в чем они нуждаются для своего преуспеяния, были подвергаемы неоднократно рассмотрению как Ученого комитета министерства народного просвещения, так и Совета министра народного просвещения и в последний раз были с большою подробности» обсуждаемы в его заседаниях 27, 28 и 29 марта 1869 г., к коим были приглашены и некоторые из лиц, специально занимавшихся вопросом о наших гимназиях. Главнейшие выводы, к коим привело все это исследование, заключается в следующем.
1) Для поступления в I класс гимназий и прогимназий надлежит требовать большей и лучшей против нынешнего подготовки, с каковою целию при каждой из них должен быть учрежден приготовительный класс. 2) Курс учения в гимназиях, в видах как большей основательности оного, так и в особенности для облегчения учащихся, должен продолжаться не 7, а 8 лет, но так, чтобы учение в высшем VII классе продолжалось два года, и ученики младшего и старшего отделений этого класса могли учиться вместе. 3) Число уроков по главнейшим предметам гимназического курса, особенно же по древним языкам, должно быть значительно увеличено и, напротив, по предметам менее существенным сокращено, в видах возможно большего сосредоточения умственных сил учащихся и доведения их до надлежащей зрелости, столь необходимой для успешного и плодотворного прохождения университетского курса. 4) По каждому предмету должен быть издан от министерства учебный план, обязательный для всех гимназий и прогимназий и в точности определяющий как объем преподавания, так и распределение оного по классам. 5) В видах установления большего единства в преподавании различных предметов, в каждой гимназии и прогимназии в отдельности, учителям должно быть предоставлено преподавать и несколько предметов, в одном и том же классе, буде имеют на то право.
6) В тех же видах, а также и с целию теснее связать между собою учение и воспитание, должны быть назначаемы взамен воспитателей классные наставники из среды учителей гимназии и прогимназии, и с другой стороны — директор и инспектор должны быть привлечены к преподаванию, с назначением им за то особого вознаграждения наравне с учителями. 7) Особое вознаграждение должно быть назначено преподавателем отечественного и древних языков за исправление письменных работ учеников, дабы побудить их к более частому и более тщательному упражнению учеников в этих работах. 8) Должны быть установлены одинаковые для всех гимназий и прогимназий правила как относительно испытаний при приеме, переводе из класса в класс и удостоении учеников гимназических свидетельств и аттестатов, так и относительно дисциплинарных взысканий с Учащихся. 9) Посторонние лица, подвергающиеся испытаниям в гимназиях, должны предварительно, в видах побуждения их к большей осмотрительности, вносить небольшую сумму денег, распределяемую начальством гимназии между учителями-экзаменаторами. 10) Положение более заслуженных и опытных учителей должно быть улучшено назначением им за тот же труд сравнительно высших окладов жалованья, а равно и все лица учебного ведомства должны быть поощрены к продолжению их службы при училищах освобождением их сыновей от платы за учение в гимназии или прогимназии. 11) Для более основательного обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части педагогическим советам должно быть предоставлено право разделяться на особые комиссии.
12) Для заведывания хозяйственною частию должен быть избираем из членов педагогического совета хозяйственный комитет.
13) Пансионы при гимназиях должны быть устраиваемы для учеников не одних низших четырех, но и всех вообще классов и притом без ограничения комплекта пансионеров 80 учениками. 14) Местным обществам и сословиям должно быть предоставлено право избирать почетных попечителей гимназий и прогимназий даже и в том случае, если они дают на них или на пансионы при них не все содержание, а более или менее значительные пособия, причем почетным попечителям должно быть возвращено то более почетное положение, которым они пользовались по Уставу 1828 г. Наконец, 15) гимназиям и прогимназиям с курсом классическим должно быть присвоено просто наименование гимназий и прогимназий, без дальнейшего обозначения их курса, реальные же гимназии должны быть переименованы и должны получить свой особый устав. На этих главных основаниях был составлен в министерстве проект изменений и дополнений в Уставе 19 ноября 1864 г.
(Сборн. постановл. по мин. нар. просв., т. V, стр. 262—282)
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.