Для изучения истории полагается два курса: а) курс краткий, эпизодический, в III и IV классах и б) курс систематический в V, VI, VII и VIII классах. На основании вышесказанного, преподавание истории распределяется по классам следующим образом:
В III классе сообщаются сведения о главных событиях и личностях из истории древнего Востока, Греции и Рима и о главных событиях и личностях, относящихся к утверждению христианства в Европе. В IV классе сообщаются сведения о главных событиях и личностях из отечественной и всеобщей средней и новой истории. В V классе излагается систематический курс древней греческой и римской истории. В VI классе излагаются: в первое полугодие — история средних веков, а во второе полугодие — отечественная история до Иоанна III включительно. В VII классе излагаются: сначала новая история до войны за испанское престолонаследие; затем русская история от Василия III Иоанновича до Петра Великого отдельно от всеобщей и, наконец, русская история с Петра Великого до кончины императрицы Екатерины II в связи с всеобщею историею.
В VIII классе проходится русская история в связи со всеобщею от времен императора Павла I до наших дней и повторяется весь систематический курс истории с дополнениями преимущественно по древней греческой и римской истории.
б) Объяснительная записка к учебному плану истории
I
Два курса истории вводятся по следующим соображениям: 1) дабы сколь возможно более применить учебный материал к умственным и нравственным потребностям учащихся разных возрастов; 2) дабы сильнее развить в курсе истории те воспитательные элементы, которые свойственны истории как учебному предмету; 3) дабы возможно было самые крупные факты всей истории пройти два раза с учениками разных возрастов и чрез то прочнее утвердить их в памяти учеников и 4) дабы изучение древней истории греческой и римской поставить в большую связь с изучением древних языков.
II
В обоих курсах отечественная история излагается параллельно со всеобщею, но в прямой связи между собою лишь с того времени, когда связь между ними становится вполне очевидною, то есть, со времени Петра Великого, ибо только при таком изложении: 1) Россия не выделяется из своей связи с другими европейскими государствами, и историческое значение ее может быть представлено в более ярком свете; 2) многие события как всеобщей, так и отечественной истории, чрез сопоставление между собою, лучше уясняются и 3) представляется более возможности, несмотря на чрезвычайную обширность предмета, сосредоточить внимание учащихся на отечественной истории, без ущерба однакоже для изучения средней и новой всеобщей истории в главнейших событиях.
III
Каждый из двух вышеупомянутых курсов истории преследует свои особые дидактические и педагогические задачи.
Курс эпизодический должен: 1) ознакомить учащихся с наиболее доступными им чертами из жизни и характера великих исторических деятелей, равно как и с самыми важными событиями; 2) он должен дать материал, при помощи которого можно было бы приучить учащихся к связному и последовательному рассказу; 3) он должен утвердить в памяти учащихся хронологические данные, касающиеся событий, упоминаемых в сем курсе; 4) упражняя память, этот курс должен в то же время содержанием своим деиствэвать на воображение, на облагораживание нравственного чувства учеников, на пробуждение и укрепление в них любви к отечеству. Систематический курс имеет задачею: 1) сообщить ученикам в более связном виде события, имеющие всемирно-историческое значение, из средней и новой истории, и систематически изложить древнюю и отечественную историю; 2) кроме памяти, этот курс главным образом должен упражнять мышление и в особенности развить в учениках способность и восприимчивость к пониманию истории при дальнейшем изучении ее в высших учебных заведениях, а именно: к пониманию связи между событиями, к различению причин и последствий, побуждений, поводов и целей и так далее; 3) нравственное чувство учеников при прохождении этого курса должно быть укреплено убеждением, что судьба человечества постоянно улучшается, хотя и медленно, и что добрые начинания отдельных лиц, несмотря на все противодействия им, никогда не остаются без добрых последствий.
в) Программа занятий в VII классе (2 урока)
ОКОНЧАНИЕ РУССКОЙ ИСТОРИИ В СВЯЗИ С ВСЕОБЩЕЮ И ПОВТОРЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА С ДОПОЛНЕНИЯМИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН
I. Борьба России и Европы с Францией
II. Влияние России на дела Европы. Эпоха конгрессов
III. Главные события в Европе с 1830 по 1852 г.
IV. События последнего времени
II. Естествоведение
а) Учебный план естествоведения
На естествоведение в гимназиях полагается по уставу два урока в одном из высших классов. Уроки эти следует поместить в курсе VI класса, на том основании, что ученики этого класса, сравнительно с учениками V и двух старших классов, менее имеют занятий и вместе с тем достаточно развиты для того, чтобы усвоить сведения из естествоведения. Задача этого краткого курса должна состоять в ознакомлении учеников с важнейшими из тел природы и их взаимными соотношениями. Чтобы распределить эти уроки по возможности рационально, необходимо принять во внимание, что здесь должно заботиться не только о простом сообщении сведений, но также о формальном развитии учеников, при чем эти последние, уже достаточно развитые предыдущим классическим курсом, легко могут познакомиться и с методом естественно-историческим. Наиболее удобно распределить эти уроки по нижеследующему плану: 1) Общий очерк строения земного шара. 2) Изменения в строении земной коры, вызываемые влиянием вулканических явлений, атмосферы, воды и органической природы. 3) Краткое обозрение важнейших горных пород, минералов, их составляющих и в них вкрапленных. 4) Краткое понятие о строении и жизни растений.
5) Очерк классификации растений с краткою характеристикой важнейших форм. 6) Общая характеристика класса млекопитающих животных, содержащая в себе понятия о строении их тела и отправлении различных органов. 7) Общее сравнительное обозрение других позвоночных животных. 8) Понятие о главнейших представителях других типов царства животных. 9) Очерк системы царства животных.
б) Примерная программа естествоведения
А. Сведения из естественной истории земной коры
1. Форма земного шара и его главные составные части: атмосфера, вода и земная кора; их качественные и количественные отношения.
2. Вид земной коры горизонтальный: равнины и горы; долины и плоские возвышенности; отдельные горы и группы гор и горные цепи. Вертикальный разрез земной коры и схематическое объяснение расположения в ней важнейших групп горных пород. Понятие о формациях осадочных, изверженных и первичных.
3. Понятие о вулканизме. Действующие и потухшие вулканы. Образование вулканов: конус поднятия и конус извержения, кратер поднятия и кратер извержения. Описание Везувия, в его настоящем и прежнем виде, как пример вулканов и их влияние на изменение земной коры. Подводные вулканы. Понятие о землетрясениях. Растрескивание и понижение земной поверхности.
4. Влияние на изменения в строении земной коры атмосферы, воды и органической природы:
а) Выветривание горных пород под влиянием влажной атмосферы и разрушающее действие воды, механическое и химическое. б) Ледники, условия их образования и строения.
в) Растительные образования: кремнистая някипь и торф. Животные образования. Коралловые острова и раковинные мели.
5. Краткое обозрение важнейших горных пород, минералов, их составляющих и в них вкрапленных.
а) Гранит и его видоизменения: плотный гранит, гнейс, сиенит; минералы, составляющие эти горные породы, и их свойства.
б) Зеленые камни. Трахит, базальт, лавы.
в) Сланцы, мрамор, известняки, глины и песчаники, каменные угли, графит и алмаз. Сера, горные масла.
г) Важнейшие железные, медные, свинцовые, оловянные и серебряные руды.
д) Понятие об обработке руд. Золото, платина и ртуть.
Примечание. Главу 5-ю полезнее проходить по изложении горизонтального обозрения земной коры.
Б. Сведения из естественной истории растений (ботаника)
1. Семя растений, его части и прорастание.
2. Краткое морфологическое обозрение важнейших органов растений: корень, стебель, лист, цветок и плод.
3. Элементарное строение растений; клеточки и сосуды; растительные ткани; понятие о питании и размножении растений.
4. Краткая характеристика растений: крестоцветных, зонтичных, мотыльковых, сложноцветных, сережчатых, хвойных злаков и пальм. Понятие о споровых растениях.
5. Понятие о классификации растений. Системы искусственные и естественные. Системы Линнея и де-Кандоля.
В. Сведения из естественной истории животных (зоология)
1. Общая характеристика млекопитающих. Органы движения: скелет и мускулы. Органы пищеприемные и пищеварения.
Органы дыхания и кровообращения. Нервная система и органы чувств. Понятие о важнейших отправлениях различных систем органов. (В этой характеристике подразумеваются и аналогическое строение, и отправления органов у человека).
2. Краткая сравнительная характеристика других позвоночных животных с млекопитающими.
3. Основания классификации царства животных. Типы царства животных (по Беукарту), разделение типов на классы и примеры форм для типов беспозвоночных животных.
(Сборн. распор. по мин. нар. просв., т. VII)
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.