Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Национально-колониальная политика русского царизма на Северном и Западном Кавказе


И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с небольшими сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Горские племена Северного и Западного Кавказа были отсталыми по своему социально-экономическому строю. Большинство иэ них находилось еще на стадии разлагающихся патриархально-родовых отношений и в разной степени перехода к феодальным отношениям.
Только в Приморском и Южном Дагестане уже твердо сложились феодальные отношения. Феодальные верхи в Дагестане были представлены ханами, беками, биями, которые эксплуатировали крестьян. Феодалы захватили земли в свои руки. Крестьяне вели хозяйство на земле, принадлежащей феодалам. Они выплачивали им за это в виде налога большую часть собираемого урожая.
Зависимые от феодалов крестьяне именовались райятами. На Северном Кавказе были также и рабы - кулы. Земледелие там было крайне отсталым. В Нагорном и Северном Дагестане преобладало скотоводство. В этой части Дагестана существовали «вольные общества», находившиеся на стадии разложения патриархально-родовых отношений.
Суд совершался по «обычаю»- адату; преобладала родовая кровная месть, и лишь позднее вместо адата стал вводиться суд по писаному мусульманскому закону - шариату.
Экономическая и политическая отсталость, раздробленность и обособленность, взаимная вражда горского населения, вызываемая в первую очередь действиями феодалов и родовых старшин, сочетались с религиозным фанатизмом.
На Западном Кавказе жило большое количество адыгейских племен. М. В. Покровский пишет, что установившееся ранее в литературе деление адыгейских племен на «аристократические» и «демократические» племена надо понимать в том смысле, что «аристократические» племена отличались явно выраженными чертами складывающегося феодального строя, у «демократических» племен феодализм развивался своеобразным путем. «Развитие феодально-крепостнических тенденций адыгейской знати натолкнулось здесь на более упорное сопротивление массы фокотлей (общинников), возглавляемых выделившейся из их среды верхушкой в лице так называемых старшин, и в ряде восстаний князья были разбиты и власть их ограничена».
Отметим, что старшины сами постепенно превращались в феодалов. Среди горских племен также не было внутреннего единства и общности; наблюдались огромные различия в языке и частично в религии; порой развертывалась взаимная борьба, разжигаемая феодалами (ханами, князьями, беками и т. д.).
Северный и Западный Кавказ издавна были объектом экспансии со стороны Турции, а в эти годы - и Англии, что особенно проявилось во время Крымской войны 1853-1855 гг.
Турецкий султан стремился усилить свое влияние на Кавказа путем насаждения там одного из течений мусульманства, известного под названием мюридизма. Мюридизм проповедовали на Кавказе еще в XVIII в., что сказалось в деятельности имамов: Шейх-Мансура, Курали-Магома и других. Нельзя, конечно, проходить мимо того факта, что с самого начала своего появления мюридизм служил реакционным целям турецкого султана. Но широкого распространения до 30-х годов XIX в. мюридизм не имел, и это было не случайно, так как главной причиной развернувшейся на Кавказе борьбы в 30-50-х годах XIX в. было не появление там мюридизма, а рост сопротивления со стороны широких масс народов Северного и Западного Кавказа колониальной политике царизма, усилившего в это время свой нажим на них и стремившегося силой оружия подчинить все горские племена. Осуществляя это, царские наместники строили на Кавказе крепости и возводили укрепленные военные линии.
К началу XIX в. укрепленная «Кавказская линия» шла по Тереку и Кубани. В 1818 т. Ермолов основал крепость Грозный; в 1817-1820 гг. были основаны Нальчик, Пятигорск; в 1819 г.- крепость Внезапная и т. д. Затем укрепленная линия переносится уже на Сунжу; создаются укрепления по рекам Лабе, Урупе, Белой. Опираясь на крепости, царские войска совершают походы в глубь Чечни, Осетии, Кабарды, Адыгеи, Дагестана. Многие экспедиции сопровождались нередко истреблением большого числа аулов. Так, в 1822 г. Власов сжег 17 черкесских аулов и конфисковал у горцев скот; генерал Вревский при одном из походов уничтожил 40 аулов и т. д. Николай I в 1829 г. дал директиву наместнику Кавказа Паскевичу усмирить горские народы, истребив непокорных. Русский царизм раздавал на Северном Кавказе земли. Офицер мог получить от 300 до 400 десятин земли; казаки - от 30 до 50 десятин; практиковалось выселение горцев иэ горных районов на плоскость.
Эта колонизаторская политика царизма вызывала резкое недовольство и сопротивление широких масс горского населения. Попытка представить широкое массовое недовольство и движение сопротивления царизму как агентурное, инспирированное только извне, является не научной, так как этой борьбе против колониальной политики царизма свойственны многие черты стихийного освободительного движения.
Но в то же время надо иметь в виду и то, что в это движение включались разнородные элементы, разные классы и классовые группы, у которых не могло быть единства целей. Участвовавшие в движении угнетенные массы - рабы, феодально зависимые крестьяне - ждали, наряду с избавлением от гнета царизма, избавления от своих собственных эксплуататоров - феодалов и родовой верхушки. Феодалы (князья, ханы, беки, бии и пр.), стремясь сохранить свою власть, ориентировались частью на русский царизм, а частью на турецкого султана.
Поэтому движение сопротивления русскому царизму, развернувшееся особенно широко в 30-50-х годах XIX в. на Северном Кавказе, внешне хотя и шло как будто под единым флагом мюридизма, но на самом деле не было однородным. Восставшие народные массы выдвигали положение о том, что мусульманин не должен быть «ничьим рабом», в том числе и самих мусульман-феодалов. Однако это требование давно уже не соответствовало мюридизму, который превратился в религиозное, идеологическое оружие для сохранения и оправдания власти мусульманских эксплуататорских, феодальных элементов. Проповедуя необходимость единства всех мусульман, мюридизм тем самым облегчал феодальным элементам и родовой верхушке эксплуатацию низов горского населения. Как и многие другие религиозные течения, на этом этапе своего развития мюридизм играл реакционную роль и служил целям эксплуататорских классов.
Объявление мюридами «газавата», т. е. священной войны против всех неверных (не мусульман), способствовавшее на первых порах сплочению горского населения в борьбе с колонизаторской политикой русского царизма, вскоре стало играть все более и более реакционную роль, так как направлялось к подчинению народных масс феодалам и к борьбе против всех русских, без различения эксплуататоров и эксплуатируемых. Отсюда лозунг «газавата» приводил к разобщению, а не сплочению угнетенных горских народов с угнетенными массами русского народа. Между тем успех в борьбе с царизмом зависел от объединения усилий угнетенных масс. Лозунг «газавата» был удобным средством для турецкой и английской агентуры использовать мюридизм в своих корыстных целях захвата Кавказа. Чем дальше, тем больше в мюридизме стали преобладать реакционные черты, ибо он широко использовался феодальными угнетательскими элементами для того, чтобы держать в своем подчинении угнетаемые массы. Это сказалось и на характере движения Шамиля, которое чем дальше, тем все больше и больше теряло свои прогрессивные стороны и приобретало реакционные, антинародные черты.
Сам Шамиль был выходцем из узденей, т. е. свободных крестьян. Уздени были противниками распространения феодальных форм зависимости на них самих. Правда, часть из них сама постепенно превращалась в феодалов, но таких узденей было немного. На первых порах Шамиль учитывал в некоторой степени антифеодальные стремления масс и интересы свободных крестьян - узденей. Он вынужден был на первых порах, правда, непоследовательно и умеренно выступать против феодалов. Шамиль выступал в это время против ряда ханов, истребляя главным образом тех из них, кто не хотел признать его власти. Он провел некоторые социальные преобразования в созданном им государстве - имамате.
Объявив себя имамом - главой священного государства,- Шамиль освободил рабов, живших отдельно от своих хозяев. Но это коснулось только некоторых районов, большинство же рабов оказалось в прежнем положении. Уничтожая старых феодалов, Шамиль насаждал новых в лице наибов. Хотя наибы и происходили в большинстве из узденей, однако они скоро, в связи со сбором громадного налога (закята), которым Шамиль обложил население, богатели и превращались в новую группу растущих феодальных элементов. Этому способствовало и то, что Шамиль не пошел по пути освобождения крестьян от феодальных повинностей,- а сохранял их.
Шамиль установил, что феодально зависимые крестьяне «должны были 1/2 доходов от земли и от сельскохозяйственной промышленности давать помещику; земля же и усадьба оставались помещичьими» и что «дворовые должны были работать безвозмездно», взамен чего хозяева «должны обращаться с ними человеколюбиво и снабжать их (т. е. зависимых крестьян) всем необходимым». Это выражало феодальные черты в государстве Шамиля, и поэтому массы со временем стали отходить от него; мюридизм становился для населения все более и более обременительным, ибо объявление «газавата» означало полную ликвидацию экономических связей с Россией, что было трудно осуществить и что наносило ущерб самим горским народам. Кроме того, выявление протурецкой направленности идеологии мюридизма тоже ослабляло участие народных масс в движении, поскольку они не хотели установления еще более тяжелой и испытанной еще до царизма власти турецкого султана и иранского шаха. Не случайным был тот факт, что кабардинский народ добровольно присоединился к России еще в 1557 г., немного позже присоединился ряд народов Дагестана, в 1774 г. добровольно присоединилась Осетия, в начале XIX в. присоединилась Грузия, затем Азербайджан и Армения. Присоединение к России было объективно прогрессивным фактором в истории народов Северного Кавказа и Закавказья. Отсюда база движения Шамиля чем дальше, тем все больше сокращалась. Попытки Шамиля распространить свое влияние на Грузию, Азербайджан, Армению, которые вошли в состав России, и даже на Западный Кавказ терпели неудачу.
Для того чтобы сохранить свою власть, Шамиль усиливал репрессии в отношении населения и нередко прибегал к жестоким расправам, что еще больше ослабляло его. Поэтому имевшая ранее место идеализация самого Шамиля как вождя чуть ли не типа Разина и Пугачева - необоснованна. В конечном счете Шамиль примыкал к нарождавшейся группе новой феодальной знати - наибам. Вместе с этим неправильно объявлять борьбу горских народных масс против колонизаторской политики царизма движением агентурным, инспирированным из Турции. Конечно, попытки использовать борьбу на Кавказе против русского царизма со стороны турецкого султана и английского правительства были налицо. Они засылали своих агентов в лице многих мюридов, имели сторонников среди некоторых групп населения, вступали, как свидетельствуют некоторые документы, в переговоры и с Шамилем, стремились поставлять оружие, однако добиться своих целей они не могли. И это было не случайно, так как на Северном и Западном Кавказе, несмотря на проповедь мюридов, большинство населения отрицательно относилось к установлению власти турецкого султана. Хотя часть населения Западного Кавказа под влиянием репрессий царизма и агитации протурецких элементов, обманувших их, выселилась в Турцию после разгрома движения на Западном Кавказе, однако все же основная масса населения осталась на прежних местах, так как несмотря на гнет царизма перспектива власти турецкого султана была для них неприемлемой и еще более тяжелой, чем власть царских наместников и чиновников.
Кроме того, значительные районы Северного и Восточного Кавказа, в том числе Дагестан, Чечня, Кабарда, Осетия и другие, давно уже имели прочные экономические связи с Россией, экономически тяготели к ней, и включение в состав Российской империи для них было объективно прогрессивным явлением, особенно в свете опасности порабощения их Турцией или Англией.
Начиная с 1846 г. движение Шамиля все больше и больше терпит неудачи, и вскоре после окончания Крымской войны 1853-1855 гг., ему был нанесен решительный и окончательный удар.
В 1859 г. пал последний оплот Шамиля аул Гуниб, считавшийся абсолютно неприступным. Сам Шамиль был арестован и сослан в Калугу, откуда в 1870 г. отправился на поклонение в Мекку. Дорогой он умер. К 1864 г. прекратилась борьба на Западном Кавказе. Завершение борьбы против Шамиля закрепило присоединение Кавказа к России. Включение кавказских народов в состав России, несмотря на угнетательскую политику царизма, имело большое значение для дальнейшего развития кавказских народов. Оно способствовало экономическому и культурному сближению народов Кавказа с русским народом, возглавлявшим борьбу всех угнетенных народов России за национальное и социальное освобождение.
Надо иметь в виду то, что для народов Северного Кавказа, так же как раньше для Грузии, Армении, Азербайджана, не было тогда другого пути, как подпасть под власть Турции или стать колонией Англии, или быть включенными в состав Российской империи, что было для них лучшим выходом.

Продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +