И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
Виссарион Григорьевич Белинский, представитель нового поколения революционеров-разночинцев, был зачинателем революционного демократического движения в России и одним из самых выдающихся русских революционных демократов. Принадлежа к числу выходцев из народа, к числу тех, кто жил за счет своего трудового заработка, В. Г. Белинский хорошо знал тяжелое положение народных масс и отражал в своей идеологии их борьбу.. Будучи непримиримым противником крепостничества, сторонником свободы, В. Г. Белинский в этом же духе влиял на лучших представителей как своего, так и последующих поколений. Добролюбов писал о Белинском: «До сих пор его влияние ясно чувствуется на всем, что только появляется у нас прекрасного и благородного...
...Во всех концах России есть люди, исполненные энтузиазма к этому гениальному человеку, и, конечно,- это лучшие люди. России».
Ту же мысль ярко выразил в своем произведении «Медвежья охота» Некрасов, который писал:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Славянофил Аксаков в 1856 г. в своих письмах сообщает: «Имя Белинского известно каждому мыслящему юноше, всякому жаждущему свежего воздуха. Если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастью угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу - ищите такового в провинции между последователями Белинского».
Эта популярность Белинского среди передовых людей современного ему общества была следствием того, что он умел влиять и влиял на них в демократическом, революционном духе, воспитывая непримиримое отношение к крепостничеству и самодержавию. Их захватывали идеи Белинского не только о литературе, но и о преобразовании общества на началах свободы и равенства, на основах социализма. Хотя социализм Белинского носил утопический характер, однако он служил целям демократической революции. Существенное значение имело и материалистическое мировоззрение Белинского.
Виссарион Григорьевич Белинский родился в 1811 г. в семье флотского врача в городе Свеаборге. В 1816 г. отец его оставил военную службу и переехал в г. Чембары Пензенской губернии. В 1820 г. Белинский поступил учиться в уездное училище, а позднее - в Пензенскую гимназию. В 1829 г. он был принят на казенный счет в Московский университет.
С момента поступления в университет и до конца своей жизни (1848) В. Г. Белинский неустанно боролся за дело освобождения народа из-под гнета крепостничества и самодержавия.
Во время своего пребывания в университете В. Г. Белинский создал кружок под названием «Литературное общество 11-го нумера», в котором читал свою драму «Дмитрий Калинин», направленную против крепостного права. В этом своем произведении он называет помещиков «змиями», «крокодилами», «тиграми», питающимися костями и мясом своих ближних и пьющими, как воду, «их кровь и слезы».
Устами героя своей драмы Дмитрия Калинина он заявляет: «Кто дал это гибельное право - одним людям порабощать своею властью других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище - свободу? Кто позволил им ругаться правами природы и человечества? Господин может для потехи или для рассеяния содрать шкуру со своего раба; может продать его, как скота, выменять на собаку, на лошадь, на корову, разлучить его на всю жизнь с отцом, с матерью, с сестрами, с братьями и со всем, что для него мило и драгоценно». Другой герой драмы, Сурский, говорит: «Хотя земля и есть поприще страданий людей, однако в этом виноват не бог, а сами люди».
Значение своей драмы «Дмитрий Калинин» как протеста против существующей несправедливости, против существующих социальных порядков В. Г. Белинский очень ярко выразил в письме к своему отцу, где он сообщал ему следующее:
«В этом сочинении со всем жаром сердца, пламенеющего любовью к истине, со всем негодованием души, я в картине довольно живой и верной представил тиранство людей, присвоивших себе гибельное несправедливое право мучить себе подобных».
Далее Белинский пишет о том, что хотя цензор и признал его талант, похвалил за сочинение, но оно было признано безнравственным, позорящим честь университета; ему угрожали ссылкой в Сибирь, но дело закончили тем, что взяли его под особое наблюдение. Ректор сказал, что ему будут подаваться особые ежемесячные донесения о Белинском. Кроме этого, ректор университета заявил: «Заметьте этого молодца; при первом случае его надо выгнать». И случай этот вскоре представился. В 1832 г. Белинский был исключен из университета под предлогом пропуска им занятий, неуспеваемости и «ограниченности способностей».
Белинский, касаясь своего исключения из университета, писал, что причины этого - «отчасти собственные промахи и нерадение, а более всего долговременная болезнь и подлость одного толстого превосходительства. Ныне времена мудреные и тяжелые: подобные происшествия нередки».
В 1834 г. Белинский работал в журнале «Телескоп», ставшем в руках проф. Надеждина и Белинского передовым журналом. В «Молве» (приложение к журналу «Телескоп») В. Г. Белинский опубликовал в 1834 г. свои знаменитые статьи под названием «Литературные мечтания». После закрытия в 1836 г. «Телескопа», вследствие напечатания в нем письма Чаадаева, у Белинского произвели обыск. Белинский после закрытия «Телескопа» сотрудничал в «Московском наблюдателе». В 1839 г. он переехал в Петербург и стал работать в «Отечественных записках», принадлежавших Краевскому, из которых ушел только за два года до своей смерти, т. е. в 1846 г., в «Современник», издаваемый Некрасовым и Панаевым.
Белинский был безгранично предан своей литературной деятельности. «Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок». Я литератор - говорю это с болезненным и вместе радостным убеждением. Литературе расейской моя жизнь и моя кровь»,- так заявлял он.
Белинский неоднократно жаловался на тяжелые материальные условия своего существования, на эксплуатацию его издателем Краевским. Однако он стоически переносил все лишения и из-за материальных благ ни разу не поступился хотя бы каплей своих убеждений. Белинский говорил Панаеву, что против убеждений никакая сила не заставит его написать хотя бы одну строчку. «Клянусь вам, что меня нельзя подкупить ничем. Мне легче умереть с голода,- я и без того рискую этак умереть каждый день (и он улыбнулся при этом с горькой иронией), чем потоптать свое человеческое достоинство, унизить себя перед кем быто ни было или продать себя».
В. Г. Белинский был великим патриотом своей родины и своего народа. Он неоднократно подчеркивал свою безграничную любовь к русскому народу. Он заявлял: «Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе». «Чем больше живу и думаю,- говорит Белинский в 1839 г.,- тем больше, кровнее люблю Русь». Белинский указывал, что любить родину - это значит содействовать, «споспешествовать» осуществлению в ней идеала человечества. Он твердо верил в великое будущее России.
Веру в великое историческое будущее России Белинский ярко выразил в 1840 г. при разборе «Месяцеслова». Он писал в своей статье по этому поводу: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году,- стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества». Слова Белинского оказались пророческими.
Белинский был противником реакционного космополитизма. Он высмеивал «пустоголовых европейцев», т. е. людей, которые преклоняются перед всем европейским только потому, что оно заграничное. Он писал: «Пора нам перестать восхищаться европейским только потому, что оно не азиатское, но любить его, уважать его, стремиться к нему потому, что оно человеческое, и на этом основании все европейское, в чем нет человеческого, отвергать с такой же энергией, как и все азиатское, в чем нет человеческого». Тут у Белинского заметны известные элементы классовой дифференциации в оценке культуры народов. Любовь к своему отечеству, к своему народу Белинский выводил не из национальной ограниченности, не из дворянско-помещичьего и буржуазного национализма, а из любви ко всему угнетенному человечеству. Право на любовь к своему народу и стране Белинский признает за всеми народами, ему чужды дикие расистские идеи.
Белинский со всей силой подчеркивал, что «любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего... Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». И далее, он указывает, в других местах, на то, что «без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, что человек без личности, то и народ без национальности».
Белинский говорил, что даже тогда, «когда прогресс одного народа совершается через заимствование у другого, он тем не менее совершается национально».
Патриотизм Белинского был революционным, подлинным патриотизмом, не имеющим ничего общего с националистическим, «квасным» патриотизмом реакционных идеологов дворянства типа Уварова.
Белинский обрушивается на всякого рода лжепатриотов, националистов, представителей «квасного» патриотизма. В частности он обрушивается на славянофилов, выставлявших в качестве идеала отсталость России, темноту и невежество. «Народность,- указывал Белинский,- состоит не в лаптях, не в армяках, не н сарафанах, не в сивухе, не в бородах, не в курных нечистых избах, не в безграмотности и невежестве...» Он верил в революционность русского народа, в его способность подняться на борьбу для уничтожения крепостничества и самодержавия, в этом он видел народность. Поэтому ношение бороды, смазных сапог, длинных рубах, практиковавшееся славянофилами, он считал подделкой под народ. Белинский резко возражал славянофилам, когда они искали идеал исторического развития России в прошлом. Белинский писал: «Как и у славянофилов, у нас свой идеал нравов, во имя которых мы желали бы их исправления, но наш идеал не в прошедшем, а в будущем, на основании настоящего. Вперед идти можно, назад идти нельзя и что бы ни привлекало нас в прошлом, оно ушло безвозвратно».
Белинский прошел сложный путь. Его революционно-демократическое мировоззрение складывалось на основе протеста против мрачной реакционной, крепостнической действительности, в условиях которой начиналась его сознательная жизнь. Отсюда оно оформлялось прежде всего под влиянием тяжелого положения угнетаемых крепостниками народных масс и отражало их страдания, настроения и стремления. На складывание его революционного мировоззрения, несомненно, оказали влияние освободительные и антикрепостнические идеи Радищева, декабристов и Герцена, а также Ломоносова в области науки и просвещения. Вместе с этим следует также отметить, что хотя Белинский и не превращался никогда в ученика и простого последователя западных философов и мыслителей, однако он внимательно изучал их, находился в известные периоды в той или иной мере под влиянием их идей, стремясь приспособить их к задачам России. Белинский проходит сложный путь от идеализма к материализму. В 30-х годах Белинский стоял на позициях идеализма. Увлекаясь распространенной в то время философией Шеллинга и Фихте, он стремится вывести осуждение существовавшей тогда в России действительности и обосновать необходимость ее изменения из нравственного идеала о «справедливом и несправедливом» обществе.
В это же время, стремясь увязать философию с задачами преобразования общества, Белинский отбрасывает реакционные стороны во взглядах Шеллинга, Фихте.
Однако надо сказать, что, опираясь на идеалистические взгляды Шеллинга и Фихте, Белинский, естественно, не смог наметить правильного и ясного пути преобразования общества и отводил тогда решающую роль не революционным методам, а распространению просвещения. В письме к Иванову в августе 1837 г. он писал: «Быть апостолами просвещения - вот наше назначение», и там же он заявлял: «К черту политику, да здравствует наука». Конечно, это было ошибкой Белинского, ибо без революции даже серьезное распространение просвещения было немыслимым. Ошибочную позицию занял Белинский также и в первый период изучения им идеалистической философии Гегеля.
Так как у Белинского слово не расходилось с делом и признание того или другого положения верным приводило к тому, что он со всем своим пылом и страстностью защищал это положение, то, признав, что «все действительное разумно», он стал доказывать «разумность» реакционных порядков николаевской эпохи. Эти ошибочные взгляды он высказывал в статьях «Бородинская годовщина», «Очерки Бородинского сражения», «Менцель, критик Гете». Однако уже в 1840 г. Белинский резко осудил свои ошибки. В письме к Боткину он писал: «Черт знает, как подумаешь, какими зигзагами совершалось мое развитие, ценою каких ужасных заблуждений купил я истину и какую горькую истину - что все на свете гнусно, а особенно вокруг нас». Белинский заявлял ему: «Проклинаю мое гнусное стремление примириться с гнусной действительностью. Боже мой, страшно подумать, что со мной было,- горячка или помешательство ума - я словно выздоравливающий». В другом письме к нему же от 11 декабря 1840 г. он замечает: «Боже мой, сколько отвратительных мерзостей сказал я печатаю, со всей искренностью, со всем фанатизмом дикого убеждения».
«Однако ж, черт возьми, я ужасно изменяюсь, но это не страшит меня, ибо с пошлой действительностью я все более и более расхожусь, в душе чувствую больше жару и энергии, больше готовности умереть и пострадать за свои убеждения».
Поняв свою ошибку, Белинский подверг резкой критике реакционную сторону взглядов Гегеля. Он, как и Герцен, стал развивать революционную сторону диалектики; он делал ударение на второй части формулы «все разумное действительно», а раз это так, значит неизбежно должны победить передовые идеи и неизбежно должно наступить крушение существовавшего тогда крепостнического реакционного порядка.
Критикуя Гегеля, Белинский писал: «Я смел, я дерзок, и моя смелость и дерзость, в этом отношении простираются до того, что и авторитет самого Гегеля им не предел».
Белинский самым решительным образом отбрасывает утверждение Гегеля о том, что человечество достигло идеала своего социального устройства в лице прусской монархии, в которой, по заявлению Гегеля, якобы воплотилась абсолютная идея.
«Гегель мечтал о конституционной монархии как идеале государства - какое узенькое понятие»,- заявлял Белинский. Белинский писал, что человечество не может остановиться на какой-то «дрянной односторонности» вроде прусской конституционной монархии. Белинский считал, что развитию, т. е движению человеческого общества, нет предела «...никогда,- подчеркивал он -человечество не скажет себе: стоп, довольно, больше идти некуда».
Истолковав революционным образом диалектику в философии Гегеля и использовав ее рациональное зерно, Белинский пришел к материализму. Став материалистом, Белинский приветствует работы Герцена, в которых тот обосновывал и защищал материалистическое мировоззрение.
В письме к Боткину от 6 февраля 1843 г. он пишет ему: «Скажи Герцену, что его «Дилетантизм в науке» - статья донельзя прекрасная - я ею упивался и беспрестанно повторял: вот как надо писать для журнала».
Белинский в материалистическом духе решает основной вопрос об отношении духа и тела, сознания и материи. В рецензии на книгу Постельса Белинский писал: «...самые отвлеченные умственные представления все-таки суть не иное что, как результат деятельности мозговых органов, которым присущи известные способности и качества».
Материализм Белинского, так же как и Герцена, в своей основе был материализмом фейербаховского типа, т. е. антропологическим, а не диалектическим материализмом. Но материализм Белинского был в некоторых своих чертах выше материализма Фейербаха. У Фейербаха материалистическая философия носила созерцательный характер, была оторвана от задач политической борьбы. У Белинского материалистическая философия ставилась в прямую связь с задачами революционной борьбы, с задачами переустройства человеком общества и воздействия на природу в нужном направлении.
Подчеркивая эту активную роль человека, Белинский писал:
«Нельзя безусловно думать, чтобы разум только видел себя в природе, а не действовал на нее. Он знает, что действующие силы природы неизменны, он не претендует изменить их; но, сообразуясь с ними и действуя через них же, он изменяет климат, осушает болота и тундры, утучняет песчаные степи и на те и другие призывает богатство и роскошь растительной природы, велит течь воде там, где ее не было, и каналами соединяет разъединенные природой моря, озера и реки; цветок, взлелеянный им, лучше, красивее цветка дикорастущего, вода и ветер покорно работают на его машинах, мелют и пилят; пары с быстротою молнии носят его по суше и морю; обезоруженные громы минуют его жилища и здания, он победил и время и пространство; он царь природы, повелевающий ею в неизменном духе ее собственных законов».
Подобно Герцену, Белинский вплотную приближался в области взглядов на законы развития природы к положениям диалектического материализма, развитые Марксом и Энгельсом, но полностью встать на эти позиции он в силу отсталости экономического развития России не смог.
Белинский выдвигал ряд гениальных положений, приближающих его понимание законов развития человеческого общества к историческому материализму. Но в силу той же отсталости России Белинскому, как и Герцену, не удалось дать научное решение проблем исторической закономерности, как это было сделано Марксом и Энгельсом. В той мере, в какой Белинский был знаком с отдельными ранними работами Маркса и Энгельса, он целиком принимал их. Установлено, что Белинский читал «Немецко-французский ежегодник», изданный во Франции в 1844 г. В этом ежегоднике были помещены статьи Маркса «К критике гегелевской философии права», «K еврейскому вопросу», статья Энгельса «Очерки критики политической экономии». В статье «К критике гегелевской философии права» Маркс раскрывал классовую сущность религии, указывал, что религия - опиум народа. Там же Маркс писал: «Борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовным ароматом которого является религия... критика неба обращается в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики».
Белинский, прочтя все это, писал 21 января 1845 г. в письме к Кетчеру, что он два дня был бодр и весел. «Истину я взял себе, и в словах бог и религия я вижу тьму, мрак, цепи и кнут».
Белинский подвергал резкой критике капиталистическое общество. Он подчеркивал эксплуататорскую сущность буржуазии. Белинский указывал, что после революций на Западе буржуазия заняла место феодальной аристократии и усилила эксплуатацию рабочих. «Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий,- говорит Белинский,- весь в его руках, ибо тот дает ему работу и произвольно назначает плату за нее. Несколько недель, два-три месяца болезни или недостатка в работе, и бедный пролетарий должен умереть с семейством, если не прибегнуть к преступлению, которое должно привести его на гильотину».
Белинский разоблачал эксплуататорскую сущность капитализма. В статье о сочинениях В. Ф. Одоевского он писал «о страшном положении рабочего класса, умирающего с голоду в кровожадных, разбойничьих когтях фабрикантов и разного рода подрядчиков и собственников».
Еще более резко Белинский критикует капитализм в письме к Боткину. Он говорит о том, что владычество капиталистов покрыло современную Францию позором. В 1847 г. он писал Боткину:
«Я сказал, что не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах». Однако, критикуя капитализм, Белинский не видел подлинных путей его уничтожения, ибо в России тогда не было пролетариата и не созрели условия для пролетарской революции. На очереди дня в России стояла крестьянская революция, и поэтому В. Г. Белинский объективно выступает в качестве идеолога крестьянской революции, в качестве революционного демократа, непримиримого борца против крепостничества и самодержавия. Он говорит о том, что в случае развития капитализма в России русское дворянство превратится в буржуазию.
Как революционный демократ, плебей, разночинец, Белинский стоит за самую последовательную и решительную до конца революцию. Он был сторонником революционного переворота. Он приветствует казнь Людовика XVI, расправу над аристократами. Белинский писал: «Я бы на их месте (т. е. на месте вождей французской революции) трижды казнил Людовика». Он одобряет французских якобинцев. В письме к Боткину Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Я понял французскую революцию... Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его кровавую ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом». В этом же письме он пишет: «Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную».
Белинский говорит о том, что изменение социального строя не может произойти без революции.
«Смешно и думать,- заявляет он,- что это (т. е. изменение существующего строя) может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови... Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов».
Белинский считал, что в России «без драки», т. е. революции, дело не обойдется, и делал все, чтобы добиться ее приближения. Как революционный демократ, Белинский был непримирим, у него не было никаких на этот счет колебаний и сомнений, и он резко бичевал даже Н. В. Гоголя, когда тот скатился в болото реакции.
Н. В. Гоголь, которого Белинский называл, после Пушкина, главой русской литературы, под конец своей жизни, будучи тяжело болен, впал в мистицизм. Гоголь сжег вторую часть «Мертвых душ» и издал книгу под названием «Выбранные места из переписки с друзьями», где отстаивал реакционные идеи вплоть до защиты крепостничества и самодержавия.
Белинский поместил во втором номере «Современника» отрицательную рецензию на эту книгу Н. В. Гоголя, хотя в ней он не мог написать всего, что думал об ошибочной позиции Гоголя. Обидевшийся Гоголь в письме к Анненкову упрекнул Белинского за сердитый разбор его книги. В ответ на это Белинский, находясь на излечении в Зальцбрунне, написал незадолго до своей смерти ответ Гоголю - известное «Письмо Белинского к Гоголю»,- который и отослал ему. На другой день Белинский и Анненков выехали в Париж, где Белинский по копии прочитал Герцену свое письмо к Гоголю. Анненков рассказывает в своих воспоминаниях об этом так: «Во все время чтения я был в соседней комнате, куда, улучив минуту, Герцен шмыгнул, чтобы сказать мне на ухо: «Это -гениальная вещь, да это, кажется, и завещание его».
В своем письме Белинский обрушивается на Гоголя за его реакционные высказывания. Белинский пишет в нем: «Или вы больны - и вам надо спешить лечиться, или... не смею досказать моей мысли... Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов - что вы делаете! Взгляните себе под ноги,- ведь вы над бездной стоите».
В этом же письме Белинский со всей силой глубокого убеждения и революционной страсти обрушивается на крепостнические порядки и на реакционный николаевский режим. «Вы не заметили,- писал он Гоголю,- что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!)... а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков попираемого в грязи и навозе, права и законы сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности, их исполнение». Белинский подчеркивал: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, введение по возможности строгого исполнения тех законов, которые уже есть».
В. И. Ленин называл «Письмо Белинского к Гоголю» «...одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати».
Белинский боролся за революционное переустройство современного ему общества на основах социализма. В письме к Боткину Белинский писал: «...идея социализма... стала для меня идеей идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и к ней». Там же он заявляет: «Социальность, социальность - или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи».
Белинский мечтает о том, что на основе социализма будет ликвидировано неравенство среди людей. Он верит в то, что настанет время, когда «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди...» Вместе с этим надо иметь в виду, что социализм Белинского был и мог быть только утопическим, ибо в России тогда еще не созрели условия для распространения научного социализма. Но даже как социалист-утопист Белинский был выше западных социалистов-утопистов (Фурье, Сен-Симона, Оуэна и др.) тем, что считал возможным изменить существующий строй не путем убеждения «сильных мира сего» - королей, капиталистов и т. д., как это считали западные утописты, а путем революции.
В. Г. Белинский был великим предшественником социал-демократии в России. Роль его в общественном движении была исключительно велика. Его идеи и кипучая деятельность, умение использовать всякие возможности для пропаганды своих революционных взглядов играли большую роль в формировании поколений последующих революционеров.
Царское правительство, внимательно следившее за деятельностью Белинского, готовилось к расправе с ним. Не случайно однажды в Петербурге комендант Петропавловской крепости генерал Скобелев, с которым Белинский встречался на Кавказских водах, спросил последнего: «Когда же к нам?! У меня совсем готов тепленький каземат, так для вас и берегу». Незадолго до смерти на квартиру Белинского приходили агенты III отделения, и если они не арестовали его, то только потому, что он уже умирал. Умер Белинский 26 мая (7 июня) 1848 г.
Герцен пишет в «Былом и думах»: «Весть о февральской революции (во Франции) еще застала его в живых; он умер, принимая зарево ее за занимающееся утро».
Белинский сыграл громадную роль не только в области формирования политических взглядов русских революционных демократов, но и в области литературы.
Взгляды Белинского на литературу составили целую эпоху в ее развитии. Реакционному направлению в области теории литературы, представленному Погодиным, Шевыревым и другими, Белинский противопоставил революционно-демократическое положение о том, что литература и искусство должны служить общественным интересам и они должны откликаться на вопросы современности, быть оружием в борьбе угнетенных против угнетателей.
«Свобода творчества легко согласуется со служением современности»,- писал Белинский. Писатель, по мнению Белинского, должен иметь «взгляд на жизнь, кровные убеждения, составляющие верования души и сердца. Он должен быть связан с народом, с родиной, с ее жизнью».
«Чем выше поэт,- учил Белинский,- тем больше принадлежит он обществу, среди которого он родился». Белинский заявлял: «Отнимать у искусства право служить общественным интересам - значит не возвышать, а унижать его». Он резко выступал против дворянско-буржуазной теории так называемого «чистого искусства», «искусства для искусства», согласно которому искусство должно быть оторвано от общественных интересов, интересов народа, и служить не народу, а лишь небольшой кучке образованных людей.
В противовес этому Белинский отстаивает и обосновывает направление критического реализма в искусстве вообще и в литературе в частности и в особенности. Он говорил, что искусство, литература должно быть правдивым, реалистичным.
Белинский оказывал исключительное влияние на современников в области литературы. Он первый по-настоящему раскрыл и показал значение творчества великих русских писателей: Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он развенчивал модных поэтов вроде Бенедиктова, возведенного в гении реакционной критикой.
Тургенев пишет, что после статей Белинского о Бенедиктове он перестал его читать, ибо вынужден был признать, что Белинский был прав.
О влиянии Белинского на молодежь в области литературы ярко писали Анненков, Герцен и Тургенев.
Анненков говорит, что статьи Белинского составляли целое событие в литературном мире того времени. «Все они читались,- продолжает он,- с жадностью, производили неизгладимое впечатление». Герцен в «Былом и думах» рассказывал о том, что «каждый месяц двадцать пятого числа студенты по 5 раз ходили в кофейные спрашивать, получены ли «Отечественные записки» и есть ли статья Белинского. Номер рвали из рук в руки, статья поглощалась с лихорадочным сочувствием, смехом и спором... 3-4 верований как не бывало...» Это означало, что под влиянием статей Белинского легко рушились глиняные идолы, созданные в литературе реакционной критикой, и возвышались подлинные гении и выдающиеся представители русской литературы - Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, творчество которых так блестяще раскрывал в своих критических статьях Виссарион Григорьевич Белинский. Белинский угадал таланты Тургенева, Достоевского и ряда других писателей. Он тепло отзывался о Кольцове.
Произведения Белинского в области теории русской литературы сохраняют свое громадное значение и в наше время.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.