И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
Несмотря на крепостничество, тормозившее развитие страны, вторая половина XVIII в. в России была, несомненно, временем культурного подъема. В феодально-крепостнической России в крепостном хозяйстве большую роль стали играть товарно-денежные отношения, в промышленности с применением наемной силы все более складывался капиталистический уклад. Стране для промышленности, торговли, армии, управления требовались образованные люди, и, следовательно, было необходимо развитие просвещения, науки, литературы, искусства. Царизм не мог сдержать реакционную плотину рушившихся крепостнических порядков. В области культуры царизм поддерживал церковно-монархическое направление, душившее всякую свободную мысль.
Вопреки царизму, развившаяся русская культура ломала преграды, как бурная река в ледоход, и, опираясь на русские национальные традиции и заимствуя нужное из западной культуры, творчески ее перерабатывая, двигалась вперед. Несомненно, преобразования Петра I дали толчок к развитию национальной русской культуры.
Открытая после смерти Петра I Академия наук (1725) привлекла первоначально крупные научные силы из-за границы (знаменитые математики Эйлер, Бернулли).
Научные экспедиции (Малыгина, Лаптева и др.) много сделали для обследования Ледовитого океана. Экспедиции Беринга, Чирикова и русских промышленников внесли много ценного в дело изучения Тихого океана, Аляски и многих мест американского побережья. Ученый С. Крашенинников изучил Камчатку и написал исследование «Описание земли Камчатки».
В исторической науке много сделал В. Татищев, автор пятитомной «Истории Российской». Он был энтузиастом по собиранию исторических документов и издал такие замечательные памятники, как «Русская Правда» и «Судебник» Ивана Грозного.
В области гуманитарных наук, особенно исторических, иноземные ученые, работавшие в Российской Академии наук, распространяли реакционные теории о вековой отсталости России. Они создали «норманскую теорию», по которой выходило, что начало государственности на Руси положили норманны. Они всячески препятствовали изданию работы Татищева «История Российская», которая появилась много лет спустя после его смерти.
Решительную и страстную борьбу стал вести против клеветников России подлинный сын народа, гениальный ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765).
Он родился и вырос на далеком севере, в селе Денисовка у Холмогор, в семье крестьянина. Жажда к знаниям привела его в Москву, где он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Пять лет проучился Ломоносов, получая по три копейки в день на пропитание. Его выдающиеся способности привлекли внимание учителей, и он был послан для окончания образования и подготовки к научной деятельности в Петербург, в Академию наук. Оттуда Ломоносов был направлен за границу для изучения горного дела. Несколько лет пробыл Ломоносов за границей и, вернувшись, был назначен адъюнктом Академии наук, а позднее стал академиком.
Ломоносов был передовым ученым и материалистом. Он был физиком, исследовавшим впервые закон строения материи; химиком, открывшим закон сохранения вещества; выдающимся геологом, астрономом. Впервые он поставил под удар критики норманскую теорию происхождения Русского государства, доказывая самобытность развития русского народа.
Огромна заслуга Ломоносова в области поэзии и создания русского литературного языка. Его перу принадлежит также российская грамматика, по которой учились многие поколения. Ведя борьбу с немецким засильем в Академии наук, он смог выдвинуть ряд выдающихся русских ученых, сменивших бездарных иностранцев, заполонивших академию. Ломоносов положил начало чтению публичных лекций.
Ломоносов добился открытия в Москве в 1755 г. первого русского университета с тремя факультетами (медицинский, юридический, философский) и двумя гимназиями - одной для дворян, другой для разночинцев. Это высшее учебное заведение в XVIII в. выпустило целый ряд выдающихся представителей русской науки, литературы и искусства. Открытие Московского университета было крупнейшим культурным событием. При нем была создана типография, где с 1758 г. издавалась газета «Московские ведомости».
Как выясняется новыми исследованиями, университет получил помощь от Петербургской Академии наук, был создан на базе отечественной науки. Сохранились протоколы университетской конференции и протоколы университетского совета, а также личные архивы М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова и другие материалы. Они дают интересные сведения, опровергающие старое представление о том, будто организаторами и первыми профессорами в университете были иностранцы. М. В. Ломоносов в исключительно неблагоприятной обстановке добился демократизации университета, отделения университета от церкви. Ему удалось отстоять право разночинцев на обучение в университете на равных правах с дворянами. Ломоносовский «Проект» университетского устава предлагал, «чтобы дворянин, имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особливую остроту, пожелает ево обучить свободным наукам... должен наперед того молодого человека объявить вольным и... дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за приписанием свидетелей...» Борьба Ломоносова увенчалась успехом: под общим наименованием разночинцев записывались в университет вольноотпущенные из крепостных.
Ломоносову удалось добиться, чтобы курс физики в университете читал его ученик по Академии наук Н. Поповский - первый русский магистр и профессор.
Другие воспитанники Академии наук - русские ученые Десницкий, А. Барсов, С. Румовский, М. Софронов, Ф. Яремский, А. Константинов - были присланы в университет в качестве его первых преподавателей.
Большую издательскую деятельность университетской типографии развернул Н. И. Новиков (1744-1818). Им издано до тысячи разных книг по истории, технике, сельскому хозяйству и экономике. Н. И. Новиков собирал и издавал исторические документы. Кроме того, он издавал несколько журналов. Свои издания Н. И. Новиков рассчитывал прежде всего на массовых читателей «из мещанства и купечества», идейно сплачивая общественное мнение.
Реакционное царское правительство, заметив прогрессивное направление работы Новикова, начало преследовать его, конфисковало типографию и без суда заключило Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет «за развратные и противные закону православному книги».
После смерти Екатерины II Новиков был освобожден и остаток своих дней прожил в величайшей бедности.
Крупным дворянским историком, кроме В. Н. Татищева, был М. М. Щербатов, написавший русскую историю до начала XVIII в.
И. Н. Болтин был первым русским историком критического направления. Он доказывал, что наша страна в период древнерусского государства имела высокую культуру, и впервые выдвигал такие важнейшие вопросы, как вопрос о феодальном строе в древней Руси, о единстве исторического развития всех народов, населявших Россию.
Большого развития по инициативе Академии наук получили геофизическо-этнографические экспедиции. Для изучения окраин были посланы экспедиции, где участвовали Лепехин, Паллас и другие. Полученный этими экспедициями материал обогащал русскую и мировую науку.
В области техники из народных недр выдвинулись выдающиеся изобретатели-самородки И. П. Ползунов (1730-1766) и И. П. Кулибин (1735-1818). Кулибин - замечательный механик-самоучка - создал проект одноарочного моста через Неву, конструировал сложные механизмы, работал над созданием протезов и т. п. Выдающийся самоучка, сын солдата, И. Ползунов в труднейших условиях, при противодействии администрации изобрел паровой двигатель (за несколько лет до появления паровой машины Уатта). Паровая машина И. П. Ползунова была построена и работала на Колыванском заводе в 1765 г. Цилиндры поршней были из тонкой листовой меди и не выдержали длительной работы, а после смерти изобретателя (1766) машина, с ведома правительства, была вовсе разрушена.
Эти самоучки-изобретатели в условиях крепостнической России встречали всяческие препятствия и не могли широко применить на практике своих достижений.
Возросшие культурные запросы побудили правительство обратить внимание на постановку образования в России. Осуществляемое в большей части в дворянских семьях домашними средствами, оно не могло подготовить действительно образованных людей. Домашнее образование под руководством иностранцев-гувернеров, часто невежественных проходимцев, в лучшем случае давало знание иностранных языков и светский лоск. В 1764 г. П. И. Бецким был открыт Смольный институт для дворянских девиц, получивший задачу готовить «новую породу людей». Однако и в нем занятия сводились к изучению иностранных языков и приобретению внешнего лоска. Подобное же учебное заведение было открыто для «мещанских девиц», где главной целью ставилось изучение ремесла и ведение домашнего хозяйства. В Москве был основан воспитательный дом для беспризорных детей.
С целью организации системы просвещения Екатерина II образовала «комиссию об училищах». В Россию был приглашен известный педагог, серб по национальности, Янкович де Мириево. По его предложению было решено открыть малые, средние и главные народные училища. Практическое осуществление этого проекта началось с 1785 г. В Петербурге было открыто Главное училище для подготовки учителей и приступлено к составлению и изданию учебников и наглядных пособий. Малые училища имели два класса, средние - три класса, главные училища - четыре класса. Последний класс был двухгодичным.
В 1786 г. в половине губернских и уездных городов всего было открыто 316 новых школ с 18 тыс. учащихся.
Были открыты также училища для купеческих детей, коммерческое училище, горное училище, землемерная школа, медицинские школы, семь духовных семинарий. В 1799 г. в Петербурге была основана Медико-хирургическая академия. Попытка открыть университеты в губернских центрах кончилась неудачей из-за недостатка кадров научных работников.
Были преобразованы артиллерийский, инженерный и пажеский корпуса.
Просвещение, несомненно, шагнуло вперед, но оно было доступно преимущественно дворянству.
Реакционный характер политики в области просвещения особенно ярко сказался в создании закрытых учебных заведений, куда принимались только дети дворян.
С целью «создания новой породы людей» в закрытых институтах благородных девиц (Смольный в Петербурге, Екатерининский и Елизаветинский в Москве) воспитание проводилось в церковно-монархическом направлении.
Во второй половине XVIII в. литература достигла значительного развития.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.