Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

А. А. Фадеев


Л. Н. Симоненко, "Искусство на уроках русской литературы в 4—8 классах"
Изд-во «Радянська школа», Киев, 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

4-й класс. В этом классе учащиеся изучают отрывок из романа А. Фадеева «Разгром» — «Метелица».
Во вступительном слове учитель ограничивается сообщением о том, кто автор романа «Разгром», какие события изображаются в нем, называет имена главных героев (Метелица, Левинсон, Бакланов и др.). Свой короткий рассказ учитель иллюстрирует фотографией Фадеева 30-х годов или портретным рисунком Г. С. Верейского. Чтобы дети яснее и конкретнее представляли себе, где и когда происходят события, можно показать фото, рисунки, пейзажи Приморской тайги, использовать интересный плакат «...И на Тихом океане свой закончили поход», прослушать в грамзаписи известную песню «Дальневосточная партизанская».
При чтении отрывка учитель объясняет непонятные слова, потом дети пересказывают близко к тексту содержание произведения, составляют подробный план, характеризуют Метелицу, мальчика-пастушонка, врагов революции.
Образ Метелицы учащимся помогут воссоздать иллюстрации к роману О. Верейского, Д. Дубинского, И. Година. Для более глубокого понимания и осмысления каждой иллюстрации желательно, чтобы дети рассказали о том, что увидели, а затем к каждой из иллюстраций нашли бы соответствующий отрывок из текста. Например, к очень динамичной, с четким рисунком иллюстрации О. Верейского «На совете партизанского отряда» подходит цитата из текста: «Этот человек минуты не мог просидеть спокойно — весь был огонь, движение, и хищные его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться. Метелица выставил свой план отступления, из которого видно было, что его горячая голова не боится больших пространств и не лишена военной сметки».
Лиричностью и мягкостью отличается иллюстрация Д. Дубинского «Метелица и пастушок». Во всей фигуре и лице Метелицы, слушающего трагический рассказ пастушонка, ощущается большое сочувствие и понимание горя простого народа.
Иллюстрация И. Година «Метелица в разведке» полна внутренней напряженности; к ней подойдет такая цитата: «Метелица, сдерживая могучий трепет сердца, почти не дыша, пробирался в глубь сада... налево от себя он увидел освещенное окно. Оно было открыто. Там сидели люди. «...Вот оно!» — подумал Метелица, нервно дрогнув щекой и вспыхнув и загораясь весь тем жутким, неотвратимым чувством бесстрашного отчаяния, которое толкало его обычно на самые безрассудные подвиги...».
Ученики могут также рассмотреть иллюстрации И. Година «Метелица перед схваткой с белогвардейским офицером», охарактеризовать все три действующие лица (начальника, офицера в казачьей шинели и Метелицу), определить изобразительно-выразительные средства иллюстрации (черно-белое изображение, отточенность рисунка, фигур и яркая выразительность лиц).
Желательно, чтоб дети нашли текст, соответствующий рисунку: «Теперь он был хорошо виден всем — тугой и стройный, черноволосый, в мягких оленьих унтах, в расстегнутой рубахе, перетянутой шнурком с густыми зелеными кистями, выпущенными из-под фуфайки,— с далеким хищным блеском своих летящих глаз, смотревших туда, где в сером утреннем дыму застыли величавые хребты».
События, описанные в романе, перекликаются с песней «По долинам и по взгорьям», которая рассказывает о героической борьбе сибирских партизан против белогвардейцев.
После того как школьники прослушают песню, учитель объясняет выражения «волочаевские дни», «разгромили атаманов», «белой армии оплот» и др. и подчеркнет, что яркие образы, рифма и ритм песни дают основание назвать ее песней-маршем.
В ходе беседы учитель ставит перед классом такие вопросы:
— О каких событиях поется в песне?
— Какая связь между главой «Метелица» и песней?
— Какие сравнения и метафоры раскрывают героизм и мужество партизан?
На одном из внеклассных занятий можно ознакомить учеников с репродукцией картины художника В. Шаталина «По долинам и по взгорьям», изображающей революционные события в поэтическом преломлении, в каком сохранила их народная песня. Само название картины указывает на ее близость с песней. В ней удивительно жизненно и поэтично воссоздана атмосфера героического времени борьбы за победу революции. Желательно показать классу репродукции картин В. Карева «Партизаны Сибири» и Б. Иогансона «Допрос коммунистов», которые посвящены героике гражданской войны. Картины наглядно иллюстрируют учащимся стойкость духа, самоотверженность и силу воли советских людей, никогда не теряющих самообладания и выдержки.
Особенно примечательна в этом плане картина «Допрос коммунистов». Дети сами расскажут ее содержание. Учитель, обобщая ответы учащихся, обращает их внимание на композицию и краски картины. Композиционно картина построена так, что коммунисты, хотя и в плену, но производят впечатление наступающих (даны во весь рост, стоят, выпрямив плечи, бесстрашно глядя в глаза врагов), а белогвардейцы словно загнаны в угол. Эту мысль усиливает и колорит картины, ее цветовая гамма. Колорит построен на сочетании золотисто-красно-коричневых тонов, свет ярко выделяет фигуры коммунистов, что подчеркивает их волю, мужество и непреклонность. В заключение на внеклассном занятии рекомендуем посмотреть учебный фильм «Метелица».
7-й класс. Учащиеся изучают главы из романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Анализу этих глав предшествует домашнее чтение романа.
Классная беседа начинается с краткого ознакомления с жизнью и деятельностью А. Фадеева, историей создания романа. В этой беседе учитель может использовать учебный кинофильм, звукозапись выступлений А. Фадеева и грампластинки с фрагментом радиокомпозиции о юности писателя (грампластинки из серии «Страницы радиопередач»). Роман Фадеева связан с его личной судьбой, с его впечатлениями юности; страницы романа пронизаны лиричностью, раздумьями о смысле и цели жизни.
Радиокомпозиция начинается с рассказа о периоде революционной деятельности Фадеева, сопровождается музыкой, усиливающей лирическое звучание воспоминаний писателя о своей юности: «Если вы читали «Молодую гвардию», то в лирическом отступлении, начинающемся словами: «Друг мой! друг мой!..», я писал именно о Грише Билименко, как о друге, который ждал меня, чтобы нам вместе добираться до училища. Друг этот — образ собирательный, но это место — о нем, о Грише Билименко, и обо мне...».
Рассказ об участии Фадеева в Великой Отечественной войне учитель дополняет фрагментами учебного кинофильма «Александр Фадеев» («Фадеев осматривает танк», «Фадеев среди бойцов» и т. д.).
Есть здесь кадры, повествующие о поездке писателя в г. Краснодон. Там Фадеев собирает материалы о подпольной молодежной организации, встречается с родителями молодогвардейцев. Учитель дополняет фильм рассказом о сложной работе писателя по сбору материала, показывает фотографии коммунистов Ф. Лютикова, Н. Баранова — организаторов и руководителей «Молодой гвардии», клуб им. Горького в Краснодоне, дом Олега Кошевого, комнату Жоры Арутюнянца, где печатались листовки, и т. д.
«Молодая гвардия» — роман многоплановый, поэтому изучение его рекомендуем строить на анализе основных глав с периодическим привлечением второстепенных эпизодов. Существует несколько методических вариантов изучения романа. Но какой бы из них не избрал учитель, он должен обратить особое внимание на героико-ро-мантическую устремленность произведения.
В других видах искусства (графике, скульптуре, кино, спектакле, опере) тема «Молодой гвардии» так же пронизана революционной романтикой.
При анализе романа желательно показать иллюстрации художников-графиков А. Резниченко, Ф. Глебова, В. Щеглова и предложить учащимся найти наиболее близкий по смыслу текст к каждой иллюстрации.
Учитель показывает фоторепродукцию скульптуры В. Фивейского «Сильнее смерти», раскрывающую несгибаемое мужество и стойкость героев в борьбе с врагами, а также памятник погибшим молодогвардейцам в г. Краснодоне (работа скульпторов В. Мухиной, В. Агибалова, В. Федченко). На высоком постаменте из гранита, на фоне развевающегося знамени стоят молодогвардейцы. Они преисполнены силы, мужества и величия. Определив идейный замысел, учитель объясняет, что в скульптуре бывает композиция динамическая или статичная. В данном монументе учащиеся определяют динамику композиции в повороте фигур, движении рук, голов, в развевающемся знамени.
— Что общего в скульптуре В. Фивейского и памятнике?
— Что их различает?
Общим является стремление передать черты духовного облика патриотов, их верность Коммунистической партии, Родине. С помощью учителя семиклассники отмечают различие двух жанров скульптуры. Станковое произведение В. Фивейского не рассчитано на рассматривание издали, оно более подробно, здесь нет постамента, как в памятнике, который воспринимается среди большого пространства.
Изучение глав романа в классе должно увязываться с материалом, который рассматривается на внеклассных занятиях по этой теме. В первую очередь рекомендуем познакомить учащихся с оперой Ю. Мейтуса «Молодая гвардия», которая впервые была поставлена на сцене Киевского театра оперы и балета в 1947 г. В опере раскрывается идея высокого мужества и патриотизма советского народа. Так же, как и в романе, в опере сочетается гражданственно-патриотическая тема с проникновенным лиризмом. В классе можно прослушать отдельные дуэты и сцены, наиболее ярко раскрывающие образы молодогвардейцев (сцены клятвы, допроса). Надо помочь учащимся почувствовать, как в музыке путем противопоставления музыкальных характеристик советского народа и его врагов раскрывается борьба двух противоположных идеологий — прогрессивная, гуманная и реакционная, человеконенавистническая.
Тема борющегося народа (образы людей, их мысли и поступки) пронизана украинскими мелодиями, боевыми песнями-маршами, олицетворяющими несгибаемые силы молодогвардейцев. Эти мотивы переплетаются с мужественной и печальной мелодией в сцене допроса, с суровым напевом «Замучен тяжелой неволей», звучащим как гимн бессмертию борцов за счастье народа.
Лейтмотивом оперы является клятва молодогвардейцев, которая как бы определяет дальнейшее развитие действия.
Рекомендуем прослушать отдельные арии, характеризующие того или иного молодого патриота, например ариозо Ули из первого акта «Люблю я степи летнею порой», основанное на элегической, созерцательной мелодии, переходящей затем в мужественную и твердую интонацию, или арии Олега Кошевого и Сергея Тюленина, пронизанные героико-романтическим настроением.
Надо обратить внимание учащихся и на роль оркестра в опере. В «Молодой гвардии» оркестр передает все основные музыкальные характеристики-мотивы. Главные темы оперы зарождаются именно в оркестре, звучат сначала здесь, а затем уже переходят в вокальные партии. Но основным средством выразительности в опере является вокальная мелодия, основанная на песенных интонациях старой и современной народной украинской песни.
Изучив роман, следует посмотреть во внеклассное время экранизацию «Молодой гвардии».
Фильм, созданный режиссером С. Герасимовым, учащиеся смотрят с увлечением, невольно сравнивая и сопоставляя образы фильма и книги. Задача учителя — сделать сравнительный анализ более глубоким, научить понимать идейный смысл произведения, который раскрывается средствами двух различных видов искусства. Беседу можно начать с такого вопроса:
— Что произвело на вас особенно сильное впечатление в фильме?
В ходе этой беседы обычно выясняется, что на учащихся большое впечатление произвели кадры, отличающиеся яркой «кинематографичностью», большой зримостью. Речь идет об эпизодах, снятых крупным планом: наиболее напряженные сцены столкновения с немецкими фашистами; лица героев, раскрывающие их внутренние переживания; отдельные детали, которые подчеркивают сложный психологический момент, например эпизод встречи фашистов с молодогвардейцами, которые идут на казнь.
— В чем близость и различие героев романа и одноименного фильма?
Этот вопрос заставит учащихся более вдумчиво сравнивать, сопоставлять и характеризовать героев.
В 50-е годы один из выдающихся советских театральных режиссеров Н. Охлопков поставил спектакль «Молодая гвардия», где передана фадеевская романтическая взволнованность. Главная мысль спектакля — бессмертие героического подвига. Это подчеркивается большой масштабностью спектакля, отсутствием бытовых деталей в декорациях, взволнованной музыкой С. Рахманинова, алым стягом, олицетворяющим победу и бессмертие.
Особенно запоминается финальная сцена спектакля, где молодогвардейцы — юные, красивые, устремленные вперед — застыли в порыве, как живая скульптура.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +