6-й класс. Знакомство с творчеством А. М. Горького начинается в 6-м классе отрывком «Страсть к чтению» из повести «В людях». В вводной беседе, прежде чем ознакомить учащихся с содержанием отрывка, рекомендуем учителю рассказать об эпохе, в которую жил Алеша Пешков.
В этом рассказе учитель должен подчеркнуть мысль, что, несмотря на «свинцовые мерзости дикой русской жизни», в Алеше формировались высокие нравственные качества. И это происходило в первую очередь под влиянием бабушки Алеши, Акулины Ивановны Кашириной, простой русской женщины, большого знатока народных песен и сказок. Именно она привила мальчику интерес к народной поэзии, внушила большую бескорыстную любовь к людям и природе.
Кратко знакомя учащихся с историей создания повести, можно вспомнить автобиографическую повесть «Детство» (первую часть трилогии), которую учащиеся обычно уже знают. Школьникам желательно объяснить, что трилогию нельзя рассматривать только как автобиографию великого художника. Это произведение отражает типические черты русской жизни, а в образе Алеши Пешкова показан процесс формирования характера человека из народных низов, рост его сознания.
Перед тем как ознакомить учеников с отрывком «Страсть к чтению», учитель рассказывает о статье Горького «Как я учился», цитируя наизусть отдельные выдержки из этой статьи, подтверждающие горячее, безудержное желание юного Горького учиться. Читать надо эмоционально, с большим чувством, чтобы учащиеся прониклись любовью Горького к книге и к творцу книги — человеку.
По изучаемому отрывку «Страсть к чтению» в классе проводится беседа о тяжелом детстве Алеши Пешкова, выясняются черты его характера (впечатлительность, страсть к книгам, любознательность, честность, чувство собственного достоинства и т. д.). В отрывке множество художественных сравнений, на которых надо останавливать внимание учащихся: «Книга, дружище, как хороший сад, где все есть: и приятное, и полезное» и др.
К повестям «Детство» и «В людях» есть отличные иллюстрации Б. Дехтерева, некоторые из них (по усмотрению учителя) можно подробно рассмотреть в классе, а затем к каждой подобрать соответствующий текст из произведения.
Помимо иллюстраций, можно показать шестиклассникам репродукции с каргин А. Демина «Горький в пекарне булочной Семенова» и М. Суздальцева «Навстречу жизни». Учащиеся при помощи учителя заметят различие в художественных средствах двух видов изобразительного искусства — иллюстрации и живописного полотна.
Во внеклассное время рекомендуем показать детям кинофильм «Детство Горького». Учащиеся сами увидят, что в фильме не все эпизоды, описываемые в книге: нет прямого следования за событиями литературного произведения (здесь, например, включены эпизоды из рассказа «Страсти-мордасти»). Но надо, чтобы учащиеся уяснили, что не это главное, а то, что фильм вслед за книгой также стремится правдиво раскрыть процесс формирования человека.
Произведение Горького и фильм убедительно показывают сочетание в жизни двух начал: ограниченного, жестокого и прекрасного, возвышенного.
Учащимся надо помочь разобраться в этом и показать, как в те времена сквозь «пласт всякой скотской дряни... все-таки победно прорастает яркое, здоровое, творческое, растет доброе, человеческое, возбуждая надежду на возрождение к жизни светлой, человеческой»... Вот в этих словах Горького и во всем строе его образов, эпизодов и размышлений в книге сказалось мировоззрение великого писателя. В его произведениях утверждается торжество добра над злом, а изображение
настоящего проникнуто светлой устремленностью в будущее.
7-й класс. Во вступительной беседе семиклассники вспоминают имена художников, произведения которых, подобно произведениям Горького, были также проникнуты любовью к народу, скорбью и болью за его страдания (Н. Гоголь, Н. Некрасов, Т. Шевченко, П. Федотов, И. Репин, М. Мусоргский, Н. Лысенко и многие другие).
Реалистические традиции этих художников были подхвачены и возрождены в искусстве пролетариата. И творчество А. М. Горького — по определению Ленина, «крупнейшего представителя пролетарского искусства»— явилось продолжением и развитием того лучшего, что мы имеем в классическом литературном наследии.
Вступление Горького в литературу (начало 90-х годов XIX в.) совпало с началом распространения в России марксизма и организованной борьбы рабочего класса против буржуазии. Возглавил эту борьбу В. И. Ленин.
Первая встреча Горького с Лениным произошла в революционные дни 1905 г., когда писатель помогал восставшим закупать оружие. На его квартире проходили совещания руководителей боевых дружин. Второй раз они встретились на V съезде РСДРП в Лондоне в 1907 г., где М. Горький присутствовал как делегат с совещательным голосом. Эта встреча была началом крепкой дружбы между вождем пролетарской революции и пролетарским писателем.
Ряд художников запечатлели в своих произведениях моменты их дружеских бесед: картина В. Ефанова «Ленин и Горький в Горках», автолитография Г. Верейского «В. Ленин и М. Горький», рисунок П. Васильева «В. Ленин и М. Горький».
Горький встречался с А. Чеховым, Ф. Шаляпиным, В. Васнецовым, К. Станиславским, В. Маяковским, переписывался с ними, был в самых дружеских отношениях. Сохранилась интересная фотография, снятая весной 1900 г. в Крыму и запечатлевшая Горького с художником В. Васнецовым.
Среди художников, иллюстрировавших произведения Горького, мы встречаем таких мастеров, как С. Герасимов, Б. Дехтерев, Б. Иогансон, Кукрыниксы, Ю. Могилевский, А. Пластов, Б. Пророков, К. Рудаков, В. Серов, Д. Шмарипов и др.
Художникам старшего поколения (Шмаринову, Дехтереву, Кукрыниксам) в период работы над иллюстрациями к произведениям Горького выпало счастье слышать советы и указания самого писателя. Эти советы помогали раскрытию замысла, идеи произведений.
Есть ранние портреты Горького художников И. Репина (1899 г.) и В. Серова (1904 г.); а также художников И. Бродского, П. Корина и фото памятника Горькому в Москве, открытого в июне 1951 г.
Характеризуя начало творческой деятельности Горького, учитель может рассказать семиклассникам о том, что в конце XIX в. одновременно с рассказами А. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» вышли отдельным изданием два томика рассказов молодого Горького. Горького и Чехова роднила ненависть к мещанству и пошлости. Горький учился у Чехова простоте и правдивости изображения жизни. Но в произведениях Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Девушка и смерть» раскрылись иные краски, иная действительность. Вместо серенького и ничтожного человека, боящегося всего на свете, вместо сереньких сумерек и сарая на краю села — южная ночь, море, пламя костра. И уже не учитель провинциальной гимназии, а человек, гордый и свободный, как птица, самоотверженно и страстно любящий людей, выступает главным героем.
Здесь уместно кратко рассказать легенду о Данко и Ларре, показать иллюстрации И. Тоизде к рассказу «Старуха Изергиль».
Мотивы великой любви к людям, радость героической готовности отдать себя для блага народа с особой яркостью и глубиной раскрылись в «Песне о Соколе», созданной в эти же годы.
«Песню о Соколе» желательно прослушать в исполнении мастеров художественного слова (в грамзаписи), чтобы создать определенное впечатление, а затем в процессе анализа выразительно читает текст учитель или наиболее подготовленный ученик. Анализ «Песни» проходит как перечитывание отдельных ее частей, с определением особенностей композиции и языка (антитеза, пейзажное обрамление, аллегория). Вопросы к учащимся надо ставить так, чтобы семиклассники не столько рассказывали о содержании, сколько о своем отношении к произведению, например:
— Что в песне производит на вас наиболее сильное впечатление?
Учащиеся обычно отвечают, что самая волнующая картина — это картина моря, озаренного ослепительными лучами солнца, над которым раздается мощный, героический призыв: «Безумству храбрых поем мы песню! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»
«Песню о Соколе» можно проиллюстрировать рисунком И. Тоидзе «Сокол и Уж» или рисунком Н. Петрова «Песня о Соколе», где ярко подчеркнуто героическое начало, призыв к борьбе.
Немного позже (1901 г.) появляется «Песня о Буревестнике», где прозвучало радостное и грозное пророчество о надвигающейся революционной буре.
Читать «Песню о Буревестнике» надо вдохновенно, чтобы взволновать учащихся, заставить их увидеть картину, воссозданную автором, и пережить чувство радости, победы, т. е. быть во власти тех чувств, о которых она рассказывает. Близка романтическому духу ранних про» изведений писателя картина А. Рылова «В голубом просторе». Желательно рассмотреть ее в классе, особенно подчеркивая жизнерадостный оптимистический строй произведения.
Песни отличаются большой эмоциональностью и лиричностью, гиперболизмом образов, художественными аллегориями, яркими красками в описании портретов, действий и поступков героев, в описании природы. Следует подчеркнуть в песне соответствие между природой и человеком. Образы бури, волнующегося моря, безграничного степного раздолья усиливают мятежную настроенность героев. Надо обратить внимание учащихся на то, что лиризм и эмоциональность произведений усиливается тем, что Горький везде обращается к песне и музыке. Это поющие женские и мужские голоса в рассказе «Старуха Изергиль», нежные звуки скрипки в «Макаре Чудре», наконец, речитатив старого чабана Рагима.
Песенным началом пронизан и сам строй горьковских произведений. Писатель с помощью инверсий и особого синтаксиса создает своеобразную музыкально-ритмическую форму языка.
При изучении «Песни о Буревестнике» можно использовать репродукции произведений, которые удачно раскрывают тему человека-борца, где все пронизано жизнеутверждающими, мажорными тонами. Картина И. Бродского «Горький», Г. Мелихова «Буревестник», скульптура В. Мухиной «Буревестник» раскрывают образ Горького как страстного певца героического подвига, Буревестника революции. Желательно обратить внимание на общий характер этих произведений, освещение, колорит, композицию, рисунок, на то, как весь этот комплекс изобразительных средств живописи и скульптуры раскрывает облик писателя-борца.
Рассказ «Дети Пармы» по содержанию вполне доступен семиклассникам для самостоятельного разбора дома. А в классе по этому рассказу учитель проведет коллективную беседу. Писатель сумел увидеть будущее торжество единства, солидарности рабочих. Ребята найдут слова в тексте, объясняющие основной смысл рассказа. Их произносит «высокий человек в кожаном переднике, с голыми огромными руками: «Понимаешь,— если это привьется... Нас трудно будет одолеть, а?».
В рассказе есть еще одна важная мысль, на которую надо обратить внимание учащихся, мысль о том, что совместная борьба за общие интересы делает людей духовно выше и благороднее. Рассказывая о встрече детей из другого города, Горький пишет: «Всюду веселое возбуждение, праздничные лица, влажные добрые глаза». Эта встреча превращается в торжество гуманизма, доброты к людям. Писатель всем строем речи, подбором выразительных средств утверждает рождение новых отношений между людьми, отношений товарищеской взаимопомощи и единства. Вот почему весь рассказ удивительно светлый, праздничный, озаренный радостью надежды. На уроке рекомендуем показать учащимся иллюстрации к рассказу художников Ю. Могилевского и Т. Шишмарева.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.