М. Ю. Лермонтов многогранностью своего таланта напоминал А. С. Пушкина. В нем сочетался дар поэта, музыканта и художника. И в каждой из этих областей он проявил незаурядные способности.
Надо рассказать учащимся, что Лермонтов хорошо пел, играл на фортепиано, скрипке, флейте. Он был первым композитором, сочинившим мелодию к своему стихотворению «Казачья колыбельная песня», ноты которой исчезли и не найдены до сих пор. Под влиянием известного в то время гитариста М. Высоцкого поэт создал стихотворение «Звуки», где поэтическими средствами раскрывал тайны музыкальных звуков. Среди рукописей Лермонтова сохранился отрывок либретто оперы «Цыгане» на текст поэмы Пушкина. С детства он знал русские народные колыбельные, плясовые, хороводные, свадебные, солдатские, ямщицкие песни, и эти знания музыкально-поэтического фольклора позже воплотил в своих произведениях («Песня про купца Калашникова», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Бородино» и др.). 4-й класс. Знакомство учащихся четвертого класса с поэзией Лермонтова начинается произведением «Бородино». Учитель останавливается на основных этапах жизни поэта, вводит школьников в атмосферу того времени, подчеркивает значимость лермонтовской поэзии для всей русской культуры.
В процессе беседы можно показать автопортрет писателя или портреты работы П. Заболотского. На одном из них Лермонтов изображен в гусарском мундире, на другом — в штатском костюме. Хорошо прочитать отрывок из «Литературных воспоминаний» И. Панаева: «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он долго смотрел».
Рекомендуем показать ребятам портреты Лермонтова в раннем детстве работы неизвестных художников, портреты его родителей, бабушки Е. Арсеньевой — воспитательницы будущего поэта. Детские годы Лермонтова прошли в селе Тарханах, где царила обстановка типичного крепостного быта. Есть репродукции с картины Н. Гарднера «Тарханы. Общий вид усадьбы», литография «Тарханы. Вид дома и домовой церкви», гравюры XIX в. «Посиделки», «Расправа в девичьей», которые дополнят рассказ учителя о жизни деревенских помещиков той поры.
С детских лет будущий поэт слышал о неурожаях, рекрутчине, о тяжелой доле крепостных крестьян. У тархановских крестьян он учился русской народной речи, слышал песни и предания об Иване Грозном, Разине, Пугачеве, рассказы «Про день Бородина», об Отечественной войне 1812 г.
В Пензенской, Симбирской, Нижегородской губерниях вспыхивали крестьянские волнения. Пришла весть и в Тарханы о восстании 14 декабря в Петербурге на Сенатской площади. Два брата бабушки Дмитрий и Аркадий Столыпины были дружны с руководителями заговора (в частности с П. Пестелем) и разделяли идеи декабристов. Лермонтову тогда было одиннадцать лет, по-настоящему он оценил эти события позже, но и тогда ему были хорошо знакомы имена П. Пестеля, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Грибоедова.
Желательно показать акварель К. Кольмана (1830-е годы), «Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года».
Бабушка трижды возила маленького Лермонтова на кавказские воды, так как он был слаб здоровьем.
Эти далекие поездки на лошадях через всю Россию, величественная природа Кавказа, рассказы о набегах черкесов на казачьи станицы, о битвах с горцами, кавказских пленниках — все это обогащало детское воображение будущего поэта и в какой-то мере определило содержание его отроческой поэзии, рисунков. Детские акварели Лермонтова: «М. Л. год 1825. 13 июня на горячих водах», «Отряд древних воинов» и более поздние «Военно-грузинская дорога», «Тифлис» интересны не только содержанием, но и формой — меткостью рисунка, сочностью красок.
Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Из стен этого пансиона вышли такие писатели, как Д. Фонвизин, В. Жуковский, А. Грибоедов. Среди воспитанников пансиона было немало будущих декабристов, в том числе П. Каховский.
В пансионе раскрылись разносторонние дарования поэта. В часы, свободные от занятий, он совершал длительные прогулки по Москве. В городе еще видны были следы Отечественной войны. Любовь к Москве Лермонтов пронес через всю свою недолгую жизнь. Эта тема звучит в поэме «Сашка»
Москва, Москва... люблю тебя как сын, Как русский,— сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин, И этот Кремль зубчатый, безмятежный...
и в стихотворениях «Два великана», «Бородино».
При чтении стихотворений Лермонтова или отрывков из поэмы рекомендуем показать учащимся виды старой Mocквы, репродукции с картин Ф. Алексеева («Москва — Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста»), акварель Б. Земенкова «Московский университетский Благородный пансион».
В университетском пансионе существовал культ декабристов, создавались тайные кружки, где читали «вольнодумные» стихи Пушкина, К. Рылеева, свои собственные произведения. Уже ранние стихи Лермонтова свидетельствуют о его стремлении к борьбе с тиранией («О, полно извинять разврат!»), в них возникает образ поэта-гражданина, поэта-пророка.
Вольнолюбивые и независимые настроения учащихся Московского Благородного пансиона не нравились царскому правительству. В 1830 г. Николай I «высочайшим указом» преобразовал пансион в гимназию. Молодой Лермонтов решил готовиться в Московский университет. В университете одновременно с ним учились В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров. Лермонтов близко знаком с ними не был, но он. жил теми же интересами, общался с той же студенческой средой. Учитель может показать учащимся портреты передовых людей России, многие из которых были питомцами Московского университета, объяснив, что это были за люди и какую роль они сыграли в истории русского освободительного движения.
Через два года Лермонтов уезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г. он, был произведен в офицеры (есть его портрет в военном мундире) и назначен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Все это время он продолжает писать поэтические, прозаические произведения («Маскарад», «Княгиня Литовская»).
В день смерти Пушкина Лермонтов создает одно из лучших своих произведений «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. В мае 1837 г. было опубликовано его стихотворение «Бородино».
Перед тем как ознакомить с ним учащихся, учитель кратко рассказывает о бородинском сражении, показывает портреты прославленных русских полководцев М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли, П. Багратиона, портрет французского императора Наполеона, гравюру XIX века, где изображен памятник на поле Бородинского сражения, фотопанораму Московского Кремля.
Этот рассказ хорошо связать с событиями Великой Отечественной войны 1941 г. Известен эпизод о том, как перед началом двухмесячного сражения за Москву в музей на Бородинском поле приехал командир одной из дивизий и написал в книге посещений: «Приехали Бородинское поле защищать» и процитировал строки из стихотворения Лермонтова.
Стихотворение «Бородино» рекомендуем прослушать в грамзаписи в исполнении мастеров художественного слова, затем рассказать об истории его создания. Лермонтов с детских лет слышал рассказы его родных, тархановских крестьян — участников боев на Бородинском поле, об Отечественной войне, видел в 1819 году разрушенные и обгоревшие здания, орудия, отбитые у французов,— все это послужило источником первых представлений поэта об Отечественной войне 1812 г. Можно показать рисунки М. Лермонтова из юнкерской тетради 1832—1834 гг. «Бородино», «Схватка французских кирасиров с конно-егерями».
Прослушав стихотворение (в грамзаписи или прочитанное учителем наизусть), учащиеся читают его по частям, выясняют непонятные слова и выражения, затем анализируют произведение (характеристика старого солдата, идейный смысл стихотворения, его художественные особенности), составляют план для самостоятельной работы над произведением.
Не вдаваясь в подробный анализ стихотворения, обращаем внимание учителя на его идейный смысл и форму раскрытия. Это живой, непосредственный рассказ простого солдата о победе русского народа над врагом. В его образе поэт раскрывает великое чувство патриотизма, сущность которого необходимо объяснить учащимся.
В тексте же стихотворения ученики сами найдут строчки, раскрывающие героизм, величие духа всего русского народа, готовность защищать свое отечество. Об этом старый солдат говорит, объединяя под местоимением «мы» всех русских солдат, готовых отдать свою жизнь за родину:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Глубже раскрыть смысл стихотворения помогут репродукции с картин Д. Шмаринова «Бородинский бой», В. Верещагина «Конец Бородинского боя». Помимо этого, иллюстрации М. Зичи, В. Заля, А. Кондратьева, рисунки Р. Жуковского, тонко и метко воспроизводящие в графике лермонтовский текст, дадут учащимся зримое и конкретное представление об участниках Бородинского сражения.
При подведении итогов по изучению стихотворения «Бородино» желательно продемонстрировать цветной фильм одноименного названия (I часть). 5—6 классы. В 5-м классе изучаются произведения Лермонтова «Парус» и «Два великана», в 6-м — стихотворения «Тучи», «Прощай, немытая Россия».
Учитель рассказывает о том, что «Парус» поэт написал в 1832 г. Это был важный этап в жизни Лермонтова — переезд его в Петербург и поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. Знакомство с Петербургом, поездки на море, на Финский залив оказывали сильное влияние на настроение поэта. Он создает произведение, в котором удивительно сочетается грусть, тревога, безнадежность (I, II строфы) с жаждой бури и борьбы.
Учитель выразительно читает стихотворение наизусть, затем проводит беседу, в которой раскрывает его идейное содержание и художественные средства (разнообразие звуковой гаммы, эпитеты и т. д.).
Можно показать акварель «Парус» самого Лермонтова и рисунок И. Айвазовского, сопоставить их, отметить сходство и различие между ними. Хорошо прослушать и также сопоставить романсы А. Варламова и Б. Асафьева (из его лермонтовского цикла).
— Помогает ли музыка лучше понять стихотворение Лермонтова?
— В каком из романсов музыка глубже выражает настроение стихотворения?
С помощью учителя дети определяют, что музыка романса А. Варламова ближе к лермонтовскому тексту, она выражает грусть, тревогу и в то же время страстность, порывистость. В музыке Б. Асафьева характерные для Лермонтова интонации мятежности, движения, отрицания покоя не нашли своего отражения. Композитор трактует все стихотворение в созерцательно-лирическом духе. Учащиеся замечают, что даже выпущено четверостишие: «Играют волны, ветер свищет...»
Стихотворение «Два великана» написано в 1832 г. в годовщину Отечественной войны 1812 г. Ученики вспоминают о произведениях, посвященных войне (И. Крылов «Волк на псарне», М. Лермонтов «Бородино», картины В. Верещагина, иллюстрации Ю. Шмаринова).
Учитель выразительно декламирует стихотворение, затем проводит комментированное чтение и беседу по содержанию. При анализе стихотворения, насыщенного народными оборотами и словами, рекомендуем в классе прослушать народную песню «Бородино» (3 мин.), записанную на магнитопленке. 7-й класс. Здесь творчество М. Лермонтова представлено двумя произведениями «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри».
Во вступительной беседе, предшествующей изучению «Песни про купца Калашникова», учитель ознакомит учащихся с эпохой Ивана Грозного, расскажет о быте русских людей XVI века, о кулачных боях на Московской Руси, о семейных отношениях. Чтобы учащиеся конкретнее представляли себе эпоху, следует показать репродукцию с картины И. Репина «Иван Грозный», прочитать отрывки из «Истории государства Российского» Н. Карамзина, характеризующие Ивана Грозного и его окружение. Учитель может воспользоваться «домостроем» Сильвестра, этого свода житейских правил XVI века, рассказывающего о семейном быте и семейных отношениях.
После вводной беседы учитель выразительно читает «Песню», отдельные эпизоды ее могут прочитать хорошо подготовленные ученики. Можно показать семиклассникам иллюстрации, которые помогут им зримо представить обстановку дворца, кулачные бои, царя Ивана Васильевича Грозного, всех остальных героев поэмы.
Иллюстрировали «Песню» многие художники: В. Конашевич, И. Билибин, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев, сохранились эскизные наброски И. Репина. На наш взгляд, лучше всего показать иллюстрации В. Васнецова, который тонко и ярко обрисовал не только окружение героев, их внешний облик, но и раскрыл их внутреннее состояние. Учащиеся, рассматривая иллюстрации, находят в тексте строчки, соответствующие тому или иному изображению.
Хорошо усвоив сюжет поэмы, семиклассники переходят к анализу произведения, учитель предлагает вопросы по выяснению идеи «Песни», ее композиции, поэтического языка и т. п. Чтение и разбор поэмы завершается вопросами, связанными с биографическим материалом о Лермонтове, со временем ее написания.
«Самый выбор этого предмета,— писал В. Белинский,— свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Уместно привести и отзыв А. В. Луначарского о политической и художественной ценности поэмы - «...Форма «Купца Калашникова» поражает своей зрелостью. В смысле классической законченности это произведение стоит на равной высоте с лучшими творениями
Пушкина. Но разве не чувствуется, что в нем есть заряд гигантского мятежа?».
В конце занятий рекомендуем в классе прослушать музыку советского композитора А. Холминова на тему «Песни о купце Калашникове». Это своеобразная музыкальная иллюстрация, углубляющая эмоциональное восприятие образов поэмы. Под аккомпанемент этой музыки в исполнении Государственного оркестра русских народных инструментов им. М. Осипова актер И. Мордвинов читает текст лермонтовской «Песни».
С лермонтовским текстом и музыкой А. Холминова удачно сочетаются рисунки художников Палеха: А. Дадыкина, И. Вакурова, создавших изумительно тонкие по колориту, изяществу рисунка миниатюры на тему «Песни про купца Калашникова». Рекомендуем учителю во внеклассное время ознакомить учащихся с искусством Палеха.
Есть опера А. Рубинштейна «Купец Калашников». Но она трудна не только для исполнения, но и для восприятия. Вся партитура оперы — это огромное, почти не прерывающееся выступление ансамбля, солистов, хора и оркестра. В первом и последнем актах хор вообще не сходит со сцены. Арии (Калашникова, Кирибеевича) тоже отличаются большой сложностью, что затрудняет восприятие.
Заключительная беседа учителя по «Песне» может стать вступительной беседой к «Мцыри». Поэма «Мцыри» продолжает и утверждает ту же идею: право человека на свободу и независимость, которые он отстаивает в борьбе, хотя и сам трагически погибает в неравной схватке.
Учитель рассказывает о том, что в основу поэмы положен реальный факт. Можно показать репродукцию акварели Лермонтова «Военно-грузинская дорога близ Мцхета» («Кавказский вид с саклей»), где произошла, вероятно, встреча со старым монахом, рассказавшим Лермонтову трагическую историю своей жизни. Место это имеет прямое отношение и к «Мцыри»: о развалинах мцхетского собора говорится в поэме.
Поэт тщательно изучал те места Кавказа, где происходило действие поэмы. Чтобы учащиеся конкретно представили себе эту местность, можно использовать диапозитивы, воссоздающие виды Кавказа и рисунки, выполненные самим Лермонтовым, например, показать картину «Кавказский вид с Эльбрусом», написанную маслом (1837 г.); «Развалины на берегу Арагвы в Грузии» (рисунок карандашом, 1837 г.).
Выразительно прочитав поэму, учитель приступает к ее анализу, варианты которого есть в методической литературе.
«Мцыри» состоит из 26 небольших глав и почти целиком представляет собой монолог героя, что придает всему произведению лирико-романтическую окраску. В этой страстной исповеди героя раскрывается тема борьбы и жажда подвига, утверждение свободного человека. Герой гибнет, но и в последние минуты своей жизни он говорит, что настоящей жизнью он прожил только три дня, те, что провел на воле.
Центральное место в поэме занимает монолог «Мцыри», представляющий собой скорее не исповедь, а проповедь свободы, борьбы за право на волю, счастье. Этот монолог — отрицание аскетизма, монастырского существования.
Чтобы глубже постичь образ Мцыри, можно опять воспользоваться диапозитивами. Мцыри мечтает о свободе, о родине. Учащиеся, подтверждая эту мысль строчками поэмы, могут ознакомиться с картиной М. Пастернака (диапозитив) «Мцыри смотрит на волю»:
Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской, По стороне своей родной...
Но вот Мцыри на воле. Он наедине с природой, суровость и величие которой сливаются с его суровой и мужественной душой. Об этом единении нам говорят многие строчки поэмы, но углубить зрительно эти моменты помогут диапозитивы «Мцыри среди гор» («Кругом меня цвел божий сад», «Тогда на землю я упал...» и др.).
Ученики, вчитываясь в поэму, убеждаются, что язык ее в полной гармонии с содержанием, с характером героя. Яркость метафорических образов, сочность и красочность при описании природы, развернутые сравнения, эмоционально окрашенные эпитеты — все это придает лирико-эпический тон поэме, раскрывает богатый внутренний мир Мцыри. Интересен в этом отношении эпизод битвы героя с барсом, полностью основанный на мотивах грузинской народной песни о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
В эпизоде битвы с барсом и финале поэмы наиболее полно раскрывается идея поэмы. Углубить представление школьников о герое поможет картина советского художника И. Тоидзе «Битва Мцыри с барсом». С помощью учителя семиклассники отметят, что И. Тоидзе сумел передать не только мужество, присутствие духа Мцыри, но и романтический настрой, колорит кавказской природы.
Если учитель не найдет нужных иллюстраций или диапозитивов, можно использовать иллюстрации к поэме художника В. Замирайло, ксилографии (гравюры на дереве) Ф. Константинова, М. Орлова-Мочалова.
На внеклассном занятии можно ознакомить школьников с симфонической поэмой композитора О. Тактаки-швили «Мцыри», пронизанной романтической одухотворенностью. Увязывая поэтическое произведение с музыкальным, надо рассматривать не только общие темы и мелодии, но и такой музыкальный жанр, как симфоническая поэма, вспомнить, что такое программная музыка. Музыка симфонической поэмы О. Тактакишвили настолько выразительна, что семиклассники сумеют сами охарактеризовать, конечно, в общем плане, ее содержание. Ориентировочные вопросы для беседы после прослушивания:
1. Понравилась ли вам музыка симфонической поэмы?
2. Какие темы и образы поэмы Лермонтова воплощены в музыке О. Тактакишвили?
3. Усиливает ли музыка впечатление от лермонтовской поэмы?
В симфонической поэме «Мцыри» три ведущих темы-образа: тема монастыря, образ самого Мцыри и тема свободы, упоения жизнью.
Начинается поэма медленным вступлением (Andante). Это тема монастыря. Слышится звон церковного колокола — то таинственный, то отдаленный, то грозный.
Воображение невольно рисует высокие каменные своды, глухие стены, сумрачные кельи, сгорбленные фигуры монахов — эту «чуждую и враждебную среду». На фоне этой музыкальной мелодии возникает тема Мцыри (соло гобоя). Мелодия прерывиста, частые паузы создают впечатление, что это жалоба-стон, жалоба-заклинание, очень печальная и грустная. Сквозь этот мотив прорывается церковная мелодия, словно тихое пение монахов, напоминающее о суровом отречении от мирских радостей. Постепенно тема монастыря начинает звучать мощно и грозно, и ей вторит, также усилившись, тема Мцыри.
Из столкновения этих двух образов вырастает основная тема Мцыри — стремительная, порывистая, протестующая (Allegro). Герой вырывается из плена на свободу, он в упоении, счастлив, полон надежд, сливается с природой. Звучит мелодия, которая все ширится и развивается, в ней будто слышна и песня в горах (флейта соло), и журчанье ручейка, и предрассветный шелест листьев на деревьях. От флейты мелодия переходит к скрипкам, альтам.
И вдруг, как и во вступлении, вновь возникает мрачный образ монастыря, звучат знакомые удары церковного колокола, о который как бы разбивается ликующая мелодия второй темы Мцыри (Allegro). Проходит лейтмотив мятежного, протестующего Мцыри, сливаясь с его первой скорбной темой.
Побеждают мрачные и торжественные аккорды валторн — наступила развязка трагедии. Побежденный Мцыри умирает. 8-й класс. Здесь изучается биография поэта, значительная часть лирики и роман «Герой нашего времени».
Уместно напомнить, что Лермонтов был неплохим живописцем, его художественное наследие составляют тринадцать картин (маслом), около ста акварелей, рисунков тушью, карандашом, пером. Поэт был знаком и с литографией. В собрании Государственного Русского музея (г. Ленинград) хранится литография с подписью «Рис. М. Лермонтова... Литография с рисунка Лермонтова, им раскрашенная».
Многие художники XIX в. создавали иллюстрации к произведениям поэта. Лермонтовскую поэзию иллюстрировали И. Айвазовский, В. Васнецов, В. Суриков, В. Серов, И. Репин, К. Коровин, В. Маковский, В. Поленов, К. Савицкий, И. Шишкин, Л. Пастернак, М. Врубель, И. Билибин, советские художники В. Конашевич, Д. Шмаринов, К. Петров-Водкин, И. Глазунов.
Музыку на лермонтовские тексты писали композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Аренский, A. Даргомыжский, М. Балакирев, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, советские композиторы Б. Асафьев, М. Ипполитов-Иванов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Спендиаров, А. Холминов, Ю. Бирюков, К. Туликов, А. Александров, Д. Толстой, А. Хачатурян, О. Тактакишвили.
Созданы скульптурные изображения Лермонтова: памятник в Пятигорске (1889 г., скульптор А. Опекушин); памятник Лермонтову в Ленинграде (1898 г., скульптор В. Крейтан); бюст Лермонтова (1900 г., скульптор А. Голубкина); памятник в Москве (скульптор И. Бродский). Известна серия портретов Лермонтова, начиная с детского, написанного крепостным мастером, и кончая гравюрой на дереве советского художника B. Фаворского. Первые портреты созданы художниками-современниками поэта — Л. Будкиным, Д. Паленым, К. Горбуновым. В небольшом этюде маслом художник А. Шведе изобразил поэта на смертном одре.
В 8-м классе рассказ учителя о жизни Лермонтова должен дать полное представление учащимся о великом русском поэте. Главная цель, которую учитель поставит,— показать школьникам формирование Лермонтова как поэта, человека и гражданина. Наиболее полно рекомендуем представить тот период жизни Лермонтова, который был связан с годами его пребывания в Благородном пансионе, затем в университете. Это были годы, когда формировались его общественные интересы, он начинал писать стихи.
Необходимо остановиться на годах учебы Лермонтова в военной школе, где поэт остро чувствовал свое одиночество среди людей, лишенных духовных интересов.
Большое внимание учитель должен уделить вопросу о том, какую роль сыграли царское правительство и дворянская знать в трагической гибели поэта. В таком приблизительно плане должны освещаться и другие периоды жизни Лермонтова.
При изложении биографического материала учитель читает школьникам некоторые произведения поэта («Прощай, немытая Россия»), иллюстрирует отдельные периоды его жизни наглядными пособиями. Например, можно показать несколько портретов поэта, фото скульптурных изображений, о которых уже говорилось. Характеризуя последние годы жизни поэта, рекомендуем рассмотреть его портрет, сделанный художником К. Горбуновым в 1841 г. К. Горбунов начал работать над портретом в последний приезд Лермонтова в Петербург, а когда пришла весть о гибели поэта, художник закончил по памяти недавно начатый портрет. Можно прочитать описание наружности Лермонтова, данное И. Тургеневым, который видел его дважды:
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ...»
Свой рассказ учитель может иллюстрировать портретами современников, друзей Лермонтова, литографиями с видами Москвы, Петербурга, акварелями «Дом Лаваля на Английской набережной», где произошла ссора Лермонтова с де Барантом, «Офицерская гауптвахта в Петербурге». К репродукции с картины В. Биргера «Свидание Лермонтова с Белинским в Ордоцансгаузе» хорошо прочитать отрывок из «Литературных воспоминаний» И. Панаева.
Кавказский период жизни и творчества Лермонтова можно иллюстрировать рисунками, набросками, акварелями, картинами самого поэта («Эпизод Кавказской войны», «Горящая степь», «Черкес», «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с Эльбрусом» и др.). Интересны литография В. Тимма «Пятигорск. Балкон дома, где жил Лермонтов в 1841 г.», рисунок П. Висковатова «Пятигорск. Дом Верзилиных, где произошел вызов на дуэль». Рекомендуем показать репродукции с картин Н. Данилина «Перед дуэлью»; Н. Шестопалова «Дуэль Лермонтова с Мартыновы^»; фотографии «Пятигорск. Вид на место дуэли с Перкальской скалы»; «Пятигорск. Место дуэли с первоначальным памятником»; «Село Лермонтово (б. Тарханы), надгробный памятник М. Ю. Лермонтову».
Можно показать фотографии памятных лермонтовских мест в Пятигорске «Грот Лермонтова», «Музей-домик Лермонтова», «Кабинет поэта. Его письменный стол».
Весь предложенный материал не является обязательным для использования его на уроках. Учитель отберет то, что посчитает необходимым, исходя из обстоятельств.
Во внеклассное время предлагаем показать учебный фильм «Лермонтов и его время» (2 части), который дополнит и зрительно закрепит страницы жизни и творчества великого поэта.
Знакомство с поэзией Лермонтова в 8 классе начинается стихотворением «Смерть поэта». Рассказывая о причине создания стихотворения, учитель использует акварель П. Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли», гравюру «Дом, в котором умер Пушкин», отрывок из «Литературных воспоминаний» И. Панаева о взрыве негодования и горя по поводу трагической смерти Пушкина.
Впервые стихотворение под названием «На смерть Пушкина» было напечатано только в 1856 г. в «Полярной звезде», которую издавали в Лондоне А. Герцен и Н. Огарев.
Перед тем как анализировать стихотворение, рекомендуем показать учащимся фотографию дома на ул. Садовой, 16, в Петербурге, где Лермонтов жил в 1837 г. и написал стихотворение «Смерть поэта». Есть картина советского художника Ю. Непринцева, изображающая Лермонтова у квартиры умирающего Пушкина.
Рассказывая о ссылке Лермонтова на Кавказ в действующую армию, рекомендуем учителю показать фото обложки дела из архива III отделения о стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»; его рисунок «В дороге»; акварельный портрет Лермонтова работы С. Раевского — друга поэта.
Стихотворение «Смерть поэта» желательно прослушать в грамзаписи в исполнении мастеров художественного слова. Ученики не только почувствуют музыку стиха Лермонтова, услышат страстный призыв поэта-обличителя николаевской эпохи, но и глубже представят себе трагическую судьбу двух великих поэтов России.
Анализ идейного содержания стихотворения «Смерть поэта» определит, что все произведение пронизано двумя глубокими чувствами — любовью к погибшему поэту и ненавистью к его убийцам.
— Можно ли эти столь противоположные чувства выразить одним и тем же стилем языка?
— Нет, нельзя.
И далее с помощью учителя восьмиклассники, изучая текст, придут к выводу, что в стихотворении два стилевых направления языка, обусловливающие чувства любви и ненависти. Один, посвященный трагически погибшему поэту, носит высокоторжественный, патетический характер. Учащиеся находят в тексте соответствующие выразительные средства языка, которые определяют данный стиль (повторения, риторические вопросы, эпитеты, сравнения и т. д.).
Рассматривая текст далее, определяют, что эти же выразительные средства языка (повторения, эпитеты, метафоры и т. д.) создают другой обличительно-резкий стиль стихотворения «Смерть поэта». Ученики, характеризуя два стиля стихотворения, увидят, что одни и те же изобразительные средства и приемы языка раскрывают разное содержание.
В 8-м классе изучается и второе стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Это стихотворение отличается конкретностью зрительных образов (дорога, туман, звезды, одинокий путник), объединенных общим элегическим настроением героя. Каждая строка полна глубокого раздумья о жизни и смерти, о смысле бытия, что придает стихотворению взволнованно-приподнятый тон.
Такое же настроение звучит в одноименном романсе советского композитора Н. Я. Мясковского. Его романс отличается спокойной, задумчивой, чуть грустной мелодией, постепенно переходящей во взволнованный монолог-декламацию («Жду». Жалею ли о чем?..»). К стихотворению «Выхожу один я на дорогу» есть иллюстрация А. Якимченко, который сумел глубоко передать горестное чувство одиночества, мучительные размышления поэта.
Лирические произведения Лермонтова, подобно пушкинским, вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Один из первых создавал романсы на основе лирических произведений поэта А. Даргомыжский («И скучно, и грустно», «Мне грустно»). Романс «Тучки небесные, вечные странники» написан под впечатлением последней встречи с Лермонтовым у Карамзиных, где ранее постоянным посетителем был другой великий поэт А. Пушкин. Можно прослушать романс М. Балакирева «Сосна» или хор для жен,ских и детских голосов на эту же тему С. Рахманинова, а также показать репродукцию картины И. Шишкина «На севере диком...».
Изучение лирики Лермонтова хорошо закончить стихотворением «Дума», написанным одновременно с романом «Герой нашего времени». В этих произведениях много общих мыслей и настроений, и первым это отметил Белинский. При анализе стихотворения можно использовать рисунок Л. Пастернака «Дума», который перекликается с содержанием стихотворения.
При изучении романа «Герой нашего времени» рекомендуем показать учащимся карандашные рисунки самого Лермонтова («Тамань», «Всадник и амазонка»).
Анализируя текст, учитель обращает внимание восьмиклассников на то, что здесь Лермонтов отходит от юношеского романтизма, романтической направленности в языке при описании картин природы, облика героев («Демон», «Мцыри»).
Тема романа «Герой нашего времени» нашла глубокое отражение в различных видах искусства. Например, в операх «Бэла» (муз. А. Александрова), «Княжна Мери» (В. Дегтярева) композиторы показывают сложную смену чувств, настроений Печорина и остальных героев. Симфонические картины рисуют эпизоды охоты, танцев, природу. Оперы эти лирико-драматические, в центре их — тема любви. Можно прослушать две песни Бэлы из одноименной оперы («Дай крылья мне», «Чей взор светлее»), созвучных песенно-народным мелодиям; или ариозо Печорина («Право, я над собою не властен»). Характерна ария Казбича, где ощутимы удаль, отвага («Много красавиц в аулах у нас») или песня Максима Максимыча, где лейтмотивом звучит тема солдатской песни «Ночи темны, тучи грозны».
Роман иллюстрировали многие художники: В. Серов, И. Репин, М. Зичи, Н. Дубовской, В. Комаров, К. Савицкий, В. Верещагин. Серию акварельных рисунков и литографий создал В. Конашевич.
Гравюры к роману В. Белкина и А. Журова пронизаны лиризмом. Интересны четкостью рисунка и стремлением раскрыть романтическую приподнятость образов автолитографии Н. Тырсы; большим психологизмом отмечены рисунки П. Павлинова, Д. Шмаринова и, наконец, иллюстрации М. Врубеля, на которых можно остановиться более подробно. Особое место в творчестве этого художника занимает образ Демона. Как и Лермонтов, Врубель в своей картине изображает Демона сильной, гордой, полной внутренней борьбы и противоречий личностью. На внеклассных занятиях рассказ о жизни и творчестве Лермонтова можно дополнить демонстрацией фрагментов из спектаклей, кинофильмов. Например, восьмиклассникам интересно посмотреть кинофильм «Лермонтов» (сценарий К. Паустовского, муз. С. Прокофьева) или кинохронику в 3-х частях О. Ремез и Т. Чеботаревской «О Лермонтове», построенную на документальных данных, где звучат стихи и проза Лермонтова. Можно послушать и грамзаписи со стихотворениями Лермонтова в исполнении мастеров художественного слова — В. Аксенова, Д. Журавлева, Р. Симонова.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.