В советской школе сложились определенные формы и методы эстетического воспитания, которые охватывают все звенья учебно-воспитательной работы школы: уроки по учебным дисциплинам, культуру поведения учащихся, внеклассную и внешкольную деятельность, культурный досуг. Весь уклад школьной жизни должен содействовать воспитанию у детей эстетического вкуса, начиная от оформления школьного здания, убранства школы, внешнего вида учителя, и т. д. Но основой эстетического воспитания является искусство, которое в школе наиболее широко представлено литературой.
Рассматривая явления литературы и искусства, учитель должен оценивать их с партийных, классовых позиций. Особенно важно выдерживать этот подход при анализе творчества дореволюционных художников. Мысль В. И. Ленина о наличии двух культур в культуре каждой буржуазной нации будет служить верным ориентиром в работе учителя-словесника. Вопрос состоит в том, чтобы найти формы и методы идейно-эстетического воспитания, найти пути формирования у школьников высокого художественного вкуса, изыскать средства эмоционального развития.
В этой книге автор показывает, как можно увязать анализ литературного произведения с характеристикой живописи, музыки, кино и других видов искусства определенного периода, высказывает некоторые методические соображения, рекомендует материал, который поможет учителю наглядно раскрыть специфику каждого вида искусства, сделает урок интереснее. Кроме того, подаются сведения из творческой биографии выдающихся писателей, поэтов, художников.
В книге подробно рассматриваются устное поэтическое творчество, «Слово о полку Игореве», творчество крупнейших писателей и поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева. Автор увязывает художественные произведения с произведениями смежных видов искусства, близкими по тематике и идейно-эстетическому содержанию. Эта связь может осуществляться в двух направлениях. Первое направление — историческое. Изучая литературный материал определенного исторического периода, можно знакомить учащихся с произведениями архитектуры, изобразительного, прикладного искусства, музыки, обязательно учитывая возрастные особенности и уровень подготовки детей. Вторым направлением является знакомство на уроках с произведениями, созданными по сюжетам литературных произведений или органически связанными с жизнью и творчеством их авторов.
Большое внимание в школьной программе уделяется творчеству А. С. Пушкина. Изучаются его прозаические произведения, лирические стихотворения. Поэзия А. С. Пушкина вдохновляла многих великих художников прошлого и настоящего. Создано большое количество великолепных художественных творений на пушкинские темы. На примере пушкинской поэзии и прозы можно очень ярко продемонстрировать связь литературы с другими видами искусства.
Бесспорно, на уроках литературы невозможно дать законченную систему знаний по искусству, но научить на конкретных примерах понимать и любить его — одна из важнейших задач учителя-словесника.
В 4—5-х классах учитель, например, может познакомить детей с отрывками из опер Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, объяснить общую интонацию музыкальных мелодий и образов. В старших классах можно поручить учащимся подготовить доклад, в котором анализировались бы и сопоставлялись литературные, музыкальные и живописные образы.
Автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее освещение всех рассматриваемых в работе вопросов. Цель данной книги — помочь учителю в процессе работы над литературным произведением использовать по мере возможности различные виды искусства.
Предлагаемый материал по искусству довольно обширен. Учитель может пользоваться им по своему усмотрению, исходя из количества часов, отведенных на данную тему. В ряде случаев советуем использовать рекомендованный материал на уроках развития речи, внеклассных занятиях, тематических вечерах и т. д.
Итак, в распоряжении учителя богатый арсенал различных средств, которые способствуют глубокому и всестороннему усвоению литературного материала. Одним из них есть художественное чтение. Оно вызывает у детей очень сильные и непосредственные переживания. А. М. Горький вспоминал, что он, впервые прочитав стихи А. С. Пушкина, был поражен их красотой и силой: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой:
Там, на неведомых дорожках Следы невиданных зверей —
мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая капель росы, тяжелых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою — легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни».
Литературные произведения, изучаемые в школе, обязательно должны прочитываться учителем на уроке. И чем выразительнее они будут прочитаны, тем глубже поймут их дети, проникнутся их содержанием.
На уроках литературы учащиеся как можно чаще должны слушать произведения в исполнении мастеров художественного чтения (В. Качалова, А. Остужева, В. Яхонтова, И. Ильинского и др.).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.