Лев Николаевич Толстой записал в своем дневнике 11 мая 1901 года, что Горький показал босяков во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью.
Это было истинной правдой. Теперь, встречая босяка, люди невольно видели за его лохмотьями Челкаша, Коновалова, Сережку Орлова — образы, созданные Максимом Горьким. Такова сила подлинного таланта: писатель заставляет других смотреть на людей своими глазами, учит в них видеть то, что до той поры скрыто было от постороннего и равнодушного взгляда.
Рассказами Горького «Емельян Пиляй», «Челкаш», «Проходимец», «Бывшие люди», «Мальва» и другими, где была изображена жизнь босяков, в те годы зачитывалась вся Россия. Но даже этот огромный успех померк перед той, поистине мировой славой, которую принесла Алексею Максимовичу пьеса «На дне».
В 1900 году Горький был в Ялте. Там он познакомился с артистами молодого тогда Московского Художественного театра. Труппа приезжала к больному Антону Павловичу Чехову, чтобы показать ему спектакль «Чайка».
Алексей Максимович увлеченно рассказывал о босяках Станиславскому и Немировичу-Данченко. Говорил, что ему хочется написать пьесу, главным героем которой должен стать босяк — бывший лакей. Когда-то лакей этот служил в богатом доме, но спился, опускался все ниже и ниже и в конце концов оказался «на дне». Единственное, что напоминало ему о прежней жизни — воротничок от фрачной рубашки. Он берег его пуще зеницы ока, иногда доставал из сундучка, надевал перед осколком зеркала, долго глядел на себя, переживая прошлое.
В пьесе «На дне» такого персонажа нет. Но припомним ее героев — у каждого из них есть свой «воротничок», то есть что-то дорогое, что связывало их с прежней жизнью. У Барона — это воспоминание о принадлежавших ему когда-то домах и каретах с гербами. У актера — свет рампы и аплодисменты. У Сатина — множество прочитанных книг с красивыми непонятными словами. Встреча в Ялте явилась началом большой творческой дружбы писателя Максима Горького с Московским Художественным театром, который ныне носит его имя.
Прошло несколько месяцев, и Алексей Максимович принес в Художественный театр пьесу «Мещане». Передавая ее, он сказал, лукаво улыбаясь, что в задумке у него есть еще одна, более важная, более нужная пьеса. Это и была пьеса о босяках.
Поначалу называлась она «Без солнца», потом «Ночлежка», «На дне жизни» и, наконец, «На дне». Так посоветовал назвать пьесу Владимир Иванович Немирович-Данченко.
В апреле 1901 года Алексей Максимович был арестован за приобретение мимеографа для печатания прокламаций в Сормове, а потом выслан в город Арзамас. В Арзамасе он продолжал работать над пьесой. Письма того времени ярко и живо рассказывают об этой работе.
«Усиленно занят собиранием снимков с босой команды для театра»,— пишет он одному из своих друзей.
А вот письмо к Немировичу-Данченко:
«Ночлежку нужно снять в Москве, Нижнем, вообще в Великороссии. Я, может быть, достану снимки».
Горький просит нижегородского фотографа Дмитриева сделать снимок с натуры бывшего актера, ныне босяка Соколовского:
«...Увековечьте, мне эта фигура очень нужна... Затем, не найдете ли среди золотой роты чью-нибудь физию побойчее — нужна рожа озорника для грима в моей новой пьесе... Соколовского снимать в шляпе, если у него не обрита борода, и без шляпы, если он бритый. Еще нужен худой, злой. Нужно еще парочку толстых оборванцев. Стариков двух. Всего потребно мне 14 человек. Посмотрите в Вашей... коллекции, не найдется ли чего подходящего. И — очень прошу Вас! — сделайте, если можно, поскорее». По просьбе Алексея Максимовича ученик казанской художественной школы ходил в ночлежку и сделал там эскизы для декораций.
В июле Алексей Максимович уже посылает театру «кучу фотографий и рисунки декораций». Одновременно он посылает пьесу Чехову и Телешову, просит высказать свое мнение. Советуется с Антоном Павловичем, как лучше распределить роли.
Пьеса закончена. Алексей Максимович рвется в Москву, но ведь он ссыльный, поднадзорный, и ехать ему нельзя. С горечью пишет он Чехову:
«Ах, если б меня пустили в Москву! До чертиков хочется видеть Вас и быть на репетиции Вашей пьесы. И своей. И видеть всех людей...»
В августе к Горькому приезжает в Арзамас Владимир Иванович Немирович-Данченко. Алексей Максимович читает ему свою пьесу.
Вскоре ссылка Горького закончилась, он уехал сначала в Нижний Новгород, а потом в Москву.
В Москве Горький прочел пьесу «На дне» в квартире Леонида Андреева, на одном из литературных вечеров. Были приглашены артисты Художественного театра, знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин.
Успех был огромный. Художественный театр с увлечением принимается за постановку пьесы. Писатель Гиляровский, хорошо знавший жизнь босяков, устроил «поход» на московское «дно», в трущобы, на Хитров рынок. В «походе» приняли участие актеры Московского Художественного театра. Художник Симов сделал в ночлежке много зарисовок для декораций спектакля.
Константин Сергеевич Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» вспоминает, что, когда они рассказали босякам о цели своего прихода, босяки растрогались до слез.
— Чести-то какой удостоились! — послышались возгласы.
— Да что же в нас интересного, чего ж нас на сцену-то нести?!
Эта своеобразная экскурсия заставила актеров лучше почувствовать внутренний смысл пьесы. «Свобода — во что бы то ни стало!» — такими словами можно выразить ее духовную сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются «на дно» жизни, не понимая, что именно там они становятся рабами.
Поначалу в ночлежке все шло хорошо. Босяки разговорились. Казалось, артистам удалось войти к ним в доверие. И вдруг один босяк, в прошлом художник, вытащил из сундука свой «воротничок». Это была репродукция с его картины, напечатанная в журнале давным-давно.
С гордостью он показал ее гостям. На картине был изображен старик отец, высокопарным жестом указывающий сыну на долговой вексель. Рядом плачет мать, а сын стоит растерянный, опустив голову...
Босяки с умиленным восторгом разглядывали репродукцию, ожидая, что скажут гости. Вдруг художник Симов, внимательно посмотрев картину, решительно заявил, что она плохая.
Босяки озверели. Глаза их налились кровью. Кто-то схватил табурет, кто-то замахнулся пустой бутылкой. Жизнь Симова была в опасности. И тогда Гиляровский, который хорошо знал нравы босяков, витиевато выругался и заслонил собой Симова. Постепенно босяки успокоились, но прежней доверительности добиться не удалось.
Художественный театр получил разрешение драматической цензуры, и начались репетиции. Роли поручили лучшим актерам: Москвин, Станиславский, Качалов, Тихомиров, Лужский, Громов, Андреева, Книппер,— что ни имя, то знаменитость.
Алексей Максимович присутствовал на всех репетициях. Он проводил в театре целые дни с утра до поздней ночи. Учил Книппер-Чехову, которая играла в спектакле Настю, делать из бумаги козью ножку и сыпать туда махорку. Он даже предлагал привести к ней в дом девицу из ночлежки, чтобы та пожила у нее и Ольга Леонардовна смогла бы перенять ее манеры и глубже понять ее опустошенную душу.
На первых репетициях Василию Ивановичу Качалову трудно давалась роль Барона. Алексей Максимович долго и терпеливо рассказывал ему о босяке, бароне Бухгольце, прототипе героя. Он прислал Качалову фотографию барона, чтобы Василий Иванович воспользовался этой фотографией для грима. Качалову очень понравился «паричок» — жидкие, коротко остриженные белесые волосы, голова яйцевидной формы, выражение глаз, наивное и недоуменное. А костюм и поза, в которой сфотографировался Бухгольц, показались маловыразительными. Очевидно, барон, приготовившись к съемке, надел чужой костюм, побрился. На портрете он был изображен в чистой, подпоясанной шнурком блузе. Стоял важный, по-толстовски засунув за пояс руки. Станиславскому, который репетировал роль Сатина, Алексей Максимович подробно рассказал о том босяке, с которого писал Сатина. Этот еще не старый человек пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Муж ее, почтовый чиновник, растратил казенные деньги. Ему грозила тюрьма. Тогда «Сатин» достал деньги и покрыл растрату. А тот вместо благодарности стал распускать слухи, что зять, мол, не чист на руку. Клевета дошла до «Сатина», и в порыве бешенства он ударил зятя бутылкой по голове. И убил. Его присудили к каторге. Пока он отбывал наказание, сестра умерла. Он вернулся в Нижний Новгород, где не было у него ни близких, ни родных. Оборванный, с распахнутой грудью, ходил «Сатин» по улицам и на французском языке просил милостыню. Подавали охотно — дамам нравился его романтический вид.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вспоминает, как однажды Алексей Максимович приехал на репетицию взволнованный, молчаливый, глядя на игру актеров, то и дело отворачивался и смахивал слезу. Когда его расспрашивали, отвечал односложно, нехотя. А потом все-таки не удержался и рассказал:
— Читал я «На дне» в ночлежке, настоящему Барону и настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке. Кричали: «Мы хуже!..» Целовали меня, обнимали...
Репетиции подходили к концу. Алексей Максимович с нетерпением ожидал премьеры.
И вдруг... цензура запретила пьесу.
Немирович-Данченко отправился в Петербург, хлопотать. Отстаивать пришлось каждую фразу. В конце концов пьеса была разрешена, правда с оговоркой: только лишь для Московского Художественного театра. И все же цензура продолжала вымарывать из пьесы целые куски. Так из пьесы была вычеркнута роль полицейского пристава. Наконец после дополнительных хлопот, за неделю до премьеры, пришла из Петербурга телеграмма:
«Пристава без слов можно выпустить».
Фраза городового Медведева «бьют для порядка» была вычеркнута жирным карандашом и запрещена категорически. Любопытно, что из пьесы выбросили слово «студент».
Это не случайно — в те годы слово «студент» было синонимом слова «революционер».
Наконец пришел долгожданный день премьеры. Газеты самыми восторженными словами откликнулись на спектакль.
«Вчерашний спектакль в Художественном театре может быть назван триумфом г. Максима Горького, как драматурга. Автор пьесы, шедшей в первый раз, весь вечер был предметом восторженных оваций».
«Нечто неподдающееся описанию произошло, когда г. Горький, наконец, вышел на вызовы один. Такого успеха драматурга газеты не помнят».
«Художественный театр пережил один из прекраснейших своих вечеров. Он навсегда останется золотою строкой в летописи этого театра. Успех колоссальный, совершенно исключительный».
Второе представление пьесы «На дне» сопровождалось таким же успехом. Зрители преподнесли Алексею Максимовичу лавровый венок.
Горький стал героем дня. Стоило ему появиться на улице, как его окружала толпа. А он, стесняясь своей популярности, смущенно и шутливо отбивался:
— Братцы! Знаете, того... Неудобно как-то, право... Честное слово! Чего же на меня глазеть?.. Я не певица, не балерина... Вот история-то какая! Ну, вот, ей-богу, честное слово!
Пьеса «На дне» раскупалась тысячами экземпляров. Только в Нижнем Новгороде продавали за день больше ста книг. А в Москве мальчишки-книгоноши распродавали за день двести пятьдесят — триста экземпляров.
Шла конкуренция между издателями и торговцами. Берлинский Малый театр прислал Художественному театру телеграмму:
«Шлем сердечные поздравления с успехом новой драмы Горького. Скоро последуем вашему примеру».
В России один театр за другим, не ожидая официального разрешения, начали репетиции пьесы «На дне». Известный артист Петербургского Александрийского театра Далматов решил сыграть роль Барона или Сатина в день своего бенефиса. На бенефис Далматова записывались за два месяца. Петербург с нетерпением ожидал постановки. Уже писались декорации, разучивались роли.
За это время в берлинском театре с огромным успехом состоялась премьера пьесы «На дне», переведенной на немецкий язык. Критика единодушно утверждала, что это первоклассное художественное произведение, затмившее успех Гауптмана и Метерлинка. Берлинские газеты сравнивают Горького с Шиллером. О пьесе пишутся философские трактаты.
Пьесу переводят на польский и чешский языки. Парижане аплодируют ученикам русской школы, поставившим «На дне» в парижском театре. Овациями встречают пьесу в Австрии, Швейцарии, Финляндии.
А в Петербурге... газеты сообщают, что бенефис Далматова не состоится вследствие запрещения пьесы «На дне».
Да, да, несмотря на всемирный успех, цензурный комитет категорически запрещает играть пьесу в театрах России и даже в Петербургском Александрийском театре!
Снова начинаются хлопоты. Шаляпин читает пьесу директору императорских театров. На чтении присутствуют управляющий конторой театров, режиссеры, администраторы, артисты. Все в восторге. Но... разрешения на постановку пьесы получить не удается.
И тогда, как стихийный протест, началось в Петербурге чтение в лицах на частных квартирах и в клубах.
Но вот наконец Петербург смог увидеть пьесу на подмостках театра. Художественный театр приехал на гастроли в столицу.
Все билеты были распроданы заранее. Мест не хватало. Переполнен зрительный зал, публика толпится в фойе, в вестибюле.
Алексею Максимовичу шлют в Нижний Новгород приветственные телеграммы.
Продолжается поток хвалебных рецензий. И лишь Главное управление по делам печати докладывает:
«Все действующие лица этой пьесы типы отрицательные, которые в лучшем случае могут вызвать сожаление, а вообще производят отталкивающее впечатление. Ни одного героя и удальца там нет, если не считать мелкого воришку Ваську Пепла... Остальные действующие лица — бывшие люди, полуголодные, нищие, которые влачат изо дня в день свое жалкое существование, ничем не проявляя какой-либо преступности... К сему считаю долгом присовокупить, что пьеса «На дне» разрешается для каждого театра особо, так что спектакли, исполнение коих вызвало бы какое-либо недоразумение, могут быть немедленно прекращены, и если г. градоначальник находит дальнейшее представление этой пьесы в С.-Петербурге нежелательным, то она может быть снята с петербургского репертуара по его усмотрению». Но, к счастью, вечны истинные произведения искусства, а не градоначальники. Пьеса Алексея Максимовича Горького «На дне» и по сей день не сходит со сцены.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.