В 1892 году на Россию обрушился голод. К неурожаям в России привыкли. «Недородный» год сменялся «неурожайным», «неурожайный» — «недосевным». Но 1892 год пришлось откровенно назвать голодным. Голод охватил всю южную часть Нижегородской губернии и Поволжье. Крестьяне снимались с насиженных мест и целыми деревнями уходили на поиски работы и хлеба.
И потянулись по русским дорогам «похоронные процессии без покойников...» Женщины с маленькими детьми на руках. Дряхлые старики, еле передвигая ноги, шли, опираясь на палки. Больные, исхудалые, изможденные, в лохмотьях, они шли из деревни в деревню, из села в село. Но работы нигде не было, и хлеба тоже не было. И, дотащившись до большого города, эти люди становились босяками...
Алексей Максимович ходил в те годы по России из города в город, из села в село. Он не только своими глазами видел эти страшные процессии голодающих, но многие версты шел вместе с ними, слушал и навсегда запоминал их горестные рассказы.
Однажды ехал он на пароходе вниз по Волге. На одной из пристаней хлынули на пароход голодающие. Их было около сотни, всё больше старики, старухи, бабы с грудными ребятами на руках и дети — много детей. Худые лица обтянуты бескровной серой кожей. Цепляясь за подолы матерей и бабушек, желтоволосые, чумазые, они молча входили по сходням на пароход и, очутившись на просторной, чистой палубе, останавливались и смотрели вокруг широко раскрытыми глазами.
Алексей Максимович оглядывался: беспомощные, несчастные люди. Лохмотья и пустые котомки... Как помочь им? И потом, на всем протяжении пути, на пароходе стоял стон. Плакали голодные дети на груди у голодных матерей. Матери шикали на них, баюкали, пытаясь успокоить. Все это сливалось с глухим шумом машины, скорбно гудело, и от этого гуда тяжело и больно становилось на сердце.
В начале девятисотых годов в Европе разразился промышленный кризис. Вскоре перекинулся он и в Россию. Было закрыто около трех тысяч крупных и мелких предприятий. Свыше ста тысяч рабочих осталось без работы. Правительство, опасаясь беспорядков, начало в принудительном порядке отправлять безработных в деревни, «на родину». Но и в деревнях было голодно. Крестьяне, как и десять лет назад, целыми селами тянулись в город, шли по миру. Страшны были российские дороги: рабочие в поисках хлеба шли в деревни, крестьяне — в город.
В феврале 1901 года ленинская «Искра» писала:
«Безработица фабричных и заводских рабочих, голодовка крестьян — вот с чем вступает Россия в XX столетие».
В 1901 году тридцать миллионов крестьян оказались на пороге голодной смерти. Теперь среди босяков были уже не только погрязшие в кутежах и разврате дворянские и купеческие сынки да проворовавшиеся чиновники, не только крестьяне и мелкие ремесленники, но и квалифицированные рабочие.
В Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано четыре тысячи босяков. А сколько их было несчитанных, каждый день умирающих с голода?!
Страшное зрелище представляли нижегородские ночлежки. Сотни тел, прикрытых тряпьем и рванью, лежали среди страшного зловония на нарах, под нарами, на липком от грязных лаптей полу, в боковушках, углах, коридорах. В открытые форточки врывался сырой холодный воздух, но и он не в состоянии был освежить помещение. Кашель, стоны, ругань, плач детей... Негромкий, но густой говор сливался с храпом спящих. Где-то плескали водой. Точно крысы в темном погребе, день и ночь суетились в ночлежке голодные, грязные люди.
Часто в ночлежках вспыхивали драки между крючниками, которые зарабатывали на жизнь тяжелым трудом, и ворами-босяками. Ночлежники терпели воров, но когда вор вместо «работы», то есть воровства на стороне, обкрадывал «миллионщика», вытаскивая у него последний кисет с табаком или самое дорогое для босяка — паспорт (беспаспортного, как бродягу, полиция безжалостно высылала из города),— виновного били смертным боем.
Зимой из ночлежных домов выгоняли людей на улицу в шесть часов утра и пускали обратно лишь в пять вечера. Очереди выстраивались с трех часов пополудни, и отнюдь не всем «счастливцам» удавалось вернуться на ночлег. А куда деваться днем? И шли голодные, бездомные люди в кабаки и трактиры.
Трактирщики охотно спаивали жителей Миллионки. Брали в залог за водку пальто, обувь, последнюю рубашку и в кредит давали. Глядишь за зиму босяк наест-напьет в трактире рублей на семьдесят, а то и на все сто, а летом, когда подработает на Волге или на ярмарке, приходится возвращать долг, да еще с огромными процентами.
И уходил весь летний заработок на погашение долга, а зимой снова безденежье, снова голод и холод,— и опять шли золоторотцы в кабалу к трактирщику.
Алексей Максимович хорошо знал этот жестокий закон босяцкой жиз ни. Он выступил в «Нижегородском листке» со статьей «О человеколюбии в связи с искусством на обухе рожь молотить». В этой статье он писал:
«Большинство босяков находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек и разных притонов. Это — закон их существования, одинаково тягостный для них и в Нижнем, и в Одессе, и в Москве, и в Ростове Это — закон, «его же не прейдеши», если не хочешь умереть с голода... Мы должны прежде всего стараться вырвать золоторотцев из кабалы частных лиц, которые являются полными хозяевами душ и тел босяков» Алексей Максимович загорается мыслью открыть для босяков клуб и столовую, где они могли бы проводить в тепле весь день, где были бы разумные развлечения, никто не спаивал бы их и не обирал.
Он поднимает всю прогрессивную общественность города. Начинается сбор средств для босяков. И вот 31 декабря 1900 года в Миллионке, рядом с ночлежкой Бугрова, была открыта бесплатная читальня имени А. С. Пушкина.
В первом этаже большого дома разместилась дешевая народная столовая, во втором — читальня.
Одним из членов комитета читальни были близкий друг Горького — С. В. Щербаков, а библиотекарем — молодой поэт из народа, ученик Горького, Н. И. Новиков.
Что говорить, странное впечатление производила эта читальня, расположенная в самом сердце Миллионки. Грязные кабаки. Взад и вперед по улице снуют оборванцы, они толпами сидят на тротуарах, хриплый хохот и дикий визг... Бесконечные пьянки. И в этой клоаке на небольшом двухэтажном чистеньком доме вывеска: «Пушкинская народная читальня». В большой комнате, за длинными столами, уселись босяки в лохмотьях, опорках, нечесаные и небритые, сидят на окнах, стоят, прислонившись вдоль стен.
Да, это те же люди, которых мы только что видели в кабаках и на улице. Но как тихо открывают они дверь, как осторожно, на цыпочках, входят в библиотеку, шепотом спрашивая у библиотекаря книгу. Потом долго вытирают руки о рубаху, принимая книгу, как что-то хрупкое и самое дорогое. Сидят молча, сосредоточенно. Тишине и порядку могла бы позавидовать любая городская читальня. За год в Пушкинской читальне не пропало ни одной книги, никто не вырвал ни одной страницы, ни одной картинки. А в это время газеты писали о пропажах книг в мировых библиотеках: в Лондонской Королевской, Национальной Парижской, Императорской публичной...
Список книг, которые допускались в народные читальни, был очень ограничен, однако организаторы постарались приобрести все лучшее, что только было возможно. Прекрасно иллюстрированные книги: «Живописная Россия», Брем, Фабр, журналы для детей старшего возраста — «Родник», «Всходы», в которых печаталось много исторических и географических повестей, комплекты журнала «Нива», «Север», «Живописное обозрение», «Новь». Романы Жюля Верна, Майн Рида, Шеллера-Михайлова...
А книги Алексея Максимовича Горького для народных читален были запрещены.
Только за первый месяц после открытия читальню посетило пять тысяч человек, а всего за 1901 год в ней побывало сорок восемь тысяч. Правда, посетители — только мужчины, потому что женщины и дети в те годы почти все были неграмотными. Но случалось, что порог читальни переступали ребятишки постарше и спрашивали толстую книжку с картинками.
Примостившись где-нибудь в уголке, они с жадностью листали страницы «Нивы», а осмелев, начинали просить библиотекаря:
— Дяденька, научи нас грамоте, читать охота, а мы не умеем...
Посещала читальню одна обитательница Миллионки. В странном старомодном костюме, с серым, словно застывшим лицом,— посмотришь на нее и не сразу поймешь, молодая она или старая,— женщина с жадностью просматривала все местные газеты и с упоением читала новые романы. Однажды она рассказала библиотекарю, что когда-то училась в Казанской консерватории.
Нередко появлялся в читальном зале очень высокого роста босяк, с эспаньолкой и гривой густых черных волос. Его интеллигентное выразительное лицо, барская речь с легкой картавостью, оригинальный костюм невольно обращали на себя внимание. Большую часть года ходил он босой, с распахнутой грудью, носил длинную нижнюю белую рубаху, за что получил прозвище «барин в белье». Изящным жестом останавливая на улице прохожих, он выпрашивал у них монетку и называл себя артистом Соколовским-Колосовским.
Еще один посетитель... Старый спившийся человек, бывший профессор, с важным видом каждый день прочитывал газету «Русские ведомости», в прошлом любимую свою газету.
Приходил расстриженный дьякон, который иногда печатал в старообрядческих журналах статейки против духовенства.
Очень любили босяки книгу Сервантеса «Дон-Кихот».
— Над ней и поплакать и посмеяться можно...— говорили они. А про сочинения Льва Толстого говорили так:
— Очень уж правдиво пишет, у него все понять можно... О Гоголе:
— И смешно, и горько. Про Пушкина:
— Читать его легко и увлекательно.
Случалось наблюдать и такую сценку: появляется босяк и спрашивает библиотекаря доверительно:
— Дюм есть?
Это означало, что ему требуется приключенческий роман. Причем автором его не обязательно был знаменитый французский романист Дюма, просто слово «Дюм» у босяков означало увлекательное чтение.
Многие просили дать им книги, в которых можно прочитать о том, «как по-настоящему жить надо», «отчего зло на свете» или «как выучиться мастерству какому-нибудь»... Переполнена и Пушкинская столовая. За несколько копеек там можно было получить тарелку горячих щей и большой кусок хлеба. Весь день у дверей столовой стояли толпы. Многие, прихватив кипятку и хлеба, располагались прямо на лестнице или лестничной площадке.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.