Уже много дней живет Алексей Максимович в родном городе. Утро начинается с того, что он едет на выставку.
Алексею Максимовичу хорошо знаком огромный пустырь за Канавином, где идут приготовления к открытию выставки. Всегда это было одним из самых грязных и неприютных мест в городе. Но вот, оказывается, что могут сделать умные человеческие руки... Часами бродил Горький в зеленом парке, словно по мановению волшебного жезла возникшем на пустыре и свалке. Одних дорожек проложили около трехсот тысяч квадратных метров. Благоухали цветы, зеленели декоративные кустарники, прохладой тянуло от выкопанных и наполненных прозрачной водой прудов. Лебеди, как маленькие белые паруса, скользили по зеркальной поверхности. Самый большой пруд — у входа. Он украшен фонтанами. Мощные струи воды, сверкая на солнце веселой радугой, искрились и переливались, обдавая вошедшего водяной пылью.
А по вечерам двести пятьдесят дуговых электрических фонарей, словно искусственные луны, загорались над выставкой, освещая ее призрачным матовым светом.
Алексей Максимович ходил из павильона в павильон, беседовал и с хозяевами выставки, и с теми, кто трудился на строительстве, и просто с праздными зеваками, пришедшими поглядеть на невиданное зрелище. Листки тетрадей и блокнотов заполнялись круглыми четкими буквами...
Поглядеть будет на что! Нынешняя выставка — дело до сей поры в России не виданное.
Хоть это и Шестнадцатая всероссийская промышленно-художественная выставка, однако нынче все необычно. Пятнадцать предыдущих выставок проводились в столицах — Москве или Петербурге. А эта — в Нижнем. Горды нижегородские купцы: выбор места еще раз свидетельствует, что Нижний Новгород — главный купеческий город России.
К открытию выставки Нижний Новгород получил трамвай. Скорость вагончиков не превышала десяти верст в час, но и она казалась горожанам опасной.
Часто возникали ссоры между кондуктором и публикой. Публика требовала, чтобы трамвай останавливался по первому требованию, там, где пассажиру нужно выйти.
Нередко вагон соскакивал с рельсов. Тогда пассажиры выходили из вагона и водружали его на место общими силами.
На поворотах вагончик частенько опрокидывался набок. Обыкновенно обходилось без несчастных случаев, но все же газетный репортер, прибегавший на место происшествия, справлялся на всякий случай у ближайшего блюстителя порядка, нет ли увечий или смерти. На что получал трафаретный ответ: «Никак нет! Все упали благополучно!»
Наконец наступил торжественный день открытия выставки. И уже на следующий день газеты на все лады восхваляли ее разнообразную оригинальную архитектуру. Угодливые корреспонденты, не жалея красок, расписывали «грандиозное, невиданное зрелище».
Зрелище и вправду было грандиозное, но подчас такое безвкусное! Большинство павильонов строилось по проектам видных профессоров и академиков архитектуры. Оформлением павильонов занимались лучшие художники. Но Алексей Максимович хорошо знал, по чьему заказу все это делалось. По заказу купцов и промышленников. Откуда тут взяться хорошему вкусу! И каким диссонансом в этом хвалебном хоре звучал первый очерк Горького, напечатанный в газете за несколько дней до открытия выставки.
«Со всех сторон вас окружают разные архитектурные деликатесы, всюду много стиля, много красоты, из хаоса то и дело возрождаются различные возбуждающие изумление диковинки,— а между ними, на той же самой земле, на которой стоят и они, вздымая свои красивые купола к небу,— согнувшись в три погибели, грязные и облитые потом рабочие возят на деревянных тачках и носят «на хребтах» десятипудовые ящики с экспонатами... Неприятно видеть на художественно-промышленной выставке — выставку изнурительного поденного труда чернорабочих. Это портит общий ансамбль праздника промышленности и даже как бы иронизирует над праздником.
Не эстетично, знаете ли, видеть у подножия архитектурных шедевров, гордо поднимающих свои разноцветные кружевные купола к небесам,— к небесам же обращенную в три дуги согнутую спину, пышущую испарениями далеко не ароматными, покрытую грязными лохмотьями и, кажется, даже тихонько поскрипывающую от натуги».
А его коллеги журналисты в это же время каждый на свой манер превозносили могущество русского капитала, пророчили ему быстрый и блестящий расцвет. А о тех, кто день и ночь, не разгибая спины, трудился на фабриках, заводах, в шахтах, — о рабочем человеке — ни слова!
Выставку опоясывала кольцевая электрическая дорога. Вагоны доставляли посетителей из одного павильона в другой — их на выставке сто семьдесят два!
Больше тридцати ресторанов, кафе, кабачков гостеприимно встречали посетителей.
В центре выставки великолепное сооружение: павильон для «отдохновения государя императора и его августейшего семейства». С высокой башни открывалась широкая панорама всей выставки. В павильоне приемный зал в русском вкусе, кабинет царя в стиле мавританском и кабинет царицы в стиле Людовика XV.
Царь пробыл в этом павильоне всего-то около трех часов, а на постройку его затратили десятки тысяч рублей.
В устройстве выставки приняли участие не только замечательные художники и архитекторы, но и крупнейшие ученые: Менделеев, Тимирязев, Докучаев, Попов.
А. С. Попов демонстрировал сконструированный им прибор для записи электрических разрядов в атмосфере. К. А. Тимирязев ставил опыты в теплицах. Ф. Блинов показал первый в мире самоходный трактор.
Много диковинок на выставке!
Привезены в Нижний одиннадцатисаженная миноноска, шар-аэростат, почетные ветераны русского флота — «Верейка» и «Плезир»,— яхты, построенные Петром I, модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге.
Сооружены громадные аквариумы, длиною до четырех метров, в которых плавают речные и морские рыбы.
В громадном стеклянном баке, наполненном водой, нижегородцы впервые увидели водолаза.
В бассейне дрессированный морж Васька, коверкая, выкрикивал слова: «папа», «мама» и «ура».
А самодвижущийся экипаж под названием автомобиль!
И еще достопримечательность: десять купеческих сыновей, разодетые в древнерусские костюмы великокняжеских и царских телохранителей и оруженосцев. Белые кафтаны шиты золотом, белые головные уборы украшены драгоценными Камнями. На ногах красные сафьяновые сапоги, а в руках секиры, разрисованные славянским орнаментом. Костюмы исполнены по эскизам художника Васнецова.
Купеческим сыновьям выпала честь охранять самого государя императора. Они волновались и краснели, неловко наступая на шлейфы придворных дам, звенели секирами, но несли свою службу верноподданно.
Пожалуй, самое большое впечатление на посетителей произвел синематограф Люмьера.
Конечно, для нас ничего удивительного в этом не было бы — ведь кино стало неотъемлемой частью нашего быта. Но зрителям минувшего века синематограф казался чудом.
На большом экране — нам бы он показался маленьким: аршина два с половиной длины и полтора в высоту — вдруг возникали самые разнообразные картины. Парижская улица — экипажи, дети, пешеходы. И люди и предметы в одну десятую натуральной величины. Сначала все неподвижно, но вдруг щелчок — и экипажи прямо с экрана катятся на зрителя, пешеходы оживают, дети гоняются за собачкой. Или такая картина: садовник поливает цветы из шланга, струи воды падают на деревья, на клумбы, ветки, листья, цветы колышутся под брызгами... А то вдруг на экране поезд, он набирает скорость и мчится прямо в зрительный зал — берегитесь!
Чего только не увидишь на выставке! Даже даму с бородой. Специальное свидетельство удостоверяло, что борода у нее настоящая, «не фальсифицированная». Чтобы поглядеть на даму, надо было заплатить гривенник. Но потом с радостью заплатишь еще рубль, лишь бы ее никогда не видеть — так страшна!
Вызывал изумление посетителей оркестр — «убежище для нищих детей».
С горечью и грустью глядел Алексей Максимович на это зрелище. Малютки оркестранты играли на барабанах и на кларнетах, дули в большие медные трубы. А один из детей, совсем маленький мальчик, четыре часа подряд играл на пикколо-флейте, а когда, вконец измученный, опустился на стул, голова его оказалась ниже пюпитра. Для этого крошки даже пюпитра по его росту не удосужились сделать!
«Бедные дети,— с сожалением думал Алексей Максимович.— И они должны увеселять своей музыкой и без того пресыщенное развлечениями общество...» И он спрашивал себя: «Где же развлечения разумные, поучающие и воспитывающие ум и душу?»
Возвращаясь домой, он по вечерам перебирал записи, сделанные за день.
«На выставке забыт стомиллионный, неумытый, добрый и грубый, сильный и усталый народ...» — думал он.
Один из дней Алексей Максимович с утра до вечера провел в машинном павильоне — гигантском сооружении из красных медных труб. Вот где можно было увидеть чудеса из металла! Паровой молот, невиданных размеров аппарат для сахароварения, лесопильный станок с большими стальными зубьями, опутанная шерстью чесальная машина - Алексей Максимович медленно шел по павильону. Человек — творец и хозяин этих металлических чудес — ползал вокруг своих стальных созданий, выпачканный в машинном масле, в поту, с грязной тряпкой в руках. Как он жалок и ничтожен в сравнении с блестящими, сильными, красивыми станками, созданными для облегчения труда и жизни людей. Людей? Но каких людей? Неужели вот этих, измученных, неразговорчивых, с черными лицами? Оборванные, грязные, они молча поили маслом маленькие части машин. Они стирали с них пыль и грязь куда чаще, чем пот со своих усталых лиц. И чувство обиды за человека вытесняло из его сердца удивление и восхищение перед машинами...
В павильоне «нефтяных королей» — макеты и модели заводов, пристаней и целых флотилий, перевозящих нефть. Аппарат для бурения нефти. Образцы продуктов из нефти. Диаграммы добычи нефти в миллионах пудов и рублей.
А вот о том, как трудятся рабочие на нефтяных промыслах, нигде ни слова.
Алексей Максимович вспоминал свои странствия по Кавказу. Грязь, дичь и скверна бакинских промыслов. Пыль и песок на улицах Баку, этого незабываемого, единственного в мире города, подковой раскинувшегося по берегу Каспия. Но, видно, хозяева города слишком глубоко были погружены в заботы о собственном кармане и потому не желали уделять городу ни внимания, ни денег... Разноцветный грот, сложенный из сорока четырех пород камней,— павильон «Сибирь». Над гротом каменный орел держит в лапах медальон с портретом Александра III, выполненный из русской яшмы. Вазы, кубки и всевозможные безделушки из драгоценных камней — огромные и совсем маленькие, тонкие и прозрачные.
Кто они, эти художники, режущие из камня цветы и кружева, способные придать твердому камню воздушные формы? Ничего не рассказывает выставка об этих людях!
Рельефные карты, на которых шариками из золота, серебра, каменного угля и ярких разноцветных камешков отмечены залежи полезных ископаемых. Таблицы добычи золота, начиная с 1835 года.
Но кто, чем и как вытащил из земли эти десять тысяч пудов золота? Кто принес государству за тридцать лет почти триста миллионов золотых рублей, не считая серебряных и медных? Как они это делают? Как живут?
И снова молчат стенды...
И еще одно оскорбляло Алексея Максимовича. Почему везде и всюду Запад выступает в роли нашего учителя... Французы, англичане, немцы: Лильпоп, Бромлей, Поле, Орицнер и Гампер, Лист, Борман и Шведе, Пфор, Реппган... Почему нет на выставке трудов наших, русских ученых, изобретателей? А ведь какой-то, кажется, Людвиг Цоп вырабатывает железо по системе инженера Артемьева!
И как же радостно было Алексею Максимовичу прочесть в статье великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева:
«...Не дожить мне до той выставки, которая покажет такой новый скачок русской исторической жизни, при котором свои Ползуновы, Петровы, Шиллинги, Яблочковы, Лодыгины не будут пропадать, а станут во главе русского и всемирного промышленного успеха... Верю в то, что наши дети увидят Всероссийскую выставку, которая будет иметь значение всемирной, где русский гений реально встанет не в уровень, а впереди своего века... Там, впереди, не только мир, соединение Востока с Западом и усиление мирового значения России, но и торжество русского гения на пути промышленного прогресса, а вместе с тем богатство и могущество русского народа».
Нет, никогда не иссякнет талантами щедрая и могучая русская земля!
Лучшее тому свидетельство — кустарный отдел. Вот она, оригинальная, самобытная Россия! Как ярки и чисты краски, какая веселая, озорная выдумка! Игрушки и посуда, вышивки и ткани, изделия из бересты, лыка, дерева, камня. Вятские, павловские, нижегородские, московские кустари — вот истинные кудесники и художники. Вот бы чем гордиться, чему радоваться. Вот где вкус и талант. Так ведь нет, все это прекрасное заслоняется безвкусицей и аляповатостью, которой так много на выставке.
Купцы в погоне за рекламой старались перещеголять один другого.
Домики из каменной соли. Бюсты императоров из мыла. Триумфальная арка из винных бутылок трех цветов: белого, синего, красного — цвета государственного флага. Железнодорожные будки из шоколада. Шалаши из канатных кругов. Сухарева башня из ваты...
А к приезду царя Николая II купцы еще пуще разукрасили свои павильоны. На каждый павильон и на каждый киоск был водружен вензель «Н. А.». Железники сделали буквы из якорных цепей, рыбники из сушеной рыбы, текстильщики из ситца, а экипажники — из колес!
И еще забота у купцов: кто преподнесет государю императору лучший подарок?
Победили железоторговцы - вручили царю корзину ландышей из жемчуга и бриллиантов, с листьями из уральского нефрита. Но как ни старайся, а не завалишь безвкусным хламом истинную красоту и чистоту.
Однажды необычное зрелище привлекло внимание Алексея Максимовича... Маленькая, хромая старушка, вся в морщинах, словно выкатилась на открытую эстраду. Кругленькая, в ситцевом платье. Белый платок покрывал ее седую голову.
Зрители были изумлены. Они привыкли видеть красивых артистов в нарядных костюмах, с отрепетированными жестами,— и вдруг сама простота, сама Россия...
— Вопленница Федосова,— услышал Алексей Максимович позади себя чей-то шепот.
Зазвучала народная былина о Добрыне. Былину сменил «вопль вдовы по муже». Потом заголосила невеста, тоскуя о девичьей своей воле. А вот разудалая свадебная и горькая солдатская...
Вздох прошел среди публики, вздох горя и восхищения. Казалось, стонет и плачет со сцены весь русский народ, стремясь выплакать в песнях свою многовековую боль и страдание. Вопли всё рвутся и рвутся из груди маленькой женщины,— откуда сила берется? Семьдесят лет прожила она на земле, выпевая в своем искусстве чужое горе и свою собственную горькую долю.
Алексей Максимович ушел потрясенный, взволнованный. Направляясь к выходу, он оглядывался на публику, праздно гуляющую по выставке, и снова, в который раз, до боли ему стало обидно, что посещает выставку «публика», а не народ!
Да и откуда взяться тут трудовому люду? Нет у него на это ни времени, ни денег. Вот и получается, что ни рабочие Нижнего, ни крестьяне окрестных деревень так и не увидели «торжества русской промышленности».
Теперь по утрам Алексею Максимовичу все труднее было заставлять себя отправляться на выставку. Постепенно он стал бывать там все реже. Если бы не обязанность писать в газеты, право, он и вовсе не ездил бы туда.
Но дело есть дело. И хоть два раза в неделю, но Алексей Максимович обязательно бывал на выставке.
Горький посылал свои корреспонденции не только в «Одесские новости» — он еще печатал их в «Нижегородском листке».
Однако несмотря на то что газета «Нижегородский листок» велась в либеральном духе, Горькому она поначалу не нравилась. Но он вынужден был работать в ней ради денег.
Платили ему пятьдесят рублей в месяц и еще дополнительно по пять копеек за строку фельетона. Раз в неделю он был обязан давать в газету один фельетон.
Не скрывая своих чувств — разочарования и обиды за народ,— писал Алексей Максимович статьи о выставке.
После выхода нескольких номеров его вызвал к себе губернатор и сделал выговор за резкость тона. А еще через некоторое время одна из статей Горького была задержана цензурой и отправлена министру внутренних дел.
С горечью сетовал Алексей Максимович в письме к своей невесте Екатерине Павловне Волжиной:
«Я не писал противозаконных статей — я писал по совести о том, что выставка... не народна и что народ в ней никакого участья не принимает».
Так прошло лето.
Последний свой фельетон Алексей Максимович написал 13 октября 1896 года. И назывался он весьма символически: «Разгром».
Это и вправду походило на разгром. Алексею Максимовичу казалось, что какое-то злое гигантское существо оползло выставку, разрыв носом ни в чем не повинную землю,— это вынули рельсы кольцевой железной дороги.
У входа с шипением и свистом продолжал бить огромный фонтан, хотя давно уже спала жара и никому не было надобности в его прохладе.
«Вода льется, словно символ любимого занятия праздных людей — переливать из пустого в порожнее»,— с усмешкой думал Алексей Максимович, глядя на фонтан.
С большой иронией и сарказмом пишет он, что сеяли на этой земле деньги, а собирают в житницы — хлам. «Он — всюду. Он заполняет собой всю территорию выставки в виде соломы, мочала, стружек, щеп, разноцветных кусочков бумаги, кусков извести, рваных газет... Лежат горы ящиков. Одни из них открыты и смотрят как гроба и ждут, когда в них положат «продукт русского национального труда», выработанный иностранной фирмой... На «Москве» надпись: продается. Таков век — не только люди, целые города продаются... И всюду, куда ни посмотришь, все падает, разрушается, трещит — от всего на землю сыплется хлам. Как ни велика сила миллионов, но не прочно все то, что творят они; и выставка на каждом шагу свидетельствует об этом». «Прах и хлам», «Город мертвых» — так метко характеризует Горький выставку в своей заключительной статье.
В этой статье он создает символическую картину гибели и разгрома современного денежного мира. Мысль, которая прозвучала в этом фельетоне, Горький вскоре развил в повести «Фома Гордеев».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.