Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Задачи экономической географии


О. А. Константинов, "Предмет и метод экономической географии"
Государственное издательство, М.-Л., 1926 г.
Публикуется с небольшими сокращениями.
OCR Detskiysad.Ru


Касаясь вопросов методологии экономической географии, нельзя обойти молчанием тех задач, которые ставятся при научной разработке экономической географии и при ее преподавании. Рассмотрим, поэтому, по порядку задачи экономической географии как научной дисциплины и как учебного предмета.
В настоящей работе мы очень часто именуем экономическую географию наукой. Разумеется, против этого возможны возражения такого рода, что экономическую географию, как не имеющую оформленного метода и предмета, нельзя квалифицировать как науку. Но если даже допустить это положение, то все-таки нельзя не признать, что экономическая география близка к тому, чтобы превратиться в серьезную научную дисциплину. Для выяснения этого вопроса обратимся к тем задачам, которые ставились жизнью экономической географии в различные эпохи. Здесь было бы очень интересно проследить постепенное выделение экономической географии из различных отраслей знания (статистики, географии, экономических наук), которые являются основными источниками ее возникновения, проследить историческое развитие экономической географии и социальные корни различных ее направлений. Однако, эти вопросы требуют очень подробного и глубокого анализа и увели бы нас слишком далеко. Поэтому, остановимся лишь на наиболее существенных моментах.
Можно считать, что в конце XIX века экономическая география вполне обособилась в самостоятельную дисциплину. Именно тогда возникла и расцвела пышным цветом традиционная школа. С ней же тесно связана и так называемая коммерческая география, имеющая широкое распространение за границей. Коммерческая география непосредственно примыкает к трацидионной школе; построена она на тех же принципах: описательный метод, отраслевой и даже предметный (товарный) порядок изложения.
Экономическая география, как и всякая наука, имеет свои социальные источники. С изменением общественных отношений меняются и требования, предъявляемые к науке обществом, что и определяет изменение задач и характера науки. Традиционная школа совместно с коммерческой географией отвечала на вполне определенные требования, предъявленные им эпохой, К концу XIX века золотое детство буржуазного общества давно прошло. Капитализм вступил в свой новейший этап. Развитие монополистических объединений, империализм и раздел земного шара явились характерными признаками нового периода. Вопрос рынка (рынков топлива, рынков сырья, рынков сбыта) встал перед капиталистическим производством во всей его остроте. Эти рынки нужно было знать, для этого их следовало изучить. Необходимо было усилить знакомство с состоянием отдельных отраслей хозяйства различных стран, чтобы выяснить возможности, раскрывающиеся перед капиталистическим производством. И вот, экономическая география, подбирая, накопляя и систематизируя факты, стала тщательно и добросовестно описывать хозяйство различных стран, излагая свой предмет по отдельным отраслям. Совершенно очевидно, что те задачи, которые тогда ставились экономической географии, требовали именно описательного методя. Всякого рода объяснения, истолковательные элементы были не нужны, а может-быть даже и не желательны.
Совершенно иного рода требования предъявляются к экономической географии в СССР. В корне изменившимся общественным отношениям соответствуют совершенно иные условия хозяйствования. Наличие социалистических элементов в нашей экономике и связанный с этим момент плановости резко отличают нас от капиталистического хозяйства. Небывалый в мире опыт регулирования хозяйства на колоссальной территории требует таких знаний, таких подходов к хозяйственным явлениям, в которых раньше не могло встретиться надобности. Старое описательное направление является здесь бессильным. Отсюда и новые задачи, возникающие перед экономической географией.
Прежде всего возникает необходимость не просто описать наше хозяйство, но его понять. Иными словами, нужно объяснить, найти причины, обусловливающие то или иное хозяйственное явление. Без этого невозможно регулирование экономики и плановый подход к хозяйственному строительству. Истолковательное, объяснительное направление в экономической географии оказалось представленным географической школой, которая считает возможным объяснять хозяйственные явления исключительно одними природными условиями. Как мы показали выше, это направление подходит к географическому фактору с идеалистической, а не марксистской точки зрения. Кроме того, привлечение одних лишь природных условий является недостаточным, ибо социальные условия имеют не меньшее, а большее значение. Не надо, впрочем, думать, что истолковательное направление существует только в таком одностороннем виде. Существует также течение, исходящее не только из природных, но и из социальных предпосылок (иногда даже с преувеличением значения последних) и стремящееся правильно подойти к истолкованию вопросов экономической географии. Однако, это течение не имеет своего надлежащего печатного оформления.
Но задачи современной экономической географии не ограничиваются лишь одним развитием объяснительных, истолковательных моментов. Заканчивается период нашего хозяйственного восстановления и достижения количественных норм довоенного времени. Перед нами стоит задача постройки новых заводов, проведения новых железнодорожных линий, сооружения электростанций, перестройки сельского хозяйства целых районов и т. д. и т. д. И здесь вопрос о географическом размещении становится важнейшей проблемой планового хозяйства. В частности вопрос о месте постройки новых фабрик и заводов встал вплотную уже в этом (1925) году. Таким образом жизнь предъявляет к экономической географии совершенно новые требования. Необходимо во всей полноте разработать вопросы географического размещения форм и отраслей хозяйства. Проблема эта, впрочем, не нова, и мы уже имеем по этому поводу теории Тюнена и Альфреда Вебера. Эти теории нужно лишь оплодотворить марксистской мыслью и дополнить и развить применительно к нашим условиям. У нас вопрос о постройке, например, нового завода не может решаться изолированно от общих хозяйственных вопросов и, главное, не в связи с более широкой проблемой — районирования нашей территории. На ряду с этим существует и другая проблема — электрификация, которая должна создать технический базис для дальнейшего строительства социализма. Обе эти проблемы являются неразрывно связанными между собой. Проблема районирования и географического размещения отдельных отраслей и видов хозяйства должна быть неотъемлемой частью экономической географии, которая этим путем не только получит первостепенное практическое значение, но и примет вполне научный характер. Мы уже говорили, что с марксистской точки зрения чисто-идиографических наук не существует, ибо всякая наука занимается и собиранием фактов и выведением законов. В этом отношении экономическая география еще не вполне стала наукой, ибо до сих пор она ограничивалась одними лишь описательными и, в последнее время, истолковательными моментами. Обобщениями широкого характера, выведением закономерностей экономическая география еще не занималась. Эти номотетические элементы смогут развиться в ней лишь тогда, когда экономическая география займется теоретической и практической разработкой вопросов районирования, когда закономерность пространственного размещения хозяйственных явлений войдет составной частью в теоретический фундамент экономической географии.
Таким образом в будущем экономическая география вырисовывается как наука, занимающаяся обобщениями широкого характера и выведением закономерностей с первостепенным практическим значением для регулирования экономики и планового хозяйственного строительства. Может-быть, в таком качестве экономическая география утратит характер самостоятельной дисциплины и превратится в важнейший составной элемент экономической политики. Но суть дела от этого не меняется, ибо сущность науки не в ее названии, а в тех общественных задачах, которые она призвана разрешить. Усиленное хозяйственное строительство Советского Союза предъявляет к экономической географии ряд неотложных требований, за выполнение которых ей необходимо немедленно приняться. Разрабатывая выдвинутые обществом проблемы, экономисты-географы являются таким образом активными участниками строительства социализма.
Для ответа на второй из поставленных вопросов лучше всего обратиться сначала к мнению других ученых, прежде всего заграничных, и выяснить, каков их взгляд по затронутому вопросу. В этом отношении чрезвычайно интересно услышать мнение проф. К. Гассерта, который, как мы,видели выше, дал очень разработанную схему методологии экономической географии. Говоря об образовательной ценности хозяйственной географии, автор указывает: «1) ее значение для материального образования, путем сообщения необходимых фактических знаний; 2) практическое применение этих фактических знаний и их внутренняя связь с хозяйственной и политической жизнью; 3) формальная образовательная ценность... как одного из самых действенных предметов преподавания для образования интеллекта». (1)
Соглашаясь вполне с этими мыслями, мы, однако, не разде-
-------------------------------------
1. Цит. статья — стр. 148. Впрочем, автор здесь имеет в виду не только хозяйственную географию, но отчасти и географию вообще.
-------------------------------------
ляем трехчленную формулу, выставленную автором. Более правильной, по нашему мнению, будет двухчленная формула, указывающая 1) на материальную и 2) на формальную образовательную ценность экономической географии. Что же касается практического применения фактических знаний, то здесь полезно вспомнить старую поговорку: «non scholae sed vitae discimus». Вообще говоря, мы считаем, что противопоставление материальной и формальной ценности ценности практической является неправильным. Говоря о материальной и формальной ценности, мы имеем в виду учебный предмет. Наоборот, говоря о практической и теоретической ценности, мы имеем в виду научную дисциплину. Таким образом автор смешивает категории различного порядка.
Но Гассерт подходит к вопросу о задачах преподавания экономической географии и с другой стороны и разрешает его в совершенно ином разрезе. Так, автор прежде всего указывает на то, что знание экономической географии безусловно необходимо купцам и промышленникам, государственным деятелям и дипломатам, консулам и парламентариям и т. п. Таким образом автор указывает, что некоторые отрасли деятельности, некоторые профессии не могут обойтись без знания экономической географии. Иными словами, говоря о задачах преподавания экономической географии, проф. К. Гассерт прежде всего указывает на задачи экономической географии как предмета специального. Правда, он этот термин не употребляет, но мы, вводя этот термин в отношении экономической географии, думаем, что это слово будет лучше всего характеризовать ту экономическую географию, которая имеет своей задачей дать известным категориям профессий определенную совокупность специальных знаний. Как мы указывали выше, мы не согласны с тем, как понимает проф. К. Гассерт экономическую географию, но такое понимание задач преподавания экономической географии мы вполне разделяем.
Итак, экономическая география может преподаваться, во-первых, как предмет специальный. Совершенно очевидно, что экономическая география как специальный предмет нам весьма нужна, ибо мы не меньше, а больше, чем заграница, нуждаемся в квалифицированных спецах и прежде всего по хозяйственной линии. На важность экономической географии (как специального предмета) указывает и проф. Л. Д. Синицкий. «Прежде всего знания по этому предмету необходимы для будущих (совершенно также, как и для настоящих. О. К.) красных купцов и организаторов промышленности, для нынешних слушателей промышленно-экономических техникумов. Они должны иметь ясное представление о населении, хозяйстве, социальных и политических условиях тех стран и тех районов страны, с которыми завязаны или будут завязаны торговые отношения, где устраиваются те или иные предприятия. Они должны быть хорошо знакомы с областями получения продуктов и с рынками сбыта, с путями направления и получения продуктов, с условиями правильной и непрерывной работы производства, с теми непрестанными изменениями, какие совершаются из года в год и в образовании новых областей производства и сбыта, и в создании новых путей, рынков и т. д. Со всем этим ознакомит их экономическая география, при чем все отдельные проявления торговой и промышленной энергии будут оценены ими как органическая часть целого. Только тогда нынешний учащийся и будущий работник может рассчитывать на то, что он будет содействовать здоровому, планомерному развитию того дела, в котором принимает участие». (1)
----------------------------------------
1. «Экономическая география в системе школьного образования». В сборнике «Вопросы экономической географии в школе и в жизни», стр. 46 — 48.
----------------------------------------
На значение экономической географии как специального предмета указывает и И. Г. Борисов: «Богатое конкретное содержание экономической географии определяет и важность изучения ее в особенности для практических деятелей в различных отраслях народного хозяйства». (1)
Для осуществления тех задач, которые стоят перед экономической географией как специальным предметом, необходимо, во-первых, чтобы экономическая география давала углубленное и научное знание и во-вторых, не отклонялась бы от основ марксистского мировоззрения. Думается, что изложенное выше понимание экономической географии наилучшим образом удовлетворяет этим двум требованиям.
Но те же авторы указывают и на другое значение экономической географии, именно - громадное общеобразовательное значение этого предмета. Правда, термин общеобразовательный ими не употребляется, но смысл их слов несомненно таков. Так, тот же К. Гассерт пишет: «Государственный интерес требует также, чтобы... весь народ был (должен быть) политически воспитан. Для этого нам безусловно необходима политическая и хозяйственная география... Если уже школа должна положить основание для гражданского воспитания, то хозяйственная география... должна стать предметом преподавания во всех школах. Школа должна служить потребностям времени и облегчать понимание событий дня». (2)
Здесь вполне отчетливо экономическая география выдвигается как общеобразовательный предмет. При этом знать экономическую географию, по словам Гассерта, должен не просто всякий более иди менее образованный
-----------------------------------------
1. «Экономическая география Советской России». 2 изд. 1923 г. Стр. 6.
2. Цит. статья, стр. 151 и 153.
-----------------------------------------
человек, а каждый политически-грамотный гражданин. Отсюда — преподавание экономической географии имеет государственное значение. В чем заключается тот государственный интерес, о котором пишет К. Гассерт, видно из его следующих слов: «Что может лучше способствовать возникновению любви к родине и национального самосознания учеников, как не преподавание географии под отечественным углом зрения, делающим географию национальным учебным предметом!.. Мы хотим показать нашему юношеству, что значит в мире Германия и германское господство над морем, и что нам нужно для восстановления нашего мирового значения...» (1) и т. п. в таком же духе.
Другой «политграмоты» в буржуазном государстве, конечно, быть и не может. Нас здесь, разумеется, не интересует то шовинистическое содержание, которое патриотически-настроенные профессора вкладывают в наш предмет. Буржуазные ученые буржуазного государства иначе поступать и не могут. Но чрезвычайно важно отметить то, что на Западе уже осознали государственное значение экономической географии и ее роль в развитии политической грамотности граждан. Совершенно очевидно, что экономическая география как предмет общеобразовательного характера у нас, в Союзе Республик, должна получить широчайшее распространение. (2) В наше время и в наших условиях развитие политической грамотности населения СССР является важнейшей, ударной задачей просветительной политики Советской власти. Если экономическая география является важнейшим орудием политического воспитания в буржуазной стране, то не меньшее значение она должна иметь и в Советских Республиках. Совершенно бесспор-
----------------------------------
1. Цит. статья, стр. 152.
2. Об общеобразовательном значении экономической географии говорит, не совсем в отчетливой форме, и Л. Д. Синицкий. Цитир. статья, стр. 48.
-----------------------------------
ным является то, что человек, не знающий социально-политической структуры нашего государства (Советской конституции) не может считаться политически грамотным гражданином. Но можем ли мы осмыслить своеобразие нашего государственного устройства, можем ли мы понять экономическую политику Советской власти и другие важные отделы политграмоты, не зная экономической структуры и конкретной хозяйственной жизни нашей страны? По нашему мнению, это невозможно. Сейчас, когда широкие массы привлекаются к хозяйственному строительству на основе сознательного и осмысленного в нем участия, когда хозяйственные вопросы лежат в центре внимания и правительства, и партии, и всей советской общественности, когда под все вопросы политики, права,»быта и т. п. подводят экономический базис, может ли, спрашиваем мы, гражданин Советских республик обойтись без знания конкретной экономической действительности, т.-е. без знания экономической географии? Думаем, что ответ ясен. Конечно, знание нашей экономической структуры и конкретной хозяйственной жизни является безусловно необходимейшим знанием для каждого жителя Советских Республик, желающего быть действительно гражданином, а не обывателем. Экономическая география должна быть одним из непременных отделов политграмоты. (1) Но и вне политграмоты экономическая география, как совершенно самостоятельный предмет преподавания, в качестве дисциплины широкого общеобразовательного значения должна получить видное место в учебных планах просветительных учреждений самого разнообразного типа. Так как сеть специальных учебных заведений, где экономическая география изучается как специальный предмет, относительно невелика, то в действи-
------------------------------------
1. Вполне правильно поступило издательство «Молодая Гвардия», когда, выпуская серию книг под общим заголовком «Политграмота комсомольца», оно в нее включило экономико-географический очерк Илиас Алкина и И. Полеес «Основы нашего производства».
------------------------------------
тельности экономическая география получила распространение именно как общеобразовательный предмет. Общественные и не общественные ВУЗ'ы, разного рода школы повышенного типа, техникумы и, наконец, вторая ступень (1) — все они, за малыми исключениями, содержат в своих учебных планах курс экономической географии. Таким образом тот громадный «спрос» на экономическую географию, который можно наблюдать на учебном «рынке», есть спрос на экономическую географию именно как на общеобразовательный предмет. В настоящее время, в наших условиях экономическая география приобретает важное значение именно как предмет общеобразовательного характера.
Но учебному предмету подобного характера и подобного значения жизнь естественно предъявляет весьма высокие требования. Он должен отвечать духу времени, он должен легко восприниматься и быть доступным. Но таковым он не станет, если он будет чужд диалектического материализма. Хотелось бы надеяться, что выдвинутое нами понимание экономической географии ближе других построений подходит к указанной задаче. В сочетании глубокого научного характера и марксистского подхода — единственный путь для реального осуществления тех задач, которые лежат перед экономической географией как наукой и как учебным предметом.
Таким образом, экономическая география как учебная дисциплина имеет двоякий характер. С одной стороны, она является предметом специальным, с другой — общеобразовательным. В этом последнем виде, как мы только-
------------------------------------
1. Более того, поскольку в комплекс объектов, изучаемых в первой ступени, включаются хозяйственные факты и явления, — постольку приходится говорить об элементах экономической географии уже в школе первой ступени. (См. С. П. Аржанов — Практические занятия по экономической географии.)
-------------------------------------
что показали, экономическая география получила наибольшее распространение и приобрела особенно важное значение. Отсюда следует, что центр тяжести методической работы должен быть именно здесь. Упростить предмет без ущерба для его научности, приблизить его к малоподготовленному учащемуся или читателю, сделать его широко общедоступным — таковы насущные задачи в этой области. Однако, неправильно будет думать, что экономическая география как предмет специальный и как общеобразовательный разгорожена какой-то китайской стеной на изолированные части. Всякое достижение в одной части найдет всегда отклик и в другой. Поэтому и экономическая география как специальный предмет тоже не должна быть забыта. Этот участок также имеет громадную важность, в некоторых случаях даже ббльшую, чем другой. Научное углубление предмета, его дальнейшая перестройка, непрестанное увеличение содержания и разработка многих слабых отделов — все эти вопросы, стоящие перед экономической географией как специальным предметом, имеют свое значение для нее и в плоскости общеобразовательной. Все затронутые моменты касались как-будто больше экономической географии как науки, а не как учебного предмета. Мы скорее говорили, что должна сделать экономическая география как наука для экономической географии как учебного предмета. Так может показаться со стороны. Но здесь нужно подчеркнуть, что для экономической географии такое противопоставление не вполне возможно. Содержание и характер экономической географии таковы, что в отношении ее можно безошибочно сказать, что здесь мы имеем единство науки и учебного предмета. Но именно это и затрудняет методическую разработку экономической географии как учебного предмета, ибо методологическая сторона экономической географии как науки разработана весьма слабо.
Кроме того, мы думаем, что методических рецептов общего характера не может быть вообще уже по одному тому, что преподавание экономической географии имеет двоякие задачи. Но и помимо этого, мы полагаем, что в каждом отдельном случае приходится исходить из совокупности обстоятельств, присущих лишь данному индивидуальному случаю. Здесь приходится учитывать возраст, знание и общее развитие учащихся, характер учебного заведения, положение экономической географии в системе предметов данного учебного заведения, численность групп (классов), количество недельных часов, наличие кабинетов и степень их оборудованности, количество свободного времени у учащихся и т. д. Лишь учтя все эти моменты, можно сделать те или иные выводы о методах работы. Так как комбинация всех этих моментов для каждого типа учебных заведений своеобразна, то никакого единого рецепта здесь быть не может. Мы думаем, что всякие отвлеченные обсуждения методики экономической географии должны быть заведомо бесплодны. Это, однако, не значит, что не может быть никаких общих положений, исходящих из существа предмета, из подхода к предмету, из особого понимания науки. Это не только может быть, но и должно. Но в таком случае практические методические результаты будут лишь при законченном методологическом построении науки.
Таким образом перед экономической географией стоят очень важные задачи. Помимо разработки научной методологии и методики преподавания, экономическая география требует коренной и основательной переработки самого содержания предмета, который должен принять не только более научный характер, но и первостепенное практическое значение. Все эти проблемы неразрывно связаны между собой. Разрешение их доступно лишь совместным усилиям, лишь коллективному труду всех работников в области экономической географии. Жизнь не ждет... Мы уверены, что задачи, поставленные ею работникам экономической географии, будут выполнены ими с честью.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +