И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
В апреле 1905 года во Львов заехал М. Коцюбинский, направлявшийся в Италию. Он посетил И. Франко и долго беседовал с ним. Это была волнующая встреча двух выдающихся писателей и друзей. Они много говорили о событиях в России. Коцюбинский рассказывал поэту о крестьянских волнениях на Черниговщине и в других губерниях, характеризовал деятельность украинской революционной интеллигенции. Он сообщил, в частности, о своем выступлении 9 января 1905 года в Черниговской библиотеке и о высказанном там требовании дать свободу печати на всех языках народов России. Оба писателя делились своими творческими замыслами. Франко читал Коцюбинскому первые главы поэмы «Моисей», над которой он в это время работал. В реферате, посвященном Ивану Франко, М. Коцюбинский очень ярко охарактеризовал творчество украинского писателя и дал яркий портрет Ивана Франко. Он писал: «Небольшого роста, хотя сильный мужчина, высокий лоб, серые, немного холодные глаза, в линиях бороды что-то энергичное, упрямое. Рыжеватый волос непокорно топорщится, усы торчат. Скромно одет, — он тихий и незаметный, пока молчит. А заговорит — и вас удивит, как этот невысокого роста человек растет и растет перед вами, как в сказке. Вам станет тепло и ясно от света его глаз, а его речь кажется не словом, а сталью, бьющей о кремень и сверкающей искрами.
Сильная, настойчивая натура, которая цельной вышла из жизненной борьбы!.. В своей убогой избе сидел он за столом босой и плел рыболовецкие сети, как бедный апостол. Плел сети и писал поэму «Моисей». Не знаю, попалась ли рыба в его сети, но душу мою он пленил своей поэмой».
Уехав в Италию, Коцюбинский рассказал об Иване Франко М. Горькому. Великий писатель неоднократно упоминал имя Франко в своих письмах, пытался помочь ему в печатании его произведений на русском языке.
Франко переписывался со многими учеными, общественными деятелями и писателями России и Надднепрянской Украины и был в курсе всех происходящих там событий.
Революционная борьба в России оказала громадное влияние и на художественное творчество Ивана Франко. Поэт стремится отразить в художественных образах революционную борьбу народных масс, философски осмыслить события новой бурной эпохи. Первым выдающимся произведением, написанным непосредственно под впечатлением революции в России, была поэма «Моисей» (1905), в которой воплощены революционные идеи и стремления украинского народа к борьбе за свое освобождение.
Поэт чувствует себя органически слитым с народом. Он видит страдания народа, который под тяжелым угнетением австрийской монархии и польской шляхты находится фактически на положении раба. Во вступлении к поэме Франко обращается к униженному, исстрадавшемуся народу:
Но час придет, в багряном ореоле,
В кругу народов вольных за Карпаты
И к Черноморью рокот новой воли
И радости ты доплеснешь раскаты
И, все обняв хозяйскою управой,
Полями залюбуешься и хатой.
(Перевод Б. Пастернака.)
Народ как основная движущая сила истории был главным героем поэмы. Осмысляя судьбы родины и происходящие события, Франко поставил в своей поэме одну из актуальнейших проблем общественно-политической жизни в период революции 1905 года — роль вождя и народных масс в борьбе за освобождение. Используя библейский сюжет, поэт в образе Моисея показал вождя, отдающего все свои моральные и физические силы родному народу в его борьбе за победу над врагом:
Все, что было, всю жизнь он отдал
За одну лишь идею,
И горел, и сиял, и страдал,
И трудился над нею...
Из неволи в Египет народ,
Точно буря, он вырвал
И на волю рабов из страны
Их мучения вызвал.
(Перевод П. Дятлова.)
Но вождь и руководитель должен не только любить народ и быть преданным ему.
Он не должен иметь никаких колебаний и сомнений в правильности избранного им пути. Неверие в силы народа, даже минутное сомнение является преступлением и заслуживает строжайшего наказания. Моисей предан своему народу, беззаветно любит его, борется за его освобождение, но он уже стар, устал и на мгновение потерял уверенность в его силах. Из-за этого он терпит тяжелейшее наказание. Народ изгоняет Моисея и сам решает свою судьбу: избирает нового вождя из своей среды, способного достичь намеченной цели. Вместо Моисея во главе народа становится Егошуа, который подымает массы на революционную борьбу:
А Егошуа зычно кричит:
«За оружие снова!»
И взвился этот крик, как орел,
Над немою толпою,
Покатился он эхом к горам:
«За оружие! К бою!»
Миг еще — и Егошуа крик
Полетит над толпою;
И кочевника вялого вмиг
Обратит он в героя.
Загремят — и пустыни песок
Как болото размесят,
Авирона камнями побьют,
А Датана повесят.
И пойдут в неизвестность веков,
Преисполнясь тревоги,
Человечеству путь пролагать,
Умирая в дороге.
(Перевод П. Дятлова.)
Таким революционным призывом заканчивалась поэма Ивана Франко, которая как искра разжигала революционное пламя среди тысяч читателей Галиции и Надднепрянской Украины.
О том, какие чувства и мысли вызывала поэма «Моисей» среди трудящихся и демократической интеллигенции, писал в своем письме к Франко М. Коцюбинский: «Еще слушая поэму в вашем чтении, я был увлечен ею, а теперь она произвела на меня еще большее впечатление. Сердечно благодарю вас не только за память, но и за это прекрасное, высоко поэтическое и глубокое произведение. Теперь, когда граница фактически открыта, «Моисея» увидит и украинский мир — и это меня радует несказанно». Таким же революционным пафосом были насыщены публицистические и литературно-критические статьи Франко, напечатанные в 1905 году. В рецензии на «Историю русской литературы» А. Брюкнера, давая высокую оценку русской литературе как одной из передовых литератур мира, Франко также касается и революционных событий, происходящих в России: «Пишутся эти слова в тот момент, когда весть об окончательном падении русского автократизма, самого тяжелого врага также и русской литературы, радостным дуновением колышет сердца всего цивилизованного человечества. И мы уверены, что это дуновение новой свободы будет началом новой, более светлой эпохи русской литературы».
Статья Франко «Сухой пень» была непосредственным откликом писателя на национально-освободительную борьбу на Украине, которая сливалась с освободительным движением в России и других ее национальных окраинах. Франко в своей статье требовал отмены реакционных законов русского самодержавия о запрещении украинского языка и притеснении украинской культуры. Называя указ правительства от 1876 года, запрещающий печатать книги на украинском языке, позорным документом, Франко писал, что царское самодержавие «...отгородило 25 миллионов человек непреодолимой стеной от источника культуры, которым является родной язык».
С этими требованиями выступал в Чернигове и М. Коцюбинский. Выступление Франко в 1905 году со статьями, полными сочувствия к борющемуся русскому народу, вызвали новую волну нападок на него со стороны реакционного лагеря Галиции. Очередным поводом к бешеной травле Франко стала его статья «Львовский театр и народная честь». В этой статье писатель критиковал галицкий театр, который слепо подражал буржуазной оперетте и чуждался истинно народного искусства. Против Франко выступили со статьями «народовцы» К. Левицкий и А. Борковский, объявившие его ненавистником украинского театра. Перед писателем снова были закрыты двери всех редакций. Грушевский, решивший освободить Франко от работы в «Литературно-научном вестнике», искал лишь подходящего повода для осуществления своего плана.
В это тяжелое время Франко получил из Рима взволнованное письмо от М. Коцюбинского. В письме говорилось: «Все собирался поблагодарить вас за те приятные и незабываемые дни, которые мы провели вместе во Львове и в деревне. Пишу это сегодня, осмотрев «Моисея» Микеланджело, напомнившего мне вашу чудесную поэму. Когда я стоял перед «Моисеем», мне слышались сильные, полные огня речи, раздававшиеся в вашем доме».
Письмо очень обрадовало писателя. Он сейчас же ответил Коцюбинскому, благодарил его за моральную поддержку. Осенью 1905 года, после возвращения Коцюбинского из Италии в Чернигов, Франко просит его сообщить о важнейших политических новостях и революционных событиях в России и на Украине. В своем ответном письме от 29 ноября 1905 года М. Коцюбинский писал: «Сегодня мы получили, наконец, закон о свободе печати. Хотя он плохонький и куцый (относится только к периодическим изданиям), а все же для нас он имеет большое значение... А впрочем, кто его знает, что еще у нас будет. В воздухе пахнет реакцией, а значит, и порохом. Мы все совершенно изверились в искренности и добросовестности мошеннического правительства; после манифеста 17-го оно все больше уклоняется вправо... Мы живем, как на вулкане, или, лучше, мы сами тот вулкан, жерло которого слепое правительство хочет засыпать щепками и таким образом остановить извержение».
Письма М. Коцюбинского были живой информацией о событиях в России, ясно указывали на назревание революционного взрыва. Письма и корреспонденции, получаемые Франко из России, давали ему правильную ориентировку в основных политических вопросах, служили материалом для статей, в которых он знакомил украинских читателей с революционными событиями в России.
Поэма Франко «Моисей» пользовалась большим успехом. Она пробуждала в массах украинского народа чувство ненависти к эксплуататорам и тиранам, призывала их к революционной борьбе за будущее трудящихся. Поэма была хорошо известна и М. Горькому, который впервые узнал о ней от М. Коцюбинского. Она была переведена на русский язык П. Дятловым и направлена М. Горькому для напечатания в сборниках «Знание» или в журнале «Просвещение». Ознакомившись с переводом, который был сделан весьма плохо, М. Горький отказался печатать его, не желая обидеть ее автора и компрометировать произведение, которое он высоко ценил.
М. Коцюбинский, встречавшийся в это время с М. Горьким, прислал Франко свой восторженный отзыв о поэме. Он писал: «Трудно выразить, с каким удовольствием, с каким наслаждением прочел я ее». Коцюбинский говорит о большом революционизирующем значении поэмы «Моисей», которая была вершиной и синтезом всего творчества писателя.
Кроме поэмы «Моисей», Франко написал в этом году ряд стихотворений, отразивших его настроения в это тревожное время и его сочувствие к борющемуся русскому и украинскому пролетариату и крестьянству. Среди художественных произведений этого периода особое место занимает его социально-философская сказка «Чертополохи» («Будяки»), в которой писатель с помощью аллегорических образов призывал трудящихся к свержению самодержавия и уничтожению капиталистического строя. В образах чертополохов, выросших на лугах, он показывает помещиков, капиталистов, эксплуататоров, высасывающих соки из народа. Как бороться с чертополохами, как очистить поле? Одни советуют рубить им головы, другие вырывать с корнями. Это ни к чему не приведет, говорит автор. Вместо срубленного одного вырастут десятки и сотни новых чертополохов, которые еще больше засорят поле. Для того чтобы освободиться от сорняков, нужно устранить основную причину зла, взорвать плотину, которая сдерживает свободное течение реки и питает водой чертополохи. В аллегорическом образе плотины Франко показывает капиталистический строй, который порождает и питает хищников-эксплуататоров.
Главный герой сказки — учитель — поучает своего юного ученика: «Но не забывай о плотине, о той плотине, которая останавливает свободное течение реки, удерживает гниль и застой и способствует росту чертополоха! Плотину, сынок, плотину нужно взорвать! Ты видишь результат гнили и застоя, но не увидел причины, которую необходимо устранить».
Сказка была напечатана в первом номере радикальной газеты «Новий громадський голос», вышедшем в начале января 1905 года во Львове. Эта газета расходилась по всей Галиции, значительная часть тиража попадала и на Украину. В этом году были написаны и другие рассказы: «Сойкино крыло», «Под навесом». Франко много работал и как литературный критик, ученый и общественный деятель. Он оказывал большую помощь русским социал-демократам в пересылке литературы в Россию. Его имя было хорошо известно русским читателям. Все это вызвало большое подозрение у русской полиции. К работе по пересылке нелегальной литературы в Россию Франко неоднократно привлекал свою жену, которая выезжала в Киев.
В 1905 году департамент полиции поручал русскому консулу во Львове убедить австрийское правительство в необходимости немедленного ареста И. Франко и его жены. В одном из писем директора департамента царской полиции говорилось: «Принимая во внимание, что личность галицийского революционера Ивана Франко хорошо известна австро-венгерскому правительству и что революционная деятельность жены его... направляется, несомненно, во вред обоих государств, я имею честь покорнейше просить ваше превосходительство довести до сведения надлежащих властей и переговорить о возможности принятия соответствующих против супругов Франко... мер и привлечения их к ответственности». Австрийская полиция не решилась в четвертый раз арестовывать Франко, но за ним был установлен строжайший полицейский надзор. Произведения писателя подвергались особому контролю со стороны Грушевского, часть из них совсем не была напечатана, отдельные статьи печатались в искаженном и сокращенном виде.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.