Кровавые баденовские выборы. Сборник стихов «Мой Измарагд»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Начало 1897 года принесло писателю новые заботы и новые огорчения. В результате тяжелой непрерывной работы и переутомления Франко на несколько месяцев почти полностью потерял зрение. Несколько недель он вынужден был находиться в темной комнате, а если выходил на свет, то должен был одевать повязку на глаза. Но и в этих условиях он не прекращал своей творческой работы, заканчивал сборник стихотворений «Мой Измарагд». В предисловии к сборнику Франко рассказал об условиях работы и о тяжелом моральном состоянии, вызванном непрекращающейся травлей со стороны галицкой реакции и преследованиями полиции. Он рассказал также и об истории написания сборника.
«Блуждая по перепутьям всемирной истории и литературы, — писал он,— я с давних пор собирал понемногу или намечал себе для позднейшего использования отдельные камешки, пригодные для моего здания; самые старые этюды, помещенные в этой книге, имеют уже пятнадцатилетнюю давность. Но только в последнее врема тяжелая болезнь, сделавшая меня на несколько месяцев неспособным к другой работе, дала мне возможность написать большую часть того, что здесь напечатано. Значительная часть помещенных здесь стихотворений — подлинные Schmerzenskinder. Я писал их в темной комнате, с зажмуренными больными глазами. Возможно, такое мое физическое и духовное состояние отразилось и на физиономии этой книги».
Название «Измарагд» взято поэтом из древнерусской литературы. Так назывались в древней Руси сборники поучений, правил христианской морали, наставлений отцов церкви и т. д. Но Франко использовал эту форму, образы и мотивы древнерусской литературы и фольклора для отражения современной ему действительности и сложной общественно-политической обстановки. Название сборника — «Мой Измарагд» — говорит о том, что поэт будет излагать свою мораль, высказывать свои взгляды на вопросы, затронутые в древнерусских сборниках «Измарагд». «Конечно, моя мораль значительно разнится от той катехизической, догматической морали», — писал Франко.
Весь сборник проникнут идеями патриотизма и гуманизма, он показывает, что поэт был тесно связан с жизнью и его стихи были непосредственным откликом на общественно-политические события и классовую борьбу того времени.
Сборник состоит из шести циклов: «Поклоны», «Паранетикон», «Притчи», «Легенды», «По селам» и «В Бразилию».
Цикл «Поклоны», которым открывается сборник, отражает борьбу Франко с украинскими буржуазными националистами и является живым документом, свидетельствующим о непримиримости Франко к предателям народных интересов. Он был написан под впечатлением происходивших выборов в австрийский парламент. Крестьяне и демократическая молодежь Галиции выдвинули своих кандидатов, в том числе и кандидатуру Франко. Но австрийское правительство с помощью полиции и платной агентуры — «народовцев» — делало все, чтобы не допустить «мужицкого посла» в австрийский парламент. Кандидатура Франко была забаллотирована.
Это были кровавые баденовские выборы, как их удачно назвал сам Франко. Во время столкновения трудящихся с полицией на улицах Львова было убито 10, ранено 30 и арестовано 900 избирателей. В эти дни, писал Франко, мимо его окон проходили десятки и сотни закованных в кандалы крестьян и рабочих, арестованных полицией. По распоряжению наместника Галиции графа Бадени проводились аресты избирателей, голосовавших за своих депутатов. Австрийское правительство использовало все средства вплоть до расстрелов в борьбе против трудящихся, отстаивающих своих кандидатов, в частности кандидатуру И. Франко. Их пугало заявление, сделанное избирательным комитетом села Мостиских еще в 1896 году, во время первого баллотирования И. Франко. В нем говорилось, что он «хлопский сын, воспитанный в черной беде, на черном хлебе, на пресной капусте. На протяжении всей своей жизни Иван Франко защищал дела трудящихся. За дела хлопов он терпел страшные преследования, но не переставал барам резать правду. Газетами, книгами, стихами он указывал на хлопскую нужду, на обиды хлопа».
Во время этих выборов представители польской партии «Людова» показали свое истинное лицо — националистов и соглашателей с буржуазией. Польские социал-демократы также выдвинули свою кандидатуру и голосовали против Франко. Все это привело к серьезным разногласиям и в конце концов к разрыву Франко с польскими социал-демократами. Для писателя стали понятны буржуазно-националистические взгляды польских социал-демократов, которые они тщательно прикрывали лицемерными словами о преданности интересам трудящихся.
В. И. Ленин, критикуя вредную националистическую политику австрийских социал-демократов и выдвинутую Отто Бауэром и Карлом Реннером теорию «культурно-национальной автономии», писал, что она могла возникнуть только «в отсталой, феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена...». Эта политика была причиной того, что в отдельных статьях конца 90-х — начала 900-х годов Франко неоднократно враждебно отзывался о деятельности австрийских, польских и галицких социал-демократов.
Националистическая позиция, занятая во время выборов польскими «людовцами», а также польскими и галицкими социал-демократами, дала свои результаты — кандидатура Франко и других кандидатов, выдвинутых трудящимися Галиции, не получили нужного количества голосов. Болезненно переживая это, Франко писал: «Самым тяжелым и самым страшным ударом, взволновавшим меня до глубины души, поразившим, как гром, как внезапная болезнь, — были кровавые выборы 1897 года... В ту пору я изведал еще более тяжелые удары от людей и групп, близких и дорогих мне среди польской общественности, я увидел, как вокруг меня валится весь тот мир идей или иллюзий, над реализацией которых я работал».
Под впечатлением этих переживаний Франко написал статью, опубликованную в Вене в газете «Die Zeit» под заглавием «Поэт измены». Разоблачая иезуитскую политику польской шляхты, которая путем подкупов и запугиваний подавляла демократическое движение среди трудящихся Галиции, Франко в этой статье сделал неверные обобщения при характеристике творчества польского поэта Адама Мицкевича.
Именно в это время польская общественность готовилась к празднованию столетнего юбилея со дня рождения Адама Мицкевича. Польская буржуазия и особенно шляхта широко использовали имя великого писателя для оправдания иезуитской тактики — измены и предательства в борьбе со своими идейными противниками. Они по-своему истолковывали и подняли на щит «валенродизм» как один из мотивов творчества Мицкевича. Реакционные польские критики своим толкованием поэмы Мицкевича «Конрад Валенрод» подогревали в среде польской шляхты и буржуазии реакционные настроения и оправдывали предательство и измену как проверенный метод борьбы.
Пытаясь уязвить польских реакционеров в самое больное место и разоблачить их предательство и измену, Франко обратился к творчеству Мицкевича, которого польская реакция в своих статьях называла «национальным гением» и «духовным вождем». Иван Франко полемически назвал свою статью «Поэт измены», что было глубокой ошибкой, тем более что и содержание статьи не отвечало этому названию. Франко использует только сюжетную канву поэмы «Конрад Валенрод» для разоблачения польской шляхты и буржуазии, для показа загнивания, морального разложения и предательства в ее среде. Все это вызвало бешеную реакцию в среде польской шляхты и буржуазной интеллигенции, послужило поводом для травли Франко. Реакционная польская печать объявила его врагом польского народа, представила дело так, будто бы Франко зачеркивал все творчество Адама Мицкевича. В действительности же Франко никогда не переставал с глубоким уважением относиться к творчеству великого польского поэта. Он понял, что совершил ошибку, дав повод для нападок польской реакции, которая давно готовилась к этому. На доме, где он жил, появились надписи: «Долой Франко!» Националистические польские газеты и журналы печатали крикливые статьи, полные неудержимой клеветы и оскорбительных выражений по адресу Франко. Писатель вынужден был несколько дней не выходить на улицу. Польская реакция пыталась восстановить против него весь польский народ, к которому Франко всегда относился с глубоким уважением. Он писал по этому поводу: «Как перед этим, так и после у меня не было ни зерна ненависти к польскому народу, — к тому, что он имеет прекрасного, благородного, искреннего и действительно человечного».
Дочь писателя Анна Ключко-Франко в своих воспоминаниях воспроизводит весьма характерный эпизод из жизни Франко этого периода — его выезд в село. «Все мы вышли из дому, вынесли вещи и уложили в фаэтон, ожидавший нас у подъезда. Отец был весьма неспокоен, осматривался по сторонам, поднявшись на сиденье. Вдруг из-за угла выскочил неизвестный и выстрелил в отца, но, к счастью, не попал. Отец был бледен, но начал нас успокаивать и уговаривать, чтобы мы не боялись, что это, мол, не в него стреляли. Позднее я узнала и поняла из рассказов, что это был один господин, который пытался убить отца... Это было в 1897 году».
В это тяжелое время писателя посещали лишь самые близкие люди: М. Павлик, В. Стефаник, сотрудники редакции «Курьера львовского» и студенческая молодежь. В ответ на выступления реакционной польской молодежи студенты Львовского университета написали свои замечания — «Несколько слов по поводу «Открытого письма польской студенческой молодежи по делу д-ра Ивана Франко». После отказа администрации напечатать протест в университетской газете прогрессивная часть студенчества при поддержке студентов политехнического института и краковского студенчества напечатала брошюру на польском языке «Голос польской студенческой молодежи по делу д-ра Ивана Франко». Молодежь разъясняла, что польская шляхта предъявляла Франко незаслуженные обвинения, что он никогда не относился враждебно к польскому народу.
Через несколько дней на Франко свалилось еще одно несчастье. На него с новой силой ополчились галицкие «народовцы», которые требовали жестоко расправиться с писателем. «Народовцы» использовали для травли Франко выход из печати сборника его произведений в переводе на польский язык «Галицкие картинки» с предисловием «Кое-что о себе самом». В этом предисловии Франко в резкой форме говорил о псевдопатриотизме «народовцев», которые всегда хвастались своей любовью к родине.
Удары посыпались на Франко со всех сторон. Бесновались «народовцы», бесновалась и польская шляхта. На страницах «народовской» газеты «Дело» появилась передовая статья под заглавием «Печальное явление», написанная лидером «народовцев» Ю. Романчуком, который обвинял Франко в отсутствии у него патриотических чувств и любви к народу. Он писал: «Д-р Франко, к сожалению, не знает, что такое любовь, и не чувствует любви». Франко ответил редакции «Дела» саркастическими стихами «Несколько афоризмов в альбом «Делу», а Романчуку посвятил сатирическую поэму под заглавием «Седоглавому». Так называли националисты своего вождя Романчука — «Седоглавый отец». Это стихотворение входило в первый цикл сборника «Мой Измарагд» — «Поклоны».
Разоблачая ложный патриотизм и реакционные идеалы Романчука и всего националистического лагеря, поэт писал:
Ты, братец, любишь Русь,
Я ж не люблю, бедняга!
Ты, братец, патриот,
А я — всего дворняга.
Ты, братец, любишь Русь,
Как любишь хлеб и сало, —
Я ж лаю день и ночь,
Чтоб сном не засыпала.
Ведь твой патриотизм —
Одежда показная,
А мой — тяжелый труд,
Горячка вековая.
(Перевод Е. Нежинцева)
Продолжая полемику с «народовским» лагерем, Франко в следующем стихотворении этого же цикла разоблачает корыстолюбие, лжепатриотизм и отчуждение от народа вождей «народовского» лагеря. Его родина — Украина в эту горькую минуту утешает поэта, как родная мать, обращается к нему с теплым родным словом:
Чем ты обижен? Что порою
Крик поднимали над тобою:
«Не любит Украины он!»
Наплюй! Я, сын мой, лучше знаю
Всех этих «патриотов» стаю,
Их сладких фраз дешевый звон.
В материнских словах звучит и некоторый упрек сыну:
Мой сын, ты б меньше суесловил,
Слез над собою меньше пролил
И долю меньше попрекал!
Ты сам пошел дорогой торной,
Изранен тернием, упорный, —
Чего же ты иного ждал?
(Перевод С. Обрадовича.)
В сборнике «Мой Измарагд» было напечатано и стихотворение «Декадент», в котором поэт осудил мотивы упадочничества, показал силу и красоту реалистического, демократического искусства. Это стихотворение было программным в борьбе Франко против декадентства во всей украинской литературе.
В цикле «По селам» даны реалистические картины из жизни бедняков. Характерно, что здесь Франко уже показывает классовое расслоение деревни, создает образ сельского кулака. Вот картина галицкого села:
На Подгорье, в долах, по низинам
Села неприветливы и строги,
Разлеглись, как нищие под тыном,
Дремлют у проселочной дороги...
Узкие, ослепшие оконца
В дедовских еще засовах ходят.
Или ясного боятся солнца
Те, что в хатах весь свой век проводят...
Хлеб да каша - здесь иного краше,
Цель всех дум, стремлений и заботы,
Человек тут знает лишь работу,
Трудится во имя горсти каши.
Спит хозяин на досках несбитых,
На соломе, под мешком дерюжным;
Печь — для ребятишек неукрытых,
А большим постели и не нужно...
(Перевод М. Комиссаровой)
Бедность и нищенское существование, преследования кулаков и помещиков угоняют тысячи крестьянских семейств за море в поисках работы. Об этом рассказывается в цикле «В Бразилию».
Ой, расплескалось ты, русское горе,
Вдоль по Европе, далече за море!
Гамбурга доки, мосты, паровозы, —
Где не струились вы, русские слезы?
Все, мой народ, с тебя драли проценты:
Польские шляхтичи, швабы-агенты.
Что еще ждет тебя на океане?
Что-то в Бразилии, в славной Паране?
(Перевод М. Исаковского.)
Следует отметить, что в предисловии к книге поэт призывал к некоему абстрактному гуманизму. Стихотворения же сборника свидетельствовали о том, что Франко не складывал оружия, как и раньше выступал против соглашательских и шовинистических элементов, торгующих свободой своего народа. Сборник был проникнут ненавистью к угнетателям и глубокой любовью к родному народу. В нем бился пульс гневной поэзии Т. Г. Шевченко, традиции которого продолжал и развивал великий Каменяр. Сборник «Мой Измарагд» был издан на деньги, собранные студенческой молодежью, которая готовилась в 1898 году отметить двадцатипятилетие литературной и общественно-политической деятельности Франко.
В результате травли со стороны польской шляхты в 1897 году Франко был освобожден от работы в редакции польской газеты «Курьер львовский», в которой проработал десять лет. Снова Франко остался без заработка, ощущал материальные затруднения. Спасло его лишь одно обстоятельство: в издательских планах «Общества имени Шевченко» произошли некоторые изменения, вместо закрывшегося журнала «Заря» планировалось новое издание журнала «Литературно-научный вестник». «Народовцы» вынуждены были пригласить для работы в новом журнале Ивана Франко. За ничтожную плату писатель должен был вести всю корректуру и организационную работу по сбору и обработке материалов. Обстоятельства заставили его принять это предложение, так как он в это время переживал большие трудности: жена была тяжело больна, трое детей требовали ухода, нужен был постоянный заработок, чтобы поддерживать семью. Его литературный труд, художественные произведения, печатавшиеся как в журналах, так и отдельными изданиями, не приносили ему никакого заработка. М. Грушевский, представитель националистического лагеря, возглавлявший редакцию журнала, поставил Франко в очень тяжелые условия, обращался с ним грубо и своевольно. В письме к Андрею Чайковскому Франко так описывал условия своей работы в «Вестнике»: «Меня так используют, что и жить уже не хочется. Я вынужден вести корректуру чужих работ, исправлять переводы на немецкий язык таких переводчиков, которые и к беллетристике не годятся, не то что к научным делам. Я должен слушаться, так как мое существование под угрозой. От этой работы я ослеп
и оглох». Франко делал все, что было ему под силу, чтобы привлечь к работе в «Литературно-научном вестнике» наиболее прогрессивных писателей, принимавших участие в журнале «Жизнь и слово». В первую очередь он пригласил Лесю Украинку, Павла Грабовского, Михаила Коцюбинского и литературную молодежь Галиции. Из своих трудов в первых томах журнала «Литературно-научный вестник» Франко напечатал теоретическое исследование «Из секретов поэтического творчества». Были напечатаны и другие его статьи, посвященные творчеству Леси Украинки, М. Старицкого, В. Самийленко, И. Тобилевича и западноевропейских писателей Эмиля Золя, Гауптмана и многих других.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.