И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
С момента организации радикальной партии Франко часто выезжал в села, присутствовал на многочисленных крестьянских вечах-собраниях, выступал с краткими речами и обстоятельными докладами. О своих впечатлениях и беседах с крестьянами, о их насущных потребностях и чаяниях Франко рассказывал в небольших корреспонденциях, систематически печатавшихся в «Народе» и во вновь организованной радикальной газете «Хлебороб». В феврале 1891 года он присутствовал на народном вече в г. Коломне, о котором написал обширную корреспонденцию — «Коломыйское вече». На протяжении всего 1891 года Франко редактировал газету «Хлебороб». В ней широко освещалась жизнь галицкого крестьянина, печатались выступления крестьян и членов радикальной партии, приезжавших в села.
Частые выезды в села, встречи с крестьянами давали богатый материал для творчества Франко, в частности для создания выдающегося драматического произведения — драмы «Украденное счастье». Закончив в 1891 году драму, которая имела первоначальное название «Жандарм», Франко направил ее на конкурс, объявленный Краевым управлением. Жюри конкурса отклонило драму как аморальное произведение и предложило автору переделать ее и изменить заглавие. Реалистическая драма Франко, показывающая тяжелую жизнь бесправного, забитого крестьянства, испугала галицких клерикалов. Писатель вынужден был дорабатывать свое произведение, смягчить его социальное звучание, снять сцены, в которых было изображено столкновение крестьян с жандармом, изменить заглавие.
В 1891 году Франко закончил большую повесть «Ради домашнего очага», несколько рассказов и цикл лирических стихотворений «Увядшие листья», которые в том же году были напечатаны в журнале «Заря». Одновременно с этим писатель усиленно готовился к докторским экзаменам и работал над диссертацией. 28 июля 1892 года он писал Драгоманову, что в ближайшее время собирается «поехать в Вену, послушать лекции Ягича и еще некоторых профессоров и там же сдать докторский экзамен». «Мне бы очень еще хотелось, — писал Франко, — некоторое время побыть в Петербурге и в Москве, побывать в тамошних библиотеках, пополнить свою библиотеку хотя бы самыми необходимыми вещами, а главное — узнать людей». Франко стремился завязать знакомство с прогрессивными людьми России, внимательно следил за всем, что происходило в Москве и Петербурге, информировал об этом украинских читателей. Но оторванность от русской действительности не позволяла ему разобраться во всех деталях общественно-политической жизни России, приводила к некоторым ошибочным высказываниям. Примером этого может быть его статья «Русские социал-демократы», напечатанная в 1891 году в журнале «Народ». В этой статье Франко рассказывал о революционной борьбе в России, характеризовал зарождающееся там социал-демократическое движение. Он высказал вполне правильные критические замечания в адрес русских народников, которые отказались от революционной борьбы: «Конечно, народничество как реакционное, так и революционное пора сдать в архив».
Правильно оценивая деятельность русских народников 80—90-х годов, осуждая их за отставание от жизни и отказ от революционной борьбы, Франко в то же время высказал ошибочный взгляд на некоторые стороны деятельности русских социал-демократов. Он приветствовал зарождавшееся социал-демократическое движение в России и в то же время писал, что там будто бы борются за социализм только с участием крестьянства, «без пролетариата». Резко осуждая галицких социал-демократов за их игнорирование крестьянства и сельского пролетариата, Франко впадал в другую крайность — считал, что русские социал-демократы опираются в своей деятельности главным образом на крестьянство, которое составляло основную массу населения России. В этой статье он переоценивал также роль Драгоманова в борьбе с анархистами и русскими народниками.
В конце января — начале февраля 1892 года во Львове происходил первый съезд социал-демократической партии Галиции. Франко присутствовал на съезде, слушал доклад лидера галицких социал-демократов Игнатия Дашинского. На страницах журнала «Народ» он резко критиковал его за игнорирование крестьянства. Крестьянство и сельский пролетариат, писал Франко, должны идти вместе с фабричным пролетариатом. В данном случае он был совершенно прав.
Несмотря на правительственные преследования и нападки со стороны «народовцев», журнал «Народ» продолжал свое существование и на протяжении нескольких лет был одним из наиболее массовых и прогрессивных изданий в Галиции. В нем систематически печатались статьи Франко, которые призывали к неповиновению «народовским» лидерам, разоблачали буржуазно-националистическую суть «новой эры» и ее инициаторов, пропагандировавших мирное сосуществование классов. «Народовцы», — писал Франко, — надеясь на ласку правительства, предлагают нам идти под начало иерархии, руководимой иезуитами, «склоняться перед польской шляхтой, которая известно как любит наш народ, и предавать анафеме своих родных братьев, не желающих всего этого делать».
С такой же решительностью писатель выступал против «новой эры» и на страницах «Курьера львовского». «Мирное и дружественное сожительство, — писал он, — и сотрудничество всех народов и классов — это в наше время такая утопия и бессмыслица, что о ней и говорить стыдно».
Борьбу Франко против «новой эры» поддерживали и демократические украинские писатели Надднепрянской Украины, с которыми он все больше и больше налаживал связи. Леся Украинка с помощью своих друзей собирала средства для издания «Народа», пересылала их на имя М. Павлика. В одном из писем Павлику Леся Украинка писала: «Посылаю вам следуемые деньги (двести), теперь уже все. Распоряжайтесь ими, как там вам нужно». В другом письме, информируя о своей работе по сбору средств на газету «Хлебороб» и журнал «Народ», она высказывала тревогу по поводу тяжелого финансового положения этих изданий; «Я теперь хорошо не знаю, как все сложится, выходит будто бы так, что денег на «Народ» достаточно, а с другой стороны выходит так, что дефицит 157 гульденов».
С большим трудом Франко и Павлику удавалось сохранить оба издания. В октябре 1892 года редакция журнала «Народ» была переведена в Коломыю, где в это время постоянно находился Павлик, там же печаталась и газета «Хлебороб». Здесь Франко вместе с Павликом подготовили к печати «Манифест Коммунистической партии» и раздел работы Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» в переводе Ивана Франко. Обе работы были напечатаны в приложениях к «Народу». Первые листы разошлись среди подписчиков, последующие листы были конфискованы. Франко и Павлик были привлечены к судебной ответственности за распространение запрещенной в Австрии литературы. Об этом Павлик писал Драгоманову 16 декабря 1892 года: «...вернулся из Львова, где я отсиживал наказание за Энгельса, кроме того, на днях должен заплатить штраф: по 10 гульденов за себя, Франко и печатника... За то, что перепечатал приложением к «Народу» его (Энгельса. — И. Б.) «Манифест», запрещенный в Австрии». Франко также писал об этом: «В понедельник будет наш процесс за «Социализм утопический и научный».
Трудно было в это время писателю. Судебные и полицейские преследования были поддержаны «народовцами» и буржуазными националистами, жившими на Украине, для которых Франко был уже весьма опасным идейным противником. В «народовской» «Правде» появилась остро критическая статья против Франко украинского писателя Бориса Гринченко «Галицкие стихотворения». Автор статьи сделал попытку опорочить Ивана Франко как поэта, в частности пытался доказать, будто бы он плохо владеет украинским литературным языком и его стихотворения не трогают читателя.
В ответ на это Франко выступил на страницах журнала «Заря» со статьей «Говорим на волка, скажем и за волка», в которой раскрыл реакционную тенденцию редакции журнала «Правда», показал бездоказательность обвинений, выдвинутых Б. Гринченко.
Глубокой осенью 1892 года Франко попросил отпуск в редакции «Курьер львовский» и выехал в Вену для прослушивания лекций профессора Ягича и сдачи докторских экзаменов. Ягич окончательно утвердил ему новую тему для докторской диссертации: «Варлаам и Иосаф, древнехристианский духовный роман и его литературная история». В Вене писатель ближе познакомился с деятелями австрийской социал-демократии, в частности с Адлером, наладил связи с редакцией рабочей газеты «Die Zeit» и другими венскими изданиями, в которых со временем печатал статьи о жизни галицкого крестьянства. В Вене Франко пробыл до середины декабря 1892 года. За это время им были написаны сатирическая поэма «Пьяница», стихотворения «Минутная встреча», «Привидение» и другие. Пребывание в Вене дало ему возможность познакомиться с рядом русских журналов и газет, отсутствовавших во Львове. Читая русские газеты и журналы, Франко был возмущен действиями русской реакционной печати, которая в это время травила Льва Толстого. Сразу же по приезде во Львов он выступил на страницах «Курьера львовского» со статьями «Лев Толстой», «Толстой о голоде в России», в которых защищал великого русского писателя от преследований реакции.
Во Львове его ожидало радостное известие: его драма «Украденное счастье» была одобрена жюри конкурса.
Четырнадцатого января 1893 года Франко извещал Драгоманова: «Сегодня у меня хороший день; можно сказать, чудо свершилось. Комиссия, составленная преимущественно из народовцев, присудила мне третью премию за драму из народной жизни «Украденное счастье».
Действительно, свершилось чудо — жюри конкурса, которое около двух лет задерживало драму «Украденное счастье», вынуждено было дать ей премию, но только третью. Две первых премии получили пьесы весьма невысокого идейно-художественного уровня. «Народовцы» потребовали от Франко переработки драмы. Один из представителей лагеря «народовцев», член жюри конкурса Ем. Огоновский, дал такое заключение: «В характеристике главных действующих лиц: Анны Задорожной и жандарма Михаила Гурмана, проявляется радикальная тенденция. Такие лица с аморальными чертами нельзя показывать на сцене». Реакционеры обвинили Франко в том, что он якобы унижает представителя цесарского правительства — жандарма. Единственным, кто поддерживал драму Ивана Франко, был адвокат Е. Олесницкий. Он писал: «Со многих концов послышались против этой драмы голоса, что она аморальна... Другое обвинение, отмеченное в анкете и поддержанное большинством ее членов, заключается в том, что автор противоестественно придал роли жандарма черный характер. Некоторые видели в этом унижение института жандармов».
Несмотря на то, что пьеса была переделана и Франко изменил ее заглавие, она не могла быть показана на сцене. Полицейско-цензурные власти тоже вмешались в текст драмы, предложив автору заменить роль жандарма, во всяком случае не показывать его столкновение с крестьянами. В таком искаженном виде пьеса была показана в сезон 1893—1894 года в Камьянке Струмиловой. Во Львове драма впервые была поставлена 16 ноября 1893 года. Вместо жандарма в драме фигурировал сельский почтальон. Несмотря на все искажения текста, зрители очень горячо приняли «Украденное счастье». Во Львовских газетах появились рецензии, которые высоко оценивали новое драматическое произведение Франко.
В «Курьере львовском» была помещена обширная рецензия, автор которой касался также вопроса о цензурных преследованиях драмы: «Пьеса Франко, хотя ее и выхолостил комитет и, наконец, полицейская цензура, произвела громаднейшее впечатление, и мы смело можем утверждать, что в украинской драматической литературе она займет выдающееся место. Об этом говорит тот прием и успех, который она имеет среди общественности... Его пьеса не идиллия народа, созданная только разумом, не сладенькая фантастическая вещь, эта вещь создана на реальной почве, а главное ее качество для народа — правда, которую так редко можно найти в так называемых «народных» пьесах».
Горячую поддержку драма Франко нашла среди украинских прогрессивных писателей. Коцюбинский выступил в газете «Волынь» со статьей, в которой дал самую высокую оценку драме и восторженно отозвался об ее авторе: «Его драма «Украденное счастье», получившая премию на драматическом конкурсе, создала ему славу драматурга. Написанная на оригинальную тему — деморализующее влияние жандарма в деревне, в семье крестьянина, — она отличается тонкой обсервацией жизни, рельефным изображением характеров, живостью акции».
Не случайно прогрессивная часть украинской интеллигенции, в том числе и писатели, а также широкие массы трудящихся так тепло встретили новое драматическое произведение Ивана Франко. В нем автор показал горемычную долю украинской женщины и бедняка-крестьянина, через трагическую судьбу своих героев раскрыл судьбу обездоленного народа, несшего на своих плечах тяжелый гнет.
Тему для драмы «Украденное счастье» дала драматургу народная «Песня о жандарме». Еще в 1883 году в исследовании «Женская неволя в русских народных песнях» писатель уделил этой песне много внимания. «Как видим, — писал Франко, — в новой одежде старая история — насильственный разрыв семейной связи. Женщина разрывает церковный брак и отдается «жандарму» открыто, публично. Муж ее, будучи опозоренным, убивает «жандарма» и сам гибнет позорной смертью, — вот и вся повесть».
Эта сюжетная схема стала основой драмы «Украденное счастье». Но Франко, как крупнейший художник-реалист, не ограничился лишь бытовым планом, он раскрыл социальную почву и причины, которые приводят к насильственному браку, страданиям и трагедии героев. Он значительно расширил драматические рамки произведения, показал реальную жизненную обстановку галицкого села, создал живые, яркие образы и характеры. Драматург поднял на степень художественного обобщения те частные явления, которые он ежедневно наблюдал, бывая в селах. Он показал, что трагическая судьба героев драмы олицетворяла собой судьбу угнетенного народа. Кто виновен в том, что у всех героев драмы так трагически сложилась жизнь? Виноваты в этом капиталистические условия, которые украли у людей земное человеческое счастье. У Анны счастье украли ее братья, насильно выдавшие ее замуж за нелюбимого человека, чтобы присвоить ее приданое, состоящее из нескольких моргов земли. Михайло Гурман и Микола Задорожный также являются жертвами капиталистического уклада.
Драма «Украденное счастье» — серьезный обвинительный акт капиталистической системе, которая подавляет личность, порождает алчность и несправедливость, отнимает у людей счастье. Франко создал яркий образ крестьянки Анны, которая стремится вырваться из темного царства и разорвать узы, сковывающие ее волю и чувства. Она решительно разрывает церковный брак и без раздумий отдается своему чувству. Образ Анны поражает своей поэтичностью, женственностью и неповторимой простотой. Франко, впервые в украинской литературе создал реалистический образ трудящейся женщины, восставшей против рабства и угнетения. В драме «Украденное счастье» проявилось высокое мастерство Франко-драматурга. Он показал себя крупнейшим мастером конфликта и диалога, тончайшим знатоком сценического искусства. Правдивость изображаемых событий, высокое мастерство сделали драму «Украденное счастье» достоянием мировой культуры.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.