Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Драма «Украденное счастье»


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

С момента организации радикальной партии Франко часто выезжал в села, присутствовал на многочисленных крестьянских вечах-собраниях, выступал с краткими речами и обстоятельными докладами. О своих впечатлениях и беседах с крестьянами, о их насущных потребностях и чаяниях Франко рассказывал в небольших корреспонденциях, систематически печатавшихся в «Народе» и во вновь организованной радикальной газете «Хлебороб».
В феврале 1891 года он присутствовал на народном вече в г. Коломне, о котором написал обширную корреспонденцию — «Коломыйское вече». На протяжении всего 1891 года Франко редактировал газету «Хлебороб». В ней широко освещалась жизнь галицкого крестьянина, печатались выступления крестьян и членов радикальной партии, приезжавших в села.
Частые выезды в села, встречи с крестьянами давали богатый материал для творчества Франко, в частности для создания выдающегося драматического произведения — драмы «Украденное счастье». Закончив в 1891 году драму, которая имела первоначальное название «Жандарм», Франко направил ее на конкурс, объявленный Краевым управлением. Жюри конкурса отклонило драму как аморальное произведение и предложило автору переделать ее и изменить заглавие.
Реалистическая драма Франко, показывающая тяжелую жизнь бесправного, забитого крестьянства, испугала галицких клерикалов. Писатель вынужден был дорабатывать свое произведение, смягчить его социальное звучание, снять сцены, в которых было изображено столкновение крестьян с жандармом, изменить заглавие.
В 1891 году Франко закончил большую повесть «Ради домашнего очага», несколько рассказов и цикл лирических стихотворений «Увядшие листья», которые в том же году были напечатаны в журнале «Заря». Одновременно с этим писатель усиленно готовился к докторским экзаменам и работал над диссертацией.
28 июля 1892 года он писал Драгоманову, что в ближайшее время собирается «поехать в Вену, послушать лекции Ягича и еще некоторых профессоров и там же сдать докторский экзамен». «Мне бы очень еще хотелось, — писал Франко, — некоторое время побыть в Петербурге и в Москве, побывать в тамошних библиотеках, пополнить свою библиотеку хотя бы самыми необходимыми вещами, а главное — узнать людей».
Франко стремился завязать знакомство с прогрессивными людьми России, внимательно следил за всем, что происходило в Москве и Петербурге, информировал об этом украинских читателей.
Но оторванность от русской действительности не позволяла ему разобраться во всех деталях общественно-политической жизни России, приводила к некоторым ошибочным высказываниям. Примером этого может быть его статья «Русские социал-демократы», напечатанная в 1891 году в журнале «Народ». В этой статье Франко рассказывал о революционной борьбе в России, характеризовал зарождающееся там социал-демократическое движение. Он высказал вполне правильные критические замечания в адрес русских народников, которые отказались от революционной борьбы: «Конечно, народничество как реакционное, так и революционное пора сдать в архив».
Правильно оценивая деятельность русских народников 80—90-х годов, осуждая их за отставание от жизни и отказ от революционной борьбы, Франко в то же время высказал ошибочный взгляд на некоторые стороны деятельности русских социал-демократов. Он приветствовал зарождавшееся социал-демократическое движение в России и в то же время писал, что там будто бы борются за социализм только с участием крестьянства, «без пролетариата».
Резко осуждая галицких социал-демократов за их игнорирование крестьянства и сельского пролетариата, Франко впадал в другую крайность — считал, что русские социал-демократы опираются в своей деятельности главным образом на крестьянство, которое составляло основную массу населения России. В этой статье он переоценивал также роль Драгоманова в борьбе с анархистами и русскими народниками.
В конце января — начале февраля 1892 года во Львове происходил первый съезд социал-демократической партии Галиции. Франко присутствовал на съезде, слушал доклад лидера галицких социал-демократов Игнатия Дашинского. На страницах журнала «Народ» он резко критиковал его за игнорирование крестьянства. Крестьянство и сельский пролетариат, писал Франко, должны идти вместе с фабричным пролетариатом. В данном случае он был совершенно прав.
Несмотря на правительственные преследования и нападки со стороны «народовцев», журнал «Народ» продолжал свое существование и на протяжении нескольких лет был одним из наиболее массовых и прогрессивных изданий в Галиции. В нем систематически печатались статьи Франко, которые призывали к неповиновению «народовским» лидерам, разоблачали буржуазно-националистическую суть «новой эры» и ее инициаторов, пропагандировавших мирное сосуществование классов. «Народовцы», — писал Франко, — надеясь на ласку правительства, предлагают нам идти под начало иерархии, руководимой иезуитами, «склоняться перед польской шляхтой, которая известно как любит наш народ, и предавать анафеме своих родных братьев, не желающих всего этого делать». С такой же решительностью писатель выступал против «новой эры» и на страницах «Курьера львовского». «Мирное и дружественное сожительство, — писал он, — и сотрудничество всех народов и классов — это в наше время такая утопия и бессмыслица, что о ней и говорить стыдно».
Борьбу Франко против «новой эры» поддерживали и демократические украинские писатели Надднепрянской Украины, с которыми он все больше и больше налаживал связи. Леся Украинка с помощью своих друзей собирала средства для издания «Народа», пересылала их на имя М. Павлика.
В одном из писем Павлику Леся Украинка писала: «Посылаю вам следуемые деньги (двести), теперь уже все. Распоряжайтесь ими, как там вам нужно». В другом письме, информируя о своей работе по сбору средств на газету «Хлебороб» и журнал «Народ», она высказывала тревогу по поводу тяжелого финансового положения этих изданий; «Я теперь хорошо не знаю, как все сложится, выходит будто бы так, что денег на «Народ» достаточно, а с другой стороны выходит так, что дефицит 157 гульденов».
С большим трудом Франко и Павлику удавалось сохранить оба издания. В октябре 1892 года редакция журнала «Народ» была переведена в Коломыю, где в это время постоянно находился Павлик, там же печаталась и газета «Хлебороб».
Здесь Франко вместе с Павликом подготовили к печати «Манифест Коммунистической партии» и раздел работы Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» в переводе Ивана Франко. Обе работы были напечатаны в приложениях к «Народу». Первые листы разошлись среди подписчиков, последующие листы были конфискованы.
Франко и Павлик были привлечены к судебной ответственности за распространение запрещенной в Австрии литературы. Об этом Павлик писал Драгоманову 16 декабря 1892 года: «...вернулся из Львова, где я отсиживал наказание за Энгельса, кроме того, на днях должен заплатить штраф: по 10 гульденов за себя, Франко и печатника... За то, что перепечатал приложением к «Народу» его (Энгельса. — И. Б.) «Манифест», запрещенный в Австрии».
Франко также писал об этом: «В понедельник будет наш процесс за «Социализм утопический и научный».
Трудно было в это время писателю. Судебные и полицейские преследования были поддержаны «народовцами» и буржуазными националистами, жившими на Украине, для которых Франко был уже весьма опасным идейным противником. В «народовской» «Правде» появилась остро критическая статья против Франко украинского писателя Бориса Гринченко «Галицкие стихотворения». Автор статьи сделал попытку опорочить Ивана Франко как поэта, в частности пытался доказать, будто бы он плохо владеет украинским литературным языком и его стихотворения не трогают читателя.
В ответ на это Франко выступил на страницах журнала «Заря» со статьей «Говорим на волка, скажем и за волка», в которой раскрыл реакционную тенденцию редакции журнала «Правда», показал бездоказательность обвинений, выдвинутых Б. Гринченко.
Глубокой осенью 1892 года Франко попросил отпуск в редакции «Курьер львовский» и выехал в Вену для прослушивания лекций профессора Ягича и сдачи докторских экзаменов. Ягич окончательно утвердил ему новую тему для докторской диссертации: «Варлаам и Иосаф, древнехристианский духовный роман и его литературная история».
В Вене писатель ближе познакомился с деятелями австрийской социал-демократии, в частности с Адлером, наладил связи с редакцией рабочей газеты «Die Zeit» и другими венскими изданиями, в которых со временем печатал статьи о жизни галицкого крестьянства.
В Вене Франко пробыл до середины декабря 1892 года. За это время им были написаны сатирическая поэма «Пьяница», стихотворения «Минутная встреча», «Привидение» и другие. Пребывание в Вене дало ему возможность познакомиться с рядом русских журналов и газет, отсутствовавших во Львове.
Читая русские газеты и журналы, Франко был возмущен действиями русской реакционной печати, которая в это время травила Льва Толстого. Сразу же по приезде во Львов он выступил на страницах «Курьера львовского» со статьями «Лев Толстой», «Толстой о голоде в России», в которых защищал великого русского писателя от преследований реакции. Во Львове его ожидало радостное известие: его драма «Украденное счастье» была одобрена жюри конкурса.
Четырнадцатого января 1893 года Франко извещал Драгоманова: «Сегодня у меня хороший день; можно сказать, чудо свершилось. Комиссия, составленная преимущественно из народовцев, присудила мне третью премию за драму из народной жизни «Украденное счастье».
Действительно, свершилось чудо — жюри конкурса, которое около двух лет задерживало драму «Украденное счастье», вынуждено было дать ей премию, но только третью. Две первых премии получили пьесы весьма невысокого идейно-художественного уровня. «Народовцы» потребовали от Франко переработки драмы. Один из представителей лагеря «народовцев», член жюри конкурса Ем. Огоновский, дал такое заключение: «В характеристике главных действующих лиц: Анны Задорожной и жандарма Михаила Гурмана, проявляется радикальная тенденция. Такие лица с аморальными чертами нельзя показывать на сцене».
Реакционеры обвинили Франко в том, что он якобы унижает представителя цесарского правительства — жандарма. Единственным, кто поддерживал драму Ивана Франко, был адвокат Е. Олесницкий. Он писал: «Со многих концов послышались против этой драмы голоса, что она аморальна... Другое обвинение, отмеченное в анкете и поддержанное большинством ее членов, заключается в том, что автор противоестественно придал роли жандарма черный характер. Некоторые видели в этом унижение института жандармов».
Несмотря на то, что пьеса была переделана и Франко изменил ее заглавие, она не могла быть показана на сцене. Полицейско-цензурные власти тоже вмешались в текст драмы, предложив автору заменить роль жандарма, во всяком случае не показывать его столкновение с крестьянами.
В таком искаженном виде пьеса была показана в сезон 1893—1894 года в Камьянке Струмиловой. Во Львове драма впервые была поставлена 16 ноября 1893 года. Вместо жандарма в драме фигурировал сельский почтальон. Несмотря на все искажения текста, зрители очень горячо приняли «Украденное счастье». Во Львовских газетах появились рецензии, которые высоко оценивали новое драматическое произведение Франко.
В «Курьере львовском» была помещена обширная рецензия, автор которой касался также вопроса о цензурных преследованиях драмы: «Пьеса Франко, хотя ее и выхолостил комитет и, наконец, полицейская цензура, произвела громаднейшее впечатление, и мы смело можем утверждать, что в украинской драматической литературе она займет выдающееся место. Об этом говорит тот прием и успех, который она имеет среди общественности... Его пьеса не идиллия народа, созданная только разумом, не сладенькая фантастическая вещь, эта вещь создана на реальной почве, а главное ее качество для народа — правда, которую так редко можно найти в так называемых «народных» пьесах».
Горячую поддержку драма Франко нашла среди украинских прогрессивных писателей. Коцюбинский выступил в газете «Волынь» со статьей, в которой дал самую высокую оценку драме и восторженно отозвался об ее авторе: «Его драма «Украденное счастье», получившая премию на драматическом конкурсе, создала ему славу драматурга. Написанная на оригинальную тему — деморализующее влияние жандарма в деревне, в семье крестьянина, — она отличается тонкой обсервацией жизни, рельефным изображением характеров, живостью акции».
Не случайно прогрессивная часть украинской интеллигенции, в том числе и писатели, а также широкие массы трудящихся так тепло встретили новое драматическое произведение Ивана Франко. В нем автор показал горемычную долю украинской женщины и бедняка-крестьянина, через трагическую судьбу своих героев раскрыл судьбу обездоленного народа, несшего на своих плечах тяжелый гнет.
Тему для драмы «Украденное счастье» дала драматургу народная «Песня о жандарме». Еще в 1883 году в исследовании «Женская неволя в русских народных песнях» писатель уделил этой песне много внимания. «Как видим, — писал Франко, — в новой одежде старая история — насильственный разрыв семейной связи. Женщина разрывает церковный брак и отдается «жандарму» открыто, публично. Муж ее, будучи опозоренным, убивает «жандарма» и сам гибнет позорной смертью, — вот и вся повесть».
Эта сюжетная схема стала основой драмы «Украденное счастье». Но Франко, как крупнейший художник-реалист, не ограничился лишь бытовым планом, он раскрыл социальную почву и причины, которые приводят к насильственному браку, страданиям и трагедии героев. Он значительно расширил драматические рамки произведения, показал реальную жизненную обстановку галицкого села, создал живые, яркие образы и характеры.
Драматург поднял на степень художественного обобщения те частные явления, которые он ежедневно наблюдал, бывая в селах. Он показал, что трагическая судьба героев драмы олицетворяла собой судьбу угнетенного народа.
Кто виновен в том, что у всех героев драмы так трагически сложилась жизнь? Виноваты в этом капиталистические условия, которые украли у людей земное человеческое счастье. У Анны счастье украли ее братья, насильно выдавшие ее замуж за нелюбимого человека, чтобы присвоить ее приданое, состоящее из нескольких моргов земли. Михайло Гурман и Микола Задорожный также являются жертвами капиталистического уклада.
Драма «Украденное счастье» — серьезный обвинительный акт капиталистической системе, которая подавляет личность, порождает алчность и несправедливость, отнимает у людей счастье. Франко создал яркий образ крестьянки Анны, которая стремится вырваться из темного царства и разорвать узы, сковывающие ее волю и чувства. Она решительно разрывает церковный брак и без раздумий отдается своему чувству.
Образ Анны поражает своей поэтичностью, женственностью и неповторимой простотой. Франко, впервые в украинской литературе создал реалистический образ трудящейся женщины, восставшей против рабства и угнетения.
В драме «Украденное счастье» проявилось высокое мастерство Франко-драматурга. Он показал себя крупнейшим мастером конфликта и диалога, тончайшим знатоком сценического искусства. Правдивость изображаемых событий, высокое мастерство сделали драму «Украденное счастье» достоянием мировой культуры.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +