Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

«О русской литературе в XIX веке». «Формальный и реальный национализм». Третий арест (1889)


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Издание альманаха «Радуга» и журнала «Товарищ» — это лишь незначительная часть большой и плодотворной деятельности писателя среди молодежи и демократической интеллигенции. Франко принимал участие в работе студенческих кружков, организовывал экскурсии, читал для молодежи лекции и свои художественные произвел дения.
В начале 1888 года по инициативе Франко при Львовском университете был организован «Славянский кружок», который ставил своей целью знакомить молодежь с общественной, культурной и литературной жизнью славянских народов и, в первую очередь, украинского и русского народов.
4 июля 1888 года на заседании кружка Франко прочел лекцию о русской литературе XIX века. Зал был переполнен. На лекцию пришли, кроме студентов, многие учителя и учащиеся гимназий. Лекция Франко отличалась исключительной эрудицией, глубоким знанием русской и западноевропейской литературы и истории. Она содержала в себе громадный фактический материал.
Впервые в стенах Львовского университета был высказан совершенно новый взгляд на русскую литературу, раскрыто ее мировое значение, ее гуманные, прогрессивные идеи. В жизни Львовского университета это было целое событие, лекция вызвала среди молодежи громадный интерес к русской литературе. Показав могучую силу русской литературы как одной из передовых литератур мира, Франко говорил, что украинским писателям и передовой общественности нужно учиться у выдающихся русских писателей — Радищева, Гоголя, Пушкина, Белинского, Герцена и других.
Пятого июля в польской газете «Курьер львовский» был дан обширный отчет о заседании «Славянского кружка» и лекции Франко. В отчете говорилось: «Вначале докладчик сказал о необходимости изучения русской литературы с точки зрения того, что, несмотря на довольно скромное начало и очень неблагоприятные для ее развития политические обстоятельства, эта литература выдвинула на протяжении XIX столетия целый ряд действительно великих писателей и оригинальных произведений по литературным методам и содержанию, в результате чего достойно вошла в ряды выдающихся европейских литератур».
Конспект лекции, сохранившийся среди бумаг писателя, помогает шире раскрыть ее содержание. В конспекте говорится: «Русская литература XIX века... породила целый ряд великих и блестящих талантов, проложила себе дорогу к большой оригинальности и поднялась ныне до такого состояния, что ее смело можно поставить в ряд выдающихся литератур цивилизованного мира, так что литературы таких народов, как французов, немцев и англичан, охотно заимствуют достижения русских писателей и находят в них содержание, литературные методы и идеи, новые для себя и способные дать новый толчок их собственной литературной продукции».
Франко дал яркую характеристику творчеству Радищева, подчеркнув, что «Путешествие из Петербурга в Москву» уже было «прямым указанием на необходимость отмены крепостного права».
Франко останавливается далее на произведениях Пушкина и поэтов-декабристов, связывая их творчество с общественной борьбой того времени. Тезисы лекции заканчивались словами: «Генезис либерализма 20-х годов, — «Общество благоденствия», — «Тайное общество», — «Общество соединенных славян», — Рылеев и его стихи на Аракчеева, 1820, Войнаровский и Думы, 1825, Одоевский-декабрист, Бестужев и «Полярная звезда»... Год 1825 — катастрофа декабристов, реакция... Смерть Пушкина, 1837. Что он оставил: Белинский, Гоголь».
Франко показал русский литературный процесс в тесной связи с русским освободительным движением, и это вызвало резкие нападки на писателя со стороны критиков реакционного лагеря, которые ставили перед собой цель — опорочить прогрессивных русских писателей в глазах галицкого общества. В начале 1889 года на страницах «народовского» журнала «Правда» появилась статья «Письмо путешественника», принадлежавшая перу одного из представителей националистического лагеря — В. Антоновичу. Автор не осмелился даже поставить своей фамилии под статейкой (подписанной псевдонимом «Турист») , где он пытался очернить и современную русскую литературу и произведения прогрессивных украинских писателей — Шевченко, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Кропивницкого и других.
В журнале «Правда» были напечатаны и другие статьи (А. Конисского, Т. Зиньковского и редакционная статья без подписи), в которых безапелляционно зачеркивались достижения русской литературы и она объявлялась «чужой» для украинцев.
В ответ на все эти фальсификации Франко написал статью «Формальный и реальный национализм», в которой горячо выступил в защиту русской литературы, раскрыл ее демократическое содержание и высокое художественное мастерство.
Франко разоблачал реакционность «народовского» лозунга «национальной свободы», оторванной от социальной борьбы. Он писал: «Мы далеки от того, чтобы отрицать важность национального вопроса, то есть развития народности во всех присущих ей формах (язык, обычаи, одежда и т. д.); но все же мы не хотим никогда забывать, что развитие народности — это лишь одно из проявлений развития народа, наряду с развитием экономическим, общественным, развитием просвещения и т. д.... Нация, которая умирает с голоду, в которой девяносто процентов людей не умеют ни читать, ни писать и не имеют де факто никакой политической свободы, — такой нации нужны хлеб, азбука и конституция».
Называя реакционные взгляды украинских националистов формальным национализмом, враждебным народу, Франко в своей статье указывал на наличие кровных, неразрывных связей между двумя народами — русским и украинским. «С такой же точно формально-национальной меркой, — писал Франко, — редакция «Правды» подходит к вопросу об отношении галичан к русской литературе». Она не хочет и не может понять глубокого содержания и гуманных идей передовой русской литературы, которая всегда оказывала благотворное влияние на творчество украинских писателей. Произведения русских писателей, говорит далее Франко, «пробуждали нашу совесть, пробуждали в нас человека, пробуждали любовь к бедным и обиженным».
Разоблачая реакционные тенденции «народовцев», стремившихся отвлечь внимание трудящихся от борьбы народов России, Франко на примере закарпатских украинцев раскрывает благотворное влияние передовой общественной мысли России на Украину: «...Пока закарпатские украинцы обращали свои взоры на Россию, у них проявлялась хоть какая-то народная жизнь, были хоть какие-то писатели, газеты, начиналось и движение народное, пробуждалось «народовство» среди молодежи. А теперь, когда связи с Россией оборвались, когда взоры закарпатской интеллигенции обратились к Пешту, — что там осталось?»
Франко послал статью «Формальный и реальный национализм» в редакцию журнала «Заря», занимавшего либерально-буржуазные позиции. Редактору журнала Борковскому нужна была статья, особенно такого авторитетного автора, как Франко, чтобы выступить с опровержением крайне резких доводов «Правды» и показать, что» журнал занимает в этом вопросе якобы прогрессивную позицию. Но его страшно пугала в статье Франко беспощадная критика националистических доктрин и так называемой теории «обособленности», которые были основой: всей реакционной деятельности «народовцев». Франков разоблачал их стремление оторвать Украину от России, чтобы бросить трудящихся Украины в объятия немецкого империализма, отдать в кабалу польской шляхте.
Борковский сделал попытку «причесать» статью Франко, сгладить наиболее острые места и напечатать ее с объяснениями редакции. В бумагах писателя сохранилось несколько страничек, переписанных рукой Борковского, и наброски его примечаний. Но и в таком препарированном виде статья «Формальный и реальный национализм» не была напечатана.
Наиболее выдающимся произведением в творчестве Франко этого периода была его поэма «Смерть Каина», за которую галицкие священники и клерикалы объявили писателя безбожником, посмевшим извратить святое писание. Эта тема глубоко взволновала Франко еще в 1879 году, когда он переводил мистерию Байрона «Каин». В отличие от байроновского Каина, который, убив брата Авеля, не находил ни успокоения, ни ответа на волновавший его вопрос о назначении и цели человеческого бытия, — Каин Франко после долгих лет мучительных исканий находит единственно правильный путь — служение человеку. От человеконенавистничества он приходит к любви и стремлению быть с людьми, помочь им найти путь к счастью.
В поэме Франко «Смерть Каина» так же, как и в мистерии Байрона, вопреки библейской легенде, Каин выступает как богоборец и бунтарь. Он полон негодования и протеста, он недоволен тем, что создано богом, выступает против несправедливости и слепого подчинения божьей воле. За символикой поэмы Франко нетрудно увидеть реальную действительность, окружавшую поэта, стремление лучшей части общества разрешить мучительный вопрос о смысле человеческого бытия, которое, как показал Франко, заключается в любви к людям и служении интересам народа.
В 1889 году поэма вышла из печати и сразу же завоевала симпатию широких кругов читателей. Философское содержание и оригинальная формы поэмы обеспечили ей успех и широкую популярность не только в Восточной Галиции, но и на Украине.
Франко продолжал в эти годы активную научную и публицистическую деятельность. В газетах и журналах был напечатан ряд его статей и переводов. В 1888 и 1889 годах писатель много работал над исследованием творчества Ивана Вышенского — выдающегося полемиста конца XVI — начала XVII столетия, непримиримого борца против католицизма. Франко разыскал ряд неизвестных произведений Вышенского, которые помогли глубже раскрыть его деятельность.
В 1889 году Франко начал издавать «Литературно-научную библиотеку». В первом выпуске этого издания было напечатано его исследование о творчестве Т. Г. Шевченко — «Перебендя» Т. Г. Шевченко», в третьем выпуске — его поэма «Смерть Каина».
Вместе с польским прогрессивным деятелем Вислоухом в 1889 году Франко работал над организацией польской радикальной газеты «Друг народа» («Przyjaciel Ludu»). Накануне выборов в сейм, которые происходили в сентябре 1889 года, писатель часто выезжал в села. Выступая перед крестьянами, он призывал их избирать в сейм честных и преданных народу людей, поддерживать деятелей демократического лагеря — радикалов.
Эти поездки давали Франко богатый материал для его художественных произведений и публицистических статей. Накануне выборов он напечатал написанную в популярной форме статью, в которой раскрывал сущность буржуазной избирательной системы.
Выступления Франко в печати и на собраниях перед крестьянами беспокоили полицию и «народовских» политиков. Снова были приняты меры к изоляции писателя, хотя бы на время подготовки к выборам. Полиция очень быстро сфабриковала обвинения против него, и он был арестован в третий раз.
Об этом сам Франко писал: «Летом 1889 года нас постигло несчастье. В результате какого-то фальшивого доноса, а вернее с целью запугивания народа накануне выборов, правительство сделало налет на свободомыслящие элементы Восточной Галиции. Арестован был вначале Вислоух и еще некоторые польские эмигранты, а затем также я и Павлик и группа киевской университетской молодежи, прибывшая на летние каникулы погостить в Галицию».
В течение двух с половиной месяцев следственные органы не могли предъявить никакого обвинения Франко и его товарищам. 20 октября 1889 года писатель был выпущен из тюрьмы. В тюрьме он написал много стихотворений, вошедших в циклы «Тюремные сонеты» и «Свободные сонеты», рассказы «К свету», «Без работы» и другие произведения.
В одном из сонетов, написанном в сентябре 1889 года, Франко дал яркую характеристику тюремной жизни:

Се дом печали, плача, воздыхания,
Гнездо болезни, горести и муки!
Сюда вошедший, стисни зубы, руки,
Останови и мысли и желанья.
(Перевод Н. Ушакова.)

Но и здесь, в мрачных застенках, писателя не оставляли тревожные думы о судьбе трудящихся. И здесь он продолжал жить вместе с народом, в своих произведениях создавал образы сильных, мужественных людей. Франко не покорился врагам, ни на минуту не считал себя побежденным. Он писал, что враги никогда не имели над ним власти, что они подстерегли его и из-за угла нанесли ему удар.
В гневных стихах поэт создает образ австрийской империи, тюрьмы народов:

О среднеевропейское болото,
Подернутое плесенью густою,
Рассадник безнадежного застоя
И тупоумия! Ты — символ гнета,
Где станешь ты ногой — там стон народа,
Там с подданных сдирают третью шкуру.
Ты давишь всех, крича: «Даю свободу!» —
И грабишь с воплем: «Двигаю культуру!»
Ты не сечешь, не бьешь, не шлешь в Сибирь,
Но соки сердца пьешь ты, как упырь,
Болотным смрадом души отравляя.
Лишь мразь и гниль несут твои порядки,
Живьем здесь погибает мысль живая
Или бежит отсюда без оглядки!
(Перевод Б. Турганова.)

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +