«Леса и пастбища». Полемика с Драгомановым. «Поединок (Зимняя сказка)»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Жизнь в Нагуевичах в последние три года дала Франко богатый материал для его художественных произведений. Здесь он написал свои замечательные повести, много стихотворений и рассказов. В частности, были написаны рассказы «История моей соломорезки», «Леса и пастбища», в которых писатель отразил процесс зарождения капиталистических отношений на селе и ограбление помещиками и капиталистами беднейшего крестьянства. Он показал пагубные для бедняков результаты земельной реформы 1848 года, приведшей к полному экономическому разорению целые села и общины.
В рассказе «Леса и пастбища» мы видим, как, при помощи хитростей и подкупа судебных властей, помещик присвоил себе общественный лес и все пастбища, принадлежащие крестьянам. Это была типичная для галицкого села картина. Суды Галиции были переполнены так называемыми «сервитутными» делами — жалобами крестьян на помещиков, присваивавших общественные земли. Крестьяне десятками лет судились с помещиками, ио всегда, как правило, проигрывали процесс.
Крестьяне, герои рассказа, открыто говорят о том, что при новых порядках им живется не легче, чем при крепостном праве. «И думаете, что у нас не вернулось крепостное право? Придите-ка да посмотрите на наше село, сами убедитесь... Посмотрите лишь на людей, поговорите с ними! Черные, как земля, измученные, избы ободранные, старые, наклонились набок... А спросите идущих с серпами и с косами: «Куда идете, люди?» — то, наверное, скажут: «На барское поле рожь жать», или: «На барский луг косить».
Эти реалистические картины из жизни галицкого крестьянства, разоблачающие капиталистическую действительность, были новым явлением в литературе, открывавшим широкие перспективы развития критического реализма на Украине.
Глубокой осенью 1883 года Франко написал во Львове рассказ «Поединок (Зимняя сказка)», отражающий тяжелое настроение писателя, преследуемого, с одной стороны, многочисленными идейными противниками, с другой стороны — упреками Драгоманова. Участие Франко в «народовской» печати Драгоманов рассматривал как измену прогрессивному лагерю. Он не понимал, какую громадную и полезную работу проводил Франко в Галиции, не мог оненить его статей, печатавшихся на страницах «Дела». Живя в Женеве, он не имел никакого представления о тех тяжелых условиях, в каких приходилось работать Франко, и, в частности, о «народовской» цензуре и полицейском надзоре. Драгоманов исходил больше из теоретических умозаключений, нежели из практики галицкой действительности.
Каждая статья Франко, напечатанная в «Деле» или «Заре», независимо от ее идейного содержания, вызывала у Драгоманова возмущение и новую волну обвинений и нападок. Он метал громы и молнии в адрес Франко, писал ему очень резкие письма. Эти письма почти ежедневно приходили в убогую лачугу писателя, терзали и без того измученную его душу.
Франко болезненно переживал эти незаслуженные обвинения, в десятый, сотый раз объясняя Драгоманову действительную причину своего сотрудничества в «Деле», писал, что он использует эту печать для пропаганды прогрессивных идей, разоблачая тяжелый социальный и национальный гнет, и что он надеется внести на страницы «народовских» изданий хотя бы немного «свежего ветра». Имея опыт работы в «Друге», где ему удалось достичь своей цели, Франко прилагал немало усилий к тому, чтобы привлечь к участию в «Заре» украинских писателей демократического лагеря: Свидницкого, Мирного, и многих других, печатал здесь произведения русских писателей, статьи о творчестве Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Успенского. Примером такой работы может быть хотя бы статья о творчестве И. С. Тургенева, перевод «Мертвых душ» Гоголя, вышедший из печати в 1882 году, переводы и статьи о творчестве Салтыкова-Щедрина и других писателей.
Все это давало свои положительные результаты, способствовало пробуждению сознания в широких массах трудящихся и противодействовало реакционной пропаганде огоновских, барвинских, вахнянинов и других клерикалов. И это понимали ближайшие единомышленники Франко, которые работали вместе с ним в Галиции. К сожалению, этого не понимал Драгоманов, мнением которого очень дорожил Иван Франко. Правда, в последнее время Франко все чаще и чаще высказывал возражения по тем или иным вопросам. С Павликом, который прислушивался к каждому его слову, Драгоманову было легче. Франко же становился все более самостоятельным, он шел своим путем. Это и вызвало активную реакцию у Драгоманова, который считал себя наставником галицкой демократической молодежи.
Драгоманов, например, советовал Франко не принимать никакого участия ни в одном галицком просветительном обществе, не бывать на собраниях «народовских» организаций, не замечать их и не реагировать на их деятельность. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», — приводил он слова из псалма в письме к Франко. Драгоманов фактически толкал писателя на путь изоляции от общественной жизни Галиции.
Франко решительно возражал против этой политики невмешательства. Он писал, что нужно активно вторгаться в общественную жизнь галицкой интеллигенции и пытаться использовать буржуазно-просветительные организации для разоблачения их реакционной политики. Участие в реакционной печати нужно в первую очередь для того, чтобы разлагать реакционный лагерь изнутри, постепенно ппидавать его изданиям прогрессивное направление. Франко ответил Драгоманому стихотворением, написанным по мотивам того же псалма, который он приводил в своем письме:
Блаженний муж, котрий все йде туди,
Де раду рядять Рiдель i Калинка...
Здесь не случайно называются имена ненавистных народу иезуитов Калинки и Риделя. Именно монах иезуит Валериан Калинка был инициатором создания школы-общежития для украинской молодежи, которая воспитывалась в католическом духе. Польская шляхта, субсидировавшая иезуитскую школу, надеялась получить законченных отступников от своей веры и своего народа. Франко считал, что нельзя оставаться безразличным к враждебным действиям реакционеров, что нужно вмешиваться в их дела, по возможности срывать их планы.
Посещение «народовских» организаций, писал Франко, ни в какой степени не повлияет на его взгляды. Наоборот, он лучше будет знать враждебный лагерь и успешнее бороться с ним.
Среди всеобщего презрения и безразличия со стороны народных масс будут забыты имена вождей «народовского» лагеря:
Iщезне пам'ять iх, замре iх слiд,
Розслизнесь вся iх коромола хитра...
Но все же письма Драгоманова выводили Франко из состояния равновесия. Иногда ему казалось, что своим участием в «народовской» печати он действительно изменяет интересам народа. Тогда его душу терзали сомнения, и он снова и снова ставил перед собой вопрос: а верным ли путем идет он, не сбился ли он с дороги в своих стремлениях служить народу?
Эти переживания и были причиной появления такого рассказа, как «Поединок». На миг перед глазами героя появляется тень изменника, убийцы, виновника страшной разрухи, окружающей его, ответственного за то, что народ живет в горе и нужде. Его сердце сжималось от боли при виде этой трагической картины. Но постепенно герой осознает, что не он виновен во всем этом, что он делает правое дело. Сознание своей правоты возвращает ему потерянное равновесие и уверенность в своих действиях, в правильности избранного им пути: «Разве я виновен в этой страшной разрухе? Разве я могу ее приостановить? Разве я могу удержать неудержимую силу, которая и меня самого вместе с тысячами других бросила в эту адскую пропасть на кровавый танец? Разве я могу магическим словом залечить все раны, остановить всю кровь, потушить все пожары?»
Лирический герой многих стихотворений, написанных Франко в Нагуевичах в этот период («Не разлучай меня с горючей болью», «Месяц владыка», «Журавли», «Весна, что за чудо ты», «Vivere memento», «Беркут», «Поэт» и многих других), полон скорбных дум и тревоги за судьбу народа. Но эти произведения всегда озарены лучом надежды, в них чувствуется жажда жизни, глубокое ощущение красоты природы Прикарпатского края.
Поэт не теряет надежды и веры в силу народа, он исполнен решимости отдать жизнь за его светлое будущее:
Всюду слышу дивный глас,
Жизни зов могучий...
Свет, весна, люблю я вас,
Горы, реки, тучи!
Люди, люди! Брат я вам,
Вам отдам все силы,
Сердца кровь свою отдам,
Чтобы горе смыла.
А что кровь не сможет смыть,
Пусть горит в огне то!
Лишь бороться — значит жить...
Vivere memento!
(Перевод Т. Форш.)
В аллегорическом образе горного орла поэт представил мир насилия и тирании. Хищный, кровожадный беркут на каждом шагу подстерегает свою жертву, угнетает все живое на земле, тех, чьей кровью «моет рот». Беркут олицетворяет собой монархический режим, господствующий в Австро-Венгрии и России. Поэт бросает вызов этой темной, ненавистной ему силе, он твердо знает, что ее можно сломить:
Ты ненавистен мне, парящий надо мною,
За то, что ты в груди скрываешь сердце злое,
За то, что хищен ты, за то, что с высоты
На тех, чью кровь ты пьешь, глядишь с презреньем ты,
За то, что слабая тебя боится тварь, —
Ты ненавистен мне за то, что здесь ты — царь!
И вот — курок взведен, мое ружье сверкает
И пулю грозную под облака бросает.
И на землю не смерть примчишь стрелой падучей,
А собственную смерть ты обретешь за тучей.
И не как божий суд, а словно труп бездушный
Ты упадешь, суду руки моей послушный.
И не последний ты! Ведь нас, стрелков, сто сот:
И кто тебе сродни, кто моет кровью рот,
Кто сеет страх и смерть, слабейших братьев губит,
От пули не уйдет, когда пора наступит,
А труп мы отпихнем, не говоря ни слова,
И далее пойдем, спокойно и сурово.
(Перевод В. Державина.)
Франко с трудом отвоевывал у редакторов «народовских» изданий место для своих статей и художественных произведений. А между тем Драгоманов продолжал на него свои нападки, перечеркивая все, что делал Франко в Галиции. В одном из писем он весьма нелестно отзывался об этнографическо-статистическом кружке, который с каждым днем возрастал количественно (в нем насчитывалось до ста человек) и проводил немалую работу по собиранию народного творчества и интересных статистических данных о жизни трудящихся.
Франко писал Драгоманову 26 апреля 1884 года: «Правда, вы до сих пор, спасибо вам, не оставляли нас без совета и своих любезных указаний, но все они приправлены таким желчным тоном, что часто даже руки опускаются».
Отвечая на упреки Драгоманова и настоятельные советы прекратить печататься в «Деле» и «Заре», Франко в письме от 10 мая 1884 года подробно изложил свой взгляд на этот вопрос. Он терпеливо объяснял Драгоманову, что за время его сотрудничества в «Деле» и «Заре» ничего плохого он не сделал. Наоборот, писал Франко, номера «Зари», вышедшие за год его работы, «в сравнении с предыдущими, все-таки по содержанию лучше и в идейном отношении прогрессивнее и логичнее. Я знаю
хорошо, что Партицкий не так-то давно бросал грязь и на меня точно так же, как и на вас, но все-таки для меня гораздо более важно — дать читателям «Зари» вместо прежних глупостей хотя бы что-нибудь более живое и прогрессивное, нежели молчать (так как собственного журнала, как вы сами говорите и как я хорошо знаю, нельзя организовать) и из-за личного самолюбия давать утверждаться в умах этих 500 или и больше человек тьме кромешной»
Этим было сказано все. Писатель активно вторгался в жизнь, завоевывал каждую возможность выступить перед читателями, противодействуя этим реакционной пропаганде. Франко широко использовал страницы «Дела», печатал статьи о тяжелом положении беднейшего крестьянства, зажатого в тиски эксплуатации помещика и кулака, а также истощенного до крайности налогами, податями и ростовщичеством. Он активизирует работу этнографическо-статистического кружка, использует собранные им многочисленные факты для статей и коротких сообщений, печатавшихся в «Деле». Цифрами и фактами Франко разоблачает капиталистические порядки на селе, при которых разорялись бедняцкие хозяйства и шли по миру сотни и тысячи крестьянских семейств. Для примера можно привести его статью «Продажа с аукциона крестьянских и мелкомещанских хозяйств в гг. 1873—1883». Она была напечатана в тридцать девятом, сороковом и сорок первом номерах газеты «Дело» за 1884 год.
Приводя убедительные цифры, свидетельствующие, о продаже с молотка хозяйств крестьянской бедноты, Франко показывает, что ростовщики, кулаки и помещики, как страшная болезнь, губят жизнь трудящегося крестьянства.
Такое же разоблачающее содержание имели и другие статьи Франко, печатавшиеся в «Деле»: «Галицкая избирательная статистика за годы 1876—1883», «Галиция в государственном бюджете текущего года: I. Доходы, взимаемые государством с Галиции. II. Что дает государство Галиции», «Обиженная община», «Старые документы польской спекулятивной политики» и многие другие.
Показывая на конкретных фактах и цифрах неуклонный рост налогов, начисляемых на крестьянские хозяйства, Франко в то же время подчеркивал, что австрийское правительство самую большую часть налогов возлагает на трудящихся Галиции. В статье «Галиция в государственном бюджете текущего года» Франко наглядно показал, что вся тяжесть налогов в сумме 39 224 688 гульденов падает на их плечи.
Язык цифр и фактов был своеобразным оружием, при помощи которого Франко продолжал свою борьбу с реакцией, используя для этой цели страницы реакционной газеты.
Сотрудничая в «Деле» и «Заре», Франко налаживал связи с другими львовскими изданиями, пытался придать им хотя бы несколько прогрессивное направление. В это время он принимал особенно активное участие в юмористическом журнале «Новое зеркало». Этот журнал начал выходить во Львове еще в 1882 году под названием «Зеркало». Издавал его К. Устиянович. Он не только писал сатирические стихи, но и сам рисовал все иллюстрации, помещаемые в журнале. Франко положительно оценивал его деятельность и с первого года издания «Зеркала» печатал там отдельные сатиры. С 1883 года издание стало называться «Новое зеркало». Этот период в жизни журнала был наиболее интересным. Здесь часто выступал Франко, по его замыслам рисовались карикатуры на польскую шляхту и «народовцев». В работе журнала принимали также участие В. Коцовский, В. Масляк — галицкие писатели либерального направления.
В 1884 году на страницах «Нового зеркала» Франко напечатал сатирические стихотворения «Современная летопись», «Где же отчизна русинов?» и ряд других. В последней сатире Франко высмеял идиллическое воспевание Галиции поэтом «москвофильского» лагеря Иваном Гушалевичем, автором стихотворения «Где руська отчизна», в котором Галиция представлялась земным раем, где текут молочные и медовые реки, где народ свято чтит веру отцов. Стихотворение это печаталось в хрестоматиях, календарях, предназначенных для простого народа.
Пародируя стиль и форму стихотворения Гушалевича, Франко зло высмеял квасной патриотизм галицких клерикалов и дал реалистическую картину жизни трудящихся в воспетой Гушалевичем «отчизне».
Де ж та руська вiтчизна?
Де всi п'янi без вина,
Де голоден оре хлоп,
Де всi смирно хилять лоб.
Ой, на-на! Ой, на-на!
Там-то руська вiтчизна.
Де плюe на правду лож,
Де пророком стати мож
Без знания i без ума,
Хоч ще й видержки нема...
Де безладний блудить мир,
А хто слiп, той проводир.
Эта сатира имела большой успех среди прогрессивной части интеллигенции, ее часто декламировали на студенческих вечеринках, в кружках молодежи.
Летом 1884 года Франко организовал экскурсию студенческой молодежи по горным селам и местечкам Галиции для ознакомления с жизнью народа и родным краем. Почти все члены этнографическо-статистического кружка приняли участие в экскурсии, которая должна была дать много новых фактов и наблюдений из жизни народа.
Франко сам возглавил экскурсию и разработал ее маршрут, избрав наиболее отдаленные от коммуникаций села: Львов — Дрогобыч, с Дрогобыча через горную местность, с заходом в села Урич, Корчин, Бубнище и города Болехов, Калуш, Станислав, Коломыя, Выжница. Франко написал для экскурсии своеобразный путеводитель-программу в стихотворной форме: «Украинско-галицкая студенческая экскурсия летом 1884 года». Экскурсия прошла весьма успешно. В наиболее крупных населенных пунктах были проведены встречи молодежи с местным населением, музыкально-декламационные вечера. Студенты декламировали стихотворения украинских и русских поэтов: Шевченко, Франко, Пушкина, Некрасова, проводили беседы с крестьянами и рабочими, записывали народные песни.
На студенческом митинге, происходившем в Коломые 7 августа 1884 года, выступил Франко. В своей речи он призывал молодежь и всю прогрессивную интеллигенцию к организованности и всестороннему изучению и освещению в печати жизни народа. Он указывал на необходимость организации студенческого журнала по образцу «Друга».
В этот период Франко часто бывал в селах, встречался с крестьянами. Накануне студенческой экскурсии он выступил перед крестьянами села Задворье с чтением обширного реферата «О том, как у нас отменено крепостное право». Оперируя богатым фактическим материалом, писатель показывал крестьянам истинное положение вещей, раскрывал перед ними сущность новых капиталистических порядков, которые не только не облегчили положение трудящихся крестьян, а наоборот — усилили их экономическую зависимость от помещика и предпринимателя, от кулака и ростовщика. В письме к Драгоманову Франко сообщал: «15 мая еду в близкое от Львова село Задворье, где по случаю открытия читальни прочту реферат «О том, как у нас отменено крепостное право». Для этого я собрал интересный рукописный материал».
Франко изучал историю и экономику не только украинского, но и многих других славянских народов. В 1884 году в «Заре» было напечатано его исследование «Польские восстания в Галиции в 1846 году». Много внимания он уделял польской литературе и истории. Отдельные его работы печатались на страницах польских изданий, в частности журнала «Prawda» (Варшава). Для Краковской Академии наук Франко подготовил тексты свадебных песен и обрядов, записанных в свое время Ольгой Рошкевич.
Изучение родного края и народного творчества помогало писателю в его большой и плодотворной научной работе. Он продолжает писать исследования по этнографии. В 1884 году в «Заре» была опубликована его этнографическая работа «Остатки первобытных представлений в украинских народных загадках».
Большая и многогранная журналистская и общественная деятельность, обработка и собирание статистических данных отнимали у Франко очень много времени. Но его титаническая энергия и трудоспособность были неиссякаемы. Он создавал новые художественные произведения, проникнутые глубоким сочувствием к оскорбленным и униженным. В стихотворении «Оле» поэт писал:
Когда я вижу, как в толпе нарядной
Бредет вдова, а с ней ребенок нищий,
И взгляд его, измученный и жадный,
С тоской взывает о тепле и пище,
Как он дрожит в лохмотьях, на морозе,
Исхлестан ветром и бездушьем сытых, —
Огнем пекут мне сердце эти слезы,
Вся скорбь голодных, нищих, неукрытых.
(Перевод П. Длигача.)
Каждое поэтическое слово Франко выходило из глубины его сердца, было выстрадано и рождено в страстном стремлении облегчить положение трудящихся. В стихотворении «Чем песня жива» (1884) поэт говорит о своем творчестве:
Песнь любая моя —
Повесть дней моих;
Песню выстрадал я —
Не сложил на миг.
В каждой строчке звучит
Целой жизни часть.
Мысли — нервы мои,
Звуки — сердца страсть.
С песней входит в сердца
И моя печаль,
В ней горит без конца
Моих слез хрусталь.
(Перевод М. Рудермана.)
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.