Прекращение издания журнала «Свет». Историческая повесть «Захар Беркут»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Весьма плодотворной и многосторонней была и творческая жизнь Франко во время его пребывания в Нагуевичах в 1882 году. Повесть «Борислав смеется», историческая повесть «Захар Беркут», рассказ «Цыгане», десятки стихотворений, переводы из Шевченко на немецкий язык, завершение перевода сатирической поэмы Гейне «Германия» на украинский язык — это далеко не полный перечень произведений, над которыми трудился Франко в это время. В октябре 1882 года он приступил к работе над «Захаром Беркутом». Это произведение было предназначено для журнала «Заря», объявившего конкурс на историческую повесть. Он сообщал Павлику: «Я пишу историческую повесть из XIII века (нападение монголов) и идеальную (в понимании характеров), и в то же время реальную по методу изложения, подобно «Salambo» у Флобера, в которой стремлюсь показать на основе немногих исторических фактов о древней общественной жизни самоуправление и федеральную жизнь наших общин без начальников, борьбу элементов вечефедеральных с разрушительными княже-боярскими и, наконец, с разрушающей силой монголов».
Франко считал, что повесть заинтересует широкие читательские круги. Вместе с тем он высказывал опасение, что редактор журнала «Заря» Партицкий, которому он в свое время написал довольно резкое письмо, отрицательно отнесется к его произведению. Но ввиду того, что из-за консервативного направления журнала начало уменьшаться число подписчиков, Партицкий, желая спасти «Зарю» от полного упадка, вынужден был идти на некоторый компромисс и привлекать к участию в работе редакции более прогрессивные элементы из молодежи. Только это обстоятельство и могло спасти повесть Франко. «Я слышал, — писал он Павлику, — что Партицкий недоволен собой и «Зарей», выходившей до настоящего времени, желал бы поставить ее на несколько более живую основу и специально рад бы сойтись со мной».
Действительно, Партицкий заигрывал с Франко, имя которого было весьма популярным. Он напечатал в «Заре» отдельные стихотворения Франко и вообще делал вид, будто ничего не помнит и не имеет к нему личной неприязни.
В конце 1882 года Франко пришлось пережить новое испытание: после 25 сентября (8—9 номера) журнал «Свет» больше не выходил, и не было никаких надежд на возобновление этого издания. Поэтому Иван Франко возлагал большие надежды на повесть «Захар Беркут», которая смогла бы снова связать его с читателями и в какой-то степени поправить его тяжелое материальное положение.
Писатель много работал, но все же чувствовал некоторую оторванность от друзей, от Львовского рабочего кружка, от своих единомышленников — львовских студентов. Его тяжелые переживания и настроения этого периода ярко передает стихотворение «К Корженко», написанное в Нагуевичах 22 октября 1882 года и напечатанное в последнем номере «Света». Но поэт не отступает перед темной силой. Лучше умереть в бою, нежели сгибаться и жить рабом. Он призывает к борьбе:
Хмуро и тесно,
Время грозой полно!
Гибнуть безвестно,
В мир не пробив окно?
Рваться в опасный бой
Или ползти нам?
Смело, товарищ мой,
Строем единым!
Счастья не ждать нам,
Счастье в груди у нас!
К солнцу шагать нам,
Пусть его луч угас, —
Вновь заблестит рассвет
Ясным рубином.
В лучший, свободный свет —
Строем единым!
(Перевод В. Цвелева.)
Над повестью «Захар Беркут» Франко работал не отрываясь на протяжении двух месяцев. В середине ноября повесть объемом в 10 печатных листов была закончена и отправлена Партицкому. Франко с волнением ожидал ответа. Наконец, в декабре ответ пришел. Но, как и следовало ожидать, Партицкий не забыл личной обиды, нанесенной ему в письме. К тому же он, как один из главарей «народовского» лагеря, не желал материально поддерживать своего идейного противника. Партицкому нужно было использовать имя Ивана Франко, известного не только в Галиции, но и по всей Украине, и этим именем привлечь подписчиков и читателей к своему журналу. Поэтому в своем письме он предложил Франко давать короткие заметки в раздел хроники. А о премии за повесть «Захар Беркут», которая была отмечена на конкурсе и принята к печати, не было сказано ни слова.
Франко еще раз убедился в нечестности и подлости редактора «Зари». Он писал Драгоманову: «Что вы скажете о таком понятии редакторской честности и постоянства? Премию напоказ выставляет, а потом и словом о ней не заикнется, — спрятал в карман!» Франко наотрез отказался от печатания в «Заре» своей повести и просил возвратить ее или выплатить ему премию. Но предложение Партицкого работать в журнале «Заря» Франко принял, другого выхода у него в то время не было. 20 декабря 1882 года он писал Партицкому: «Ей-богу, не знаю и сам, как быть с вашим предложением. Печатать в «Заре» статьи и рецензии и всякую всячину, которая бы у меня нашлась, а вам пригодилась, хотя бы и по цене по центу за строчку, я с горя согласен, хотя цена, как вы и сами говорите, курьезная. Но известно, такие вещи делаются не для прибыли, а для высказывания своего мнения».
Давая согласие сотрудничать в «народовском» органе, Франко, конечно, не думал менять своих воззрений или уступать свои идейные позиции. Но после закрытия журнала «Свет» ему нужна была печатная трибуна, без которой он не мог жить. Писатель до последней минуты сомневался в правильности своего решения, десятки раз задавал себе вопрос — следует ли ему выступать на страницах «Зари»? И все же пришел к выводу, что ему необходимо сделать этот шаг, так как он должен иметь общение с читателями, должен выступать в печати. «Я сам глубоко понимаю это, — писал Франко Драгоманову, — что мне не следовало бы ничего печатать в «Заре», — так мне кажется, будто бы сам у себя ворую, особенно если учесть свинскую натуру Партицкого. Но, с другой стороны, куда мне деваться с моей беллетристикой. Вот у меня лежит еще с 1878 года много эскизов из народной жизни... Кроме эскизов, лежит у меня целая книга готовых стихотворений, среди них большая поэма из жизни духовенства — «История левой руки», — и все это будет лежать долго, так как негде печатать, тем более что некоторых вещей и совсем не пропустит наша цензура».
Франко возлагал надежду на то, что ему удастся, обходя «народовских» редакторов, привлечь к участию в «Заре» прогрессивную молодежь, печатать там статьи и художественные произведения демократического содержания и в конечном счете повлиять на направление журнала. Он знал, что ему нелегко будет работать в окружении своих идейных противников. Это была новая пытка,
новое тяжелое испытание, которое Франко называл «неволей у песиглавцев». Но этот шаг был оправдан, он должен был принести пользу общему делу — служению интересам народа.
Столкновение с Партицким произошло сразу же. Причиной послужила повесть «Захар Беркут», в которой, используя летописные материалы, Франко воссоздал один из эпизодов борьбы карпатских славян против татаро-монгольского нашествия в 1241 году.
Все произведение проникнуто глубоким чувством патриотизма. В образе Захара Беркута и его сына Максима представлены мужественные, смелые и преданные своей родине люди. Захар Беркут жертвует личными интересами и даже жизнью своего единственного сына ради спасения родины от порабощения. Перед смертью Захар Беркут, обращаясь к своим односельчанам, говорит: «Пока вы будете жить общинным строем, держаться вместе, несокрушимо стоять все за одного и один за всех, до той поры никакая вражья сила не победит вас». В этом заключалась основная идея повести.
Автор использовал исторический фон для показа начал будущего социалистического общества. Партицкому была глубоко чужда эта тенденция. Он выступил против попытки Франко показать жизнь идеальной трудовой общины, в основе которой лежит социальное равенство, отсутствие эксплуатации. Партицкий сделал ряд замечаний к повести и предлагал ее переделать. Франко ответил ему отказом: «Что касается ваших замечаний, направленных против тенденций моей повести... и относительно значения общин, то я с вашим мнением не согласен, так как активная организация общин может быть единственным основанием для сильной и большой организации всего края. Примеры — Новгород и Псков, которые как раз давали отпор татарскому нашествию успешнее, нежели страны, находившиеся под княжеской и боярскою властью».
Работа над повестью «Захар Беркут» показывает, что Франко был хорошо знаком с историей русского раоода, начиная с самых доевних воемен. Свои доводы Партицкому он подкрепляет примерами из русской истории, из жизни вольных русских городов — Новгорода и Пскова. Франко сумел отстоять основное содержание повести, не захотел ее перерабатывать. После долгих проволочек Партицкий вынужден был дать согласие уплатить Франко премию — 120 гульденов. Не желая вести дальше споры по этому поводу, писатель согласился на эту сумму и просил выслать ему хотя бы часть денег, чтобы он имел возможность как можно скорее покинуть Нагуевичи и выехать во Львов.
Повесть «Захар Беркут» была напечатана в нескольких номерах «Зари», начиная с седьмого номера за 1883 год. Она была восторженно встречена украинскими читателями. Здесь же печатались статьи и стихотворения Франко, которому приходилось выдерживать тяжелую борьбу с редакторами «Зари», придиравшимися к каждому его слову.
Третьего февраля 1883 года, после смерти известного деятеля «народовского» лагеря и редактора газеты «Дело» Владимира Барвинского, Франко получил предложение сотрудничать в этой газете. Он без колебаний принял и это предложение. Теперь он был более уверен в осуществлении своих планов — использовании «народовской» печати для борьбы за интересы народа.
В апреле месяце Франко выехал на некоторое время в село Викна, где работал над изучением и упорядочением архива бывшего депутата венского парламента 1848 года Ивана Федоровича. По предложению его сына, помещика В. Федоровича, Франко писал биографию бывшего посла. Здесь он нашел исключительно интересный материал и для своей работы — изучения положения и условий жизни галицкого крестьянства под гнетом австро-венгерской монархии в период 1810—1848 годов.
Собрав богатый материал, Франко снова переехал в Нагуевичи, чтобы здесь его окончательно обработать и использовать факты для своего многолетнего труда об экономическом и политическом положении Галиции. В этот период он особенно много внимания уделял изучению крестьянского движения. Он писал Драгоманову: «Для исследования об экономическом и общественном развитии украинского крестьянства в Галиции под австрийским владычеством я уже два года собираю материалы... У меня имеется описание почти всего, что до сих пор издано по статистике Галиции на польском и немецком языках».
Это были серьезные заготовки и для будущих художественных произведений, посвященных жизни крестьянства. Исторический материал и статистические данные, разрабатываемые в Нагуевичах, подкреплялись фактами живой действительности. Иван Франко так описывал жизнь крестьян в Нагуевичах: «У нас в селе беда и нужда крайняя. Зима держится вот уже седьмой месяц, кормов для скота не стало, он гибнет с голода... Плохо жить в нашем прекрасном Подгорье! А тут еще слякоть, непогода».
В письме к Драгоманову Франко рассказывает о тяжелых притеснениях бедного крестьянства австрийскими властями, об эксплуатации его кулаками и ростовщиками. Он говорит, что власти взимают налог с крестьян даже за соль, выступающую из земли. За отказ платить деньги представители власти жестоко расправлялись с бедняками, засыпали соляные источники землей. Все это приводило к крестьянским бунтам. «Вы, очевидно, уже читали в газетах, — писал Франко, — об аграрном бунте в Ярославе, местечке с преимущественно украинским населением. Как видите, и там привело народ к бунту не что другое, как добродетели правительства и его желание благодетельствовать».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.