Участие в альманахе «Днестрянка». Первый сборник стихов «Баллады и рассказы» (1876)
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Выход в Праге в 1876 году двухтомного «Кобзаря» Т. Г. Шевченко, в котором впервые были напечатаны запрещенные в России стихотворения поэта и его дневник, был выдающимся явлением в жизни демократической интеллигенции Галиции. Студенческий кружок Франко использовал это событие в борьбе с клерикалами за народность литературы, за развитие украинского литературного языка. Франко писал, что произведения Шевченко указали литературной молодежи путь к созданию истинно народной литературы, раскрыли богатство украинского литературного языка и умение поэта использовать его в своих художественных произведениях.
Демократическая молодежь «Академического кружка» приняла решение издать во Львове сборник произведений украинских писателей, дать реалистические картины из жизни народа. Следствием коренного перелома в работе студенческого кружка и журнала «Друг» было издание в 1876 году альманаха «Днестрянка» на 1877 год. В альманахе была напечатана повесть Марко Вовчок «Институтка», первые рассказы самого Франко «из народной жизни» — «Лисихина семья» и «Два приятеля» — и другие произведения.
Альманах «Днестрянка» вызвал большой интерес среди прогрессивных литературных кругов Галиции. Он был замечен также и галицкими клерикалами. Вождь «народовцев» — Владимир Барвинский, как отмечал Франко, «не мог согласиться с таким способом писания, который проявился у меня, особенно в «Лисихиной семье».
И тематика этих произведений и метод изображения действительности в них были полным контрастом литературным писаниям клерикалов. В отличие от многочисленных рассказов и повестей, в которых воспевалась сельская идиллия, произведения Франко раскрывали перед украинским читателем картину галицкого села такой, какой она была в действительности. На фоне прекрасной сельской природы автор показал беспросветную, полную нужды и горя жизнь крестьянства. «Галицкая публика, — писал Франко, — преимущественно духовенство, воспитанная в схоластических правилах застарелой эстетики и приученная к теологическому и догматическому способу мышления, была совсем незнакома с новейшей литературой... Одни считали литературу развлечением и требовали от нее прежде всего легкости и забавы. Для других она должна была быть школой барской жизни и аристократических манер и потому их резало по душе всякое, хотя бы чуточку верное описание действительной жизни, особенно хлопской».
Барвинский упрекал Франко за то, что он будто бы испортил прекрасную картину сельской жизни, нарисованную им в «Лисихиной семье», показом темных сторон жизни крестьянства. «Могла бы выйти, — говорил он Франко, — хорошая идиллия, если бы не этот несчастный натурализм, который портит впечатление идиллии». В. Барвинский советовал Франко писать в дальнейшем «идеальные вещи», новеллы или романы, показывать в них светлые стороны действительности и не касаться жизни «хлопов», так как она неинтересна для высшего общества. Художник решительно отбросил эти советы, ибо стремился «передать непосредственное, живое впечатление действительности». А в «Лисихиной семье», говорил Франко Барвинскому, «я хотел попросту нарисовать контраст между красотой природы и бедностью людей».
Позднее Франко писал, что беседа с Барвинским окончательно убедила его в необходимости осуществить свой замысел — «собрать материал, эскизы и рассказы для создания образа нашей общественности в различных сословиях, в разных стремлениях, в труде, в заработках, страданиях, порывах, иллюзиях и настроениях. Жизнь дала мне слишком много возможностей для собирания таких материалов». Так окончательно созрел у Франко план цикла «Галицких картинок» и сборника «Борислав», над которыми он усиленно в это время работал.
В середине 1876 года вышел из печати первый сборник поэта: «Баллады и рассказы». Сюда вошли стихотворения, написанные в Дрогобыче, часть которых в свое время была опубликована в журнале «Друг». В сборнике преобладали еще стихотворения романтического характера, посвященные героическим событиям прошлого, — «Святослав», «Крест Чигиринский», «Князь Олег» и другие. Но наряду с ними здесь были напечатаны, правда, еще ученические произведения, в которых поэт, широко используя образцы украинской поэзии, а также народного творчества, делал первые попытки дать зарисовки из современной ему действительности, показать тяжелую жизнь трудового крестьянства.
Большой интерес представляют переводы произведений Пушкина, Толстого, Гете, Гейне, напечатанные в сборнике. Из Пушкина Франко перевел «Русалку» и «Шотландскую песню». Сборник «Баллады и рассказы» характеризует период становления реалистического метода Франко. Он был первым шагом на пути от романтизма к реализму.
В октябрьском номере «Друга» за 1876 год было закончено печатание первой повести Франко «Петрии и Довбущуки», которая также носила романтический характер. Повесть была написана в основном в Дрогобыче и закончена во Львове. На ней отразилась эволюция эстетических взглядов Франко, заметен постепенный переход писателя от романтизма к реализму. В этом произведении автор обращается к историческим событиям — борьбе народного героя Олексы Довбуша, вожака восставших крестьян, которые носили имя опрышков. Борьба потомков Довбуша — Петриив и Довбущуков за клад, спрятанный Довбушем в горах, составляет основной конфликт произведения. В повести много острых ситуаций и коллизий, фантастических сцен. Ее герои заняты поисками драгоценного клада. В последних главах повести Франко делает попытку приблизить свое произведение к реальной действительности, поставить вопрос об улучшении жизни трудового крестьянства. Но он еще не смог решить его правильно, считая основным средством для повышения благосостояния народа распространение читален и сельскохозяйственных союзов. Сам он писал по этому поводу: «В «Друге» тем временем кончились мои «Петрии», начатые под впечатлением фантастических рассказов Э. А. Гофмана, а законченные уже несколько в ином духе (в конце поднят вопрос о важности читален и сельскохозяйственных союзов)».
Этот факт указывает на то, что революционно-демократические взгляды писателя в этот период еще полностью не сформировались. Становлению революционно-демократического мировоззрения Франко способствовали произведения Белинского, Чернышевского и Шевченко. Роман Чернышевского «Что делать?», на котором воспитывалось целое поколение русских революционеров, стал для Франко настольной книгой. Он с увлечением читал «Что делать?» ближайшим друзьям, делился своими впечатлениями о прочитанном. В конце 1876 года Франко приступил к переводу романа Чернышевского. Он глубоко изучал также его экономические труды. Из русских писателей Франко в это время с увлечением читал Льва Толстого, Тургенева, Помяловского, Глеба Успенского и особенно Гоголя. На страницах «Друга», идейным вдохновителем которого к концу 1876 года стал Иван Франко, печатались отдельные произведения русских писателей и критико-биографические очерки о них. Вместе с Михаилом Павликом Франко придает этому изданию прогрессивное демократическое направление.
Франко и Павлик выступали в «Друге» со статьями, в которых популяризировали лучшие произведения русских и украинских писателей, говорили о необходимости собирания и изучения народного творчества. Большой интерес представляла статья М. Павлика «Необходимость этнографично-статистической работы в Галиции». Она вызвала живые отклики среди демократической интеллигенции и особенно студенчества. В статье широко освещалась работа русских и украинских писателей по изучению, собиранию, а также использованию в художественных произведениях народного творчества. Автор призывал писателей создавать произведения, написанные понятным народу языком, освещать жизнь народа.
На страницах журнала были сделаны первые попытки разоблачения реакционных «народовских» взглядов. Критикуя националистическое понимание патриотизма, как отвлеченную любовь «ко всему украинскому», редакция журнала «Друг» противопоставляла ей свои демократические взгляды на патриотизм. «Патриотизм, — говорилось в этой статье, — это любовь к голодному, оборванному нищему-труженику: помочь ему, заговорить с ним на понятном ему языке о всякой мировой мудрости, поднять его материально и морально, значит его любить, значит быть патриотом».
Под рубрикой «Из уст народа» в «Друге» систематически печатались народные песни, коломыйки, сказки и так называемые «ландканки», собранные Иваном Франко и другими молодыми писателями.
В этот период в «Друге» было напечатано социально острое стихотворение Франко «Наймит», в котором создан образ народа-богатыря, закованного в кандалы. Говоря о силе и могуществе народа, автор выразил надежду на освобождение трудящихся из-под гнета господствующих классов:
Паши и пой, титан, опутанный в оковы
И нищеты и тьмы!
Исчезнет черный мрак, и бремя гнета злого
Навеки уничтожим мы!..
Он победит, прервет твой плен, пусть крепко спаян, —
И над землей один
Ты плуг свой поведешь — своих трудов хозяин,
В своем жилище — властелин!
(Перевод Б. Турганова.)
Новое прогрессивное направление журнала «Друг», который с каждым днем приобретал все новых и новых приверженцев, вызвало резкие нападки со стороны реакционной печати и, в первую очередь, «москвофильских» газет «Слово», «Русский Сион» и националистического журнала «Правда».
Бывший учитель гимназии Иван Верхратский также присоединил свой голос к реакционной интеллигенции и требовал закрытия журнала. Апеллируя к галицкому духовенству, он писал: «Всечестное священство!.. Не дозволяйте распространяться «Другу» в своих честных домах! Пишет о «кибицах», пусть себе и ждет «кибицеватой» публики, а не руських домов, которые не знают, слава богу, никакой моральной гнили. Поэтому не подписывайтесь на «Друга»! Прочь с «Другом»!
Но эта истерика реакционной печати не могла остановить порывы первых отважных, не могла сломить демократическую молодежь Галиции. Наоборот, все это вызвало прилив новых сил.
В статье «Литературные письма» Франко со всей решительностью выступил за утверждение реалистической эстетики. Здесь он уже значительно шире ставит вопрос о народности литературы: нужно не только писать на понятном для народа языке, литература имеет общественные задачи, она должна стать защитницей интересов народа. «Основной чертой почти всех новейших литератур, — писал Франко, — является народность... литература тогда лишь станет делом серьезным, выйдет за рамки забавы, когда станет достоянием народных масс, помощницей и советчицей, для них понятною и им полезною».
В это время была написана и вторая статья Франко «Литературные письма», посвященная тем же вопросам. В ней указывалось, что за последнее время передовая часть общества пришла к выводу, что наука и литература должны стать достоянием наиболее широких масс народа. Писатели должны показать народу лучших, сильных людей, способных бороться за светлое будущее человечества. Литература — могучая сила в жизни общества. «Беллетристика, — писал Франко, — стала теперь не продуктом буйной фантазии, мечтаний и капризов праздных людей, а приняла на себя более важную роль: скопировать жизнь народов во всех слоях и отношениях, — показать миру его потребности, ошибки и недостатки, а вместе с тем указать всюду живые и здоровые элементы, которые смогли бы послужить основанием для сооружения свободного и счастливого будущего миллионов».
Тут не случайно мы улавливаем сходство взглядов Франко со взглядами революционного демократа В. Г. Белинского на развитие литературы. Франко творчески усваивал эстетические теории великого русского критика.
О новом направлении журнала «Друг» говорилось даже в объявлении об условиях подписки: «Друг» стал теперь изданием, на которое обращает внимание вся Галиция. «Друг» стал честно разбирать все текущие дела и наши начинания, избравши себе девиз «борьба за правду, проповедование чистых, ясных взглядов, привлечение к науке и рациональному труду на пользу и честь народа».
В художественных произведениях Франко, печатавшихся в это время в журнале, все больше был заметен поворот к реалистическому изображению жизни. В ряде стихотворений, таких, например, как «Прогрессист» («Поступовець»), Франко создал сатирический образ галицкого клерикала — рутенца. Этот обобщенный тип как две капли воды был похож на тех клерикалов, которые окружали молодого поэта во Львове. Характерно, что к своему сатирическому стихотворению Франко взял эпиграф из Пушкина:
Фаддей роди Ивана,
Иван роди Петра:
От дедушки болвана
Какого ждать добра?
Рутенец всегда и везде прислуживает австрийскому правительству, но любит говорить о прогрессе, о передовых идеях. В действительности он как огня боится этого прогресса, является лютым врагом всякой прогрессивной мысли.
Уделяя много внимания работе в редакции журнала «Друг», Франко продолжал посещать Львовский университет. Но схоластические, антинаучные лекции — поучения Ем. Огоновского, профессора Венцлевского и других, не могли ни заинтересовать, ни удовлетворить Франко, который стоял на голову выше большинства преподавателей университета и посещал лишь отдельные лекции. Много лет спустя Франко писал: «Еще и сегодня бросает меня в холодную дрожь при воспоминании о педантичных, бессмысленных лекциях Венцлевского, Черкавского, Огоновского, о тяжелом пережевывании мертвой книжной учености, о рабском преклонении перед печатными образцами и словесными формулами... Я страстно жаждал знаний, но получал только мертвый товар, и его нужно было проглотить, если ты желал получить цесарско-королевскую должность. Штудирование ради хлеба, а не науки — это было лозунгом тогдашнего Львовского университета... Я разочаровался, почувствовал отвращение и начал искать знаний вне университета».
Франко усиленно занимался самообразованием, следил за всеми новинками в области литературы, искусства и науки. Он очень много читал, в том числе русские журналы, выходящие в Москве и Петербурге, немецкие, польские, французские и английские издания. Уже за первые два года пребывания во Львове Франко стал всесторонне образованным человеком.
Клерикально-москвофильская интеллигенция и буржуазные либералы-«народовцы» преследовали Франко, пытались подорвать его авторитет, ограничить поле деятельности его и его сподвижников. Весьма показательным в этом отношении были выборы в правление культурно-просветительного общества имени Михаила Качковского, происходившие 22 ноября 1876 года. Несмотря на то, что кандидатура Франко была названа в числе первых, председатель собрания, «москвофил», делал вид, что он не слышит его имени, и записывал другие фамилии. Это бросилось в глаза присутствующим на собрании крестьянам Дрогобычского уезда, которые выступили в защиту Франко. Председательствующий начал выкручиваться и придумал отговорку, сказав, будто бы Франко еще окончательно не оформлен как член общества. Вся эта фальсификация была разоблачена на собрании, однако реакционеры сделали все, чтобы кандидатура Франко не получила поддержки.
Эти выступления против Франко реакционных кругов Галиции убедительно доказывают, что уже в начале своей общественной деятельности во Львове писатель был опасен для своих идейных противников, которые видели в нем человека, возглавлявшего группу украинской и польской демократической молодежи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.