Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Во Львове. В стенах университета. Академический кружок». «Дружественный взаимодавец». Борьба в «Академическом кружке»


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В конце сентября 1875 года девятнадцатилетним юношей Франко впервые приехал во Львов — культурный и политический центр Восточной Галиции, мечтая поступить в университет, а после его окончания стать учителем гимназии. Он возлагал большие надежды на университет, надеялся встретить там настоящих искренних друзей, одаренных и образованных людей, получить много знаний от профессоров и преподавателей. В представлении молодого Франко Львовский университет был центром науки и прогресса, а главное — центром литературной жизни.
Юноша и не предполагал, какие горькие разочарования ожидают его в этих стенах. В действительности Львовский университет того времени был средоточием реакции, оплотом клерикальной идеологии и схоластической науки. Немецкие и польские профессора, составлявшие здесь абсолютное большинство, были защитниками немецкой схоластики и догматизма, тупыми и расчетливыми рутинерами, преданными австрийской монархии. Таким был в первую очередь грекоуниатский священник, он же профессор университета — Ем. Огоновский.
В октябре 1875 года Франко поступил на философский факультет университета. Во Львове в это время существовало два студенческих кружка, враждовавших между собой. Первый, известный уже Франко «Академический кружок», с которым он был связан через журнал «Друг», второй — «Дружественный взаимодавец» («Дружнiй лихвар»).
Сначала Франко трудно было определить политическое лицо этих кружков, некоторое время он присматривался к ним и быстро понял, что принципиальной разницы между ними не было. Оба они были в плену клерикализма и рутины.
Одни старались подражать своим духовным отцам — идеологам «москвофильства», другие — «столпам галицкого общества» — «народовцам». Франко уже и тогда ясно представлял себе, что в основе деятельности тех и других лежат враждебные народу идеи, что их объединяет одна общая черта — прислужничество перед австрийской монархией.
«В то время, — вспоминал Франко, — в москвофильстве доживали свой век идеи абсолютизма и бюрократического «чинопочитания». Что делает правительство, то единственно разумно, мудро, полезно; какая бы то ни было критика — это безумство, или даже безбожничество».
В такой же степени реакционным был и второй, так называемый «народовский», лагерь. «Народовцы», выступая перед народом, проповедовали реакционные идеи национальной обособленности, пытались посеять вражду к русскому народу. «Они, — писал Франко, — неоднократно заявляли: «Мы все украинцы и должны быть вместе, и мы, прежде всего мы, должны благодарить цесаря за его безмерную добродетель и просить у него еще того и другого».
Выбор Франко пал на «Академический кружок», который имел довольно приличную для того времени библиотеку и журнал «Друг». В библиотеке он нашел немало произведений Белинского, Л. Толстого, Тургенева, Гоголя, Чернышевского и других русских писателей, о которых он мог только мечтать, живя в Дрогобыче. Он жадно набросился на книги, читал их днем и ночью.
Франко близко сошелся с Михаилом Павликом, студентом и таким же сыном крестьянина, как он сам, таким же приверженцем Шевченко и Чернышевского. Павлик стал товарищем и боевым соратником Франко на всю жизнь.
Знакомство с произведениями Шевченко, Белинского, Чернышевского, Л. Толстого помогло Франко критически оценить деятельность клерикальной части «Академического кружка» и «Дружественного взаимодавца». О впечатлении, которое произвела на Франко деятельность студенческих кружков во Львове, он писал: «Москвофильское общество «Академический кружок» находилось под патронатом Народного дома и имело в его здании дешевое помещение и довольно солидную библиотеку. Украинофильское общество в результате какой-то странной фантазии с первых шагов игнорировало всякие духовные интересы, библиотеку, доклады и назвало себя «Дружественный взаимодавец», как будто бы его целью была только денежная помощь студентам. Это общество ютилось около «Просвиты» и «Русской беседы», и все они вместе еще в средине 70-х годов, когда я прибыл во Львов, выглядели довольно убого».
На собраниях «Академического кружка» и на страницах «Друга» велась в это время бесконечная и беспринципная полемика, которая перерастала в «азбучную войну» между враждующими лагерями — «москвофильским» и «народовским». В «Друге» нередко можно было встретить такие, например, утверждения: «Писать у нас по-украински было бы простой бессмыслицей». И произведения Франко, написанные им по-украински, печатались в журнале со значительными элементами «язычия».
В таких условиях начинал Франко свою борьбу за народный язык, за реалистическое направление в литературе. Особенностью этой борьбы было то, что руководство кружком и работой журнала «Друг» осуществлялось реакционной частью студенчества, горячими приверженцами «язычия».
«Придя во Львов в «Академический кружок»,— писал Франко, — я очутился среди споров языковых и национальных, которые были для меня до тех пор совершенно чуждыми и непонятными... В «Друге» вынужден был вначале печататься «язычием», хотя для себя писал фонетикой и народным языком».
Вместе с Франко в «Академический кружок» вступил М. Павлик, И. Белей и другие прогрессивно настроенные студенты, которые во главе с Иваном Франко развернули активную деятельность по вовлечению в «Академический кружок» наиболее передовых студентов из «Дружественного взаимодавца» и из числа новичков, прибывших во Львов. Несмотря на засилие «москвофильской» молодежи, Франко и Павлик, опиравшиеся на прогрессивную часть студенчества, выступали на собраниях кружка, горячо доказывали необходимость пользоваться украинским литературным языком, глубже его изучать.
Франко активно участвовал в работе журнала «Друг». На протяжении 1875 года он напечатал в нем свои стихотворения: «Две дороги», «Наш образ», «Могила», «Отъезд гуцула», «Вперед», «Любовь», «Мятеж Митусы» и другие. Начиная с 19-го номера в журнале печаталась первая повесть Франко «Петрии и Довбощуки».
Характерно, что уже в ранних стихотворениях Франко заметны совершенно отличные от литературной «москвофильской» среды взгляды на роль литературы в жизни общества.
В отличие от установившейся в то время литературной традиции среди галицких писателей — воспевания в длинных одах и посланиях князей церкви или описания пышных балов — Франко в своих стихах обратился к действительности. Он затронул совершенно новую для того времени в галицкой литературе тему о роли поэта в жизни народа.
В стихотворении «Могила», написанном под влиянием Шевченко, Франко воспевает поэта, который отдал свой талант защите интересов народа и своими песнями призывал к борьбе за свободу:

Святе тут серце спочивае,
Святе зотлiло тiло тут,
Пророк що слiв огнистим жаром
Будив народ свiй до життя...
Пророк, що пiснi сильним громом
До серць братерських говорив,
Що правди вiковiчним дзвоном
В серцях свободи звук будив.

В поэтических строках Франко уже чувствуется ненависть к господам, особенно к польской шляхте, которая рядилась в тогу друзей трудящихся. Разоблачая их псевдонародность, Франко писал:

Чи ж братня се любов, братам
Бажать лиш зла i тьми?

В отдельных стихах уже заметно пробивалась идея борьбы с угнетателями народа. Но это были еще отвлеченные, лишенные конкретности призывы к борьбе:

Вперед, брати, та наперед —
Страшний бiй жде на нас.

В декабрьском номере «Друга» было напечатано стихотворение Франко «Мятеж Митусы». В основу произведения положена легенда Галицко-Волынской летописи о придворном поэте, отказавшемся покориться власти князя. Это стихотворение характеризует Франко, как страстного приверженца свободолюбия.
Франко уже в дрогобычской гимназии взволновало стихотворение Костомарова, написанное на эту тему. Но трактовка летописной легенды не удовлетворила Франко, «так как автор представил Митусу певцом, который был наполнен ничем не мотивированной ненавистью...»
Франко написал совершенно другое произведение на эту тему. У него Митуса выступает выразителем и защитником интересов угнетенных масс. Его ненависть к князьям и к эксплуататорскому общественно-политическому строю определена тяжелым положением трудящихся, угнетенных князьями и всем феодальным строем. Митуса восстал против насилия и жестокости князя, он призывал народные массы на борьбу за освобождение от рабства:

Се Митуса iз села в село
Ходить словом люд манить;
Його гнiв, що iскра, де лише
Впаде, там огонь горить.

Бесстрашный Митуса бросает в лицо князю слова правды о нищенском существовании и бесправии трудящихся, говорит о бессмертии и могучей силе народа, перед которой дрожат от страха князья. Митуса знает, что князь может казнить его, но это его не страшит, ибо он сознает свою правоту, свое превосходство над ним.
Говоря как будто бы о делах давно минувших дней, Франко, конечно, имел в виду существующие порядки в современной ему Галиции. В этой символике ясно проступала ненависть поэта ко всем самодержцам и угнетателям. Стихотворение «Мятеж Митусы» своим содержанием и формой было направлено против консервативных литературных традиций «москвофильского» кружка и журнала «Друг».
Стихотворения Франко и статьи Павлика, Белея и других, напечатанные в «Друге», были первым шагом демократической молодежи Галиции в борьбе за украинский литературный язык, за народность литературы.
Известное положительное влияние на прогрессивную молодежь Галиции оказал М. П. Драгоманов (1841—1895) — украинский историк, этнограф и публицист, активный деятель киевской «Громады». После окончания Киевского университета Драгоманов некоторое время работал приват-доцентом, но в 1876 году вынужден был эмигрировать за границу.
Живя в Женеве, он поддерживал связь с деятелями «Громады», а также с галицкой демократической молодежью — Франко, Павликом, Белеем и другими. Он был связан и с русскими революционерами-эмигрантами, принимал участие в издании брошюр, предназначенных для просвещения народа.
Вскоре, как известно, Драгоманов утвердился на либерально-буржуазных позициях. Он отстаивал идею построения государства на основе буржуазного либерализма, был сторонником культурно-национальной автономии. Но в 70-х годах, когда Франко и Павлик только выходили на арену политической борьбы, деятельность Драгоманова во многом помогла им.
В журнале «Друг» за подписью «Украинец» были напечатаны письма Драгоманова в редакцию этого журнала.
Драгоманов указывал на необходимость расширения горизонтов галицкой интеллигенции, приобщения ее к большой европейской и русской культуре, освобождения от рутины и консерватизма. Эти письма укрепили позиции Франко и Павлика в их борьбе с реакционной частью галицкого общества. Не случайно письма Драгоманова вызывали столько нападок на их автора со стороны клерикалов.
В первом письме, помещенном в № 11 «Друга» за 1875 год, Драгоманов призывал галицкую молодежь развивать украинский литературный язык, читать произведения русских писателей.
В ответ на его первое письмо в следующем номере «Друга» появилась редакционная статья «Отповедь на письмо г. Украинца в № 11 нашей часописи». Статья изобиловала злобными выпадами против всех противников «язычия». «Москвофилы» писали: «Дайте нам покой с украинщиною и великорущиною, мы имеем свой язык...»
«Ми того переконання, що у нас в Галичине не приймется ни язык великорусский, ни украинский, для того пишем, о сколько можна, по-галицийски, и не зважаем на то, що украинцам рутенское письмо не подобается, бо наши читатели все галичане».
Письма Драгоманова в редакцию «Друга» вызвали горячую дискуссию на страницах журнала, подняли важные для развития литературы и языка в Галиции вопросы. Но все же главная роль в борьбе за украинский литературный язык принадлежала демократической студенческой молодежи и в первую очередь — Франко и Павлику.
Они выступили в журнале «Друг» со статьями, в которых поставили вопрос о необходимости изучения народного языка и о народности литературы, о том, что долг интеллигенции — служить интересам народа.
В 19-м номере «Друга» за 1875 год была напечатана статья «Академическое общество» за подписью «Хмара» (псевдоним Павлика). В написании статьи принимал участие и Франко. В статье говорилось, что надо перестроить работу «Академического кружка», подчинить всю деятельность его одной из главнейших задач — установлению тесной связи с народом и служению интересам народа.
«Цель такого общества должна заключаться в том, чтобы: тесно связать интеллигенцию с народом, а не отрывать ее от народа, потому что из этого может получиться нечто антинародное, шляхетское. Самой близкой связью между интеллигенцией и народом может быть в галицкой литературе язык, на котором все мы говорим и на котором бы все нас понимали».
С этого времени в «Академическом кружке» четко определились две группы молодежи: демократическая и реакционная. Демократическая молодежь повела решительное наступление на клерикалов, которые количественно преобладали в кружке. Реакционная группа кружка держала в своих руках студенческую кассу, а также занимала все руководящие посты.
Перед демократической молодежью стояла задача — стать во главе кружка, войти в состав редакции «Друга», чтобы решительно изменить его направление. Это и начал осуществлять Иван Франко.
Уже на первом собрании кружка, осенью 1875 года, возник острый конфликт. За резкое выступление против «москвофилов» и отстаивание прав украинского литературного языка один из сторонников Ивана Франко, И. Белей, был исключен из кружка. Борьба с каждым днем обострялась. К группе демократической молодежи из «Академического кружка» примкнула часть молодежи из «Дружественного взаимодавца», а также некоторые студенты из «москвофильской» группы.
Об этой борьбе Франко писал позже: «И вот началась в разных группах общества («Академического кружка».— И. Б.) оживленная агитация, все время созывались общие собрания... Одновременно возникла идея объединить общество с «Дружественным взаимодавцем». Эту идею поддержала украинофильская молодежь и начала целыми группами записываться в члены «Академического кружка».
Когда число украинофилов, к которым примкнула также значительная часть старых членов «Кружка», в том числе мы с Павликом, стало преобладающим, было созвано общее собрание «Кружка», на котором украинофилы, несмотря на страшный дебош, учиненный москвофилами, осилили и избрали свое руководство».
Но это была лишь временная победа. Кассир кружка не подчинился новому руководству, которое осталось фактически в руках реакционной части кружка. Москвофилы снова созвали общее собрание и избрали новое руководство, куда уже не попала прогрессивная молодежь. Несмотря на это, идейное направление «Друга» начало постепенно меняться. На страницах журнала этого периода можно было наблюдать весьма необычную картину. Наряду со статьями, которые имели «москвофильское», реакционное направление, печатались статьи демократической молодежи и реалистические художественные произведения, написанные по-украински.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +