И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Народ мой, исстрадавшийся, разбитый...
О будущих потомках я в тревоге...
Но час придет, в багряном ореоле,
В кругу народов вольных, за Карпаты
И к Черноморью рокот новой воли
И радости ты доплеснешь раскаты.
И, все обняв хозяйскою управой,
Полями залюбуешься и хатой. И. Франко
Великий украинский писатель революционер-демократ Иван Яковлевич Франко (1856—1916) своим художественным творчеством и многогранной деятельностью создал целую эпоху в истории украинской литературы и культуры, науки и общественной мысли. После Тараса Шевченко он был наиболее выдающимся украинским писателем и деятелем освободительного движения. Великий сын украинского народа, Франко всю свою жизнь посвятил делу освобождения трудящихся от социального и национального угнетения, борьбе за братское единение русского и украинского народов.
Творчество Франко отличается исключительным разнообразием. Он написал около пяти тысяч художественных и публицистических произведений, научных исследований и статей на украинском, немецком, русском, польском и других языках.
Иван Франко проявил себя во всех жанрах поэтического творчества: гражданская и интимная лирика, сатира, эпическая поэма, поэтические переводы. В то же время он был оригинальным беллетристом, автором многочисленных рассказов, сатирических очерков, повестей и романов. Многое он сделал и для развития украинской драматургии, являясь автором такого шедевра, как драма «Украденное счастье», и ряда других драматических произведений. Но этим не ограничивается широта творческого диапазона писателя. Он был публицистом, литературным и театральным критиком, ученым — исследователем украинского фольклора, историком литературы, этнографом, экономистом, журналистом и организатором многих революционно-демократических изданий на Украине.
Замечательный мастер художественного слова, Франко один из первых в украинской и мировой литературе в ряде рассказов, стихотворений и в повести «Борислав смеется» реалистически показал жизнь рабочего класса, его борьбу против буржуазии, создал образы сельских пролетариев. Наряду с этим писатель правдиво отобразил жизнь галицкого крестьянства на протяжении длительного периода истории — начиная с последних лет крепостничества и кончая капиталистической, современной ему действительностью. В его произведениях нашли яркое отражение процесс классового расслоения в деревне и пролетаризация безземельного крестьянства. Все это было воплощено в такой высокохудожественной форме и в таких реалистических образах, каких до Франко еще не было в украинской литературе.
Имя Франко стоит рядом с именами выдающихся украинских писателей — Михаила Коцюбинского и Леси Украинки, которая называла Франко своим учителем. М. Коцюбинский, оценивая творчество И. Франко, говорил, что он был новатором в украинской литературе: «Не только по форме, по литературной манере, а в своем отношении к фактам жизни, в том, как он их изображает. Деревня интересует его не с этнографической стороны, как прежних писателей, он не идеализирует деревенской жизни. Его интересуют социальные и экономические стороны этой жизни, гнет, страдания и всякая неправда».
«У него нет шовинизма; люди делятся на два лагеря: на угнетателей, против которых он точит, как меч, свое слово, — и угнетенных, которым он отдает свое сердце».
Восприняв революционно-демократические традиции своих великих предшественников — Герцена, Чернышевского и Шевченко, — Франко в новых исторических условиях, в конце XIX — начале XX века, продолжал и развивал их. Революционный демократ, материалист Иван Франко читал произведения Маркса и Энгельса, популяризировал их в своих статьях и брошюрах, печатавшихся на украинском и польском языках, принимал участие в рабочем движении.
Правда, экономическая и политическая отсталость Галиции, неразвитость в ней социальных противоречий помешали Франко воспринять их учение в целом. Он не проявил четкого понимания отдельных теоретических положений марксизма, в частности руководящей роли рабочего класса в борьбе за будущее социалистическое общество. Но все же произведения Маркса и Энгельса, а позднее Плеханова и В. И. Ленина помогали писателю усваивать достижения передовой мысли России и Европы, способствовали правильной оценке экономического и политического положения Галиции. Они помогли ему глубоко уяснить историческую необходимость единения двух братских народов — русского и украинского, — вставших на борьбу против социального и национального угнетения. Успех этой борьбы Франко видел в объединении сил трудящихся Украины и России.
Мировоззрение Франко формировалось под влиянием классовой борьбы на Украине и русского освободительного движения, под влиянием произведений Маркса и Энгельса, в условиях ожесточенной борьбы против реакционной буржуазно-клерикальной идеологии. Говоря о революционно-демократическом мировоззрении Франко, следует иметь в виду новые черты, определенные отличия в его взглядах по сравнению со взглядами революционных демократов XIX века. По определению В. И. Ленина, революционная демократия конца XIX — начала XX века, которая формировалась в новых исторических условиях, в условиях выступления на арену политической борьбы пролетариата, была близка к пролетарскому движению, поддерживала борьбу пролетариата. «Чтобы быть действительно революционной, демократия современной России должна идти в теснейшем союзе с пролетариатом, поддерживая его борьбу, как единственного до конца революционного класса».
Именно эти новые черты были присущи Франко, который понял, что масса беднейшего крестьянства, эксплуатируемого помещиками и капиталистами, является союзником пролетариата в борьбе с общим врагом — капиталистической эксплуатацией. Он был представителем той интеллигенции, которая вышла из крестьянской среды и была тысячами нитей связана с массами бесправного, забитого, темного, голодного крестьянства. Эту революционно-демократическую интеллигенцию Ленин называл новой демократией, которая более многочисленна, более близка к жизни миллионов трудящихся, ибо она, при помощи рабочего класса, быстро учится, крепнет, растет. Но в то же время эта новая демократия не лишена была и определенных противоречий, касающихся путей и методов борьбы за новое общество, лишена ясной классовой сознательности. «Под революционной демократией,— писал Ленин,— разумеются те последовательные и решительные демократические течения, которые принимают всю демократическую программу социал-демократии, не останавливаются ни перед какими революционными мерами, но лишены ясного социал-демократического классового сознания».
Принимая всю демократическую программу социал-демократии, не останавливаясь ни перед какими революционными мерами, Франко не имел достаточно ясного классового сознания, четко не различал классовых интересов промышленного пролетариата и интересов трудового крестьянства.
Франко внимательно следил за развитием русского освободительного движения, связывал с его успехами успех борьбы украинского народа за освобождение от социального и национального угнетения, возлагал надежды на воссоединение украинских земель в едином государстве. Он призывал трудящихся Украины быть активными участниками общерусского освободительного
движения: «Служение делу свободы в России мы считаем своей прямой обязанностью как русско-украинских патриотов и радикалов, так как, по нашему глубокому убеждению, свобода и успешное национальное и культурное развитие нашей русско-украинской нации прямо зависимы и неразрывно связаны со свободой и прогрессом всей остальной России».
Разоблачая реакционные измышления украинских буржуазных националистов, которые на каждом шагу пытались посеять вражду к русскому народу, Франко во многих своих статьях и выступлениях на собраниях крестьян и рабочих говорил о большом значении передовой мысли России и прогрессивной русской литературы для украинского освободительного движения и развития украинской культуры. Опровергая утверждения националистов о том, будто бы Галиция является центром украинской культуры, Франко писал: «Мы не забываем и не смеем забывать, что главная сила, главное ядро нашего народа находится в России, что там родились и работали, да и сейчас работают крупнейшие таланты нашей литературы, лучшие деятели нашей науки, что там, а не в Австрии, помимо всяких притеснений, выросло самое лучшее из того, чем может сейчас гордиться наша духовная сокровищница». Участник важнейших событий в общественно-политической и литературной жизни Восточной Галиции и Украины, Франко был связан со многими передовыми людьми России, Украины, а также с прогрессивными деятелями славянских стран, выступал на страницах прогрессивных изданий Западной и Восточной Европы.
В предисловии к сборнику «Из лет моей молодости» (1913) сам писатель так охарактеризовал свой жизненный путь: «Везде и всегда у меня была главная мысль — служить интересам моего родного народа и общечеловеческим, прогрессивным, гуманным идеям». В этом и заключалось основное содержание большой и плодотворной жизни писателя-гражданина, которая тысячью нитей была связана с освободительным движением, с борьбой за интересы трудящихся.
Всю свою жизнь Франко работал в обстановке преследований и нападок со стороны клерикалов и украинских буржуазных националистов, которые, действуя по указке австро-венгерской короны и польской шляхты, пытались сломить его волю, изолировать от общественной жизни.
Франко вынужден был печататься в галицких реакционных изданиях, но он ни на минуту не забывал о своих идеалах, о служении народу. В самые тяжелые дни политического преследования и крайней нужды он не складывал оружия в борьбе с реакцией. Против своих идейных противников он всегда выступал с открытым забралом, всегда оставался борцом. Франко писал о себе, что «...в критические минуты не колебался стать наперекор господствующим направлениям и никогда не переставал бороться против бессмысленности, тупоумия и заскорузлости не только среди общественности, но также и особенно среди тех, кто берет на себя миссию вести и просвещать ее».
За все это Франко дорого расплачивался: подвергался арестам, преследованиям, терпел нужду. Но, возвращаясь из тюрьмы, он снова продолжал начатое дело, стремясь активизировать прогрессивное движение в Галиции. Наиболее выдающиеся события литературной и политической жизни Украины связаны с именем Франко.
Все это и составляет особенность биографии писателя, которая неразрывно связана с его литературной и общественной деятельностью. Громадную научную ценность для изучения биографии Франко представляет его эпистолярное наследие: переписка с М. Павликом — его соратником и другом, М. Драгомановым, Э. Ожешко, украинской писательницей Ульяной Кравченко, А. Пыпиным, М. Коцюбинским, Лесей Украинкой, А. Крымским, Ольгой Рошкевич. Обширная переписка позволяет проследить все перипетии жизненного пути писателя, содержит в себе много интереснейших фактов из его кипучей, плодотворной жизни.
Богатый материал для жизнеописания дают воспоминания современников и автобиографические произведения Франко, такие, как «Лесничий Сидор», «В кузнице», «Отец-юморист», «Борис Граб», «На дне» и многие другие.
Франко всю свою жизнь прожил в Галиции. Эта часть украинских земель была присоединена к Австрии еще в 1772 году. Австрийская, а со временем Австро-Венгерская монархия была центром реакции и католицизма в Европе, тюрьмой угнетенных славянских народов. Поэт так характеризовал Австрийскую монархию:
Тюрьма кародов, обручем из стали
Сковала ты живые их суставы
И держишь — не для выгоды и славы,
А чтоб клевреты жиром заплывали.
(Перевод Н. Ушакова.)
Наряду с тяжелым социальным угнетением трудящиеся подвергались здесь невероятным национальным притеснениям. Стремясь сломить и подчинить народы многонациональной «лоскутной» монархии, австрийские самодержцы прибегали к особой системе угнетения, заключающейся в том, чтобы «держать каждый из подвластных Австрии народов в покорности с помощью всех остальных народов, находившихся в том же положении...»
Смысл этой системы разжигания национальной вражды раскрыл один из монархов, Франц II, в таком циничном высказывании: «Мои народы чужды друг другу: тем лучше. Они не заболевают одновременно теми же болезнями. Я ставлю венгров в Италию, итальянцев — в Венгрию. Каждый сторожит своего соседа. Они не понимают и ненавидят друг друга. Из их нерасположения рождается порядок, из их вражды — общий мир».
Пользуясь своим господствующим положением, польская аристократия жестоко эксплуатировала украинских трудящихся, пыталась ополячить украинское население, прилагала все усилия, чтобы не допустить никаких связей между ним и прогрессивными кругами России и Украины. Польские шляхтичи насаждали в Галиции католическую религию, преследовали украинскую культуру, запрещали украинский язык. Государственным языком в Галиции был немецкий и польский. На этих языках велось преподавание в школах и во Львовском университете.
Для осуществления своей реакционной политики в Галиции австрийская монархия и польская шляхта использовали украинскую аристократию и буржуазию. Австрийское правительство способствовало основанию в Галиции реакционных буржуазно-националистических просветительных обществ, субсидировало реакционные издания на украинском языке.
Украинская буржуазная интеллигенция Галиции с первых шагов своей общественной деятельности и организации в так называемую партию «народовцев» занимала ярко выраженную австрофильскую, националистическую позицию, она была надежной опорой и агентурой австрийской монархии. Прикидываясь защитниками народных интересов, «народовцы» призывали трудящихся безропотно подчиняться власти австро-немецких и польских магнатов, в своих писаниях называли австрийского цесаря отцом народа. Будучи ярыми противниками прогресса и свободы, они старались подавить симпатии трудящихся Галиции к великому русскому народу, их интерес к прогрессивной мысли России и Украины. Они делали все для того, чтобы помочь отторгнуть Украину от России и присоединить ее к Австро-Венгрии. На страницах своих изданий, в частности в журнале «Правда», издававшемся во Львове с некоторыми перерывами с 1867 по 1898 год, журнале «Заря» (1880—1897), газете «Дело», выходившей также во Львове, и других изданиях «народовцы» печатали статьи, направленные против революционного движения и идей научного социализма, клеветали на русский народ и его передовую культуру и литературу. Они распространяли националистический угар, сеяли вражду к русскому народу. Идеологами «народовского» лагеря были Владимир и Александр Барвинские, Ем. Огоновский, Гр. Цеглинский, М. Грушевский и др.
Такими же врагами трудящихся, врагами прогресса, были и «москвофилы» — вторая группа буржуазной интеллигенции Галиции. «Москвофилы» ориентировались на официальную самодержавную Россию, но служили и русскому царизму и австрийскому цесарю. Они проповедовали реакционную клерикальную идеологию, враждебно относились к передовой русской культуре и литературе. Галицкие «москвофилы» были типичными представителями реакционной, так называемой «официальной народности». Франко писал о них: «Это старые знакомые незабвенных времен «николаевщины» и славянофилов погодинской окраски: православие, самодержавие и «народность».
«Москвофилы» культивировали своеобразный язык для галицких русинов, так называемое «язычие» — смесь церковнославянского, русского и украинского языков. Реакционные издания «москвофилов» — газеты «Слово», «Сион» и другие — учили народ любить бога и царя. «Москвофильские светочи, — писал Франко, — такие, как Наумович, не имели другого стремления, как издание для хлопов Требника карманного формата».
И в последующие годы, в конце XIX — начале XX века, «москвофилы» блокировались с реакционными, черносотенными партиями России. В 1915 году В. И. Ленин, характеризуя русских черносотенцев, указывал на их связь с галицкими «москвофилами». Он писал: «Эта «партия» — царизм, Пуришкевичи и т. д. — интриговала давно и в Галиции и в Армении и пр., не жалея миллионов на подкупы «москвофилов...»
Характерно, что «москвофилы», так же как и русские черносотенцы, были крайними шовинистами, враждебно относились к украинскому народу и его стремлению развивать свою национальную культуру, нигилистически отрицали украинскую литературу, а украинский язык рассматривали как наречие «черни», как искажение русского языка.
Обе эти реакционные группы буржуазной интеллигенции до начала 70-х годов XIX века, до выхода на арену политической борьбы демократической интеллигенции, во главе которой стоял Франко, занимали господствующее положение в общественной, культурной и политической жизни Галиции. Хотя «народовцы» и считали себя идейными противниками «москвофилов», вели с ними споры о языке и богослужении, принципиальных расхождений в основных политических вопросах у них не было.
Франко писал о них: «Оторванность интеллигенции от народа, его жизни и интересов была полная. В равной степени украинство народовцев, как и московство москвофилов, было чисто теоретическое: было даже какое-то тихое согласие в обеих партиях ничего не говорить о своих партийных разногласиях простому народу, держать его даже в этом вопросе в полном незнании. Если приходилось кому из русинов выступать перед народом, что бывало очень редко, разве накануне выборов, и то где-то около церкви на паперти или в кабаке, то было два кардинальных вопроса: мы все русины и должны держаться вместе, и мы, прежде всего мы, должны быть благодарны императору за его безграничные милости и просить у него еще того и этого».
Галиция была фактически колонией Австро-Венгерской монархии, а ее природные богатства — залежи нефти и озокерита (горного воска) — варварски расхищались. Австрийская аристократия и польская шляхта, а позднее капиталисты использовали Галицию как сырьевой сельскохозяйственный придаток Австро-Венгрии. «Экономические связи,— писал Д. Мануильский,— между Австрией и Венгрией, с одной стороны, и Галицией — с другой, были на деле связями между промышленно развитой метрополией и отсталой и неразвитой колонией, из которой метрополия высасывала все соки. Вена и Будапешт жили за счет Галиции».
После захвата и насильственного присоединения украинских земель к Австрии в 1772 году трудящиеся Галиции попали в кабалу к немецким, польским и украинским помещикам, которые эксплуатировали бедноту, налагали на крестьянские дворы многочисленные повинности и налоги, доводили целые семейства до голодной смерти.
В начале XIX века по всей Галиции прокатилась волна крестьянских восстаний. Потопив в крови восстания галицкого крепостного крестьянства в 1819, 1824, 1832, 1846 и 1848 годах, австрийское правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. В обстановке подъема революционного движения в стране в апреле 1848 года в Галиции была проведена земельная реформа и отмена крепостного права. Страх перед нарастающим революционным движением заставил австрийское правительство провести здесь реформу на несколько месяцев раньше, нежели на всей остальной территории Габсбургской империи.
Так называемая крестьянская реформа 1848 года, как и все последующие мероприятия австрийского правительства, была проведена в интересах помещиков и родовой аристократии. Формально освобожденное от крепостничества галицкое крестьянство попало в новую кабалу — в капиталистическую зависимость от помещика-капиталиста. Известно, что крестьянская реформа 1848 года определила развитие капитализма на территории Габсбургской империи по «прусскому» пути. Власть помещика над крестьянами не уменьшилась, а приобрела лишь новые формы. Помещики остались собственниками основных крестьянских массивов, им принадлежало после реформы 44,4 процента пахотных земель, 91 процент лесов и почти все пастбища. Крестьяне Галиции обязаны были выплатить выкуп за крохотные наделы земли в сумме свыше 240 миллионов гульденов, к тому же ежегодно они вносили в государственную кассу большую сумму денег в виде разных податей и налогов. Безземелье и голод гнали крестьян-бедняков из родного края в далекую Америку и Канаду, где они попадали в кабалу к новым эксплуататорам — американским и английским боссам.
Промышленность Галиции развивалась очень медленно. Когда в 60-х годах XIX века в районе Борислава и Дрогобыча были открыты первые промыслы по добыче нефти и озокерита, со всех концов Европы сюда стали съезжаться мелкие и крупные предприниматели, спекулянты и шарлатаны всех мастей, гонимые жаждой наживы. Сюда же потянулись и тысячи голодных сельских пролетариев в надежде заработать денег и спасти свою семью от голодной смерти. Избыток рабочей силы позволял предпринимателям осуществлять самую жестокую эксплуатацию и вести добычу нефти кустарными методами. Условия труда рабочих и крестьян Галиции ничем не отличались от колониального режима.
Франко так описал процесс пролетаризации крестьянства Галиции: «Издалека и из близких мест, с гор и с долин, из сел и местечек ежедневно сотни людей плыли и приплывали к Бориславу, как пчелы к улью. Работы! Работы! Какой-нибудь работы! Хотя бы самой тяжелой!.. Чтобы только с голоду не пропасть! — это был общий вопль, общий стон, который тучей носился над головами тысяч высохших, посинелых, изголодавшихся людей». Политическое бесправие, социальное и национальное угнетение трудящихся не уменьшилось и после введения в Галиции буржуазной конституции 1867 года, на которую вынуждена была пойти австрийская монархия после поражения в войне с Пруссией.
В 70-х годах по мере развития капиталистических отношений в Галиции росло и классовое сознание трудящихся, которые подымались на борьбу против капиталистической эксплуатации, социального и национального угнетения. В этот период зарождается и развивается рабочее движение в Галиции, возникают первые забастовки рабочих, по селам проходят крестьянские веча (собрания). Под влиянием русского освободительного движения и деятельности революционных демократов Чернышевского и Шевченко среди галицкой интеллигенции зарождается и развивается революционно-демократическое движение. На арену политической борьбы выступила в этот период демократическая молодежь, преимущественно студенты: Михаил Павлик, Остап Терлецкий и Иван Франко, который возглавлял деятельность этой группы. Объединяя вокруг себя наиболее прогрессивную часть галицкой интеллигенции, Франко и Павлик повели непримиримую борьбу против реакционной идеологии, против таких «столпов общества», как Барвинский, Огоновский, Вахнянин и другие, которые осуществляли реакционную политику правительства.
Франко, Павлик, Терлецкий и наиболее передовая молодежь Галиции знакомились в этот период с произведениями Маркса и Энгельса, принимали участие в рабочем движении. Демократическая молодежь в невероятно тяжелых условиях преследования и гонений издавала первые прогрессивные журналы «Друг», «Друг общества» («Громадський друг»), «Колокол» («Дзвiн»), «Молот», «Свет» («Свiт») и др. Правительство конфисковывало их, а организаторов — Франко и Павлика — подвергало неоднократным арестам.
Начиная с 60-х годов на Украине развивалась деятельность украинской либеральной буржуазии, объединявшейся в так называемые «Громады». Деятели «Громады» — В. Антонович, А. Конисский и другие — пытались растущее демократическое движение в Галиции направить по либерально-буржуазному пути. Франко энергично отстаивал революционно-демократические позиции и вел с представителями «Громады» непримиримую борьбу по важнейшим политическим вопросам.
Демократическая молодежь широко популяризировала в Галиции произведения прогрессивных русских писателей: Белинского, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Глеба Успенского, Пушкина, Гоголя и других, боролась за братское единство с русским народом. Франко, Павлик и Терлецкий принимали участие в транспортировке нелегальной литературы, переправляемой из-за границы в Россию.
В конце XIX — начале XX века, когда капитализм перерос в свою высшую стадию — империализм, трудящиеся Галиции стали подвергаться еще более жестокой эксплуатации. Крестьянские дворы, опутанные ростовщиками, продавались с молотка за бесценок. Происходила массовая пролетаризация крестьянской бедноты, с одной стороны, и с другой — концентрация земель в руках кулаков и помещиков. Росла армия безработных, которая осаждала фабрики, заводы и нефтяные промыслы Галиции. Пользуясь этим, капиталисты еще более снижали и без того мизерную заработную плату рабочих. Десятки тысяч семейств вынуждены были покинуть родину и искать работу за океаном. За первое десятилетие XX века из Восточной Галиции эмигрировало до 224 тысяч крестьян и рабочих.
Пролетарский период освободительного движения в России, начавшийся приблизительно с 1895 года, возникновение «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», организатором которого был В. И. Ленин, знаменовали собой новую эпоху в борьбе рабочего класса. С этого времени Россия — родина ленинизма — стала центром международного революционного движения. Деятельность В. И. Ленина, образование большевистской партии, выход газеты «Искра» — все это имело громадное значение для развития революционного рабочего движения на самых отдаленных окраинах России, на Украине и в Европе. Это помогало и развитию рабочего движения в Галиции, активизировало деятельность революционно-демократической интеллигенции.
Под влиянием русского рабочего движения и, в частности, стачек и забастовок, прошедших по всей России в 1901—1903 годах, под влиянием революционных событий 1905—1907 годов, в Галиции усилилось революционное движение. В 1902 году во Львове и в других западно-украинских городах происходили стачки рабочих; в Галиции росло крестьянское движение.
В непримиримой борьбе с галицкой реакцией, украинскими буржуазными националистами и клерикалами всех мастей и оттенков росли и мужали поборники нового, социалистического общества. К Франко, Павлику и Терлецкому присоединилась прогрессивная молодежь, которая вела борьбу против социального и национального угнетения за братское единение с великим русским народом. Деятельность и творчество Франко оказали мощное воздействие на таких демократических писателей Западной Украины, как Василь Стефаник (1871—1936), Лесь Мартович (1871—1916), Марко Черемшина (1874—1927), Ольга Кобылянская (1863—1942), Осип Маковей (1867—1925), Степан Ковалив (1848—1920), Наталия Кобринская (1851—1920), Тимофей Бордуляк (1863—1936) и др. Все они в меру своих сил боролись за будущее трудящихся, за наступление нового солнечного дня, который пришел на освобожденные и воссоединенные украинские земли в 1939 году.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.