Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Комедия Фонвизина «Недоросль»


Е. А. Акулова, "Фонвизин в школе"
Изд-во Учпедгиз, Л., 1957 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Минуло более десяти лет с тех пор, как Фонвизин закончил «Бригадира». За это время в России прошла волна крестьянских восстаний, которые заставили дворян глубже задуматься над жизнью крепостных. Создавшееся положение в стране требовало решения остро социальной проблемы: какими мерами предотвратить возникновение новых народных волнений. Если правительственная политика, защищающая интересы класса помещиков, была направлена на усиление крепостнического гнета, то в кругах передового дворянства зрела мысль о неизбежности уступок крестьянам, а Радищев развивал народную идею о насильственном уничтожении крепостного права. В эти бурные годы произошли заметные изменения и в прогрессивной русской литературе: в ней еще резче, чем раньше, обозначалась ее связь с жизнью народа, с большей отчетливостью сказалась общественная роль сатиры, успешно совершенствовалось художественное мастерство сатириков.
В 80-е годы в новых социально-политических условиях Фонвизин написал политический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах», представлявших собою нечто вроде «введения» к проекту государственных реформ. Фонвизин писал этот трактат при участии Н. И. Панина, хотя политические убеждения Панина и Фонвизина были различны. Фонвизин - просветитель, а Панин - глава либерально настроенных дворян, их идеолог. «Рассуждение» - яркий политический документ, в сильной степени отражающий фонвизинские убеждения. Он был наполнен огромной силой гражданского негодования, заключал в себе резкое порицание самовластья, тирании, фаворитизма, крепостничества, но на «Рассуждении» лежала печать исторической ограниченности, свойственной общественной мысли эпохи.
Фонвизин идеализировал личность просвещенного и добродетельного монарха и, протестуя против такого государственного уклада, при котором человек выступает или в качестве тирана, или в качестве жертвы, возлагал надежды на реформы, с ужасом вспоминая пугачевское восстание. Несмотря на идейную ограниченность «Рассуждения», оно все же явилось грозным обвинением екатерининского режима. При жизни Фонвизина это произведение не было опубликовано, но считают, что оно было известно и императрице.
С глубоким знанием общественно-политической жизни, обогащенный творческим опытом, Фонвизин в это же время работал над «Недорослем» и закончил его в 1782 году.
Учащиеся, подготовленные к восприятию «Недоросля», вступают в новый этап своей работы. Они читают произведение, а затем вместе с учителем анализируют его. Мы рекомендуем организовать чтение комедии без сокращений и в лицах во внеурочное время. Чтобы не уничтожить впечатляющей силы произведения, следует отнести комментирование некоторых частей его текста ко времени его анализа. Пусть учитель не мешает первой встрече читателя-ученика с героями «Недоросля»! В ходе чтения комедии учащиеся осознают основные особенности драматического произведения: предназначенность для театра, отсутствие авторских повествований и описаний в развитии сюжета; учитель во время чтения комедии знакомит школьников с новыми литературными терминами: действие (акт), явление (сцена), диалог, реплика, ремарка. Таким образом, уже первое знакомство учащихся с произведением совпадает с некоторыми элементами его анализа.
После ознакомления школьников с текстом «Недоросля» целесообразно провести урок, на котором их непосредственное восприятие комедии начинает углубляться и одновременно с этим определяется система будущих занятий. На уроке повторяются знания учащихся о социально-политических противоречиях эпохи, которые нашли свое отражение в «Недоросле», учениками вспоминаются уже известные им основные особенности художественного мастерства Фонвизина: близость к традициям русской сатиры, реалистическая устремленность, использование живого разговорного языка, элементов устного народного творчества, разнообразие приемов сатиры. Припоминается, что Фонвизин уже в «Бригадире» рисовал картины семейного быта дворян, показал их общественно-политическое лицо, их культуру и нравственный облик. И перед классом ставится цель: при изучении «Недоросля» понять, как его автор совершенствует свое искусство изображения жизни.
«Недоросль» - комедия, и в классе снова звучит определение особенностей этого жанра с подтверждением, с ссылкой на текст. Ученики восстанавливают содержание отдельных сцен (II явление первого действия, IV, VI явления второго действия, III явление пятого действия), характер сюжетных связей героев и приходят к выводу, что драматурга по-прежнему волнует уродливость социальных отношений крепостных и крепостников, быт дворян, уровень их интеллектуального развития и мораль. Учитель обращает внимание учащихся на то, что Фонвизин, как и в пору создания «Рассуждения о непременных государственных законах», и в «Недоросле» обличал придворные круги общества, говорил о гражданском долге дворянина. Называются имена героев, сцены, где идет речь об этих важных политических вопросах. В ходе этой беседы уже проясняется социально-политическая и сатирическая направленность произведения, которая и должна стать предметом более детального изучения. Как в каждом художественном произведении, жизнь в «Недоросле» отражена в образах людей, поставленных в ходе сюжетного развития в определенные отношения друг к другу; композиция комедии, ее язык, искусство создания образа человека помогают еще более глубоко понять ее идейно-художественную ценность.
Выяснение идейно-художественной проблематики «Недоросля» подскажет, примерно, такой план проведения последующих уроков: композиция «Недоросля», изображение Фонвизиным в комедии жизни народа, злонравия помещиков, критика писателем придворных кругов, екатерининского режима. Наблюдения над языком и стилем произведения проводятся одновременно с решением названных проблем.
Изучение композиции «Недоросля» лучше всего провести методом беседы, широко используя художественный текст комедии, в случае необходимости комментируя его. Часть первого акта комедии представляет собою экспозицию. Автор знакомит зрителя почти со всеми главными действующими лицами, их отношениями друг к другу и даёт представление о тех событиях, которые происходили в жизни героев до начала развития действия в комедии: зритель узнает о тяжелой доле крепостных, становится ему известной жизнь Софьи и решение Простаковой выдать замуж свою родственницу за Скотинина. Появление в доме помещиков Правдина, известие о получении наследства Софьей, прибытие в деревню отряда солдате офицером - все это нарушало обычный порядок жизни и предопределяло изменение установившихся отношений между персонажами: у Простаковой возникает мысль о женитьбе Митрофана на богатой невесте. Эти события составляют, завязку комедии, действие которой будет развиваться по двум линиям, переплетающимся друг с другом: борьба за имущество и сердце Софьи и борьба передовых дворян с невежеством и произволом крепостников.
Во втором акте комедии не каждая сцена показывает новый этап в развитии сюжетного действия и можно остановить внимание учащихся лишь на тех из них,, которые выражают драматическое движение событий и проясняют идейную основу «Недоросля». В беседе уместно вспомнить появление Милона, сообщение Правдина о том, что он «уведомил» наместника о произволе, царящем в доме Простаковой, встречу Софьи с Милоном (явл. II), сатирическую сцену возникающей драки между двумя соперниками - дядей и племянником (явл. IV), рассказ Простаковой о порядках в доме и порицание их Правдиным в реплике, брошенной в сторону: «Скоро будет он (дом. - Е. А.) держаться иным образом» (явл. V), решение матери Митрофана «переведаться» с братцем (явл. VI). Итак, во втором акте, позволяющем театру создать выразительные мизансцены, усиливающие сатиру комедии, резко проявлялись характеры отрицательных героев, началась борьба за приданое Софьи, прозвучало осуждение честным дворянином произвола помещиков, о котором было сообщено наместнику, блюстителю общественных порядков.
Третье действие начинается диалогом Стародума и Правдина; их разговоры на высокие темы политики и морали, хотя и задерживают развитие сюжетных событий, но знакомят зрителя с теми идейными позициями, с которых ведется отрицание положительными героями комедии придворных нравов, антипетровской политики Екатерины II и невежества Простаковых-Скотининых. Этот акт позволяет режиссеру и актерам создать остро комические положения. В третьем явлении на сцену бурно врывается мать Митрофана вместе со своим братцем, которым Ми-лон помешал «додраться»; происходит знакомство всех членов семьи Простаковых со Стародумом, звучат по-разному окрашенные реплики: льстивые, подобострастные в диалогах злонравных невежд, и колкие, иронические в речи Стародума и Правдина. Драматург вое время противопоставляет положительных героев комедии отрицательным и держит в напряжении внимание зрителей: он заставляет Стародума сообщить Софье о своем желании увезти ее в Москву и там выдать замуж. Это известие производит ошеломляющее впечатление на всех женихов Софьи и вызывает ее смятение (явл. V). Все последующие явления не отличаются динамикой, но имеют большое значение для характеристики помещичьего быта.
В четвертом действии диалоги Стародума с Софьей и Милоном глубже знакомят зрителей с умными и милыми людьми (явл. II и VI), по контрасту с этими явлениями ярче выступает сатирическая основа сцены «экзамена» Митрофана. Стародум сообщает Простаковым и Скотинину о брачном сговоре Софьи и Милона. Простакова задумывает похитить невесту и тайно обвенчать ее с Митрофаном (явл. IX), в VIII явлении Правдин узнает, что на его имя несут «какой-то пакет». Борьба за имущество Софьи вступает в самый напряженный этап, борьба передовых дворян с крепостниками также переходит в новую фазу своего развития: Правдин предполагает, что пакет содержит в себе «какие-нибудь повеления от наместника». Напряжение драматического действия нарастает.
Кульминация сюжетного развития «Недоросля» выразилась в том, что Правдин получил право взять под опеку дом и деревни Простаковой (действ. пятое, явл. I), что сорвался простаковский план похищения Софьи, что резко проявился гнев помещицы на крепостных, которые не сумели выполнить барскую волю (действ, пятое, явл. II), После этих событий действие комедии приближается к развязке: помещикам читают указ об опеке (действ. пят., явл. IV), учителей освобождают от занятий с Митрофаном (действ. пят., явл. VI), Митрофан отталкивает от себя мать (действ. пят., явл. VII), его отправляют служить (действие пят., явл. VII), Софья, Милон, Стародум и с ним Вральман уезжают (действ. пят., явл. VIII). День в барской усадьбе закончился. Привычная жизнь крепостников и крепостных изменилась, изменили ее честные люди, имеющие право называться дворянами; их желание пресечь беззаконие встретило поддержку у наместника, представителя власти. Софья и Милон, достойные друг друга, счастливы.
«Недоросль» - комедия, но не развлекательная, а наполненная ценным социальным содержанием. В ней еще сказалось влияние установившихся в классицизме законов, поэтики этого жанра. Так, в «Недоросле» сохранена любовная интрига, комедия делится по традиции на пять актов, не утратило значения единство времени и места, которые иногда нарушают правдоподобие происходящих событий, но Фонвизин преодолевает стеснительные правила: не только перепитии любовных отношений персонaжей определяют ход сюжетного развития в «Недоросле», оно оказывается подчиненным и задаче борьбы положительных героев против произвола и невежества крепостников.
Следующие уроки посвящаются более детальному анализу комедии. Художественное выражение в «Недоросле» социальных проблем - крепостное право, злонравие крепостников - позволяет рассматривать их в единстве друг с другом, но возможны и другие варианты уроков: беседа об изображении Фонвизиным жизни крепостных, лекция учителя, посвященная анализу образов Простаковой и Скотинина.
Если работа в классе будет организована в форме беседы, то для нее может быть принят, примерно, такой план:
1. Жизнь крепостных крестьян в эпоху создания «Недоросля»,
2. Отражение жизни крепостных крестьян в современной Фонвизину прогрессивной литературе.
3. Жизнь оброчных и дворовых крестьян, изображенная Фонвизиным в комедии «Недоросль».
4. Художественное мастерство Фонвизина в создании образа крестьянина.
5. Общественно-политическое значение комедии «Недоросль», осуждающей произвол крепостников.
Учащиеся, уже знакомые с текстом комедии, готовясь дома к уроку, производят отбор тех сцен в «Недоросле», которые будут необходимы для изучения выдвинутой темы.
Вспоминая содержание вводной лекции, учитель в беседе с учениками восстанавливает в их памяти сведения о жизни и борьбе народа и вновь скажет им, что горькая доля крепостных отражалась в сатирических журналах Новикова, в творчестве Крылова и Радищева, и затем поставит вопрос классу: как же Фонвизин показал в своей комедии жизнь крестьян?
«Недоросль» начинается картиной утра в помещичьем доме; слышится грубая брань барыни; Простакова изливает свой гнев на портного Тришку за то, что он, по ее мнению, «обузил» кафтан Митрофана, хотя Скотинин находит, что «кафтанец» сшит «изряднехонько». Такое начало комедии правильно передает общий тон жизни в доме Простаковых. Зрителя не удивит признание помещицы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю, то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка», (действ. втор., явл. V.)
Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были самым обыкновенным явлением. Когда сорвался план похищения невесты Митрофана, помещица собиралась жестоко расправиться со своими дворовыми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!» - кричит она (действ. пят., явл. IV).
Можно себе представить, в какие формы могло вылиться наказание крепостных, придуманное Простаковой. О бесчеловечном отношении помещиков к крестьянам убедительно говорит внесценический образ лежащей в бреду Палашки: барыня никак не хочет признать, что ее «девка» может так же заболеть, как «благородный» человек. Тяжелая жизнь Тришки и Еремеевны; жестокий крепостнический уклад уничтожил в ней чувство человеческого достоинства. Она сорок лет верой и правдой служила господам, получая за это «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали эту женщину верным господским псом.
Не таким показан Тришка, самоучка-портной, и, видимо, не плохой портной, если ему было поручено сшить барский кафтан. В характере Тришки следует отметить некоторую вольность в разговоре с госпожей, находчивость и остроумие. Деспотичная барыня требует от слуги оправдания, почему он испортил кафтан. Фонвизин создает интересный диалог помещицы и слуги. Оправдываясь перед барыней, Тришка резонно отвечает ей:
- Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего (действ, перв., явл. I). Убедительные доводы Тришки поставили госпожу втупик, но это не помешало ей угрожать слуге наказанием.
Более скупо, но не менее выразительно изображена драматургом жизнь оброчных крестьян. Они не появляются на сцене, о них известно лишь из реплик крепостников. Всякий убыток, причиненный Скотинину соседями, возмещается ему крестьянами. Он «сдирает» с них то, что можно было бы вернуть с подлинных обидчиков. Скотинин «мастерски» собирает оброк. Простакова просит брата «поучить» ее этому искусству. Она говорит: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Этими словами Простакова выражает свою «беспомощность», но объективное значение указанной реплики, конечно, иное: она правдиво рисовала жизнь крепостной деревни. Здесь уместно вновь сказать ученикам о деревне Разоренной, что была изображена в «Отрывке из путешествия», помещенном в новиковском журнале.
Огромная сила художественного воздействия фонвизинской комедии на общество объяснялась искусством драматурга рисовать характеры новых литературных героев, воссоздавать особенности их языка. Творческий опыт автора «Кориона» и «Послания к слугам моим» сыграл в этом немалую роль. Жизненная правдивость образов крепостных подтверждалась связью их речи с живым разговорным языком народа. В репликах мамки немало идиоматических оборотов речи, вроде «дым столбом», «нелегкая меня не приберет», «насилу унесла ноги» и т. п. Многое в речи Еремеевны связано с языком устных народных произведений: слова с ласкательными суффиксами: «головушка», «матушка», «братец», повторения: «венчаться, мой батюшка, венчаться», «очнется, мой батюшка, очнется» и др. Еремеевна и Тришка пользуются диалектной лексикой и некоторыми диалектными грамматическими формами. В сцене драки Скотинина с Митрофаном Еремеевна бросает реплику: «У меня и свои зацепы востры».
«Пересказывают со слов самого автора, - писал Вяземский, - что приступая к упомянутому явлению, пошел он (Фонвизин) гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких ворот набрел он на драку двух баб, остановился и начал сторожить природу.
Возвратясь домой с добычей наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слово «зацепы», подслушанное им на поле битвы». В репликах Тришки, и Еремеевны встречается постпозитивный член, местоимение «те» вместо «тебя». «Я те бельмы-то выцарапаю», - кричит мамка Скотинину (действ, втор., явл. IV.) Необходимо отметить, что Фонвизин в «Недоросле» в известной мере преодолевает сложившуюся традицию: драматург отказывается от введения в язык комедии резких фонетических диалектизмов, ограничивает употребление диалектной лексики, отбирает из нее лишь то, что не несет на себе печати чрезмерного обособления от литературного языка.
Правдиво созданные образы крепостных увеличивали идейное звучание комедии, однако, надо признать, что драматург не отразил в «Недоросле» активного недовольства крестьян против своих угнетателей, как это было в действительности. Россия не забыла событий 1773-1775 гг., но Фонвизин заставляет Правдина лишь объявить Простаковой правительственный указ: «Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого допустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».
Репликой Скотинина - «Да этак и до меня доберутся!» Фонвизин предупреждает крепостников о возможности широкого распространения подобного ограничения власти помещиков. В диалоге Правдина и Милона (действ. втор., явл. I) вырисовывается внесценический образ наместника, ревностно помогающего «страждущему человечеству». Объезжая округ по повелению наместника, Правдин стал свидетелем жестокого произвола помещиков в усадьбе Простаковых, «уведомил» его об этом, а затем от имени правительства объявил им указ об опеке.
Такое решение проблемы крепостного права было обусловлено политическими взглядами Фонвизина, который был уверен, что судьбу народа могут изменить честные просвещенные дворяне и идеальный государь. Но, поставив в комедии проблему крепостного права, писатель верным изображением жестоких отношений помещиков к крестьянам давал возможность признать и народное восстание вполне закономерным явлением. Автор «Недоросля» говорил лишь о законодательном ограничении жестокого произвола крепостников, но объективно комедия позволяла делать более решительные выводы. Написанная уже после пугачевщины, она оправдывала народный гнев и народную месть. Фонвизин встал на защиту русского народа и подвергнул помещиков-крепостников суровой казни сатирическим смехом.
Урок на тему «Образы крепостников» в комедии Фонвизина «Недоросль» может включать в себя такие части:
1. Сатирическое осмеяние Фонвизиным «благородных» помещиков.
2. Индивидуальные черты характера и особенности речи Скотинина.
3. Сходство и различие образов Простаковой и Скотинина.
4. Сатирический образ Простакова.
5. Прием сатиры Фонвизина.
Сатирический смех Фонвизина направлялся на вопиющее зло общественной жизни той эпохи, на крепостное право, которое разрешало помещикам выступать в роли палачей своих холопов. Барин издавна был объектом сатиры и в устном народном творчестве. Принципы народной сатиры сказались и при создании героев фонвизинской комедии, ее автор резко обличал антинародную сущность социального поведения крепостников.
Драматург принял литературные традиции, разрешающие наделять героев произведения «говорящими» именами и фамилиями, он дал читателям Скотинина, Простакову, Митрофана. Митрофан в переводе с греческого на русский язык обозначает «подобный матери»; мать недоросля, урожденная Скотинина, по мужу Простакова; слово «простак» в эпоху Фонвизина означало «малоумнмй», «оплошливый».
Наследуя эстетические принципы русской сатиры, Фонвизин, как и в ранних своих произведениях, стремится к верному изображению жизни. Он воссоздает в комедии те условия, в которых приходилось жить и действовать Простаковым и Скотининым. Из реплик матери Митрофана мы узнаем о детских годах в родительском доме. Простакова и ее брат Тарас росли среди темноты и невежества, которые стали причиной гибели их маленьких братьев и сестер и предопределили моральное убожество оставшихся в живых двух представителей скотининского рода. Простакова спокойно рассказывает о гибели детей, но от этого рассказа веет ужасом: «Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котелка, скончались. Двое о святом неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка» (действ, трет., явл. V). Детей не учили в семье ничему; отец Скотинина готов был проклясть своего ребенка, который захотел бы чему-нибудь учиться. Вот в этой среде и началось формирование характера Простаковой и Скотинина; здесь, в родном гнезде, определились их отношения к людям, их интересы и духовные запросы.
Высокие чувства и гуманные идеи были чужды этим людям в их детские годы, а когда из барчонков выросли помещики, то они, пользуясь своими общественными привилегиями, считали себя благородными и резко противопоставляли, как тогда выражались, подлому народу. Так было принято в обществе помещиков, но не так об этом думал Фонвизин, для которого понятие «благородный дворянин» означало подлинную культуру дворянина, его высокую мораль, служение отечеству, вот поэтому автор «Недоросля» ядовито издевался над Простаковыми и Скотиниными.
Русская сатира учила Фонвизина, что для злого осмеяния человека можно уподобить его животному; драматург уже испытал это действенное средство обличения в своих ранних произведениях, и в «Недоросле» он вновь использовал его. Скотининское начало проявляется у Простаковой, у ее брата и сына.
Фонвизин настойчиво напоминает читателям и зрителям о родстве Скотининых-Простаковых и их соседей с животными. Вот Стародум говорит Правдину, что он приехал в дом Простаковых, чтобы освободить Софью от «животных», а Милон, узнав о готовности Скотинина найти светелку для жены, как он нашел «клевок» для каждой свинки, бросает реплику: «Какое скотское сравнение» (действ. втор., явл. III). Даже Вральману ясно, что родители его ученика очень близки к животным. В финале комедии Вральман просит Стародума взять его к себе на службу кучером. Стародум отвечает: «Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?»
Немец успокаивает Стародума: «Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешними хоспотами, касалось мне, что я фее с лошатками».
Особой обличительной силы достигает высказывание Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околодке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой» (действ. перв., явл. V).
Надо с большим искусством прочитать эту реплику, чтобы в классе раздался смех. В этих словах Фонвизина заключено широкое обобщение: свиньи выше не только Скотинина, но и всех прочих, подобных ему. Резче всего животное начало проявляться в самом Скотинине. Фонвизин не пожалел сатирических красок для создания его образа. За безрадостным детством в невежественной семье отца началась военная служба Скотинина; он «служивал» в гвардии, затем был «отставлен капралом» и вновь уже, вероятно, навсегда вернулся в свою деревеньку.
Драматург настойчиво напоминал зрителям и читателям об основных чертах облика и характера Скотинина - его свиноподобии и свинолюбии. Большой интерес брата Простаковой к свиньям отражается и в его словаре. При изучении речи персонажей следует обратить внимание учеников на те ее элементы, которые придают образу сатирический колорит. Слово «свиньи» пестрит в репликах Скотинина, оно употребляется не только в прямом, но и в переносном значении. Скотинин называет себя «свиным сыном», свое будущее потомство «поросятами». Он рассказывает Правдину: «Привезла меня сестра жениться. Теперь же сама подъехала с отводом». «Что-де тебе, братец, в жене, была бы де у тебя, братец, хорошая свинья». «Нет, сестра! Я и своих поросят завести хочу» (действ. втор., явл. III).
Восприятие учениками этой реплики зависит от искусства учителя читать художественный текст, от того, как учитель сам понимает и чувствует сатирическую злость и соль «Недоросля». Надо стремиться к тому, чтобы эти слова сатирика вызвали взрыв смеха в классе.
«Скотская» сущность Скотинина, проявляющаяся в его личных отношениях к сестре, племяннику, к невесте, порождает в читателе и зрителе резко отрицательное отношение к этому «благородному» дворянину, но Скотинин становится страшен, когда мы узнаем о его жестоком обращении с крепостными. Он дерется не только со своей сестрой, с племянником, но и лично наказывает крестьян. Когда разгневанная Простакова требует наказать Тришку, Скотинин говорит: «...В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я сам охотно помогу» (действ. перв., явл. IV). Эти скотининские слова дают нам право предполагать, что мастерски собирая оброк, он так же мастерски и порет крепостных.
Хорошо знавший сценическое искусство драматург понимал, какую большую роль играет театр в раскрытии идейного содержания произведения. Фонвизину хотелось, чтобы роль Скотинина была отдана такому актеру, физические данные которого помогли бы выражению авторского замысла. Вяземский рассказывает интересный эпизод из жизни Фонвизина. «Кажется, он в дружеских обществах игрывал или собирался играть роль Стародума в своем «Недоросле». Все лица были завербованы; одна роль Скотинина была не замещена. Может быть не находилось охотников; к тому же и автор искал в актере телесных способностей, приличных сей роли, более материальной, нежели духовной. Наконец, встречается он с молодым Р. и, любуясь ростом его и широким лбом, восклицает с радостью: «Вот мой Тарас Скотинин». Впрочем, тую не должно искать эпиграммы, тем более, что Р. был человек остроумный и образованный: это просто был крик артиста».
Тарас Скотинин, по замыслу его создателя, должен быть высок ростом, с широким лбом, с сильным голосом. «Бывало, - рассказывает Скотинин, - на съезжей в перекличке как закричат: «Тарас Скотинин!», а я во все горло: я! (действ. втор., явл. III).
Образ Скотинина - гневное и суровое осуждение крепостников. Идейная близость Тараса к роду Скотининых, к Простаковым позволяет нам воспринимать этот персонаж комедии, как глубокое художественное обобщение. Тарасы Скотинины продолжали жить до тех пор, пока существовало в России крепостное право. Фонвизин один из первых русских писателей нарисовал сатирический тин крепостника.
Среда и условия, которые сделала Тараса Скотининым, так же страдательно сказались и на личности его сестры. В родительском доме ее не научили ничему хорошему. Став полновластной хозяйкой в доме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всех отрицательных черт своего характера. Крепостничесжий режим России так же позволял ей, как и Скотинину, деспотически обращаться со своими дворовыми, отбирать все у оброчеых крестьян. Неграмотная и невежественная, Простакова все же понимала, что существуют «указы», разрешающие ей так жестоко относиться к крестьянам. Простаковы опирались на существующие законоположения, которые делали возможным беззаконное угнетение крестьян. Скотинин с удивлением спрашивает у Правдина: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» И после ответной реплики Правдина, брошенной в сторону Простаковой: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен», Простакова говорит: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен. Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» (действ. пят., явл. IV).
Большой заслугой Фонвизина надо считать то, что ему удалось показать помещичий произвол над крепостными как следствие правительственной политики.
Фонвизин смеется над жадностью и трусостью Простаковой. В ожидании «приданого Софьи мать Митрофана уже вяжет кошелек, в котором она собирается припрятать Софьюшкины «денежки». Грубая, жестокая, деспотичная Простакова становится еще более отвратительной в сцене, где она на коленях выпрашивает пощаду у Стародума и Правдина.
Многие сцены комедии позволяют установить те принципы нравственности, на основе которых Простакова воспитывает своего сына. «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка!» - поучает мать сына (действ. трет., явл. VII). «Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение», - говорит она, когда Митрофан, рассказав свой сон, признался, что ему было жаль матушку, так как она устала, «колотя батюшку».
Животный страх за сына заставляет Простакову драться с братом. Житейская философия Скотининых, общий уклад их жизни определили задачи воспитания Митрофанушки. Простакова делает и из своего сына эгоиста, стяжателя, будущего крепостника. Не лучше поставлено в семье Простаковой и обучение Митрофана. Дворянский недоросль получает свое образование дома, но по совету матери учится «для виду». Невежественная Простакова в сцене «экзамена» сына не смогла правильно не только понять содержание учебного предмета географии, но и произнести это слово правильно. Для Простаковой «еоргафия» - наука не дворянская.
Глубже и полнее раскрывается образ Простаковой при анализе ее речи. «Благородная» помещица бранится целыми днями. «Скот», «вор», «воровская харя», «ведьма», «собачья дочь» - вот неполный перечень ее обращений к дворовым. Просторечная грубая лексика обильно наполняет реплики Простаковой, характеризующие ее отношение к брату, к мужу. Муж, по ее словам, «рохля», «урод»; вступив в драку с братом, она кричит: «Дай мне до рожи, до рожи». Резко меняется речь Простаковой при общении с сыном и Стародумом. Обожая сына, мать старалась выразить свою любовь и в слове, обращенном к нему; она широко пользуется словами с ласкательными и уменьшительными суффиксами: «Митрофанушка», «душенька», «сынок». Когда Простакова ведет диалог со Стародумом, она в известной мере устанавливает самоконтроль за своей речью, делая ее заискивающей и льстивой. Обращения помещицы к Стародуму сопровождаются эмоциональными эпитетами: «гость бесценный», «отец родной».
Если раньше Простакова называла Софью «девчонкой», то с приездом Стародума - «Софьюшкой», «сердечным другом». В сцене, где Простакова впервые встречается со Стародумом, бранная лексика употребляется помещицей для собственной характеристики: «Ах, я дура бессчетная...» «Прости меня. Я дура!» - говорит она Стародуму (действ. трет., явл. III).
В речи Простаковой встречаются поговорки, пословицы, которые придают образу помещицы еще большую жизненную правдивость. Не понимая значения образования, потворствуя своему ленивому сыну, она все же говорит ему: «Век живи, век учись» (действ. втор., явл. VI). Но народная мудрость ничего общего не имеет с «мудростью» Простаковых: сатирик заставляет неразумную мать успокаивать своего сына словами: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться» (там же).
Образы деспотичных и невежественных помещиков уже встречались на страницах журнала Новикова, в комических операх; сам Фонвизин мастерски изобразил бригадиршу. Все эти литературные герои, словно выхваченные из реальной действительности, ломали основы поэтики классицизма. Фонвизин продолжил процесс разрушения старых поэтических догм. Он показал противоречивые черты характера Простаковой, заставил ее действовать в комических, фарсовых сценах (сцена драки с братом), но одновременно с этим придал образу и драматическое звучание, заставил деспота-крепостницу пережить глубокое человеческое горе матери неблагодарного сына. Рассказав о детстве Простаковой, показав те условия, в которых ей приходилось жить, Фонвизин убедительно раскрыл причины, сформировавшие характер «презлой фурии». Образ Простаковой - суровое и гневное обличение жестокости, невежества, паразитизма «благородного» дворянства, всего крепостнического уклада русской жизни последней четверти XVIII века.
Если крепостническая действительность способствовала яркому выражению грубых черт в характерах Простаковой и Скотинина, то она же превратила Простакова в полное ничтожество. Он потерял свое личное достоинство, сделался рабом своей деспотичной жены. Хозяйственные, политические вопросы, связанные с воспитанием и образованием Митрофана, - все это никак не касалось Простакова; меткой выразительной фразой помещика: «При твоих глазах мои ничего не видят», сказанной им своей жене, Фонвизину удалось создать у зрителя верное впечатление о безвольном характере отца Митрофана.
Композиционные особенности комедии - введение внесценических образов - помогли драматургу более широко охватить русскую жизнь, убедить читателя в верности изображения и усилить сатиру «Недоросля». Но во всем своем блеске она выступила в образах Скотинина и Простаковой, в искусно нарисованных комических сценах.
Фонвизин сатирически нарисовал старшее поколение крепостников; образ Митрофана создан писателем с целью обличения молодого поколения. В «Недоросле» затронуты и вопросы воспитания, просвещения, волновавшие Фонвизина и всех передовых людей его эпохи; в связи с этим при изучении комедии необходимо уделить внимание учителям недоросля - Вральману, Кутейкину, Цифиркину, которые многое проясняют в его личности. Анализ этих персонажей может быть выполнен учениками самостоятельно, результаты их работы учитель обобщит на уроке, посвященном изучению образа Митрофана.
Немец Вральман, бывший кучер Стародума, по мнению Простаковой, наиболее авторитетный и уважаемый учитель. В год платят ему триста рублей, сажают его за барский стол, подают за обедом стакан вина, крепостные женщины стирают его белье, слуги на ночь приносят в его комнату сальную свечу; крепостной парикмахер «направляет» его парик; величают Вральмана по имени и отчеству: Адам Адамыч; а Цифиркина в доме Простаковых зовут Пафнутьичем, Кутейкина - Сидорычем. Немец Вральман должен обучать Митрофана французскому языку и «всем наукам». Уже в характере определившихся в семье отношений к этому учителю сквозит злая насмешка автора над невежественными помещиками, которые стремились иметь в семье гувернера-иностранца. На замечание Стародума: «А ты здесь в учителях, Вральман? Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое дело не возьмешься» - Вральман отвечает, подчеркивая типичность происходящего: «Та што телать, мой патюшка? Не я перфой, не я послетней. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель» (действ. пят., явл. VI).
Для придания образу учителя большей яркости, жизненности и сатирической заостренности, Фонвизин особое внимание уделяет его речевой характеристике. Он подчеркивает в речи Вральмана нарушение им фонетических и грамматических законов русского литературного языка. «Рассути-ш, мать мая, напил прюхо лишне: педа», - говорит учитель Простаковой, - а фить калоушко-то у нефо караздо слапе прюха; напить ее лишне да и захрани поже» (действ. трет., явл. VIII). В репликах Вральмана заметно выделены привычные слова кучера: «конь», «лошатки», «карета», «кослы», «усда» (козлы, узда). По комедии «Бригадир» мы уже знакомы с внесценическим образом кучера, учителя Иванушки. В «Недоросле» кучер Вральман получил более ответственную идейно-композиционную роль.
Второй учитель Митрофана - Кутейкин. Его фамилия образована от слова «кутья», означающего кушанье из риса с изюмом, которое по церковному обряду едят на поминках. Кутейкин, недоучившийся семинарист, рассказывает Правдину, как подал челобитную в консисторию с просьбой отчислить из училища и как «...милостивая резолюция вскоре последовала, с отметкою: «Такого-то де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами» (действ. втор., явл. V).
Резолюция на прошении звучит откровенной издевкой писателя над ограниченностью кругозора одного из учителей Митрофана, автор «Недоросля» словно напоминает зрителю о близости Кутейкина к свинье. Сатирически раскрывается облик Кутейкина и в сцене расчета, где он проявил свою жадность; его поведение нашло резкое осуждение со стороны Правдина. В своем раннем произведении «Послание к слугам моим» драматург сурово обличал жадность попов. Кутейкин, когда-то собиравшийся стать церковнослужителем, может быть сближен с образами пастырей церкви, нарисованными сатириком еще задолго до создания «Недоросля».
Кутейкин обильно насыщает свою речь церковнославянизмами, церковнославянскими оборотами: «выя», «персты», «притча во языцех» и т. д. В речи бывшего семинариста бережно сохранены Фонвизиным устаревшие грамматические формы: «Зван бых и приидох» и т. п. Церковнославянизмы под пером Фонвизина полностью лишились «высокого» значения, в речи Кутейника они тесно переплетаются с бытовой разговорной лексикой и также служат средством сатиры: «Да кабы не умудрил и меня владыко, шедши сюда, забрести на перепутье к нашей просвирне, взалках бы яко пес ко вечеру», - сообщает Кутейкин Цифиркину (действ. трет., явл. VI). Сравнение «яко пес» кладет на образ учителя дополнительный сатирический штрих.
Третий учитель Цифиркин «Малу толику арифметике маракует». Он отставной сержант, привык добросовестно нести службу. Среди жадных, корыстолюбивых людей, окружающих Цифиркина, он выгодно отличается своей простотой, честностью, отсутствием алчности. Учитель арифметики даже отказывается от получения денег за обучение Митрофана, считая, что его ученик ничего «не перенял».
Реплики Цифиркина часто выполняют задачу обличения Простаковых. Фонвизин выделяет в речи Цифиркина военную лексику и широко известную математическую терминологию и окрашивает их в сатирические тона. Постоянную брань в доме Простаковых учитель характеризует иносказательно с помощью выражений, бытующих в военной среде. «Я сам видел здесь беглый огонь в сутки часа по три», - рассказывает он Кутейкину. Речи Цифиркина свойственна юмористическая окраска. Кутейкин говорит Еремеевне: «Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку», а Цифиркин добавляет: «А там и другую,- вот-те и умноженье» (действ, втор., явл. VI).
Когда Еремеевна сетует, что она получает от господ «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день», то у Цифиркина уже появляется вопрос: «Смекнем же за столом, что тебе доходу круглый год?» (действ. втор., явл. VI). Цифиркин и Кутейкин недовольны Вральманом: они мечтают о часе расплаты с ним. Цифиркин «с жаром» говорит: «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца пришколить по-солдатски», Кутейкин продолжает: «Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешничу путем накостылять» (действ. трет., явл. VI).
Различна социальная среда, взрастившая учителей Митрофана, разнообразны их характеры, индивидуализирована их речь, но невежество сближает Вральмана, Кутейкина и Цифиркина. Образы учителей Митрофана - злая сатира на Простаковых-Скотининых, которые неправильно понимали значение образования молодого поколения.
Изучение идейно-художественной сущности образа Митрофана связано с глубоким пониманием таких вопросов:
1. Изображение в «Недоросле» социально-бытовых условий, определивших характер Митрофана.
2. Сатирические сцены в комедии, раскрывающие основные черты характера Митрофана.
3. Приемы сатиры Фонвизина при создании образа Митрофана.
4. Идейно-художественное значение образа Митрофана.
Этот урок можно провести методом беседы, к которой ученики готовятся дома.
Общий уклад жизни крепостников, принципы воспитания, система образования, моральный облик родителей, учителей и их образовательный уровень - все это надо расценивать как основные причины, сформировавшие личность Митрофана.
Митрофан показан во многих сценах комедии: примерка кафтана, драка со Скотининым, перед «уроком», при первой встрече со Стародумом, на «уроке», на «экзамене», в сцене неудавшегося похищения Софьи, в финале комедии. Драматург запечатлел в этих сценах те моменты из жизни Митрофана, которые дают возможность увидеть нам недоросля с разных сторон. Автор комедии показал его трусость, грубость, жестокость, эгоизм. Эти черты характера Митрофана, а также полное отсутствие у него высоких гражданских интересов, его низкий интеллектуальный уровень - все это роднит недоросля с его живыми и уже умершими родичами-крепостниками. Из Митрофана не получилось ни сына для матери, ни гражданина для отечества. В пятом действии Стародум говорит Правдину: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще деньги невеждам-учителям?»
Верный традициям народной сатиры Фонвизин,охотно уподобляет героя своей комедии животным, обнаруживая при этом большое искусство в выборе приемов. Драматург то заставляет Скотинина назвать своего племянника чушкой, то Цифиркина в ответ на грубость Митрофана произнести пословицу «собака лает, ветер носит». Резко сатирическую тональность принимает сцена урока. Кутейкин (открывает часослов, Митрофан берет указку): «Начнем, благословясь. За мною со вниманием: «Аз же есмь червь». После чтения следуют пояснения Кутейкина: «Сиречь аз есмь скот». Митрофан повторяет: «Аз есмь скот» (действ. трет., явл. VII). Умелое чтение этой реплики заставит класс дружно и весело смеяться. Совершенно ясно, что Фонвизин не случайно выбрал именно эту часть из текста часослова: цитата из церковной книги прозвучала как самохарактеристика героя. Итак, Митрофан - «чушка», «собака», «скот». Чем же он не Скотинин?
Автор часто ставит героя в комическое положение, причем комизм нередко переходит в фарс (обжорство Митрофана, драка с дядей). Для сатирического звучания образа недоросля Фонвизин использует бранную лексику. В комедии «Бригадир» Иванушку часто называли «дураком»; в «Недоросле» драматург более тонко обыгрывает слово «дурак». Когда Митрофанушка объясняет, что «дверь» - имя прилагательное, потому-что она приложена к своему месту, то Стародум спрашивает у недоросля: «Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?»
Читатель и зритель без труда понимает подтекст этой реплики. Митрофан отвечает: «И ведомо». Или еще пример: Простакова говорит: «Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут дурак. Умниц-то ныне завелось, много. Их-то я боюсь».
Вральман советует Митрофану не общаться с умными людьми. Простакова обращается к сыну: «Вот как надобно тебе на свете жить, Митрофанушка». На это Митрофан отвечает: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше» (действ. трет., явл. VIII).
Писатель создает сатирические пантомимы: Скотинин решил узнать, не хочет ли его племянник жениться, соперники обмениваются репликами и затем следует авторская ремарка: «Скотинин и Митрофан, выпуча глаза друг на друга смотрят» (действ. втор., явл. IV). Немая картина вскоре сменяется дракой. Спасаясь от ударов дядюшки, Митрофан трусливо прячется за Еремеевну, а когда Скотинин уходит, племянник победно кричит ему: «Убирайся, дядюшка, проваливай». Эта сцена, выразительно прочитанная, должна вызвать у слушателей именно ту реакцию, которую и стремился вызвать у них «насмешник» Фонвизин.
Грубость Митрофана обусловливает появление в его речи бранной лексики. «Ну давай доску, гарнизонная крыса. Задавай, что писать», - обращается он к Цифиркину. «Ну еще слово молви, старая хрычевка, уж я те отделаю», - говорит недоросль своей верной мамке Еремеевне. В этой реплике сказывается будущий помещик, достойный сын Простаковой. Невежество Митрофана полностью раскрывает в своеобразном переосмыслении слов: так, например, термины «прилагательное», «существительное», «история» теряют свое прямое значение в речи Митрофана, так как он их не понимает и употребляет в ином, более доступном ему смысле.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ли? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство (действ. четв., явл. VIII).
Как весело смеются школьники над этой сценой, когда они смотрят комедию в театре! Митрофану свойственна афористичность речи. Сколько сатирического яда заключено только в одной крылатой фразе недоросля: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Образ Митрофана убеждает зрителей в том, что в невежественной среде крепостников мог вырастать только такой человек, каким и является недоросль. По мнению Фонвизина, в семье рабовладельца не могла быть положительно разрешена проблема личности, проблема воспитания дворянина; только осуждение рабства и активная борьба на благо общества делают дворянина благородным. В этом заключается основное идейное значение образа Митрофана. Правдивость его подтверждается мемуарами. «В сей комедии так много действительности, - писал Вяземский, - что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину. Вероятно, предание ложное, но и в самых ложных преданиях есть некоторый отголосок истины».
Фонвизин, создав образ Митрофана, убедил зрителя, читателя в том, какое огромное влияние на характер человека имеет среда, в которой он живет, люди, с которыми он общается. Это положение имело огромное значение для развития русской реалистической литературы.
Слово «недоросль» под пером Фонвизина получило сатирический и глубоко обобщенный смысл, которого оно раньше не имело, а имя «Митрофанушка» стало нарицательным, но не только в этом проявилось мастерство драматурга. Вульгаризмы, переосмысленная научная лексика, переосмысленные названия животных выступают в комедии как средство сатиры, появляясь то в бытовых диалогах, то в репликах ученика и учителей во время урока, та в удачно отобранной цитате из священного писания, то в умело использованной народной пословице, и сатирическое сияние слова в комедии было так ярко, что его свет, пробивался даже в подтексте.
Дальнейшее изучение комедии «Недоросль» целесообразно провести также в форме беседы, во время которой следует осветить, примерно, такие темы:
1. Общественно-политические взгляды Стародума.
2. Взгляды Стародума на воспитание.
3. Жизнь Стародума как подтверждение правильности его высоких принципов.
4. Особенности речи Стародума (разговорная и социально-политическая лексика, афоризмы).
5. Взаимоотношения Стародума и других положительных героев комедии.
6. Идейная обусловленность деления действующих лиц комедии на отрицательных и положительных.
7. Близость взглядов Стародума и его друзей к передовым идеям той эпохи.
Учащиеся, готовясь к уроку, по заданию учителя отбирают из комедии цитаты, отдельные слова и целые выражения, связанные с данной темой. Во время классной беседы большая роль принадлежит учителю, который в ходе анализа дает исторический и историко-литературный комментарий. Начиная урок, учитель говорит, что Фонвизин в своей комедии «Недоросль» противопоставил невежественным крепостникам выразителей взглядов передового дворянства - Стародума, Милона, Правдина, Софью. Имена этих героев «говорящие»: Софья - по-гречески «мудрость», смысловое значение имени Милон как «Милон» и фамилии Правдин раскрывается легко. Имя главного положительного героя - Стародум. Фонвизин указал этим на близость героя к старому времени, т. е. к эпохе Петра.
Известно, что Екатерина II постоянно заявляла о том, что она во всем следует своему великому предшественнику. Стародум, давая критику императорского двора, заставлял читателей понять, что пафос общенациональных преобразований Петра исчез в политике Екатерины II. В петровские времена «придворные были воины», а теперь, по мнению Стародума, при дворе только «о себе одном пекутся». Личные наблюдения Стародума над жизнью придворных кругов выражаются в резко обличительной фразе: «Я видел тут множество людей, которые во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки» (действ. трет., явл. I).
Расцвет фаворитизма, быстрый взлет и резкое падение многих придворных, щедрые награды вельможам - все эти явления дворцовой жизни, хорошо известные современникам Фонвизина, сурово осуждаются в диалогах Стародума, который сам служил при дворе и ушел «без лент», «без деревень», «без чинов». Стародум называет себя «другом честных людей» и порывает связи с кругом придворных, так как твердо убежден, что императорский двор подобен «неисцельно» больному. В этих словах заключается признание полной непригодности деспотического режима Екатерины II, но это вовсе не означает, что Стародум был против принципа самодержавия. По предложению учителя, ученики, обращаясь к тексту комедии, характеризуют общественно-политические взгляды Стародума. Он друг честных людей; он хочет видеть на престоле великого премудрого государя, который личным примером должен воспитывать своих подданных, заботиться об общественном благонравии; награждать человека по заслугам, умело выбирать людей для выполнения государственной службы и не разрешать людям подлыми средствами похищать служебные посты. Стародум резко осуждает и крепостное право; в словах этого благородного дворянина «... угнетать рабством себе подобных беззаконно» (действ. пят., явл. I) слышится голос лучших людей эпохи Фонвизина. Новиков и Радищев тоже расценивали крепостное право как рабство.
Затем в классной беседе выясняется, что вопросы политики и воспитания, по взглядам Стародума, не отделимы друг от друга. В противоположность скотининским принципам воспитания, развивающим в человеке эгоистическое животное начало, в комедии выдвигаются разумные стародумовские принципы, на основе которых определяются гражданские, патриотические чувства, высокие моральные качества человека. Когда Правдин говорит: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание и воспитание», то Стародум продолжает: «Оно и должно быть залогом благосостояния государства».
Стародум мечтает о правильном воспитании молодого поколения. «Я хочел бы, например, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и показал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения» (действ. пят., явл. I).
Стародум утверждает новые принципы поведения дворянина, доказывая это своей личной жизнью. Один из учащихся восстанавливает некоторые эпизоды из биографии Стародума и делается вывод: друг честных людей уверен, что только служение отечеству дает право дворянину считаться благородным.
Сравнительно с жадностью и корыстолюбием Простаковых-Скотининых ярко выступает щедрость и гуманность Стародума. Нажив «трудами» и «честностью» десять тысяч, он отдает их Софье; он проявляет отеческую заботу о ней: сам приезжает в имение Простаковых, чтобы увезти ее в Москву. Гуманизм Стародума сказался в сцене расчета с учителями, где Цифиркин, всегда унижаемый Простаковыми, получил от истинного дворянина не только деньги, но и доброе слово. Дядя учит Софью ценить человека по заслугам, считая, что личное счастье человека не зависит ни от богатства, ни от чинов; по мнению Стародума, брак мужчины и женщины должен заключаться только на основе взаимной любви и дружбы, женщина имеет право выбирать спутника жизни по своему усмотрению. «Поди за кого хочешь», - говорит Стародум Софье.
Широкий круг интересов Стародума сказался и на особенностях его речи. Наряду с элементами живого разговорного языка: «Да ты, Вральман, я чаю, отстал от лошадей», «все объезжают крюком», в репликах Стародума можно отметить публицистическую лексику: «Государь», престол, «отечество», «человечество», «рабство», «благонравие», «достоинство» и др. Стародум часто выражает свои суждения по вопросам политики, морали в форме афоризмов, например: «Без знатных дел знатное состояние ничто» (действ. четв., явл. II), «...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану» (действ. трет., явл. I). «Вот злонравия достойные плоды» (действ, пят., явл. VII).
Меткие выражения Стародума превратились в крылатые слова, оторвавшись от текста комедии, они, видимо, входили в речь современников Фонвизина и не только не теряли своей обличительной силы, но значительно увеличивали воздействие идей комедии на общество. Эти речевые особенности Стародума должны быть отмечены учениками самостоятельно.
Стародум не одинок. Его окружают представители молодого поколения. Между Правдиным, Софьей, Милоном и Стародумом установились отношения, основанные на взаимном понимании и уважении. Это положение доказывается учениками, а учитель вносит дополнения. Молодое поколение жадно слушает Стародума, во многом соглашается с его мнением. На реплику Стародума: «Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду», Правдин произносит: «Сущая истина» (действ. трет., явл. I), но Фонвизин, это отмечает К. В. Пигарев в своей монографии, не скрывает некоторого различия во взглядах Правдива и Стародума: например, молодой дворянин считает, что люди с высокими идеями могут принести пользу при дворе, исцелив его, как исцеляют врачи больного, а умудренный жизненным опытом старый придворный уверен, что «тщетно звать врача к больному неисцельно».
Один из учащихся рассказывает, какую роль в комедии отводит автор Правдину. Идейно-композиционная роль Правдива в комедии очень значительна. Он, чиновник наместничества, лишает помещицу неограниченной власти над крепостными, освобождает учителей Митрофана от занятий с ним, да и судьба самого недоросля становится зависимой от воли передовых людей: «Пошел-ка служить», - говорит Правдин Митрофану.
Правдин резко осуждает крепостничество и практически осуществляет ограничение власти помещика над крестьянами. Деятельность Правдива определяется высокими благородными целями. Высокие дела, высокие мысли обусловили появление в его речи высокой лексики: «истина», «достоинство», «государь», «государство» и др.
Учитель может предложить кому-либо из учеников охарактеризовать отношения Милона и Софьи к Стародуму. Мысли Милона близки Стародуму, который также одобрительно относится к его высоким словам о храбрости, о любви к отечеству. Милон, патриотически настроенный офицер, побывавший в сражениях, охотно говорит со Стародумом на военные темы. В речи молодого дворянина можно указать военную лексику, с помощью которой он и выражает свои прогрессивные убеждения. Слова «солдат», «офицер», ставятся им в один ряд со словами «честь», «храбрость».
Софья, невеста Милона, воспитанная под влиянием Стародума, предстает перед намм как умная девушка, пытающаяся разобраться в сложных человеческих отношениях. Софья охотно слушает все наставления своего дяди; она понимает свое превосходство над средой Скотининых и Простаковых, и это сказывается в легком юморе ее реплик, когда она рассказывает Милону, что Простакова хочет женить своего сына на ней.
Учитель обобщает сказанное: молодое поколение передовых дворян, окужающее Стародума, по своим политическим убеждениям, моральным принципам, по культуре резко отличается от мира Скотининых и Простаковых. Мысли положительных героев комедии «Недоросль» поднимались до идейного уровня передовой русской публицистики 60-80-х годов. Взгляды Стародума на жизнь и его убеждения в известной мере отражали взгляды и убеждения самого Фонвизина. Это говорит об идейной близости «Недоросля» с «Рассуждением о непременных государственных законах». Резкая критика крепостного права, фаворитизма, деспотизма, пропаганда патриотических идей, вера в просвещение - все это идейно роднит между собой два произведения Фонвизина, различных по жанру.
Можно отметить близость и лексического материала комедии с языком публицистических документов 60-80-х гг.; так, в выступлениях крестьянских депутатов в Комиссии по составлению нового Уложения, наряду с элементами живой речи, обильно была представлена социально-политическая лексика: «государство», «гражданин», «закон»; слова «помещик», «дворянин», «крестьянин», часто встречающиеся в разговорном языке, на заседании Комиссии приобретали новую окраску. «Общественное благосостояние», «польза гражданина», «должность крестьянина» - все эти и им подобные выражения наполнялись политическим содержанием. В словарном составе «Рассуждения о непременных государственных законах» мы встречаем такие слова, как «тиран», «граждане», «неправосудие», «порабощение», такие устойчивые словосочетания, как «неограниченна власть», «государственные законы», «политическая вольность нации» и др.
Противопоставление отрицательных героев комедии положительным это не только дань писателя законам классицизма, но и отражение явлений подлинной жизни: Фонвизин резким разграничением образов в комедии напомнил зрителям, что в дворянских кругах того времени не было единства. Прав П. Н. Берков, говоря, что в эпоху Фонвизина Россия уже имела таких людей, которые нашли свое художественное выражение в образах Софьи, Правдина, Милона. Пылкие юноши встречались среди круга Новикова, они входили в «Общество друзей словесных наук», находившееся под идейным влиянием Радищева.
Рассмотрев затронутый круг вопросов, учитель проводит заключительный урок, широко привлекая учащихся к активному участию в беседе. При подведении итогов по изучению «Недоросля» рассказывается ученикам о последних годах жизни и творчества драматурга. Методическая ценность этого урока, заключается в том, что одновременно с сообщением новых сведений ученикам идет процесс повторения уже известного им. Урок можно провести, ориентируясь на такой план.
1. Традиции русской сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль».
2. Связь «Недоросля» с ранними произведениями Фонвизина.
3. Идейно-художественное значение «Недоросля».
4. Роль комедии Фонвизина в истории русской литературы.
5. Сатирические произведения Фонвизина, созданные после «Недоросля».
6. Борьба Екатерины II против Фонвизина.
Фонвизину «из перерусских русскому» человеку, были органически близки вековые традиции национальной сатиры. Они оказались в том, что в «Недоросле» были освещены такие стороны социальной жизни, которые затрагивали кровные интересы закрепощенного народа; что автор этой комедии в своем художественном развитии шел к реализму; что образы, им созданные, служили идеям отрицания тех общественных пороков, которые стали объектом его осмеяния.
Сатирическая и реалистическая направленность «Недоросля» сближали комедию с более ранними произведениями Фонвизина. Идейно-художественная связь «Недоросля» с ранним творчеством Фонвизина очевидна. Следует отметить, что сравнительно с «Бригадиром» в «Недоросле» глубже затронут вопрос о тяжелом положении крестьян, резче дана критика крепостников, шире освещена проблема воспитания человека, более оправдано противопоставление друг другу двух лагерей дворян - жестоких, невежественных крепостников и гуманных патриотов, ярче сказалась реалистическая направленность, острее социальная сатира.
Комедия Фонвизина «Недоросль» представляла собой новый этап в творческом пути драматурга. Основные социально-политические вопросы того времени - крепостное право, правительственная политика, воспитание, расслоение в дворянской среде - не бесстрастно затронуты автором в его произведении. Фонвизин-сатирик, смеясь над несовершенством общественной жизни, выражал благородное негодование лучших людей своего времени, бичевал невежество, жестокость, карьеризм представителей господствующего класса, осуждал крепостническую политику Екатерины II, фаворитизм, развенчал императрицу, называвшую себя преемницей Петра I.
Фонвизин стремился к верному изображению действительности еще в период написания своих первых произведений, эти благородные порывы писателя объясняют торжество реалистических начал в «Недоросле». Реалистический метод изображения действительности сказался в отборе драматургом для своего произведения тех явлений жизни, которые с наибольшей полнотой и правдивостью характеризовали отношения людей той эпохи. Фонвизин стремился к тому, чтобы показать своих героев в типических обстоятельствах, именно этим и объясняется введение им в комедию таких сцен, где сталкиваются помещики и крепостные, передовые дворяне и крепостники - невежественная мать и неправильно воспитанный ею сын, дворянский недоросль и его мамка и учителя. Сатирик овладел искусством лепки типического образа. В комедии так было организовано следование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Автор «Недоросля» еще оставался во власти стеснительных законов классицизма, требующих сохранения единства места и времени, но в то же время сумел показать зрителю правду жизни. Это и позволило Белинскому при обозрении развития русской литературы назвать произведения Фонвизина «живой летописью» эпохи, «живой историей» своего народа.
Творческая деятельность Фонвизина - автора «Недоросля» - имела большое значение и для развития русского литературного языка. Драматург ввел в свои художественные произведения просторечные бытовые слова, элементы фольклора, профессионализмы, лишил церковнославянизмы «высокого» значения, обогатив язык литературного произведения публицистической лексикой. С тактом большого художника, хорошо чувствующего законы развития языка, Фонвизин использовал и диалектную лексику, при этом в очень ограниченном количестве.
Яркость и блеск таланта писателя-сатирика с особой силой сказались в «Недоросле». Смелыми мазками нарисовал драматург образы крепостников, вложил в их уста остро бичующие самохарактеристики, с большим мастерством использовал богатство родного языка, создал целый ряд комических сцен, сценических выразительных пантомим, не пренебрег и приемами фарса. «Недоросль» в единстве своего содержания и формы явился большим событием в общественно-политической и литературно-театральной жизни того времени. Карающий смех Фонвизина служил высоким идеям обличения социальных язв самодержавно-крепостнического государства. Комедия Фонвизина получила явно выраженный политический характер и стала выдающимся произведением русской литературы, связавшей свое развитие с борьбой против угнетателей народа.
Комедия, законченная в 1782 г., в театре появилась не сразу; вокруг нее шла острая борьба. Предполагаемое первое представление комедии в Петербурге было отменено. Фонвизин, выйдя в отставку, повез свое произведение в Москву, но и там встретил препятствия. А между тем, о комедии много говорили, так как Фонвизин читал ее в кругу знакомых лиц. После долгой и упорной борьбы автора с правящими кругами «Недоросль» был, наконец, показан публике в сентябре 1782 года.
Фонвизин в тесном содружестве с известным в то время актером Дмитревским - исполнителем роли Стародума, сам принималживейшее участие в процессе подготовки спектакля. Большим успехом пользовался артист Шумский в роли Еремеевны. Для современников Фонвизина и для него самого главным героем комедии был Стародум. Не все современники Фонвизина одинаково приняли его комедию. Верхи общества, резко обличаемые автором «Недоросля», не могли быть довольны пьесой. Идейная направленность комедии шла против морально-политических принципов придворных кругов. Аристократической части общества, которая ждала от театра развлекательных пьес, «Недоросль» не понравился своей правдивостью и сатирической колкостью; комедия не пришлась по вкусу и крепостникам. Представители прогрессивных кругов России того времени бурно аплодировали автору.
И после создания «Недоросля» литературная деятельность Фонвизина не прекращалась, не теряла сатирической направленности, но вершиной его творчества осталась эта комедия.
Историческое значение драматургии Фонвизина Берлинский охарактеризовал в статье «Горе от ума»; «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина.
Комедия Фонвизина «Недоросль» помогала утверждению реализма в русском театре, способствовала превращению сцены в трибуну, с которой звучало огненное слово актера, глубоко волнующее зрителя.
Сценическая жизнь «Недоросля», начавшаяся с 1782 г., не прекращается вплоть до настоящего времени. Комедию ставят в столичных и провинциальных театрах; ее исполняют и известные русские актеры и члены кружков самодеятельности. «Недоросль» прочно вошел в репертуар театра юного зрителя.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +