Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Отражение эпохи промышленного капитализма на облике города


Под редакцией Н.А.Кузнецова и К.В.Ползиковой-Рубец. "Экскурсии в современность"
Ленинград, издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925 г.
OCR Detskiysad.Ru

Вернуться в оглавление книги...

Давно известен факт, что каждая эпоха находит себе внешнее выражение в материальных формах. Особенно ярко накладывается отражение разных условий человеческого существования на внешнем виде городов, зтих центров человеческого общежития. Но одни эпохи накопят себе особенно яркое выражение, другие более тусклое и бледное.
Первое легко замечается самым неопытным глазом: никто не может пройти мимо московского Кремля или нюренбергского замка, не сознав хотя бы только того, что это памятники глубокой старины; но люди могут годы прожить в доме, не подозревая, что их квартира находится в постройке тридцатых годов XVIII века.
Между нами и средневековьем лежат целые пропасти, не ощутить их мы не можем; но то, что существовало полтораста, двести лет тому назад, не может найти столь яркое воплощение во внешнем облике города, чтобы быть воспринято каждым как нечто далекое от наших дней. Лишь умелый, опытный глаз прочтет историю таких зданий и воссоздаст те экономические и социальные отношения, которые обусловили видоизменения внешнего вида города.
В русской литературе мотив смены миросозерцании двух смежных эпох не раз находил себе отражение, тема „отцы и дети" - одна из блестяще развернутых в ней тем, но реже останавливало внимание русских авторов материальное воплощение двух эпох, идущих одна другой на смену; однако и это нашло себе отражение в русской литературе, отражение столь яркое, построенное на таких зрительных образах, что экскурсионист не может его не использовать эпиграфом к своей работе на подобную тему: "Она незаметно менялась, наша жизнь, и вдруг получила удар, задумалась и покатилась... Теперь будут догнивать старые пни, и от старых корней будут расти побеги. И она пойдет, эта жизнь...
Повалятся и уже валятся старые сараи и амбары, захватившие добрые полдесятины, упадут поломанные березки в садике, слетит широкая, как дебелая купчиха, разноцветная беседка, и на месте садика вытянется щеголевато новый дом с доходными квартирами, клозетами и проведенной водой, на месте ухабистой мостовой загудит трамвай, упадут деревянные столбики с масляными коптилками и сверкнет голубой огонь электрического фонаря". (Ив. Шмелев. „Распад". Сб. Знание. СПБ. 1910 г. Рассказы, т. 1. 72)
В Москве, где нибудь на Таганке, можно повести экскурсию на тему намеченную Шмелевым в его рассказе „Распад". У нас в Ленинграде не купеческий двор погиб под натиском новых условий времени, а пышная усадьба вельможи. Эту тему попытаемся вскрыть на предлагаемой экскурсии. В любом другом городе, хранящем в себе остатки других экономических отношений, по предлагаемой схеме можно построить экскурсию, содержание которой определится наличием в нем тех или других памятников, но метод и приемы работы всюду могут быть тождественными.
Цель предполагаемой экскурсии показать учащимся на конкретных памятниках города смену хозяйственных форм и экономических отношений эпохи. Тема экскурсии далеко не покрывается ее названием; действительно наиболее ярко представлен на ней будет захват города промышленным капитализмом, но для того, чтобы этот захват как можно ярче и нагляднее выявить, очень много места будет уделено и тому типу жилищ, который умер в городе под натиском новых экономических условий.
Такая многотемность неизбежна на экскурсиях в современность и в только что минувшее прошлое, так как ведутся они не на собранном в музее материале, не на искусственно подобранных и систематизированных экспонатах, а на материале, созданном самой жизнью, ее сменяющимися формами. Жизнь же всегда многогранна, а экскурсия в нее многотемна и можно лишь стремиться к тому, чтобы одна из тем звучала, как доминирующая на всем пути экскурсии.
Подобные экскурсии требуют полной активности группы. Экскурсанты должны анализировать то, что находится перед их глазами, строить выводы и обобщения на основании зрительного материала. Роль руководителя сводится к роли лица, помогающего этой работе умело поставленными вопросами и лишь иногда дающего историческую справку. При изложении в письменной форме материала экскурсии метод вопросов и ответов отпадает, но читатель должен помнить, что материал экскурсии таков, что даже совсем неподготовленная группа может на экскурсии работать почти самостоятельно.
Маршрут экскурсии - от б. Аничкова дворца до моста Белинского (б. Симеониевский), или, вернее, до дома № 15 по Фонтанке - оправдывается тем, что на этом небольшом участке сконцентрированы крайне убедительные для нашей темы типы городских построек, а небольшая протяженность маршрута позволяет группе работать без всякого переутомления с ее стороны.
Начинаем экскурсию во дворе б. Аничковской усадьбы, стоя у главного входа во дворец. Перед нами огромное здание, окрашенное в характерный для петербургских дворцов красно-коричневый цвет. Размеры здания, наличие в нем домовой церкви и самое его расположение говорят о том. что это дворец. Такое заключение можно проверить, послав двух-трех участников экскурсии прочесть вывески у главного входа: „Музей Города. Архитектурный отдел". „Исторические комнаты Александра III". Можно сразу сделать вывод, что только революция обратила это здание в музей. Музеям для их целей и заданий удобны эти огромные дворцовые здания с амфиладой покоев и огромными залами.
Одна из вывесок сказала нам и имя последнего обитателя этого дворца. Нам важно отметить, что дворец царский. Но посмотрим вокруг себя, с нашей первоначальной точки наблюдения, и постараемся, чтобы не вывеска, а сама окружающая действительность подсказала нам, что этот дворец в прежние годы служил жилищем царя или великого князя.
Тот двор, на котором мы стоим, расположен перед фасадом дворца, чугунная решетка замыкает его со стороны проспекта 25 Октября и подобная же решетка отгораживает его от второго двора. От Фонтанки его отделяют декоративные флигеля. Мы сразу их определяем, как декоративные, благодаря их архитектуре и тому, что мы не видим в них окон, обращенных в сторону дворца; дальше от нас, ближе к Фонтанке, небольшой дворик и опять постройка. Много построек и на втором дворе.
Все они, разные по своей архитектуре, объединены в одно целое с дворцом общей коричнево-красной окраской. Чсно, что все они имеют то или иное отношение ко дворцу. Таким образом перед нами дворец в окружении своих служебных построек, т. е. дворцовая усадьба; мы же стоим на том дворе, который в XVIII веке имел значение cour d'honneur, т. е. парадного двора.
Пытаемся определить границы усадьбы: мы знаем, что за дворцом сад, превращаемый теперь каждое лето в „сад отдыха", доходящий до площади, к которой примыкает Публичная библиотека. Скромное здание с классическим фронтоном и пилястрами, виднеющееся за вторым двором, в глубине третьего, определяет границу этого участка со стороны противоположной проспекту. Усадьба очень больших размеров, а в XVIII веке ее размеры были еще больше, подходя к нынешней улице 3 Июля.
В какую эпоху могли отводиться в городе такие огромные территории под усадьбы? Ясно, что в XVIII веке, когда земли свободной было много, когда цены на нее стояля низкие и когда феодальное общество и в городах строилось так, как в своих сельских вотчинах.
Здесь можно дать краткую историческую справку о времени возникновения этой усадьбы: построена она Елизаветой Петровной на месте двора купца Лукьянова и подарена ею известному фавориту Разумовскому. По смерти последнего, она была куплена Екатериной II для Потемкина. С 1785 г. казна вновь приобретает дворец.
По мере того как город растет, существование такой большой усадьбы в его черте, да еще в центре, у главной магистрали города, является анахронизмом, и усадьба начинает сжиматься, целые части от нее отхватываются: в 1799 г. передается в театральную дирекцию тот участок, который простирается от нынешнего сада к улице 3 Июля; в 1802 г. опять отрезывают часть участка, ближайшую к Чернышеву переулку; затем часть усадьбы, тянущаяся узкой полосой в глубине второго двора, дарится кучеру Александра I, Илье Байкову, домик которого и до сих пор виден в конце второго двора.
Тем не менее усадьба все еще очень велика, а никому ненужный дворец требует ремонта и других расходов по своему содержанию. Тогда управляющему Кабинетом Гурьеву приходит мысль выстроить вдоль Фонтанки каменный корпус с магазинами внизу и жилыми помещениями наверху. Один из его фасадов должен выходит на Невский. Так появляется на территории усадьбы знаменитая колоннада Гваренги (1804г.). Но купцы, привыкшие торговать в Гостином дворе, не обнаруживают стремления селиться в этом здании и впоследствие его аркады заделываются.
Все эти сведения взяты мною у В. Б. Ечеистовой, разработавшей экскурсию по Аничковской усадьбе. См. конспект «Пособие для руководителей экскурсий» вып. I изд. Губоно, 1925 г. ст. 13 Все вопросы архитектуры и имена архитекторов на данной экскурсии час мало интересуют. Дворец строил первоначально Земцов, достраивал знаменитый Растрелли, но затем он неоднократно перестраивался.
С 1866 г. во дворце живет будущий Александр III. В 1881 г. территория усадьбы дворца увеличивается прирезкой к ней того места, где прилегали Аничков и Толмазов переулок (место на нынешнем третьем дворе), и ближайших домов. Объясняется такое нарушение обычной истории бывших усадеб в сторону сокращения их размеров тем, что Александру III, напуганному террором, жертвой которого пал его отец, казалась жуткой близость ко дворцу переулков, по которым езда и проход были свободны.
Всякая усадьба характеризуется до известной степени замкнутостью своего хозяйства, тем, что она довлеет сама себе по целому ряду хозяйственных отношений. До некоторой степени такой жизнью жила и Аничковская усадьба вплоть до 1917 года: у нее была своя электрическая станция, свое почтово-телеграфное отделение, своя кузница и т. д. Здесь крайне любопытно отметить ряд технических завоеваний нового времени, монополизированных для нужд одного хозяйства, т. е. сочетание новизны с глубоким архаизмом.
Теперь на территории усадьбы размещен ряд учреждений Откомхоза, для нужд которого очень удобны огромные служебные постройки дворца; в конюшнях, где раньше стояли кровные рысаки и нарядные экипажи, теперь помещен городской обоз и грузные ломовые лошади как бы подчеркивают элемент трудовой жизни в рамках былой обстановки.
Выходим на Фонтанку. Перед нами характерный для Ленинграда пейзаж: река, гранитная набережная с прозрачным чугуном ее парапета, мост, украшенный скульптурами Клодта (1805-67), арки которого отражаются в воде реки. От этого моста получила свое название и усадьба: в 1715 г. здесь впервые через речку Безымянный Ерик был пострено деревянный мост под главным наблюдением полковника Аничкова. Никому неведомый полковник дал свое имя усадьбе и мосту, речка же получила название от фонтанов Летнего Сада, питавшихся ее водами.
Вглядимся в дома противоположного берега: № № 42, 46, 48 и 50. Начнем с угла проспекта 25 Октября. Дом № 42 очень затейливой архитектуры с колоннами, кариатидами, лепными наличниками окон и другими украшениями. Бель-этаж отмечен более высокими окнами. Очевидно, что здесь комнаты тоже гораздо выше, чем в других Этажах.
Попытаемся определить, как размещалось в этом доме его былое население. Бель-этаж занят парадными комнатами, первый этаж жилыми. В высоком подвальном этаже и мансарде жили слуги тех, кто занимал лучшие комнаты. Торговых помещений в доме нет. Его размеры, высота, нарядный вид, выделяющийся бель-этаж, отсутствие торговых помещений говорят, что перед нами особняк, но особняк не рядового дворянина, а крупного вельможи. Ищем, нет ли на нем герба, столь характерного для построек этого рода.
Под фронтоном серп и молот, герб рабоче-крестьянского государства. Ясно, что здесь он появился уже после Октября и занял место другого герба. Дом принадлежал князьям Белосельским-Белозерским, а затем был куплен братом Александра III, Сергеем Александровичем, тем самым, который погиб в Москве от бомбы Каляева).
Дом строил архитектор Штакеншнейдер (1802-65) и построен он в стиле ложного барокко, т. е. на лицо все элементы этого стиля, но утратившие прежнюю живописность и свободу; детали сухи, симметричны, чего никогда нет в подлинном барокко. Особенно характерны маски над окнами, трактованные вертикально, как в классике, тогда как в барокко они обычно берутся в пол-оборота.
В доме сейчас помещается ряд советских учреждений - Театр парт-клуба „Коминтерн", Российская Коммунистическая Партия (Большевиков), Секция Коминтерна, комитет Центр. Городского Района и т. д.
Дом № 46 опять должен быть нами определен, как особняк вельможи, на основании тех же признаков, что и дом Белосельских. Он еще украшен гербом его прежнего владельца, графа Карлова. В нем теперь помещается Музей города, отдел внутреннего убранства помещений XVIII и XIX веков. Население размещалось в нем так, как и в соседнем особняке и как во всех других особняках вообще.
Смотрим на дом № 48. Поражает его контраст с теми домами, которые мы только что анализировали. Насколько они нарядны и пышны, настолько этот прост и скромен. Но все же перед нами несомненно особняк: его величина, разбивка на этажи и их характер свидетельствуют об этом. Герба на нем нет. Кому же мог принадлежать такой скромный особняк? Ясно, что его хозяин не вельможа, а рядовой дворянин. Теперь дадим историческую справку о владельцах этих домов во второе десятилетие XX века, т.-е. о годах, непосредственно предшествующих революции:
домом № 42 владеет наследник Сергея Александровича, домом 46 - графиня Карлова, а дом № 48 принадлежал русскому купеческому собранию. Что могло заставить бывшего владельца особняка продать свой дом, и является ли такая продажа каким-то исключительным явлением в истории питерских особняков? Конечно нет. Содержать особняк в столице не под силу небогатому дворянину: дорожает земля, растут налоги, особняк крайне невыгодная форма эксплуатации земельной собственности в городе, население которого растет. И дворянин продает наследие отцов. Но почему купеческому собранию выгодно купить такого типа постройку? Продажные цены на жилища такого рода обычно низки, их непригодность для новых форм жизни ясна, но в то же время собранию они более подходят, чем квартиры в доходном доме вследствие изолированности помещений и наличия больших зал - и мы часто видим барские особняки, занятые собраниями, клубами, а то и просто трактирами.
Но почему это два соседа сохраняют прежних владельцев вплоть до самой революции? Именно благодаря тому, что их владельцы экономически сильнее владельца скромного особняка. Промышленный капитализм захватывает в свои ряды и представителей прежней крупной феодальной аристократии; аристократ по рождению становится в ряды крупной буржуазии по своему экономическому положению. Такой человек может позволить себе роскошь сохранять в городе свой особняк, не приносящий ему дохода, а требующий еще и крупных затрат с его стороны.
Вернемся к новому хозяину старенького беленького особнячка № 48. Так-ли эксплуатирует собрание свой дом, как его бывший хозяин? На доме еще недавно была вывеска: „винные склады Сараджева". Русское купеческое собрание сдало подвалы своего помещения под склады, чтобы поднять доходность дома. Сдало оно очевидно и те конюшни и другие хозяйственные постройки, которые имелись при доме. Дворянин пользовался всеми этими помещениями для нужд своей семьи, а по мере того как его средства оскудевали, просто никак ими не пользовался. Новый владелец владеет и новыми способами эксплуатаци малодоходного участка.
Как использовала Советская власть этот особняк? В нем сейчас помещается 15-ый детский дом Исполкома Центрального городского района. Детские дома и школы часто занимают дворянские особняки - им тоже удобны большие залы и светлые комнаты. Удобна и изолированность этих жилищ.
Дом № 46 и дом № 50 окрашены в туже краску, что и все постройки Аничксвской усадьбы. Вглядимся в постройку № 50. Она очень больших размеров, без украшений, с крайне однообразным фасадом, разбитым многочисленными окнами.
Это служебная постройка Аничкова дворца. Тех многочисленных служб, которые мы видели на территории бывшей усадьбы царей, оказалось недостаточно их владельцам, и усадьба как бы перекинулась на тот берег реки. Но почему же дом № 46 окрашен одинаково с дворцом? Всегда и во все времена существования монархии двор вызывал подражания со стороны придворных. Владелец дома окрасил благодаря этому свой дом в цвет, ставший модным при дворе.
Высказанная мысль совсем не исключает другой-о влиянии буржуазной культуры на дчорцовый обиход; ее можно проиллюстрировать на дворцах XIX и XX века, но на данной экскурсии эта тема не затрагивается.
Идем по набережной Фонтанки к проспекту 25 Октября. Переходя улицу, мсжно обратить внимание на ее направление, на Адмиралтейство, четко вырисовывающееся своим шпилем на фоне неба, и отметить, что улица соединяет его с вокзалом Октябрьской железной дороги. Тут можно дать справку о проложении этой улицы в XVIII веке (не ранее 1710 года) среди болотистого леса, как кратчайшего пути, соединявшего Адмиралтейство с новгородской дорогой (проходившей приблизительно там, где сейчас Лиговская ул.).
Останавливаемся, перейдя улицу, против дома № 29. Перед нами несомненно доходный дом. Архитектурный анализ позволяет приблизительно определить время его постройки. Такое обилие скульптурных украшений из крайне дешевого материала, их разнообразие в смысле форм и полное отсутствие архитектурного стиля говорят о временах Александра II.
Мы знаем, что как раз на 60 годы падает строительная горячка в Петербурге, который застраивается доходными домами. Буржуазия растет и крепнет в эти годы, и перед нами типичный доходный дом тех лет. Над воротами еще недавно был старый номер дома с надписью: „Наследники Лихачевы"- так совладельцы-дворяне никогда не писали на своих домах, но купечество очень часто определяло таким образом владение фабрикой, торговой фирмой или домом.
Стремилась ли буржуазия выявить себя в новых архитектурных формах? Нет. Конечно, многоэтажный доходный дом не может быть похож на маленький, уютный или роскошный особняк, но посмотрим, что там лепится высоко под карнизом среди двух безобразных амуров? Как будто бы герб, но вместо геральдических знаков какие-то переплетающиеся буквы и над ними корона.
Быть может Лихачев уже достиг личного дворянства, жалуемого зачастую отдельным представителям купечества, а может быть здесь корона лишь как архитектурное украшение. Тут важна не эта сторона, а важно, что буржуазия, оперившись, стремится подражать прежним господам положения и это не особенность русской буржуазии, а международной (вспомним Французскую революцию 1789 года).
Вывески на доме: лечебница, аптека, книжный магазин, пивная, модистка и т. д. говорят о том, что в этом доме нет частных квартир, обитатели уступили место крайне разнообразным по своему характеру и заданиям учреждениям. Всегда ли это так было? Вглядимся в нижний этаж дома, занятый торговыми помещениями: в магазин „Красной Нови" входишь по ступенькам, тоже в магазины со стороны Фонтанки. Одна из дверей совершенно тожественна с обычной дверью подъезда в жилой дом. Ясно, что если бы магазины устраивались здесь первоначально, этих явлений не было бы, все они лежали бы на одном уровне и вход в них был бы более удобно устроен (эту мысль впервые высказал В. А. Федоров в своем докладе „Невский проспект, как улица банков"). В 60 г. торговля еще не захватила всего Невского, а была сконцентрирована в гостиных дворах и рынках (тут можно вспомнить и крушение затеи Гурьева: устроить лавки на территории Аничкова дворца).
Гораздо позже - в 80 и 90 годах - Невский превращается в торговую улицу и магазины захватывают первые этажи доходных домов.
Но почему магазины и вообще учреждения всякого рода переполнили дом № 29 и не коснулись домов стоящих за ним?
Посмотрим на другую сторону реки - там та же картина. Магазины и учреждения тянулись к Невскому, как к главной артерии города, не распространяясь по сравнительно глухой набережной. Кстати вглядимся в соседние с № 29 дома. Ведь это целый ряд особняков, по типу приближающихся к дому № 48. И они уцелели, ибо гораздо выгоднее под вновь строящийся дом приобретать участки на бойком месте, чем на тихой, сравнительно глухой набережной (о доме № 27 есть специальная работа П. Н. Столпянского: „Дом княгини М. А. Шаховской").
Переходим мост и идем по набережной. Дома № 40 и 38 только подтверждают все наши вышеизложенные наблюдения. Но на № 36 приходится остановиться: огромные размеры здания, несколько однотипный и скучноватый фасад с сильно подчеркнутой колоннами и классическим фронтоном средней частью, огромный торжественный подъезд в центре - все это говорит за то, что перед нами казенное, правительственное здание. Это же подтверждает и распластанный двуглавый орел в венке под фронтоном.
Здание это выстроено Гваренги в начале XIX века для Екатерининского Института „благородных девиц". Название учреждения вскрывает нам природу этой школы; закрытое сословное учебное заведение для дворянок, ведущее свои традиции от знаменитого Смольного, созданного Екатериной II.
С чем внутренне теснее связано это здание, с дворянскими ли особняками или с новым типом доходных домов? Конечно, с первыми, и немало дочерей владельцев особняков и усадеб получило образование в этой сословной школе. Любопытно отметить, что захвату купечеством дворянской собственности сопутствовал и захват им же и дворянской школы, двери которой раскрываются сперва для детей личных дворян, а затем и для купеческих дочерей (речь идет не об Екатерининском институте, а об институтах менее высокого ранга, ибо между этими школами соблюдалась определенная градация, на вершине которой стоял Смольный.).
Здание занято сейчас школой нового типа - единой трудовой советской школой имени Л. Д. Троцкого и детским домом. На противоположном берегу идет цепь особняков, заканчивающаяся особняком Шуваловых (№ 21). Его анализировать довольно трудно, так как позднейшие переделки превратили здание в очень мало характерный растянутый прямоугольник. В путеводителе по этому дворцу имеется воспроизведение его былого вида. Теперь в нем помещается музей быта.
Гораздо более интересен для анализа,с точки зрения видоизменяющихся форм городского жилища, соседний с Шуваловским особняком дом № 19, занимающий угловой участок по улице Ракова и набережной Фонтанки. Дом по своим размерам приближается к типу доходного дома, но его формы говорят о другом: в сторону улицы Ракова обращен классический фронтон, опирающийся на ряд колонн, балкончик же с приземистыми колонками со стороны набережной архаичен по формам.
Во дворе дома имеются старые конюшни и службы. Перед нами особняк, но особняк, приспособившийся к новым условиями жизни в городе. Его владелец-дворянин или новый собственник, гостинодворский купец, переделал старое жилище, надстроил этажи в больших крыльях, в старом корпусе увеличил количество квартир, разбив прежние на более мелкие. Все эти меры подняли доходность участка.
Прежний особняк уцелел в сильно видоизмененном виде. Подобно тому как в животном мире сохраняет существование приспособляющийся организм и отмирает тот, что не может приспособиться, так и в городе погибает медленно, но верно то, что чуждо новым формам жизни. Но вернемся к обзору тех домов, что стоят по той стороне набережной, по которой движется экскурсия. В глубине двора, за богатой чугунной решеткой, отступая от линии набережной, стоит дом № 34.
Читаем вывеску у ворот: „Фонтанный дом Шереметевых". „Музей быта". По другой стороне от ворот: „Дровяной склад Северокустаря". Вглядываемся в чугунный узор решетки. Над воротами между двумя львами герб с тремя коронами.
Входим во двор и двигаемся к главному подъезду среди штабелей дров. Попытаемся проанализировать дом и разобраться в его окружении. Дом сразу определяем, как особняк. Особняк очень наряден, особенно украшают его наличники окон. Фронтон дома украшен тем же гербом, что мы уже видели над воротами. Еще раз этот герб повторен над входными дверями.
Наличие герба говорит о жилище вельможи, три короны говорят о претензии засвидетельствовать перед всеми свое особое положение в рядах аристократии. Вглядимся в окружение дома. Обширный двор с двух сторон замыкают низкие флигеля; в левом красивая арка открывает вид на второй двор, в глубине которого виден дом, украшенный лепным карнизом.
Нижний этаж его занят конюшнями. Совершенно ясно, что и боковые флигеля, и этот дом составляют одно целое с главным зданием. Перед нами усадьба и стоим мы на ее cour d'honneur. Главный дом занят под музей, а обширный двор эксплуатируется под дровяной склад Северо-кустарем, помещающимся тут же на территории усадьбы (вспомним современную эксплуатацию Аничковской усадьбы Откомхозом).
Нам очень интересно определить размеры этой усадьбы, чтобы сравнить их с размерами царской усадьбы. Проходим через вестибюль дворца-музея в сад (если музей закрыт и пройти через его вестибюль в сад нельзя, то надо пройти под аркой бокового флигеля, взять направо и подойти к боковым воротам сада, лежащего за домом). Налево в саду стоит здание классического стиля, это манеж постройки Гваренги. Манеж служит для зимней езды верхом и для обучения ей.
Учащиеся несомненно знают о таких манежах, но манеж, принадлежащий частному лицу, встречается ими впервые. Одно его наличие на территории усадьбы говорит о былом размахе жизни ее владельцев. Между домом и манежем стоит очень скромный флигель и мы даем справку, что низ его занимала мыльня, т. е. баня, во втором этаже была певческая зала для хора Шереметевых, а в верхнем больница для их домашних слуг.
Больница говорит о том, что слуг было много. Даем цифру: 500 слуг на семью в 5 человек (Петр Борисович Шереметев, его жена и трое детей). У ворот двухэтажное каменное здание, когда-то в нем помещалась контора "вотчинных дел" (всех имений у П. Б. Шереметева было 50 и крепостных 150.000 душ. Всеми сведениями о Шереметевых пользуюсь из экскурсии З. А. Эдельштейн. „Шереметевы и их крепостные", см. „Пособие для руководителей экскурсий". Вып. I. Изд. ЛГОНО, 1925 г., стр. 91.).
Совпадают ли размеры теперешней усадьбы с ее былыми размерами? Нет, сад раньше доходил до нынешнего проспекта Володарского, куда выходили и ворота богатой архитектуры, погибшие в XX веке, когда Шереметевы, желая увеличить доходность своего участка, пожертвовали частью сада, возведя здания пассажа, выходящего на проспект Володарского.
Здесь характерно и уменьшение территории усадьбы, и назначение новых построек - они сдаются графами Шереметевыми под торговые помещения. Вспоминаем затею Гурьева, приведшую к постройке колоннады Аничкова дворца.
Там магазины пустовали, так как в эпоху создания этой постройки торговля сосредоточивалась в гостиных дворах и торговых рядах, и близость усадьбы к гостиному двору делала бессмысленным создание здесь нового центра.
В XX веке магазины рассеиваются по всему городу, особенно густо заполняя его главные артерии, потому никогда и не пустовали торговые помещения на проспекте Володарского. Дворянин, титулованный аристократ, в XX веке уже не феодал, а представитель крупной буржуазии по своему экономическому положению, стремящийся увеличить свой капитал теми же путями, что и крупный торговец, банкир и т. д.
Во втором дворе, за аркой, мы видим большой каменный дом. Те здания, в которых раньше жили служащие, в последние десятилетия обращались владельцами усадьбы в доходные дома. С этой целью строились и новые дома. Для экскурсантов это явление уже вполне ясно, так как это та же форма эксплуатации земельного участка в черте города, вопрос о которой нами ставился уже неоднократно на протяжении экскурсии.
Сравниваем только что виденную усадьбу с усадьбой Аничкова дворца. Территория барской усадьбы несколько меньше, чем царской; построек на ней меньше количественно, и каждая из них меньших размеров; барская усадьба хранит меньше черт замкнутого хозяйства, чем царская.
Освещалась она накануне революции с общегородского электрического тока, не имела своей почтово-телеграфной конторы, кузницы и т. д. Но зато в ней чувствуется гораздо сильнее, чем на территории царской усадьбы, приспособляемость к новым экономическим условиям времени, эксплуатируется участок более интенсивным образом; сжимаясь в своих размерах, он, так сказать, подводит экономический базис под существование этого роскошного дворца-особняка в капиталистическом городе.
Сделаем теперь еще одно обобщение; особняки в городе гибнут в известной закономерности, сперва те, владельцы которых наиболее экономически слабы, в первую очередь особняки рядового дворянства. Гибнут они и в буквальном смысле этого слова, т. е. переставая существовать и уступая место громадам каменных домов, и в переносном смысле - переходя из рук дворян в руки экономически более сильного класса. До революции доживают, как особняки и усадьбы, лишь владения тех лиц, которые нашли средства поддержать жилища предков из совсем чуждых феодальному дворянству источников.
Обращаем внимание на полуразрушенный особняк № 13, стоящий на противоположном берегу Фонтанки. Стилистический анализ позволяет нам датировать здание первой четвертью XIX века.
Дом очень характерен и для стиля ампир, и для особняка, как определенной формы жилища. Строгий фронтон, импозантные колонны, разбивка здания на три этажа, выделенный бель-этаж,- все это признаки уже хорошо знакомые экскурсантам по целому ряду других архитектурных памятников. Сейчас дом уже погиб, он не выдержал годов экономической разрухи и его деревянные части пошли на топливо, но действительно ли он погиб, как дворянский особняк, только в наши дни? Конечно нет, вывеска „Караванная гостиница" свидетельствует, что барский особняк, как таковой, перестал существовать уже задолго до революции. Двигаемся дальше по набережной. Наше внимание привлекает дом № 32, красное здание с двумя выдвинутыми фонарями-балконами, с высокой башней в сторону улицы Белинского.
У входных дверей вывеска: „21 Советская Школа имени Белинского". Всматриваемся в здание. Оно как бы состоит из двух частей: более низкого дома на Фонтанке и высокого доходного дома, выходящего на улицу Белинского. Обе эти части снаружи объединены лишь одинаковой окраской, по типу же это совсем, разные здания: особняк, стоящий на набережной и затем к нему примыкающий доходный дом.
Что же связало это здание в одно целое? Воля их владельца. Перед нами такой же пример приспособления старого типа жилища к новым формам быта, какое нами уже отмечалось в доме № 19. Лучше всего назвать такую форму жилища постройкой переходного типа - от особняка к доходному дому. Особняк здесь не погиб, а как бы послужил клеточкой, из которой развился новый организм.
Если с моста Белинского (б. Симеониевского) окинуть взором весь пройденный экскурсией путь, то перед нами встанет четко и определенно формулированный вывод, обобщение определенных, экономических отношений, но обобщение сделанное не словами, а ярко выраженное каменными громадами зданий. Это язык города, язык самой жизни, язык доступный всем, кто дает себе труд в него вслушаться, и язык, который мы обязаны понимать, чтобы осмыслить явления нас окружающие. Перед нами река, на горизонте мост с взлетающими кверху конями. Река сжата гранитом набережных, подступающими к ней с двух сторон громадами домов, но натиск на реку со стороны каменных зданий не всюду равномерен, линия домов прерывается иногда небольшим особняком, занимающим большее пространство вширь, чем ввысь, или отступающим вглубь от линии набережной. Каменные громады набегают с двух сторон, поглощая эти маленькие домики, и яркая, светлая раскраска многих из них контрастирует с серым, скучным цветом каменных громад.
Перед нами два города, судьбы которых уже решены: умирающий город дворянских особняков, тенистых садов и обширных cours d'honneur, когда то живший широкой и праздной жизнью, и молодой, крепкий и сильный, нарождающийся город, капиталистический город, город хищный и цепкий, деловой город.
Пройдем к дому № 15 (б. Splendid Palace), чтобы ближе рассмотреть одну из этих серых громад. Стоит он рядом с тем особняком № 13, разбором которого мы уже занимались. Один из этих домов погиб, другой кажется каким то особенно крепким и новым от соседства развалины. Оба они пережили годы экономической разрухи, почему же один уцелел, а другой погиб?
Площадь, ими занимаемая, почти одинакова, но какая разница эксплуатации этой площади - в одном случае низкое здание, за которым мы предполагаем широкий двор со службами; в другом высокое здание с целым рядом квартир и торговыми помещениями в первом этаже. Наличие центрального отопления, квартир с более мелкими комнатами, чем в особняке, удобное оборудование жилища - все вместе сохранило этот дом от гибели в те трудные годы, которых не вынес его сосед.
Но не оказал ли этот старый, умирающий дом влияния на своего нарядного соседа? Серый каменный фасад украшен пилястрами с коринфскими капителями. Где мы их уже видели? Да они уже нам знакомы по угловому дому на улице Ракова (№ 19) и очень близки к колоннам разрушенного особняка № 13. В подражание старому ампиру возникает стиль нео-ампир. Буржуазия цепко держится за старые формы и своего выражения в архитектуре не находит.
Дом № 16 в 6 этажей облицован под гранит. Два подъезда указывают на то, что в доме минимум двадцать четыре квартиры. Магазины, занимающие низ здания, специально имелись в виду при постройке дома, поэтому они все расположены на одном уровне, входы в них непосредственно с улицы, они хорошо освещены зеркальными окнами. Отсутствие многих труб на крыше и одна особого вида указывают, что в доме центральное отопление. Можно заранее сказать, что дом оборудован по последнему слову техники, снабжен лифтами, ваннами, вентиляцией и т. д.
Кто может населять такой дом? Всякий, могущий уплатить соответствующую квартирную плату. Она конечно не одинакова во всем доме: квартиры, выходящие на Фонтанку, дороже, чем выходящие во двор.
Вспомним население одного из особняков, хотя бы Шереметевского, который хорошо виден с этого места набережной. Быть может в новом доме, в квартире на набережную, жил человек, экономическое положение которого равнялось положению графа Шереметева, но он не строит себе особняка, а лишь заводит роскошную квартиру в доходном доме.
Что выгоднее, дешевле, меньше связывает человека с местом? Общество капиталистического периода более подвижно и менее традиционно, чем общество феодальной эпохи. У него тоже слуги, но не в таком количестве, как в дворянских усадьбах. Его слуги живут с ним в одном этаже, но в таких ли условиях, как он сам?
Входим во двор дома. Типичный для капиталистического города двор-колодец с минимальным количеством света и воздуха. Окна кухонь и комнат для прислуг выходили сюда. А служащие дома, швейцары, дворники и пр. жили в темных, выходящих во двор квартирах первого этажа, в мансардах и других аналогичных помещениях. Погоня за наживой владельцев этих новых домов, экономия за счет трудящихся со стороны имущих классов общества загоняли экономически слабый элемент в эти каморки и конуры.
И если задворки особняков сильно разнятся от парадных покоев этих дворцов, если слуги в этих особняках жили далеко не так привольно, как господа, то и пропасть отделяющая, людей разных ступеней капиталистического общества друг от друга будет не менее глубока, чем в эпоху существования дворянских усадеб. Контраст в их условиях жизни особенно ярок благодаря применению последних усовершенствований техники в жилищах богатых людей и отсутствию минимальных удобств и гигиенических условий в жилищах бедноты.
Двор дома №15 яркий образчик оборотной стороны капиталистического строя городской жизни.
Экскурсия кончена. Нет конечно нужды указывать, что подобная экскурсия может быть проведена в любом районе города, и в целом ряде городов вообще. Разница будет лишь в том что в одном месте можно особенно подчеркнуть остатки дворянской старины, в другом - новый, по сравнению с предшествующим, экономический строй.
Очень хорошо подобную экскурсию завершить исследовательским моментом: пусть путем обхода домов, справок во „Всем Петербурге", „Всем Петрограде" и „Всем Ленинграде" и расспросов старожилов, учащиеся найдут фактический материал, подтверждающий все наши заключения, полученные почти только работой над самим материалом.
Тогда им еще правильнее и убедительнее покажется предложенный нами путь изучения города.
К. Ползикова-Рубец.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +