Под редакцией Н.А.Кузнецова и К.В.Ползиковой-Рубец. "Экскурсии в современность"
Ленинград, издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925 г. OCR Detskiysad.Ru
Останавливаемся в большой зале у витрины с правой стороны. Рассматриваем типы крестьян в будничной и праздничной одежде. Отмечаем ее покрой, материал, красочность. Ставим вопрос, утилитарное ли назначение костюма обусловливает его декоративные украшения. Эту декоративность еще более выявляют узоры вышивок, роспись стен, глиняная посуда, писанки, свадебные сундуки и другие принадлежности свадебного обряда (пироги, разукрашенное дерево и др.), а также и детские игрушки. При рассмотрении этих вещей отмечаем простоту форм, целесообразность обработки материала, особую красочность. Напоминаем украинский пейзаж, хотя бы по Гоголю. Все эти яркие узоры, пестрые и затейливые украшения становятся особенно понятными на фоне сочной зелени, белых мазанок и синего неба Украины.
Подводя итоги, указываем на насыщенность всех моментов жизни крестьянина искусством и на зависимость последнего от природных условий, природного материала и быта.
Выяснив на этом небольшом экскурсе в искусство деревни место искусства в повседневной жизни крестьянина, переходим к знакомству с художественными образами современной городской улицы с ее витринами, плакатами, уличной толпой и бегущими трамваями. Выходим на улицу Лассаля. Этот небольшой отрезок улицы, выходящий на шумный проспект 25-го Октября, хорошо подготовит к восприятию динамики городской жизни.
Проспект 25-го Октября. Мы охвачены движением шумной улицы большого города. Чтобы разобраться в нем, выходим на площадку лестницы бывшей городской думы. Словами Маяковского:
„Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы...
(Вывескам).
подводим учащихся к вывеске Бара. Она ярка, конструктивна, динамична. Читаем ее рассказ. Вспоминаем Маяковского:
„Рассказ о взлезших на подмосток
Аршинной буквою графишь,
И зазывают в вечер с досок
Зрачки малеванных афиш".
Маяковский („Театры". Т. I).
Невдалеке, слева, виднеется витрина Госпромцветмета (д. № 34). Подходим к ней. Пробуем определить общее впечатление. Рама, которая замыкает и ограничивает витрину, создает вместе с тем некоторое сходство с картиной, что дает нам возможность обнаружить художественный замысел не только в обработке отдельных вещей, но и в общей декоративной композиции, имеющей в основе своей рекламно-утилитарное значение. Не каждая, конечно, витрина магазина строится по определенным принципам, но подобранные нами примеры более или менее удовлетворяют нашим задачам.
Первое впечатление от витрины Госпромцветмета - впечатление блеска, четкости и чистоты контуров и форм - дает своеобразное ощущение материала и специфической фактуры. Всматриваясь в общую композицию витрины, видим, что обдуманное расположение предметов выявляет как указанные свойства материала, так и утилитарное значение вещей.
Дав витрину, как рекламно-утилитарную художественную композицию, переходим к рассмотрению отдельных вещей. Проводим параллель с только что виденными нами образцами кустарной посуды Украины.
И там и тут вещи широкого потребления. Но тут в вещах машинного производства стерлась индивидуальность мастера, как и личный вкус потребителя. Между тем массовость производства дала необычайную четкость форм, повышенное чувство целесообразности, подчеркивающее сделанность вещи. Эти черты и служат основой нового художественного восприятия. Нахождение творческого момента, известного эстетического начала в самой механизации производства научит учащегося понимать в сделанности вещи ее своеобразную красоту.
К сожалению, не все витрины таковы. Перед нами далее витрины магазина детских игрушек и забав (д. № 32). Они характерны в этом отношении. В них использован старый принцип выставочного убранства - дать возможно больше предметов на возможно меньшем пространстве. Отсюда пестрота и загроможденность витрин. Сопоставляя инвентарное содержание этих двух выставок, мы видим, что рядом с нарядными, в шелковых, кружевных и вязаных платьях куклами, с лохматым пуделем и плюшевым мишкой располагаются волшебные фонари, детские кино-аппараты, моторы и тракторы. Современный городской ребенок с первых же шагов своей сосательной жизни может получить в подарок заводных собак, мишек, моторные лодки и автомобили. В выполнении этих вещей нет места художнику. Он может только помочь фабриканту сделать игрушки совсем похожими на натуру. Но такие игрушки, сложные и дорогие, белее интересные взрослым, чем детям, доступны немногим. Поэтому перед современным художником новая задача - сделать настоящую детскую игрушку, доступную для широких масс. Его дело - найти наиболее простые, конструктивные, целесообразные формы. Даже - всеми детьми любимый „мишка" уже не совсем удовлетворяет этим требованиям. Правда, он уже очень отдаленно напоминает настоящего медведя, что дает известный простор детской фантазии, приятен по фактуре, прочен, портативен и обладает известными элементами подвижности, что делает его для ребенка „желанным".
Далее по направлению к адмиралтейству на нашем пути витрина издательства Кубуча (д. № 32). Композиция ее настолько ясна, что можно предложить учащимся самим в ней разобраться. Здесь легко обнаружить замысел художника и неудачное его выполнение: портреты, неловко привешенные к несущимся вверх из реторты лучам, нарушают общую конструкцию движения. Смешение конструктивных рельефов с элементами живописными (комета на звездном небе) подчеркивает посредственность разрешения поставленной художественной задачи.
Рядом с магазином Кубуча витрина кондитерской „Красный пекарь" (д. № 30). Перед нами - нарядные торты и разнообразной формы печенья. Это не будничный хлеб. Нарядный, красочный вид кондитерских изделий, раздражающий глаз и вкус, рассчитан на особого потребителя. И здесь искусство вступает в свои права и находит соответствующие формы и своеобразные красочные комбинации из фруктов и сахара.
Дальше на нашем пути встречается своеобразное произведение современного искусства - плакат для кинематографа (на углу кан. Грибоедова). Плакат имеет свои законы, свои принципы построения и свои задачи. Чем отличается он от обыкновенной вывески? Вывеска - это своего рода указатель, справочник, рассчитанный на более или менее продолжительное существование и длительное рассмотрение. Плакат же живет сегодняшним днем. Он обращен к массам. Он должен привлекать мгновенное внимание, быть четким и ясным по форме, чтобы легко восприниматься. Отсюда и принцип использования плоскости - плакат плоскостей и не многокрасочен. Его экономический принцип - максимум выразительности и минимум затраты изобразительных средств.
Последняя остановка у витрины Госиздата (д. № 28). Госиздат - крупное государственное предприятие. Его магазин занимает огромное помещение в угловом доме. Выставка изданий в его витринах тщательно разработана сообразно содержанию книг - детский мир, революционная литература, смычка города с деревней, учебники. Художник-декоратор, создавая выставку, должен был выявить все эти разнообразные задания. И вот за стеклом окна вырастает сказочный городок с необыкновенными золотыми крышами, к нему идут ребята завоевывать знания. Из-под пальмы смуглый дикаренок заглядывается на Красную Шапочку, а перед избой на курьих ножках Баба-Яга грозит веселому мальчугану.
Все знакомый сказочные персонажи в сказочной обстановке: целый лес растительности из елок и пальм, город из фольги и золота.
Каждая следующая витрина выявляет новое задание. Витрина революционной литературы выделяется красным цветом, звучащим как аккомпанимент к содержанию литературы.
Витрина, посвященная вопросу смычки города с деревней, заключает два элемента в декоровке - металлические фермы, перекрещивающие полки книг, и снопы колосьев, окружающие гербы (серп и молот). Последние две витрины не представляют большого интереса по своему декоративному замыслу, и потому останавливаться подолгу перед ними нет надобности. Значительно больший материал для разбора представляет четвертая витрина - витрина учебников. Отмечаем конструктивное использование сводов, туннелей и плоскостей. Полки книг располагаются наклонно и дают впечатление движения мельничных крыльев.
Теперь посмотрим на городскую улицу в целом. Проанализируем впечатление шумящего города: движение топпы, обрывки разговоров и фраз, звонки трамвая, гудок автомобиля и шуршание колес, выкрики газетчиков, короткие и броские, как плакаты.
Как заключение дадим „Шумики, шумы и шумища" Маяковского.
По эхам города проносят шумы
На топоте подошв и на громах колес,
А люди и лошади - это только грумы.
Следящие линии убегающих кос.
Проносят девоньки крохотные шумики,
Ящики гула пронесет грозовоз,
Рысак прошуршит в сетчатой тунике,
Трамвай расплещет перекаты гроз.
Серое небо, серые камни мостовой, однотонные дома. Яркие пятна вывесок, плакатов, витрин контрастируют с однотонной массой городской улицы. Тусклая, серая бесцветность толпы лишь местами перебивается яркими зелеными и желтыми шапочками, пятна которых как бы протестуют против утомляющего однообразия фона.
Сложна жизнь современного человека, сложен его город, сложен его костюм. Эта сложность и вызывает ту игру контрастов, которую мы и называем искусством современного города.
Вспомним виденное нами в Этнографическом музее гармоничное сочетание яркого костюма украинской девушки с синим украинским небом, яркой зеленью и цветистой утварью белой мазанки.
Мы наблюдаем искусство города. Но не все то, что создано им, принадлежит современному городу - в современном городе, сохраняющем еще в своем каменном облике черты города эпохи капитализма, уже намечается город будущего.
Возвратимся к тому месту, откуда мы начали нашу экскурсию - к старой городской думе, чтобы сосредоточить наше внимание на памятнике Лассаля. Нас поражает выражение энергии, воли, революционного пафоса. Отмечаем средства, которыми это впечатление достигается: движение в сильном повороте головы, четкость граней плоскостей, отсутствие разбивающих общее впечатление деталей, острое чувство материала. Путем сравнения с прежде виденными произведениями скульптуры (предполагается, что учащиеся бывали в художественных музеях) или с памятниками Кутузова и Барклай-де-Толли на площади Плеханова, определяем памятник Лассаля, как специфически уличную скульптуру современности.
Этот памятник принадлежит будущему.
Приводим отрывок из стихотворения современного поэта Кириллова:
„Я люблю тебя, город, за то, что ты великий мост
К освобождению и торжеству человека.
Я слышу голоса грядущего,
Я люблю тебя, великий, всепобеждающий город".
Подведем итоги. Вспомним те объекты, что мы видели. Это витрины. Цель их - привлечь внимание толпы, той толпы, которая снует перед нами. Искусство служит ей (кондитерская). Но только ли ей? В каждой эпохе диалектически подготовляется будущее. Искусство промышленной улицы большого города не составляет исключения. Оно открывает эстетическую ценность утилитарной вещи (Промцвет) и в памятнике Лассалю дает выражение порыву в будущее.
В. Аникиева, К. Асаевич и О. Тоддес.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.