По всей Месопотамии разбросаны то большие, то маленькие холмы. Холмы скрывают развалины древних городов. В конце XIX в. внимание учёных привлёк высокий холм, который местные жители называли «Телло». Было совершенно очевидно, что под этим большим курганом должны находиться остатки какого-то большого древнего города. Так оно и оказалось. И когда город был раскопан, здесь нашли много интереснейшего материала. По остаткам зданий и фундаментов можно было восстановить план всего города. Находка статуй и плит с рельефами познакомила учёных с искусством древнего Шумера, и из найденного архива храмового хозяйства и множества различных документов мы узнали название города — Лагаш, узнали его историю.
Ответ на вопрос, откуда брались рабы, нам даёт интересный памятник, найденный при раскопках холма Телло. Памятник этот называется «стела (т. е. плита) коршунов». Собственно, это несколько обломков большой плиты, на которой был вырезан рельеф с изображением военных сцен. На одном из обломков показано большое поле, усеянное трупами убитых, и над ними стая хищных коршунов, слетевшихся на печальное пиршество. Они терзают и рвут на части мёртвые тела.
Этот обломок был найден первым, и по рельефу с коршунами вся плита была названа «стелой коршунов». На других обломках изображены различные боевые эпизоды. Вот идут плотными рядами воины в круглых шлемах, вооружённые длинными копьями, торчащими из-за больших щитов, которые закрывают воина от подбородка до самых ног.
Впереди идёт предводитель войска - военачальник. Он в длинной одежде, ниспадающей с плеча красивыми складками. На голове шлем, длинный, до самых плеч, в руках он держит большой нож — кинжал.
Ниже мы видим опять того же военачальника, но уже на боевой колеснице... Одна рука с копьём поднята вверх, другой рукой он натянул вожжи, и кажется, будто вот-вот ринется в бой и поведёт за собой несметные отряды копьеносцев.
На лицевой стороне стелы сохранилась надпись, коюрая объясняет все эти изображения. Патеси (т. е. царь) города Лагаша, Эаннатум, правивший в начале III тысячелетия до нашей эры, победил соседний город Умму и в честь победы велел вырезать эту стелу и посвятил её богу Нингирсу, воинственному покровителю и владыке Лагаша. Тут же изображён и сам Нингирсу. Его фигура занимает почти половину всей стелы: по сравнению с обычными людьми и даже царём, он кажется великаном, как Гулливер среди лилипутов. Художник сознательно изобразил бога таким большим, чтобы показать его величие и могущество. У Нингирсу длинная борода, пышная причёска из вьющихся крупными завитками волос. В одной руке он держит булаву с каменным навершием, в другой — сетку, доверху наполненную пленными врагами.
Эаннатум рассказывает в надписи, что сам Нингирсу благословил его на бой и помог ему одолеть врагов. Поэтому бог и изображён в заключительный момент войны, когда он накинул свою великую сеть на всех оставшихся ещё в живых жителей Уммы. Эаннатум, разбив Умму, расширил границы своего города-государства и отвоевал великолепную финиковую рощу, которая находилась на границе между Уммой и Лагашем. Кроме того, он захватил большое количество пленников и привёл их в Лагаш. Все они были обращены в рабов.
Руками рабов были вырыты каналы, которые сверкающими на солнце лентами прорезали поля и делили их на правильные квадраты. Рабы строили высокие дамбы и плотины, удерживавшие воду во время разлива, и распределяли её по каналам. Рабы с раннего утра и до поздней ночи носили воду или развозили её по полям. Лагаш, как и вся Месопотамия, был превращён в цветущий сад. Это было сделано трудом рабов и свободных земледельцев, которые обрабатывали землю, сеяли зерно и собирали жатву.
Земледельцы жили лучше рабов. Им никто не смел, как рабам, поставить на лоб раскалённым железом клеймо, им не выкалывали глаз, чтобы они не могли убежать, их еду не называли «кормом», как пищу скота. А с пленным рабом всё это разрешалось. Многие рабы не выдерживали тяжести своей жизни и бежали. Но горе было беглому рабу, если его ловили и возвращали обратно. Хозяин имел право учинить над ним самую свирепую расправу. Со свободными земледельцами никто не мог так обращаться. Они работали на своих маленьких участках земли, обрабатывали поля, принадлежащие всему городу-государству, которыми распоряжался патеси. Патеси даже платил им за работу зерном и маслом, хотя плата была очень маленькой. Зерно, собранное со своих участков, земледельцы складывали в свои закрома. Большую часть урожая им приходилось отдавать патеси, в казну за то, что рабы патеси строили оросительные каналы на их полях, за то, что ослов или быков для вспашки земли и поливки они брали во дворце у патеси, за то зерно, которое давал им патеси в долг для посева.
Патеси распоряжался всеми доходами города-государства; в его руках была вся казна, а чиновники-писцы, которые вели точные записи прихода и расхода, давали ему во всём отчёт. Главным богатством было зерно.
Вся жизнь была связана с полевыми работами и скотоводством. Это отразилось и в названиях некоторых месяцев: четвёртый месяц года назывался «месяц, когда заняты жатвой», шестой — «месяц, когда едят хлеб», седьмой — «месяц, когда быки работают», девятый — «месяц шерсти», т. е. когда стригут овец.. Новый год начинался с весны, когда приступали к полевым работам.
Такая жизнь продолжалась много лет. Патеси вели войны, привозили добычу и приводили много военнопленных, которых обращали в рабов, а свободные земледельцы всё больше и больше работали на полях, собирали хорошие урожаи, но большую часть отдавали в казну патеси.
Но вот в XXV в. до н. э. патеси Лагаша сделался Лугальанда; при нём жизнь изменилась к худшему. Она стала просто невыносимой не только для рабов, но и для свободной бедноты. К этому времени в Лагаше появилось много богатых и знатных рабовладельцев, у которых были большие поля, много рабов и богатств. Но им было мало этого, и они заставляли патеси управлять Лагашем так, как им было выгодно. Лугальанда роздал лучшие государственные земли знатным людям, своим приближённым, а своей жене и детям отвёл большие участки на храмовых полях. Доходы Лагаша сильно уменьшились, и казна опустела.
Тогда Лугальанда придумал, как можно уменьшить расходы и пополнить казну. Он приказал ещё хуже кормить рабов. Их паёк стал таким маленьким, что они едва могли существовать, а работать их заставляли ещё больше прежнего. Даже свободным земледельцам стали меньше платить за работу на полях патеси и храма. К обычным налогам было прибавлено много новых, и теперь уже нельзя было шагу ступить, чтобы не приходилось за это платить. Разводил земледелец сад или огород, рыл колодец — приходил к нему чиновник и брал с него плату — налог. Занимался бедняк рыбной ловлей — надсмотрщик брал с него налог, а если не было денег, то отбирал рыбу и всё имущество. За стадо коз, овец и быков тоже брали плату. А когда и этого было мало, тогда приходили чиновники к бедному человеку и забирали всё, что у него было: снимали плоды в саду, увозили зерно, отнимали скот, забирали шерсть, особенно от белой овцы, её никогда не оставляли бедняку. Белая шерсть очень дорого ценилась, так как из неё делали одежду для патеси и его семьи и её всегда забирали и отдавали во дворец.
Полный произвол был в городе Лагаше. Очень часто случалось, что богатый землевладелец отбирал землю у своего бедного соседа и ничего ему не платил, а разорённый бедняк оставался нищим, без средств к существованию. Свободным земледельцам жилось так тяжело, что, казалось, уже почти не было никакой разницы между ними и рабами.
Лопнуло, наконец, терпение бедняков. Они свергли Лугальанду и помогли вступить на престол новому патеси, Урукагине.
Как это произошло, мы не знаем. До нас не дошли документы, в которых описаны эти события. Сохранилась лишь большая надпись Урукагины, сохранились большие архивы с множеством хозяйственных документов от времени правления Урукагины, и мы можем довольно подробно рассказать, как Урукагина уничтожил новые порядки Лугальанды и облегчил жизнь бедняков.
Прежде всего Урукагина отменил все новые налоги, запретил отбирать имущество бедняков и прогонять их с их участков земли, Урукагина отобрал незаконно захваченные земли у знати и приближённых прежнего патеси Лугальанды, у его жены и детей и вернул их в казну. Опять наполнились царские закрома и вдвое увеличилась плата свободным земледельцам за работу. Даже рабов стали лучше кормить.
Урукагина выстроил большой храм для богини Бау, жены оога Нингирсу, покровителя и владыки Лагаша. Урукагина приказал также вырыть большие каналы, которые орошали поля и проходили через главные кварталы города, для снабжения водой его жителей. 36000 граждан жило в Лагаше во времена Урукагины.
Само имя «Урукагина» значит «горожанин с истинными устами». Очевидно, это не настоящее имя Урукагины, которое ему дали родители при рождении. Он назвал себя так, когда стал патеси Лагаша, чтобы показать, что он-то и есть истинный и справедливый правитель города.
И всё же многие граждане Лагаша были недовольны Урукагиной. Это были прежде всего приближённые прежнего патеси, у которых Урукагина отобрал незаконно захваченные земли, это были чиновники и воины Лугальанды, которых Урукагина лишил их доходной службы, это были богатые землевладельцы и купцы, которым нельзя было больше безнаказанно грабить бедняков, это были рабы, которые продолжали страдать от тяжёлой работы и жестокого обращения. Рабы ненавидели Урукагину почти так же, как всех предыдущих патеси-эксплоататоров.
Урукагина недолго оставался у власти. Вскоре началась война с Уммой. Многочисленные воины Уммы подошли к стенам Лагаша и осадили город. В осаждённом Лагаше становилось всё меньше и меньше хлеба, начался голод, рабов совсем перестали кормить, и многие из них тайком убежали в Умму. Наконец, наступило самое страшное — иссякла вода в колодцах, пересохли каналы.
Знатные люди Лагаша не поддерживали Урукагину. Они только ждали прихода врагов, чтобы расправиться с ненавистным патеси. Урукагине становилось всё труднее и труднее сопротивляться натиску наступающего врага.
И вот, наконец, вражеские отряды ворвались в город. Они разграбили все сокровища, сожгли царский дворец и храм, захватили много пленных и увезли с собой большую добычу. Только Урукагине удалось спастись бегством.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.