По мере того как в социологии утверждалась идея исторического развития брачно-семейяых отношений и возрастал интерес к социальному прогнозированию, проблема будущего семьи привлекала все большее внимание. Поскольку в решении этой проблемы выдвигаемые гипотезы нельзя подвергнуть непосредственной практической проверке, научные предположения зачастую соседствуют здесь с чисто субъективистскими домыслами, в которых стремление «возвести в абсолют» собственное поведение господствует над всем остальным. Если взять современных буржуазных социологов, то наиболее «респектабельная» часть их исходит в своих прогнозах из вероятности сохранения семьи в обозримом будущем, но, разумеется, в рамках капитализма и на основе частнособственнических отношений. Так, в американской «Школьной социологии» говорится: «Есть все основания думать, что у человечества и дальше сохранится необходимость в семье. Правда, в будущем семья изменится, как она изменялась и в прошлом. Очевидно, какие-то функции у нее ослабнут, а какие-то усилятся. Но, пройдя через все эти изменения, семья будет продолжать служить основным человеческим нуждам» (1).
Из данного рассуждения - а оно может рассматриваться в качестве типичного уже потому, что помещено в учебнике,- следует лишь то, что семья, во-первых, не перестанет существовать, во-вторых, не перестанет изменяться. О характере самих изменений западные социологи пишут с еще меньшей оп-
-------------------------------
1. Cole W. Е,, Montgomery Ch. S. School Sociology. Boston - New York - Chicago, 1957, p. 200.
-------------------------------
ределенностыо, применяя различные дозы исторического оптимизма и пессимизма в зависимости от того, как им видится будущее самого капиталистического общества.
Так, широко известная своей апологетической направленностью работа Г. Кана и А. Винера «Год 2000-й» ставит решение этого вопроса в зависимость от действия «базовых», долговременных, многомерных тенденций:
- ко все более чувственной (эмпирической, посюсторонней, светской, гуманистической, прагматической, основанной на принципе обоюдной выгоды, эпикурейской или гедонистической и т. п.) культуре,
- к образованию буржуазных, бюрократических, «меритократических», демократических (и, возможно, националистических) элит,
- к аккумуляции научных и технических знаний,
- к институализации изменений, особенно таких, как исследования, нововведения, развитие и распространение,
- к индустриализации и модернизации во всемирном масштабе,
- к урбанизации, (и вскоре) росту мегаполисов,
- к снижению значения как основных, так и любительских занятий,
- к распространению грамотности и образования,
- к возрастанию способности к массовым разрушениям,
- к возрастанию темпов изменений,
- к возрастанию универсальности многомерной тенденции (2).
Г. Кан и А. Винер не могут не видеть проблем, с которыми, учитывая перечисленные тенденции, сталкивается и будет сталкиваться буржуазное общество. Так, они признают, что при капитализме урбанизация «в целом расширяет сферу действия изоляции и социального отчуждения», что «когда к проблемам урбанизации добавляются расовые, то
------------------------------
2. Kahn H., Wiener A. I. The Year 2000. L., 1969, p. 7.
------------------------------
перспективы для социальной интеграции еще более ухудшаются» (3), что «лица, принимающие решения не обладают необходимой широтой взглядов, фанатичны, своекорыстны или просто не привыкли пользоваться новыми критериями» (4) и т. д. Вместе с тем, следуя традициям буржуазной социологии, прогноз Г. Кана и А. Винера напрямую, игнорируя такое важнейшее звено общественной структуры, как социально-экономический строй, связывает демографические и научно-технические изменения в обществе с изменениями, непосредственно касающимися сознания и жизнедеятельности человека, включая его сексуальное и репродуктивное поведение. В этой области они предсказывают быстрое удешевление и повышение эффективности противозачаточных средств и повсеместное распространение контроля над рождаемостью вплоть до перспективы «сделать женщину бесплодной в течение всей ее жизни и возвращать ей способность к деторождению лишь на определенный - когда она этого пожелает - период с помощью пилюль или инъекций» (5). В связи с этим предположение, что к 2000-му году население планеты увеличится до 6,9-7 млрд. человек, кажется авторам неоправданным, и они полагают, что эту цифру следует уменьшить на 1-2 млрд.
Однако естественное рождение детей уже в недалеком будущем должно превратиться, согласно рассматриваемому прогнозу, лишь в один из возможных способов воспроизводства населения. Другим будет «устойчивое производство яйцеклеток и спермы и создание путем лабораторного оплодотворения стольких человеческих эмбрионов, сколько желательно» (6). Воспитание, в том числе и семейное, также окажется излишним, так как «использование химических средств контроля над мозгом может открыть путь к управлению поведением индивидов и масс неразрушающими методами и без активного сотрудничества с жертвой» (7).
---------------------------------
3. Там же. с. 270.
4. Там же, с. 389.
5. Там же, с. 115.
6. Там же, с. 113.
7. Там же, с. 110.
---------------------------------
Кан и Винер понимают, сколь велика ответственность ученых, правительств, общества в целом, порождаемая перспективами вмешательства в генетические и психические процессы. Однако вопросы: «Кто должен контролировать тех, кто управляет психикой?», «Кто должен контролировать генных инженеров и в соответствии с какими ценностями?»- остаются у них практически без ответа, потому что это вопросы социально-нравственного порядка и всякая попытка их решения логически ведет к критике буржуазной системы ценностей и капиталистического строя, к выдвижению на первый план проблемы гуманизма, а следовательно, социализма. Симптоматично, что эпитет «гуманистический» употребляется Канон и Винером наряду с такими определениями, как «гедонистический», «прагматический» и т. д., т. е. имеет место явное стремление субъективистски отождествить гуманизм с ценностями «общества потребления».
Рисуя картину изменений, где необходимость в семье как факторе самовоспроизводства общества сведена к минимуму, Кан и Винер фактически не отдают предпочтения ни одной из дискутируемых в современной буржуазной социологии альтернатив относительно будущего семьи: сохранится ли она в качестве моногамного союза мужчины и женщины, членами которого затем становятся и их дети, или же будет представлена различными видами сожительств, вопрос о возможности социальной регламентации которых в настоящее время также является предметом обсуждения на Западе.
Понятие о конкретных аспектах дискуссий по поводу будущего семьи в современном буржуазном обществе может дать опубликованный в 1978 г. отчет Датского национального института социальных исследований, в котором содержится обобщение основных pro u contra в связи с данной проблемой. Выбор нами этого документа определяется, во-первых, его обобщающим и ответственным характером, так как он создан в сотрудничестве с Комиссией по семейному законодательству, во-вторых, тем обстоятельством, что Дания в настоящее время является страной, где новейшие тенденции западного общества в сфере сексуального и репродуктивного поведения проявляются раньше и полнее, чем в других.
В отчете констатируется, что даже в пределах последнего десятилетия «восприятие брака претерпело значительное изменение» (9). Этому способствовали быстрый рост участия замужних женщин в производстве (в 1976 г. в Дании работало 60 % замужних женщин, половина из них - неполный рабочий день) и формирование новой установки, разрешающей добрачные связи вследствие «наличия контроля за рождаемостью, свободы аборта, а также расширения возможностей к более независимому поведению женщин и их стремления утвердить эту независимость» (10).
Определенное влияние на распространение добрачных сожительств оказывают и такие процессы, как рост разводов и изменение на этой почве связанных с браком ожиданий, нехватка жилья (согласно одному из исследований, только 40% семей к моменту вступления в брак имели свое жилье, а 22% семей получили его после рождения ребенка) и распространение в массовом сознании убеждения, что так называемые «пробные браки» или «помолвки, допускающие интимные отношения», способствуют созданию более прочных союзов.
В отчете отмечается, что за одиннадцатилетний период (1964-1974 гг.) число браков в Дании сократилось с 39 565 до 33 182, а число разводов возросло с 6 483 до 13 132 в год. По данным 1973 г., около 80% супружеских пар начали совместную жизнь до официального вступления в брак. Разумеется, что сожительства, пе завершающиеся браком, распространены гораздо шире. Общественное
-------------------------------
8. Описывая понятие «разрешающего - сдерживающего континуума», применяемого в эмпирических исследованиях сексуального поведения, известный американский социолог Г. Кристенсен приводит Данию в качестве «района западного мира», где «разрешаемость» выражена наиболее полно (см. Кристенсен Г. К проблеме так называемого сексуального освобождения женщин. - Изменение положения женщины и семья, с. 115,116).
9. The Future of Marriage in Denmark (is written by Inger Koch-Nielson). - «The Danish National Institute of Social Research Booklet». Copenhagen, 1978, N 7, p. 9.
10. Там же, с. 12.
-------------------------------
мнение Дании в целом терпимо относится к этой тенденции: по свидетельству Ж.-Л. де ла Гайя, «85% датчан высказываются за свободу добрачных отношений, при условии если есггь хоть какое-либо чувство, и 90% высказываются за верность в браке» (11).
Рассмотренные выше изменения в восприятии брака не поколебали, однако, его позиций в практической жизни. Доля населения страны, состоящего в браке, не сокращается, а средняя продолжительность брачного союза в настоящее время та же, что и в начале столетия (12). Хотя за последние 10 лет число внебрачных рождений возросло почти в 2 раза, подавляющее большинство детей рождается и воспитывается в семье. При этом «молодые замужние женщины (от 15 лет до 31 года) в одинаковой степени одобряют как традиционную семью, так и более современный ее тип, при котором муж работает полный рабочий день, жена - неполный, а дети в часы, когда жена занята на службе, находятся в детском саду» (13).
В результате сопоставления многочисленных данных и мнений, могущих пролить свет на перспективу развития отношений между полами, в отчете формулируется вывод, что, «возможно, мы имеем дело с ослаблением тенденции вступать в брак, однако пе тенденции мужчин и женщин устанавливать отношения сожительства, более или менее сходные с браком. Более того, нет причин полагать, что эта (последняя) тенденция может измениться в обозримом будущем. Стабильность таких отношений будет, вероятно, уменьшаться и дальше, так же как не останется неизменным разделение труда между мужем и женой. Объединение местожительства и финансов перестанет быть обязательным следствием близких отношений, но во многих случаях может сохраниться по практическим и эмоциональным соображениям. При наличии детей степень сотрудничества между супругами будет, по-видимому, усиливаться, так что отношения сожи-
--------------------------------
11. Науе de la, J. L. Dossier education sexuelle. Paris, 1975, p. 113.
12. The Future of Marriage in Denmark, p. 9.
13. Там же, с. 14.
---------------------------------
тельства будут стремиться к отношениям, подобным браку» (14).
Таким образом, дилемма будущего семьи решается в буржуазной социологии в пользу не брака в его современном значении, а сожительства, которое лишь в определенной ситуации может приблизиться к модели брачного союза. Поэтому в отчете содержится рекомендация правительству Дании разработать законодательные положения применительно к главным из возможных типов сожительств. Высказывается также мнение, что регулирование сожительства может осуществляться самой парой на основе контракта, для чего должно быть предусмотрено несколько стандартных образцов таких контрактов. Но этот путь приспособления законодательства к практике сексуального поведения в конце концов признается менее реальным, так как пока что лишь 16% сожительствующих пар «имеют соглашения, регулирующие возможный будущий «развод»» (15).
Разумеется, прогноз, предложенный датскими социологами, аккумулирует не все, а лишь наиболее типичные для современного буржуазного социального мышления точки зрения. От этой линии есть множество отклонений как в сторону консервации традиционной модели, основанной на частнособственнических отношениях моногамной семьи, так и в сторону полного отрицания всех ценностей, лежащих в основе моногамии как нравственной нормы: любви, долга, верности, ответственности, взаимопомощи. Причем знаменательно, что буржуазные социологи, специализирующиеся на «советской тематике», пытаются найти аналогию каждому из этих вариантов и в социалистической действительности.
Так, не столь давно один известный американский журнал, сославшись на данные советской статистики о разводах, абортах, брачной и внебрачной рождаемости, сделал заключение, что «Россия переживает тот же вид социальной трансформации, который наблюдается на Западе, не так быстро и полно, но по тем же основным причинам». Однако ее жители находятся, по мнению журнала, в зна-
--------------------------
14. Там же, с. 19.
15. Там же, с. 25.
--------------------------
чительно худшем положении. Подлинным трагизмом веет от описания положения молодежи, особенно девушек, безнадежно ожидающих совета и руководства по любви и браку. В редких случаях популярные издания для юношества печатают одну-две страницы писем по этим проблемам, содержащих, как правило, жалобы на матерей, которые буквально роняют из рук вязанье, услышав вопрос на запретную тему. Некоторые средние школы предлагают половое просвещение, ограничивая его двена-дпатичасовой программой из жизни птиц и пчел. Есть немного научных книг, которыми пользуются в условиях строжайших ограничений.
Далее журнал высказывает предположение, что в советском обществе не хотят и не могут преодолевать коллизии, порождаемые «социальной трансформацией», западными методами (потому, что «потребительство» в коммунистической идеологии будто бы «бранное слово»), и сообщает о «некоторых советских авторитетах, предлагающих другой подход; они видят его в бригадах домашних работников, переходящих из квартиры в квартиру; их дело уборка, стирка, приготовление ужина, чтобы его можно было сразу, как только мать придет с работы, поставить в духовку. Другие бригады разведут по домам детей, которые днем находятся в детском саду или школе» (16).
Мы столь подробно рассказали об этой статье из американского журнала не потому, что она вносит что-либо новое в анализируемую проблему, а лишь потому, что она в высшей степени показательна для «советологической» манеры интерпретировать статистику, описывать изменения, происходящие в жизни советской семьи, и предсказывать ее будущее.
Эта манера, надо признать, не страдает однообразием. В ней и грубая фальсификация некоторых видов взаимопомощи, практикуемых населением отдельных домов, и микрорайонов, и умелое обыгрывание осуждаемых советской общественностью про-
---------------------------
16. Marriage and Divorce. Russian Style. «Strange Blend of Marx and Frend». - «U. S. News and World Report», August 30, 1976.
---------------------------
явлений ханжества, и рассчитанная на снисходительного к логике читателя подмена понятия «потребление» понятием «потребительство», имеющим в нашем языке действительно негативный смысл, и, наконец, использование количественных показателей для доказательства качественной идентичности происходящих в буржуазных и социалистических странах процессов. Поскольку последний прием может создать иллюзию научности, на нем следует остановиться подробнее.
Хорошо известно, что степень психологической совместимости (идет ли речь о супружеских отношениях или об отношениях между поколениями) во многом зависит от социального положения соответствующих групп населения: мужчин и женщин, стариков и молодежи.
В западной социологии можно найти много указаний на то, что экономическая и социальная дискриминация женщин, трудности интеграции молодежи в профессионально-трудовую и социальную жизнь современного буржуазного общества не только усиливают моменты несовместимости в брачно-семейных отношениях, но и нередко доводят ее до отчуждения, открытой враждебности. Так, в книге «Будущее семьи» констатируется, что «американская модель» семьи, подчеркивающая, с одной стороны, «успех», с другой - «домовитость», на деле скорее «модель супружеского несчастья» (17). В этих обстоятельствах супружеские конфликты и разводы выступают как закономерное порождение самой социальной сущности брачно-семейных отношений.
Поскольку же молодежь имеет обильную негативную информацию относительно того, что ее ожидает в браке, который, по выражению американского социолога Д. Бернард, есть отрицание в женщине ее пола, ее личности (18), постольку как юноши, так и девушки располагают весьма сильными аргументами в пользу «половой свободы» до женитьбы и замужества. Следовательно, научно-техническая революция, урбанизация, ослабление социального контроля над молодежью практически не создают,
------------------------------
17. The Future of the Family. L. K. Howe (Ed.). N. Y., 1973.
18. Bernard J. The Future of Marriage, p. 69.
------------------------------
а лишь усиливают тенденцию, именуемую «сексуальной революцией». Зарождается же эта тенденция в глубинах социально-экономических отношений буржуазного общества.
В условиях социализма отношения между мужчиной и женщиной также не свободны ни от конфликтов, ни от разводов, ни от фактов добрачной сексуальной жизни молодежи. Но чем порождаются и какой характер носят указанные явления?
Как уже отмечалось, социалистический образ жизни привел к коренному изменению системы ценностей, регулирующих сексуальное поведение. Основной ценностью, оправдывающей сексуальную близость и брак, стала романтическая любовь, причем не в качестве своеобразного дополнения к утилитарным преимуществам, получаемым вместе с супружеством, а в качестве прямого антипода утилитарному расчету. Все исследования мотивов сексуальной близости и брака, проведенные в СССР в 60-70-х годах, подтверждают этот вывод. Вместе с тем они свидетельствуют и о том, что сексуальная близость, объясняемая только любовью, нередко заканчивается не браком, а разочарованием; браки же по любви распадаются не реже, а подчас даже чаще, чем супружеские союзы, основанные на более прозаических соображениях («пришло время выходить замуж», «он (она) - хороший человек» и т. д.).
Разумеется, в подобных случаях дает себя чувствовать и упоминавшийся нами эффект завышенных ожиданий, которые обычно связывают с любовью. Однако дело не только в этом. Оказалось, что представление о любви и требованиях к ней далеко не идентичны у разных индивидов вплоть до того, что слово «любовь» зачастую используется для обозначения весьма различных, вплоть до самых примитивных отношений между полами. Было выяснено также, что одной лишь любви не всегда достаточно для успеха брака, что нужны еще по меньшей мере подготовка молодежи к супружеству, отцовству, материнству, создание системы помощи семье, которая оперативно разрешала бы противоречия, спонтанно возникающие в семейной, и прежде всего в сексуальной, жизни. Некоторые социологи считают, что избежать этих противоречий можно лишь методом «добрачных проб». Нам представляется, что настаивать на этом можно лишь в том случае, если будет доказано, что сексуальная гармония зависит всецело от природных данных супругов. Поскольку же подобное допущение явно некорректно, следует ожидать, что активизация службы помощи семье способна в значительной мере решить проблему преодоления супружеских конфликтов, даже если они имеют своим источником сексуальную неудовлетворенность.
Из факторов, выходящих за рамки социально-экономических отношений, наиболее сильное воздействие на сексуальное поведение, брак и семью оказывает количественное соотношение мужчин и женщин брачного возраста.
Любое нарушение этого соответствия, происходящее в силу различных причин, обычно имеет своим следствием существенное снижение у определенной части женщин, а следовательно, и мужчин критериев, допускающих сексуальную близость и брак. Возникающий в связи с этим стереотип сексуального поведения может упрочиться у части населения, тем более что миграционные процессы помимо того, что они создают подчас серьезные локальные демографические диспропорции, обусловливая преобладание в одних регионах мужского, а в других женского населения, также отрывают людей от привычного социального окружения, расшатывая ужо сложившиеся «механизмы» поведения. Это актуализирует проблему посредничества в выборе брачного партнера, которое ныне осуществляется в нашей стране путем создания и развития «службы знакомства». Последняя не, имеет целью ни заменить личный выбор супруга и браки по любви, ни восстановить некогда существовавший обычай сватовства, так как, во-первых, она никому не навязывает своей помощи и имеет дело лишь с теми, кто к ней обращается, во-вторых, посредничество в знакомстве ни в коей мере не означает вмешательства в само решение вопроса о заключении брака. Иначе говоря, «служба знакомства» не претендует на то, чтобы подбирать женихов и невест, а лишь расширяет круг брачного выбора и, следовательно, улучшает его шансы.
Сказанное вовсе не означает отрицания возможности существования идентичных или сходных тенденций в развитии семьи в различных социально-экономических системах. В брачно-семейных отношениях проявляются не только социальные идеалы, нормы, ценностные ориентации, содержание которых формируется и развивается под влиянием прежде всего социально-экономических отношений, но и особенности психики людей, связанные с полом, возрастом, местом проживания, характером труда, уровнем его технического оснащения, условиями жизни и т. д. Эти особенности, проявляясь в индивидуальных и групповых действиях людей, порождают черты определенной общности поведения. Вряд ли можно спорить, например, с тем, что профессиональная работа женщин, рост их экономической самостоятельности наряду с повышением надежности и доступности средств предотвращения беременности во многом способствовали изменению норм сексуальной жизни безотносительно к типу общества. Однако было бы неверным абсолютизировать эту зависимость: то, что «многие женщины, вступающие во внебрачные отношения, имеют законченное профессиональное образование и работают» (19), может быть эмпирическим фактом, локальной тенденцией, но отнюдь не общим правилом, так как поступки человека определяются не столько его образованием и отношением к труду, сколько нравственным сознанием, а следовательно, системой моральных ценностей, господствующих в данном обществе.
Трудно возражать и против того, что раздуваемая время от времени некоторыми реакционными кругами империалистических стран военная истерия оказывает определенное травмирующее воздействие на психику людей, особенно на впечатлительную и эмоциональную молодежь, по обе стороны баррикад, вызывая у наиболее слабых духом желание жить лишь сегодняшним днем. Но с другой стороны, угроза атомной смерти обычно воспринима-
------------------------------
19. The Future of Marriage in Denmark, p. 12.
------------------------------
ется людьми не непосредственно, а через специфическую для каждого типа общества систему массовой информации и пропаганды, позиции, установки, цели,, методы которых оказывают существенное воз-действие на характер ответной реакции человека.
Следовательно, общность тога или иного фактора современной жизни, влияющего на сексуальное и репродуктивное поведение людей, не означает идентичности этого влияния в условиях социализма и капитализма. Поэтому многие прогнозы буржуазных социологов, основывающихся на учете подобных факторов, могут быть справедливыми для буржуазного общества и неверными для общества социалистического.
По словам известного психолога О. Рюле, буржуазное общество теперь с сокрушением стоит у разбитого семейного корыта и с ужасом глядит на грозное бедствие, именуемое современным брачным вопросом; однако ответственным за это несчастье следует делать не самый институт брака, как таковой, а лишь то ужасное искажение его, ту карикатуру на него, в которую мужчине заблагорассудилось превратить идею моногамии. Действительно, мужчины, точнее, собственники-мужчины немало потрудились над тем, чтобы моногамия осуществлялась не как высокая нравственная цель в отношениях между мужчиной и женщиной, а как средство наживы и порабощения. Но отрицать на этой основе сам принцип моногамии - значит пытаться разрешить противоречие между экономическим и нравственным развитием в условиях капитализма путем отказа от нравственного развития. Эта перспектива с рядом оговорок и прогнозируется буржуазными социологами, особенно теми, кто считает высшим выражением свободы и гуманности в отношениях между полами внебрачную «половую свободу».
Социализм ведет к преодолению противоречия между экономикой и нравственностью на других основах. Всестороннее духовное развитие общества и личности становится целью и смыслом экономического прогресса общества. Но чем человек духовно богаче, тем в большей мере его сексуальная потребность опосредуется моральными и эстетическими потребностями, а отношение к другому полу приобретает настолько индивидуализированный, затрагивающий все стороны человеческой психики, насыщенный эмоциональными мотив-ами и нереживаниями характер, что моногамия становится единственно возможной его формой. В той мере, в какой подобное отношение свойственно каждой из участвующих в нем сторон и является обоюдно добровольным, в нем снимается противоречие между свободой и ответственностью.
Таким образом, с развитием и духовным обогащением человека его стремление к свободе все меньше связывается с возможностью вступать в близкие отношения с максимально большим количеством лиц другого пола и все больше - с прогрессирующим ограничением круга таких лиц, так как, во-первых, повышаются критерии выбора и уровень сопутствующих ему ожиданий, во-вторых, все большее значение для обеих сторон приобретает фактор взаимности: сила ответного чувства, его мотивы, стабильность и т. д.
Итак, в развитии (а значит, и перспективе) сексуального и соответственно репродуктивного поведения имеет место не одна, а по крайней мере две тенденции. Первая из них отражается в прогнозах, предполагающих «размывание» брака волнами «сексуальной революции», наступление уже в ближайшем будущем эры своего рода полиформизма интимной жизни людей, где моногамный брак будет лишь одной из многих разновидностей сексуального сожительства. В основе этой тенденции лежит противоречие между прогрессом техники, материальной культуры и материального потребления, с одной стороны, и снижающейся интенсивностью духовной жизни (несмотря на рост уровня образования) определенных слоев буржуазного общества и его молодого поколения - с другой.
Вторая тенденция имеет своим источником обеспечиваемое социализмом ускоренное развитие пс только материального, но и духовного производства, повышение нравственной и эстетической культуры масс, все более полное использование духовного потенциала общения, расцвет человеческой личности. Это задача гораздо более сложная и трудная, чем подчас представляется. Но трудно не значит неосуществимо. Главный вопрос здесь - в способности, умении разумно использовать возможности социализма, в совершенствовании организации труда и быта, составляющих непосредственную среду человеческой жизнедеятельности, в осуществлении комплексного подхода к воспитанию и систематическом повышении его качества и эффективности.
Если кратко обобщить сказанное и определить основные контуры будущего семьи в социалистических странах, то оно представляется отнюдь не как предсказываемое многими буржуазными социологами движение к легко расторгаемым, сравнительно непродолжительным и даже не всегда строго моногамным формам сожительства мужчины и женщины. Будущая семья явится итогом освоения и развития всех ценностей человеческой культуры в сфере взаимоотношения полов и главной из них - романтической любви с присущими ей атрибутами долга, верности, самоотверженности, постоянства. Это торжество подлинной моногамии осуществится благодаря расширению и упрочению духовно-нравственного базиса единобрачия в ходе дальнейшего развития социалистического общества.
Социалистический гуманизм отрицает ханжество традиционного буржуазно-мещанского брака, однако отнюдь не во имя «легкости поиска удовлетворения», как «изысканно» выражаются некоторые буржуазные авторы. Он выступает против пропагандируемого на Западе «облегченного подхода» к сексуальной жизни, но не ради возвращения к ханжеству. Человек имеет право удовлетворять все свои потребности, но никто не может поставить под сомнение также и право общества дать ему возможность осуществлять это в истинно человеческих, а не животных формах. Тело человека может стать и объектом похоти и объектом нравственно-эстетических переживаний, поднимающих сексуальный интерес до уровня возвышенного, подлинно человеческого чувства. Если в первом случае знаменитая фраза to make love означает не больше, чем «совершить половой акт», то во втором она оказывается идентичной выражению «воспитать человека». Причем и тот и другой случай - результат очеловечения сексуального инстинкта, потому что похоть - явление столь же социальное, сколь и любовь. Значит, вопрос не в том, дать естественной потребности «свободно» развиваться или же социально трансформировать ее, а в том, какое направление задать этой социальной трансформации. Свобода - не отсутствие социальных ограничений; она проявляется прежде всего в использовании социального влияния на благо развития человеческой личности.
В предвидении перспектив дальнейшего подъема экономики и культуры советского общества, реализации основных задач социальной политики по стимулированию брачности и рождаемости и преодолению противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины, а также создания и систематического совершенствования «службы семьи» можно ожидать, что в ближайшем будущем положение в области брачно-семейных отношении сложится следующим образом:
- сохранится наметившаяся уже в 60-х годах тенденция повышения брачности населения и увеличения количества состоящих в браке лиц;
- произойдет сближение показателей рождаемости в различных регионах и стабилизация ее на уровне примерно 2-2,5 ребенка на семью; уменьшится количество бездетных и неполных (без отца) семей;
- будет продолжаться нуклеаризация семьи в связи с ростом жилищного строительства, повышением качества общественно-бытового обслуживания и воспитания детей в общественных детских учреждениях, а также с выравниванием продолжительности жизни мужчин и женщин;
- усилится эгалитаризация семейной структуры, а распределение остающегося в семье труда станет более равномерным;
- увеличится сплоченность и социальная дееспособность семьи вследствие роста благосостояния, сокращения времени на бытовой труд, расширения и обогащения внутрисемейного общения, повышения общей и психологической культуры супругов, возрастания эффективности социальной помощи в решении экономических и психологических проблем семейной жизни, а также в преодолении периодически возникающих конфликтов между супругами и поколениями;
- сократится число разводов, в первую очередь за счет ослабления действия таких факторов, как плохая подготовка молодежи к браку и несерьезное отношение к выбору будущего супруга, сложные условия адаптации молодоженов к семейной жизни, материальные и жилищные трудности, алкоголизм;
- после того как будут решены пока что нерешенные проблемы временного бытового устройства молодой семьи в условиях студенческого и рабочего общежития и т. д., можно ожидать некоторого понижения брачного возраста; это в свою очередь может привести к сокращению добрачных связей среди молодежи, поскольку «часто это просто растянутый процесс вступления в брак, когда начало половых отношений предшествует формальному и фактическому заключению брака» (21);
- по-видимому, будет продолжаться рост количества межнациональных браков на почве процесса сближения социалистических наций и интенсификации межнационального общения, особенно в регионах со смешанным населением;
- еще более увеличится роль семьи в формировании молодого поколения в связи с ростом ее социально-воспитательных возможностей и с наблю-
--------------------------
21. Далекий Л. Е, Таблицы брачности женщины СССР (по выборочным данным). - Изучение воспроизводства населения. М., 1968, с. 97.
--------------------------
дающимся ныне ускорением интеллектуального развития детей;
- будет развиваться соседское и родственное межсемейпоо сотрудничество, поскольку с повышением культуры возрастет ценность свободного времени и, следовательно, усилится стремление к рационализации семейных функций за счет кооперирования соответствующих форм труда и досуга;
- более четкой, чем в настоящее время, станет координация усилий семьи, школы, общественности в воспитании подростков; произойдет дальнейшее сближение деятельности семьи и трудовых коллективов в решении проблем комплексного подхода к воспитательной работе.
Что касается более отдаленного будущего брачно-семейных отношений, то здесь в основу прогноза может быть положена известная мысль Ф. Энгельса, что при коммунизме «отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться» (22). Иногда эта мысль трактуется в том духе, что в коммунистическом обществе семья должна постепенно «отмереть» вместе с государством (23). Однако данная аналогия нам кажется ошибочной.
Существование государства обусловлено классовыми различиями, семья же - не политическое, а социально-нравственное явление, на нее политика влияет, как влияет она, например, на искусство и науку. Поэтому из отмирания классовых различий и связанных с ними политических отношений и
--------------------------------
22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 336-337.
23. В буржуазной социологической литературе подобная интерпретация этой мысли Ф. Энгельса обычно приписывается марксистской теории и возводится в ранг «официальной доктрины». Например, К. Гейгер пишет: «Маркс и Энгельс проводят аналогию между классами и государством, с одной стороны, и супругами и семьей - с другой. Государство - это надстроечный элемент, созданный буржуазией для защиты интересов собственности, который неизбежно исчезает с исчезновением классов. Семью постигнет та же участь, поскольку ее функция, очевидно, аналогична функции государства. Это институт для защиты интересов мужа в эксплуатации своей жены. Он - буржуа, его жена - пролетарий» (Geiger Н. К. The Family in Soviet Russia. Сапь bridge (Massachusetts), 1968, p. 25).
--------------------------------
учреждений отнюдь не следует отмирание семьи. Она перестанет существовать лишь в качестве юридического института. Но кроме правовой есть еще моральная санкция брака. Уже в настоящее время контроль общественности зачастую значит для поведения людей больше, чем юридический контроль. Практика товарищеских судов дает множество примеров того, что нарушители правил социалистического общежития боятся общественной гласности и общественного осуждения больше, чем судебных разбирательств. Разумеется, моральное регулирование отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми менее всего будет иметь характер вмешательства в эти отношения, пока люди, участвующие в них, не нарушают нравственных норм. Но коль скоро даже при коммунизме, очевидно, сохранится возможность противоречий между индивидуальным и общественным сознанием, поведением каждого человека и социальными требованиями, предъявляемыми к этому поведению, сохранится и необходимость в своеобразном нравственном арбитраже, а подчас даже и принуждении со стороны общества по отношению к отдельным его членам.
Так как сексуальное и репродуктивное поведение зависит от уровня духовной культуры общества и степени ее распространенности в массах, глубины освоения ее каждым человеком, то в ходе коммунистического строительства будут создаваться все более благоприятные условия для повышения требований к личности и критериев ее оценки и самооценки, для уменьшения количества нравственно немотивированных сексуальных связей, для приближения практики отношений между полами к идеальной модели. Это, естественно, будет способствовать стабилизации брака на основе возрастающего единства индивидуальных и общественных интересов, все большей гармонизации стремлений людей к дичному благу с социальными потребностями, использованию огромного психологического потенциала семьи в целях максимально эффективной социализации молодого поколения.
В то же время развитие личности, преодоление наблюдающегося в настоящее время противоречия между процессами роста образованности, с одной стороны, и нравственно-эстетической культуры - с другой, по-видимому, приведут к дальнейшему повышению связанных с браком ожиданий и к расширению возможности возникновения коллизий между этими ожиданиями и реальностью супружества. Соответственно увеличатся и возможности общества и каждой отдельной семьи в их разрешении.
Сказанное в значительной мере относится и к отношениям между поколениями. Любовь к детям, чувства отцовства, материнства и ответные чувства детей к родителям с обогащением духовного мира личности и содержания межличностных отношений будут, по всей вероятности, не «отмирать», а усиливаться: ведь они зависят от того, насколько связь, обусловленная фактом рождения, усиливается ценностями культуры и ее освоения на уровне индивида. Увеличится и роль детей как фактора сплочения семьи и обновления супружества, ибо само общение с ними станет более разносторонним, эмоционально насыщенным и - по мере сокращения рабочей недели - продолжительным по времени.
Как уже отмечалось, общественное воспитание детей вовсе не отрицает семейного воспитания. Более того, развитие социальной психологии принесет, по-видимому, новые доказательства того, что родительское воздействие на ребенка является необходимой предпосылкой его нормального развития. Если сейчас интернаты иногда опасаются контактов детей с их семьями, ибо среди этих семей немало дезорганизованных, то для коммунистических воспитательных учреждений данная проблема перестанет существовать и они будут не менее, чем родители, заинтересованы в таком воспитании детей, в котором полностью использовались бы воспитательные возможности семьи.
В какие конкретные формы выльется это будущее сотрудничество родителей и общественных воспитателей, сейчас сказать трудно, но бесспорно, что коммунизм ни в коей мере не будет означать изоляции детей от родителей и освобождения последних от моральной ответственности за воспитание потомства. Кроме того, нужно учитывать, что сам рост массовых, организованных и в этом смысле регламентированных форм времяпрепровождения не может не увеличивать ценность семьи как самобытной, индивидуальной ячейки, -создающей для человека более непосредственную интимную обстановку.
Остается последний «аргумент» в пользу «отмирания» семьи как социального института - ссылка не столько на дух, сколько на букву приведенного выше высказывания Ф. Энгельса. Что касается формы будущих отношений между полами, то здесь Ф. Энгельс никак не может рассматриваться в качестве провозвестника «отмирания» семьи, ибо и в «Принципах коммунизма» и особенно в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» он говорит о развитии не какого-либо альтернативного единобрачию и индивидуальной половой любви, а именно моногамного принципа. Мысль же о том, что коммунизм не предполагает общественного вмешательства в отношения полов, означает отрицание не социальной значимости данных отношений, а какого-либо социального принуждения или ограничения в выборе брачного партнера. Данный выбор становится «частным делом, касающимся только заинтересованных лиц», уже при социализме, коммунизм продолжает и развивает эту тенденцию, обеспечивая тем самым наиболее последовательную и полную в истории свободу брака.
Правда, указанное высказывание Ф. Энгельса не позволяет уточнить, как он понимал общественное воспитание детей, и поэтому дает возможность трактовать эту свободу как отсутствие родительского, а следовательно, и супружеского долга. Но если обратиться к «Манифесту Коммунистической партии» и более поздним работам основоположников марксизма, то станет ясным, что, говоря об «отпадении» семьи, они имеют в виду не семью, как таковую, а ее собственническо-буржуазную форму. Самое же главное состоит в том, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс никогда не претендовали на предсказания того, как конкретно будут складываться при коммунизме отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. «...То, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами после предстоящего уничтожения капиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено,- отмечал Ф. Энгельс. - Но что придет на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий» (24).
В какой-то мере эта осторожность Ф. Энгельса в определении будущего брачно-семейных отношений сохраняет свою актуальность и в наши дни. Но поскольку мы сейчас смотрим на это будущее не из глубоких недр капитализма, а с рубежа, за которым оно непосредственно начинается, мы можем сделать более конкретные выводы. В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится не просто об отношениях полов при коммунизме, а о коммунистической семье. Это положение выдвинуто не вопреки мнению «первых коммунистов», как пытаются утверждать некоторые наши буржуазные оппоненты, а в развитие их идей, на основе обобщения того опыта, который накоплен в практической борьбе советского народа и Коммунистической партии за социализм и коммунизм.
Каково же основное содержание тех изменений, которые произойдут в брачно-семейных отношениях в связи с переходом от социализма к коммунизму? Чем коммунистическая семья будет отличаться от современной советской семьи? Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что социализм, являясь огромным шагом вперед в достижении свободы брака, не избавляет, однако, людей от влияний, ограничивающих эту свободу. Коммунизм снимает эти ограничения, обеспечивая изобилие материальных и духовных благ и превращая труд, участие в общественном производстве в первую жизненную необходимость, исключает все формы паразитизма и социальной пассивности людей. Поэтому каждая коммунистическая семья будет возникать и суще-
--------------------------
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 85.
--------------------------
ствовать как трудовая семья, тесно связанная с жизнью всего общества. Распределение по потребностям и преодоление всех собственнических пережитков в сознании людей окончательно исключат возможность браков по расчету или каким-либо другим соображениям, не совпадающим с личной склонностью. Очевидно, будут постепенно изживаться и поздние браки, ибо, во-первых, семейное благополучие перестанет зависеть от завершения образования, приобретения специальности и других обстоятельств, отдаляющих подчас время первой большой любви от времени замужества или женитьбы; во-вторых, совершенствование системы воспитания уменьшит, а может быть, и вообще уничтожит существующий еще разрыв между половым и нравственным созреванием молодежи.
В. И. Ленин в беседе с К. Цеткин подчеркивал истинность высказанной Ф. Энгельсом мысли о том, что для формирования коммунистических отношений между мужчиной и женщиной «важно, чтобы половая любовь развилась и утончилась» (25). Это развитие и утончение половой любви под влиянием общего духовного прогресса общества постепенно сделают практически невозможными случайные интимные сожительства, поскольку они в принципе несовместимы ни с чувством гордости мужчины и женщины, ни с чувствами их чести и собственного достоинства, ни даже со стремлением к красоте и порядочности поведения. А так как любовь будет главным и единственным оправданием половой близости как для каждого человека, так и для общественного мнения, то она фактически будет идентична браку.
Однако из этого не следует, что брак, возникший из любви, будет регулироваться лишь эмоциями. Ф. Энгельс, бесспорно, прав в утверждении, что раз чувство совершенно иссякло или его вытеснила новая страстная любовь, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества (26). Однако между «апогеем» любви и моментом, когда она «совершенно иссякла», есть множе-
--------------------------------
25. Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, с. 484
26. См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 85.
--------------------------------
ство промежуточных состояний этого чувства и его соотношения с новыми увлечениями. Мало того, «новая страстная любовь» может оказаться в какой-то степени результатом того, что «все новое действует на ребенка и взрослого, подобно всякой неожиданности, сильно» (27), а старая любовь, лишаясь очарования новизны, может, несмотря на это, всю жизнь сохранять глубокие корни в душе человека. И. М. Сеченов различает в нормальном развитии половой любви три последовательные фазы:
1. Платоническая любовь, в которой «половой характер чрезвычайно бледен на том основании, что рядом с яркими, следовательно страстными зрительными и слуховыми ощущениями лежат неопределившиеся, еще темные половые желания» (28).
2. Любовь - обладание, в которой страсть человека «вспыхивает еще живее, ярче, потому что место темных, неопределенных половых стремлений заступают теперь яркие, трепетные ощущения любви» (29).
3. Любовь по привычке, в которой «страсть уже потухла даже в тех счастливых случаях, когда с обеих сторон действительность соответствовала идеалам... Любовь, однако, не уничтожилась: от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого» (30).
Далее И. М. Сеченов делает очень важный в этическом отношении вывод, что «человек, раз переживший все эти натуральные фазы полной любви, едва ли может любить страстно во второй раз. Повторные страсти - признак неудовлетворенности предшествующим» (31).
На основе этих психологических данных можно, заключить, что, хотя при коммунизме сохранится возможность и иссякания любви как с одной, так
--------------------------------
27. Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М., 1952, с. 109.
28. Там же, с. 114.
29. Там же. с. 115.
30. Там же.
31. Там же.
--------------------------------
и с обеих сторон, и всякого рода драм на этой почве и даже разводов, эта возможность будет превращаться в действительность несравненно реже, чем в настоящее время, ибо в числе факторов, оказывающих воздействие на брачно-семейные отношения, уже не будет ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия.
Обогащение внутреннего содержания половой любви будет, по-видимому, сопровождаться развитием и тех внешних форм, в которых выражаются и закрепляются брачно-семейные отношения. К ним относятся новые обычаи и обряды, связанные с ухаживанием, вступлением в брак, рождением ребенка и другими важными событиями семейной жизни. Существует мнение, что эта внешняя сторона брачно-семейных отношений не имеет сколько-нибудь существенного значения, а является лишь своего рода данью традиции. Нам кажется, что это не так. Духовный прогресс общества означает не только повышение идейно-интеллектуального уровня людей, но и возрастание их способности к эмоционально-эстетическим переживаниям. Последняя же значительно усиливает роль чувственных впечатлений во взаимоотношениях людей. Это обусловлено тем, что, как отмечал И. М. Сеченов, страстность психического рефлекса предполагает внешнее влияние, лежащее в основе его (32).
По мере эстетического развития люди будут стремиться не только к правильности, но и к красоте поступков и требовать этого от других. Разрыв нравственного и эстетического элементов поведения, достигший наибольших размеров в классово антагонистическом обществе и сохранившийся в какой-то мере при социализме, в условиях коммунизма будет полностью преодолен.
Событие, имеющее совершенную эстетическую форму, легче запоминается, дольше сохраняется в памяти, а это значит, что сохраняется и тот моральный смысл, который оно имело для данного человека. Регистрация брака в загсе ничем не выделяется из массы других канцелярских процедур. Домашнюю вечеринку в честь замужества или женитьбы
------------------------------
32. См. там же, с. 104.
------------------------------
трудно отличить от множества других вечеринок. А вот единственную и неповторимую в своем роде свадьбу с ее особым и многозначительным эстетическим ритуалом человек не забудет никогда, и заданный ею «эмоциональный тон» может «звучать» в супружеских отношениях всю жизнь. Это означает, что внимание, которое советская общественность уже в настоящее время уделяет эстетической стороне брачно-семейных отношений,- не «дань традиции» и даже не простое противодействие бытовым обрядам, культивируемым церковью, а своего рода «предчувствие» той большой роли, которую эта сторона жизни будет играть при коммунизме. Не случайно ростки новых, коммунистических обычаев и обрядов чаще всего возникают на предприятиях и в бригадах коммунистического труда.
В связи с тем что при переходе к коммунизму расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми, роль общественного мнения и внутренних нравственных убеждений в брачно-семейных отношениях будет сначала все более преобладать над ролью правовых норм, а затем станет решающей. Поэтому отмирание права, а значит, и юридических гарантий прочности супружества будет иметь в значительной степени уже формальный характер и произойдет почти незаметно. Но чтобы этот процесс протекал без ненужных осложнений, необходимо дальнейшее сближение юридических и нравственных требований к браку и семье.
Изменение структуры и функций семьи при переходе к коммунизму также будет, очевидно, развитием тех тенденций, которые действуют уже в условиях социализма. При этом, хотя состав коммунистической семьи будет ограничен, как правило, двумя поколениями, связи между родственными семьями, особенно между родителями и состоящими в браке детьми, в результате устранения возможности экономических конфликтов и общего роста нравственной культуры людей станут более прочными и многообразными.
Двуединый процесс: с одной стороны, «территориальное» разделение супругов и их родителей и консолидация семьи как супружеской ячейки, скрепленной любовью и взаимными моральными обязанностями по отношению к детям и обществу, с другой - укрепление и обогащение нравственных связей между старшими и младшими супружескими семьями - может привести к созданию устойчивых семейных групп, включающих по нескольку брачных пар, которые живут раздельно, но образуют коллектив с определенным минимумом своих внутренних интересов и традиций. Взаимоотношения между членами как этих групп, так и супружеских семей будут развиваться в направлении все более полного равенства между мужчиной и женщиной и преодоления сохранившихся остатков авторитарной семейной власти. Распределение по потребностям окончательно ликвидирует зависимость морального авторитета и влияния от имущественного положения их носителей. Но значение самого морального авторитета в брачно-семейных отношениях, очевидно, возрастет, поскольку усилится роль нравственных начал в жизни всего общества.
Укрепление супружеских семей и развитие «мсжсемейыых» коллективов значительно улучшат условия воспитания детей в семье и увеличат ее педагогические возможности. Малодетность, занятость родителей, элементы семейного эгоизма и замкнутости, свойственные малой семье и во многом ухудшающие качество семейного воспитания, будут «компенсированы» более тесным общением детей внутри «большой семьи», более рациональным распределением воспитательных функций между ее взрослыми членами (каждый из них будет влиять не только на своих, но в какой-то мере и на всех принадлежащих к группе детей), ростом значения коллективного мнения родственников в решении внутрисемейных проблем.
Единственной из основных функций современной семьи, которая при коммунизме будет не развиваться, а все более «растворяться» в общественном быте, является ведение домашнего хозяйства. Еще в 1919 г. В. И. Ленин говорил о необходимости массовой перестройки мелкого домашнего хозяйства в крупное социалистическое (33). В настоящее время на основе успехов в развитии общественного быта, достигнутых при социализме, ленинская идея о крупном социалистическом хозяйстве, обслуживающем материально-бытовые нужды семьи, получает реальное осуществление.
В результате семья будет освобождена от таких трудоемких, занимающих большое количество времени работ, как закупка продуктов, приготовление пищи, стирка, починка, ремонт жилища. Поскольку же некоторые виды хозяйственно-бытового труда нецелесообразно и в экономическом, и в моральном отношении передавать общественным предприятиям (повседневная уборка помещения, кухонные работы, связанные, например, с домашними праздниками, приемом гостей), они будут механизированы.
Эти изменения в хозяйственно-бытовом обеспечении семьи приведут к полному устранению остатков неравноправного положения женщины в быту, еще больше увеличат резерв времени, который может быть использован на удовлетворение духовных потребностей и воспитание детей, уничтожат наиболее распространенные источники семейных неурядиц и конфликтов.
Следовательно, сокращение наиболее трудоемкой- хозяйственной функции семьи пойдет ей только на пользу. Эта функция обусловлена сейчас не самой сутью брачно-семейпых отношений, как, например, функция воспитания детей, а недостаточной развитостью общественного производства.
Трактуя вопрос о характере связи коммунистической семьи с общественным бытом, некоторые советские экономисты выдвигали гипотезу о необходимости создания в будущем так называемых производственно-бытовых коммун, организованных по типу теперешних здравниц или гостиниц с общественным питанием и полным обслуживанием всех живущих там семей или по типу комбинатов, в которых такие дома или дворцы-коммуны окружат центральное производственное предприятие, где работают жители этих коммун. С этой гипотезой вряд ли можно согласиться.
--------------------------------
33. См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 24.
--------------------------------
Производственно-бытовая коммуна предполагает, во-первых, связь ее членов с определенным промышленным предприятием; во-вторых, их прикрепление к определенной системе бытового обслуживания. Зададимся вопросом: насколько это представление о коммунистическом быте соответствует тем тенденциям и традициям нового общества, которые складываются уже в настоящее время.
В этой связи встает вопрос, насколько целесообразно с точки зрения условий жизни, здоровья людей, наконец, красоты (требования которой при коммунизме будут учитываться в гораздо большей степени) строить стандартные комплексы: завод или фабрика в окружении жилых дворцов. Промышленные предприятия различны как по размерам, так и по характеру производства, и, надо полагать, далеко не каждое из них даже при коммунизме будет соответствовать тем санитарным и архитектурным требованиям, которые предъявляются к жилому массиву. Кроме того, трудно предположить, что при коммунизме все люди, желающие жить совместно (например, супруги), будут обязательно работать на одном предприятии. Значит, удобствами, связанными с близостью жилища от места работы, смогут воспользоваться далеко не все члены коммуны. Более того, люди, работающие в других местах, окажутся перед дилеммой: либо жить в «своей» коммуне, т. е. отдельно от своих близких, либо ежедневно дважды преодолевать расстояние между своей коммуной и коммуной мужа или жены.
Потребности и вкусы людей при коммунизме будут более многообразны, утонченны и индивидуальны, чем когда-либо. Можно ли представить себе, что столовая или клуб данной коммуны будут соответствовать вкусу каждого из ее членов? А если нет, то существование и развитие производственно-бытовых коммун создаст хроническое противоречие между тем, чего люди хотят, и тем, что им доступно.
В настоящее время жилые массивы строятся, как правило, подальше от расположения промышленных предприятий, и дома проектируются не в виде здравниц, гостиниц или пансионатов, а в виде обычного комплекса индивидуальных квартир. Магазины, столовые, комбинаты бытового обслуживания также создаются в расчете не на какое-либо «прикрепление» к ним жителей той или иной коммуны, а на индивидуальный вкус и даже на своего рода коммунистическое соревнование за клиентуру. «Города и поселки,- указывается в Программе КПСС,- должны представлять собою рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей» (34). В числе этих наилучших условий на одном из самых важных мест находится возможность выбора форм и способов удовлетворения человеком своих потребностей.
Коммунизм не уничтожает ни индивидуальной собственности, ни индивидуальных особенностей в жизни отдельных семей и людей. Но это не будет «торжеством индивидуализма над коллективизмом», как могут вообразить себе некоторые догматики и буржуазные «специалисты по коммунизму». Дело в том, что реальная возможность свободы, а следовательно, и расцвета личности определяется степенью соответствия ее интересов интересам всего общества. Поэтому коллективность, поскольку она выступает как отражение этого соответствия, не только не противоречит индивидуальности, а, наоборот, является условием и предпосылкой действительной свободы и действительного расцвета каждого отдельного человека. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (35).
В отличие от свойственной антагонистическому обществу «мнимой коллективности», которая «всегда противопоставляла себя им (индивидам. - А. X.) как нечто самостоятельное» (36), действительная, коммунистическая коллективность отнюдь не влечет за собой вмешательства общества в частную жизнь
--------------------------------
34. Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 94.
35. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 75.
36 Там же.
--------------------------------
и однообразного автоматизма мыслей, чувств и поступков людей. Утверждать обратное - значит, во-первых, полностью отождествлять сферы личных и коллективных интересов, в то время как в действительности далеко не все. что интересует личность, может интересовать коллектив; во-вторых, игнорировать тот факт, что сила и действенность коллектива непосредственно определяются способностями, инициативой и активностью каждого из его членов и, следовательно, не только сама личность, но и коллектив кровно заинтересованы в том, чтобы все цепное, своеобразное, творческое, что заложено в человеке, было реализовано.
Таким образом, свобода и расцвет личности при коммунизме будут условием и предпосылкой дальнейшего укрепления коллективизма, а коммунистический коллективизм явится могучим источником новых успехов в индивидуальном развитии каждого человека.
Итак, история брачно-семейных отношений доказывает, что их характер определяется характером экономической, а следовательно, и всей социальной жизни общества. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и других марксистских трудах, посвященных данному вопросу, этот вывод всесторонне обоснован на материале первобытной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической эпох. Позднейшее развитие капитализма, а главное, практика социалистического и коммунистического преобразования общества полностью подтверждают марксистское учение о социальной сущности семьи и социальных источниках ее развития.
Представляя собой качественно новую ступень в развитии общества, социализм порождает и новые тенденции в брачно-семейных отношениях: массовое вытеснение меркантильно-экономических мотивов вступления в брак нравственно-эстетическими мотивами; замену патриархальной и авторитарной структуры семьи отношениями равенства и взаимного уважения мужчины и женщины, старшего и младшего поколений; выдвижение на «первый план» семейной жизни заботы о личном счастье членов семьи и воспитании детей; гармоническое сотрудничество семьи и общества в решении стоящих перед ними задач на основе единства личных и общественных интересов.
В то же время в пределах каждой общественно-экономической формации брачно-семейпые отношения обладают и относительной самостоятельностью в своем развитии. Это объясняется тем, что, во-первых, кроме экономики на семью воздействует и ряд других факторов; во-вторых, сами брачно-семей-ные отношения имеют не только материальную, но и духовно-психологическую сторону, значение которой в ходе социального прогресса человечества неуклонно возрастает.
В настоящее время изменение семьи в СССР не во всем адекватно отражает прогресс советской экономики и культуры. Это обусловлено рядом причин: цепкостью старых привычек и традиций, сохранением психологических стереотипов, порожденных демографическими последствиями второй мировой войны, и др.
Социально-экономический и культурный прогресс общества зрелого социализма существенно усиливает влияние на семью главных, ведущих тенденций социалистического образа жизни. В развитом социалистическом обществе «государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье» (37). Эта многогранная забота о семье, а также конституционно-правовое закрепление ответственности родителей за воспитание детей - яркое свидетельство заинтересованности социалистического общества в увеличении нравственно-воспитательного потенциала семьи, в усилении ее роли в процессе формирования всесторонне развитой личности.
--------------------------------
37. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, ст. 53.
--------------------------------
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.