Творчество Блока в истории русской поэзии — явление исключительной значимости. Вместе с тем нельзя, пожалуй, найти какого-либо другого поэта, творчество которого вызывало бы у современного советского читателя столь противоречивое к себе отношение.
С одной стороны, многое в творчестве Блока оставляет читателя холодным, не волнует и не затрагивает его, кажется явлением чуждого и непонятного мира.
В самом деле, что скажет мысли и сердцу современного читателя такое, например, стихотворение, характерное для раннего периода творчества Блока:
Молитву тайную твори, —
Уже приблизились лучи
Последней для тебя зари,—
Готовься, мысли и молчи.
Готовый, мыслящий, немой,
Взгляни на верх в последний раз.
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
(10 июня 1901 года)
Это стихотворение отнюдь не случайно для Блока. Блок здесь выступает как поэт-мистик и символист, с крайне условным миром образов, далеким от современного читателя.
Но, уже убедившись в чуждости стихов Блока, готовый отодвинуть от себя его книгу, читатель на случайно открывшейся странице вдруг замечает строки, властно привлекающие его внимание и с подлинной поэтической силой затрагивающие его сердце.
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом,
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала; волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон;
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною...
Скользнул — и поезд вдаль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно...
(14 июня 1910 года)
Такие стихи возвращают читателя к поэзии Блока, заставляют почувствовать глубокую художественную правду, до которой подымался он в своих лучших произведениях, зовут глубже разобраться в разительных противоречиях, определявших творческий путь Блока.
Подлинное искусство живет человеком. Его сила и значение в том, что оно, создавая образы людей и картины действительности, перекликающиеся с нашим непосредственным жизненным человеческим опытом, дает нам возможность ощущать биение пульса подлинной жизни.
Эта правда жизни, эта человечность, заключенная в произведениях искусства, сохраняет силу их воздействия на человеческое сознание далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, и независимо от воззрений самих художников, зачастую связанных и ограниченных в своих взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени. Поэтому-то живет и будет жить для нас творчество Александра Блока.
Есть у Блока стихотворение, которое, пожалуй, можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне;
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
(5 февраля 1914 года)
Человек — «дитя добра и света», человек — «свободы торжество» — такова была основная цель, к которой стремился Блок, таков был идеал, живший в нем. Пусть он не был выражен полно и конкретно, ибо выразить его не давала Блоку жизнь, давившая и угнетавшая человека. Но во имя этого идеала Блок отрицал окружавшую его жизнь, им он проверял себя, этой полнотой жизненного горения дорожил в себе:
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!
(15 января 1912 года)
Страстной жизнеустремленности полон лирический образ человека, созданный Блоком:
В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?
...Но верю — не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил,
Весь трепет этой жизни бедной,
Весь этот непонятный пыл!
(Август, 1908)
Все эти строки свидетельствуют, что Блок мог бы быть поэтом глубокого оптимизма, солнечной радости, восторга и пыла мыслящего и действующего человека. Но в том-то и был глубочайший трагизм всей его жизни и творчества, что мечта поэта сталкивалась с непреодолимой и безжалостной реальностью. Да и сама эта мечта была во многом абстрактной и неясной. И лирика Блока получала поэтому трагическую окраску. Угрюмство, которое, он надеялся, простят ему в грядущем, становилось господствующим в его творчестве. «Восторг души первоначальный» заменялся глубокой скорбью:
Да, знаю я: пронзили ночь от века
Незримые лучи.
Но меры нет страданью человека,
Ослепшего в ночи!
(23 марта 1912 года)
Блок не находил вокруг себя «добра и света», и он не мог говорить о них. Страшная жизнь города, страдания людей в нем — вот что вытесняло его мечты, определяло мрачный и безнадежный колорит его поэзии:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(10 октября 1912 года)
Тот общественный кризис, который назревал в начале XX века в России, Блок чувствовал с исключительной остротой.
Сквозь всю его лирику проходит образ одинокого гибнущего человека, и за этим трагическим характером читатель угадывает жуткие жизненные обстоятельства, рождающие такое отношение к миру. Гибель и упадок человека в старом мире Блок понял и воплотил с огромной поэтической силой.
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все — равно.
Вон счастие мое — на тройке
В сребристый дым унесено...
Летит на тройке, потонуло
В снегу времен, в дали веков...
И только душу захлеснуло
Сребристой мглой из-под подков...
В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло.
Бубенчик над дугой лепечет
О том, что счастие прошло...
И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна..
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...
(26 октября 1908 года)
Так приходила к своему отрицанию мечта, жившая в Блоке:
О, я хочу безумно жить!
Но и эти стихи никоим образом нельзя свести к теме «прожигания жизни».
Характеры, создаваемые большим художником, всегда в той или иной мере включают в себя типичные черты людей определенной среды, определенного времени, позволяя судить об общественных закономерностях, ими управляющих. В лирике эти характеры представлены своеобразно — в виде отдельных конкретных человеческих переживаний, по которым читатель и судит о жизни, за ними стоящей, по ним угадываемой. Такова и лирика Блока.
Когда он пишет о том, что —
Земное сердце уставало
Так много лет, так много дней...
Земное счастье запоздало,
На тройке бешеной своей!
(30 июля 1908 года)
то эта безнадежность говорит не о личном только состоянии поэта. В ней дан определенный тип отношения человека к жизни, рожденный самой этой жизнью. Блок отражал духовный надлом, который был так характерен для широких кругов русской интеллигенции в период реакции после поражения революции 1905 года.
Но Блок не был бы большим художником, если бы ограничился в своем творчестве только выражением, хотя бы и исключительно глубоким и сильным, общественной депрессии и распада буржуазно-дворянской культуры в пору между первой и второй революцией.
Могучее движение народных масс в России оправлялось после поражения, собирало силы для нового подъема, росло, ширилось. Блок не мог не почувствовать этого. И наряду со стихами, исключительно остро выражающими упадок, пессимизм и отчаяние, в его творчестве начинают звучать совершенно другие мотивы. Блок все глубже задумывается о судьбах России, народа и народной борьбы за освобождение.
И перед читателем открывается новая, не похожая на другие, страница поэзии Блока. Казалось бы, странно было ожидать от Блока — мистика и эстета — слов, полных человеческой скорби и глубокой простоты, но они были им произнесены со всей поэтической силой. Странно было бы ждать от поэта, дошедшего до предела в своем отчаянии, острой социальной темы и призыва к борьбе. Но стихи Блока о России, о страданиях народа звучат с некрасовской силой и простотой:
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет униженный народ?
(15 февраля 1909 года)
В своей поэме «Возмездие» сам он так определил свое отношение к жизни, характеризуя XX век:
Двадцатый век... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь.
И страсть, и ненависть к отчизне.
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
Все внимательнее вглядывался Блок в действительность. И правда жизни, подмеченная большим художником, привела к тому, что он, оставаясь в сущности мистиком до конца своих дней, сумел с огромной силой сказать о социальной несправедливости старого мира и выразить свой страстный протест против него. Он не только показал этот мир, изобразив в своей лирике трагическое состояние человека, обреченного жить в нем, но и сам сделал обличающий и осуждающий вывод. Скрытый оптимизм, вера в человека, «восторг души первоначальный», о которых мы говорили вначале, — все это спасло творчество Блока от окончательной депрессии, вернуло его к жизни. Но вернуло — через ненависть, в которую перешел прежний, поруганный жизнью восторг, через страстнее отрицание ужаса жизни, в которое перешло стремление к «добру и свету».
Революция рисовалась Блоку не в ее конкретном классовом содержании. Образ рабочего был для него символом трудовых масс вообще, а не носителем определенных и конкретных идеалов и действий. Но ненависть Блока к окружавшему миру была настолько велика, так велико было его стремление вырваться из этого мира:
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: нет!
что он готов был принять и свою собственную гибель, уступить место новым людям:
Мы не стали искать и гадать:
Пусть заменят нас новые люди!
В тех же муках рождала их мать,
Так же нежно кормила у груди...
В пелене отходящего дня
Нам была эта участь понятна...
Нам последний закат из огня
Сочетал и соткал свои пятна.
(10 сентября 1904 года)
Поэтому так радостно Блок принял Октябрьскую революцию и приветствовал ее своей замечательной поэмой «Двенадцать».
Конфликт Блока с жизнью был глубоко трагичен. Но гибель человека может быть залогом грядущей победы, если он в своей гибели обнаружил возвышающее других величие человеческого духа.
Величие человеческого духа, сохраненное Блоком, и сближает его творчество с нашим временем. Он изображал гибнущего человека; основной тон его поэзии — тон страдания. Но само отчаяние не уводило Блока от идеи о сопротивлении, о борьбе, о сокрушении всего ненавистного ему мира, обрекавшего человека на мучения.
В лирическом образе поэзии Блока за гримасой отчаяния и боли мы видим благородное и мужественное лицо человека в полном смысле этого слова. Высокая человечность составляет основное содержание поэзии Блока. Отбрасывая мистицизм, столь сильный в начале его творческого пути и впоследствии слабеющий, отбрасывая пессимистические срывы, иногда отвлекавшие Блока от его основного направления, мы принимаем и сохраняем в его творчестве эту высокую и жизнеутверждающую человечность. Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с огромной художественной силой перевести их на язык лирики, т. е. показать, как отражались они в самых глубинах человеческого сознания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.