Есть в плодородной Гиссарской долине, расположенной в южной части Таджикской республики, кишлак Каратаг, Шихринауского района. Раньше он входил в состав Гиссарского бекства, Бухарского ханства.
Каратаг в переводе на русский язык означает «Черная гора». И действительно, если посмотреть на окружающие его горы, то они кажутся темно-серыми. Впереди — зубчатые цепи вершин, а за ними — еще более высокие перевалы Гиссарского хребта, покрытые вечным снегом. Этот хребет с севера примыкает к другой горной системе— Заравшанскому хребту.
Посередине кишлака протекает бурная речка. Она словно разделяет
Каратаг на две части. Эта речка берет свое начало с Гиссарского хребта и особенно многоводной бывает весной, когда в лучах горячего азиатского солнца тают вешние снега.
В моей памяти хорошо запечатлелась тяжелая жизнь трудового народа до Великой Октябрьской социалистической революции. Эта жизнь как бы гармонировала с черным цветом гор — такой она была темной, забитой, беспросветной.
Издавна Каратаг славился своими ремесленниками. Здесь было развито шелкоткачество, гончарное и кожевенное производство. Ткачи вырабатывали пеструю ткань для халатов и славившиеся далеко за пределами Бухарского ханства гиссарские шелка. Искусными мастерами слыли и каратагские гончары. Их продукцию охотно покупали в Бухаре, Самарканде, проникала она и в Индию.
По своему строению Каратаг напоминал город. Он был разбит на кварталы, главным образом, по профессиям. Так, например, здесь были кварталы ткачей и гончаров, кожевников и других ремесленников. Был в Каратаге и квартал, в котором располагались духовные школы. Среди них особое место занимала медресе для слепых (корихона). Эти слепые наизусть заучивали коран.
Если ремесленники терпели нужду, жили в полуразвалившихся кибитках, голодали — одним словом, едва сводили концы с концами, то были в кишлаке и представители привилегированных классов — крупные баи-землевладельцы, муллы, ишаны, эмирские чиновники.
В Каратаге насчитывалось восемнадцать мечетей. Таким образом, это крошечное селение было своеобразным центром духовенства Гиссарской долины.
Среди каратагских ремесленников славились своим мастерством плотники. Одним из старших среди них был мой отец. Его так и звали — усто Турсун-Голиб, что означает мастер Турсун, или «победитель Турсун».
В 1907 году случилось страшное землетрясение. Каратаг был разрушен до основания. Отец строил магазин для местного купца. Землетрясение сбросило отца с лесов в реку, и это его спасло. Все вокруг было покрыто пылью. Несколько минут неистовствовал ураган. Когда ветер • прекратился, отец пришел в себя и попытался добраться до своего дома. Было темно, и если бы не река, он никогда не нашел бы своей кибитки.
Спотыкаясь и падая, отец шел вперед, пока не очутился возле чудом сохранившегося орехового дерева. Кибитка была разрушена. Отец руками стал разгребать глину и щебень, пока не обнаружил погребенных под ними своих детей и жену...
Через год он женился снова. В 1911 году родился я.
Семья была небольшая, но отец, с трудом зарабатывая на хлеб. Жили в квартале кожевников. Во дворе росло большое ореховое дерево. В то время темный народ не знал, что ночью ореховые деревья, как и другие растения, дышат кислородом, а выделяют углекислый газ. Под деревом обычно спало много народу. Утром все они замечали, что у них болит голова. Это происходило от выделения углекислого газа. Но ремесленники приписывали это сверхъестественным силам, рассказывали легенды о джинах, которые якобы посещают наш двор.
Под орехом была расположена суфа — глиняное возвышение, на котором мы с отцом любили лежать. Вечером, когда высыпали звезды, я с восторгом смотрел на яркие, бирюзовые светила и, будучи по природе своей любопытным, задавал отцу множество вопросов. В частности, внимание мое привлекал Млечный Путь.
— Что это такое? — спрашивал я отца.
— Это «Кучаи кахкашон»,— отвечал он.— Кучаи кахкашон — буквально улица, по которой возят солому. Млечный Путь представляет собой мириады серых пылинок-звезд, точно высыпавшаяся из мешка солома. Отсюда такое сравнение.
Отец, как и многие ремесленники, любил смотреть на Млечный Путь. В народе ходила молва, что если Млечный Путь будет ясным, то быть обильному урожаю. Бедные дехкане и ремесленники мечтали о хлебе, и это было так понятно.
Отец знал множество стихов. Особенно часто любил он повторять такое двустишие:
Какое бы безнадежное положение ни было — всегда есть надежда на лучшее,
Ибо ведь всегда после черной ночи приходит светлое утро.
Мой отец был неграмотным. Зато дядя — Кори Абдуразык — получил образование в Бухаре. Вернувшись в Каратаг, он начал слагать стихи. Эти стихи посвящались главным образом религиозным праздникам.
Помню, как однажды дядя сочинил стихи к весеннему народному празднику (иди Навруз). Этот праздник отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия. По-таджикски это — новый год. Сочинил дядя стихи. Мы, ребята, выучили их наизусть, ходили по кварталам и декламировали их. Женщинам желали — дочку, как луна, сына, как архар. Мужчинам — успехов в труде и охоте... За это нам давали лепешки, рис, мясо, всякие сладости. Мы уходили в горы и там устраивали настоящий «ребячий пир». Мы плясали и пели песни:
Настало время весны,
Расцвел прекрасный тюльпан,
Соловьи вылетели посмотреть на красоты земли,
Птицы порхают с ветки на ветку,
И птицы нашего сердца вылетели из тесной клетки...
Мне дали имя Мирзо, что значит «писарь». Так называли людей только грамотных. Это имя было почетным. Отец очень хотел, чтобы я был грамотным, и потому дал мне имя Мирзо.
Когда мне исполнилось шесть лет — это было в канун Великой Октябрьской революции,— отец отдал меня в старую школу. Помню, привел он меня к мулле и сказал ему:
— Отныне кожа и кровь моего сына принадлежат вам, а кости мне.
Он хотел сказать этим, что мулла может поступать со мною как ему вздумается, но лишь бы научил меня грамоте.
За учение отец отдавал мулле половину своего скудного заработка. В старой школе я научился грамоте, впервые прочел старинные книги. Я выучил азбуку, «хавтияк» (7-я часть корана) и т. д. Коран я механически вызубрил наизусть—на арабском языке. Наш мулла сам не понимал корана. Поэтому, когда мы спрашивали его о том, что нам было непонятно, он бил нас и приговаривал: «Вам не понимать дано, а зубрить. Вот так и делайте».
Экзамен по корану у меня приняли два слепца из корихоны, о которой я упоминал выше. Чтение корана наизусть от начала до конца заняло у меня два дня.
На третьем году обучения в старой школе мы перешли к произведениям классиков. Это было для меня настоящим праздником. Стихи Хафиза, Бедиля, Навои мы читали в рукописях. Многие из этих рукописей были написаны без знаков препинания. Понять что-либо в них было трудно. А мулла говорил: «Умным людям знаки препинания не нужны.— И добавлял:— Кто прочтет эти рукописи, сможет разобраться даже в камнях».
Наступил 1920 год. В Каратаг пришли первые вести о бухарской революции. В народе говорили, что бедняки Бухары взяли власть в свои руки, а эмир бежал в Гиссарскую долину, то есть в нашу страну. И действительно, как бы в подтверждение этого, показались бухарские сарбазы — беженцы из числа его стражи.
Баи и муллы были напуганы. А мой отец и другие ремесленники радовались. Революция несла им свободу, хлеб.
Вскоре стало известно, что эмир бежал в Дюшамбе. При поддержке басмаческих отрядов, командование которыми он возложил на кровавого Ибрагим-бека, эмир Бухарский собирался вернуть свое ханство. А пока он обосновался в Дюшамбе — ныне столице Таджикской ССР городе Сталинабаде. Здесь он решил построить себе дворец и остановить продвижение Красной Армии.
Среди окрестных селений начались эпидемии. Свирепствовала чума. Наступил голод. Моего отца забрали в Дюшамбе для постройки ханского дворца. Мы остались вдвоем с матерью — Хол-биби.
Моя мать искусно вышивала тюбетейки и этим собиралась прокормить себя и меня. Но жили мы очень плохо.
В первые дни я любил вместе с матерью ночи напролет сидеть у сандала и слушать сказки, которые рассказывали собиравшиеся у нас женщины. Здесь же я слышал замечательные стихи таджикских классиков — Рудаки, Хафиза, Бедиля.
Но такие вечера становились все реже и реже. Мать не могла уже сбывать тюбетейки. Над нами нависла угроза голода. Мать заболела. У нее был озноб, высокая температура. Однажды она лежала под ореховым деревом. Лежала тихо. Я подошел и хотел обнять. В первый момент показалось, что она спит. «Мама!» — позвал я. Она не отозвалась. Тогда я стал ее тормошить, но бесполезно: она была мертва. Я громко заплакал. Подошли соседки и забрали меня к себе. На другой день мать похоронили. Я остался один. Мне тогда было девять лет.
Прошло несколько месяцев. Как-то ночью я проснулся, ощутив на своей щеке холодную капельку. Открыл глаза, смотрю — надо мной склонился отец. Представляете мою радость!
Оказывается, в числе других плотников отца привезли в Дюшамбе. Днем плотники строили эмирский дворец, а ночью все вместе спали в караван-сарае под охраной солдат. Но на сердце отца было неспокойно. И вот он бросил свои плотницкие инструменты, обманул стражников и бежал домой. Он скитался по горам, потому что иначе его могли найти и вернуть обратно. С большими трудностями добрался отец до кишлака. Он нашел меня у соседей.
Отец проклял дом, в котором мы жили раньше, и ореховое дерево, которое считал главным виновником всех бед,— он тоже был уверен, что здесь поселились джины.
Мы переехали в другой квартал — Шуроб-дара, что означает «Ущелье соленой воды». Там отец женился вновь.
Это были смутные годы. Часто менялись власти. Один день в Кара-таге была Красная Армия, другой — басмачи. Бывало, встанешь утром и не знаешь, какая в селении власть. Но Красная Армия разгромила басмачей, и наш кишлак стал свободным.
В начале 1925 года в Каратаге построили новую школу. Наш мулла, зная, что теперь дети пойдут туда, решил показать нам «четыре действия». До этого мы не имели понятия об арифметике.
Отец одним из первых привел меня в новую школу. Стали заполнять анкету.
— В каком году родился ваш сын?— спросили отца.
Он подумал:
— Через четыре года после землетрясения,— сказал отец,— в год обильного снегопада.
— Значит, Мирзо родился в 1911 году, — высчитали в приемной комиссии.
Но в новой школе я учился недолго. Сюда поступили дети совершенно неграмотные. А я с двумя своими товарищами уже умел читать, писать и считать. Нам показалось скучно. Один из моих товарищей предложил поехать в Дюшамбе. Мы решили посоветоваться с родителями, а потом встретиться у моста. Мой отец был против. Вокруг еще свирепствовали басмачи, нас могли убить по дороге. Кроме того, отец был уже старым человеком, и я был его единственным помощником. Мы вместе пилили деревья, необходимые ему для плотницкой работы. Я убирал хлев, таскал хворост и т. д.
Моему другу тоже запретили ехать в город. Но мы не послушались родителей, и ушли из дома.
Мы благополучно преодолели сорок километров и вступили в Дюшамбе. Здесь было единственное в то время учебное заведение — детский дом. Нас проэкзаменовали и охотно приняли.
В 1926 году на базе этого детдома был организован первый в Таджикистане педагогический техникум. Через год я закончил его, и меня направили в Ташкент с первой партией уроженцев Южного Таджикистана — в Таджикский институт просвещения.
Семь суток на арбе добирались мы до Термеза. Это впоследствии вдохновило меня на написание поэмы «Хасан-арбакеш». Впервые я увидел железную дорогу впервые ехал на поезде...
На старших курсах института училось много нынешних известных таджикских ученых и писателей: академик М. Ниязмухамедов, кандидат филологических наук Бухари-заде, писатель Сатым Улуг-заде и другие.
В институте случилось знаменательное событие в моей жизни — я вступил в комсомол. Меня избрали в редколлегию стенной газеты, где я и стал писать, в то время далеко не совершенные, первые свои стихи, очерки и рассказы.
Еще, будучи в детдоме, я увлекался замечательными произведениями Абулькасыма Лахути. Мне довелось видеть этого прекрасного человека. Он часто бывал в детдоме» как один из руководителей Наркомпроса. Большое наслаждение доставляло нам разучивание его революционных стихов.
В институте я увлекался произведениями Садриддина Айни. Особенно большое впечатление произвела на меня его повесть «Юдина». Здесь же в Ташкенте, на конференции по орфографии (решался вопрос о переходе с арабского алфавита на латынь), я впервые увидел Айни. Уже в те годы мы, юноши, горячо полюбили этого большого писателя, будущего учителя плеяды молодых таджикских прозаиков и поэтов.
В конце 1930 года я досрочно окончил институт, вернулся в Сталинабад и по путевке ЦК комсомола Таджикистана стал работать в республиканской молодежной газете «Комсомоли Тоджикистон» — вначале заведующим массовым отделом, потом ответственным секретарем редакции. Здесь впервые были напечатаны мои стихи и рассказы. Первый из этих рассказов назывался «Ливои зараф» («Знамя победы»). По этому рассказу был назван мой первый сборник, вышедший в свет в 1933 году. Преимущественное место в нем занимали рассказы. В то же время я пробовал свои силы также в поэзии и драматургии.
Некоторое время заведовал литературной частью Ленинабадского музыкально-драматического театра, где ставились мои произведения.
Первые мои стихи и рассказы были посвящены становлению советской власти в Таджикистане. Я писал о тяжелой жизни бедняков до революции и о том светлом, что принес таджикскому народу Великий Октябрь. В 1929 году Таджикистан стал союзной республикой. Но борьба с басмачеством еще продолжалась, и этой теме посвящал я свои произведения.
Вокруг редакции молодежной газеты был создан первый литературный кружок. Другой литературный кружок образовался в городе Ходженте (ныне Ленинабад). Возглавлял его Рахим Джалил. В Самарканде литературными кружками руководили С. Айни, А. Дехоти. В Самарканде тогда было отделение Таджикгосиздата.
В 1933 году на базе этих кружков был создан Союз писателей Таджикистана. С образованием Союза литературная жизнь в республике закипела. В литературу пришла талантливая молодежь. Она стала учиться не только у мастеров слова старшего поколения, каким являлся основоположник таджикской советской литературы С. Айни, но и у лучших русских писателей и писателей других народов СССР.
В 1935 году вышел в свет сборник моих стихов. На следующий год совместно с поэтом А. Дехоти я написал драму в стихах «Хисров и Ширин» по мотивам одноименной поэмы Низами. Фактически такой же драмой в стихах явилось написанное нами тремя годами позже либретто оперы «Восстание Восе», посвященное народному восстанию в Бальджуанском бекстве в 1885 году. Либретто этой оперы легло в основу написанной А. Баласаняном первой таджикской оперы, которая была показана во время первой декады таджикского искусства в Москве в апреле 1941 года.
В 1937 году была опубликована моя поэма «Осень и весна», построенная на противопоставлении трагической судьбы девушки из Каратага, похищенной из родного дома слугами эмира и умершей в эмирском гареме накануне бухарской революции 1920 года, — судьбе девушки Советского Таджикистана, строительнице своего счастья, счастья своей родины.
Другая моя поэма «Солнце Мамлякат» посвящена первой девушке таджичке, награжденной орденом Ленина за рекордный сбор урожая.
В 1939 году Таджикская ССР праздновала свое десятилетие. В это время выходит в свет сборник моих стихов, подытоживший в известной степени мое поэтическое творчество 30-х годов. Наиболее ярко, как мне кажется, в сборнике звучат темы советского патриотизма («Песня счастливых», «Магнит», «Золотая страна»), международного пролетарского интернационализма и борьбы с международной реакцией («Берегись огня», «Долорес Ибаррури» и др.).
Из других моих довоенных произведений хотелось бы отметить лирическую поэму «Гиссарская долина», которая является в некоторой степени автобиографическим произведением.
Партия учит советских писателей настойчиво изучать жизнь, вторгаться в нее. Без этого невозможно добиться успеха в литературе, создавая реалистические произведения. Я стараюсь всегда идти в ногу с жизнью народа, отражать явления нашей современности.
В 1940 году я с группой писателей побывал на строительстве трассы Сталинабад — Хорог. Как сейчас помню узкое Дарвазское ущелье. Высоко подвешены на веревках люди с кирками в руках. Их так и называли «висячие люди». Иначе невозможно было долбить скалы. Со всех сторон суровые горы, а внизу река, скованная льдом. Поистине нужен был героизм, чтобы в таких трудных условиях прокладывать дорогу.
В результате этих моих наблюдений появилась поэма о строителях дорог, напечатанная в 1941 году в журнале «Новый мир». Был я и на других стройках. В частности, на строительстве второй очереди Большого Ферганского канала. Это также дало мне пищу для создания новых произведений. В том же 1941 году я написал поэму «Сокровищница песен», где пытался обобщить богатство классического наследия и связать их с нашим временем, которое вернуло эти богатства древнему таджикскому народу.
В годы Великой Отечественной войны мне, к сожалению, не довелось с оружием в руках защищать любимую отчизну. Но свой вклад в дело разгрома врага я вносил литературным трудом и выполняя общественную работу. С 1942 года я был начальником Главлита, а с 1943— начальником Управления по делам искусств Таджикской ССР. В годы войны я написал поэму «Сын Родины», либретто оперы «Тахир и Зухра», много стихотворений.
В 1947 году меня избирают депутатом Верховного Совета СССР, которым я являюсь и сейчас, а в 1946 году я был избран председателем правления Союза советских писателей республики. С тех пор моя работа непрерывно связана с Союзом писателей.
В послевоенные годы я написал поэму «Невеста из Москвы», посвященную дружбе народов.
В 1947 году в числе советской делегации мне посчастливилось быть на Первой конференции стран Азии в Дели. Должен заметить, что к поездке в Индию я был в некоторой степени подготовлен с детства. Индия — наш великий сосед. Хребты Гималаев примыкают к Тянь-Шаню. В детстве я слышал немало легенд об Индии. В Каратаге жили индусы. Став взрослым, я много читал об Индии, с удовольствием слушал их песни, очень похожие на наши памирские песни и потому казавшиеся мне родными. Я видел грандиозные преобразования в Советской Средней Азии, и мне хотелось посмотреть, как живут люди колониального Востока, где в то время был разгар народно-освободительной борьбы против английского колониализма.
Под впечатлением поездки в Индию я написал в 1947—1948 годах цикл стихов «Индийская баллада». За первую часть этого цикла в 1948 году мне была присуждена Сталинская премия.
Тематически примыкает к «Индийской балладе» цикл моих стихов «Я с Востока свободного», вызванный впечатлениями от поездки в Пакистан и опубликованный в 1950 году.
Следующей моей крупной работой является поэма «Хасан-арбакеш». Это также в известной мере автобиографическое произведение. В основу его легла моя поездка на арбе из Дюшамбе в Термез в 1927 году, когда я ехал учиться в Ташкент. Действие поэмы развертывается в первые годы советской власти в Таджикистане. Я рассказываю о постепенном изменении мировоззрения простого таджикского труженика под влиянием новой жизни.
В один из погожих летних дней 1953 года шел я по улицам Сталинабада. Вдруг вижу знакомого старика. Присмотрелся и вспомнил — да это мой арбакеш. Он тоже узнал меня. Разговорились. Оказывается, арбакеш стал колхозным шофером в одном из районов Гиссарской долины. Так изменилась судьба простого человека в советское время. У нас давно уже нет аробщиков и верблюжьих караванов. А за границей я видел их совсем недавно. Изменение облика родного края, изменение биографии моего народа и натолкнули меня на мысль написать поэму «Хасан-арбакеш».
Я много работаю над темой Востока. Она очень интересует меня, особенно теперь, в дни, когда народы Азии и Африки все уверенней становятся на путь освобождения от колониализма и один за другим отстаивают свою независимость.
Как каждый советский писатель, считаю себя обязанным вести общественную работу. Я являюсь председателем Советского комитета солидарности стран Азии и Африки и председателем Республиканского комитета защиты мира. Я избран также академиком Академии наук Таджикской ССР.
Работаю над новыми стихами о Советской Азии. Поездки во многие страны мира, участие в совещаниях и конгрессах посвященных защите мира, потребовали от меня серьезно заняться новым для меня жанром — публицистикой. Я написал много статей, путевых очерков, посвященных борьбе за мир, за солидарность народов Азии и Африки, борьбе против колониализма.
Немало работал и в области литературной критики.
Я горд, что моя родная республика, вместе с другими братскими республиками Советского Союза, стала свободной и счастливой под звездой Великой Октябрьской социалистической революции. Я горд, что великие ленинские идеи овладевают миллионами умов всех честных людей земли, которые стремятся к свободной и радостной жизни. Воспевать борьбу народов за мир, демократию и социализм — что может быть благороднее этой великой цели!
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.