Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Сурков Алексей Александрович


Сборник "Советские писатели"
Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Автобиография

Родился я 14 октября 1899 года в деревне Середнево, Рыбинского уезда, Ярославской губернии. Деревни заволжской и зашекснинской стороны по тракту Рыбинск—Пошехонье были разбросаны среди смешанных лесов, клюквенных моховых болот, скудных нив и сенокосных лугов. Земля в наших краях неласковая к земледельцу — суглинистая и супесчаная. И мало этой земли приходилось на одну крестьянскую душу. Поэтому искони наши края поставляли отходников в Петербург, Москву и другие города Российской империи. Отходом промышляло и все-население нашей деревни. Были среди моих односельчан старшего поколения и кузнецы, и портные, и пекаря, и повара, и бакалейные приказчики, и «шестерки» — официанты в ресторанах и трактирах, и крючники, и люди всяких других профессий. И наша семья, еще с крепостных времен, была оброчная, отходная. Прапрадед, мой Захар, и прадед Никифор, и дед Помпеи, и отец Александр были «питерцами», стояли в стольном граде Санкт-Петербурге за прилавками бакалейных лавок, наживали добро не особенно щедрым хозяевам, а горести своей незадачливой, неприкаянной жизни топили, по древнему русскому обычаю, в сивухе. Недаром сказано у Некрасова, нашего земляка: «У каждого крестьянина душа, что туча черная — гневна, грозна,— и надо бы громам греметь оттудова, кровавым лить дождям, а все вином кончается. Пошла по жилам чарочка, и рассмеялась добрая крестьянская душа!» Так они прожили на свете — и прадед, и дед, и отец, не ожив до пятидесяти лет, не оставив после себя ничего, кроме многочисленных своих чад, которых выбросили обстоятельства существования в бурное житейское море, как слепых котят: выплывешь — плыви, не выплывешь — тони.
Детские мои воспоминания населены стародавним и для нынешних поколений — диковинным. Бабки наши рассказывали нам, малым внукам, как ходили они на барщину к господам помещикам Вадковскому, Голохвастову, Михалкову, как куражились над мужиками барские бурмистры, как наши оброчные прадеды, вернувшись с «чужой стороны», заработанные денежки сдавали барскому приказчику по оброчной статье, а потом, до следующего похода на ловлю, птицы счастья, садились на хлеба своей любезной, обремененной множеством голодных ртов, супруги. Я думаю, с пятилетнего возраста запал в мою голову рассказ сестры моего деда, бабка Анны, о том, как выдавали ее в крепостное время замуж. Привели шестнадцатилетнюю девочку в Костино, в усадьбу, положил перед ней бурмистр на стол две шапки — выбирай любую. А за каждой шапкой два неизвестных чужих парня. Выбрала плачущая девочка одну шапку, а за шапкой оказался дюжий конюх с барской конюшни, Григорий. А у Григория уже давно были дела со скотницей Марьей. И в первую же брачную ночь, когда отзвучало горькое веселье, положил молодожен в постель слева от себя нелюбимую, навязанную барской волей, несчастную девочку-жену, а справа разлюбезную свою Марьюшку.
Не понимали мы, малые, всю глубину трагедии, заключенной в этой нехитрой старушечьей «сказке». Но глаза у бабки Анны, когда рассказывала она нам свою горькую жизнь, были такие скорбные, что замирало и холодело сердце.
Когда я был маленький, в нашей деревне помещалось волостное правление. «Святая троица» сельской власти — волостной старшина маслодел Федот Егорыч, пьянчуга и мздоимец волостной писарь Козырев и урядник, фамилию которого никто не знал, но которого за огромный темно-сизый от пьянства нос все называли «Железным носом»,— до зрительной ощутимости сохранилась в моей памяти до сих пор. Когда мать или старая нянька Настя, умеряя наши шалости, пугали нас: «Смотри, бог палкой убьет»,— мне всегда казалось, что бог такой же бородатый, хмурый и сердитый, как наш волостной старшина, и, даже увидев в куполе церкви изображение лежащего на облаках, как на пуховиках, бога Саваофа, чистого, расчесанного, розово-добродушного старика, я кощунственно не поверил в него, не расстался со своим богом — Федотом. Детство мое было так далеко, что в памяти сохранилась даже картина публичной экзекуции при волостном правлении. Одна старуха пожаловалась в суд на своего непокорного, беспутного сына. Волостной суд присудил научить его уму-разуму и почитанию родителей посредством пятидесяти розог. Как сейчас помню шумную толпу перед крыльцом волостного правления. Старики, бабы, ребятишки. Волостной судья с золоченой цепью на шее. Урядник. Другое начальство. На скамейке лежит с задранной рубашкой и спущенными портками привязанный «для порядка», рыжеголовый парень. Двое десятских по очереди полосуют его спину размоченными в воде розгами. Парень орет, мотает головой, плачет и сквернословит. Розги свистят, а на спине и мягких местах множатся и множатся багровые рубцы.
В этом мраке сельского существования, тупого и беспросветного, только иногда оживляемого появлением «питерцев», всегда шумных, всегда под хмельком, или появлением занятных нищих и прохожих, школа явилась как бы воротами в иную, невиданную жизнь.
Хотя мать моя в школе не училась и самоучкой кое-как приладилась писать и читать, от грамотных ли теток, от старших ли ребят-школьников выучился я читать раньше, чем пошел в школу. И когда сел за парту первого класса, старую парту, исполосованную надписями многих поколений моих предшественников, мог медленно, но без запинки прочесть первую в жизни книжку «Пчелка-мохнатка» или рассказ, про Филиппка из школьного учебника. Знал я к тому времени массу слышанных от старух сказок и всяких историй и даже запомнил кое-что из «Бориса-Годунова», которого однажды зимой читал в нашей избе бабам загнанный в деревню безработицей сосед Михайло Жуков.
Школа навсегда пристрастила к книге и вывела меня в большой мир из маленького, кончавшегося на нашем выгоне деревенского мирка. Пусть в тогдашней школе были ненужные строгости и самодурство нашего законоучителя, сердитого отца Алексея, который мог ударить ребенка линейкой по рукам и голове. Пусть иногда за шалости и невнимание ставили «столбом», «в угол» и на колени и даже выгоняли из класса, деревенская школа со всем: с товарищами, с учительницами и учителем Иваном Ивановичем Нагорным, который и ныне здравствует и учит в стенах той же школы поколение наших внуков, осталась для меня светлым оазисом в темной, часто голодной, всегда омраченной молчаливой тоской одинокой матери, детской моей жизни. Там добрые умные люди пристрастили меня к чтению, дали малые, но важные в трудовой жизни человека зачатки знаний, а главное, растравили в детской душе жажду познания мира, неистребимую, неутолимую любознательность и, что, может быть, определило и мой жизненный путь, помогли полюбить чудесную музыку певучей русской речи — такой, как она звучит и переливается тысячами тонов и оттенков в стихах Пушкина, Лермонтова и самого любимого поэта моего детства — Николая Алексеевича Некрасова. С книжкой Некрасова, подаренной за «отличные уследи» в нехитрых науках, и перешагнул я порог нашей старой школы в нелегкую «взрослую» жизнь. Четыре класса сельской школы только разбудили жажду знания. Но по исстари установленному обычаю, как было с дедами и отцами, надо было в новом круге повторять их жизненный путь. Трех мальчуганов из трех соседних деревень, сверстников и «однокупельников» (в один день крестили), посадили на нанятую за целковый подводу и отвезли в город Рыбинск на вокзал. Купили нам по взрослому билету (шесть рублей двадцать копеек), дали по полтиннику в руки, поплакали, попричитали на перроне и в вагоне и отправили «на чужую сторону», унеся, домой глухую, как ночь, материнскую печаль.
Шесть с половиной лет прожил я «на чужой стороне», «в чужих людях», в холодном и каменно-равнодушном к малой моей судьбе столичном Санкт-Петербурге. Переходил от хозяина к хозяину, менял профессии, был много бит физически и унижаем морально, пока над холодным этим городом не прошумел огненный ветер Великого Октября. Тогда обрел я, вместе с миллионами моих сверстников и соотечественников, самую благородную из всех профессий — профессию строителя всеобщего человеческого счастья на земле.
Работая на презренной должности «мальчика» в мебельных магазинах, ученика в столярных мастерских, цинкографского ученика, портового весовщика, еще до революции прошел я первый курс университета ненависти к обществу, разделившему людей на сытых и голодных, унижающих и унижаемых. Как-то само собой получилось, что вскоре же после февральской революции я оказался в водовороте активной революционной работы, в Совете старост портовых рабочих, в числе организаторов профсоюза, активных помощников большевистской партии, а после Октября, когда надо было защищать завоеванное, в 1918 году, оказался на фронте. Было боевое фронтовое крещение огнем, был горький, наполненный тысячами смертей и немыслимыми страданиями год плена у белоэстонцев. Опять была армия, борьба с кулацкими бандами Антонова в Тамбовской губернии. На войне и в плену, увидев воочию звериную, бессмысленно-жестокую суть и обличие тех, кто кичился фальшивым званием защитников культуры и человечности от большевистского варварства и бесчеловечия, завершил я прохождение курса «науки ненависти» к капитализму и капиталистам, их помощникам и лакеям.
Около трех лет, после демобилизации из Красной Армии, я прожил в деревне. Безуспешно пытался выжать прожиточной минимум для пяти голодных ртов из жалкого единоличного надела «на три четверти души». Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете, занимался публицистикой и сатирой в масштабе волостной стенгазеты и даже, вынужденный беспросветным хроническим безрепертуарьем, писал пьески для драматического кружка. Годы, проведенные в послереволюционной деревне,— это острые годы борьбы с поднимавшим в нэповские годы голову кулачеством, самогонщиками, хулиганьем, годы окончательного становления характера и познания развития революционной действительности у ее первоисточников.
В конце 1924 года взяли меня из деревни на работу в город. Был уездным политпросветчиком. Работал на партийной агитпропской и комсомольской работе. Редактировал комсомольскую газету. Незаметно для себя превратился сначала в профессионального журналиста, а потом в профессионального литератора. После работы в Рыбинске и Ярославле, будучи избран на Первом съезде пролетарских писателей в правление и секретариат РАПП„ перебрался я на жительство и на работу в Москву, где и живу до сих пор. Здесь я окончательно профессионально оформился как литератор, журналист. Здесь вышли моя первая и последующие книжки стихов. Здесь я в 1934 году кончил Институт красной профессуры. Здесь я два незабываемых года был помощником М. Горького в редактировании журнала «Литературная учеба». Из Москвы трижды привелось мне уезжать в действующую армию: в 1939 году, в сентябре — в освободительный поход в Западную Белоруссию, в декабре—на финский фронт, и в июне 1941 года — на Великую Отечественную войну. В военные годы был фронтовым армейским газетчиком и солдатским поэтом. После Великой Отечественной войны я оказался среди тех, кому выпала высокая честь бороться за мир — со страниц печати и с трибун разных международных собраний и конгрессов защищать дело мира и дружбы между народами. После войны побывал я во многих странах мира — от знойных берегов Персидского залива до шотландских берегов Атлантики. В памяти отложились тысячи человеческих образов, тысячи случаев и эпизодов, «весомо, грубо, зримо» подчеркивающих и выделяющих грани между миром, идущим в гору, и миром, опускающимся все глубже в сумерки исторического небытия, противящимся этой исторической неизбежности и в своем сопротивлении впадающим в опасное состояние буйного помешательства.
Несколько слов о своей литературной судьбе. Когда я написал свою первую стихотворную строчку — не упомню. Возможно, что еще в школе. Помню только, что за чтенье стихов наизусть (сказки Пушкина) получил от учителя в подарок раздвигающийся карандашик. Когда жил в Петербурге, наш приказчик Оськин, рыжебородый красавец, социалист в теории и драчун и обидчик «мальчиков» на практике, посылал меня каждый день покупать ему газеты. У газетчика, стоявшего на Невском, возле Публичной библиотеки, покупал я для Оськина «Правду» и меньшевистский «Луч». С опасностью получить потасовку за опоздание я читал (в сквере около Михайловского манежа) все доступное моему пониманию, что было в этих газетах. На страницах «Правды» прочей я впервые хлесткие, злые, понятные моему сильно униженному и оскорбленному сердцу сатирические стихи и басни Демьяна Бедного. На страницах же «Правды» прочел я и первые стихи о рабочей жизни. Под влиянием этого написал сам несколько стихотворений, подражающих стихам пролетарских поэтов, и послал их в «Правду» с наивной верой в то, что — вдруг — напечатают! Стихи, однако, не напечатали, что умерило мой пыл. А потом пришла война, наступили и в моей маленькой жизни большие потрясения и перемены, отодвинувшие на задний план упражнения в стихосложении. Правда, и в предреволюционные годы пытался я писать и стихи и, кажется, рассказики на военные темы, куда-то их посылал и тоже безрезультатно.
Уже через полгода после Великой Октябрьской революции, когда только что возникла в Петрограде «Красная газета», написал я маленькое стихотворение против мировой бойни и отослал, под псевдонимом «А. Гутуевский», в редакцию новой газеты.
Трудно выразить словами то, что пережил я в минуту, когда, купив у газетчика номер «Красной газеты», прочел на первой странице свои стихи. Как всегда бывает с начинающими, после первого дебюта, обуянный стихотворческим зудом, начал я писать неудержимо много и посылать написанное в редакции. Из того, что тогда было написано, около двух десятков стихотворений были напечатаны в «Красной газете». Работники редакции посоветовали мне связаться с группой пролетарских поэтов петроградского Пролеткульта. Но и посещения Пролеткульта и мое стихописание прервались на добрых пять лет осенью 1918 года, когда ушел я в Красную Армию. В армии, и на фронте, и в тылу, было не до стихов. Правда, и тогда я пытался сочинять новые тексты на мелодии старых солдатских песен и сочинил и пустил в обиход среди товарищей по роте некоторое число частушек на мотив популярного тогда «Яблочка».
Попытки писать стихи возобновил после окончания гражданской войны, когда, работая избачом, я вынужден был обеспечивать злободневным материалом репертуар коллектива живой театрализованной газеты, осовременивать репертуар волостного хора и разнообразить содержание стенной газеты. Как-то так случилось, что вместе с селькоровскими заметками стал я посылать в уездную газету стихи, и эти стихи стали печатать. Совсем неожиданно для меня одно из посланных в Рыбинск стихотворений оказалось напечатанным в московской «Правде», а потом московские журналы «Молодая гвардия» и «Октябрь» тоже напечатали мои стихи. В общем, получилось так, что в 1930 году была выпущена в Москве первая моя стихотворная книжка «Запев».
Со времени выхода первой книжки, за два с лишним десятилетия, богатые выдающимися историческими событиями, много пережито и довольно много написано. Братскому вниманию нашего великодушного советского читателя обязан я тем, что общий тираж книжек моих стихов превышает полтора миллиона экземпляров, а некоторые песни, написанные советскими композиторами («Конармейская», «То не тучи — грозовые облака», «Песня смелых», «В землянке», «Рано-раненько» и другие), стали всенародно распевными песнями. Стихи мои переведены на многие языки народов СССР и на пятнадцать иностранных языков. Кроме стихов, пишу очерки, критические статьи, активно участвую в литературно-общественной работе, в движении сторонников мира, несу депутатские обязанности как депутат Верховного Совета СССР.
Первая моя книга была заявкой на большую тему великой нашей революции. Этой теме отдал я всю свою жизнь в литературе. Я писал о людях революции, ее творцах, защитниках ее завоеваний, смелых и беззаветно преданных коммунистическому будущему строителях социализма. Скажу по совести, приблизился я к большому решению этой темы, выражаясь военным языком, пожалуй, лишь на рубежи дальних подступов, хотя за годы своего существования в литературе выпустил пятнадцать, не повторяющих одна другую, книг стихов. То ли тема уж очень громадна, то ли способности не очень велики, но живу я в литературе с горьковатым чувством того, что время идет, а большие и ясные слова о большом и сложном времени нашем все еще не выплавляются в сердце. И тем горше это чувство неудовлетворенности, что огромное содержание эпохи, преобразившей все историческое существование человечества, участниками созидания которой выпало нам великое счастье быть, еще не выражено в нашей поэзии, даже в творчестве самых сильных, талантливых и любимых народом, столь ярко, как должно бы быть изображено. И чем больше живешь на земле, тем острее возникает непреоборимая необходимость исповедоваться перед современниками и перед будущим за изумительную, невиданную по своей красоте судьбу поколения делателей величайшей из социальных революций, славной армии строителей коммунизма, к числу которых ты имеешь высокую честь принадлежать, от имени которых выпало тебе счастье выступать в литературе.
Прозой ли, стихами ли обязаны мы, советские поэты, рассказать человечеству историю своего современника, деяния которого до основания потрясли мир.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +