Я родился 10 марта 1906 года в Баку, в семье рабочего. Мой отец Али Аббас Рустам-оглы работал в то время чернорабочим в пароходстве «Кавказ и Меркурий». Мать, Хырда ханум Бахшы-кизы, была домохозяйкой. Так как положение семьи нашей было тяжелым, отец вместе со своим братом Агададашем Рустам-оглы открыли небольшую кузницу на Шемахинской дороге, поблизости от базара. Два брата, занимаясь тяжелым физическим трудом, кое-как содержали свои семьи. В нашей родне было немало кузнецов, плотников, слесарей, штукатуров и землекопов.
По рассказам, мой дед со стороны отца был высоким, черным человеком. Иногда добровольно участвовал на площадях в борьбе. Однажды он встретился с известным борцом и уложил его на лопатки. Многие не знали имени моего деда и спрашивали: «Кто этот черный человек?!» С тех пор настоящее имя деда забывается, и его называют «Гара» (Черный), и сейчас в районе Шемахинки нас называют «Гара эвлады» (род черных). Мой отец также имел широкие плечи, крепкие мускулистые руки и ноги. В дни весенних праздников недалеко от Баку, в Ясамальской долине, встречались любители азербайджанской борьбы. Помню, отец возил и меня на эти гулянья. Когда он побеждал в борьбе, радости моей не было конца. Потому что деньги, собранные с круга, доставались отцу. Небольшая доля перепадала и мне.
С удовольствием слушали мы сказки и песни, которые рассказывали и пели дед и бабка. Дед очень сочно, живо и образно рассказывал разные истории и приключения, свидетелем которых был. Нам очень нравились «баяти», которые пела бабушка, доя коров. Мой дед по материнской линии Сари Бахши (Желтый Бахши) и впрямь был желтым, высоким худым человеком. Он перегонял для бакинских богатеев скот из Ирана, Туркмении и из районов Азербайджана. Пас стада. На окраине Баку, с правой стороны от нынешнего парка им. Кирова, сеял пшеницу. Во время обмолота все внуки собирались на току. Местность, где жил дед, называлась «Ченберекенд». Название это связано с навозом, который лежал на стенках для просушивания. Некоторые старые одноэтажные дома Ченберекенда сохранились и до сих пор.
Сари Бахши был борцом и палочным бойцом Ченберекенда. Палочный бой был присущим Баку развлечением, вернее — дуэлью. Два палочных бойца или состязались друг с другом, или с помощью палок решали спорные вопросы. Первый удар наносил не вызвавший, а вызываемый. Тот, кто должен был принять удар, не меняя места, мог только движением защищать голову. Я видел эти палки в конюшне деда. На конце каждой из длинных крепких палок была шишка величиною с кулак. Мы, внуки, играли с этими палками, ездили на них, словно на лошадях.
В 1923 году, когда я написал первое стихотворение, дед очень обрадовался. «Это божий дар, не каждому дается»,— сказал он. Его дети, внуки и правнуки рассыпались по всему Баку и окрестным селам. К старости, почти ослепнув, он измерял наш рост вершками и очень радовался, что мы подросли.
Он умер в 1927 году в возрасте ста тридцати двух лет. В том же году скончалась и бабушка. После их смерти радость дедовского очага нарушилась. Мы стали реже ходить в их двор. Во дворе дедовского дома, возле парка Кирова, и до сих пор сохранились деревья, посаженные дедом сто — сто двадцать лет назад.
В царское время начальное образование я получил в 4-й русско-мусульманской школе. В этой школе у нас были хорошие учителя. Один из них, директор школы, выдающийся представитель азербайджанской литературы, писатель Сулейман Сани Ахундов, пробудил в нас большую любовь к литературе, к рассказам и поэзии. Вторым учителем, к которому мы питали особенно глубокую любовь, был М. Г. Везиров,— он погиб впоследствии в числе двадцати шести бакинских комиссаров. Это был чуткий педагог, имевший свой особый подход к каждому ученику. Его всегда беспокоило положение бедных детей.
У нас в школе были уроки шариата. Когда мы плохо молились и плохо читали коран, молла запирал нас без обеда в темной комнате. В таких случаях нам на выручку приходил Везиров. Иногда он собирал нас у себя, в маленькой комнатке на Шемахинке, помогал готовить уроки, объяснял непонятные арабские слова, услышанные на уроках шариата. В дни весенних праздников мы относили ему долю шакярбуры (сладкие пирожки). Однажды он по ошибке назвал шакярбуру шакяргара. С того дня мы между собой называли любимого учителя Шакяргара.
В эти годы, несмотря на неустанный труд, отцу лишь ценою огромных лишений удавалось прокормить семью. Положение улучшалось только раз в год, когда крестьяне ремонтировали инвентарь, готовясь к весенней вспашке. Возвращаясь из школы, я, мой брат и двоюродные братья помогали отцу и дяде в кузне. В Баку бывали и случайно разбогатевшие люди. Например, если на пахотном участке кого-нибудь появлялась нефть, он примитивными методами копал колодец и, продавая добытую нефть, хорошо жил. Я не забуду одного случая. Двоюродный брат, отца, Мамед Таги, был одним из случайно разбогатевших. Отец и дядя всегда брали у него в долг. Мамед Таги был очень мягким и хорошим человеком. Видя наше тяжелое положение, он посоветовал отцу купить в селении Хырдаланы небольшой участок и рыть скважину. Так и сделали. Отец и дядя Агададаш продали приданое жен и купили в Хырдаланах клочок земли. Начали рыть скважину. Семья жила в нетерпеливом волнении. Все думали: «Улыбнется ли нам счастье?» Отец и дядя каждую пятницу рано утром уезжали на фаэтоне в Хырдаланы и вечером с большими надеждами возвращались домой. Когда работы близились к концу, волнение и тревога еще больше возросли. Отец и дядя привозили из Хырдалан в платках землю. Радости нашей не было конца. Вся семья, даже соседи, собирались во дворе и по очереди нюхали сырую землю. Многим из нас казалось, что земля пахнет нефтью, вернее счастьем, хорошей жизнью. Чтоб закончить рытье, мы продали и другие ценные вещи. Залезли в долги. Наконец в одну пятницу отец и дядя вернулись из Хырдалан очень расстроенные. На этот раз они не привезли даже земли. Трудно было вырвать у них хоть слово. Скважина, на которую мы так надеялись, дала лишь водяной фонтан. Двери недоступного счастья закрылись перед нами. Вскоре известные нефтепромышленники Баку проглотили нефтеносную землю Мамед Таги. Его положение стало очень плохим. Семья распалась. Он стал плохо видеть. Затем пошел по миру.
После этого события отец и дядя до рассвета начинали работу и возвращались домой поздно вечером. Эта картина до сих пор перед моими глазами. С наступлением вечерней темноты все лавки на Шемахинке закрывались. И только яркий отсвет горящей кузни озарял все вокруг. Одним словом, с большим трудом наша семья через несколько лет вылезла из долгов. И сейчас, когда я прохожу по улице Касума Измайлова (бывшей Спасской), перед моим взором оживают картины детства, друзья, наша несчастная семья, бившаяся в тисках долгов.
В то время известный бакинский революционер Али Байрамов жил напротив нашего дедовского дома, на первом этаже, в доме одного богача. Жители нашего квартала питали большое уважение к Али Байрамову и его жене — большевичке Джейран-ханум. Я помню, когда мусаватисты зверски убили любимого революционера Али Байрамова, все жители нашего квартала — и старики, и молодежь, и девушки, и дети — погрузились в глубокий траур. Весь город стекался на нашу улицу. Похороны Али Байрамова превратились в демонстрацию мести против диких контрреволюционеров.
Я помню, что в напряженную пору классовой борьбы мой отец и дядя вместе со своими товарищами-кустарями часто ходили на собрания. Во время выборов представители различных партий со знаменами ходили по улицам и площадям города, собирая у населения голоса. Контрреволюционеры прибегали к различным уловкам. Мой отец и дядя отдали голоса пятому номеру, за большевиков. Они, не уставая, говорили о том, что эта партия принесет беднякам новую, счастливую жизнь. После того как отец и дядя проголосовали за пятый номер, реакционные элементы нашего квартала стали преследовать и оскорблять нашу семью, угрожать ей. По этой причине никто из нас не задерживался вечером на улице. В то время бандитам убить человека было все равно, что выпить стакан воды.
В 1917 году Октябрьская революция раскрыла глаза трудящимся Баку и призывала их к борьбе за свободу. А после установления советской власти в Азербайджане в 1920 году, когда было свергнуто продажное мусаватистское правительство, народ в настоящем смысле слова получил свободу. Имя Ленина, как песня, передавалось из уст в. уста. Я свидетель того, как наша набожная семья и соседние семьи, вознося руки к небу, молились за него. В то время в мусульманских семьях на Ленина, принесшего свободу и счастье угнетенным, смотрели как на пророка.
В комсомол я вступил в 1922 году. Самая кипучая пора моей жизни прошла в этой организации. В эти годы я учился на электромеханическом отделении индустриальной школы имени Наримана Нариманова. Мои родители, перенесшие много страданий, хотели видеть меня непременно доктором или инженером, потому что до революции в Баку была большая нужда во врачах и инженерах. На весь город приходилось несколько врачей и инженеров из азербайджанцев. Короче, в большом районе города насилу можно было сыскать одного врача. Но я не оправдал надежд семьи, потому что любовь к литературе росла изо дня в день. Литературные журналы и книги влекли меня в другую сторону, звали в иной мир.
В 1922 году я написал одноактную комедию о женской свободе «Чимназ-ханум спит» и передал ее в Сатир-агит театр. Моей радости не было конца, когда я увидел афишу, извещавшую о том, что моя комедия будет оставлена в числе других одноактных комедий известных литераторов. Родным я ничего не сказал. В день премьеры отец со своими товарищами появился в театре. Они сели в задних рядах. Когда я их увидел, меня бросило в пот, я растерялся. Кое-как выбравшись из зала, я прошел за кулисы, сел в стороне и смотрел. И вдруг стали кричать: «Автора, автора!» Игравший в комедии народный артист Мирза Ага Алиев вытащил меня за руки на сцену. Домой я вернулся раньше отца. Когда пришел отец, он сказал: «Послушай, в театре вытащили на сцену одного парня. Очень на тебя похож». Я ответил: «Да, бывают очень похожие люди. Не представляю, кто это». На этом разговор закончился. Так как зрение отца ослабло от ослепительного света кузницы, он плохо видел меня из задних рядов. Только через два года эта тайна раскрылась.
Первое стихотворение я написал в 1923 году. Я передал его на рецензию нашему учителю, известному писателю Сейид Гусейну Садыху. Прошли дни и недели. Я стеснялся напомнить учителю о своих стихах. И вдруг один школьный товарищ поздравил меня и передал мне журнал «Просвещение и культура». В этом журнале было напечатано мое первое стихотворение «Забытый юноша». Его передал в журнал Сейид Гусейн Садых. Это окрылило меня. Стихотворение было напечатано с ошибками, без поправок. С этого времени в газетах и журналах часто публиковались мои стихи. Больше всего я печатался в органе ЦК ЛКСМ Азербайджана «Гяндж ишчи» («Молодой рабочий»).
В 1924 году по совету своих преподавателей я перевелся из техникума имени Наримана Нариманова на последний курс педагогического техникума № 18. Здесь преподавали такие известные литераторы, как Солтан Меджид Ганизаде, Абдулла Шаик и такие крупные педагога, как Семедбек Гаджиалиев, Панах Касумов. В 1925 году начал работать заведующим отделом литературы в редакции «Гяндж ишчи». На страницах этой газеты мы повели борьбу с врагами новой советской литературы. В этой борьбе большую помощь оказывал нам Центральный Комитет Коммунистической партии Азербайджана. В то время притаившиеся, в закоулках враги, пантюркисты, буржуазные националисты всячески тормозили развитие новой советской литературы, старались опорочить ее молодых представителей. Бежавшие за границу мусаватисты печатали в Турции и других капиталистических странах в своих грязных органах всякие нападки на нас, распространяя ложь и клевету. Меня тоже называли продавшимся большевикам предателем родины и народа.
В то время когда некоторые, косо смотревшие на советскую поэзию, читали в залах, где пахло вином, свои гнилые стихи и возносили друг друга до небес, мы читали свои стихи на заводах и фабриках перед бакинскими рабочими. Новая русская советская литература была большой опорой для молодых писателей и поэтов Азербайджана. В эту пору напряженной борьбы руководители партии и правительства Азербайджана, Али Гейдар Караев, Рухулла Ахундов, Габиб Джабиев, Юсуф Касумов, Гусейн Рахманов, часто беседовали с молодыми писателями, оказывали им всестороннюю помощь.
В 1925 году я поступил на Восточный факультет Азербайджанского университета. Здесь читал лекции такой крупный литератор как Абдурагимбек Ахвердов. Я продолжал публиковать мои стихи, рассказы и фельетоны. Литературные силы, объединившиеся в союзе молодых писателей Азербайджана «Красное перо», все чаще радовали народ хорошими, полноценными произведениями.
Мой первый сборник стихов «От печали к радости» был напечатан в 1927 году. Выход этой книги был большой радостью и для меня и для моих собратьев по «Красному перу». Затем один за другим появились сборники моих стихов: «Голос», «Огонь», «Шаги», «Романтика ночи», «Звезды», «Песни жизни» и другие.
Встречи с приезжавшим в эти годы в Баку поэтом революции В. Маяковским и Максимом Горьким окрылили нас для еще большего взлета. Кучка мещанских поэтов и писателей, не имевшая никакой связи с жизнью и народом, выдвигавшая теорию «искусство для искусства», теперь уже нигде не могла свить себе теплого гнезда. А советская литература пускала в обществе глубокие корни.
В 1928 году я был переведен из Азербайджанского университета на литературный факультет 1-го Московского государственного университета. В эти годы в московских вузах учились Самед Вургун, Осман Сарывели, М. Рафили, А. Февзи и другие азербайджанские писатели. Это было большим событием для азербайджанской советской литературы. Закончив образование, мы все вернулись в Баку и с новыми силами принялись работать.
В ряды КПСС вступил в 1940 году. Как уже известно, читателям, пишу с шестнадцатилетнего возраста. Читателям также известно, что мне уже исполнилось пятьдесят лет. Но даже в этом возрасте я чувствую себя молодым поэтом — вернее, поэтом кипучей юности народа, творящего чудеса.
До сего времени вышло более сорока моих больших и маленьких книжек. Двенадцать из них изданы на русском языке в Баку и Москве. Написал четыре сценических произведения. Ряд стихов и поэм переведен на грузинский, армянский, туркменский, казахский, кумыкский, узбекский, татарский, украинский, белорусский, болгарский, румынский, английский языки. Сам я перевел на азербайджанский язык ряд стихов и поэм Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Есенина, Маяковского, Шота Руставели, Туманяна, Уткина, Азата Вштуни, Паоло Яшвили, Гегама Саряна и других.
Композиторы Азербайджана написали музыку к ряду моих стихов.
В 1940 году Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР мне присвоено звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР. За литературную деятельность правительство наградило меня орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
Я избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР всех созывов.
В 1941 году в составе частей Советской Армии был в Иране. Результатом этого явился сборник стихов «Два берега», которому была присуждена Сталинская премия.
В течение 1958—1959 годов мною написано около ста стихотворений. К декаде азербайджанской литературы и искусства вышли сборники моих стихов в Москве — в Гослитиздате и «Советском писателе» — ив Азербайджанском государственном издательстве.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.