Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Павленко Петр Андреевич


Сборник "Советские писатели"
Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru

Автобиография

Я родился в 1899 году 11 июля в Петербурге. Отец был воинским писарем, мать — сельской учительницей. Через год после родов мать заболела туберкулезом, и отец увез ее на Кавказ, в Грузию, которая стала для меня второй родиной. Там отец занимался ремесленничеством, был переплетчиком, букинистом, потом устроился в качестве мелкого служащего на железную дорогу. В Тифлисе мать умерла. Началась для нас с отцом холостая жизнь. Мы поселились в беднейшем районе города, в Нахаловке, населенной преимущественно железнодорожными рабочими. Жили мы нахлебниками у матери известного на Кавказе революционера-большевика Петра Монтина, убитого в 1905 году. Помню рассказы старших об Алексее Максимовиче Горьком. Он был — шестью или семью годами ранее того, как я стал себя помнить,— нашим соседом по Нахаловке. Все его знали здесь, а у нашей хозяйки он бывал неоднократно, и она много рассказывала о нем. Горький и отчасти Шаляпин (которого тоже многие знали) уже в ту пору вошли в мое сознание как легендарные богатыри.
И раньше, чем я начал читать Горького, я уже знал, любил и боготворил его, как великана, вышедшего из наших мест, так сказать земляка.
Ценою невероятных усилий и жертв отцу удалось устроить меня в реальное училище, из которого я бесчисленное множество, раз выбрасывался за невзнос платы.
Я рано начал читать, и читал запоем все, что попадалось под руку. В приготовительном классе написал первое и последнее свое стихотворение «Сен-Готард» — о Суворове, и от этих стихов меня самого начинало знобить мужеством и желанием подвигов.
При сдаче экзаменов за четвертый класс было предложено нам самим выбрать тему письменного сочинения; я выбрал тему пустыни и хорошо справился с нею, потому что мечтал о пустынях и собирался побывать в них вот уже добрых полгода. И это не было одной лишь фантазией. Моему отцу, как, впрочем, и ряду его сослуживцев, была предложена командировка в Абиссинию — очевидно, там предполагалось строительство железной дороги,— и мы с ним прочитали массу книг о путешествиях и научных статей, видели во сне львов и баобабы. Только случайность разрушила этот экзотический план.
Сочинение мое было премировано и даже будто бы напечатано в каком-то отчетном сборнике попечителя Закавказского военного округа.
Я совершенно не помню, когда начал писать. Вероятно, «Сен-Готард» был все-таки самой первой пробой. В шестом-седьмом классах я писал уже систематически, считался хорошим публицистом и прозаиком в рукописном журнале «Нива», который мы издавали небольшой группой.
Но удивительное дело — публицист я был суровый, строгий, народнического вначале толка, а прозаик — туманный, эстетически обезволенный. Публицистике я учился у П. Лаврова, потом у Герцена и Плеханова, а художественной прозе, очевидно, у Пшибышевского или кто его знает у кого. Страсть к грезам, заумным мечтаниям, рифмованному складу речи была подсказана, вероятнее всего, символистами — Андреем Белым, Ремизовым, и это тем более странно, что одним из первых любимых авторов моих был Горький.
Очень рано прочел я Слепцова, Решетникова, лет с шести знал наизусть «Солнце всходит и заходит» и все брошюрки «Донской речи», но когда сочинял сам, меня тянуло в сторону от знакомого — в пустыни, в девственные леса незнакомых стран.
Октябрьская революция застала меня в Тифлисе. Я мечтал о Тимирязевской (тогда Петрово-Разумовской) академии, но вынужден был зачислиться в Бакинский политехнический институт на сельскохозяйственное отделение.. Учиться приходилось мало, жил я частными уроками и мечтал уехать в Советскую Россию. Кажется, в 1919 году напечатал первую политическую статью в газете «Набат», органе бакинских нефтяников, занимавшей большевистские позиции.
В том же году стал работать в одном из нелегальных большевистских кружков. Там; же, в Баку, в условиях мусаватистского подполья, я вступил в партию, а в апреле или мае 1920 года, как только вошла в Баку 11-я армия, вступил в ее ряды добровольцем. Влекла к себе работа агронома, учителя,— жизнь сделала солдатом. Не помню, как это произошло, но меня почему-то зачислили по флотской линии, и окончив трехмесячную партийную школу, я выехал военным комиссаром вооруженного парохода «Бекетов» в Куринскую речную флотилию. В этой флотилии и в пограничных войсках, сражаясь с мусаватистами и персидскими разбойниками — шахсеванами на Мугани, я пробыл до конца 1921 года, когда меня демобилизовали по состоянию здоровья (тропическая малярия).
После демобилизации работал на сельскохозяйственной опытной станции, изучал хлопковое дело в той самой Муганской степи, где годом раньше дрался с белыми, потом ушел на партийную работу в Закавказский краевой комитет РКП (б).
С 1921 года я начал работать в газете.
Сначала это «Красный воин» — газета 11-й армии. Заведовал сельскохозяйственным отделом, писал о полковых огородах... Что я мог предложить своим читателям — до сих пор мне неясно, и я боюсь заглянуть в комплекты «Красного воина» за те годы. Мысли о писательстве приходили и исчезали. Все как-то было некогда им заняться. Я работал в аппарате двух комиссий по чистке партии, с головой уходил в партработу. Мысль, что я стану писателем, никогда не покидала меня, но я ничего не делал, чтобы начать. Я вел записные книжки, ретиво делал какие-то литературные заготовки, записывал десятки сюжетов — и теперь никак не могу вспомнить, почему все откладывал и откладывал свое литературное выступление. Впрочем, у меня никогда не возникало опасения, что я опаздываю. Работа в краевом комитете партии забирала меня всего целиком.
В 1924 году был делегатом XIII партийного съезда от Закавказья. В те же годы работал заведующим партийным отделом в газете «Заря Востока». Много писал на культурно-просветительные темы, пробовал себя в описательных очерках. Первый из них был посвящен Абхазии и принес мне признание профессионалов.
Три года, с 1924 по 1927, провел в Турции в качестве работника советского торгпредства. Вдоль и поперек изъездил Малую Азию. Знаю Турцию от Трапезунда до Александретты, побывал в Греции, Италии, у сирийских берегов, занимался изучением кустарных ремесел, писал в немецких специальных журналах о происхождении коврового рисунка, готовил даже целое исследование о ковровом орнаменте и регулярно печатал очерки в «Заре Востока» и «Одесских известиях», где был известен как «Суфи». Когда, вернувшись из Турции, я в 1928 году работал в Одессе, имя «Суфи» пришлось сохранить, так ' как оно привилось. Меня долго считали турком. Я сотрудничал в «Одесских известиях» и печатал в журнальчике «Шквал» фельетоны на зарубежные темы. В этом же году в «Прожекторе» и «Новом мире» появились мои первые рассказы, потом вышедшие отдельной книгой («Азиатские рассказы»).
Жизнь долго не позволяла мне целиком уйти в литературу,— быть может, это и хорошо; даже, думаю я, безусловно, хорошо.
Некоторые сверстники мои, писавшие, как и я, на страницах рукописных журналов и посчитавшие себя уже готовыми литераторами в семнадцать — восемнадцать лет, так никогда и не стали профессиональными литераторами. Большинство их превратилось в советских служащих с ущемленным самолюбием. Свои творческие неудачи они объясняли вторжением в их жизнь революции, суровостью большевизма и проч.
Я начал писать и печататься сравнительно поздно (если считать 1928 год моим первым писательским годом, как это и есть на самом деле), но не жалею об этом.
Я много жил, много видел. Турция, Греция, Италия, Франция оставили во мне неизгладимый след, расширили горизонт. Я начал поздно и, повторяю, не жалею об этом. Мне жаль, что я начал не так, как хотелось бы.
Неукротимый дух экзотизма, владевший мною в детстве, сказался и на первых моих книгах, уводя их от жизни в сторону красивого вымысла и причиняя мне — по заслугам, конечно,— множество неприятностей с критикой.
В марте 1930 года Н. С. Тихонов и я организовали первую бригаду писателей (до нас еще никто не ездил бригадно) и выехали в Туркменистан. В бригаде были Н. Тихонов, Вс. Иванов, Л. Леонов, В. Луговской, Г. Санников и я.
Мы были первыми русскими советскими писателями, посетившими молодую республику, и видели много интересного. Эта поездка дала одну из лучших книг Луговского — «Большевикам пустыни и весны» и прекрасную книгу очерков Тихонова — «Кочевники», Поездка с группой талантливых писателей, с большим, чем у меня, литературным опытом, принесла огромную пользу и многому меня научила.
Она заставила меня критически отнестись ко всему тому немногому, что я написал, и искать нового пути. Я написал книгу очерков «Путешествие в Туркмении» и повесть «Пустыня». Не скажу, однако, что, написав «Пустыню», я сразу нашел этот путь. И в «Пустыне» было еще много эстетства, влечения к ориентальной экзотике, к нарочитой красивости.
В 1932 году вышел в свет мой первый роман, «Баррикады», посвященный событиям Парижской коммуны. В этой работе я хотя и приблизился к реализму, но полностью не овладел манерой реалистического письма.
Кто-то из критиков сказал, что «Баррикады» — неудачная вещь с великолепными заплатами. В год выхода «Баррикад» в моей жизни произошло событие, которому предстояло решительно изменить мой писательский путь,— я познакомился с А. М. Горьким.
В 1933 году Н. Тихонов, В. Луговской и я совершили вторую поездку, на этот раз — в Дагестан, где познакомились с Сулейманом Стальским, в те поры популярным лишь у себя в республике. О встрече с этим замечательным старцем я рассказал Алексею Максимовичу, и он поручил П. Ф. Юдину добиться избрания Стальского на съезд писателей. При выработке состава президиума съезда Тихонов и я предложили и Стальского, и мне же довелось представить Сулеймана Горькому.
В 1934 году, тотчас после съезда, А. Фадеев, А. Гидаш, Фраерман и я выехали на Дальний Восток. Коллективные путешествия нравились мне, я видел в них много хорошего. Гидаш и Фраерман скоро покинули Восток, а мы с Фадеевым пробыли там больше: я более полугода, а он — с год.
В 1936 году в журнале «Знамя» вышел мой роман «На Востоке». Он был хорошо принят нашим читателем и неоднократно издавался за рубежом.
С этого же времени я начал пробовать свои силы в кинодраматургии. Сценарии «На Дальнем Востоке», «Яков Свердлов», написанный в содружестве с Борисом Левиным, «Александр Невский», «Клятва», «Падение Берлина», не считая нескольких других, не увидевших экрана, или таких, как «На границе», в которых мое участие было косвенным, на много лет увлекли меня в мир кинематографии.
Экран привлекал меня, прежде всего как гигантская трибуна, как возможность разговаривать с миллионным зрителем. Я верю, что кино — дитя прозы, а не театра, и что прозаики ближе к нему, чем театральные драматурги. Надежда написать когда-нибудь безупречный сценарий никогда не оставляет меня.
В период между 1932—1938 годами я редактировал журнал «30 дней», затем горьковский альманах «Год XXII», много работал как журналист. Газетную работу люблю и ценю всю жизнь. Газета всегда была для меня лучшим учителем.
В 1939 году, будучи свидетелем великого народного энтузиазма, на строительстве Ферганского канала, я задумал на эту тему киносценарий и роман. Ни тому, ни другому замыслу не удалось осуществиться, ибо зимой того же года я уже трудился на Финском фронте в качестве военного корреспондента красноармейской газеты «Героический поход».
Пауза между финской кампанией и началом Великой Отечественной войны была коротка. Я едва успел написать историко-литературный портрет Шамиля, вождя горских племен Кавказа, жизнь которого изучал в течение ряда лет, и снова вернулся к работе военного журналиста в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Мне довелось побывать на Западном, Брянском, Крымском, Закавказском и 3-м Украинском фронтах.
Во время войны написал очень неудачную «Русскую повесть», книгу рассказов «Путь отваги», текст к хроникальному фильму «Разгром немцев под Москвой» и сценарий «Клятва».
С 1945 года, закончив войну при 3-й Гвардейской армии, взявшей Вену, я переехал в Крым, где написал роман «Счастье», несколько рассказов, сценарий «Падение Берлина» и маленькую повесть «Степное солнце».
В 1939 году вместе с группой советских писателей я был награжден орденом Ленина, в 1940 году за участие в войне с белофиннами награжден орденом Красной Звезды, в 1943 году — орденом Красного Знамени.
Первую Сталинскую премию я получил в 1941 году за сценарий «Александр Невский», вторую — в 1947 за сценарий «Клятва», третью — в 1948 году за роман «Счастье», четвертую — в 1950 году за сценарий «Падение Берлина».
С 1946 года я руковожу Крымским отделением ССП, редактирую альманах «Крым», с 1947 года являюсь членом редколлегии журнала «Знамя», с которым в основном связана моя литературная жизнь.
В послевоенные годы мне пришлось довольно часто бывать за рубежом: в Чехословакии, Австрии, Германии, Италии и США. Зарубежные впечатления подсказывают новый роман. Но я не могу забыть и того восторга, который был вселен в меня когда-то народной Ферганской стройкой.
Я в долгу перед ней. Я в долгу перед Юлиусом Фучиком, с которым познакомился в Москве в 1935 году и о котором следовало бы создать героический фильм. Я в долгу перед Севастополем.
В общем, перелистывая записную книжку, понимаю, что надо написать больше, чем написано, и написать намного лучше, чем удавалось до сих пор.
Живу и работаю с уверенностью, что это все-таки удастся.
П.А. Павленко умер в Москве 16 июня 1951 года.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +